Полуденный ужас что это

Феномен «полуденного ужаса»

Итак, что же такое дневной (полуденный) ужас? У этого феномена нет точного определения. В целом, это иррациональное чувство тревоги, возникающее при взгляде на что-то, что не должно вызывать такого чувства.

Полуденный ужас что это

Это очень похоже на эффект зловещей долины, только, в случае с дневным ужасом, беспокойство вызывает не человек (или кто-то на него похожий), а пейзаж, экстерьер или, реже, интерьер.

Полуденный ужас что это

У таких пейзажей них, как правило, есть немало общих черт: контрастные цвета и необычная перспектива (особенно, если мы говорим о картинах), а также композиция с широким открытым пространством. Людей в таких пространствах, как правило, нет.

Полуденный ужас что это

Впрочем, встречаются и исключения. Персонажей таких изображений можно охарактеризовать как жертву или резонёра. Они будто тоже испытывают тревогу/страх из-за происходящего на картине, чувствуют то же, что и зритель.

Полуденный ужас что это

Полуденный ужас что это

Полуденный ужас что это

Полуденный ужас что это

Полуденный ужас что это

Полуденный ужас что это

«Когда. наступает жаркий полдень, Пан удаляется в густую чащу леса или в прохладные гроты и там отдыхает. Опасно беспокоить тогда Пана. Он вспыльчив, он может в гневе послать тяжелый, давящий сон, он может, неожиданно появившись, испугать потревожившего его путника.

Полуденный ужас что это

Наконец, он может наслать и панический страх, такой ужас, когда человек опрометью бросается бежать, не разбирая дороги, не замечая, что бегство грозит ему неминуемой гибелью.»

Полуденный ужас что это

Полуденный ужас что это

Надо сказать, страх перед Паном и Полуденицей имеет обоснование: отдых в помещении спасал от солнечного удара и перегрева в жаркий день, от которых вполне себе можно было умереть.

Полуденный ужас что это

Собственно, вот к чему я веду: возможно, дневной ужас связан с обычаем избегать пребывания на улице в полдень, ведь это может быть опасным. Причина бояться полдня со временем исчезла, равно как и вера в богов и духов, а сам страх отчего-то остался.

Полуденный ужас что это

Однако у феномена могут быть и другие, более психологические причины. Во-первых, это боязнь одиночества. Человек остается наедине с природой и не знает, чего от неё ждать. Сложно договориться с кем-то, чьего языка ты не знаешь.

Полуденный ужас что это

Во-вторых, причины дискомфорта могут крыться в агорафобии и мегалофобии. Человек ощущает себя ничтожно маленьким по сравнению с пространством вокруг него, и, в то же время, это пространство кажется бесконечно большим.

Полуденный ужас что это

Полуденный ужас что это

На мой взгляд, он создает ощущение “застывшего момента”, о котором я и хочу поговорить дальше.

Полуденный ужас что это

Полуденный ужас что это

И вот тут-то стоит перейти к литературе, так как, если картины и фото вызывают чувство тревоги визуально, то тексты дополняют тревогу эмоциями и описаниями. Здесь я буду ссылаться на Лишаева и одно из приложений в его книге “Эстетика другого”.

Полуденный ужас что это

В приведенных им примерах можно увидеть, как авторы пишут, что время в моменты полуденного ужаса будто замирает, а человека, наблюдавшего за этим, охватывает предчувствие несчастья, которое вот-вот должно произойти.

Полуденный ужас что это

“Если мы попали в провал безвременья, если «в мире ничего не происходит», если «нет ни сейчас, ни прежде, ни – во веки веков» (…),то мы в чисто пространственном мире: мы видим птицу и способны отличить ее от стрекозы или мошки, но движения, «развития», «последовательности»

Полуденный ужас что это

Полуденный ужас что это

Что ж, с тем, что именно и почему нас пугает, мы вроде бы разобрались. Предлагаю перейти к более конкретным примерам и посмотреть, как все это работает на практике.

Полуденный ужас что это

Начну, пожалуй, с крипипасты “Полдень”. Она посвящена дневному ужасу, и в ней мне больше всего нравится атмосфера завязки: жаркий летний день, опустевший город, ничего не происходит, но что-то вот-вот должно случиться.

Полуденный ужас что это

Это галерея художника Эдварда Гордона. Вот уж кто точно мастер дневного ужаса! Его работы пропитаны атмосферой застывшего момента и полуденной эстетикой. Что характерно, на его работах нет людей и концепт всегда примерно одинаков: это комната,

Полуденный ужас что это

Полуденный ужас что это

Полуденный ужас что это

Ещё один художник, Джорджио де Кирико. Его работы интересны тем, что находятся на грани дневного ужаса и сюрреализма. Он любит играть с контрастом, светом и тенями, добавляя тревоги в солнечный день.

Полуденный ужас что это

Полуденный ужас что это

Почему я сказала, что он “на грани”? На мой взгляд, его картины излишне меланхоличны и мрачны для того, чтобы полностью быть дневным ужасом. Но, как мы помним, этот феномен изучен очень слабо и не имеет точных определений. Так что, любое мнение имеет место быть.

Полуденный ужас что это

Полуденный ужас что это

Огромные здания, необычная архитектура и, главное, безлюдность. Как будто бы все жители в один момент взяли и исчезли. (Хотя на деле они там и не появлялись из-за дороговизны жилья и земельных налогов, но сейчас не об этом.)

Полуденный ужас что это

Источник

Что такое «полуденный ужас» и как его пережить

Что такое «полуденный ужас» и как его пережить

10 июля 2021, 18:44 | Просмотров:

Полуденный ужас что это

Случалось ли вам жарким летним днем, когда солнце стоит в зените, оказаться где-то на природе и не на шутку испугаться? Тревога возникает будто бы без причины, кажется, что надвигается неминуемая беда и уже ничего не исправить. «Рамблер» рассказывает, что это и как с этим справиться.

У этого феномена есть свое название — полуденный ужас, его описание встречается в произведениях философов и писателей, а в живописи есть даже одноименный жанр.

Богослов Павел Флоренский так описывал это состояние:

«В полдень же ровно в полдень еще страшнее. Оглядишь кругозор. Стоят в застывшем воздухе сухие испарения пашен: то земля «горит», говорят крестьяне. Знойные дыхания земли не колыхнутся. Беспощадное светило прибивает к растрескавшейся, обезвлажненной почве каждый лист, давит потоками тяжелого света: то небосвод льет ливень расплавленного золота. Даже пыль не пылит, — гнетет и ее, покорную, стопудовый гнет. Тяжко и жутко. В безвольном ужасе молчит все, истомное, притихшее пред мощным Молохом лишь бы минул томительный час. Побежишь — и гонится, гонится кто-то. Крикнуть хочешь — не смеешь. Да и не ты один: вся тварь ушла в себя, вся тварь, замерши, ждет. Кажется, «бес полуденный» не ласковей «беса полуночного». Не моя это мистика. Боюсь ее. Ни ночью, ни днем не раскроется душа. И не хотелось бы умирать в эти жуткие часы».

Древние греки верили, что в это время отдыхает бог Пан, а если случайно его разбудить, то он нашлет такой ужас (кстати, панический от слова Пан), что человек будет бежать со всех ног пока не погибнет. В славянской мифологии есть персонаж — Полудница, женщина или девочка, которая выходит в поле в самые знойные часы, чтобы уберечь посевы от солнца. Но тот, кто встретится ей на пути обязательно пострадает или сразу погибнет. Поэтому в это время было принято отдыхать, а не работать, чтобы не прогневить духов и богов.

Эфеект ужаса создает не только тишина, сама природа замирает, не слышно ни птиц, ни насекомых, ни шелеста травы или листев. Особую роль играет свет, из-за которого даже высокое безоблачное небо, кажется плоским и давящим.

Соверменные врачи не рекомендуют выходить на улицу в часы максимальной солнечной активности — примерно с 12 до 16 часов. Жару лучше переждать в укрытии, а потом приниматься за дела.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Подпишитесь на нас: Полуденный ужас что это Полуденный ужас что это Полуденный ужас что это Google Новости

Источник

Дневной ужас

Постим картинки\изображения\фотографии, которые у вас вызывают беспокойство, но не должны.

Это могут быть страшные изображения в светлое время суток: Например знаете то чувство, когда вроде бы все хорошо, яркий солнечный день, но это лишь затишье перед бурей/апокалипсисом. Возможно уже видны первые признаки начала конца.

Или изображения, использующие технику рисования или цвета, вызывающее беспокойство.

Или вроде бы все хорошо на изображении, но что-то в нем есть не естественное, вызывающее эффект зловещей долины.

Или изображения, в которых видно, что судьба уже предрешена. Аннушка уже пролила масло.

Можно даже просто странные изображения с шутками, фан все-таки.

Полуденный ужас что это

Полуденный ужас что это

Полуденный ужас что это

Полуденный ужас что это

Полуденный ужас что это

Полуденный ужас что это

Полуденный ужас что это

Полуденный ужас что это

Полуденный ужас что это

Полуденный ужас что это

Полуденный ужас что это

Полуденный ужас что это

Полуденный ужас что это

Полуденный ужас что это

Полуденный ужас что это

Полуденный ужас что это

Полуденный ужас что это

Полуденный ужас что это

Полуденный ужас что это

Полуденный ужас что это

Полуденный ужас что это

Большая часть картинок не вызывает чувство беспокойства. Или со мной что-то не так? )))
Или дело в настроении и состоянии смотрящего. Или картинки на мониторе не вызывают таких эмоций. Например, я вовсе не так восхищалась тем же Айвазовским, пока вживую его картины не увидела.

на шестой девочка в лесу с оленями чет как-то тоже жутковато

«вас вызывают беспокойство, но не должны.»

Полуденный ужас что это

Полуденный ужас что это

Полуденный ужас что это

Полуденный ужас что это

Ёбань. Весь пост. Сплошная ёбань.

На первой пикче Дейнерис?

Полуденный ужас что это

Подборка мрачных рассказов вдогонку уходящему Хэллоуину

От мистического фэнтези до мрачного хоррора

Полуденный ужас что это

Время чтения: 36 минут

Под какое настроение: потанцевать со Смертью на балу

Жанр: Магический реализм, Фэнтези

Но раз уж пригласили, будьте добры принять Её такой, какая Она есть. Соизвольте выполнить все Её условия.

2. «Праздник» Г. Ф. Лавкрафт

Полуденный ужас что это

Это, конечно, не канун Дня Всех Святых, но праздник занятный.

Время чтения: 22 минуты

Настроение: лавкрафтовское, таинственное

Аннотация: Маленький рыбацкий городок, затерянный на морском побережье. Туда, подчиняясь зову предков, прибывает молодой человек на праздник Рождества. Праздник, который на самом деле гораздо старше Вифлеема и Вавилона, который уходит корнями в доисторическую эпоху. Праздник, который в этом городке знают как Юлтайд – запрещённый праздник языческих божеств.

3. «Заколоченное окно» Амброз Бирс

Полуденный ужас что это

Мрачный, трагичный, с концовкой, над которой в ужасе размышляешь после прочтения.

Антураж одинокой хижины в лесу, легенды, рассказанной от одного другому, создают атмосферу страшной истории. Самое то почитать в Хэллоуин. Но эти ужасы без мистики.

Время чтения: 9 минут

Под какое настроение: мрачное

Аннотация: Хижина Мэрлока стояла в лесу. Жена его с легким сердцем делила все выпавшие на его долю опасности и лишения. Когда после тяжелой лихорадки жена Мэрлока умерла, он погрузился в оцепенение. Сидя в темноте у стола над трупом жены, Мэрлок задремал и проснулся лишь от шума борьбы. Стол был пуст.

4. «Черный кот» Эдгар Аллан По

Полуденный ужас что это

Рассказ, который пугает своей гнетущей и даже шизофренической атмосферой.

Последовательная история безумных событий (таких же безумных, как и сам главный герой) одного пристрастившегося к вину человека, без особого смысла и морали, а с особым Эдгаровским настроением.

Время чтения: 18 минут

Под какое настроение: мрачно-депрессивное

Аннотация: В камере смертников безымянный рассказчик пишет историю распада собственной личности, уверяя читателей, что он пребывает в здравом уме, не смотря на дикость излагаемых им фактов.

История отправляет вас на много лет назад, когда рассказчик обладал мягким характером, любил животных, особенно кошек и собак, которых считал более верными друзьями, чем окружающих его людей. Рассказчик женится на юной девушке, разделяющей его нежность к братьям нашим меньшим. Среди птиц, золотых рыбок, кроликов, он особенно выделяет своего любимца – умного и величавого черного кота по имени Плутон.

Все меняется, когда в жизни рассказчика появляется еще одна сильная страсть – алкоголь.

5. » Кентервильское привидение» Оскар Уайльд

Полуденный ужас что это

А это еще и замечательная сказка с классической английской эстетикой и тонким юмором.

И только у юной Вирджинии завязался диалог с привидением. Вот только вскоре она исчезает.

Время чтения: 56 минут

Под какое настроение: расположенное к английским сказкам о призраках с чашечкой чая Эрл Грей за чтением 🙂

6. «Демон»/»Женщина-демон» («Demoness») Танит Ли

Полуденный ужас что это

«Ее любовь была всепоглощающей, она съела бы его, если б могла. Такой была ее любовь.» («Демон» Танит Ли)

Рассказ, с привкусом баллады, вызвал неоднозначные эмоции, пронесся мимо как туманный сон и показал историю о рыцаре, чьим проклятьем стала женщина-демон, одержимая любовью.

У меня возникли ассоциации с Андерсеновской русалочкой, только в стиле «дарк» и в мистической аранжировке.

Время чтения: 20 минут

Настроение: лирическое, печальное, поэтичное

Жанр: Фэнтези, Мистика

Аннотация: На берегу моря стоит башня. Белая башня принадлежит женщине, цвет которой — белый: белые лицо и руки, белые одеяния, белые скалы у берега моря. И только её волосы кроваво-красного цвета. Она ждёт рыцаря. И когда этот рыцарь войдёт в её башню, она подарит ему неземную любовь, а взамен заберёт его разум и силы, он же заплатит за это жизнью. А потом она опять будет ждать, целыми днями глядя на море.

Но однажды всё пошло по-другому.

Полуденный ужас что это

Полуденный ужас что это

Полуденный ужас что это

Тревога как результат неверной интерпретации телесных ощущений

Полуденный ужас что это

Не секрет, что тревожные мысли запускаю вегетативную реакцию:

Начинает учащенно биться сердце, появляется характерное ощущение в груди, затрудненный вдох и т.п. Каждый, кто знаком со своей тревогой, хорошо помнит свой собственный «набор» характерных реакций.

Но часто тревога развивается по обратному алгоритму. Например, выпил человек кофе или быстро поднялся по лестнице, что естественным образом привело к учащенному сердцебиению и другим изменениям физиологических параметров.

Можно и не отследить этот «кофе» или «лестницу», и вообще забыть об этом. Но сердцебиение и возбуждение тревожный человек, скорее всего, заметит. Причем это может происходить даже неосознанно.

А человек знает, что такое физическое состояние, которое есть в данный момент, обычно возникает во время тревоги. Возникает риск неверной интерпретации: «у меня опять развивается тревога!». То есть, адекватным для конкретных обстоятельств ощущениям дается неадекватная оценка.

Поэтому важно давать правильную интерпретацию своим ощущениям. И не путать причины и следствия. Одна из формул тревоги такая:

1. Заметить физическое возбуждение, дать ему неверную интерпретацию

2. Обильно полить все это своим вниманием

4. Вуаля, тревога готова!

Полуденный ужас что это

Полуденный ужас что это

Генерализованное тревожное расстройство

Полуденный ужас что это

Помимо тревоги, ГТР также характеризуется неусидчивостью, мышечным напряжением, усталостью, проблемами с концентрацией внимания, раздражительностью и нарушением сна.

Несмотря на то, что ГТР серьезно снижает качество жизни и функционирование, люди довольно редко обращаются к психологу непосредственно по поводу своего беспокойства. Чаще (от 60 до 90%), они обращаются по поводу тех или иных соматических проблем, то есть физических болезненных симптомов.

От 60 до 90% людей, страдающих ГТР, обращаются по поводу тех или иных соматических проблем, то есть физических болезненных симптомов, а не постоянного беспокойства и тревоги.

Надо сказать, что пущенное на самотек ГТР часто ведет к депрессии. А депрессия, как мы знаем, имеет различные степени тяжести, включая те, из которых человеку крайне сложно выбраться самостоятельно.

Для ГТР характерно постоянное беспокойство о будущем.

Это беспокойство представляет собой цепочку негативных, преимущественно вербальных мыслей, направленных на решение какой-то проблемы. «А, что произойдет завтра?», «А вдруг случится…» Но это лишь первая часть проблемы.

Вторая часть заключается в том, что когда человек замечает наличие у него постоянной тревоги и беспокойства, то начинает уже тревожиться по поводу них.

а) он не может контролировать свою тревогу

б) эта тревога опасна для него, она повлияет на его здоровье, сведет с ума, разрушит отношения, карьеру и т.п.

Но давайте сейчас вернемся к беспокойству первого порядка: переживаниям, что может произойти что-то плохое, и надо срочно что-то сделать для снижения рисков.

Здесь есть любопытная вещь, несмотря на то, что люди могут уставать от своих переживаний, их реальное отношение к беспокойству не так однозначно, как кажется. Часто у них есть позитивные убеждения о том, что их беспокойство носит конструктивный характер, то есть, что таким образом они «страхуются», решают проблемы или могут вовремя распознать опасность и предотвратить её.

Формируется такая стратегия, начиная с раннего детства, и во всей красе предстает уже в среднем возрасте. Беспокойство часто воспитывается тревожными родителями и другими значимыми взрослыми, и передается, как фамильные драгоценности от бабушек к мамам, от мам к их дочерям и далее. Стратегия беспокоиться, как фамильные драгоценности, передается от бабушек к мамам, от мам к их дочерям и далее.

Как закрепляется привычка волноваться? Человек беспокоиться о чем-то, но в итоге все как-то более-менее нормально разрулилось. Вывод «беспокойство помогло» закрепляет поведение. Если в результате происходит что-то неблагоприятное, человек может сделать вывод «не зря я беспокоился, надо было беспокоиться еще больше». И опять поведение закрепляется. Это, конечно, упрощенно, но суть такая.

— Мы, в любом случае, можем контролировать только какие-то жалкие фрагменты жизни, хотяб в силу того, что наше внимание очень ограниченно. Не говоря уже, что многие факторы, влияющие на ситуацию, просто не доступны нашему наблюдению.

— Поскольку полноценный контроль невозможен, то при наличии убеждения, что он необходим, это представление является постоянным источником дискомфорта.

Почему контроль так важен для человека, страдающего ГТР? Потому, что у него есть жесткая и выраженная непереносимость неопределенности. Именно поэтому тревожному человеку крайне сложно взяться за что-то, результат чего неизвестен заранее. А поскольку со стопроцентной вероятностью заранее не известно ничего, трудно взяться за все, включая общение, новую работу и т.п.

Поэтому при первом возникновении неясности в чем-то тревожному человеку необходимо срочно «здесь и сейчас» внести ясность, пусть даже вопрос пришел к нему посреди ночи. И это следующая характерная черта людей, страдающих повышенной тревогой: торопливость, отсутствие терпения.

Итак, давайте обобщим в чем заключается суть ГТР:

У человека под влиянием воспитания и собственного опыта формируется представление о жизни, как о чрезвычайно опасном мероприятии. Мир наполнен угрозами и опасностями.

Что бы не попасть в просак, человек постоянно мониторит пространство и время на предмет скрытых и явных угроз. Он считает, что такая стратегия является адекватной, она помогает предотвращать беды.

Чтобы не пропустить угрозу и успеть её предотвратить необходимо держать все под контролем.

Непонятные, неопределенные ситуации нужно перевести в определенные. Причем сделать это надо быстро, чтобы успеть. Человек ставит перед собой невыполнимые задачи. По крайней мере, эти правила невозможно соблюдать по отношении ко всем происходящим событиям. Несоответствие требований и реальности генерирует цепочки негативных мыслей, которые в свою очередь запускаю эмоции (тревогу, печаль).

Эмоции отражаются в физиологических проявлениях, таких как напряжение, учащенное сердцебиение, дрожь, боли в различных областях и других.

Вторично, наблюдая за своим состоянием, человек оценивает его как неудовлетворительное, вредно и опасное, не осознавая, что эти симптомы есть следствия его привычного взгляда на вещи, его мышления и привычек, а не врождённой особенности личности.

Получается, он как бы «хотел бы» оставить беспокойство как стратегию, но отвергает симптомы и следствия, к которым оно приводит.

Долгое время с ГТР ничего не могли сделать толком, по крайней мере на Западе. Фармакотерапия, которую у нас так любят, в данном случае дает эпизодическое улучшение, но ничего не решает, и тревога всегда возвращается.

Полуденный ужас что это

Полуденный ужас что это

Светит матушка-луна

Полуденный ужас что это

Светит матушка-луна,
Котик жмурясь дышит.
Я сижу в избе одна,
Все другие – вышли.

Братец стал степным гусем,
Сестры – скользкой рыбой.
Между ними старый сом
Лег гранитной глыбой.

Бабка в лес ушла зимой –
Воет нынче в стужу,
Дед услышал бабкин вой
И уснул снаружи.

Ну а я пряду платок
Для помолвки с милым.
Прячу черный коготок
Из последней силы.

В ночь, когда бела луна,
Не слыхать и мыши.
Я сижу в избе одна,
Все другие – вышли.

(c) мглистый заповедник

Баянометр ругается только на картинку.

Полуденный ужас что это

Полуденный ужас что это

Колье «Химеры»

Полуденный ужас что это

Колье выполнено из латуни. Изделие покрыто лаком.
В колье присутствуют латунные штампы, эвдиалиты, гранаты, жемчуг. Цепочка сделана вручную.

Полуденный ужас что это

Полуденный ужас что это

Полуденный ужас что это

Полуденный ужас что это

Полуденный ужас что это

Полуденный ужас что это

Подобные колье больше не делаю, в наличии есть ещё одно в подобной технике, покажу в следующем посте)
Инстаграм @Lana_verdana кому интересно)

Полуденный ужас что это

Полуденный ужас что это

Страх и тревога: в чем разница?

Полуденный ужас что это

Кот художника Олега Тищенкова хорошо видит разницу между страхом и тревогой!

А что говорят на эту тему не коты, а исследователи?

И единства во мнениях до сих пор не существует. Так, большинство авторов полагают: между тревогой и страхом имеется ряд принципиальных различий, причем последний нельзя свести к «осмысленной тревоге». Согласно мнению А. Захарова (1988), различия между этими эмоциями достаточно принципиальны и касаются как генеза, так и психических проявлений.

А вот А. Гусова (1969) рассматривает синдромы тревоги и страха как степени тяжести единого анксиозного состояния, различающиеся по ряду диагностических критериев.

Так, тревога, согласно представлениям автора, является кратковременным расстройством продолжительностью в несколько часов, тогда как страх характеризуется большей стойкостью (дни, недели). Тревога связана с наличием мнимоугрожающего объекта, а для страха характерно отсутствие такового.

Большинство же авторов придерживаются прямо противоположной точки зрения, рассматривая тревогу как реакцию на неопределенный, часто неизвестный сигнал, а страх как ответ на конкретный сигнал опасности (А. Захаров, 1988; Каплан, Сэдок, 1994 и др.).

На основании такой позиции была создана таблица дифференциальной диагностики страха и тревоги:

Полуденный ужас что это

Тревога представляет собой расплывчатый, длительный и смутный страх по поводу будущих событий. Она возникает в ситуациях, когда еще нет (а может быть и не будет!) реальной опасности для человека, но он ждет ее, причем пока не представляет, как с ней справится. По мнению некоторых исследователей, тревога представляет собой комбинацию из нескольких эмоций – страха, печали, стыда и чувства вины.

«Некоторые считают, что страх и тревога по сути одно и то же, другие считают, что это все-таки две разные, хоть и отрицательные эмоции и отличие это состоит и в механизмах возникновения и в реакции человека на эти эмоции. Лично я придерживаюсь второго лагеря и считаю, что страх и тревога отличаются, и отличаются существенно. Эти отличия видны уже из определений, которые даем мы:

Страх возникает, когда есть угроза потери чего-либо физического (жизнь, здоровье и т.д.) или психологического (самооценка, расположение других людей, отношения с любимым человеком и т.д.).

Тревога возникает, когда есть дефицит информации при предположительно негативном исходе.

Страх — базовая эмоция человека, связанная с инстинктом самосохранения и выживанием в сложной среде. Эмоции страха присущи как человеку, так и животным. Их проявления сугубо индивидуальны. Некоторые люди более склонны к проявлениям тревоги, беспокойства и страха, другие — менее. Многое здесь зависит от темперамента. Например, меланхолики подвержены этим переживаниям значительно чаще, чем холерики или флегматики.

Тревожный человек очень пуглив и чрезмерно осторожен. Его движения скованы и напряжены, везде ему представляются всякого рода опасности и неприятности, от которых он отгораживается словами «нет» и «не надо». Поэтому у него нет инициативы и он предпочитает быть ведомым и исполнителем чужой воли.

Пережитые стрессы и невзгоды повышают чувствительность к разного рода тревогам и опасениям, но в экстремальных случаях эти эмоции выходят из-под контроля и становятся доминирующими в повседневной жизни.

По данным Национального института психиатрии США, около 40 миллионов американцев страдают неврозами тревоги. По подсчетам Гарвардской медицинской школы, такие больные обходятся американскому обществу в несколько десятков миллиардов долларов.

В нашей стране, глубоко невротизированной разного рода общественными катаклизмами, показатель тревожности населения, о котором говорит неуверенность в завтрашнем дне, по опросам социологических центров ВЦИОМ и Левада-центра составляет примерно 60 процентов населения. Тревожность и депрессия – две наиболее часто отмечаемые эмоции, от которых страдают наши сограждане в наши экономически кризисные времена.

Беспокойства, тревоги и страхи способны очень сильно изнурять психику человека. Они подрывают иммунитет, отчего человек становится легко восприимчивым к разного рода психосоматическим заболеваниям.

Основоположником психосоматического направления в медицине Францем Александером была выделена так называемая «чикагская семерка», которая включает в себя такие заболевания, как:

Полуденный ужас что это

Страх конкретен. Страх возникает тогда, когда есть реальная угроза и на нее нужно каким-то образом реагировать. Обычно вектор поведения человека направлен на уход от источника страха. Страх изменяет физиологическое состояние организма, мобилизует его для того, чтобы была возможность уйти, убежать от источника угрозы. Страх эмоция очень энергоемкая и по продолжительности кратковременная.

Тревога более мерзопакостная эмоция. Страх конкретен и человеку понятно, что нужно делать. А тревога расплывчата, неконкретна и поведение человека, который испытывает тревогу столь же неопределенно. Человеку в тревоге тяжело усидеть на одном месте. Он ходит из угла в угол, что-то вертит в руках, кто-то постоянно что-то жует, курильщики, затушив одну сигарету, тут же прикуривают следующую.

Но настолько ли неконкретно поведение человека, испытывающего тревогу? На самом деле, человек, который испытывает тревогу, занимается поиском информации, чтобы эту тревогу снять. Помните, в определении есть такая фраза, тревога возникает при дефиците информации. Поэтому человек занимается поиском информации, которая позволит ему от тревоги избавиться. Если есть возможность, то он ищет информацию во внешней среде, если не получается найти информацию во внешней среде, то начинает поиски информации у себя в голове, обращаясь к своим воспоминаниям, примерам других людей и пр.

В качестве примера можно привести ситуацию, знакомую не понаслышке большинству родителей. Ребенок, вроде бы по планам должен вернуться к определенному времени, например к 17.00. Половина шестого, его нет. В шесть его нет. Родители не знают, случилось, что-нибудь с ребенком или нет. Есть всего лишь дефицит информации и возможен неблагоприятный исход, о котором нам постоянно напоминает телевидение по всем каналам в передачах типа «Чрезвычайное происшествие». У родителей возникает тревога, хотя большинство людей оперируют терминами «страх за ребенка», «боюсь, что с ребенком что-то случилось». Тем не менее, хотя и употребляется термин страх, на самом деле это тревога.

Чем в подобной ситуации занимаются родители? Ведь угроза неконкретна. И что делать непонятно. Практически все родители, когда тревога достигает довольно высокого уровня, начинают искать информацию о судьбе ребенка. Более тревожные родители начинают обзванивать морги, полицию и «скорую». Менее тревожные родители начинает искать информацию у друзей и одноклассников. И вот звонок Пети Васечкину, из соседнего подъезда, дает результат. Оказывается, они уже три часа играют в Play Station и совершенно потеряли счет времени. Что будет с тревогой? Ведь родители еще не видели ребенка, они всего лишь получили информацию, вернее компенсировали дефицит информации. Как результат тревоги больше нет. Она потом может поменяться на другую эмоцию, например гнев. Но это уже другая история.

[. ] Справедливости ради нужно сказать, что тревога в ряде случаев оказывает и позитивное воздействие, вернее выполняет защитную функцию. Она заставляет человека более взвешенно и продуманно относиться к своим решениям. Толкает человека на то, чтобы он прояснял ситуацию, запрашивал дополнительную информацию и таким образом тревога зачастую защищает человека от необдуманных поступков. Правда только в том случае, если человек эту тревогу не игнорирует.

Иногда полезно прислушиваться к своей тревоге, и воспринимать ее как сигнал тревоги. Значит не все до конца ясно. Значит нужно еще подумать, нужно еще больше конкретизировать ситуацию.

«Экспериментальное изучение влияния тревоги на эффективность деятельности дает достаточно согласованные результаты. Данные, за небольшим исключением, свидетельствуют о том, что тревога способствует успешности деятельности в относительно простых для индивида ситуациях и препятствует и даже ведет к полной дезорганизации деятельности — в сложных. Это описывается в терминах теории научения [Taylor J. A., 1953, 1956; Spense W., 1964] как частный случай действия закона Йеркса-Додсона, наличия индивидуальной «зоны возбуждения», оптимальной для деятельности [Голушко А. А., 1995; Габдреева Г. Ш., 1990; Ханин Ю. Л., 1980; Хекхаузен Х., 1986; и др.].»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *