Попса что это такое простыми словами

ПОПСА

Смотреть что такое «ПОПСА» в других словарях:

попса́ — попса, ы … Русское словесное ударение

ПОПСА — см. ПОП. Словарь иностранных слов. Комлев Н.Г., 2006. попса ы, мн. нет, ж. ( … Словарь иностранных слов русского языка

Попса — ж. разг. сниж. Общее название популярных эстрадных номеров (песен, музыкальных пьес и т.п.). Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

попса — сущ., кол во синонимов: 14 • быдлопопса (8) • дешевка (21) • жоп культура (6) • … Словарь синонимов

попса — ы; ж. Пренебр. 1. = Поп музыка. 2. О чём л. внешне ярком, привлекательном, но имеющем низкое качество. Ботинки п … Энциклопедический словарь

попса — іменник жіночого роду поп музика розм., зневажл … Орфографічний словник української мови

Попса — Эта статья о термине «попса». О поп музыке: см. поп музыка. Статья об одноимённом фильме см. Попса (фильм) Попса (от англ. Pops популярные) разговорно пренебрежительное слово, обозначающее поп музыку[1][2]. Содержание 1 Значения … Википедия

попса — попс, м., род. попса и попса, ж., род. попсы … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

попса — ПОПСНЯ, и, ПОПСА, ы, ПОПСЕНЬ, и, ПОПСУХА, и, ПОПСУШКА, и, ж., ПОП3, м. 1. То, что относится к развлекательной культуре, мещанству и т. п. 2. Ерунда, дрянь, ахинея, халтура. Гнать попсу. От общеупотр. «поп музыка». См. попсить … Словарь русского арго

попса — ы; ж.; пренебр. 1) = поп музыка 2) О чём л. внешне ярком, привлекательном, но имеющем низкое качество. Ботинки попса/ … Словарь многих выражений

Источник

Семантика понятия «попса»

Наука о языке не всегда поспевает за развитием собственно языка. Новые слова и понятия заимствуются, трансформируются и обрастают новыми значениями. Так, слово «попса», казалось бы, имеет четкую семантику и этимологию. Однако исследования лингвистов и семиологов показывают, что очевидность происхождения «попсы» обманчива, а, стало быть, и смысл значительно изменился в процессе заимствования. Культуролог Никита Киселев в статье «Семантика понятия «попса» » в процессе исследования нового понятия раскапывает всевозможные смыслы «попсы» («как жанр музыки», «как все», «как назойливо популярное») и выбирает из всех гипотез ее происхождения наиболее вероятную, пытаясь превратить «культурную интуицию» в научную категорию.

Так как никакой научной и художественной литературы по теме нет, для изучения семантики понятия «попса» оставалось только работать с самими людьми, которые это понятие употребляют. Для этого было проанализировано около тридцати интернет-форумов, в пространстве которых шло активное обсуждение проблематики понятия «попса», после чего полученные в результате анализа различные значения понятия «попса» были систематизированы и дополнены комментариями. Далее было выявлено несколько общих характеристик, присущих понятию «попса» в любом значении. Также была произведена попытка установить возможную этимологию слова «попса».

Compact Oxford English Dictionary даёт следующие значения слова «pop»[1]:
Существительное: (также поп-музыка) популярная современная коммерческая музыка, обычно с чёткой мелодией и ритмом.
Прилагательное: 1. относящееся к поп-музыке; 2. обычно пренебрежительно (особенно при разговоре на научные темы) сделанный доступным широкой публике.

Значение «попса как жанр поп-музыка» проявлено на уровне культурной интуиции. Оно является базовым. А дальше действует следующий механизм. У «попсы» как жанра поп-музыки есть определённые критерии, которые чувствуются интуитивно: массовая направленность, коммерческий характер, простота и незамысловатость. И человек, употребляющий понятие «попса», в зависимости от того, какой из критериев он острее ощущает, абсолютизирует этот критерий, остальные отбрасывает и начинает переносить понятие «попса» на другие объекты по сходству по этому абсолютизированному критерию. В результате образуются новые значения понятия «попса», расширяется поле его семантика и поле употребления.

2. Как разновидность первого значения можно выделить значение «попса» как назойливо популярное искусство. Это не просто популярность, а раздражающая популярность, которая, как выразился участник одного из форумов, «лезет со всех сторон». Ярким примером употребления слова «попса» в значении «назойливой популярности» является фрагмент текста песни «Попса», исполняемой сборным коллективом музыкантов «Рок-группа»:

Они входят без стука в каждый дом и твои уши
И просто невозможно этой дряни не послушать!

Если на первый план выходит критерий простоты, незамысловатости попсы, возникает значение
«Попса» как творчество, понятное большинству, рассчитанное на восприятие большинства. При этом оно может быть непопулярным и некоммерческим напрямую. Например, картины Шишкина и Айвазовского называются попсой в этом значении, так как в целом понятны всем, рассчитаны на восприятие всеми. В этом значении «попсой» может быть названо и кино, и живопись, и музыка, и литература. Строго в этом значении слово «попса» употребляется редко, однако в связке с другими значениями, наоборот, часто. Употребляется только с негативной коннотацией (допускаю использование и с нейтральной, но мне случая подобного использования встретить не удалось).

Как самостоятельное значение, вышедшее, судя по всему, непосредственно из значения «попса как жанр поп-музыка», можно выделить редко встречающееся «Попса» как проявление лиризма.
В этом значении попсой называются проявления лирических чувств в творчестве, преимущественно в музыке и литературе, особенно в поэзии. Чаще в этом значении слово «попса» употребляется, если субъект творчества мужского пола. Подобное проявление лиризма вызывает смех с одновременным отвращением у некоторых людей. В таком случае они могут назвать такое лирическое произведение (обычно) или его автора (значительно реже) попсовым или попсой, сопровождая свою оценку словами «сопли», «слюни», «бабский плач» и т.д. Такое употребление понятия «попса» обладает только негативной семантикой и, как я уже сказал, встречается редко.
Я выделил это значение в качестве самостоятельной ветки, так как в процессе его формирования, на мой взгляд, не происходит абсолютизация одного из критериев попсы как жанра поп-музыки. Употребляющие слово «попса» в этом значении интуитивно соотносят лиризм рассматриваемого произведения с традиционным «плаксивым» лиризмом поп-музыки, и, соответственно, называют попсой такое произведение «попсовым» или «попсой». Также играет роль фактор общедоступности, понятности такого лиризма всем, что является одним из критериев попсы как жанра поп-музыки, однако в данном случае этот фактор, на мой взгляд, не является определяющим и здесь не происходит процесс его абсолютизации.

Итак, мы выделили и описали основные значения понятия «попса». Как видно, этих значений достаточно много, и некоторые из них довольно далеки друг от друга. Несмотря на такую размытость понятия и разбросанность смыслов, можно выделить несколько общих характеристик, присущих любому значению понятия «попса».

Неотъемлемые характеристики понятия «попса»:

2. Неотъемлемая связь с массой. Во всех своих значениях «попса» так или иначе связана с массой. Если абсолютизируется критерий массовой направленности «попсы», то связь с понятием «масса» очевидна. Связь значения «»попса» как творчество, понятное большинству» также очевидна и проявляется уже на уровне названия самого значения. Значение «попса как творчество ради зарабатывания денег» предполагает, что деньги будут зарабатываться за счёт массы, только на массе можно заработать большие деньги. Творчество ради продажи произведений (например, живописи) небольшой богатой элите, судя по всему, попадает под категорию «деньги за творчество», никто не называет такое творчество попсой, что говорит о том, что связь попсы и массы незримо присутствует практически всегда, скорее всего на вышеобозначенном уровне культурной интуиции. Люди, употребляющие понятие «попса» в качестве ругательного слова, дистанцируются от тех, кто потребляет продукт, который они назвали попсой, и под теми, кто его потребляет, они понимают массу. Употребляющие слово «попса» в значении «проявление лиризма» интуитивно соотносят лиризм рассматриваемого произведения с традиционным «плаксивым» лиризмом поп-музыки, а эта поп-музыка уже напрямую связана с массой. Плюс подсознательно играет роль общедоступность и понятность всем этого лиризма, что тоже является прямой связью с понятием «масса». Связь значения «попса» как синоним «пошлости»» с массой непосредственно проявляется через основную характеризующую оппозицию «массовый-элитарный». Строгую связь попсы и массы подчёркивает то, что то, что не предназначено для масс, то, что массе непонятно и никак с ней не связано, никем не называется попсой.

3. Простота восприятия. Понятие «попса» во всех его значениях характеризует простота восприятия. Если что-то называется попсой, то это не может быть сложно, не может быть замысловато, непонятно и нагружено смыслом. Соответственно то, что обладает этими последними характеристиками, не может быть названо попсой. Это достигается тем, что простота как неотъемлемая характеристика попсы заложена на уровне культуры и интуитивно присутствует в подсознании носителей этой культуры.

4. Отсутствие интеллектуальности. Многие участники форумов в той или иной форме отмечали то, что попса не может быть интеллектуальной, умной. Наоборот, попсе приписывали бессмысленность, глупость и тупость. То, что требует значительных умственных усилий для своего восприятия, никем не называется попсой. Можно говорить о том, что, как и все остальные неотъемлемые характеристики понятия «попса», отсутствие интеллектуальности прочно связано с этим понятием на уровне культуры и действует на носителей культуры через культурную интуицию.

1. Здесь приведены только те значения, которые могут относиться к теме этой работы, то есть не принимаются во внимание значения типа «хлопок «, «лопаться» и т.д. Здесь и далее переводы статей словаря мои.
2. Я привожу здесь фрагмент статьи В.В. Глебкина «Пошлость», написанной для энциклопедии «Культурология» (в печати). В.В.Глебкин пишет: «Пожалуй, наиболее важным для понимания Пушкиным слова «пошлость» является словосочетание «пошлые полуистины», приводимое им в черновиках статьи «Александр Радищев» («..наряду с пошлыми полуистинами/ с примесью пошлых полуистин и преступного пустословия»): пошлыми Пушкин называет рассуждения, имеющие характер общих мест, но, тем не менее, выражающие стойкие и опасные заблуждения, удаляющие нас от истины. Такой взгляд можно проследить на различных уровнях: философские доктрины (материализм, хотя и модный в обществе, но лишающий мир высшего смысла и цели, и поэтому крайне опасный по сути), стиль поведения (человек ведет себя так, как принято, но это совершенно не соответствует внутренней логике ситуации, сути вещей, требующей от него других поступков, других слов) и т.д. Пошлой может быть названа как метафизика Гельвеция («Александр Радищев»), так и мадригал, который Онегин шепчет Ольге, или сравнения у Батюшкова («Заметки на полях перевода Батюшкова из Парни «Мщение»»).»

Источник

ПОПСА

попса ж. разг.-сниж. Общее название популярных эстрадных номеров (песен, музыкальных пьес и т.п.).

Попса (от «поп-музыка» или от popular — популярный, понятный, пользующийся хорошим спросом, ходкий, (обще)распространённый) — в просторечии под этим термином обычно понимается сугубо лёгкая поп-музыка, рассчитанная на массового слушателя. Термин «попса» также иногда применяют для обозначения поп-культуры или массовой культуры. Попса интегрирует в себя различные музыкальные направления, смягчая и адаптируя их для массового потребителя и ориентируясь на коммерческую выгоду через эксплуатацию выигрышного для масс эффекта. Таким образом, попса близка к понятию китч. В попсе часто обыгрывается тема сексуальности. Термин часто используется для пренебрежительного обозначения низкокачественных, с точки зрения искусства и идеологии, образцов современных музыки и видеоклипов, противоположных менее популярным интеллектуальным и независимым. С другой стороны, некоторые исполнители поп-музыки используют слово «попса» для обозначения своего жанра, не вкладывая негативного значения. В музыке этот термин иногда используется, чтобы подчеркнуть отличие массовой продукции от менее коммерческой, более сложной или интеллектуальной музыки: инди, классике, джазу, некоторым направлениям рок-музыки, итп. Примеры попсовых музыкальных коллективов, использующих сексуальную привлекательность для привлечения массового молодого потребителя: мальчиковые команды (Иванушки Интернэшнл, На-На, Премьер-министр, Hi-Fi, Five, Backstreet boys) и девичьи группы (Spice Girls, Виа Гра, Рефлекс, Тату).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *