Почему английская и французская нации сложились гораздо быстрее чем немецкая
СКЛАДЫВАНИЕ ФРАНЦУЗСКОЙ НАЦИИ
Развитие французского капитализма привело к созданию предпосылок к постепенному формированию французской нации. Этот процесс начался в XV— XVI столетиях, однако его еще нельзя считать завершившимся и в XVII в.
Совместное проживание относительно этнически однородного населения привело к тому, что некоторые признаки нации как исторически сложившейся общности людей оформились еще в докапиталистический период. Так, общность территории была налицо во Франции задолго до поягвления каких-либо зачатков капитализма. Ho такие признаки, как общность языка или общность психического склада, общность культуры, не могут считаться вполне сложившимися и характерными для жизни французов даже в XVII в. Французкий язык еще сохранял глубокие следы средневековой пестроты, разобщенности Севера и Юга;
по психическому складу и культуре гасконец, провансалец, бургундец, пикадиец, нормандец или овере- нец представляли собой различные типы; подчас они сами называли друг друта разными «народами» и «национальностями». Ho языковая и культурная общность французов очень быстро прогрессировала как раз в течение XVII в., когда были проведены унификация и упорядочивание правописания и норм литературного языка. Основную роль в сплочении французской нации сыграл Париж. Столица выступала не только как общефранцузский культурный центр, но и служила местом, где сходились воедино нити всей экономической жизни.
Это происходило благодаря тому, что по-прежнему незрелым оставался такой важнейший признак нации, как общность экономической жизни. Франция XVII в. была перерезана внутренними таможенными границами. Отдельные провинции были экономически и административно обособлены друг от друга. B официальных государственных документах о той или иной провинции еще говорилось «страна» («земля»). И это было не одним только пережитком в области терминологии. Понятийный аппарат государственных чиновников допускал чрезмерную обособленность подчиненных земель, что не способствовало их соединению и централизации.
Кроме этого, внутренний рынок был слабо развит, и, естественно, буржуазия не могла играть роль силы, цементирующей формирующуюся нацию. Однако развитие экономической общноСти Франции значительно
Гравюра P. Наіггейля.
продвинулось. Это не замедлило проявиться в попытке французской буржуазии выступить в роли ведущей силы нации и от лица нации на политической арене потребовать соответствующее место.
ГДЗ история 8 класс Юдовская, Баранов Новое издание Просвещение 2020 Задание: § Стр 45
Вопросы в конце параграфа
1. Что такое нация? Как видели себя англичане, французы, немцы, итальянцы? Чем гордились?
Нация – историческая общность людей, объединенная – в зависимости от страны – общей историей, культурой, языком, верой, территорией, правителем и т.д.
Становлению английской нации способствовали Столетняя война, возникновение англиканской церкви, веры в то, что англичане – это избранный богом народ. Англичане привыкали к тому, что они лишь часть нового королевства Великобритания, и учились им гордиться. Они прославляли свои язык и культуру, научные достижения и успехи в торговле.
Французская нация формировалась в тесной связи с понятиями «государство» и «родина». Эта нация воспринималась как территориальная и политическая общность, но у всех, кто входит в нацию, есть свои права, они равны между собой. Своей миссией образованные французы считали задачу нести свет культуры остальному миру.
Итальянцы видели себя наследниками Древнего Рима, жителями единой Италии, которой только предстоит вновь возникнуть на географической карте, возродиться. Они гордились своим культурным превосходством.
Немцы поднимали на щит общую историю, восходящую к древним германцам, жившим в лесах во времена Римской империи. В ранее Новое время сформировалась мысль о превосходстве немецкого языка как самого древнего и богатого. Немецким национальным характером считали особый набор существовавших с древности моральных качеств – простоту, чистоту, верность, мужественность.
2. Что изменилось в положении условий в XVIII в.?
Дворянство оставалось самым влиятельным сословием. Вследствие революции цен провинциальное дворянство повсеместно сталкивалось с финансовыми трудностями. Переход к бюрократии отодвигал его от управления на местах, приход капитализма в деревню разрушал традиционный сеньориальный порядок. Дворянство постепенно утрачивало свою историческую роль и осваивало новые роли. Буржуазия – верхний слой третьего сословия – богатела за счет активизации торговли, развития мануфактур, а затем и фабрик, а на селе – за счет капиталистической аренды. Разоряясь, крестьяне превращались в наемных работников на селе или перемещались в города, где пополняли число слуг. В городах росла численность плебса – горожан, не обладавших политическими правами.
