Почему акции авиакомпаний падают
Новый штамм COVID обрушил акции авиаперевозчиков и туристических компаний
Акции туристических и авиакомпаний резко снизились на новости о новом, более заразном штамме коронавируса, обнаруженном в Южной Африке. Котировки International Consolidated Airlines Group, куда входит авиакомпания British Airways, упали в Лондоне на 20,9%, а британский лоукостер EasyJet Airline Company — на 18,9%.
Американская Delta Airlines на премаркете на NYSE подешевела на 8,5%, American Airlines — на 7,5%. Акции «Аэрофлота» на Мосбирже снижались на минимуме на 3,4%, до ₽62,52 за бумагу. Круизные компании Carnival Corporation и Royal Caribbean Cruises упали на 13%.
«За последние 12 часов ситуация на фронте COVID обострилась», — отметил стратег Deutsche Bank Джим Рид — на рынках «в одночасье стал доминировать» новый штамм.
Эксперт «БКС Экспресс» Михаил Зельцер отметил, что на этом фоне выросла вероятность того, что страны введут очередные пандемийные ограничения. Это означает, что многие страны вновь могут перекрыть границы, а резкое снижение числа путешествующих вновь сильно ударит по авиакомпаниям и туристическим фирмам.
Сейчас Великобритания, Сингапур, ЕС и Израиль уже прекратили авиасообщение с несколькими африканскими странами. Не исключено, что другие правительства последуют этому примеру, полагают в «БКС Экспресс».
Новый штамм коронавируса, получивший название B.1.1.529 Sars-Cov-2, был впервые выявлен в Ботсване. Он считается причиной всплеска случаев заболевания COVID на юге Африки, зафиксированного за последнюю неделю. Поводом для беспокойства представителей здравоохранения стало то, что он распространяется быстрее дельта-штамма и устойчив к антителам, пишет Financial Times.
Стоимость бумаг 12 июля 2017 года: ₽225 за акцию
Стоимость сейчас: ₽69 за акцию
Причина падения: сильная перекупленность бумаг, рост цен на авиакеросин и пандемия
Перспективы: компании поможет выпуск новых акций и «Победа»
Риски: вторая волна коронавируса и большие долги
Компания «Аэрофлот» — одна из старейших авиакомпаний мира. Ей почти 100 лет. Перевозчик базируется в аэропорту Шереметьево, откуда осуществляет основные перелеты. Пять российских филиалов находятся в Санкт-Петербурге, Калининграде, Перми, Красноярске и Владивостоке.
Родоначальником «Аэрофлота» стало Российское общество воздушного флота «Добролет», которое появилось в 1923 году. В том же году открылся первый в СССР регулярный пассажирский воздушный маршрут Москва — Нижний Новгород. Перелет занимал два часа и проходил только в дневное время над железной дорогой, чтобы пилот не сбился с пути.
В 2011 году государство отдало под управление «Аэрофлота» несколько региональных компаний. Так образовалась Группа «Аэрофлот». Помимо самого «Аэрофлота», в нее входит авиакомпания «Аврора», работающая на дальневосточных направлениях, авиакомпания среднего ценового сегмента «Россия» и единственный в России классический лоукостер «Победа».
Контрольный пакет акций «Аэрофлота» — 51,17% — принадлежит государству. У институциональных инвесторов сейчас 35,7%. Еще 3,5% на балансе у госкорпорации «Ростех», 5,1% принадлежит физическим лицам, 0,1% — менеджменту компании, еще 4,3% — казначейский пакет. После выпуска новых акций, намеченного на 9 октября, эти доли будут размыты, кроме государственной. Чтобы сохранить контролирующий пакет, правительство купит дополнительно около 970 млн бумаг.
Почему упали акции «Аэрофлота»
Акции «Аэрофлота» начали резко падать в середине 2017 года. За три года котировки обвалились почти на 70%.
В 2015 году большие долги привели к банкротству главного конкурента «Аэрофлота» — авиакомпании «Трансаэро». Трудности соперника подтолкнули акции «Аэрофлота» вверх. Всего за два года — с 2015-го по 2017-й — они подорожали на 497%, до исторического максимума ₽225 на акцию.
Тогда котировкам нужен был лишь триггер, который запустит падение. Им стал неудачный финансовый отчет «Аэрофлота» за девять месяцев 2017 года. За три квартала чистая прибыль перевозчика обвалилась на 38%. Вместе с ней упали ожидания инвесторов по дивидендам и котировки.
Высокие цены на авиакеросин. Падение акций усугубил начавшийся рост цен на авиакеросин — топливо дорожало вслед за ценой на нефть. Это увеличило затраты «Аэрофлота», что немедленно отразилось на финансовых результатах, а затем и акциях.
Пандемия. Следующая волна снижения в акциях пришлась на февраль-март 2020 года. Вместе с паникующим рынком акции «Аэрофлота» обвалились на 53%. Авиационная отрасль — одна из наиболее пострадавших от пандемии и жесткого карантина. В особенности из-за закрытия границ и прекращения международных перелетов.
По итогам первого полугодия 2020 года пассажиропоток в компании упал на 54,2%. Как итог — выручка снизилась на 52% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года — до ₽149,4 млрд, а чистый убыток составил ₽58,3 млрд. Долги на конец июня выросли в четыре раза по сравнению с прошлым годом. На этом фоне акции «Аэрофлота» так и не смогли восстановиться до предкризисного уровня.
Что сыграет против «Аэрофлота»
Большие долги. По заявлению главы Сбербанка Германа Грефа, сейчас «Аэрофлоту» с трудом удается обслуживать свои долги. Представитель перевозчика Михаил Демин в ответ сказал, что группа своевременно выполняет обязательства, а слова Грефа — это «фигура речи».
Только в 2020 году авиаперевозчик привлек кредитов в общей сложности на ₽27 млрд, чтобы пережить пандемию. На 30 июня кредиты и займы «Аэрофлота» составили ₽64,4 млрд против ₽15,8 млрд годом ранее.
Вторая волна коронавируса. Восстановление «Аэрофлота» после пандемии может прервать новый всплеск заболеваемости COVID. Сейчас многие страны вновь вводят ограничения. Без сомнения, это задержит уже начавшийся было процесс возобновления международных перелетов и роста показателей.
Дивиденды. С 2016 по 2018 год «Аэрофлот» выплатил акционерам 50% от чистой прибыли, хотя дивидендная политика предусматривает лишь 25% от чистой прибыли по МСФО. Однако пандемия прервала цепочку дивидендных выплат — руководство компании решило не выплачивать дивиденды за 2019 год.
По мнению руководителя аналитического департамента AMarkets Артема Деева, быстрого возвращения выплат не будет, так как восстановление авиационной отрасли займет три — пять лет. «Очевидно, что крупнейшей авиакомпании правительство окажет помощь, но о выплате дивидендов, скорее всего, стоит забыть на долгий период», — заметил он
Что поможет «Аэрофлоту»
Фокус на «Победу». Аналитик инвестиционно-финансовой компании «Солид» Дмитрий Донецкий связывает будущее «Аэрофлота» с его дочерней компанией — быстрорастущим российским бюджетным авиаперевозчиком «Победа». По его расчетам, к 2030 году 60–70% дохода группы будет составлять именно это подразделение.
Дополнительная эмиссия акций (FPO). Выпуск новых акций является спасительным для перевозчика, считает Донецкий. Авиаотрасль во всем мире оказалась под давлением, и пока восстановление идет довольно медленно. По самым оптимистичным оценкам, восстановление к уровню 2019 года займет еще полтора года. Поэтому Аэрофлот планирует привлечь деньги «с запасом», говорит он.
«Тем не менее размер допэмиссии и цена размещения акций оказались ниже ожиданий инвесторов, что окажет негативную динамику на котировки в краткосрочной перспективе», — предупреждает эксперт.
Старший вице-президент ВТБ Владимир Потапов считает, что перспективы у акций «Аэрофлота», несомненно, есть. «Индекс MSCI World уже полностью отыграл падение и даже вышел в положительную зону, тогда как индекс мировых авиаперевозчиков MSCI World Airlines с начала года потерял 49%. В перспективе это сулит почти двукратный рост в случае полного восстановления котировок», — сказал эксперт.
Акции «Аэрофлота» подойдут долгосрочным инвесторам, говорят аналитики. «В связи с усилением заболеваемости COVID-19 снижается вероятность полного возобновления международного сообщения до конца года. Не исключено, что это произойдет не ранее второго квартала 2021 года», — рассуждает начальник управления операций на российском рынке инвесткомпании «Фридом Финанс» Георгий Ващенко.
Потапов отмечает, что датой отсчета для восстановления отрасли можно считать появление вакцины. Если она будет доступна к концу 2020 года, то на полномасштабное снятие ограничений и восстановление международного авиасообщения можно рассчитывать лишь в 2021 году. Полное же восстановление мировой авиаотрасли продлится вплоть до 2024 года, говорит он.
Принять участие в размещении акций «Аэрофлота» может любой желающий: заявки принимаются до 16:00 мск 8 октября, входной порог — всего десять акций. Если будет собрано нужное количество заявок на размещение, то их прием может быть завершен досрочно. Мы написали подробную инструкцию, как это сделать
Баффет продал, а инсайдеры скупают акции авиакомпаний. Кто ошибается
Напомним, что инсайдеры — это люди, имеющие легальный доступ к конфиденциальным и достоверным сведениям, которые не известны широкому кругу лиц. В США инсайдеры — это корпоративные должностные лица, директора или бенефициарные владельцы более 10% акций компании.
Чаще всего инсайдеры торгуют для того, чтобы скорректировать свой портфель, диверсифицировать или вывести средства. Потенциально в результате действий инсайдера (намеренных или совершенных по неосторожности) возможно использование существенной непубличной информации о компании в качестве основы для торговли, но это совсем другая область — незаконная инсайдерская торговля.
Незаконная инсайдерская торговля означает использование своей роли в организации для получения информации для прибыльной торговли на финансовых рынках. Дискуссии о политиках, связанных с инсайдерской торговлей, обычно соотносят ущерб финансовым рынкам в сравнении с экономической выгодой от любой информации, которая косвенно раскрывается. Инсайдеры — всегда первоисточник информации. Их действия контролируются как политиками компаний, так и законодательно. В России — это 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком». В США для мониторинга сделок, совершаемых инсайдерами, Комиссия по ценным бумагам и биржам (SEC) требует, чтобы эти сделки были раскрыты в форме, называемой формой 4.
Большинство сделок являются абсолютно законными. Именно поэтому, анализ действий инсайдеров позволяет выявить неочевидные интересные факты и паттерны поведения игроков на фондовом рынке.
Майкл Браш (Michael Brush), известный публикациями информационного бюллетеня Brush Up on Stocks, исследует подобные факты. На прошлой неделе он написал, что Баффет совершил ошибку, отчасти потому, что руководители авиакомпаний достаточно уверены в перспективах восстановления отрасли.
Читайте также: 8 ошибок Баффета
Хотя большинство акций авиакомпаний значительно выросли с 23 марта, когда индекс S&P 500 достиг своего минимума за год, пока их падение оценивается как глубокое. Тем не менее Майкл Браш отмечает, что инсайдеры авиационного сектора скупают акции авиакомпаний, в то время как Berkshire Hathaway, зафиксировав существенные потери, избавилась от вложений в сектор.
По данным информационного бюллетеня Brush Up on Stocks и мнению финансовых менеджеров, вложивших средства в акции авиакомпаний, наметилось три ключевых фактора, объясняющих бычий характер по акциям авиаотрасли:
Правительственная помощь
Путешествия возвращаются
Число пассажиров авиакомпаний возросло в середине апреля до 200 000 с 87 000 в день. Это дает проблески надежды, статистика путешествий сдвинулась с места, хотя пока и остается низкой.
По мере роста числа поездок снова начнут проявляться преимущества консолидации авиационного сектора. Авиакомпании по своей природе имеют более высокую рентабельность капитала и денежные потоки благодаря улучшенному контролю затрат и ценообразованию. А поскольку авиакомпаниям удалось получить капитал во время кризиса, они смогут поддерживать финансирование до тех пор, пока трафик не улучшится.
Опыт прохождения кризисов
Авиакомпании проходят через кризис и неблагополучные времена не впервые. Так, после трех предыдущих финансовых кризисов: за шесть месяцев после террористических атак 11 сентября, вспышки атипичной пневмонии в 2003 г. и финансового кризиса 2008–2009 гг. акции авиакомпаний показали хорошие результаты и выросли на 80–120%, отмечает Фрэнк Холмс, генеральный директор США Global Investors.
Однако встает вопрос: почему Баффет продал акции авиакомпаний, а инсайдеры, покупающие акции авиакомпаний сейчас, надеются на повторение успешного прошлого опыта? Наверняка не знает никто. Однако рынок тем и интересен, что основывается на различных мнениях и позициях инвесторов. Управляющие фондов считают, что Баффет охладел к авиаотрасли еще несколько лет назад, потеряв много денег из-за банкротств авиакомпаний.
Приводим список 7 акций, в том числе проданные Баффетом, и покупаемых инсайдерами в настоящее время:
Delta Airlines
SkyWest Airlines
Alaska Air Group
Southwest Airlines
JetBlue Airways
United Airlines Holdings
American Airlines Group
Безусловно, авиакомпании, несмотря на инсайдерские покупки, рискованный сектор. CEO Boeing Дэвид Кэлхун недавно, оценивая сектор, говорил о потенциальном банкротстве крупной авиакомпании США. Гарвардский эпидемиолог Майкл Мина предупреждает, что существует «реальная опасность», если мы увидим крупные вспышки COVID-19 этой осенью после летних расслабленных локаутов. «Это, безусловно, снова может поставить акции авиакомпаний в штопор», — резюмирует Майкл Браш в своем обзоре.
Читайте также: Копилка Дяди Сэма. 3 американские бумаги на следующую неделю
БКС Брокер
Последние новости
Рекомендованные новости
Старт дня. Газпром и Сбербанк в лидерах отскока
Отчет Газпрома за III квартал. Отличные результаты
Мнения аналитиков. О дивидендных перспективах ФСК ЕЭС и Россетей
Татнефть отчиталась за III квартал. Неплохо благодаря высоким ценам
АФК Система. Как изменился дисконт к дочкам
Омикрон. Что известно про новый штамм коронавируса
В каких акциях можно пересидеть новые локдауны
Рынок нефти ждет поддержки от ОПЕК+. Brent прибавляет более 4%
Адрес для вопросов и предложений по сайту: bcs-express@bcs.ru
* Материалы, представленные в данном разделе, не являются индивидуальными инвестиционными рекомендациями. Финансовые инструменты либо операции, упомянутые в данном разделе, могут не подходить Вам, не соответствовать Вашему инвестиционному профилю, финансовому положению, опыту инвестиций, знаниям, инвестиционным целям, отношению к риску и доходности. Определение соответствия финансового инструмента либо операции инвестиционным целям, инвестиционному горизонту и толерантности к риску является задачей инвестора. ООО «Компания БКС» не несет ответственности за возможные убытки инвестора в случае совершения операций, либо инвестирования в финансовые инструменты, упомянутые в данном разделе.
Информация не может рассматриваться как публичная оферта, предложение или приглашение приобрести, или продать какие-либо ценные бумаги, иные финансовые инструменты, совершить с ними сделки. Информация не может рассматриваться в качестве гарантий или обещаний в будущем доходности вложений, уровня риска, размера издержек, безубыточности инвестиций. Результат инвестирования в прошлом не определяет дохода в будущем. Не является рекламой ценных бумаг. Перед принятием инвестиционного решения Инвестору необходимо самостоятельно оценить экономические риски и выгоды, налоговые, юридические, бухгалтерские последствия заключения сделки, свою готовность и возможность принять такие риски. Клиент также несет расходы на оплату брокерских и депозитарных услуг, подачи поручений по телефону, иные расходы, подлежащие оплате клиентом. Полный список тарифов ООО «Компания БКС» приведен в приложении № 11 к Регламенту оказания услуг на рынке ценных бумаг ООО «Компания БКС». Перед совершением сделок вам также необходимо ознакомиться с: уведомлением о рисках, связанных с осуществлением операций на рынке ценных бумаг; информацией о рисках клиента, связанных с совершением сделок с неполным покрытием, возникновением непокрытых позиций, временно непокрытых позиций; заявлением, раскрывающим риски, связанные с проведением операций на рынке фьючерсных контрактов, форвардных контрактов и опционов; декларацией о рисках, связанных с приобретением иностранных ценных бумаг.
Приведенная информация и мнения составлены на основе публичных источников, которые признаны надежными, однако за достоверность предоставленной информации ООО «Компания БКС» ответственности не несёт. Приведенная информация и мнения формируются различными экспертами, в том числе независимыми, и мнение по одной и той же ситуации может кардинально различаться даже среди экспертов БКС. Принимая во внимание вышесказанное, не следует полагаться исключительно на представленные материалы в ущерб проведению независимого анализа. ООО «Компания БКС» и её аффилированные лица и сотрудники не несут ответственности за использование данной информации, за прямой или косвенный ущерб, наступивший вследствие использования данной информации, а также за ее достоверность.
«Газпром», «Аэрофлот», Salesforce: за какими акциями следить на неделе
29 ноября, понедельник
В центре внимания: «Газпром» (GAZP)
Отрасль: нефтегаз
Рыночная капитализация: ₽7,7 трлн
Цена акции на 28 ноября: ₽326
Консенсус-прогноз: ₽450
Время отчета: 10:00 мск
Ожидания: EPS — ₽24,6 (прибыль на акцию), выручка — ₽2,44 трлн
Отрасль: авиаперевозки
Рыночная капитализация: ₽149 млрд
Цена акции на 28 ноября: ₽60,98
Консенсус-прогноз: ₽116
Время отчета: 10:00 мск
Ожидания: EPS — ₽3,7 (прибыль на акцию), выручка — ₽134 млрд
Другие важные отчеты 29 ноября:
30 ноября, вторник
В центре внимания: Salesforce (CRM)
Другие важные отчеты 30 ноября:
1 декабря, среда
В центре внимания: CrowdStrike (CRWD)
Другие важные отчеты 1 декабря:
2 декабря, четверг
3 декабря, пятница
На этот день не запланировано значимых корпоративных событий.
Рынки рухнули из-за нового штамма COVID. Что происходит
В пятницу по мировым фондовым рынкам прокатилась волна распродаж. Падение котировок началось в Азии — индексы бирж Японии, Гонконга, Тайваня, Южной Кореи и Китая упали в диапазоне 0,3–2,7%. Затем мощным снижением начались торги на Московской бирже, индекс которой в первую минуту сессии потерял 3,7%. В течение дня падение главного индикатора российского рынка акций ускорялось до 3,85%.
Волна не обошла стороной и европейские рынки. К 16:40 мск немецкий индекс DAX упал на 3,05%, британский FTSE 100 — на 2,89%, а Euro Stoxx 50 — на 3,48%. В лидерах падения здесь оказались акции авиакомпаний и туристических холдингов. Так, котировки International Consolidated Airlines Group, в которую входит авиакомпания British Airways, упали в Лондоне на 20,9%, британского лоукостера EasyJet Airline Company — на 18,9%, бумаги немецкой Lufthansa потеряли около 10% стоимости.
Что привело к распродажам
По мнению аналитиков, главная причина столь мощного негатива — опасения по поводу нового штамма коронавируса COVID-19. 26 ноября Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) созвала чрезвычайную встречу из-за южноафриканского штамма коронавируса, который был обнаружен в Ботсване, ЮАР, Израиле и Гонконге. Предполагается, что он более заразен и отличается большим количеством мутаций. На этом фоне Великобритания, Сингапур, Израиль и ряд других стран прекратили авиасообщение с несколькими африканскими государствами.
До сих пор опасения инвесторов из-за очередного всплеска заболеваемости в Европе и США смягчали позитивные ожидания от прививочной кампании, а также данные исследований уже известных вирусологам штаммов COVID-19, отмечают в инвесткомпании «Фридом Финанс». С появлением новой модификации вируса неопределенность вновь усиливается, поэтому инвесторы предпочитают свести к минимуму покупки рисковых активов, сказано в обзоре компании.
«Очередную коррекционную волну, вызванную во многом сокращением маржинальных позиций по акциям, мы видим сегодня. Поводом для нее действительно послужили страхи распространения африканского штамма коронавируса и опасения, что имеющиеся сейчас в мире вакцины будут малоэффективны против него», — сказал Антонов «РБК Инвестициям».
На рынки также влияют кардинально изменившиеся ожидания инвесторов от действий мировых центральных банков, пишет Bloomberg. В последние месяцы регуляторы готовили рынки к ужесточению денежно-кредитной политики, поскольку пандемия коронавируса отступала, а инфляция на фоне низких ставок разгонялась. Однако теперь, отмечает агентство, перспектива очередного витка борьбы с COVID-19 и возможность введения новых социальных ограничений заставит центробанки дважды подумать, прежде чем сокращать экономическую поддержку.
Как долго продлится текущий обвал на рынках
Портфельный управляющий УК «Альфа-Капитал» Эдуард Харин полагает, что многое зависит от производителей вакцин — как быстро они смогут перенастроиться и сделать бустер для нового штамма. «Если это займет несколько недель, то есть до момента появления новых бустеров в мире пройдет немного времени, то, наверное, это будет короткоживущая история», — сказал эксперт.
К тому же у рынка есть защитные механизмы, которые могут стать «буфером для дальнейшего снижения котировок», добавил он. Харин полагает, что:
По мнению Алексея Антонова, просадка, скорее всего, будет выкуплена уже в первые дни следующей недели. «Мы видим резкое ослабление курса доллара. За первую половину пятницы индекс доллара (DXY) снизился на 0,6% (до 96,23 на 15:47 мск). Это говорит о том, что бегства инвесторов в защитный доллар нет, и дает надежды на скорый выкуп просадки».
На фоне обвала котировок директор по инвестициям управляющей компании «Открытие» Виталий Исаков советует осторожно покупать просевшие акции, однако избегать авиаперевозчиков и круизных компаний, большинство из которых не были хорошими бизнесами и в доковидную эру.
«Мы бы посоветовали неискушенным инвесторам избегать ставок на отдельные компании или сектора, а формировать диверсифицированные портфели широкого рынка. По таким портфелям, мы убеждены, покупки на текущих уровнях дадут хороший результат на разумном горизонте инвестирования — три-пять лет и более», — заключил эксперт.