российские актрисы в каннах
Советский шик: как актрисы СССР блистали на кинофестивалях в Каннах и Голливуде
На фотографии слева направо: Софи Лорен,Лилия Юдина, Митци Гейнор и Татьяна Самойлова.
На знаменитых международных кинофестивалях блистали не только зарубежные актрисы. А и наши актрисы производили фурор на красных дорожках фестивалей. И они очень достойно представляли на этих кинопраздниках нашу страну. А во что они были одеты на торжественных мероприятиях фестивалей?! И надо сказать, что они сумели произвести впечатление на искушенных гостей фестиваля и своей красотой, и нарядами.
Слева направо: Сергей Герасимов, Михаил Калатозов и Марина Ладынина. Канны, 1946 год.
Ирина Скобцева. Актриса отправилась в Канны в 1956 году. Там была представлена кинокартина “Отелло”, где Ирина сыграла Дездемону. Тогда она была удостоена звания “Мисс шарм Каннского фестиваля”.
Правда, для этого пришлось потрудиться: ситцевое платье для актрисы шили прямо на “Мосфильме”.
Татьяна Самойлова. Актриса получила “Золотую пальмовую ветвь” за фильм “Летят журавли” в Каннах в 1958 году. Ее посчитали самой очаровательной и скромной среди остальных участниц.
Красоту Татьяны оценил даже Пабло Пикассо, а на фоне иностранных коллег Самойлова выглядела совсем не хуже.
Среди Мартины Кароль и Джины Лоллобриджиды. Канны. 1958
Софи Лорен, Лилия Юдина, Митци Гейнор и Татьяна Самойлова
Жанна Прохоренко. Звезда фильма “Баллада о солдате” была одной из первых советских актрис, посетивших США. Иностранные стилисты сделали ей яркий макияж и начес, но Жанна решила все смыть, оставив естественную красоту. Она произвела настоящий фурор в Каннах и Сан-Франциско в 1960 году.
Жанна Прохоренко и Владимир Ивашов
Клара Лучко в Каннах в 1960 году
Людмила Савельева. В 1969 году на премии “Оскар” серию фильмов Сергея Бондарчука “Война и мир” признали лучшими на иностранном языке.
Красоту и талант Людмилы Савельевой тоже оценили достойно — она была одной из лучших актрис, показавших образ Наташи Ростовой. Тогда ей было 27 лет.
Л. Савельева исполняет русский танец Наташи после вручения Оскара
На берлинском фестивале побывали Наталья Кустинская и Тамара Сёмина.
Элина Быстрицкая на фестивале в Карловых Варах
Слева направо: Людмила Гурченко, Андрей Кончаловский, Наталья Андрейченко и Никита Михалков. Канны, 1979 год представляют фильм «Сибириада»
Наши актрисы на международных кинофестивалях ни в чем не уступали западным кинозвездам )
Наши в Каннах: история вопроса
Каждый конкурс Каннского кинофестиваля — многофигурная пьеса. Пьеса с частично продуманной, а частично спонтанной драматургией, с рифмами и противоречиями, героями первого и второго планов. Свой сюжет длиною в десятилетия сложился и во взаимоотношениях Канн с советским/российским кинематографом — кому-то он покажется ситкомом, кому-то высокой трагедией. Специально для ИК Сергей Дёшин изучил летопись отечественного кино, увиденного в лучах Круазет — от Юткевича и Калатозова до Звягинцева и учеников Сокурова. Перед вами полный список советских и российских режиссеров побывавших на фестивале, логикой цифр поверяющий успех и мифологию нашего присутствия в Каннах.
На завершившемся Каннском кинофестивале — 2021 в двух главных программах принимали участие сразу три фильма из России: «Петровы в гриппе» Кирилла Серебренникова в основном конкурсе; «Разжимая кулаки» Киры Коваленко и «Дело» Алексея Германа — младшего в «Особом взгляде». Не считая «наполовину» русского фильма финна Юхо Куосманена «Купе номер шесть» в основном конкурсе, снятого в России на русском языке и с русскими актерами. Фильм Куосманена был удостоен Гран-при. Но главная победа российского кино состоялась благодаря ученице Александра Сокурова Кире Коваленко — ее фильм «Разжимая кулаки» получил первую награду «Особого взгляда».
Успехи 2021 года заставляют задуматься — впервые ли российскому кино достается столь большое внимание? Три российский фильма в Каннах — это много или мало? Еще свежи в памяти успехи Кантемира Балагова. Припоминается одновременное попадание в Канны Александра Сокурова и Андрея Звягинцева, Сергея Лозницы и Никиты Михалкова… Но как обстояли дела с призами отечественного кинематографа на Круазет?
«Советское кино — правда великое? Или это миф?» — именно таким вопросом Юрий Дудь озадачил гостя своей программы Антона Долина. На него сложно ответить так, чтобы собеседник не принял тебя за «бумера». И все же один способ существует. Во времена, когда любой культурный форум (подобно «Евровидению» или ЧМ по футболу) становится еще одной удобной патриотической платформой, неудивительно, что и история Канн, самого престижного кинофестиваля в мире, отвечает на тот же запрос.
Проведем простой эксперимент — перечислим полный список советских и российских фильмов, участвовавших в Каннском фестивале. Кажется, одно лишь перечисление поможет развеять некоторые мифы.
1. Только ли «Летят журавли»?
Всем известно, что «Золотую пальмовую ветвь» наш фильм получал всего один раз — за картину «Летят журавли» в далеком 1957 году. Однако это не совсем так. Высшей награды (тогда эта премия еще именовалась Гран-при) также удостаивался советский классик Фридрих Эрмлер — в 1946 году он разделил приз с десятью другими режиссерами.
Еще трижды наши кинематографисты получали «Золотую пальмовую ветвь» в коротком метре. Спасибо стоит сказать классикам анимации — Федору Хитруку (в 1974-м), Гарри Бардину (в 1988-м) и Алексею Харитиди (в 1995 году).
2. Советская классика
Для многих зрителей Каннский фестиваль ассоциируется с именами европейских классиков (Антониони, Висконти, Феллини, Годар), а отечественное кино с французским фестивалем связано разве что победой уже упомянутой ленты «Летят журавли» или через героев нашего времени: в начале нулевых через фильмы Сокурова, сегодня — Звягинцева.
Но это неправда. В конкурсе Канн почти каждый год были представлены советские классики — Иосиф Хейфиц, Лев Кулиджанов, Григорий Чухрай, Григорий Козинцев, Сергей Васильев, Сергей Бондарчук. Для новых поколений они — часть ретроэфира канала «Культура». Хотя в действительности из года в год их фильмы соревновались в основном конкурсе наравне с мировыми классиками.
Так, например, в год победы феллиниевской «Сладкой жизни» в конкурсе было три советских картины — «Дама с собачкой» Хейфица, «Баллада о солдате» Чухрая и «Неотправленное письмо» Калатозова. И ведь нельзя сказать, что это была экстраординарная ситуация: два-три советских фильма в программе — обыденность для Канн. Почти каждый год наши фильмы получали крупные награды — кто виноват, что помнят преимущественно лишь о победе «Летят журавли».
Сергея Юткевича, например, можно назвать одним из первых любимцев в ранней истории фестиваля, даже его символом. Он трижды входил в состав жюри фестиваля, четырежды его фильмы оказывались конкурсе, а два раза его картины были награждены призом за лучшую режиссуру. К слову, дважды лучшими режиссерами Канн, кроме Юткевича, становились только легендарный Робер Брессон, Рене Клеман и Джон Бурмен, а еще больше получали лишь… братья Коэн (трижды).
Стоит отдельно упомянуть, что в то время отбор на Каннский фестиваль был несколько иной, чем сейчас, — фокус делался на несколько стран, и от каждой из них представлялся широкий список участников. Особенное внимание уделялось странам соцблока — впрочем, умаляет ли это значение советской, венгерской или польской кинематографий? И все же любопытно — в 50–60-е Вайда оказывался в конкурсе чаще Годара (четыре раза против ни одного). Кроме того, участие в Каннах не гарантировало фильму место в истории кино или памяти зрителей. Даже среди соотечественников. Некоторые ленты, которым посчастливилось представлять СССР в Каннах, сегодня знают разве что историки кино.
Также остается только пожалеть, что европейских фестивалей еще не существовало в 1920-е годы, когда были созданы самые канонические шедевры советского и вообще всего немого кинематографа: Эйзенштейн и Вертов против Мурнау и Дрейера в конкурсе Канн? Это сюжет теперь лишь для синефильских стимуляторов.
3. Рязанов vs Параджанов
Принято считать, что в Советском Союзе все обожали преимущественно комедии Рязанова и Гайдая, тогда как Европа смотрела Тарковского и Параджанова. Но в 1964 году в Основной конкурс Канн попал… Георгий Данелия и его картина «Я шагаю по Москве». Еще через десять лет данелиевская экранизация Марка Твена — «Совсем пропащий» — снова в конкурсе в одном ряду с фильмами Пазолини, Фассбиндера, Спилберга и Копполы.
Еще через декаду, в 1983-м, Эльдар Рязанов представил в Каннах свой «Вокзал для двоих» и боролся за «Пальмовую ветвь» с Тарковским. Но самое удивительное даже не это. Вообще, карьера Рязанова стартовала именно здесь, в Каннах! Еще в 1955 году на фестивале был представлен его документальный фильм «Остров Сахалин», и, как гласит легенда, только впоследствии он получил место на «Мосфильме» и начал снимать игровое кино.
Тогда как фильм Параджанова в Каннах впервые показали в 2014 году в рамках «Каннской классики».
4. Проклятый поэт
Есть в советском кино и свои «проклятые герои», которые оставили след на Каннском фестивале. Это малоизвестный и забытый сегодня Никита Курихин. В Канны он впервые попал в 1956 году — ему было 34 года — с коротким фильмом «Товарищ уходит в море» и даже был удостоен «Высшей технической награды» (как Владислав Опельянц сейчас за «Петровых в гриппе»). А затем оказался и в конкурсе 1965 года с фильмом «Жаворонок». Через три года Курихин погиб в автокатастрофе.
5. Время Тарковского
Как ни парадоксально, но с появлением Тарковского в каннском пантеоне в 70-е годы количество советских фильмов в конкурсных программах значительно сократилось. Правда, именно что на фоне предыдущих десятилетий — ведь ни одного советского фильма в конкурсе Канн не было только в 1970 и 1976 годах.
Ситуацию можно было бы списать на застойное время. Но в те же годы в Берлине и в Венеции свои победы одерживали Сергей Соловьев и Лариса Шепитько. Стоит отдельно сказать, что за оттепельным кинематографом десятилетием ранее Канны не успели вообще. Долгое время сохраняя место советским классикам 50-х, Канны упустили из внимания режиссеров новой генерации — шестидесятников. Свои первые награды Тарковский, Кончаловский, Хуциев, Петр Тодоровский, Панфилов, Митта получали в другом месте — в Венеции. Вероятно, это следствие метода отбора на Каннский фестиваль — в то время Госкино решало, какие фильмы отправлять на международный смотр. Или же в какой-то мере то была сознательная позиция Канн — дать шанс только картине «Я шагаю по Москве»?
6. Михалков и Герман
Параллельные программы Каннского фестиваля всегда славились новыми именами. Что применимо и к ряду советских кинематографистов. В 70-е годы именно в «Двухнедельнике режиссеров» были показаны фильмы Отара Иоселиани и Никиты Михалкова, а в «Неделе критики» — «Двадцать дней без войны» Алексея Германа. В 80-е годы в «Особом взгляде» единожды оказывались фильмы Киры Муратовой и Динары Асановой.
Герман, Муратова, Асанова — принято считать, что Канны обходили стороной фигуры этих режиссеров. Но получается, что Герман был в Каннах еще за 20 лет до «Хрусталева» и за десять до перестроечных побед в Локарно.
7. Жиль Жакоб и «эти русские»
Только два отечественных фильма открывали Каннский фестиваль. В 1999 году это был «Сибирский цирюльник» Никиты Михалкова, а в 1978-м — «Мой ласковый и нежный зверь» Эмиля Лотяну. Так совпало, что оба фильма практически отмерили срок легендарного Жиля Жакоба на посту худрука фестиваля, пришедшего в 78-м, а ушедшего в начале нулевых.
8. Перестройка и начало 90-х
В перестройку внимание к нашему кинематографу достигло своего пика. С середины 80-х на фестиваль стали отбираться фильмы в таком количестве, что сравнить его можно только с золотым советским периодом начальной истории Канн. А порой новые цифры даже превосходили прежние. В 1987 году во всех программах присутствовало восемь русскоязычных фильмов. В 1990-м — девять, в 1992-м — семь. Снова в основном конкурсе почти каждый год присутствовали по два-три отечественных режиссера. В 86-м и 87-м — по три картины в конкурсе. В 90-м, 91-м, 92-м и 94-м — по две.
Тарковский, Бондарчук, Кончаловский, Михалков, Абуладзе, Бардин, Шахназаров, Хамдамов, Каневский, Панфилов и, конечно, фаворит Канн той поры — Павел Лунгин.
Возможно ли сейчас представить такую картину? Даже с учетом огромного количества фильмов в параллельных программах. За период с 1983 по 1994 год среди наград — три Гран-при, два Приза за режиссуру, две «Золотые камеры», «Золотая пальмовая ветвь» за короткий метр и так далее. Хамдамов однажды нелицеприятно высказался, что когда «откроют» Северную Корею, режиссеры из этой страны заполонят мировые фестивали. Но ведь сам Хамдамов сотоварищи оказался именно в этой роли в годы перестройки?
9. Балабанов
Алексей Балабанов и Канны — история еще одного мифа. В середине 2000-х, особенно в момент выхода «Груза 200», было распространено мнение, что Балабанов «обижен» Каннским фестивалем, лишен подобающей ему фестивальной карьеры. Это не совсем так. Некогда, вплоть до конца 90-х, Балабанов был именно что постоянным каннским резидентом. Из первых четырех больших картин режиссера премьеры трех состоялись именно в параллельных секциях Каннского фестиваля: «Счастливые дни» и «Брат» — в «Особом взгляде», «Про уродов и людей» — в «Двухнедельнике режиссеров». В дальнейшем картины Балабанова действительно не отбирались на фестиваль. Но и здесь можно отыскать свою закономерность — Балабанов, уйдя в более жанровые фильмы на рубеже веков («Брат 2», «Война»), уступил место другому большому автору — Сокурову.
10. Сокуров
Александр Сокуров пять раз номинировался на «Золотую пальмовую ветвь» (больше кого-либо из России за всю историю) и сегодня имеет статус каннского классика (хотя и без большого приза), входящего в почетный клуб так называемой каннской номенклатуры — в компании Джармуша, Альмодовара, братьев Дарденн, Лоуча. Тем не менее пример Сокурова — показательный.
До 1999 года он вообще ни разу не был на Каннском фестивале, даже в параллельных секциях.
Фильм «Молох» стал девятой полнометражной картиной почти за 20 лет работы в кино (не считая огромного числа документальных лент) для 47-летнего режиссера, первым попаданием в Канны. Зато сразу в конкурс. История обманчива. Даже если брать лишь обойму режиссеров «ленинградской школы», Сокуров оказался в Каннах последним, зато закрепился там навечно. Тогда как имена коллег по «Ленфильму», участвовавших в фестивале ранее (Лопушанский, Балабанов, Рогожкин, Проскурина), сейчас совсем не ассоциируются с Круазет.
11. Страсти по Андрею
Если Сокуров остался отчасти недооцененным, то пришедший ему на смену главный русский режиссер next декады Звягинцев уже не был так обделен вниманием жюри. Попав в Канны уже обладателем венецианского «Золотого льва», за каждый новый фильм он удостаивался заметной награды (от лучшего актера до призов жюри и сценарной награды). Хотя и он не обошелся без разочарований: от плохой критики на «Изгнание» до промаха с «Еленой», которую не взяли в конкурс, зато в «Особом взгляде» вручили спецприз.
Но и он всегда оставался без главного приза. Суть этой главы именно в этом — фигура Звягинцева, как и всех больших режиссеров предыдущих созывов (от Юткевича и Тарковского до Михалкова и Сокурова), концентрирует в себе главную идею присутствия отечественного режиссера на Лазурном Берегу. Это почти всегда поход за заветной «Золотой пальмовой ветвью».
И всегда горечь оглушительного поражения: вспомните лица Тарковского и Михалкова на церемониях награждения (когда даже Гран-при — не победа) или состояние Германа, неспособного забыть каннскую битву своего «Хрусталева». Что ж, недавно объявили о запуске новой (первой англоязычной) картины Звягинцева под рабочим названием What Happens — а значит, мы, скорее всего, станем свидетелями очередного русского похода за кинематографическим Граалем. Другого пути у нас нет? Фремо, машину!
12. Режиссеры «новой тихой» волны
После появления сокуровских учеников (Балагов, Коваленко) хочется спросить, а что же было с предыдущим авторским поколением? С Каннами ассоциировался только один Николай Хомерики, в начале нулевых учившийся в Париже и после этого трижды участвовавший в конкурсных программах — сначала в студенческом «Синефондасьон», затем дважды в «Особом взгляде». Кто еще? Отложился ли в массовой памяти яркий дебют Валерии Гай Германики «Все умрут, а я останусь» в «Неделе критики» или сейчас об этом уже никто не вспомнит, кроме самой режиссерки?
Дважды на фестиваль приезжал Бакур Бакурадзе — в «Двухнедельник» с «Шультесом» и в «Особый взгляд» с «Охотником». Однажды там появлялся даже Юрий Быков с «Майором». Получается, четыре ведущих режиссера предыдущего поколения не раз попадали в Канны. Понятно, что отчасти все они остались для международной аудитории в тени Звягинцева и Лозницы. Возможно, в те годы не хватило современных медийный технологий для раскрутки «наших» в Каннах.
13. Кулаки в тюльпане
Ученица Александра Сокурова Кира Коваленко получила главный приз «Особого взгляда» за фильм «Разжимая кулаки». В прессе сразу же стали писать, что Коваленко стала первым российским автором, победившим в этой программе. На самом деле — вторым. До Киры высшего «Особого взгляда» удостаивался еще один российский режиссер — Сергей Дворцевой за казахскую картину «Тюльпан» в 2008 году. Другое дело, что Коваленко — вообще первая женщина, победившая в этой престижной секции с 1998 года, именно об этом стоит говорить.
14. Что дальше?
После удачного 2021 года с его тремя российскими фильмами в программе Канн хочется заметить, что фестиваль вряд ли потеряет (как это случалось после перестройки или в десятые годы нынешнего века) едва найденный пульс нового российского кино.
Так, к 2022-му обещают выйти долгожданный и невероятный проект Сокурова, новая комедия любимицы Тьерри Фремо Ларисы Садиловой «Огород». Элла Манжеева, вероятно, завершит только что представленный в рамках секции «Ателье Синефондасьон» фильм «Белой дороги!». После успеха Киры Коваленко отборщики явно будут ждать дебют еще одной ученицы Сокурова Малики Мусаевой. Кроме того, к новому сезону, возможно, будет подготовлен еще не снятый третий фильм Балагова «Моника». Илья Хржановский обещал представить «материнскую» часть «ДАУ».
Что из этого следует? Нас ждет очень интересный год для российского кино. Правда, конкуренция за место под солнцем в новые «русские сезоны» обещает быть высокой как никогда.
15. Цифры
За 75-летнюю историю фестиваля (с учетом 1939 года) только в основном конкурсе Каннского фестиваля участвовало 86 советских или российских фильмов. И это не миф.
СПИСОК УЧАСТНИКОВ КАННСКОГО ФЕСТИВАЛЯ ИЗ СССР, РОССИИ, СТРАН СНГ в хронологическом порядке:
1939 — фестиваль не состоялся, но были отобраны следующие фильмы:
1946
1951
1954
1955
1956
1957
1958
1959
1960
1961
1962
1963
1964
1965
1966
1967
1968 — фестиваль полностью не состоялся
1969
1971
1972
1973
1974
1975
1977
1978
1979
1980
1981
1983
1984
1985
1986
1987 (8 фильмов)
1988
1989
1990 (9 фильмов)
1991 (6 фильмов)
1992 (7 фильмов)
1993
1994
1995
1996
1997
1998
1999
2000
2001
2002
2003
2004
2005
2006
2007
2008
2009
2010
2011
2012
2013
2014
2015
2016
2017
2018
2019
2020
2021
Участники основного конкурса (более двух раз):
Участники Каннского фестиваля (любой из программ, более трех раз):
Члены жюри фестиваля:
Наши в Каннах. Часть 1. 1950-е: Клара Лучко, Ирина Скобцева, Изольда Извицкая
С миру по нитке — из СССР в Канны.
За 71-летнюю историю Каннского кинофестиваля на Лазурном побережье побывало немало советских и русских актрис: от Марины Ладыниной, которая входила в делегацию от СССР в далеком 1946 году, когда был проведен первый киносмотр в Каннах, до Марьяны Спивак, представлявшей вместе с Андреем Звягинцевым и съемочной группой фильм «Нелюбовь» в 2017 году.
Слева направо: Сергей Герасимов, Михаил Калатозов и Марина Ладынина. Канны, 1946 год.
Слева направо: Михаил Кричман, Алексей Розин, Андрей Звягинцев, Марьяна Спивак и Александр Роднянский. Канны, 2017 год.
В нашем ностальгическом посте мы собрали несколько ярких историй о модном следе, который оставили наши звезды в Каннах.
Клара Лучко
Впервые Клара Лучко побывала в Каннах в 1954 году. Радость от новости, что Лучко поедет на знаменитый фестиваль, в сознании молодой актрисы очень быстро сменилась озадаченностью: в чем же выйти на красную дорожку. Добрые люди подсказали Лучко, что сшить наряд для торжественной церемонии можно в ателье на Кузнецком мосту. Там после долгих обсуждений актриса заказала вечернее платье с открытыми плечами из органди цвета слоновой кости и костюм темно-синего цвета с открытой спиной и пелериной, отороченной чернобуркой. В ателье Лучко заверили, что сошьют ей такой наряд, что все попадают от зависти. Каково же было разочарование актрисы, когда через неделю она снова отправилась на Кузнецкий. Приведем ее воспоминания из книги «Я — счастливый человек»: «На платье пошло, по-моему, метров пятнадцать этого органди, потому что сделали плиссированные оборки. И оно получилось громоздким. Фигуры не видно. Все ровное. А плечи, когда я стою спокойно, открыты, но если поднимаю руку, то соскакивает какая‑то там резинка, на которой держится это «плечо», и оно сразу доходит мне до шеи. Надо опять поправлять, чтоб были плечи открыты.
Я чуть не расплакалась.
— Ну как же я в этом платье в Канны поеду? Что же будет?
Мне наперебой стали советовать:
— А вы булавкой пристегните.
Платье пришлось все‑таки взять…»
Клара Лучко. Канны, 1954 год.
И все же в Каннах советская звезда блистала в элегантном вечернем платье, которое ей одолжила Людмила Целиковская. Актрисы встретились у Театра Вахтангова, когда Лучко, еще только заказав себе наряды на Кузнецком, шла по Арбату в поисках аксессуаров для каннских выходов. Вот, как описывает эту встречу сама Лучко:
«Возле Театра Вахтангова встречаю Людмилу Целиковскую.
— Клара, ты что грустная?
— Мне бы радоваться, — говорю, — но я вся в заботах: еду на Каннский фестиваль, а платья нет… Ну такого, особого, для церемонии.
— У меня есть вечернее платье. Ты же знаешь, в Театре Вахтангова замечательно шьют.
«Да, — думаю, — но она поменьше ростом, а я высокая». Я на Люсю так посмотрела, что она догадалась, о чем я подумала.
— Да, мое платье вряд ли тебе пригодится. Я — пожалуйста, но вряд ли оно подойдет.
А я от отчаяния говорю:
— Люся, может быть, попробуем?
И мы пошли к ней. Идем, и я про себя думаю: не может быть, чтоб оно мне не подошло.
Целиковская достала платье из шкафа. Юбка длинная из тафты, а лиф — открытый, застегивается на крючки, подчеркивая фигуру.
Боже мой, думаю, ведь этот лиф я не застегну. Юбка — ладно, а это как?
Наряд мне так понравился, что я выдохнула воздух и почти не дышу. Целиковская застегнула крючки, и, о радость, трудно представить, но все подошло. Правда, впритык, но выдержать можно.
Люся удивилась. Она была уверена, что платье вряд ли подойдет. Мы ведь настолько разные…
Да и я, если честно, не ожидала, но была готова втиснуться во что бы то ни стало. Поблагодарила ее, взяла платье и пошла домой».
Вот так, с миру по нитке собирались в Канны звезды советского кино. Выглядела Лучко прекрасно. В платье Целиковской в стиле new look (очень похоже на платье, в котором «девушка без адреса» Катя Иванова дебютировала в качестве модели), длинных черных бархатных перчатках, с эффектным колье на открытой шее она смотрелась не хуже западных кинодив.
Кадры из фильма «Девушка без адреса» (1957)
Вообще молодая актриса из страны Советов пользовалась большим вниманием со стороны каннской прессы. Одно издание даже посвятило ей целую страницу, написав, что советская актриса в первые три дня фестивальной лихорадки популярностью превзошла саму Мишель Морган. О Лучко писали: «прелестная актриса из Москвы со свежестью пастушки». А журналисты даже заключали пари, откуда этот румянец — натуральный признак здоровья или искусный макияж. Один даже взял платок и попросил потереть щеку Лучко. Уже привыкшая к повышенному вниманию актриса подставила щеку и сказала: «Силь ву пле».
Любовь Орлова и Клара Лучко на фестивале цветов в Каннах, 1954 год.
Если рассматривать фотографии из той поездки, несложно заметить, как эволюционировала прическа Лучко. Если в начале пребывания на Лазурном побережье актриса ходила с зализанными на прямой пробор волосами, то уже под конец она предстала с обновленной элегантной стрижкой. Здесь приложила руку легендарная Любовь Орлова, которая также входила в советскую делегацию и фактически взяла шефство над молодой актрисой. Лучко вспоминала: «Любовь Петровна ко мне очень хорошо относилась. Однажды сказала: “Клара, ну что ты ходишь гладко зачесанная? Давай я тебе челку отстригу”. Взяла, раз, расчесала и отрезала. Она стричь умела».
Лучко сумела перенять уроки стиля от Орловой, и уже в следующую свою поездку на Каннский фестиваль в 1960 году она блистала с уверенностью звезды.
Клара Лучко. Канны, 1960 год.
Ее красное платье произвело настоящий фурор, и европейские СМИ в одночасье окрестили его «красной бомбой». Символическое и многозначное название! Это было американское коктейльное платье из драпированного нейлона на металлических обручах.
Оно не раз выставлялось в рамках экспозиций Александра Васильева и является даром дочери актрисы. Стоит отметить, что по словам историка моды, сама Лучко поначалу не хотела отдавать ему это платье для коллекции, кокетливо заметив : «Я с того времени ничуть не поправилась и могу его носить и продолжать быть «красной бомбой».
Ирина Скобцева
Слева — Ирина Скобцева, справа — Ким Новак. Канны, 1956 год.
Какой же наряд советской актрисы смог превзойти роскошное блестящее платье американской кинодивы, которое до сих пор включается в список самых культовых за всю историю Каннского фестиваля? Рассказывает сама Ирина Константиновна: «Когда готовились к поездке, Сергей Иосифович (прим. Юткевич) сказал нам: «Девчонки, надо выглядеть!» Стала думать, как нарядиться. Купила мадаполам (ситчик такой) по 3 рубля за метр, с рисунком «мелкая розочка». Из него мне сшили платьице (как рассказывала в одном из своих интервью актриса Людмила Иванова (легендарная Шура из «Служебного романа»), сшила это платье для Скобцевой мать Галины Волчек): рукава-фонарики, юбочка в сборку. Вроде бы платье обычное, но был в нем секрет. Заключался он в нижней юбке, которую сделали из вологодского кружева. Оно жесткое, и вокруг моей тоненькой талии юбка торчком стояла. Смотрелось красиво… Конкурс «Мисс шарм» проводили журналисты, приехавшие на фестиваль. 10 дней они ходили за актрисами, оценивали не только внешнюю привлекательность, умение одеться, но и что человек знает, как размышляет. В финале оказались американка Ким Новак и я. Потом Новак отпочковалась. Осталась я».
Ирина Скобцева. Канны, 1956 год.
Ирина Скобцева. Канны, 1956 год.
О победе Скобцевой написали в газете «Пари матч», где напечатали фотографию актрисы. Как вспоминает сама Ирина Константиновна, газету нельзя было провозить через границу, но она рискнула, положив ее на дно чемодана. А уже дома ее отец окантовал фото дочери в рамку. Кстати, Скобцева часто надевала эту юбку на другие важные мероприятия в разных странах и до сих пор бережет ее. По словам актрисы, в этой вещи столько энергетики и столько воспоминаний!
Изольда Извицкая
В 1957 году в Канны вместе с фильмом «Сорок первый» приехала Изольда Извицкая, для которой роль Марютки стала единственной звездной в ее недолгой кинокарьере. Причем поначалу актрису встретили очень недоброжелательно. В одной из газетных статей ее даже назвали «советской звездой с ногами степного кавалериста». Извицкая такое издевательское определение восприняла с болью и обидой и чуть ли не три дня проплакала в гостиничном номере, не желая появляться на публике.
Изольда Извицкая и Олег Стриженов. Канны, 1957 год.
Режиссер фильма Григорий Чухрай и ее партнер по картине Олег Стриженов насилу успокоили молодую актрису. Возможно, в типично советском крепдешиновом костюме, в котором Извицкая прогуливалась по пляжу, она не выглядела особо соблазнительно и женственно. Объективно, этот наряд придавал ей лишний вес и возраст. А ведь актрисе во время проведения фестиваля не исполнилось еще и 25 лет. Но вот на показ фильма, который, к слову, завершился триумфом: «Сорок первый» в итоге даже удостоился специального приза «За оригинальный сценарий, гуманизм и романтику», Извицкая пришла в элегантном платье.
Олег Стриженов, Изольда Извицкая и Григорий Чухрай. Канны, 1957 год.
Говорят, что этот стильный наряд Christian Dior ей подарила одна художница из русских эмигрантов. Платье выдержано в стиле New Look: спущенные плечи, v-образный вырез на груди и броши с растительным орнаментом, украшающие линию декольте и талии. После теплого приема ленты и удачного модного выхода Извицкой, газетчики сменили гнев на милость и стали наперебой осыпать актрису комплиментами по поводу ее внешности и таланта.
Изольда Извицкая. Канны, 1957 год.
Изольда Извицкая. Канны, 1957 год.
Изольда Извицкая и Жан Кокто. Канны, 1957 год.
Фотографии Извицкой красовались в самых известных глянцевых изданиях. Более того, французы были настолько очарованы шармом девушки, что спустя какое-то время в Париже было открыто кафе «Изольда», которое впоследствии стало популярным местом среди столичной богемы.
Изольда Извицкая, Жан Кокто и Григорий Чухрай. Канны, 1957 год.
Во Дворце культуры химиков в Дзержинске, родном городе Извицкой, в 2017 году открылся постоянно действующий выставочный зал «Кинороман. Влюбленные в кино», посвященный уроженцам города актрисе Изольде Извицкой и оператору Вячеславу Короткову. Здесь хранится воссозданная копия того самого платья, в котором Извицкая блистала в Каннах. Как напоминание об этом событии на платье приколота точная копия броши каннского фестиваля — золотая пальмовая ветвь.
Копия каннского платья Изольды Извицкой
Продолжение здесь.
Поделиться «Наши в Каннах. Часть 1. 1950-е: Клара Лучко, Ирина Скобцева, Изольда Извицкая»