3. Для чего была нужна политика просвещенного абсолютизма?
Политика просвещенного абсолютизма нужна была для модернизации экономической и политической системы общества, что наталкивалось на сопротивление традиций. Идеи Просвещения провозглашали отказ от традиций, что позволяло изменить основы государственного, экономического и общественного строя.
4. В какой стране реформы были реализованы наиболее полно?
Наиболее полно реформы были реализованы в Пруссии, где монархом был Фридрих II, сторонник идей Просвещения и наиболее активно их использовавший.
Стр. 45. Подумайте
1. Что послужило причиной складывания наций?
Причиной складывания наций послужила необходимость внутреннего единства в государствах Европы. Складывание национальной идеи стало основой формирования наций.
2. Каковы были последствия этого явления?
Национальные идеи сыграли огромную роль в складывании единых национальных государств, подтолкнули немцев и итальянцев к объединению в рамках своих национальных государств, которое произойдет уже в XIX в.
3. Чем национальное государство отличается от существовавшего до него? Запишите ответ в тетради в виде таблицы.
Линии сравнения | Средневековые государства | Национальные государства |
---|---|---|
Носитель верховной власти | Светская власть принадлежала императору, духовная – папе римскому | Верховная власть в руках монарха |
Границы государства | Не существовало четких границ, многие государства состояли из разрозненных областей и территорий | Четкие границы государства, окруженные иными государствами той же природы |
Основы государственных интересов | Расширение государства в пространстве | Борьба с привилегиями отдельных провинций, с дворянской вольницей, с могущественными аристократами |
Особенности государства | В государствах и провинциях существовали свои законы, армии, налоги и повинности, денежные системы | Унификация законодательства, налоговой, финансовой системы |
Язык государства | Латынь | Национальные языки |
4. Используя Интернет и другие источники, подготовьте рассказ о реформах просвещенного абсолютизма в одной из стран.
В силу разного рода причин «просвещенный абсолютизм» наиболее полное свое выражение получил в германских государствах – в Пруссии, Бадене, Баварии, Австрии. В Пруссии преобразования в направлении «просвещенного абсолютизма» приобрели двойное воплощение: и в государственных реформах и в изменении политического режима правления. Последнее было для XVIII в. не менее значимым, чем конкретные правовые преобразования, однако этот режим был связан только с личностными качествами прусского короля Фридриха II.
В правление Фридриха II завершилась централизация высшего управления. Сформировались полновесные ведомства высшей администрации, которые охватили новые сферы центрального государственного регулирования. Высшим административным органом номинально сохранялся Генерал-директорат (финансовых, военных и домениальных дел), учрежденный еще в 1722 г. В нем наряду с четырьмя территориальными департаментами (по историческим областям королевства) возникли несколько специализированных: торговли и ремесел (1740), военного управления (1746), акцизов и таможен (1766), горного дела и металлургии (1768), лесной (1771). Управление было полностью освобождено от остатков сословно-провинциального управления с тем, чтобы в нем единственным началом была централизованная законность. Было упорядочено верховное управление монарха. При короле сложился постоянный кабинет из нескольких секретарей (после 1763 г. – 6 секретарей), каждому из которых поручались дела собственного направления. Практика королевских кабинет-указов постепенно вводилась в правовые границы – с тем, чтобы не нарушать обычной работы учреждений (если она не нарушала новых политических представлений о «справедливости» и «гражданской вольности»).
В социально-правовой сфере законодательство «просвещенного абсолютизма» стремилось упорядочить сословный строй, закрепив каждому сословию его собственные полезные для государства и общества занятия, а вместе с тем права и привилегии. За дворянством были сохранены привилегии на доступ к военной и гражданской государственной службе. Офицерами в армии могли быть только потомственные дворяне. За дворянством закреплялись исключительные вотчинные права, вместе с тем им запрещались занятия торговлей и финансовыми спекуляциями. Как на особое почетное сословие на дворян была возложена повышенная ответственность за разного рода «позорные» преступления и моральные правонарушения. Запрещалось продавать родовые имения в руки недворян. Для поощрения дворянских занятий аграрным производством были организованы специальные банки, а также провинциальные кредитные общества, где давались займы исключительно под залог поместий. За городским сословием было признано исключительное право торговли и промышленных предприятий. Для поддержания отечественной промышленности законодательно были установлены повышенные таможенные и торговые пошлины на импорт. В экономической политике в целом возросло значение протекционизма. В 1763 – 1765 гг. по личной инициативе короля были предприняты попытки видоизменить формы крепостной зависимости, однако реализовать удалось только частичные ограничения на размеры крестьянских повинностей в пользу землевладельцев. В 1777 г. были закреплены законодательно права владения и наследования земель для крестьян королевского домена.
5. Сравните реформы просвещенного абсолютизма в различных странах.
Линии сравнения | Крупнейшие деятели | Основные реформы |
---|---|---|
Пруссия | Фридрих Вильгельм I, Фридрих II | Провозглашение равенства всех сословий перед законом; судебная реформа, провозглашение принципа веротерпимости; отмена цензуры |
Держава австрийских Габсбургов | Мария Терезия, Иосиф II | Кодификация законов, начало разделения судебной и административной власти, ограничение феодальной власти помещиков; закон о печати (отмена цензуры); освобождение крестьян от крепостной зависимости, реформы судопроизводства |
Испания | Карл III | Установление свободы хлебной торговли, восстановление флота, основание учебных учреждений |
Великое герцогство Тосканское | Леопольд II | Издание конституции, отмена смертной казни |
Все реформы проводились в духе просвещенного абсолютизма. Проводились реформы управления государством, проводилась кодификация законов, отменялась цензура, активно проводилась политика в области просвещения.
Реформы не затронули или лишь косвенно экономическую и социальную сферу, так как основное внимание уделялась изданию законов в духе времени. Там, где были предприняты попытки внести изменения в социальную сферу, было встречено сопротивление, и все действия сошли на нет.
Стр. 45. Из книги аббата Э.-Ж. Сийеса «Что такое третье сословие?» (1789)
1. Как Сийес доказывает ненужность привилегированных сословий?
Сийес считает, что без привилегированного сословия все самое трудное служение обществу берет на себя третье сословие; высшие должности замещались бы несравненно лучше.
2. Как вы считаете, к каким переменам в обществе призывал автор?
Автор призывает к избавлению от привилегированного сословия, формированию нации из третьего сословия, которое должно привести к процветанию государства.
Кто были предками современных французов – галлы или франки?
Государство, которое сейчас называют Францией, получила своё имя в результате успешной борьбы против римлян и успешному правлению короля Хлодвига.
Сначала Францию римляне называли Галлией. Это были земли галлов Селтикс. В 58 – 51 годах до нашей эры данную территорию завоевал Юлий Цезарь. Земля галлов простиралась от Рейна, Альпийских гор, Средиземного моря, Пиренеев до Атлантического океана. Это была неоднородная группа. В ней присутствовали разные верования и религии, но всех их смог объединить и поднять на борьбу с римской армией вождь Верцингеторикс.
Неоднородность народов Франции
На территории современной Франции галлы тоже были неоднородными. Эти племена постоянно соперничали за право управлять своей землёй. Большое количество народов вторгались на эту территорию. Среди них были вандалы, племя, проживавшее в районе современной Польши и Венгрии, вестготы, жившие в районе современных юго-западной Франции и Испании, и франки, одно из германских племён.
Франки были воинственным племенем. Они хотели создать большое единое королевство по всей Европе. В V веке под предводительством короля Хлодвига им удалось одолеть всех. Франки подчинили всю территорию в 494 году. Первым королём объединённой страны стал Хлодвиг. Он известен, как первый король «земли франков». Государство получило своё латинское название Франция или Franse.
Но если путешествовать вглубь веков к древнейшим народам, то можно проследить, кто из них оставил свой след во французском языке: галлы, римляне или франки. Сейчас поговорим о галлах. Это племя поселилось на территории современной Франции примерно в 600 году до нашей эры. Но и оно не было первым, кто стал жить на этой земле. Археологам удалось обнаружить наскальные рисунки, написанные 15 тысяч лет назад. Но доминировать в культуре и языке стали галлы. Сейчас его корни доминируют в современном французском языке. Только на крайнем юго-западе Франции и на севере Испании говорят на баскском языке, который сохраняет отголоски более древних народов.
Галльские корни во французском языке
Галлы могут быть предками многих современных французов. Но и язык галлов имеет в современном французском языке меньше отпечатков, чем язык захватчиков римлян. Латынь является настоящей основой современного французского языка, который принесли завоеватели. Во времена римского правления латынь стала языком ведения торговли и управления. Она постепенно вытеснила галльский и другие языки. Это происходило в течение шести веков. Но галльский язык сохранился в семействе современных кельтских языков валлийского и гэльского, а также в какой-то степени – во французском языке.
Языковед Генриетта Вальтер говорит, что во французском языке галльские корни присутствуют в словах, относящихся к простой жизни, к рыбалке, охоте, сельскому хозяйству, обозначениям растений и животных. Некоторые части тела тоже носят галльские названия. Некоторые названия связывают времена Юлия Цезаря и вождя галлов Верцингеторикса, возглавлявшего восстание против римлян.
Это видно в произношении особым способом. Что интересно, франкский (германский) язык никогда не был популярен среди народа Франции, так как жители Галлии говорили на смеси галльского (кельтского) и латинского. Франки, предки современных французов, были германоязычным племенем, но они потеряли свой язык. Название Франция появилось потом, что его дали франкские короли, но язык современным французам оставили не франки.
Письменная латынь во французском языке
Франция стала плавильным котлом для народов, а французский язык, в свою очередь, представляет собой смесь большого количества языков, в основе которых лежит латынь со следами галльского, франкского, немецкого, английского языков.
Если говорить о французском языке, то франки дали ему лишь название и небольшую часть словарного запаса. На франкском (германском) языке говорили только правители и военные. Письменные традиции были на латыни, все юридические документы до 1539 года во Франции велись на латыни. Поэтому, скорее всего, были вытеснены из обихода французов в большем объёме кельтские языки, чем немецкий. Если говорить о французской нации, то это понятие появилось в Европе в конце XVIII века.
Самым старым древнефранцузским текстом являются Страсбургские клятвы, относящиеся к 842 году. Старофранцузский язык тогда назывался галло-романским, он и стал доминировать над другими диалектами Франции. Салианские франки, перебравшиеся с территории современной Бельгии и Нидерландов во Францию, быстро освоили латынь и гало-римские диалекты.
Их родной язык был гораздо ближе к современному немецкому, чем к современному французскому. На территории современной Франции в IV – V веках было много языков, но доминирующим были кельтские и латынь. Латынь стала объединяющим языком.
Слияние франков с римской цивилизацией
Франки были лишь некоторыми из представителей народов, ставшими предками современных французов, а также и бельгийцев. Они стали правителями Франции, но не стали основными предками французов. Потомки правителей вынуждены были использовать местные латинские языки. Потеряв свой язык, они уже больше не были франками.
Они не могли развивать свою культуру, навязывая её римлянам Галлии, в отличие от англосаксов в Британии, сумевшим сохранить свой культурный слой. Франкам пришлось долгое время жить в близком контакте с римской цивилизацией, и поэтому они стали её частью, не разрушив римскую культуру в Галлии. Франки имели решающее слово в выборе варианта языка, немного изменённого из-за привнесённого акцента, включающего германские ударные моменты.
Таким образом появился уникальный современный французский язык, отличающийся от итальянского, испанского и португальского. В результате эволюции он стал намного музыкальнее франкского. Так прошла целая эволюционная цепочка на протяжении сотен поколений, дошедшая до наших времён.
ФОРМИРОВАНИЕ НЕМЕЦКОЙ НАЦИИ
K началу XVlII века немецкая нация еще ие сложилась. Княжеское мелкодержавие, политическая раздробленность тормозили развитие экономических связей между отдельными районами. Практически во вс.ех княжествах Германии чувствовалось стремление к созданию единого национального рынка.
Довольно ярко отразились замедленные темпы складывания немецкой нации в особенностях развития немецкого языка п немецкой литературы конца XVlI и начала XVIII веков.
Первый перевод Библии на немецкий язык был осуществлен еще в XVI веке Мартином Лютером. Лютер положил в основу своего перевода восточио-средне-немецкий диалект. Однако диалектов в Германии ХѴІІ — ХѴІІІ вв. существовало огромное множество.
B стране все больше ощущалась потребность в создании общенационального литературного немецкого языка. Об этом свидетельствовали различные словари и грамматики немецкого языка и его диалектов, а также специальные филологические журналы, издававшиеся в XVII и в начале XVIII века.
Ho политическая и экономическая раздробленность отчетливо проецировалась на немецкую литературу, которая еще долго сохраняла как в своем языке, так и в своей идейнотематической направленности ярко выраженные провинциальные особенности и локальную ограниченность.
Каким-то подобием «национального» языка являлась мертвая латынь. Даже в XVlII веке литературные произведения па латинском языке не были редкостыо. Ученые журналы, ученая переписка, лекции в университетах также использовали латынь. Исключительно на латинском языке выходили труды по естествознанию, философии и праву.
Bce это было бы неплохо, если бы во Франции и Англии в это время ученые почти всех отраслей знания уже не пользовались бы своими национальными языками.
Германская «верхушка» предпочитала латыни и родному немецкому языку французский язык. «Здесь все говорят только по-французски, немецкий язык можно услышать лишь в казарме. », пис.ал в 1750 году Вольтер, отдыхавший в то время в Потсдамской резиденции Фридриха II. Сам Фридрих Il был большим поклонником французского языка.
Почему немецкий лучше английского
Полиглота можно растить с трех лет
Когда начинать?
Как учить?
Что делать дома?
Какой язык лучше?
Наталья СОКОЛОВА: — Чтобы ребенок был культурным, достаточно развитым, мог выехать в любую страну — достаточно одного английского. Но если вы все-таки даете несколько языков, второй иностранный лучше вводить только с 5—6-го класса (раньше ребенок еще активно осваивает родную речь). Причем если ребенок будет учить два-три-четыре языка, то начинать лучше с немецкого — у него сложная грамматическая структура, и, освоив его, проще идти дальше. А вот с английского переключаться на языки, где есть спряжения, склонения, сложнее.
ЧТО У ДРУГИХ?
Валентина, 37 лет: — У меня диплом переводчика с французского. Поэтому я решила учить сына для начала именно этому языку. Когда малышу был год, я, безумная мама, нашла на интернет-форуме иностранцев в Москве француженку, которая несколько раз приходила к нам домой (стоило это, кстати, недорого). Мысль была такая: пусть она общается с малышом по-французски, играя. Но сынишка только бегал от нее по всей квартире. Причем девушка была очень милая и старалась — проблема, думаю, заключалась в том, что Ваня был слишком мал.
С трех лет я решила заниматься с ребенком сама. Началось с того, что знакомая привезла из Франции диск с короткими мультиками-песенками. Ваня их с удовольствием смотрел, а я объясняла ему, что значат отдельные слова (“домик”, “бабочка”) — одно-два за просмотр. Заодно рассказывала, почему в разных странах говорят на разных языках и зачем нужно их знать: “Вот поедем с тобой во Францию или к нам в гости придет француз. ”
После песенок мы переключились на мультфильмы про “Дору-путешественницу” по-французски. Они хороши тем, что интерактивные — зрителей просят помочь, повторить слова, посчитать, назвать цвета, причем все это не в безумном “диснеевском” темпе.
Сейчас, в три с половиной года, Иван знает много существительных, цвета, некоторые глаголы, счет до десяти, простые фразы вроде “меня зовут”, “я хочу есть” и так далее. Закрепляем мы эти знания в повседневных разговорах (прошу дать мне чашку, тарелку, игрушку, вымыть руки, пожелать спокойной ночи и прочая). Ну и, конечно, игры. К нам в гости, например, “приезжают” куклы “из Франции”, или мы устраиваем “виртуальные расследования” — ребенок очень любит истории про Шерлока Холмса, часто воображает себя сыщиком и всячески старается помочь какому-нибудь воображаемому герою-французу, у которого, например, пропал любимый плюшевый медвежонок.
Еще я купила учебник “Французский с трех лет” (есть, кстати, версии на английском и немецком) — там, среди прочего, много картинок. Прошу назвать изображенное по-французски, а за правильные ответы даю “приз” — ракушку или фломастер. Они у нас и так в “свободном доступе”, но ребенок с удовольствием считает, сколько “призов” он набрал, а я его хвалю за любой результат.
Я думала о курсах для детей при Французском культурном центре, но там мне сказали, что у них занятия только с четырех лет — пробовали раньше и с трехлетними, но посчитали, что это все же слишком рано. Так что, по-моему, если родители знают язык, дома вполне можно воспользоваться этим для обучения в раннем возрасте. Главное — делать это постоянно и заинтересовывать малыша всеми возможными способами.