Почему акции автоваза не торгуются
Всё о принудительным выкупе акций Автоваза: что случилось, цена продажи + инструкция
Приветствую всех, кому интересен трейдерский мир или просто отечественный автопром. В 2019 году АвтоВАЗ полностью переходит под контроль Альянс Ростех.
Франко-японский концерн, управляющий Renault, Nissan и Mitsubishi, уже давно владеет и АвтоВАЗом. Альянс объявил, что стремится к единоличному управлению, после нескольких оферт фактически стал единственным владельцем, используя для акции АвтоВАЗа принудительный выкуп.
Разберемся, что кроется под этими словами и насколько законно присвоение чужого имущества в нашей стране сегодня.
Что случилось с акциями АвтоВАЗа
Все, или почти все частные миноритарии получили письмо с уведомлением о том, что они больше не являются участниками ПАО, бумаги выкупил главный держатель, продажа уже состоялась.
Таким образом, альянс «Рено Ниссан» осуществил свое право, закрепленное в 84 статье ФЗ об акционерных обществах. Закон позволяет проводить односторонние сделки по выкупу держателю, владеющему более чем 95% акций.
Добровольный выкуп бумаг у акционеров АвтоВАЗа
О своих планах на делистинг ценных бумаг и целях стать 100% владельцем концерна «АвтоВАЗ» альянс «Рено-Ниссан» заявлял еще в 2018 году. Для этого Ростех объявил оферту и продолжил увеличивать свой портфель. В результате Alliance Rostec Auto B.V. в сентябре 2018 года стал владельцем 96% ценных бумаг.
Имея такую большую долю, Ростех получил возможность выкупа оставшихся бумаг в одностороннем порядке.
Могут ли заставить продать акции АвтоВАЗа
Откровенно говоря, понятие принудительный выкуп не подразумевает участие продавца, сделка является фактически односторонней, поэтому слово заставить тут не очень уместно.
Каким образом у оставшихся миноритариев выкупят акции
Процедура выкупа включает в себя предложение о добровольной продаже и последующее требование о принудительном выкупе. В ответ на письмо бывший владелец должен отправить данные о своем банковском счете, куда и перечисляют деньги за проданные акции.
Если миноритарий не отвечает, а в распоряжении общества нет его банковских реквизитов, покупатель просто передает деньги нотариусу, с этого момента процедура считается завершенной.
Это значит, что получить свои деньги можно только у нотариуса, работающего по месту регистрации общества, то есть в Тольятти. Можно отправить свои реквизиты с запросом на перевод нотариусу по почте.
За сколько выкупают акции
Стоимость одной акции ПАО для этой сделки составила 12,4 рублей за обычную и 12,2 за привилегированную. Цифра небольшая, но последние полгода бумаги АвтоВАЗа стоили еще дешевле, так что минимальной ценой это не назвать.
Есть ли налог на принудительно выкупленные акции АвтоВАЗа
Да, доход с продажи акций, как и любой другой доход, облагается НДФЛ. ПАО «АвтоВАЗ», выступающее покупателем, налоговым агентом не является. Формат сделки в конкретной ситуации значения не имеет.
Снизить сумму налога можно, применив налоговый вычет. Для этого нужно указать потраченные деньги на покупку доли и зарегистрировать их средства, потраченные на получение дохода, то есть нынешнюю прибыль.
Отзывы о выкупе
Большинство уже бывших акционеров АвтоВАЗа восприняло новость о продаже негативно. Многие владели акциями не первый год и всерьез рассчитывали на какие-то дивиденды, кто-то купил бумаги, видя наглядно прогресс компании в последнее время.
Многие восприняли письмо с уведомлением как попытку мошенничества или попросту не знали, что делать дальше для получения своих денег. Указанный в письме телефон был по понятным причинам постоянно занят, а явиться лично к нотариусу в офис возможность была не у всех.
Больше ясности в происходящем было у владельцев электронных акций, процесс продажи произошел мгновенно, с очередным закрытием биржи, деньги тут же попали на счет.
Цена на акции также вызвала шквал критики, бывших миноритариев не устраивали перечисленные 12 рублей, а возможности назначить свою цену не было и не будет.
Заключение
На мой взгляд, проблема кроется именно в формате сделки по АвтоВАЗу. Цена выкупа превысила среднюю рыночную стоимость за последние полгода, с поправкой на возможность самого альянса влиять на нее.
Сам же принудительный выкуп носит односторонний характер, поэтому воспринимается как ущемление права собственности или просто захват. Законность процедуры при этом несильно смягчает картину.
Согласны ли вы с такими выводами об АвтоВАЗе? Добро пожаловать в комментарии.
АвтоВАЗ покинет Московскую биржу. Что делать инвесторам?
Оферта, которую выставит совместное предприятие «Ростеха» и Renault — Alliance Rostec Auto B.V. — миноритарным акционерам, подразумевает выкуп обыкновенных акций по 12,4 руб. за штуку и привилегированных — по 12,2 руб. за штуку. Это соответствует средней цене акций за последние шесть месяцев.
На новости о делистинге обыкновенные акции компании АвтоВАЗ выросли на 3%, а привилегированные — на 1,3%. Таким образом бумаги приблизились к ценам выкупа.
«Процедура была запланирована заранее, и она была известна участникам фондового рынка. В случае, если доля акционера в капитале превышает 75%, по закону об акционерных обществах, оферта должна быть выставлена», — отмечал в мае аналитик «Алор Брокер» Алексей Антонов.
«Мы рекомендуем инвесторам соглашаться на предложенную оферту», — заявил старший аналитик «Альпари» Роман Ткачук.
В апреле глава «Ростеха» Сергей Чемезов называл сроки рекапитализации АвтоВАЗа. По его словам, ее заключительный этап состоится в октябре 2018 года. Тогда же, отвечая на вопрос о возможном делистинге акций автопроизводителя с МосБиржи, председатель совета директоров компании Сергей Скворцов заявил, что перед этим компании нужно проанализировать, сколько акций будет предъявлено к выкупу.
Исключение ценных бумаг из списка ценных бумаг, допущенных к торгам (котировального списка биржи) по инициативе компании-эмитента или в связи с дефолтом эмитента. После делистинга ценные бумаги этого эмитента могут торговаться только на внебиржевом рынке, а капитализация компании не может быть рассчитана.
Всё о принудительным выкупе акций Автоваза: цена продажи + инструкция
Сегодня я разберу очень интересную тему, которая звучит, как принудительный выкуп акций АвтоВАЗа. Наверняка у многих возникают вопросы, что делать с бумагами и есть ли варианты оставить их себе? Как будет происходить продажа? Не будет ли каких-нибудь дополнительных налогов? Необходимо ли посылать брокеру поручения на выкуп?
Я дам ответы на все эти вопросы, а также небольшой обзор общих положений корпоративной процедуры, которая от английского носит название «Сквизи аут».
Что случилось с акциями АвтоВАЗа
Начну с того, что главный акционер АвтоВАЗа – совместное предприятие Рено и Ростеха под названием Alliance Rostec Auto B.V. В 2018 году альянс произвел докапитализацию АвтоВАЗа через покупку дополнительного выпуска акций эмитента. В ходе этой процедуры основной держатель бумаг стал владельцем 83,526 % уставного капитала автоконцерна.
В связи со сделкой компания выставила обязательную оферту (это не то же самое, что принудительный выкуп, такая оферта обязательна для компании, но добровольна для миноритариев).
В структуре акционеров оставался еще один крупный держатель в лице Renaissance Securities. Они воспользовались предложением о выкупе акций и продали свой пакет Alliance Rostec Auto B.V. В ходе этого корпоративного маневра альянс стал владельцем 96,64 % уставного капитала и выставил оферту на принудительный выкуп оставшимся миноритариям. После этого автоконцерн запустил процесс делистинга с Московской биржи.
Добровольный выкуп бумаг у акционеров АвтоВАЗа
Добровольное предложение миноритарные держатели получили в июне 2018 года. Цена к выкупу была установлена на уровне 12,4 руб. для обычки и 12,2 руб. для префов.
Могут ли заставить продать акции АвтоВАЗа
Да, в соответствии с законом отказаться от предложения принудительного выкупа нельзя.
Каким образом у оставшихся миноритариев выкупят акции
Продажа бумаг в рамках так называемой принудиловки происходит автоматически. Бумаги списываются со счета инвестора, а взамен ему поступает оплата.
За сколько выкупают акции
Цена принудительной продажи в данном случае такая же, как и при обязательной оферте. Обыкновенные бумаги выкупают по 12,4 руб., префы по 12,2 руб.
В рамках небольшого ликбеза расскажу о том, как вообще рассчитывается стоимость инструментов во время направления оферт. В публичных обществах она не может быть ниже средневзвешенной стоимости ЦБ на организованных торгах за последние 6 месяцев.
Есть ли налог на принудительно выкупленные акции АвтоВАЗа
Дополнительных налогов за принудительную продажу не взимается. Однако НДФЛ, в случае получения прибыли за период владения инструментами, уплатить придется.
Отзывы о выкупе
Конечно, инвесторы отнеслись к принудительному выкупу довольно негативно, так как цена не включала дополнительной премии к рынку. Миноритарии негодуют относительно того, что бумаги выкупили именно в тот момент, когда АвтоВАЗ за долгое время показал прибыль против убытков прошлых лет.
Заключение
В завершение резюмирую все сказанное выше:
Надеюсь, было интересно, а главное, полезно. Подписывайтесь на статьи и делитесь ими в соцсетях.
АвтоВАЗ уходит с биржи
Добровольный выкуп бумаг у акционеров АвтоВАЗа
В июне 2018 г. основной владелец концерна АвтоВАЗ, совместное предприятие Renault (66,2%) и Ростеха (33,8%), зарегистрированное в Нидерландах — Alliance Rostec Auto B.V. объявил об обязательной оферте о выкупе акций. Такой шаг связан с приобретением 30% акций общества в результате рекапитализации и допэмиссии бумаг в 2016 г. (26,1 млрд руб.) по открытой подписке и в 2017 г. по закрытой подписке (61,4 млрд руб.)
Цена выкупа обыкновенной акции по обязательной оферте составила 12,4 руб., привилегированной — 12,2 руб. Также было объявлено о планах делистинга акций АвтоВАЗа с Московской биржи. Перед объявлением обязательного выкупа акций Alliance Rostec Auto B.V. владело 85% обыкновенных бумаг и 47% привилегированных акций.
В результате обязательной оферты, которая завершилась 10 сентября 2018 г., альянс Ростеха и Renault консолидировал 96,64% всего акционерного капитала, выкупив у миноритариев около 1,5 млрд акций. Французско-японская Renault-Nissan, таким образом, стала владеть контрольным пакетом акций российского автопроизводителя, который на текущий момент составляет без малого 64%.
Свой пакет в рамках оферты продала и Renaissance Securities, которая в первый этап допэмиссии стала владельцем 24% уставного капитала по 10,3 руб. за обыкновенную акцию. Долг АвтоВАЗа в процессе рекапитализации сократился на 100 млрд руб.
У оставшихся миноритариев купят акции
Руководство АвтоВАЗа в лице генерального директора Николя Мора ранее озвучивало планы не только уйти с биржи, но и довести долю Alliance Rostec Auto B.V. в компании до 100%. Это значит, что с переходом планки 95% владения компанией у главного акционера появилось право принудительного выкупа оставшихся бумаг. Соответствующее требование Alliance Rostec Auto B.V. должен направить в течение 6 месяцев с момента пресечения порога 95%.
Но согласно статье 84.7 закона «Об акционерных обществах», у оставшихся миноритариев АвтоВАЗа также есть право требования выкупа их бумаг. Для этого Alliance Rostec Auto B.V. в течение 35 дней с момента приобретения доли выше 95%, должна направить владельцам ценных бумаг уведомление о наличии у них права требования выкупа. Датой наступления основания, в силу которого Alliance Rostec Auto B.V. приобрело право распоряжаться более 95% количеством голосов считается 25 сентября 2018 г.
Согласно законодательству, владельцы ценных бумаг должны предъявить их к выкупу не позднее чем через 6 месяцев со дня направления уведомлений о праве требовать выкупа. Alliance Rostec Auto B.V. обязано оплатить выкупаемые ценные бумаги в течение 15 дней с даты получения документов. После этого, регистратор обязан списать ценные бумаги с лицевого счета владельцев, без их распоряжения и зачислить на счет главного акционера в течение 3 дней.
В случае, если главный акционер не направит миноритариям уведомление о праве требования выкупа ценных бумаг, владельцы ценных бумаг могут самостоятельно направить в общество требование о выкупе. Оно должно быть направлено в течение 1 года с момента, когда стало известно о возникновении у миноритарного акционера права требовать выкупа ценных бумаг, но не ранее истечения 35 дней с даты приобретения крупным акционером 95% ценных бумаг.
За сколько выкупают акции
Цена принудительного выкупа будет определяться оценщиком и может базироваться на средневзвешенном значении за последние 6 месяцев. Но она должна быть рассчитана без учета ее изменения в результате действий эмитента, повлекших возникновение права требования оценки и выкупа акций.
Также, согласно закону «Об акционерных обществах» цена принудительного выкупа не должна быть ниже той, по которой мажоритарный акционер приобретал акции, в результате чего он и стал контролировать более 95% акционерного капитала. В нашем случае это 12,4 руб. и 12,2 руб. за обыкновенную и привилегированную акцию. Новостей об объявлении принудительного выкупа акций пока не поступало.
БКС Брокер
Последние новости
Рекомендованные новости
Старт дня. Газпром и Сбербанк в лидерах отскока
Отчет Газпрома за III квартал. Отличные результаты
Мнения аналитиков. О дивидендных перспективах ФСК ЕЭС и Россетей
Татнефть отчиталась за III квартал. Неплохо благодаря высоким ценам
АФК Система. Как изменился дисконт к дочкам
Омикрон. Что известно про новый штамм коронавируса
В каких акциях можно пересидеть новые локдауны
Рынок нефти ждет поддержки от ОПЕК+. Brent прибавляет более 4%
Адрес для вопросов и предложений по сайту: bcs-express@bcs.ru
* Материалы, представленные в данном разделе, не являются индивидуальными инвестиционными рекомендациями. Финансовые инструменты либо операции, упомянутые в данном разделе, могут не подходить Вам, не соответствовать Вашему инвестиционному профилю, финансовому положению, опыту инвестиций, знаниям, инвестиционным целям, отношению к риску и доходности. Определение соответствия финансового инструмента либо операции инвестиционным целям, инвестиционному горизонту и толерантности к риску является задачей инвестора. ООО «Компания БКС» не несет ответственности за возможные убытки инвестора в случае совершения операций, либо инвестирования в финансовые инструменты, упомянутые в данном разделе.
Информация не может рассматриваться как публичная оферта, предложение или приглашение приобрести, или продать какие-либо ценные бумаги, иные финансовые инструменты, совершить с ними сделки. Информация не может рассматриваться в качестве гарантий или обещаний в будущем доходности вложений, уровня риска, размера издержек, безубыточности инвестиций. Результат инвестирования в прошлом не определяет дохода в будущем. Не является рекламой ценных бумаг. Перед принятием инвестиционного решения Инвестору необходимо самостоятельно оценить экономические риски и выгоды, налоговые, юридические, бухгалтерские последствия заключения сделки, свою готовность и возможность принять такие риски. Клиент также несет расходы на оплату брокерских и депозитарных услуг, подачи поручений по телефону, иные расходы, подлежащие оплате клиентом. Полный список тарифов ООО «Компания БКС» приведен в приложении № 11 к Регламенту оказания услуг на рынке ценных бумаг ООО «Компания БКС». Перед совершением сделок вам также необходимо ознакомиться с: уведомлением о рисках, связанных с осуществлением операций на рынке ценных бумаг; информацией о рисках клиента, связанных с совершением сделок с неполным покрытием, возникновением непокрытых позиций, временно непокрытых позиций; заявлением, раскрывающим риски, связанные с проведением операций на рынке фьючерсных контрактов, форвардных контрактов и опционов; декларацией о рисках, связанных с приобретением иностранных ценных бумаг.
Приведенная информация и мнения составлены на основе публичных источников, которые признаны надежными, однако за достоверность предоставленной информации ООО «Компания БКС» ответственности не несёт. Приведенная информация и мнения формируются различными экспертами, в том числе независимыми, и мнение по одной и той же ситуации может кардинально различаться даже среди экспертов БКС. Принимая во внимание вышесказанное, не следует полагаться исключительно на представленные материалы в ущерб проведению независимого анализа. ООО «Компания БКС» и её аффилированные лица и сотрудники не несут ответственности за использование данной информации, за прямой или косвенный ущерб, наступивший вследствие использования данной информации, а также за ее достоверность.
Было ПАО — стало АО: мое мнение зачем Автоваз ушел с биржи как только начал выходить в прибыль и причем тут бюджетные деньги
Было ПАО — стало АО. «АвтоВАЗ» ушел с биржи и теперь его акции нельзя купить или продать даже на внебиржевом рынке.
Раньше такой трюк уже проделывали «Уралкалий», «Дикси», «МегаФон» и некоторые другие компании, а теперь помахал ручкой и ушел в тень наш автогигант. Ушел с биржи, но не с рынка.
Зачем он это сделал и что стало с акционерами — я навел справки и нашел много интересного. Теперь делюсь с вами.
Немного предыстории и нынешнее положение
Долго рассказывать про отечественную гордость автопрома не буду — вы и так хорошо в курсе. Вкратце пройдусь по ключевым моментам:
По ходу нулевых завод более или менее успешно развивался и активно поглощал госдотации, а в 2012 году «АвтоВАЗ», значительная часть которого принадлежала «Ростеху», влился в альянс Renault-Nissan под руководством Карлоса Гона.
Гибрид частного концерна и госкорпорации на 76,25 % принадлежал уже упомянутому Alliance Rostec Auto BV, который (внезапно!) зарегистрировался в Нидерландах.
В общем, компания вроде российская, принадлежит французам, а базируется в Голландии.
В таком виде автогигант худо-бедно просуществовал до 2017, терпя убытки и пожирая дотационные деньги, а в 2018, впервые после 2014-го выйдя на приличные показатели, объявил о делистинге.
У простых инвесторов забрали все бумаги в пользу материнской компании и объявили, что вскоре компания вернется на российский рынок после глобальной реорганизации.
И вот до чего мы дожили
Акции «АвтоВАЗа» перестали существовать в ноябре 2018 года. К тому времени уже 96,64 % было собрано в руках французов; пользуясь законным правом, компания принудительно выкупила актив.
Интересно, что сам процесс «выкупа» был тем еще цирком.
Условия были прописаны очень странно. Например, электронный обмен запретили. У миноритариев отняли возможность получить деньги сразу на свой брокерский счет. За обменом нужно было ехать в Тольятти, чтобы получить на руки наличку.
Представьте, что вы живете во Владивостоке и внезапно узнаете, что нужно явиться в Тольятти лично. Всего лишь 8 с гаком тысяч км преодолеть, чтобы еще неизвестно когда попасть к нотариусу.
В общем, понятно, что большинство мелких акционеров, доля которых стоит меньше 50К рублей, буквально подарили свои деньги хитрецам из правления.
Кто, зачем и почему
Я видел много разных версий, но самыми правдоподобными мне показались две.
Первая: распил дивидендов. Акции разделили между своими, чтобы не делиться дивами. Если что, по уставу «АвтоВАЗ» дивиденды платить должен. Но не делал этого из-за убыточности.
К 2017 компания начала выбираться из падения и очень неплохо нарастила продажи. Статистика говорит сама за себя.
Причем завод не стеснялся регулярно поднимать цены. Он делал это в 2017 и в 2018, а в 2019 целых три раза. Как видно, на горизонте замаячили перспективы неплохо заработать, а значит, и дивиденды.
Вот тут-то акции и изъяли по хитрой схеме, чтобы побольше выплат ушли только своим.
Вторая версия — инсайдерские телодвижения. Бизнес хотят сделать монополией. Для этого нужно модернизировать производство и накачать его деньгами от западных инвесторов и российской нефтебаксовой кубышки.
Сейчас происходит и то, и другое. Это объясняет стремление «АвтоВАЗа» не светить публично своими операционными данными. Посторонние не должны знать, сколько и кто вкладывает в компанию.
Ребята, видимо, больше не нуждаются в бирже для привлечения инвестиций (а ведь за деньгами на биржу и идут). Если так, значит, вопрос с финансами уже решен.
И он решен. «АвтоВАЗ» и Министерство промышленности и торговли РФ подписали договоры о сотрудничестве.
Сделано это в форме СПИК — Специального инвестиционного контракта, с помощью которого можно вливать государственные деньги в промышленные предприятия без волокиты и лишней отчетности.
Другая сторона взамен проведет реструктуризацию производства и даст технологии. Например, со следующего года завод не будет пилить собственные платформы, и почти 70 % автопарка будет клепать по трафарету CMF-B-LS — самой популярной модульной платформе Renault, придуманной еще в 2013.
По задумке, компания выйдет на рынок уже с позиции силы (см. график выше), заработает кучу денег и поделит все между «Рено» и «Ростехом».
А может, даже и проведет новый листинг, чтобы хайпануть на успехе. Хотя тут я уже выдумывать ничего не буду, доживем — увидим.
В заключение
«АвтоВАЗ» больше не наш? Не расстраивайтесь, он давно уже не наш. Еще с середины нулевых. Стоит ли проливать слезы? Смотрите сами.
Как видно, дела на рынке так себе. Наши компании сильно отставали от западных и без подобных слияний просто загнулись бы или продолжали тянуть деньги из бюджета впустую.
К автопрому (и нашему, и западному) я вообще отношусь прохладно. Не вкладывал и особо не горю.
Хотя LADA бодро рапортует о повышении продаж за ноябрь 2020 — на 1/5 по сравнению с ноябрем 2019-го. На первом месте Granta, дальше Vesta и Largus.
А вам как «АвтоВАЗ» — перспективная компания или нет? Будете покупать их акции, если они вдруг вернутся на биржу?
Частный инвестор, предприниматель и автор этого блога.