Потому что я люблю смеяться
Патамушка
Текст песни: [Куплет 1]
А мы пьяные, счастливые как будто по 16
Мы закружились в танце и лезем целоваться
И нас не понимают, нам нравится смеяться
Болтаем на своем, как-будто иностранцы
О-о как же ты красива
О-о губы вкуса мандарина
О-о дальше будет лучше
О-о пото потому что
[Припев]
Пото, пото, пото, пото, пото, потому что
Это, это, это, это, это наши чувства
Люба, Люба, Люба, Люба, Любовь до безумства
Опасная ты штучка, взрывная как шипучка
Пото, пото, пото, пото, пото, потому что
Это, это, это, это, это наши чувства
Люба, Люба, Люба, Люба, Любовь до безумства
Опасная ты штучка, взрывная как шипучка
[Куплет 2]
С тобой я сумасшедший зачем меня Манила
Теперь мы неразлучны как кола и ванила
С тобой хоть на край света, а можем здесь остаться
Нам нечего стесняться, давай поедем зайцем
Раз, два, три, четыре, пять, убегаем мы опять
Шесть, семь, восемь, все что хочешь
Даже можем полетать
Мы такие молодые
Хоть карманы и пустые
Но нас это и не парит
Мы с тобою ходим парой
О-о как же ты красива
О-о губы вкуса мандарина
О-о дальше будет лучше
О-о пото потому что
[Припев]
Пото, пото, пото, пото, пото, потому что
Это, это, это, это, это наши чувства
Люба, Люба, Люба, Люба, Любовь до безумства
Опасная ты штучка, взрывная как шипучка
Пото, пото, пото, пото, пото, потому что
Это, это, это, это, это наши чувства
Люба, Люба, Люба, Люба, Любовь до безумства
Опасная ты штучка, взрывная как шипучка
Ой, как же ты красива
Ой, губы вкуса мандарина
Ой, дальше будет лучше
Ой, пото, потому что
О юморе и смехе со смыслом: цитаты и афоризмы
Приветствую вас, дорогие друзья! Сегодня в рубрике «Цитаты и афоризмы» тема посвящена юмору и смеху. Публикацию так и назвала – «О юморе и смехе со смыслом: цитаты и афоризмы». Второй месяц весны радует нас с самого первого дня. Ведь первое апреля – это уникальная дата, потому что в этот день отмечает свой день рождения коньяк, экологический праздник птиц и день пробуждения Домового. Но все эти, безусловно, важные события потеснил День юмора и смеха. И, конечно, к этому дню постарались подобрать интересные высказывания, цитаты, афоризмы известных людей со всего мира.
«Полюбите слёзы, в вас воскреснет смех.
Прикоснитесь боли, удалится грех.
Помолитесь Ночи, вам сверкнёт Заря,
С светлым, с тёмным сердцем светом говоря».
О юморе и смехе со смыслом.
«Тем, кто смеётся, мир ответит смехом.
Что крикнем, то и отзовётся эхом».
Обладать чувством юмора – это большой дар! Не каждому он дан, также, как умение петь, танцевать. За собой замечала, если разговариваю с человеком, обладающим этим чувством, то и сама начинаю шутить. Если, наоборот, то игра слов у меня исчезает. Далеко не все люди обладают этим качеством. Особенно он важен в семейной жизни. Согласитесь, что трудно жить с человеком лишенного юмора. Потому, что с шуткой возможно разрешить любой семейный конфликт. Нет ничего утомительнее общаться с человеком, который относится к себе слишком серьезно. Без смешного нельзя понять серьезного.
А факты о юморе и смехе – это упрямая вещь. Вот некоторые из них.
К ним же присоединяются со своими доказательствами и несколько народных пословиц на эту тему:
Английская пословица: « Чувство юмора — мерило ума».
Адыгейская пословица: «Шутка – гонец правды».
Японская пословица: «В дом, где смеются, приходит счастье».
Русская пословица: «Из дурака и плач смехом прёт».
Латинское изречение: «Смеясь, высказывают правду».
Это некая жизненная философия народов других стран, но мне ближе позиция барона Мюнхгаузена: «Серьезное лицо – это еще не признак ума, господа. Все глупости на земле делаются именно с этим выражением лица». Так давайте, друзья, улыбаться и шутить, в первый день второго месяца весны!
Философы.
Философия сформировала наш мир: новые взгляды и представления о мире и жизни. Многие высказывания известных философов наводят на глубокие размышления, заставляют задуматься над происходящем. Например, как смеются люди. Обратите на это внимание и сравните смех людей между собой. Получите большое удовольствие. Как раз об этом и упоминает древнегреческий философ Овидий. Возможно у многих произойдет переоценка своих эмоций – ведь их также необходимо держать под контролем.
Русские и российские писатели.
Русские писатели — это писатели, создававшие произведения на русском языке, независимо от национальности, гражданства и места проживания. Мы читали, перечитывали, учились на этих произведениях. Их высказывания для нас особо дороги и полезны. Юмор в русской литературе представлен весьма богато. Он чередуется с разными видами смеха: от сатиры до легкого юмора. Юмористическая литература представлена в разных жанрах: в баснях, комедиях, драмах, повестях и романах.
Юмор Гоголя достиг мирового значения. Образцы юмора есть в произведениях Пушкина. Много юмористических произведений у Салтыкова. Чехова считают одним из самых известных русских юмористов, поскольку действительность он изображает с легкой иронией. Российские писатели не растеряли все ценности русской литературы и продолжают их традиции.
Французские писатели.
Французские авторы особо выделяются среди других писателей и заставляют обращать на себя внимание читающей публики. В их произведениях особый шарм, присущий всему французскому. Французская проза разнообразна и многолика. Основой французского юмора считается его самоироничность. Герои многих произведений буквально упражняются в своем остроумии. Например: «Прекрасная Франция была бы еще краше, если бы здесь не было французов». Правда смешно?
Английские писатели и поэты.
Англичане всегда гордились своим юмором и считают его национальным достоянием. Отличительная особенность его – это игра слов, ведь именно на ней и построен английский юмор. Понять английский юмор может не каждый человек. У многих людей он вызывает недоумение. В результате у многих иностранцев складывается мнение, что у англичан отсутствует чувство юмора, но это ошибочное мнение. Доказательством служат многочисленные произведения их соотечественников, пронизанные остротами и шутками.
Писатели других стран.
Человеку всегда было свойственно радоваться жизни. Ведь люди, обладающие чувством юмора: приятны в общении, у них много друзей, они легче справляются с житейскими проблемами. Чувство юмора – это универсальное явление и присуще многим людям. Ну и, конечно, писателям разных стран.
Известные люди искусства: артисты, режиссеры, музыканты.
Люди искусства — это люди, плоды творчества которых являются культурным наследием человечества. Они способны влиять на души и умы людей, а порой ведут себя, как дети. Но ребенок не может жить без смеха и улыбок. Цитаты их особенно яркие и запоминающиеся. Ведь люди искусства точно знают: «Человек, у которого есть чувство юмора сможет выйти красиво из любой ситуации».
Правители и политики.
Святители и богословы.
В православном мире отношение к чувству юмора иное и отличается от привычного общепринятого понятия. Наверное, не стоит выискивать юмор в Священном Писании и в высказываниях известных богословов и святителей. Есть множество сторон человеческой жизни, которые в Писании практически никак не обсуждаются. Но несколько, на мой взгляд, интересных афоризмов все-таки приведу:
Напоследок
В заключении темы «О юморе и смехе со смыслом: цитаты и афоризмы» мне хочется привести малоизвестное широкой публике стихотворение Дмитрия Дмитриевича Минаева, русского поэта XIX века, в котором он, как всегда, очень конкретно обращается к современникам в сатирическом стихотворении «Юмористам». По-моему, оно актуально и по сей день.
Юмористы! смейтесь все вы,
Только пусть ваш стих,
Как улыбка юной девы,
Будет чист и тих.
Будьте скромны, как овечка,
Смейтесь без тревог,
Но от желчного словечка
Сохрани вас бог.
Без насмешки, без иголок,
Весело для всех,
Смейтесь так, чтоб не был колок
Безобидный смех;
Чтоб ребенок в колыбели
Улыбнуться мог…
От иной гражданской цели
Сохрани вас бог.
Смейтесь… ну хоть над природой —
Ей ведь нет вреда,
Над визитами, над модой
Смейтесь, господа;
Над ездой в телеге тряской
Средь больших дорог…
От знакомства с свистопляской
Сохрани вас бог.
Пойте песнь о стройном фронте,
О ханже, хлыще,
Только личностей не троньте,
Смейтесь — вообще…
И от кар, от обличений
Вдоль и поперек,
От новейших всех учений
— Сохрани вас бог!
Приглашаю на кануне 1 апреля посмотреть видеоклип песни «Первое апреля» в исполнении Валерия Ободзинского.
Почему у одних людей есть чувство юмора, а у других нет
Как это ни смешно, но юмор по-прежнему остается для ученых загадкой. Реакция на шутку представляет собой сложнейший эмоционально-нейрохимический процесс, который до сих пор нельзя однозначно объяснить.
Божий дар или мистика
Чтобы понять, откуда берется чувство юмора, необходимо разобраться с его производной – смехом. Именно с этого начинаются все теории, посвященные этой теме.
«Всё очень просто: высшие мозговые функции левого полушария декодируют игру слов и/или забавную визуальную картинку в структурную информацию, которая поступает в «творческое» правое полушарие. — Рассказывает американский невролог Уильям Фрай, — Здесь-то эмоциональная (лимбическая) система осуществляет релизы соответствующих химических веществ, которые резко улучшают настроение, заставляя нас смеяться».
Всё это, конечно, так, соглашаются другие «теоретики юмора», но вопрос заключается в том, как лимбическая система распознает, что это – смешно, и насколько смешно.
Раймонд Смуллян, автор знаменитой книги «Планета без смеха», в этой связи сказал, что современные разгадки, почему «это – смешно, а это – нет», являют собой психологические головоломки, которые до сих пор не нашли разумного объяснения. Мол, самые разные ученые, долго и нудно рассуждая на эту тему, в конце концов констатируют, что «юмор – этой божий дар или необъяснимая тайна, связанная с мистикой».
Ассоциативное мышление
Ближе всех к разгадке феномена юмора подошли сторонники теории ассоциативного мышления. Они считают, что ироничная подача информации представляют некий протест против отклонения от общественной нормы. «У каждого из нас имеется психологический негатив, накопленный в результате жизненного опыта, — делится Раймонд Смуллян. — Например, ваша жена устраивает необоснованные истерики на почве ревности. Значит, есть все основания того, что у вас вызовет смех рассказ о другой женщине, которая по этой же причине сделала глупость».
Случилось кораблекрушение. Спасся только один мужчина, которого еле живого выбросило волной на рифы. А там оказалась его жена, которой тоже посчастливилось выбраться
— И где же ты, идиот, был целый вечер? – кричит она, — ведь пароход утонул еще днем!
В результате имеющихся параллелей анекдот покажется невероятно смешным мужчине, женатому на ревнивой жене, но может быть совершенно непонятен холостому человеку. Да и лучше расскажет его тот, который сам оказывался в аналогичной ситуации.
Иными словами, мы смеемся над тем, что нам понятно из негативного жизненного опыта. Этот опыт используют профессиональные юмористы, подбирая соответствующие темы. Если же их рассказать в другой среде обитания, эффект может быть обратным. Американец Сет Бенедикт Грэм в книге «Культурный анализ русско-советского анекдота», признался, что многие солдатские шутки и смешные истории из жизни военнослужащих Российской армии ему непонятны. Например, он задается вопросом, почему русские смеются над этим:
— Товарищ прапорщик, а можно телевизор посмотреть?
— Можно, только не включайте.
Юмор – это настройки
Ученые давно определили, что мозг представляет собой биологическую вычислительную машину с огромным объемом памяти. В подсознании также закодирован алгоритм, сопоставляющий полученную информацию с некими эмоциональными настройками: с грустными, нейтральными или смешными. Считается, что они формируются либо из личного опыта, или передаются генетически.
Например, детские шалости вызывают у взрослых улыбки, так как связанны с отцовским и материнским инстинктом. Особенно это смешно, когда реальность совмещается со сказками.
Мама говорит девочке:
— Если ты не будешь есть манную кашу, я позову Змея Горыныча!
— Мам, неужели ты думаешь, что он будет её есть?
Эти же настройки заставляют нас реагировать на ситуацию, высказывая уместную шутку. При этом скорость реакции и остроумие опять-таки связаны с имеющейся мозговой базой данных.
Юмор как борьба
«Я люблю мужчин с чувством юмора, потому, что с ними не скучно», — так или примерно так ответит 99% женщин.
Кроме этого, шутят и затем, чтобы выбиться в лидеры, привлекая к своей персоне внимание. Иронизируют порой просто так – из-за эволюционного закона, согласно которому выживает сильнейший индивидуум. Иначе говоря, смеются над слабыми. В этих случаях предметом злой иронии чаще всего являются физические недостатки и неправильное поведение в обществе другого человека, говорит Раймонд Смуллян.
Александр Снегирев: «Я смеюсь, потому что люблю…». Беседу вела А. Жучкова
В интервью современного прозаика А. Снегирева с литературным критиком, эссеистом А. Жучковой идет речь как о книгах и писательских проектах самого Снегирева, так и о ситуации в русской литературе начала XXI века вообще. Есть ли в ней место сегодня большому роману, как писать о «частной жизни» и что стоит за стилистическими экспериментами современных писателей — все эти темы подробно освещаются в представленном разговоре.
А. Снегирев, современная проза, писательское мастерство, современный русский роман.
— Победитель «Русского Букера» — 2015, объездивший за последний год всю Россию, местом интервью Александр Снегирев назначил Черемушкинский продуктовый рынок, средоточие цвета и запаха, услады чувств и небрежения духом…
— Я не случайно это место назначил. Я жил в этом районе до двадцати лет. И этот рынок на меня очень сильно повлиял. Здесь я понял, что рынок не хуже музея: ходишь, смотришь на все эти цвета, продукты, запахи — удивительно живописное, никогда не надоедающее зрелище. Ведь еда для тела ничем не отличается от еды для души. Я люблю рынки. Здесь мне комфортно. Не надо быть большим философом, чтобы понять, что в каждом человеке есть весь мир. В тебе, во мне и в этом айфоне есть все человечество. И рынок — прекрасный прообраз бытия.
— Не будет ли слишком приземленным сводить жизнь человечества к рынку? Не все время своего существования мы едим, находится место и для чего-то иного.
— Это вопрос твоего восприятия. И здесь находится место для чего-то иного. Когда мне было двенадцать лет, была прямо голодуха. Я занимался живописью и выколачивал периодически из своих родителей деньги на покупку фруктов для натюрмортов. В тот раз я просил, чтобы мне купили ананас. Есть я его не хотел, мне надо было его нарисовать. Мама пошла и все деньги свои отдала за ананас. При этом познакомилась с женщиной из Молдавии. У нее была сложная судьба, сын-инвалид и дочь, которая ей здесь помогала. Дочь занималась рисованием. Я довольно долго потом с ней общался, кисточки ей дарил… Так что вопрос духовности не напрямую зависит от видимых обстоятельств. Просто есть люди, отвечающие за разные стихии. Здесь люди находятся в условиях зарабатывания денег.
— Если рассматривать людей как представителей разных стихий или древних каст: земледельцы, воины, жрецы, правители, — к какому разряду ты относишь себя?
— Я жрец. С замашками правителя, земледельца и в последнюю очередь воина. Я люблю огород. На самом деле нуждаюсь в земле. Один раз в мае, в какой-то поездке, я испереживался страшно, что пропустил сезон посадок. Звонил отцу, чтобы он засадил грядки… Земля, конечно, успокаивает, но здесь кроется что-то еще. Мне кажется, что мы сегодня живем в эпоху возвращения к первобытному. Чтения вслух, которыми я активно занимаюсь, — это очень первобытная вещь: фактически ты стоишь на площади, на рыночной, кстати, площади, и пытаешься привлечь внимание неким повествованием.
В прошлом году на Даниловском рынке был устроен книжный фестиваль. В пустых местах между продуктовыми рядами и гурманскими лавками поставили стенды с книгами. Все происходило в обычном режиме: стоят стулья, микрофон работает, а вокруг торговцы ходят, люди выбирают еду. И у меня был час для импровизации. Ситуация просто патовая. Помню ощущение — капля пота стекает по лбу. И начинаю рассказывать первое, что на ум пришло, вспоминаю вслух, как однажды на этом рынке моя мама купила маринованный арбуз. Удивительно, но под конец почти все стулья был заняты. Один из продавцов, кавказец в белом фартуке, постоял, постоял — и тоже присел послушать. Это очень подлинно. Парадокс нашего времени в том, что, войдя в ультрацифровую эпоху, когда все сделалось предельно неосязаемым, мы вдруг стали нуждаться в вещественных предметах: вот писатель, вот он рассказывает историю, а мы сидим слушаем. Мы утратили подлинность. Мы остро нуждаемся в вещественности.
В последние несколько месяцев я активно участвую в публичных литературных чтениях. Нас трое: Александр Цыпкин, Александр Маленков и я. Чтения называются «Беспринцыпные», потому что придумал их Цыпкин. Участие в чтениях и наблюдение того, как ежемесячно, а иногда и дважды в месяц, сто-двести человек покупают билеты, чтобы послушать литературу вслух, натолкнуло меня на одну мысль. Наступила эпоха постцифрового досуга и познания. Избыток виртуальности, которой перенасыщена повседневность, привел к тому, что мы стали нуждаться в материальном, архаичном, буквально как в кислороде. Кто бы мог подумать, что литературные чтения будут собирать полные залы? Тем не менее это так. Читатели нуждаются в живом, а не в цифровом и даже не в печатнобумажном слове, и в том, чтобы осязать автора, слышать его голос, видеть его живьем. Все это очень напоминает то, с чего литература началась, — Гомера, гусляров, трубадуров, уличных сказителей, в древние времена собиравших вокруг себя толпу на рыночной площади. Отличия только в декоративных элементах, суть та же. Удивительно, но цифровая эпоха очень быстро вернула весь мир к так называемому средневековью, а строго говоря — в куда более древние времена. Наш мир в одночасье оборатился к своему древнему состоянию, и это очень интересно.
— Если современность становится началом нового витка, возвращением к корням, то возникает проблема нового героя, героя эпического, воплощающего мораль всего народа?
— Мне кажется, герой никогда и не был потерян. Я тему поиска героя немного не понимаю. Мы невольно воспринимаем слово «герой» в контексте советской героики. А герой в мировой литературе может быть очень разным. Вспомни Одиссея. Очень спорный человек: он избегает встречи со своей женой, забивает на сына, который растет один; плавает по морям, мутит с какими-то женщинами. Далеко не все его деяния, по большому счету, можно назвать героическими. Но при этом он герой на все времена. Он настоящий человек.
Знаешь, кто герой, по моему мнению? Тот, кто справляется со своими внутренними демонами.
— Не ради чего. Смысла-то никакого в нашем существовании нет. Просто справляется. Ради победы над дьяволом в самом себе. Проще, намного проще, как мне кажется, бежать с гранатой под танк, чем победить собственных демонов внутри, вернуться к своей жене и своему ребенку. Поэтому все мужики и бегают с гранатами, это намного проще, прости господи, чем сидеть дома и каждый день менять пеленки, выслушивать какую-нибудь там Ксантиппу…
— Ты говоришь, что смысла в существовании нет, и тут же провозглашаешь христианскую идею — победу над дьяволом в самом себе.
— Я имею в виду, смысла нет в мирском, практическом понимании. Что бы мы ни делали, все обратится в прах. Дом я построил, но он сгорел, дерево посадил, но его срубили, а сын в могиле. Я такой судьбы не желал, так вышло. Я нахожусь там, куда не всем суждено при жизни добраться. Я подошел намного ближе, чем хотелось бы, к смерти. Не в том смысле, что вот-вот умру, а в том, что столкнулся с ней близко. Я очень хорошо знаю, что впереди, и не обманываю ни себя, ни читателей. Но другое дело, что все вещи, предметы, мысли излучают волны. А волны бессмертны, бесконечны, они будут вечно лететь в пространстве. Так что все, что мы делаем, весь мир наш — бессмертен, вечен. Причем в абсолютно материальном, научном смысле слова. Такой вот парадокс.
На мой взгляд, наш путь в том, чтобы понять, что смысла нет, — и делать свое дело. Намного проще быть, условно говоря, хорошим, зная, что после смерти тебе воздастся. А если понять, что ни хрена не произойдет, что станешь травой, едой, тыквой, — и не пойти вразнос — вот это проявление духовного величия. Впрочем, в духовном смысле я все же рассчитываю быть волной. Хотя можно и тыквой…
Жизнь — это созерцание огромной волны, которая идет на тебя, и ты понимаешь, что спастись не получится. Можешь метаться, совершенно тщетно, а можешь расслабиться, восхищаясь ее красотой и мощью, принимая величие мира, который вот-вот тебя поглотит и одновременно примет в свои объятия. Каждый из нас является частью этого мира, и каждый из нас однажды вернется в его лоно, чтобы потом снова воспрянуть, — и так бесконечное количество раз.
— Одним из расхожих определений твоего творчества является утверждение, что ты пишешь «о любви». Роман Сенчин, например, скептически отзывался о литераторах, которые далеки «от нерва сегодняшней жизни, все в любви своей…». Это так?
Мне в последнее время кажется… Странно прозвучит, но мне кажется, что война — это форма проявления любви. Когда уровень страстей накаляется до такой степени, что нужна война. Интересно наблюдать отношения между народами, между которыми была война, даже самая страшная, — обычно отношения потом хорошие. Это выплеск страсти. Если вознестись над человечеством как единым организмом, то война — всего лишь бытовая ссора: сначала пели, потом подрались, потом помирились. Понятно, что отдельные люди гибнут, и это страшно. Но так и в теле гибнут отдельные клетки при драке. В нас есть духовное и материальное. И материальное требует крови. Даже если пытаться жить лишь духовным — мы все равно кого-то убьем. Комара, например. Или вирус. Или мы вирус, или вирус нас.
Цепь смертей и рождений настолько сложно устроена, что ее прерывать бессмысленно. В этом суть мира. Это не значит, что нужно стремиться к убийству. Но говорить, что это неестественно, — просто неправда.
— А к чему следует стремиться?
— К тому, чтобы быть самим собой.
— Александр Агеев считал, что в 1970-е годы у нашего народа впервые появилось понятие «частная жизнь», то есть жизнь, не зависимая от какой-либо общественной идеологии. И когда я сегодня спрашиваю студентов, как живет их поколение, они отвечают: «Мы живем для себя». В вашем с Ольгой Столповской фильме «Год литературы» и в своих книгах ты тоже показываешь лишь «частную жизнь»?
— Да. Но через эту частную жизнь невольно все равно выходишь на планетарный масштаб. Потому что у нас в России нет частной жизни, нет буржуазной удовлетворенности бытом как бытием. Поэтому, кстати, интересно быть писателем в России. Волей или неволей твоя частная жизнь все равно станет поводом для размышлений о судьбе родины и человечества. Живешь, например, никого не трогаешь, обустраиваешь свой садик, и тут тебе говорят: через твой дом пройдет дорога. И ты сразу становишься участником жизни государства. Это классическая история так называемого маленького человека в России. Илья Муромец лежал, лежал — а потом к нему что-то пришло. И рано или поздно это нечто приходит к каждому. И ты становишься на путь героя, путь, который однажды может сделать тебя богом.
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.