Полуденные страны что это значит

Значение слова «полуденный»

Полуденные страны что это значит

1. Прил. к полдень (в 1 знач.). Полуденный час.Когда невыносимый полуденный зной заставил нас искать убежища, он свел нас на свою пасеку, в самую глушь леса. Тургенев, Хорь и Калиныч. || Происходящий, производимый в полдень. Полуденный выстрел пушки.После полуденного привала мы выбрались из бурелома и к вечеру достигли реки Кумуху. Арсеньев, Дерсу Узала.

2. Трад.-поэт. Южный. С русским морозом Трудно ладить полуденным розам. Н. Некрасов, Крещенские морозы. Со стороны полуденной Пришло желанное тепло. С. Марков, Дон Сысой, или Русские в Калифорнии.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

ПОЛУ’ДЕННЫЙ, ая, ое. 1. Прил. к полдень. П. зной. Полуденный луч задремал на полу. Тютчев. Час был п. В полуденных лучах следы недавней стужи. А. К. Толстой. В июле, в самый зной, в полуденную пору. Крылов. Полуденная дача овса коням. 2. Южный (поэт. устар.). Не могу с тобою плыть к брегам полуденной Тавриды. Пушкин. Средь полуденных зыбей, под небом Африки моей. Пушкин. ◊

ПОЛУДЁННЫЙ, ая, ое (простореч.). Длящийся полдня, продолжительностью в полдня.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Делаем Карту слов лучше вместе

Полуденные страны что это значитПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: отрубать — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Источник

полуденные страны

Смотреть что такое «полуденные страны» в других словарях:

Екатерина II — У этого термина существуют и другие значения, см. Екатерина II (значения). Екатерина II Великая … Википедия

Копиевский, Илья Федорович — (или Копиевич) переводчик, ум. после 1708 г.; родом из Белоруссии, обучался в Голландии, где, приняв реформатское исповедание, был кандидат пастором в Амстердаме. Копиевский порядочно владел славяно русским языком; Петр Великий, в бытность свою в … Большая биографическая энциклопедия

Индия — (на языке хинди Бхарат) официальное название Республика Индия. I. Общие сведения И. государство в Южной Азии, в бассейне Индийского океана. И. находится на важнейших морских и воздушных коммуникациях,… … Большая советская энциклопедия

Пшеница — (Wheat) Пшеница это широко распространенная зерновая культура Понятие, классификация, ценность и питательные свойства сортов пшеницы Содержание >>>>>>>>>>>>>>> … Энциклопедия инвестора

Индийская музыка — Музыка Индии древнейшая самобытная культура. Она ведёт истоки от нар. и культовых обрядов и связана неразрывными узами с разнообразной трудовой и духовной деятельностью народа, многовековой историей нац. культуры. Др. инд. лит.… … Музыкальная энциклопедия

Семейство ястребиные — Птицы, принадлежащие к этому семейству, характеризуются совершенно оперенными плюснами, достигающими длины среднего пальца, кругловатыми или яйцевидными, почти вертикально расположенными в восковице ноздрями и хвостом, равным половине… … Жизнь животных

Подсемейство Утиные (Anatinae) — К подсемейству утиных относятся птицы средних и небольших размеров с относительно короткой шеей и цевкой, покрытой спереди поперечными щитками. Окраска оперения разнообразна, у многих видов на крыле имеется особое зеркальце. Для ряда… … Биологическая энциклопедия

Семейство оленевые — (Cervidae)* * Оленевые (Cervidae) одно из наиболее прогветаюших ныне семейств копытных, самое крупное в отряде после полорогих. Оно объединяет 4 6 подсемейств, 14 родов и около 40 современных видов. Первые примитивные олени появились в… … Жизнь животных

Семейство куньи — (Mustelidae)* * Семейство куньи включает 23 современных рода и около 65 видов хищных, от мелких (в том числе самых мелких представителей отряда) до средних (до 45 кг). Куньи распространены по всей Евразии, Африке, Северной и Южной Америке … Жизнь животных

Семейство игуановые — Агамы, живущие в Старом Свете, в Америке заменяются игуановыми; только они встречаются в большем числе видов и гораздо разнообразнее по внешнему облику. Общие признаки их следующие. Голова покрыта множеством мелких щитков, на спине… … Жизнь животных

Источник

Восточные страны

Одним из часто цитируемых источников является отечественное летописание, а популярной цитатой (датированной 1346 годом) следующая: «Того же лета бысть мор силен зело под восточною страною: на Орначи, и на Азсторокани, и на Сараи, и на Бездежи и на прочих градах стран тех, на крестианех, и на Арменех, и на Фрязех, и на Черкесех, и на Татарех и на Обязех, и яко не бысть кому погребати их» (ПСРЛ. Т.10, с.217)

Интересует здесь не само географическое описания распространения чумы, а использование такого термина как «восточные страны», причем употребление этого термина оконтуривается городами, принадлежащими Золотой Орде, и только затем речь идет о христианах и так далее.

Уж не является ли вставка-описание чумы 1346 г. частью подобного, но более раннего хорографического описания, но с уклоном именно в «чумные события»?

Господа специалисты по ПВЛ. Может кто-нибудь дать текстологический комментарий к следующему отрывку: «О разделении язык[ов]. По разрушении же столпа и по разделении язык, прияша сынове Симови восточные страны, а Хамови же сынове полуденные страны, Афетови же сынови прияша запад и полуночные страны».

Не связаны ли подобные отрывки с христианской космографической литературой, например Козьмой Индикопловым?

Тема сторон света рассматривается А.В. Подосиновым, но ничего годного я у него пока не нашел

Не связаны ли подобные отрывки с христианской космографической литературой, например Козьмой Индикопловым?

Тут представлена и сама «Топография» Козьмы и ее перевод. Равно и др. космологические тексты плоскостно-комарной традиции:

Сравните их с текстами геоцентрической традиции:

Не связаны ли подобные отрывки с христианской космографической литературой, например Козьмой Индикопловым? Тема сторон света рассматривается А.В. Подосиновым, но ничего годного я у него пока не нашел

Шахматов писал («ПВЛ и ее источники»), что источник этого сообщения для него не ясен.

Сведения ПВЛ про 72 языка Шахматов связывал с текстом Толковой Палея. Посмотрите работу Т. Вилкул «Толковая палея и ПВЛ. Сюжет о разделении языка» (она точно есть в сети), может там что-нибудь есть об источниках сюжета.

Сравните их с текстами геоцентрической традиции:

(она точно есть в сети)

Спасибо, нашел и скачал, ознакомлюсь

Внесу свои полноценные фюр копик.

18. 31 Далее Гип­парх утвер­жда­ет, что на Бори­сфене и в Кель­ти­ке во вся­ком слу­чае летом в ноч­ное вре­мя сол­неч­ный свет туск­лый, при­чем солн­це с.81 дви­жет­ся кру­гом с запа­да на восток, а во вре­мя зим­не­го солн­це­во­рота оно под­ни­ма­ет­ся над гори­зон­том самое боль­шее на 9 лок­тей 32 ; но в обла­сти пле­мен, живу­щих в 6300 ста­ди­ях от Мас­са­лии (их Гип­парх счи­та­ет еще кель­та­ми, а я думаю, что это брет­тан­цы, живу­щие на 2500 ста­дий север­нее Кель­ти­ки), это явле­ние [туск­лый свет солн­ца] ста­но­вит­ся гораздо более замет­ным; в зим­ние же дни солн­це под­ни­ма­ет­ся там 33 толь­ко на 6 лок­тей и толь­ко на 4 лок­тя в обла­стях пле­мен, уда­лен­ных от Мас­са­лии на 9100 ста­дий, и мень­ше чем на 3 лок­тя в обла­стях, рас­по­ло­жен­ных еще даль­ше (по мое­му рас­че­ту — гораздо север­нее Иер­ны). Но Гип­парх, дове­ряя Пифею, поме­ща­ет эту насе­лен­ную стра­ну в обла­стях южнее Брет­та­нии 34 и утвер­жда­ет, что самый длин­ный день состав­ля­ет там 19 рав­но­ден­ст­вен­ных часов 35 , а 18 часам он равен там, где солн­це под­ни­ма­ет­ся над гори­зон­том толь­ко на 4 лок­тя. О пле­ме­нах, живу­щих в этих обла­стях, Гип­парх сооб­ща­ет, что они нахо­дят­ся от Мас­са­лии на рас­сто­я­нии 9100 ста­дий 36 . Поэто­му самые южные брет­тан­ские пле­ме­на живут север­нее этих пле­мен и нахо­дят­ся, таким обра­зом, на одной парал­ле­ли с бак­трий­ца­ми, живу­щи­ми око­ло Кав­ка­за или на какой-нибудь парал­ле­ли побли­зо­сти. Ведь, как я уже ска­зал, соглас­но Деима­ху и его после­до­ва­те­лям, бак­трий­цы, оби­таю­щие око­ло Кав­ка­за, ока­жут­ся север­нее Иер­ны на 3800 ста­дий. И если это чис­ло ста­дий при­ба­вить к чис­лу ста­дий, состав­ля­ю­ще­му рас­сто­я­ние от Мас­са­лии до Иер­ны, то полу­чим 12500 ста­дий. Но кому же при­шлось наблюдать в тех стра­нах (я имею в виду обла­сти око­ло Бак­тры) такую про­дол­жи­тель­ность самых длин­ных дней или такую высоту солн­ца на мериди­ане во вре­мя C . 76 зим­не­го солн­це­во­рота? Все такие явле­ния бро­са­ют­ся в гла­за даже про­фа­ну и не тре­бу­ют мате­ма­ти­че­ско­го дока­за­тель­ства; так что мно­гие авто­ры исто­рии Пер­сии, как древ­ние, так и их пре­ем­ни­ки, вплоть до наше­го вре­ме­ни мог­ли бы напи­сать о них. Как же мож­но допу­стить упо­мя­ну­тое выше 37 бла­го­со­сто­я­ние этих стран для тех обла­стей, где наблюда­ют­ся подоб­ные небес­ные явле­ния? 38 Из ска­зан­но­го ясно, как искус­но воз­ра­жа­ет Гип­парх про­тив дово­дов Эра­то­сфе­на на том осно­ва­нии, что послед­ний (хотя их точ­ки зре­ния по раз­би­ра­е­мым вопро­сам в дей­ст­ви­тель­но­сти оди­на­ко­вы) употре­бил сам под­ле­жа­щий дока­за­тель­ству вопрос в каче­стве дово­да 39 .

Повесть о Житии Александра Невского:

Услышав о такой доблести князя Александра, король страны Римской из Полуночной земли подумал про себя: «Пойду и завоюю землю Александрову». И собрал силу великую, и наполнил многие корабли полками своими, двинулся с огромной силой, пыхая духом ратным. И пришел в Неву, опьяненный безумием, и отправил послов своих, возгордившись, в Новгород к князю Александру, говоря: «Если можешь, защищайся, ибо я уже здесь и разоряю землю твою».

«король страны Римской из Полуночной земли» — шведский король

Словарь Русского языка 11-17 веков, главред Богатова, выпуск 16:

Словарь Старославянского языка по рукописям 10-11 веков, Цейтлин, Вечерка, 1994 год:

Словарь Греческого языка Димитракоса:

южные око­неч­но­сти Индии

Эфи­о­пов они назы­ва­ют самым южным наро­дом, а боль­шин­ство пле­мен, живу­щих к севе­ру от эфи­о­пов, они назы­ва­ют гара­ман­та­ми, фару­си­я­ми и нигри­та­ми; север­нее послед­них живут гету­лы, а побли­зо­сти от моря или на побе­ре­жье у Егип­та до Кире­на­и­ки оби­та­ют мар­ма­риды, тогда как те, кто насе­ля­ет зем­лю за Кире­ной и Сир­та­ми, — псил­лы, наса­мо­ны и неко­то­рые из гету­лов: затем идут абси­сты и биза­кии (область их про­сти­ра­ет­ся до Кар­фа­ге­на).

Фукидид, История 6.2.5:

[2.5] ἐλθόντες δὲ ἐς τὴν Σικελίαν στρατὸς πολὺς τούς τε Σικανοὺς κρατοῦντες μάχῃ ἀνέστειλαν πρὸς τὰ μεσημβρινὰ καὶ ἑσπέρια αὐτῆς καὶ ἀντὶ Σικανίας Σικελίαν τὴν νῆσον ἐποίησαν καλεῖσθαι

Сикулы прибыли в Сицилию с многочисленным войском и, победив в сражении сиканов, оттеснили их на юг и запад острова, и поэтому остров вместо Сикании получил новое название Сицилии.

Эсхил, Прометей Прикованный 714-735:

К воротам узким моря, без­бо­яз­нен­но
Пере­се­чешь тес­ни­ну Мео­тий­ских вод,
И веч­но сре­ди смерт­ных слав­ной памя­тью
Об этой пере­пра­ве будет имя жить —
«Бос­пор» — «Коро­вий брод». На мате­рик при­дешь
Азий­ский из Евро­пы.

Словарь Греческого языка Димитракоса:

А также понятие «равноденствия»:

Таким обра­зом, под име­нем «Мед­веди­цы» 4 (кото­рую он назы­ва­ет так­же «Колес­ни­цей» и гово­рит, что она сто­ро­жит Ори­о­на) Гомер пони­ма­ет «арк­ти­че­ский круг»; Оке­а­ном же он счи­та­ет гори­зонт, куда и откуда совер­ша­ют­ся заход и вос­ход све­тил. И когда Гомер гово­рит, что Мед­веди­ца вра­ща­ет­ся в этой обла­сти неба, не погру­жа­ясь в Оке­ан 5 , он зна­ет, что арк­ти­че­ский круг с.10 про­хо­дит через самую север­ную точ­ку гори­зон­та. Если тол­ко­вать таким обра­зом стих поэта, необ­хо­ди­мо при­знать, что зем­ной гори­зонт совер­шен­но соот­вет­ст­ву­ет Оке­а­ну, а арк­ти­че­ский круг сле­ду­ет счи­тать сопри­ка­саю­щим­ся с зем­лей (насколь­ко мож­но дове­рять нашим чув­ствам) в самой север­ной оби­та­е­мой точ­ке 6 .

Лже-Аристотель, О мире гл. 2, 392а:

Небо заполнено божественными телами, обыкновенно именуемыми звездами, и пребывает в вечном движении, беспрерывно из века в век увлекая все за собой в едином круговращении. Поскольку небо с космосом шаровидны и движутся, как уже сказано, непрерывно, то существуют две неподвижные точки, расположенные одна против другой, — как в шаре, вращающемся в токарном станке. Эти две противоположные точки покоятся, а вокруг них движется космос. Итак, космос вращается по кругу, и эти две точки называются полюсами. Если мысленно соединить их прямой, называемой осью, то она образует диаметр космоса, посередине которого находится земля, а на концах — полюсы. Из этих двух неподвижных полюсов один всегда видим, поскольку находится над головой; он обращен к северу и называется арктическим. Другой, подземный полюс, невидим; обращенный к югу, он называется антарктическим.

Словарь Русского языка 11-17 веков, 1975 год, том 1:

Козьма Индикоплов, Христианская Топография 2.24:

We have said that the figure of the earth is lengthwise [131] from east to west, and breadthwise from north to south

[2.78.? Ἐφόρου ἐκ τῆς δʹ Ἱστορίας

Extract from the fourth Book of the History of Ephorus. 130 The Indians inhabit a country in the east near sunrise, while the Ethiopians dwell in the south near the Meridian, the Kelts in the west near sunset, and the |74 Scythians in the north towards the Pole.

or what nation |122 between east and west, between north and south, that believes in Christ, does not by various methodical calculations fix for many years beforehand when the Easter festivals are to be celebrated?

Suppose a dome to be placed over the church with its east towards sunrise, its north in this direction, its south here, and its west there. Suppose next the sun rising and then going down—-going down not under the earth, but pursuing his course through the northern parts, and hidden from view as by a wall, the waters not permitting his path to be seen—-pursuing his course, I say, through the northern parts, and reaching again the quarter in which he rises. But whence is it made clear that this is so? By the blessed Solomon then, when in the book of Ecclesiastes, a book attested [to be inspired], and not rejected [from the canon] he says: The sun ariseth, and the |341 sun goeth down, and hasteth to his place; arising there he gocth to the south, and wheeling in his circuits, wheels towards the north; the wind goeth and turneth about in its circuits. 32 Behold then the sun running his course in the south, and wheeling round to the north, and be instructed.»

Всё. У Индикоплевста более не упоминается слова «полуденный» в географическом значении. При этом он вполне пользуется другими привычными терминами для обозначения сторон света – аркт и боррас (север), нот (юг) и пр.

ητοι τα απο ανατολης εως μέρους της μεσημβρ ί ας

что переводится как:

«то есть начиная с восточных (земель) и до южных»

Я как мог постарался исчерпать тему греческой античной и средневековой географической терминологии, в отношении соответствий русским словам полуденный» и «полунощный».

«Словарь Русского языка 11-17 веков», глав.ред Богатова, выпуск 16:

Полуденные страны что это значит

Полуденные страны что это значит

Полуденные страны что это значит

«Словарь Старославянского языка по рукописям 10-11 веков», Цейтлин, Вечерка, Благова, 1994 год:

Полуденные страны что это значит

Полуденные страны что это значит

Словарь Греческого языка Димитракоса:

Полуденные страны что это значит

Отвлекитесь немного и почитайте про «Восточную страну»

Среди множества названий улуса Джучи (Большая Орда, Золотая Орда, Великая Орда, «Воложское царство» и др) отдельно стоит отметить употребление в ряде сообщений термина «Восточная страна» применительно к частным событиям золотоордынской истории. Не менее показательно и «Воложское царство», фигурирующее на страницах летописей и летописных повестей в эпоху Великой Замятни и в период правления Токтамыш-хана, но его анализ должен быть предметом отдельного исследования.

Наиболее конкретно разбираемый термин фигурирует при описании в 1346 г. эпидемии, коснувшейся многочисленных территорий Евразии. Наиболее полно сообщение выглядит следующим образом: «Того же лета бысть казнь от Бога на люди под восточною страною в орде и в Орначи, и в Сараи, и в Бездеже, и в прочих градех и странах бысть мор велик на люди, на Бесермены и на Татары, и на Армены, и на Обезы, и на Жиды, и на Фрязы, и на Черкассы, и на прочая человекы, тамо живущая в них. Тол же силен бысть мор в них, яко не бе мощно живым мертвых погребати» (ПСРЛ, Т.18, с.95; Т.25, с.175). Приводимый отрывок фиксируется в большинстве русских летописей, однако содержание известий далеко неоднородно.

В наиболее ранних летописях представлена краткая версия, где религиозный контекст наиболее выражен. Сама эпидемия сравнивается с божьим промыслом, а ее итог – с «казнями египетскими» (ПСРЛ, Т.4, Ч.1, с.276; Т.5, с.225; Т.6, вып.1, стб. 419). Близкие сообщения содержат также летопись Авраамки и Новгородская летопись по списку П.П. Дубровского (ПСРЛ, Т.16, стб.78; Т.43, с.115-116). В Новгородской первой летописи этот отрывок отсутствует вообще (НЛ, 1888, с.346; НПЛ, 1950, с.358; ПСРЛ, Т.3, вып.4, с.83). Общерусское летописание, за исключением Московского летописного свода конца XV века, сосредотачивается на упоминании «мора», географии эпидемии, а также ее итогов, но при этом эсхатологический элемент сводится на нет (ПСРЛ, Т.7, с.210; Т.10, с.217; Т.15, стб.57, Т.18, с.95; Т.20, с.184; Т.23, с.108; Т.28, с.71, 232; Т.30, с.108; Т.33, с.83).

Региональное, а также позднее летописание (вологодское, устюжское, Густынская летопись и др., за исключением Холмогорской летописи) не фиксирует отрывок о «море» (ПСРЛ, Т.24, с.118; Т.26, с.115; Т.27, с.65, 239; Т.37, с.72; Т.40, с.129).

Здесь для нас интересно, в первую очередь, упоминание «восточной страны», часть территории которой безусловно относится к Золотой Орде. Между тем трудно сказать, связывал ли древнерусский книжник этот термин с государством. Определенная связь прослеживается при упоминании Сарая, «Орнача», «Бездежа», «Хазторокани», а также в трех случаях – Орды (ПСРЛ, Т.15, стб. 57; Т.18, с.95; Т.30, с.108). Если «Бездеж» и «Хазторокань» удовлетворительно соотносятся с Бельджаменом и Хаджи-Тарханом (Астраханью – прим), то географическая локализация «Орнача» вызывает определенные трудности.

В исследовательской литературе вопрос локализации топонима рассматривается в соответствии с текстом Задонщины, а именно с вести о победе Дмитрия Донского: «Понеслась слава к Железным Воротам, и к Орначу, к Риму, к Кафе по морю, и к Тырнову, а оттуда к Царьграду на похвалу русским князьям» (БЛДР, 1999, с.111). Специалистами этот отрывок во многом использовался для датировки летописной повести (Моисеева, 1979, с.220-221; Никитин, 2000, с.237). Г.Н. Моисеева провела географическую реконструкцию отрывка, связав Орнач с Железными воротами (соответственно, Ургенч и Дербент – прим) с границами Золотой Орды во время Куликовской битвы (Моисеева, 1979, с.224-225). По версии А.Л. Никитина, использование большинства городов составителем связывается с падением от рук иноземных/иноверных завоевателей (Никитин, 2000, с.237),

Иную трактовку в своей статье предложил Е.В. Кирсанов. Рассматривая историографическую традицию локализации города Русия. Опираясь на сообщение Плано Карпини, а также на мнения предыдущих исследователей, Е.В. Кирсанов рассуждает о локализации данного города на Дону (Кирсанов, 2018, с.57-58). Приводимые Плано Карпини города Бархин и Янкинт (Карпини, 1957, с.46, 72-73) исследователь также располагает на реках Волга и Дон. Интересно и то, что исследователем игнорируется вторая часть географического сообщения Карпини (Карпини, 1957, с.73), а также комментарии А.И. Малеина (Карпини, 1957, с.209 прим. 94). Этимология слова «Орнач» у Е.В. Кирсанова связывает странным образом с с разбираемым им городом Русия: причем в летопись «название попало через европейские источники: сначала европейский автор исказил имя «Руян» до «Орн», затем записал его на латинский манер «Орнас». После этого название возвращается в русские источники, будучи прочитано, как «Орнач» (Кирсанов, 2018, с.58). Подобные увлекательные этимологические путешествия не несут в себе рационального исторического зерна, предлагая нам механическое смешивание названий в хронологически разновременных источниках.

Т.Ф. Хайдаров, рассматривая летописный отрывок, предлагает видеть в нем золотоордынский город на Северном Кавказе, либо же на Дону (Хайдаров, 2018, с.192). Рассматривая второй вариант, исследователь опирается на уже цитировавшуюся выше статью Г.Н. Моисеевой. Однако приводимая ей карта Фра Мауро помещает город Organsa (Орнач по версии Т.Ф. Хайдарова – прим.) не в устье Дона, а в Приаралье, географически ближе к Ургенчу (Моисеева, 1979, с.226).

Неоднородным выглядит упоминание города и в русском летописании: помимо наиболее распространенного «Орнач» разные летописи также упоминают «Ворнац» (в наиболее раннем варианте отрывка – прим) (ПСРЛ, Т.4, ч.1, с.276), а также «Орнац» (ПСРЛ, Т.16, стб.78). Орнач также фигурирует среди завоеванных Тимуром городов и местностей в «Повести о Темир-Аксаке» (ПСРЛ, Т.12, с.248). Также город фигурирует и в статье «Татарским землям имена», составленной в начале XVI в. и имеющей большое текстуальное сходство с «Повестью о Темир-аксаке» (Казакова, 1979, с.253-254).

При всей неясности локализации вышеупомянутых топонимов, мы все же склонны отождествлять Орнач с Ургенчем. И речь в данном случае вовсе не в достаточно убедительной локализации Орнаса Плано Карпини, а в идеологических стремлениях древнерусских книжников. Столь часто цитируемая в исследовательской литературе «шибла слава» о поражении Мамая в «Задонщине». Как мы уже говорили выше, Орнач упоминается здесь наряду с Римом, Царьградом и Кафой, т.е. представляется собой одну из узловых географических точек. Несколько сложнее с упоминанием Орнача, пострадавшем от чумы, но как мы покажем ниже, эти сообщения содержат немаловажные сходства.

Центральным вопросом в приведенном летописном отрывке 1346 г. выступает сам термин, имеющий ярко выраженный космографический базис. В ряде повестей Куликовского цикла восточная страна выступает как прародина не только татар, но и их легендарных предков: «Пойдем братья, в северную сторону – удел сына Ноева Афета, от которого берет свое начало православный русский народ. Взойдем на горы Киевские, взглянем на славный Днепр, а потом и на всю землю Русскую. И после того посмотрим на земли восточные – удел сына Ноева Сима, от которого пошли хинове – поганые татары, басурманы. Вот они-то на реке на Каяле и одолели род Афетов» (БЛДР, 1999, с.105). В исследовательской литературе подобное разделение определяется происхождением из космографической части Повести временных лет (ПВЛ) (Петрухин, 2011, с.43-44). Согласно ПВЛ, после легендарного потопа дети Ноя разделили между собой земли: Хаму досталась «полуденная часть», Симу – «восточная», Афету – «полунощная и западная» (ПСРЛ, Т.2, стб. 2-4). Отождествление русских и татар с разными родами детей Ноя не случайно: вторжение последних из «восточной страны» в «полунощные» является лейтмотивом выстраиваемого древнерусскими книжниками противостояния.

Отождествление татар с «восточной страной» прослеживается и в ряде других литературных памятников. Так, описывая события 1237 г., Лаврентьевская летопись сообщает о «безбожных татарах», что двинулись «из восточных стран, и пленили сначала Булгарскую землю» (БЛДР, 1997, с.199). Кратко упоминая о Чингисхане, Галицко-Волынская летопись упоминает «Бог повернул татар назад на восточную землю, и они завоевали землю Тангутскую и иные страны. Тогда же их Чингисхан был убит тангутами» (БЛДР, 1997, с.207).

«Житие Александра Невского», излагая события после Западного похода, несколько детализирует рассматриваемый термин: «В то же время был в Восточной стране сильный царь, которому покорил Бог народы многие, от востока и до запада. Тот царь, прослышав о такой славе и храбрости Александра, отправил к нему послов и сказал: «Александр, знаешь ли, что Бог покорил мне многие народы? Что же – один ты не хочешь мне покориться? Но если хочешь сохранить землю свою, то приезжай скорее ко мне и увидишь славу царства моего».

Решил князь Александр пойти к царю в Орду, и благословил его епископ Кирилл…» (БЛДР, 1997, с.367). Под «Восточной страной» здесь явно подразумевается Золотая Орда, а царем является Бату.

Восточным царем в Сказании о Мамаевом побоище выступает и Мамай (БЛДР, 1999, с.141, 145). Причем в некоторых списках он упоминается как восточный крымский царь (Шамбинаго, 1906, с.263), и этот факт использовался в исследовательской литературе как обозначение домена ордынского темника (Почекаев, 2010, с.144-145).

На наш взгляд, рассматриваемый отрывок имеет текстуальное сходство с описанием жизнедеятельности Тимура в «Повести о Темир-Аксаке». В первую очередь он приходит «из восточной страны, из Синей Орды, из Самаркандской земли» (БЛДР, 1999, с.231). Перечисление его завоеваний представляет контаминацию как реально существующих городов и местностей, так и ряд «артефактов», среди которых «Ассирия» и «Вавилонское царство». Упоминание «Орнача», «Обезов» и «Сарая Великого» наводит на мысль об использовании некоего шаблона при описании составителем ряда неизвестных ему территорий (БЛДР, 1999, с.233). То же можно сказать, вспоминая памятники Куликовского цикла: если в основной редакции Сказания о Мамаевом побоище, «царь по имени Тохтамыш с востока, из самой Синей Орды, идет на него» (на Мамая – прим), то в одной из редакций упоминается «…с восточныя страны из Синие Орды…» (Шамбинаго, 1906, с.364; БЛДР, 1999, с. 137, 189).

Но в данном случае трудно говорить о соотношении «восточной страны» с Золотой Ордой. Резонно предполагать, что составитель повести, зная в целом библейские сюжеты о разделении земель, лишь обозначал вектор движения Тимура и Токтамыша, оконтурив их начальную точку. Успехи Токтамыша в летописных повестях связываются не только с разгромом Мамая, но и его восшествии «на царстве Волжском» [1] (БЛДР, 1999, с. 137). По мнению Ю.Е. Варваровского, «царство Волжское» стало употребляться в русских летописях со времени правления Науруза (1359-1360 гг.), и связан этот факт с политическим обособлением Мамая (Варваровский, 2008, с.75). Отчасти это действительно так, но термин также фигурирует и в описании правления Токтамыш-хана, так что его трактовка может быть значительно расширена.

Рассматриваемый термин не ограничивается лишь общерусским описанием: он также присутствует в первом хорографическом описании сибирских земель, а также в корпусе сибирских летописей.

Первый источник носит название – Сказание «О человецех незнаемых в Восточней стране» и содержит краткое описание народа самоедов, проживающих «на Восточной стране, за Югорскою землею» (Плигузов, 1993, с.78). Проблемы датировки сочинения не раз рассматривались в исследовательской литературе. Один из ранних публикаторов, А.Титов датировал сочинение концом XV века (Титов, 1890, с. III ). А.И. Плигузов уточнил датировку 1483-м годом, обозначив Сказание как один из итогов экспедиции московских воевод на Обь (Плигузов, 1993, с.48-53). При этом, по мнению исследователя, центральной частью восточной страны является Югра, либо же в целом Сибирь (Плигузов, 2001, с.119), но с этим вряд ли можно согласиться, учитывая практику использования термина. Безусловно, составитель Сказания также ориентировался на космографию Начальной части ПВЛ, что подтверждает и второй источник, а именно, тексты сибирских летописей.

Еще А.И. Плигузовым было обращение внимание на использование «полунощной» и восточной страны в Есиповской летописи (Плигузов, 1993, с.38, прим. 54). К примеру, ряд списков буквально «вписывают» Сибирь в новые географические реалии: «Страна Сибирская то Московского государьства на восточную страну расстояние и места имеет от Москвы 2000 поприщь» (ПСРЛ, Т.36, с.32, 37, 43, 73, 107). При этом сама «Сибирская земля» определяется летописцем как «полунощная» (ПСРЛ, Т.36, с.43, 75). В титовской редакции Есиповской летописи идет прямая отсылка к ветхозаветным сюжетам: «Сия убо Сибирская страна полунощия, от сотворения мира и по потопе и по исществии из ковчега праведнаго Ноя и сынов его, Сима, Хама и Афета, и по разделении всея земли на три части сыновом своим праведнаго Ноя, и даде сию Сибирскую землю в часть и во жребие старейшему сыну своему Симу, в нарицаемую Азию» (ПСРЛ, Т.36, с.80). На наш взгляд, этой космографической отсылкой автор объясняет присутствие татар в Сибири. В таком же идеологическом фоне стоит оценивать сюжет Сказания. Безусловно, составитель вписал известные ему северные народы в легендарный контекст восточной страны. Аналогичный легендарный географический сюжет присутствует и в тобольском списке Книги Большому Чертежу 1673 г.: «А писан чертеж государьства Московского царьства и всея Руския земли и иных многих государьств. Меру землям и расстояния с восточныя страны от царьства Китаиского и реки Лены на западныя страны до Киева и Литовскыя земли, и до Царяграда, а с полуденны страны от Хвалымского моря от царьства Астраханского и Перс на север страны Соловецкого моря и Мангачеискои» (Книга, 1950, с.27, прим. 4, с.184). Но здесь легендарные жребии детей Ноя уже не выступают неведомыми территориями: они инкорпорированы в состав постоянно расширяющегося Московского царства.

Все вышесказанное подводит нас к новой трактовке летописного отрывка, содержащего свидетельства ужасов «мора». Сложно согласиться с присутствующим в исследовательской литературе мнением, что описываемая под 1346-м годом чума способствовала появлению в сознании русских людей мысли «о скором освобождении от монголо-татарского ига» (Черный, 2008, с.48).

Сложно сказать, действительно ли русский книжник, употребляя термин, подразумевал его в качестве еще одного названия Золотой Орды. Скорее мы можем понимать «Восточную страну» как некую общую прародину для татар, берущую начало в ветхозаветной космографии, которая впоследствии была пропущена сквозь призму формировавшихся русско-ордынских отношений. Не исключено, что описываемая в летописях чума могла являться частью не дошедшей до нас летописной повести. Об этом сообщают как перечисление пострадавших областей и городов, во многом схожих с сюжетом «Повести о Темир-Аксаке», так и упоминание «Восточной страны» в целом. Последний термин фигурирует лишь в повестях. Приведенный выше анализ вариантов описания чумы показывает постепенное уменьшение религиозного контекста, который в общерусских летописных сводах конца XV – середины XVI вв. практически сводится на нет.

Библиотека литературы Древней Руси. Том 5. XIII век. – СПб.: Наука, 1997. – 528 с.

Библиотека литературы Древней Руси. Том 6. XIV – середина XV в. – СПб.: Наука, 1999. – 584 с.

Варваровский Ю.Е. Улус Джучи в 60-70-е годы XIV века. – Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2008. – 128 с.

Кирсанов Е.В. Горол Русия в отечественной историографии // Вестник Брянского государственного университета. 2018. № 1 (35). С. 55-68.

Книга Большому Чертежу. – М.:-Л.: Издательство АН СССР, 1950. – 230 с.

Никитин А.Л. Место Кирилло-Белозерского списка в рукописной истории «Задонщины» // Герменевтика древнерусской литературы. 2000. № 10. С. 231-241.

Новгородская летопись по синодальному харатейному списку. – СПб., 1888. – 490 с. + XXXVI с. примеч.

Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. – М.: Л.: Издательство Академии наук СССР, 1950. – 561 с.

Петрухин В.Я. «Русь и все языци»: Аспекты исторических взаимосвязей: Историко-археологические очерки. – М.: Языки славянских культур, 2011. – 384 с.

Плигузов А.И. Текст-кентавр о сибирских самоедах. – М.: Ньютонвиль: Археографический Центр, 1993. – 160 с.

Плигузов А.И. Новый список Сказания «О человецех незнаемых» // Исследования по источниковедению истории России (до 1917 г.). – М., 2001. – С.117-125.

Почекаев Р.Ю. Мамай. История «антигероя» в истории. – СПб.: Евразия, 2010. – 288 с.

ПСРЛ. Т.3. Вып. IV. Новгородские летописи. – СПб.: В типографии Эдуарда Тиля, 1841. – 308 с.

ПСРЛ. Т.4. Часть 1. Новгородская четвертая летопись. Вып. 1. – Пг., 1915. – 320 с.

ПСРЛ. Т.5. Псковские и софийские летописи. – СПб.: В типографии Эдуарда Тиля, 1851. – 277 с.

ПСРЛ. Т.6. Вып. 1. Софийская первая летопись старшего извода. – М.: Языки русской культуры, 2000. – 312 с.

ПСРЛ. Т.7. Летопись по Воскресенскому списку. – СПб.: В типографии Эдуарда Праца, 1856. – 346 с.

ПСРЛ. Т.10. Летописный сборник, именуемый Патриаршей, или Никоновской летописью. – СПб., 1885. – 244 с.

ПСРЛ. Т.15. Вып. 1. Рогожский летописец. – Пг., 1922. – 215 с.

ПСРЛ. Т.16. Летописный сборник, именуемый летописью Авраамки. – СПб., 1889. – 320 стб + 69 с. примеч.

ПСРЛ. Т.18. Симеоновская летопись. – М.: Знак, 2007. – 328 с.

ПСРЛ. Т.20. Львовская летопись. Часть 1. – СПб.: Типография М.А. Александрова, 1910. – 419 с.

ПСРЛ. Т.23. Ермолинская летопись. – СПб.: Типография М.А. Александрова, 1910. – 240 с.

ПСРЛ. Т.24. Типографская летопись. – Пг., 1921. – 274 с.

ПСРЛ. Т.25. Московский летописный свод конца XV века. – М.: Л.: Издательство АН СССР, 1949. – 464 с.

ПСРЛ. Т.26. Вологодско-Пермская летопись. – М.: Л.: Издательство АН СССР, 1959. – 415 с.

ПСРЛ. Т.27. Никаноровская летопись. – М.: Языки славянских культур, 2007. – 418 с.

ПСРЛ. Т.28. Летописный свод 1497 г. Летописный свод 1518 г. (Уваровская летопись). – М.: Л.: Издательство АН СССР, 1963. – 413 с.

ПСРЛ. Т.30. Владимирский летописец. – М.: Наука, 1965. – 240 с.

ПСРЛ. Т.33. Холмогорская летопись. Двинской летописец. – Л.: Наука, 1977. – 251 с.

ПСРЛ. Т.36. Сибирские летописи. Ч.1. Группа Есиповской летописи. – М.: Наука, 1987. –– 383 с

ПСРЛ. Т.40. Густынская летопись. – СПб.: Дмитрий Буланин, 2003. – 202 с.

ПСРЛ. Т.43. Новгородская летопись по списку П.П. Дубровского. – М.: Языки славянской культуры, 2004. – 368 с.

Путешествия в восточные страны Плано Карпини и Рубрука. – М.: Государственное издательство географической литературы, 1957. – 270 с.

Титов А. Сибирь в XVII веке. – М., 1890. – 216 с. + XXIII с. примеч.

Хайдаров Т.Ф. Эпоха «Черной смерти» в Золотой Орде и прилегающих регионах (конец XIII – первая половина XV вв.). – Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2018. – 304 с.

Черный В.Д. Куликовская битва: запечатленная память. – М.: Университетская книга, 2008. – 336 с.

Шамбинаго С.К. Повести о Мамаевом побоище. – СПб.: Типография Императорской Академии наук, 1906. – 375 с. + 190 с. примеч.

Шильтбергер И. Путешествие по Европе, Азии и Африке. – Баку. Издательство «Элм», 1984. – 88 с.

Schiltbergers H. Reisebuch. – Tubingen, 1883. – 200 p.

[1] В краткой редакции: «Царь же Тахтамыш сяде в Орде Мамаеве и царицы и имение его взя и все князи русстии послаша к нему з дары» (Шамбинаго, 1906, с.364).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *