Почему он говорит что межнациональные отношения являются приоритетом государственной политики

Почему он говорит что межнациональные отношения являются приоритетом государственной политики

В тексте говорится о влиянии государства на этнонациональные отношения. Приведите любые три направления политики демократического государства в межнациональных отношениях.

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Национальные отношения, т.е. отношения людей в общности, называемой нацией, или другие этнонациональные отношения, не существуют отдельно от государства или параллельно с ним. Национальные и этнонациональные отношения так или иначе опосредуются государством и образуют единое политическое целое.

Распространены три основных подхода к пониманию нации: политико-правовой, социокультурный и биологический. При политико-правовом подходе под нацией понимается согражданство, т.е. сообщество граждан того или иного государства. В международном праве, когда говорят о нациях, имеют в виду именно политические, нации, которые на международной арене выступают как «национальные» государства.

При социокультурном подходе упор делается на общности языка, культуры, религии, традиций, обычаев большой группы людей, образующих нацию. Это позволяет рассматривать нацию как общность людей, для которых характерны общность духовной культуры, исторического развития, поведенческих стереотипов, бытового образа жизни. Следует иметь в виду, что нация представляет собой также и субъективный феномен сознания и самосознания.

Э. Геллнер, известный исследователь феномена нации, отмечал: «Два человека принадлежат к одной нации, если и только если они признают принадлежность друг друга к этой нации. Иными словами, нации создаёт человек; нации – это продукт человеческих убеждений, пристрастий и наклонностей».

Большинство стран мира понимание нации основывают на первых двух подходах. При всем их различии у них есть общее – отрицание кровного родства как определяющего нациообразующего принципа.

Третий подход к пониманию нации, биологический, как раз и основан на признании кровной общности главной доминантой нации.

(Ю.В. Ирхин, В.Д. Зотов, Л.В. Зотова)

Источник

Межнациональные отношения и национальная политика в 1990-е годы

Урок 56. История России 10 класс ФГОС

Почему он говорит что межнациональные отношения являются приоритетом государственной политики

Почему он говорит что межнациональные отношения являются приоритетом государственной политики

В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Получите невероятные возможности

Почему он говорит что межнациональные отношения являются приоритетом государственной политики

Почему он говорит что межнациональные отношения являются приоритетом государственной политики

Почему он говорит что межнациональные отношения являются приоритетом государственной политики

Конспект урока «Межнациональные отношения и национальная политика в 1990-е годы»

6 августа 1990 года глава Верховного Совета РСФСР Борис Ельцин, выступая в Казани, произнёс хрестоматийную фразу: «Берите столько суверенитета, сколько сможете проглотить». Позже он повторил её в Уфе. Эти слова были с удовольствием подхвачены руководствами автономий. Однако они проигнорировали вторую часть цитаты Бориса Николаевича: «Но вы находитесь в центре России — и об этом нужно подумать».

Почему он говорит что межнациональные отношения являются приоритетом государственной политики

Далее вы подробнее узнаете о государственной национальной политике в 1990-е годы.

Вопросы занятия. Народы и регионы России накануне и после распада СССР. Федеративный договор. Принципы федеративного устройства России по Конституции 1993 года. Нарастание противоречий между Центром и регионами. Военно-политический кризис в Чеченской Республике. Результаты федеративного строительства в 1990-е годы.

К экономическим проблемам начала 1990-х годов добавился политический кризис. В некоторых регионах России после распада СССР усилились сепаратистские настроения. Выявилась необходимость обновления государственного устройства.

Ведь одна из важнейших составляющих при строительстве настоящего федеративного государства – это наделение субъектов федерации широкими правами. Понимая необходимость смягчения жёсткой централизации, Борис Ельцин в преддверии президентских выборов 1991 года призвал автономии РСФСР к большей суверенизации.

Он предложил заключить с Центром Федеративный договор. Благодаря такому заявлению он заручился поддержкой региональных лидеров на предстоящих президентских выборах.

Однако после распада СССР ситуация изменилась. Руководители Татарии и Башкирии потребовали заключения с федеральным центром прямых договоров. В свою очередь лидеры тринадцати других автономных республик высказались за немедленное подписание Федеративного договора с особым статусом их республик.

Почему он говорит что межнациональные отношения являются приоритетом государственной политики

Татарские, башкирские, а также якутские национальные организации в конце 1991 –начале 1992 года провели свои съезды. На них был поставлен вопрос о выходе этих национальных образований из состава РСФСР.

Так, в конце 1991 года прошёл Общенациональный конгресс чеченского народа. На нём было объявлено о разделении Чечено-Ингушетии на Чечню и Ингушетию, а также о выходе Чечни из состава России. В её границах была образована самопровозглашённая Чеченская Республика Ичкерия во главе с Джохаром Дудаевым.

В Чечне был распущен Верховный Совет, перестали действовать органы государственной власти.

Началось формирование собственных вооружённых сил. Сторонники Джохара Дудаева начали захват армейских складов и военных баз.

В марте 1992 года в Татарии прошёл референдум о статусе республики. Более 60 % проголосовавших высказались за признание Татарстана в качестве суверенного государства и субъекта международного права.

Почему он говорит что межнациональные отношения являются приоритетом государственной политики

В таких условиях центральной власти необходимо было как можно скорее заключить Федеративный договор, который должен был урегулировать отношения Центра с регионами.

Этим Договором национальные районы России наделялись более широкими полномочиями. В них перераспределялась государственная собственность и власть.

Уже 31 марта 1992 года Федеративный договор подписали представители всех республик, краёв и областей в составе РСФСР, кроме Татарстана и Чечни.

Согласно Договору: Россия становилась федерацией независимых национальных государств; преимущественные права на землю, недра, производственные мощности в национальных государствах передавались народу данных государств; родному языку предоставлялся статус государственного.

Основные принципы Федеративного договора были закреплены Конституцией Российской Федерации 1993 года.

Конституцией РФ 1993 года закреплялись основные принципы федеративного устройства страны: государственная целостность России, единство системы государственной власти, разграничение полномочий между федеральными органами власти и органами субъектов Федерации, равноправие и право на самоопределение проживающих в ней народов.

Кроме этого, согласно Конституции РФ 1993 года: государственная власть в субъектах федерации осуществляется образуемыми ими органами государственной власти; русский язык является государственным на всей территории Российской Федерации; республики вправе устанавливать свои государственные языки; провозглашается верховенство федеральных законов над республиканскими в случае их противоречия; не допускается установление каких-либо препятствий для свободного перемещения товаров, финансовых средств, услуг; российский рубль является денежной единицей на всей территории Российской Федерации, введение иных денег не допускается.

Во втором разделе Конституции РФ 1993 года объявлялось о верховенстве конституционных норм над нормами Федеративного договора.

Однако в том же разделе подтверждалось действие Федеративного договора в сфере регулирования федеративных отношений. То есть Россия провозглашалась конституционной федерацией.

Федеративный договор и Конституция 1993 года не смогли устранить всех противоречий между Центром и регионами.

Одним из главных неразрешённых вопросов оставалось неравенство субъектов Федерации.

Согласно Статье 5 Конституции, края, области, города федерального значения, автономные области и автономные округа, входящие в состав Российской Федерации, являются равноправными субъектами государства.

Однако это равенство зачастую оставалось только на бумаге. У разных регионов был разный уровень возможностей, ответственности и полномочий.

Принятые в некоторых республиках законы не только противоречили Конституции, но и нарушали принципы федеративного устройства России.

Так, в Башкортостане управление республиканской собственностью осуществлялось исключительно местным законодательством. Здесь были введены свои налоги, а их отчисления в государственный бюджет не производились.

Башкортостан объявил себя самостоятельным участником международных отношений и внешнеэкономических связей. Были созданы независимые от федеральных органов судебная система, прокуратура.

Кроме этого, в Татарстане, Чечне, Якутии, Тыве было принято республиканское гражданство, а также объявлено о праве самостоятельно решать вопросы войны и мира. О готовности следовать их примеру заявляли другие республики и области.

В ответ на это экономически развитые регионы с преобладанием русского населения стали протестовать против неравенства субъектов Федерации.

Одной из характерных черт развития России первой половины 1990-х годов стали процессы суверенизации краёв и областей. Так, о разработке собственной конституции заявили в Тульской и Кировской областях. В границах Свердловской области хотели создать Уральскую республику. На Дальнем Востоке предлагали воссоздать Дальневосточную республику, в Сибири – Енисейскую.

Однако наиболее остро процессы суверенизации проявились в Татарстане и Чечне. И если руководству Татарстана удалось взять ситуацию под контроль, то руководство Чечни выбрало другой путь.

Так, Республика Татарстан получила особый статус в составе Российской Федерации. А в феврале 1994 года она присоединилась к Федеративному договору. В отличие от татарского лидера Минтимера Шаймиева, президент Чечни Джохар Дудаев отказался от заключения любых договорённостей с Центром.

Почему он говорит что межнациональные отношения являются приоритетом государственной политики

После обострения ситуации на Северном Кавказе летом 1994 года Москва пришла к выводу о необходимости силового решения «чеченской проблемы».

До этого времени российское правительство через посредников безуспешно вело переговоры о присоединении Чечни к Федеративному договору и разоружении незаконных вооружённых формирований.

10 августа 1994 года в Грозном прошёл Общенациональный съезд, организованный сторонниками Дудаева. Съезд высказался за всеобщую мобилизацию и объявление России «священной войны за независимость».

В ответ на отказ чеченских властей выполнить ультиматум 11 декабря 1994 года подразделения Минобороны и МВД России вошли на территорию.

Основанием для ввода федеральных войск стал указ Президента РФ Бориса Ельцина «О мерах по пресечению деятельности незаконных вооружённых формирований на территории Чеченской Республики и в зоне осетино-ингушского конфликта».

Комментируя свои действия, Ельцин заявил: «Российские солдаты находятся в Чечне не для войны с чеченским народом. Их цель – пресечение деятельности незаконных вооружённых формирований на территории Чечни. ».

Уже в марте 1995 года был взят Грозный. А к лету того же года отряды сепаратистов были блокированы в горных районах республики. На действия российских войск дудаевцы ответили террором.

Почему он говорит что межнациональные отношения являются приоритетом государственной политики

14 июня 1995 года группа чеченских террористов во главе с полевым командиром Шамилем Басаевым въехала на территорию Ставропольского края и остановилась в городе Будённовске.

Они захватили в заложники более полутора тысяч городских жителей и забаррикадировались с ними в больнице. Трагедия в Будённовске считается первым крупным терактом в новейшей истории России.

После неудачного штурма федеральные власти согласились выполнить условия террористов и начали переговоры, которые прошли в Грозном. Их итогом стали следующие договорённости: о введении моратория на боевые действия, об обмене пленными, о выводе российских войск.

Почему он говорит что межнациональные отношения являются приоритетом государственной политики

Тем не менее многочисленные потери среди военнослужащих и мирного населения, а также перспектива затяжного характера чеченской войны и предстоящие президентские выборы в России стали поводом для очередных переговоров между федеральным правительством и сепаратистами. Они проходили в мае-июле 1996 года, но оказались безуспешными.

В ходе атаки сепаратистов в Грозном федеральные войска понесли большие потери и вынуждены были оставить город.

После этих событий по поручению Ельцина в августе 1996 года был проведён новый этап переговоров. Они прошли в городе Хасавюрт.

По итогам переговоров были подписаны соглашения о выводе российских войск из Чечни и проведении свободных выборов. Решение вопроса о будущем Чечни откладывалось на 5 лет.

Чеченская кампания 1994–1996 годов стала крупнейшим военным столкновением на территории России со времён Великой Отечественной войны.

Результаты федеративного строительства в 1990-е годы были противоречивы. С одной стороны, удалось укрепить границы Российской Федерации, а также утвердить новые принципы федеративного устройства страны. Отношения Центра и регионов стали более равноправными.

Главным положительным итогом федеративного строительства стало утверждение принципов, которые учитывали тенденции современного развития многонациональных государств.

С другой стороны, преодолеть все противоречия и проблемы не удалось. Роль федерального центра в отношениях с регионами была ослаблена.

В то же время более значимым стал национальный вопрос. Появились русские националистические движения. Их приверженцы были недовольны невниманием власти к проблемам русских. России требовалось решительное изменение национальной политики.

Задача сохранения территориальной целостности России по-прежнему являлась одной из самых острых.

Таким образом, после распада СССР в России наблюдался всплеск национализма и сепаратизма. В 1990-е годы удалось укрепить Российскую Федерацию, сохранить её целостность, утвердить новые принципы федеративного устройства страны. В 1991 году республики перестали быть автономными, некоторые автономные области приобрели статус республик. Федеративный договор 1992 года не решил всех противоречий между центром и регионами. Одним из последствий этих противоречий стал военно-политический кризис в Чечне 1994–1996 годов.

Источник

Межнациональные отношения

Содержание:

↑ Межнациональные отношения

Межнациональные отношения (процессы) – взаимодействие между нациями во всех сферах общественной жизни и внутреннее развитие каждого этноса.

Межнациональные отношения можно разделить на две разновидности:

Субъекты межнациональных отношений: большие и малые этносы (этнические общности).

Характер межнациональных отношений складывается в зависимости от исторического прошлого, социально-политической обстановки в той или иной стране, от экономических и культурно-бытовых условий жизни, непосредственной конкретной ситуации или заинтересованности в общении. На личностном уровне он зависит от индивидуально-психологических качеств людей.

Межнациональные отношения могут проявляться в виде экономических, политических, языковых, культурных, экологических и других отношений между нациями.

Экономические межнациональные отношения направлены на удовлетворение экономических потребностей наций (народов, этносов). Они формируются как стихийно, в процессе развития, скажем, торговых отношений самостоятельных государств, а также в рамках федеративных государств между республиками, автономиями и т.д.

Политические межнациональные отношения в многонациональном государстве касаются прежде всего участия всех народов (наций) в осуществлении политической власти и решении на государственном уровне важнейших проблем их жизни. Политические межнациональные отношения направлены, кроме того, на осуществление гражданских прав и свобод представителей различных наций.

Важнейшую роль в жизни и развитии каждой нации играют межнациональные отношения в сфере их духовной жизни. Они направлены на взаимное обогащение народов в области духовной культуры и в то же время на сохранение и развитие их национальной самобытности. Этому способствуют обмены в области народного и профессионального искусства, в том числе песенного, танцевального, музыкального, прикладного, а также сотрудничество в области литературы, современного монументального искусства, живописи, архитектуры и т.п.

Также существуют межнациональные экологические отношения, возникающие в связи с охраной природы на территориях, где издавна живут те или иные народы. И не только охраны, но и воспроизводства природных ресурсов, в том числе земельных, лесных, водных и др.

↑ Принципы международных отношений

Основными социальными нормами, регулирующими международные отношения, принято считать нормы моральные, политические и правовые.

Под политическими нормами понимают правила поведения, которые устанавливают государства и которых они придерживаются в соответствии с собственными интересами.

Основным и главным источником международного права считают международный договор, поскольку он в четкой, определенной форме выражает волю сторон, направленную на установление, изменение или прекращение их взаимных прав и обязанностей. Подавляющее большинство норм современного международного права имеет договорный характер, и данные договорные нормы международного права признаны подавляющим большинством его субъектов.

Международная организация – учреждение, созданное представителями нескольких государств для совместного достижения общих целей и решения задач, требующих постоянного международного сотрудничества.

Глобальной межгосударственной организацией, объединяющей более 190 государств мира, является Организация Объединенных Наций.

В 1970 г. ООН принял Декларацию о принципах международного права, целью которой является развитие дружеских отношений и сотрудничества между государствами. Перечислим 7 основных принципов:

1) принцип, согласно которому государства воздерживаются в своих международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной целостности или политической независимости любого государства, так и каким-либо иным образом, несовместимым с целями Организации Объединенных Наций;

2) принципа, согласно которому государства разрешают свои международные споры мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность и справедливость;

3) обязанности в соответствии с Уставом не вмешиваться в дела, входящие во внутреннюю компетенцию любого государства;

4) обязанности государств сотрудничать друг с другом в соответствии с Уставом;

5) принцип равноправия и самоопределения народов;

6) принципа суверенного равенства государств;

7) принцип, согласно которому государства добросовестно выполняют обязательства, принятые ими в соответствии с Уставом; будут способствовать осуществлению целей Организации Объединенных Наций, чтобы обеспечить их более эффективное применение в рамках международного сообщества.

↑ Формы межнациональных отношений

↑ Этническая ассимиляция и этническое смешивание

Способы мирного сотрудничества: сотрудничество наций в политике, экономике, культуре, создание международных организаций, этническое смешение (межэтнические браки), этническая ассимиляция (растворение одного народа в другом).

Этническая ассимиляция процесс полного или частичного поглощения од­ним этносом другого, обычно слабого более сильным. Происходит в результате завоевания, смешанных бра­ков и целенаправленного «растворения» подчиненного этноса эт­носом господствующим. В процессе ассимиляции одна этническая общность постепенно адаптируется к обычаям, ценностям, обра­зу жизни, а часто и к языку доминирующего этноса. Итогом асси­миляции становятся утрата исконных этнических свойств, изме­нение этнической идентичности, самосознания людей. Различают естественную и насиль­ственную ассимиляции.

Также существует еще один путь объединения разных народов — создание многонационального государства, в котором соблюдаются права и свободы каждой народности и нации. Мноroнациональные rocударства включают в состав своих граждан представителей различных этнических групп, наделенных равными правами. В подобных случаях несколько языков являются государственными, например, в Бельгии — французский, датский и немецкий, в Швейцарии — немецкий, французский и итальянский. В результате формируется культурный плюрализм (от лат. — множественный).

При культурном плюрализме ни одно национальное меньшинство не теряет самобытности и не растворяется в общей культуре, представители одной национальности добровольно овладевают привычками и традициями другой, обогащая при этом собственную культуру.

↑ Тенденции развития межнациональных отношений

Почему он говорит что межнациональные отношения являются приоритетом государственной политики

Межнациональная интеграция – процесс сближения и объединения народов, расширение связей между этносами, интернационализация общественной жизни, взаимовлиянии и взаимообогащение национальных культур.

Формы межнациональной интеграции: экономические и политические союзы, Транснациональные корпорации, международные культурные и народные центры, взаимопроникновение религий и культур, ценностей.

Межнациональная дифференциация – процесс разделения, разъединения межнациональных отношений, стремление к отделению, ухудшение отношений, отдаление друг от друга, возникновение конфликтов.

Причины межнациональной дифференциации: национализм (идеология, в основе которой устанавливается превосходство одной нации над другой), шовинизм (разновидность национализма: идеология, распространяющая ненависть и вражду к другим нациям и народам).

Формами дифференциации являются дискриминация (ограничение (ущемление) в правах одних людей другими), апартеид (крайняя форма расовой дискриминации, лишение определённых групп населения в зависимости от их расовой принадлежности политических, социально-экономических и гражданских прав), сегрегация (принудительное географическое отделение одного этноса от другого), геноцид (действия, направленные на уничтожение (полностью или частично) целых групп населения по расовым, национальным, этническим или религиозным признакам), сепаратизм (крайняя форма дифференциации: вооруженная борьба народа за отделение).

Источник

Тема: Межэтнические отношения и национальная политика

Выбранный для просмотра документ ИНТЕРАКТИВ.doc

3. Какую социальную общность выделяют по этническому признаку

1Почему он говорит что межнациональные отношения являются приоритетом государственной политики) православные

2Почему он говорит что межнациональные отношения являются приоритетом государственной политикиПочему он говорит что межнациональные отношения являются приоритетом государственной политики) французы

4Почему он говорит что межнациональные отношения являются приоритетом государственной политики) умусльмане

4.Верны ли следующие суждения о нации

А. Люди, принадлежащие к одной нации, объединены экономическими связями.

БПочему он говорит что межнациональные отношения являются приоритетом государственной политикиПочему он говорит что межнациональные отношения являются приоритетом государственной политики. Люди, принадлежащие к одной нации, говорят на одном языке.

1Почему он говорит что межнациональные отношения являются приоритетом государственной политикиПочему он говорит что межнациональные отношения являются приоритетом государственной политики) верно только А, 2) верно только Б, 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

3. Верны ли следующие суждения о национальных интересах

А. Национальные интересы требуют от нации сохранения своей неповторимости, уникальности.

БПочему он говорит что межнациональные отношения являются приоритетом государственной политики. Национальные интересы требуют развития широких культурных контактов с другими народами.

2Почему он говорит что межнациональные отношения являются приоритетом государственной политики) верно только Б,

Почему он говорит что межнациональные отношения являются приоритетом государственной политики3) верны оба суждения

4Почему он говорит что межнациональные отношения являются приоритетом государственной политики) оба суждения неверны

1Почему он говорит что межнациональные отношения являются приоритетом государственной политикиПочему он говорит что межнациональные отношения являются приоритетом государственной политики. Одним из признаков нации как этнокультурной общности является

4Почему он говорит что межнациональные отношения являются приоритетом государственной политики. Если в межнациональных отношениях используется принцип толерантности, то это означает, что существует

6Почему он говорит что межнациональные отношения являются приоритетом государственной политики.Не является демократическим принципом развития межнациональных отношений

пПочему он говорит что межнациональные отношения являются приоритетом государственной политикиПочему он говорит что межнациональные отношения являются приоритетом государственной политикиПочему он говорит что межнациональные отношения являются приоритетом государственной политикиризнание равенства всех людей в правах 2.развитие образования на родном языке 3.изоляция представителей одних народов от других 4.недопущение национальной дискриминации

Написать пропущенное слово

ЭПочему он говорит что межнациональные отношения являются приоритетом государственной политикиПочему он говорит что межнациональные отношения являются приоритетом государственной политикиПочему он говорит что межнациональные отношения являются приоритетом государственной политикитнос

Исторически сложившаяся общность людей, для которой характерна общность экономической жизни, языка, территории, определенные черты психологии, проявляющиеся в особенностях ее культуры, искусства и быта – это ….

По какому признаку выделены социальные группы: род, племя, народность?

Почему он говорит что межнациональные отношения являются приоритетом государственной политики

Б Почему он говорит что межнациональные отношения являются приоритетом государственной политики) этническому

ВПочему он говорит что межнациональные отношения являются приоритетом государственной политики) территориальному

ГПочему он говорит что межнациональные отношения являются приоритетом государственной политики) классовому.

К. родился в Берлине, его родители уехали из России сразу после революции 1917г. К. хорошо знает русский язык и русскую культуру. Он гордится тем, что он русский. Это проявление признаков общности

Почему он говорит что межнациональные отношения являются приоритетом государственной политики

АПочему он говорит что межнациональные отношения являются приоритетом государственной политики) демографической

БПочему он говорит что межнациональные отношения являются приоритетом государственной политики) территориальной

В Почему он говорит что межнациональные отношения являются приоритетом государственной политики) этносоциальной

3Соотнесите термины и определения.

Выбранный для просмотра документ Межэтнические отн и нац политика.doc

Тема урока . Межэтнические отношения и национальная политика.

Цели : 1) познакомить с уровнями межэтнических отношений, тенденциями в развитии межэтнических отношений, показать сущность межнационального сотрудничества, причины и природу межэтнических конфликтов, пути их предупреждения и преодоления;

2) развивать умения осуществлять поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, вести беседу;

3) Воспитывать толерантность, формировать негативное отношение к проявлению национализма, расизма, антисемитизма.

Основные понятия и термины : межэтнические отношения, межэтнические конфликты, национальная политика, этнология, сепаратизм, ксенофобия, толерантность.

Оборудование : раздаточный материал (пакет документов, тестовые задания), схемы, ученические презентации.

Оформление доски : запись темы урока, высказывание Н.А.Добронравова «Человек, ненавидящий другой народ, не любит и свой собственный», проблемного вопроса «Почему ныне особенно важно следовать принципам терпимости и уважения народов друг к другу, совместно преодолевать общие трудности?», основных понятий и терминов.

Тип урока : комбинированный – элементы лекции, эвристическая беседа, выступления учащихся (опережающее задание), мультимедийная презентация «Нации и межнациональные отношения»

II . Актуализация опорных знаний.

Учитель : Известный русский философ Н.А Бердяев говорил: «Когда могущество государства и нации объявляется большей ценностью, чем человек, то в принципе война уже объявлена, все для нее уже подготовлено духовно и материально, и она в любой момент может возникнуть»

О сложностях межэтнических отношений, тенденциях и проблемах национальной политики пойдет речь у нас на уроке.

Тема урока : « Межэтнические отношения и национальная политика».

В конце урока мы попробуем ответить на проблемный вопрос «Почему ныне особенно важно следовать принципам терпимости и уважения народов друг к другу, совместно преодолевать общие трудности?» и « Можно ли считать современную Россию толерантным государством?» ( на втором уроке )

Задание: по ходу урока записывать термины и дать дома им определения.

Межэтнические отношения. Основные тенденции развития межэтнических отношений.

Межэтническое сотрудничество. Межэтнические конфликты.

Регулирование межэтнических отношений.

III . Изучение нового материала.

1 . Межэтнические отношения. Основные тенденции развития межэтнических отношений.

— Вспомните, что такое межэтнические отношения?

Проблема межэтнических отношений достаточно многоаспектна и сложна. Она включает в себя следующие вопросы:

— История и современная повседневная жизнь;

-духовный мир личности;

-Экономические, политические, правовые отношения.

С середины XIX в. эту проблему исследует ЭТНОЛОГИЯ- наука, изучающая процессы формирования и развития различных этнических групп, их идентичность, формы их культурной самоорганизации, их коллективного поведения, взаимодействия личности и социальной среды.

— К каким выводам пришли этнологи?

Два уровня межэтнических отношений.

Почему он говорит что межнациональные отношения являются приоритетом государственной политикиПочему он говорит что межнациональные отношения являются приоритетом государственной политики

Почему он говорит что межнациональные отношения являются приоритетом государственной политикиПочему он говорит что межнациональные отношения являются приоритетом государственной политикиПочему он говорит что межнациональные отношения являются приоритетом государственной политикиПочему он говорит что межнациональные отношения являются приоритетом государственной политикиПочему он говорит что межнациональные отношения являются приоритетом государственной политикиПочему он говорит что межнациональные отношения являются приоритетом государственной политики

Первый уровень Второй уровень

Взаимодействие народов в разных Межличностные отношения людей

сферах общественной жизни: различной этнической принадлежности

политике, культуре, производстве, в разных формах общения – трудовом,

науке, искусстве и т.д. семейно-бытовом, образовательном.

Почему он говорит что межнациональные отношения являются приоритетом государственной политикиПочему он говорит что межнациональные отношения являются приоритетом государственной политики

МПочему он говорит что межнациональные отношения являются приоритетом государственной политикиПочему он говорит что межнациональные отношения являются приоритетом государственной политикиежнациональные отношения:

— находят свое выражение в человеческих действиях;

Почему он говорит что межнациональные отношения являются приоритетом государственной политики Почему он говорит что межнациональные отношения являются приоритетом государственной политикизависят от индивидуального поведения и его мотивации, которая базируется на личном опыте, овладении культурными нормами, влиянии семьи, ближайшего окружения.

Ученые, исследовав природу развития межэтнических отношений, выявили, что для этнических процессов характерны две основные тенденции. Посмотрите на схему:

Д. Света попробует проанализировать природу данных отношении

Основные тенденции развития этнических отношений

Почему он говорит что межнациональные отношения являются приоритетом государственной политикиПочему он говорит что межнациональные отношения являются приоритетом государственной политики

МПочему он говорит что межнациональные отношения являются приоритетом государственной политикиПочему он говорит что межнациональные отношения являются приоритетом государственной политикиПочему он говорит что межнациональные отношения являются приоритетом государственной политикиПочему он говорит что межнациональные отношения являются приоритетом государственной политикиПочему он говорит что межнациональные отношения являются приоритетом государственной политикиПочему он говорит что межнациональные отношения являются приоритетом государственной политикиежнациональная Межнациональная

дифференциация интеграция Процесс разъединения, Процесс постепенного

разделения, противостояния объединения различных этносов,

различных наций, этносов и народов и наций через сферы

народов в самых разных планах общественной жизни.

Почему он говорит что межнациональные отношения являются приоритетом государственной политикиПочему он говорит что межнациональные отношения являются приоритетом государственной политикиПочему он говорит что межнациональные отношения являются приоритетом государственной политикиПочему он говорит что межнациональные отношения являются приоритетом государственной политики

Почему он говорит что межнациональные отношения являются приоритетом государственной политикиПочему он говорит что межнациональные отношения являются приоритетом государственной политикиПочему он говорит что межнациональные отношения являются приоритетом государственной политикиПочему он говорит что межнациональные отношения являются приоритетом государственной политикиПочему он говорит что межнациональные отношения являются приоритетом государственной политики Почему он говорит что межнациональные отношения являются приоритетом государственной политики

1. Самоизоляция в целом. 1. Экономические и политические

2. Протекционизм в экономике. союзы.

3Почему он говорит что межнациональные отношения являются приоритетом государственной политикиПочему он говорит что межнациональные отношения являются приоритетом государственной политики. Национализм в различных формах 2. Транснациональные корпорации.

в политике и культуре. 3. Межкультурные и народные

Почему он говорит что межнациональные отношения являются приоритетом государственной политики4. Взаимопроникновение религий и

Почему он говорит что межнациональные отношения являются приоритетом государственной политикиПочему он говорит что межнациональные отношения являются приоритетом государственной политики

Почему он говорит что межнациональные отношения являются приоритетом государственной политикиПочему он говорит что межнациональные отношения являются приоритетом государственной политикиПочему он говорит что межнациональные отношения являются приоритетом государственной политики

наций и народов, между которыми постепенно

стираются традиционные границы, и человечество

превращается в единую политическую систему.

Почему он говорит что межнациональные отношения являются приоритетом государственной политики

Учитель. Межэтнические отношения могут быть дружественными, взаимоуважительными или, наоборот, конфликтными, враждебными.

Б.И. – межнациональные конфликты из истории и современности

Д.С. – материал из соц.сетей – Отношение молодежи к нац вопросам, т.е. что пишет молодежь о национальных проблемах и вообще, интересуется ли? Проанализируй и сделай выводы.

Представьте, что вы поддерживаете одну из сторон? Какие аргументы вы бы приводили?

Несмотря на мировой опыт по решению нац.конфликта, идеи превосходства одних народов над другими до сих пор пользуются определённой популярности. Человечество вновь задумывается над вопросом: «Что способствует разжиганию конфликтов в отношениях между народами, а что – преодолению.

I группа – Проблемы межэтнических конфликтов – стр.89 учебника+ из опыта, из услышанного в ходе урока.

Примерный ответ: 1) Смягчение и предотвращение конфликтных ситуаций путем регулирования межэтнических отношений. 2) Гуманистический подход в реализации регулирования межэтнических отношений.

Воспитание толерантности, которая будет определять сознание и поведение отдельной личности, групп населения, представителей властных органов. 4) Использование правовых механизмов и организация переговорных процессов. 5) Использование информационного способа и др.

(результаты отображаются на экране)

III группа – Национальная политика РФ (см. Конституция РФ ст.2,19,26,68,13,29 + Концепция государственной национальной политики РФ)

(До выступл. Группы – сообщ. К. Аланы «Нац состав РФ, РСО-А, Ардона»

Всем группам: Составить Заповеди, которых следует придерживаться в отношениях с людьми других национальностей, дабы сохранить мир на Земле.

Работа с документом.

Перед вами документ «Этика межнациональных отношений», автор философ В.С Соловьев. Внимательно изучите документ и ответьте на вопросы:

Почему, говоря об отношении к другим народам, как к своему собственному, философ не ставил знака равенства между «психологической одинаковостью чувства» и «этическим равенством»? В чем тут различия?

Что означают слова «этническая любовь»? С чем она связана, как формируется, к чему ведет?

Что означают слова «любовь одобрения»? Почему она не тождественна с чувствами к своему народу? Какой известный вам моральный закон (норма, правило) лежит, согласно мнению В.С. Соловьева, в основе межнациональных отношений? Найдите в учебнике положение, близкое по смыслу нравственной позиции В.С. Соловьева.

1. Назовите уровни межэтнических отношений.

2. В чем заключается сущность межнационального сотрудничества?

3. Что такое межэтнические конфликты?

4. Какие национальные конфликты в нашей стране вы считаете наиболее сложными? Почему?

5. Представьте, что вы работаете в правительстве и отвечаете за национальные отношения. Какие первоочередные шаги вы бы предложили сделать для преодоления межнациональных конфликтов?

Тестовые задания (6 учащихся)

V . Итог урока (рефлексия)

В начале урока был поставлен проблемный вопрос, ответьте на него:

« Почему ныне особенно важно следовать принципам терпимости и уважения народов друг к другу, совместно преодолевать общие трудности?»

Заключит. Слово учителя. Наука утверждает, что построение относительно гармоничных межнациональных отношений – задача крайне трудная, но не безнадежная. Мир полон противоречий и конфликтов – это реальность, которую нельзя приукрашивать. И пока существуют социальные и даже межличностные конфликты, в любом многонациональном обществе сохраняется опасность перевода конфликта в межнациональную плоскость, т.е. невозможность взвалить вину за все беды на «инородцев». Как следует строить свои отношения с людьми другой национальности? Как вести себя с ними? Поскольку все мы жили и будем жить в многонациональной среде, каждый из нас обязан проявлять особую деликатность и ответственность в отношении к людям другой национальности. Ответственный человек всегда должен предвидеть последствия своих поступков и знать, что за них придется отвечать по законам морали и прав. А слово «деликатность» в русском языке всегда означало и означает вежливость, предупредительность, тактичность, тонкость в обращении.

VI . Домашнее задание.

Выучите § 9, Задания 1,2 – письменно

Написать эссе по высказыванию Добролюбова

Найти в СМИ информацию о межнац. Конфликтах и проанализировать с точки зрения: причины возникновения; способы урегулирования и насколько эффективны.

Тестовые задания к уроку на тему « Межэтнические отношения и национальная политика»

Тенденция к межнациональной интеграции ведет к

Б) усилению национальных особенностей

В) сближению народов

Г) национальной изоляции.

По какому признаку выделены социальные группы: род, племя, народность?

К. родился в Берлине, его родители уехали из России сразу после революции 1917г. К. хорошо знает русский язык и русскую культуру. Он гордится тем, что он русский. Это проявление признаков общности

Наука, изучающая процессы формирования и развития различных этнических групп, их идентичность, формы их культурной самоорганизации, их коллективного поведения, взаимодействия личности и социальной среды – это

А) социология Б) политология

В) этнология Г) этика.

Цивилизационный подход к решению национальных проблем предусматривает

А) отказ от национального насилия во всех его формах

Б) оказание военной помощи сепаратистам

В) курс на ослабление многонациональных государств

Г) поддержку всех форм борьбы народов за самоопределение.

1. Одной из причин напряженности в межнациональных отношениях является:

А) нарушение прав человека

Б) уважение к национальным обычаям

В) пресечение противоправной деятельности криминальных группировок

Г) поддержка национальной культуры.

2. Преодолению национальных противоречий способствует

А) перераспределение полномочий от национальных образований в пользу центра

Б) государственная поддержка малого бизнеса

В) обеспечение прав и свобод личности независимо от национальной принадлежности Г) переход к рыночным методам ведения хозяйства.

3. Верны ли следующие суждения?

Межнациональное сотрудничество способствует

А. развитию национальной культуры.

Б) преодолению национальной ограниченности.

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны.

Племена и народности – это

А) этнические общности

Б) исторические типы общества

В) социальные страты

Г) демографические группы

Исторический процесс сближения наций и народов, между которыми постепенно стираются традиционные границы, и человечество превращается в единую политическую систему – это

А) глобализация Б) дифференциация

В) интеграция г) демократизация.

1. Верны ли суждения о межнациональных отношениях?

А. В конце XX в. в системе межнациональных отношений ярко проявились разделительные и объединительные процессы.

Б. Основой демократических международных отношений является равенство и взаимная помощь.

3) верны оба суждения;

4) оба суждения неверны.

2. Предотвратить межнациональные конфликты можно посредством:

1) создания национально однородных государств;

2) компактного расселения одной национальности в пределах многонационального государства;

3) последовательного наращивания военного потенциала;

4) соблюдения прав и свобод всех граждан независимо от национальной принадлежности.

3. Борьба басков в Испании за независимость – это пример:

5) национальной интеграции;

6) национальной дифференциации;

7) национального конфликта;

8) национального сотрудничества.

4. Истребление целых групп населения по национальному признаку:

5. Примером экономической интеграции является:

1) Европейский союз;

2) Суд европейских сообществ;

3) Организация Объединенных Наций;

6. Верны ли следующие суждения о межнациональных отношениях?

А. Межнациональные отношения включают в себя взаимоотношения личностей в процессе производства, в развитии культуры.

Б. Межнациональные отношения включают в себя отношения национальностей в процессе производства, в развитии культуры.

3) верны оба суждения;

4) оба суждения неверны.

7. Принижение, умаление, ущемление прав по национальному признаку:

1) национализм; 3) апартеид;

2) конфликт; 4) дискриминация.

8. Верны ли суждения о межнациональных отношениях?

А. Межнациональные отношения – это отношения между разными национальностями внутри одного государства.

Б. Межнациональные отношения – это отношения между разными нациями-государствами.

3) верны оба суждения;

4) оба суждения неверны.

9. В Бельгии государственными языками являются французский, датский и немецкий языки. Это пример:

1) формирования многонационального государства;

3) национальной интеграции;

4) культурной интеграции.

10. В 1991 г. в немецком городе Хоиерсверда неофашисты, вооруженные ножами и газовыми пистолетами, разгромили общежитие вьетнамских и мозамбикских беженцев. Это пример:

1) национальной и расовой нетерпимости;

3) военного конфликта;

4) девиантного поведения.

В.С. Соловьев «Этика межнациональных отношений ».

« Высший нравственный идеал требует, чтобы мы любили всех людей, как самих себя, но так как люди не существуют вне народностей (как и народность не существует вне отдельных людей)… то прямой логический вывод отсюда есть тот, что мы должны любить все народности, как свою собственную.

Требование любить другие народности, как свою собственную, вовсе не означает психологической одинаковости чувства, а только этическое равенство волевого отношения: я должен так же хотеть истинного блага всем другим народам, как и своему собственному… Разумеется, такая этическая любовь связана с … пониманием … положительных особенностей… чужих наций, преодолев… бессмысленную и невежественную национальную вражду, мы начинаем знать и ценить чужие народности… Но эта «любовь одобрения» не может быть тождественна с тою, которую мы чувствуем к своему народу, как и самая искренняя любовь к ближним, этически равная любви к самому себе, никогда не может быть с нею психологически одинаковою. За собою, за своим народом остается неизменное первенство исходной точки».

«Человек, ненавидящий другой народ, не любит и свой собственный».

Николай Александрович Добролюбов

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *