творчество как смысл жизни
Творчество в нашей жизни
Творчество в нашей жизни.
» В начале сотворил Бог небо и землю.»- С этих слов начинается Библия и история нашего мира, мира в котором мы живем.
В жизни каждого человека творчество занимает особое место, поскольку его проявления многогранны.Оно сыграло немаловажную роль в развитии истории, и продолжает и по сей день вершить ее. Творчество уникально тем, что оно неповторимо, не копируемо, оно индивидуально. Это состояние-высший дар для каждого разумного жителя Земли. Именно с его помощью человек может проявить свои способности, выразить мысли и чувства, рассказать о своей индивидуальности.
Другое дело, что творчество проявляется по разному. Ярче всего мы замечаем его веяние в культуре и искусстве. Для деятелей культуры : писателей, поэтов, скульпторов, артистов, музыкантов творчество играет порой самую значительную роль в жизни, отодвигая все остальное на задний план. Творчество для таких людей становится ключевой целью существования. И они это осознают и говорят об этом. Творчество- это ничто иное, как состояние души, ее раскрытие для окружающих, и в первую очередь для себя. Художник способен выразить свой внутренний мир красками, и чем сильнее в момент творения его эмоциональное состояние, тем больше он расскажет нам о себе, и тем острее его картина привлечет всеобщее внимание.
Таким образом, творчество необходимо настолько, что человечеству не обойтись без него. Оно как воздух помогает нам дышать, существовать, выживать и наслаждаться жизнью. Оно приходит во многом благодаря вдохновению. И чтобы человеку научится им владеть стоит прислушаться к себе и всему окружающему миру.
Как творчество влияет на человека с научной точки зрения
Люди тренируют память, мышцы, учатся мыслить рационально и прагматично.. Часто забывая про эмоциональную сферу.
Дети это знают и поэтому они лепят, рисуют, что-то мастерят из любых подручных средств, придумывают невероятные истории. Нет такого нормального ребенка, который не рисовал бы в детстве. Но со временем обыденность затягивает и человек забывает о том, что помогало ему когда-то, приносило удовлетворение, не находит для этого время.
Одно время я вела занятия по арт-терапии для детей и взрослых. И видела как на занятиях человек сталкивается со своими сложными переживаниями, страхами, обидами.. Все это появляется на рисунках само собой. И со временем уходит, становится легче. Это можно делать самим, просто найти время и начать, не беспокоясь о результате, а погружаясь в процесс.
Результаты экспериментов показали, что нейрогенез (формирование новых нейронов) происходит и у взрослых людей. Система образования, стандартная рабочая обстановка по большей части направлены на развитие левого полушария мозга. Для того, чтобы развивать правое полушарие, отвечающее за эмоциональную сферу стоит заниматься творчеством или созерцать его. Попробуйте и найдите именно то, что подходит и приносит удовольствие именно Вам.
Я отдыхаю, когда пишу акварелью, и мечтаю вернуться к керамике..
А какое искусство помогает, затрагивает Вас?
Смысл жизни — творчество
Творить — наполнять жизнь не только красками, но и смыслом.
Все мое сознательное существование — это и есть периодическое добавление красок в жизнь. И не только красок.
А потом я уже из пластилина пыталась слепить первые пельмени: игрушечной скалкой раскатывала белый кусочек пластилина, заворачивала туда другой кусочек и защипывала. И получалась очень даже хорошая «косичка»! Помню, я даже тогда попробовала свой пельмень; хорошо, что на вкус он мне не понравился, и я его не съела.
А вот я уже с кисточкой в руке рисую в своих первых раскрасках. Да-да, именно рисую! Конечно, раскрашиваю все, что там надо раскрасить, а потом пририсовываю что-нибудь свое.
В альбомах я чаще всего рисовала маму и папу. Откуда я знаю, что это мама и папа? Сначала я просила писать кого-то из взрослых, а потом появились и мои первые каракули.
Много я рисовала в садике, где мы делали еще различные поделки из шишек, пластилина, рябины.
Я училась в гимназическом классе, это не мешало мне рисовать и принимать участие в школьных конкурса стенгазет и рисунков. В 3 классе я начала ходить в кружок ИЗО, а после года обучения там родители привели меня на вступительные экзамены в детскую художественную школу. Экзамен сдала.
Четыре года пролетели незаметно. Расставаться со школой, с учителями было больно, тяжело. Еще год после окончания мы приходили в художественную школу с подругой и рисовали в маленьком кабинете лепки вдвоем.
В общеобразовательной школе началась тогда подготовка к экзаменам и поступлению в ВУЗ, свободного времени стало меньше.
В этот период появилась в местной газете моя заметка и стихотворение о художественной школе, которая уже переехала в другое здание. Один вид творчества рождает другой: я начала писать стихи. О чем я тогда писала? О любви. Любви к футболу, к любимому клубу. Но не буду останавливаться на этом подробно, так как стихи я писала года а потом Муза поэзии сбежала от меня, а может, это я ее оставила, чтобы другая, Муза творчества, не ревновала меня к ней. Ведь у основной моей Музы столько еще было идей.
Еще в школьные годы она подтолкнула на создание пластилиновой головы любимого футболиста в натуральную величину (к сожалению, скульптура через 5 лет была мною же и разобрана, так как дала трещину, остались лишь фотографии). Она же подвигла и на плакат с изображением того же футболиста, тоже в полный рост (плакат еще остался, стоит в углу).
Студенческие годы (училась я на филологическом факультете) прошли под знаком поиска новых способов применения своих способностей. Я начала рисовать акриловыми красками на одежде, писать маслом сначала на картоне, затем на холсте; открыла для себя пастель и сангину; делала поделки из бисера, пластика, глины.
Сейчас времени на творчество становится меньше, но порой очень сложно удержать в себе эту жгучую энергию, которая жаждет выхода во что бы то ни стало. В этом году я добралась до выжигания по дереву и рисования на компьютере при помощи планшета. Пока я делаю лишь первые шаги в этих видах творчества, но те знания и умения, которые у меня уже есть, безусловно, являются хорошим подспорьем в любых начинаниях. И я не собираюсь останавливаться на достигнутом, ведь творческий процесс не только добавляет краски в мою жизнь, но и наполняет ее смыслом.
Смысл жизни — в творчестве
У меня плохие дни, я ничего не делаю. Не хочется ничего делать. Именно вот в такие дни меня спасает творчество.
Когда говорю что ничего не делаю, то это значит – не работаю над целями и над текстами, не уделяю время ребенку, не выхожу из дома.
Самое главное — не пишу.
Для меня это означает творческий застой и депрессию, не делаю ничего важного. Поэтому весь день смотрю сериалы и чтобы это как-то компенсировать, я мою посуду и много готовлю.
Осознала, что такие в такие плохие и бесполезные дни мы начинаем творить. В плохие времена мы спасаемся творчеством.
Творчество спасает нас, творчество спасает нашу жизнь, оно спасает наш день. Даже самые озлобленные и недуховные люди творят. Творчество, как и религия, доступны любому человеку, богатому и бедному, счастливому и несчастному, доброму и злому.
Дело в разном творчестве. Каждый выбирает что-то свое. Мы делаем то, что у нас получается, то что нам интересно.
Вчера я весь день смотрела «Игру престолов» и шила при этом. Это было очень здорово, моя бабушка раньше это делала под ТВ.
Валор дохаэрис — все люди должны служить.
Духовная жизнь, работа, обязанности, творчество, семейные обязательства — это все способы служения.
Все должны служить. Иначе нет смысла в жизни, иначе не зачем жить, иначе все зря, иначе нам не быть счастливыми, иначе мы тратим время зря.
Кто-то служит в семье, кто-то служит большой миссией, кто-то служит на работе, кто-то деньги делает.
Мы творим и это наше служение. Творческое занятие не важно это рукоделие, постройка завода или ремонт дома – все это создает красоту, приносит смысл и пользу.
Мы все хотим быть полезными, хотим потратить жизнь не зря, хотим создавать благо и жить интересно.
И каждый делает это по своему, кто как может. Кто-то для себя, кто-то для близких, кто-то для всех остальных людей. Так или иначе мы творим и творчество спасет нас, иначе мы бы не знали зачем жить.
Творчество не только радует нас, но придает смысл и цель. Я видела как в глухих деревнях, где только водка и ТВ, где нет перспектив и люди живут все равно и они творят. В Африке, на войне, в ужасных местах — они творят, поют песни и делают фигурки, это помогает им отвлекаться и исцеляться.
Все ищут смысла в жизни. Кто-то находит в семье, в религии или деньгах, а многие в творчестве, они не осознают этого. Это самый доступный и красивый смысл в жизни, который прямо под рукой.
Творчество как смысл жизни человека Рогальский, Евгений Иванович
Содержание к диссертации
Глава I. Теоретико-методологические основы анализа творчества как смысла жизни 14
1. Понятия «творчество» и «смысл жизни» проблемы методологии исследования 14
2. Эволюционно-синергетический подход как развитие классических версий смысложизненной проблематики 43
Глава 2.Социально-философский анализ проблемы творчества как смысла жизни человека 91
1. Творчество-сущностная характеристика человеческой деятельности и смысла жизни 91
2.Соотношение понятий «Смысл жизни» и «жизненные смыслы» 127
З. Междисциплинарный статус понятий творчества и смысла жизни 154
Библиографический список использованной литературы 211
1. Актуальность исследования.
Проблема смысла человеческого бытия исторически являлась одной из наиболее значимых и концептуальных проблем при формировании мировоззренческих основ и практических шагов человечества. Целесообразно выделить два аспекта в раскрытии актуальности исследования:
актуальность теоретическую как действенную востребованность со стороны развития самого философского знания (оно актуально всегда). Своего рода парадигма этого аспекта актуальности может быть представлена в виде трех основных составляющих:
1) теоретико-мировоззренческая социально-философская актуальность, связанная с попыткой онтологического снятия самого «вечного вопроса» о смысле жизни человека, с раскрытием действительной содержательности смысло-жизненной проблематики и использованием результатов такого раскрытия для сферы теоретического умозрения (социальной философии, аксиологии, культурологии и т.д.) и для реализации в практике индивида. Такое решение, по мнению диссертанта, возможно при выявлении «стрелы онтологического предпочтения»,
социально-философская эпистемологическая актуальность, обусловленная ростом объема и качества знаний при переходе от индустриально-технократического общества к информационному. Отсюда следует и востребованность такого общественного устройства, в котором наряду с гарантией фундаментальных прав на жизнь и свободу человека должно гарантироваться и право на труд как творческую деятельность;
методологическая актуальность, определяемая необходимостью проработки насущных вопросов смысла человеческого бытия на основе эволюцион-но-синергетического подхода как развития классических методов анализа смыс-ложизненной проблематики.
2. Степень разработанности проблемы.
В историко-философском рассмотрении проблема смысла жизни человека и творчества связывалась, как правило, с необходимостью выяснения подлинного назначения человеческого бытия, способа и характера укорененности его в мире. Понятие «смысла жизни», носившее во многом неотрефлексированный характер и отождествлявшееся часто с понятиями цели, сущности, предназначения, счастья и т.д., появилось в философской литературе лишь в эпоху Просвещения. В то же время осмысление феномена смысла жизни имплицитно присутствует при рассмотрении значительного числа проблем разных областей философского знания: онтологии, гносеологии, социальной философии и т.д.
Анализ работ мыслителей Античности, Средневековья, периодов Возрождения и Нового времени показывает, что отсутствует системная проработка смысложизненной проблематики в аспекте прямого соподчинения смысла жизни и творчества. Шел процесс автономного осмысления творческой интенции человека и вопросов смысла его существования. Уже в античной философии формулируются и определяются основные подходы к рассмотрению сущности и назначения человека в мире, выявляется стремление к целостному и рациональному восприятию мира, человека и Вселенной. В смысложизненных исканиях Антич-
Органически целостным мировоззренческим «пластом» следует назвать традицию иррационального постижения смысла бытия человека, что относится к религиозному (в частности, христианскому) пониманию сущности человека, основанному на откровении: смысл индивидуальной человеческой жизни представлялся как обретение спасения и вечного блаженства, абсолютное бытие и абсолютная истина воплощались здесь в Богочеловеке (Ориген, Тертуллиан, Августин Блаженный, Иоанн Дамаскин, Афанасий Великий, Григорий Богослов и др.).
В философии Нового времени (за исключением Л.Фейербаха) человек перестал рассматриваться как чисто природное существо. Определяющим становится соединение природного и социального начал в человеке. Наконец, напрямую был поставлен вопрос о смысле жизни человека как «ядре» философской рефлексии.
«Антропологический поворот», вызванный радикальными научными открытиями и переменами в научно-технической сфере, определил новое восприятие проблемы смысла жизни в философских течениях экзистенциализма и персонализма: в качестве объекта анализа рассматривается не абстрактный индивид, а становление и бытие личности; в ранг главного объекта философии возводится сам человек, его индивидуальное сознание, смысл его личного присутствия в мире (М.Хайдеггер, КЛсперс, М.Бубер, Ж.-П.Сартр, А.Камю, Э.Мунье, Г.Марсель, С. де Бавуар и др.). Следует особо выделить работу А.Бергсона «Творческая эволюция», которая значительно обострила проблему соединения творчества и «гранатного», по Бергсону, (т.е. бифуркационного, по сути), характера эволюционного развития.
Отечественная философская традиция во многом была ориентирована на прояснение всегда сложной смысложизненной проблематики. Можно сказать, что ни одна национальная философия не уделяла этой теме столько внимания, как русская мысль. Идеи соборности, цельности в представлении роли человеческого начала в мире нашли место в подлинно гуманистических трудах Нила Сорского, Феофана Затворника, Игнатия Бранчянинова, Иоанна Кронштадского (Сергиева) и др. Религиозная философия второй половины XIX и до середины XX веков в России, начиная с В.С.Соловьева, соотносит себя с традицией преимущественно метафизического рассмотрения цели и назначения человеческого бытия в мире. Нельзя не упомянуть здесь имена Е.Н.Трубецкого, В.В.Розанова, Н.А.Бердяева,
7 Л.И.Шестова, С.Н.Булгакова, С.Л.Франка, И.А.Ильина, Н.О.Лосского, Л.П.Карсавина, П.А.Флоренского, В.В.Зеньковского и других исследователей. В то же время А.И.Введенский рассматривает проблему смысла жизни человека как «проблему высокого творческого предназначения человека», а Л.М.Лопатин считает, что «задача жизни в ее всепроникающей творческой организации».
Вместе с этим, тема смысла жизни, творчества и их соподчиненности имеет различные грани истолкования и теоретического рефлексирования. Становится очевидным, что назрела необходимость: во-первых, критического анализа смысложизненной проблематики и концепций творчества, построенных на основе преимущественно «эмпирико-исторического» обобщения фактов персонального и общественного бытия человечества; во-вторых, определить в самом эволюционном процессе развития материальных форм, социума и субъекта наличие такого основания, которое могло бы раскрыть и саму укорененность человека в Универ-
8 суме, и его смысложизненные истоки; в-третьих, дистанцируясь от крайностей «творческой (креативной) онтологии» при анализе феноменов «смысла жизни» и «творчества», выявить соответствие данных эмпирического обобщения результатам эволюционно-синергетического подхода (в трактовке творчества как смысла жизни) для обоснования, в итоге, творчества в качестве категорического императива человеческого существования.
3. Объект исследования.
Человек и мир, человек в мире. Человек как феномен современной ступени эволюционного развития материи, рассматриваемый в контексте био-социо-кулътурной взаимообусловленности человеческого бытия с учетом индивидуальных и общественно-исторических взаимосвязей.
4. Предмет исследования.
Предметом исследования выступает творчество человека в сфере смысло-жизненного постижения бытия. Творчество выявляется как специфическая особенность человеческого существования, необходимо следующая из эволюционного развития природных форм мироздания.
5. Цели и задачи исследования.
Целью исследования является социально-философский анализ творчества как смысла жизни. Феномен творчества рассматривается как реализация единого эволюционного принципа (закона) развития материи применительно к такой иерархической форме бытия, какой является человек, человечество в целом. Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
проанализировать этапы осмысления феноменов творчества, смысла жизни в истории философской мысли;
эксплицировать понятие творчества в его смысложизненном истолковании, выявив существенные признаки и определив его место в структуре философских понятий;
выявить специфику соотношения понятий «смысл жизни» и «жизненные смыслы», обусловливающих социокультурную ориентацию личности;
определить роль творчества в разрешении «вечного вопроса» о смысле жизни человека, а также в исследовании био-социокультурной природы человека;
обосновать понимание творчества в качестве категорического императива человеческого существования.
работы следует считать положения системного подхода и концепции самоорганизации материи (синергетики). Определяющим методологическим направлением, позволяющим продуктивно решать вопросы смысложизненной проблематики и творчества, диссертант считает применение диалектико-материалистического метода и принципа эволюционного развития сложных хаосогенных систем, включая человека. Плодотворным является обращение и к классически ориентированным методам анализа, и к отдельным наработкам неклассического, постмодернистского направления. Следует обратить внимание на важную в методологическом отношении мировоззренческую доминанту: осознание общезначимости смысло-жизненного императива как свободной творческой деятельности и для Запада, и для Востока, и для цивилизации в целом.
7. Научная новизна исследования.
В диссертации осуществлен анализ теоретико-методологических оснований исследования творчества как смысла жизни человека.
Выявлена эвристическая функция эволюционно-синергетического подхода к рассмотрению смысложизненной проблематики как многопланового феномена.
Осуществлено социально-философское исследование творчества как сущностной характеристики человеческой деятельности и смысла жизни.
Раскрыта диалектика социальных феноменов и понятий «смысла жизни» и «жизненных смыслов», выявлен междисциплинарный характер их исследования.
Предложен авторский взгляд на проблему творчества как проявление био-социокультурной природы человека («системы бытия человека»). Творческая
10 деятельность характеризуется как фундаментальное основание завершенности человеческой природы, никогда не-завершаемым является лишь бесконечное многообразие самих творческих актов человечества.
6. Обоснована роль творчества как стержневой основы человеческого бытия и категорического императива человеческого существования.
Теоретическая и практическая значимость исследования связана с постановкой и предложением возможных подходов к пониманию творческой деятельности человека, смысложизненной проблематики с позиции общеэволюционного развития иерархических форм материи и в ситуации социокультурного плюрализма. Данные исследования могут содействовать преодолению трудностей при анализе особенностей бытия человека, его сущности, его природы, процесса его развития, взаимоотношения с миром природы и общества. Полученные результаты могут представлять определенный вклад: а) в формирование и воспитание физически и духовно здорового индивида, социально зрелой личности, целостно развивающейся индивидуальности, б) в разработку различных разделов социальной философии, философской антропологии, философии культуры, социальной антропологии. Положения и выводы диссертации могут быть применены в специальных исследованиях на уровне социально-политических проектов, в проектной диагностике форм социализации общества, правовых дисциплин (в единстве с персонифицированным подходом к человеку, прежде всего, как к творческой личности), а также в качестве материалов к спецкурсам по методологии гуманитарного и социального образования, аксиологии, глобалистике.
Основные положения, выносимые на защиту.
1. Осознание феномена смысла жизни человека происходило на протяжении всей истории человеческой мысли в контексте многих философских проблем. Периоды усиления внимания к данному феномену, а затем и к проблемам творчества были обусловлены как ростом свободы индивида, так и усложнением структуры общества. Однако, осуществлялся лишь автономный анализ проблем смысла и творчества и преимущественно на основе эмпирико-исторического и герменевтического подходов.
В диссертации утверждается, что смыслом жизни человека является творчество, творческая деятельность. Обоснование положения о творчестве как смысле человеческого бытия оказывается возможным при отходе в анализе от жесткой детерминации принципами «центризма» (космо-, тео-, в том числе, и ан-тропо/эколого-центризма) и рассмотрении смысложизненной проблематики с позиции эволюционно-синергетического подхода.
Органически сопричастен проблеме смысла жизни вопрос о природе человека («системе бытия человека»). Даже канонизированная двойственность природы человека (био-социокультурная) все чаще сопровождается методологическим «вмешательством» философии в виде концептуальных уточнений: «не-предзаданность человеческой природы», «не-завершенная завершенность», «не-
12 доопределенность» и т.д. Диссертант считает, что: а) человеческая природа принципиально сформирована, определена в своей способности творческой деятельности, но б) никогда не-завершаемой в действительности является не сама природа человека «как таковая», а лишь бесконечное разнообразие самих творческих актов.
6. Решение вопроса о творчестве как смысле человеческого бытия, понимание творчества как открытия и/или изобретения нового качества позволяет утверждать, что творчество является фундаментальной основой разумного существования материи и выступает в качестве категорического императива человеческого существования.
10. Апробация работы.
Результаты исследования отражены в 10 публикациях, общим объемом в 10,4 п.л., а также в монографии «Смысл жизни как метафора творчества». М., 2004(18п.л.).
13 11. Структура работы.
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения (общим объемом 225с.) и библиографии (224 наименования).
Понятия «творчество» и «смысл жизни» проблемы методологии исследования
Определяющей доминантой классического анализа следует считать классическое же понимание детерминизма как способа реализации причинно-следственных связей между природой, человеком и обществом в их линейном отображении: «эта одна» причина приводит к «этому одному» масштабно-соразмерному следствию. В рамках именно так поставленной начальной процедуры при раскрытии смысла жизни как творчества выводы в классической версии даются как следствие эмпирического обобщения реальных жизненных фактов, чем, в общем-то, является подавляющее большинство не только философских, но и естественнонаучных выводов и следствий из них (в частности, законов, принципов a-posteriori и т.д.). Также применимы здесь традиции герменевтики (о чем подробнее будет сказано далее), проявляющей себя и как способность раскрытия «тайны» собственно текстового содержания, так и, по Дильтею, как метод интерпретации культуры прошлого на основе воспроизведения духовной жизни именно исследуемой эпохи.
Синергетический же анализ строится на существенно более широкой основе естественнонаучного и гуманитарного знания: раскрытия и понимания самоорганизующихся («синергетических») систем, взаимозависимости хаоса-порядка, энтропии-информации, полифуркационных и фрактальных явлений в природе и обществе в их «нелинейно-детерминистской» интерпретации (когда малые причинные изменения могут опосредовать масштабные и неоднозначные следствия). Важно отметить, что в случае обращения при анализе к постнекласси-ческой тенденции (а также в сфере и «синергизма») нами не форсируется процесс отбрасывания, снятия детерминистских оснований, наработанных в классических направлениях анализа. Характерно здесь замечание В.Г.Марахова : «Структурный и функциональный анализ — это и есть сфера интересов социального детерминизма, который по природе своей изначально «синергетичен». В этом смысле синергетика давно проживает в диалектике».
Эволюционно-синергетический подход как развитие классических версий смысложизненной проблематики
— каково основание самих открытий и изобретений, которое должно быть введено в качестве новой меры из более первичного онтологического пространства и которое, являясь изначальным, убеждает в действительной, нормирующей эмпирические наблюдения, укорененности Человека в мироздании?
— изложен ли в каком-либо исследовании предполагаемый системный взгляд на природу как на некое целостное представление о мире, учитывающее и косную и живую (вплоть до человека) материю, с выявлением единосущной основы, причины эволюционного «прорастания» живой материи из косной! Или необходимо все же тщательно состыковывать фрагменты полотен из разных мировоззренческих построений для соотнесения указанной причины с обсуждаемой нами концепцией Смысла жизни как Творчества (С = Т).
Н.Бору принадлежат два широко известных и характерных утверждения, призванных в значительной мере упорядочить разночтение мировоззренческих доктрин: 1. Существующим мы должны считать лишь то, что наблюдаемо или может быть сделано таковым (что следует еще из установки Парменида: «то, о чем нельзя сказать, не существует»).
Творчество-сущностная характеристика человеческой деятельности и смысла жизни
Потому, несколько забегая вперед с нашим представлением о роли творчества в смысложизненной ориентации человека, выскажем коротко нашу, как бы синтезирующую, мысль о соподчиненности внутренних структур единого философского знания и месте творческой интенции человека: только в случае, если «чистый воздух философии», а затем и порождаемый им «свежий ветер онтологии» надувает социально-ориентируемые и культурологически «трепетные» паруса Творческой деятельности человека, он, такой «ветер», придает движению человека (деятельности «вообще») впечатляющую, азимутально ориентирующую силу и мощь, и омывает желанной прохладой напряженное от творческих усилий чело самого индивида; ведь впереди истинного (творческого) человека ждут новые открытия и/или изобретения, в содружестве с биологическими ритмами постоянно становящие, формирующие сущность, «экстерьер» и «интерьер» живого человеческого бытия.