Театральное исполнение речи это акция

Сценическая речь как фактор развития творческого потенциала ребёнка

Театральное исполнение речи это акция Анастасия Лунева
Сценическая речь как фактор развития творческого потенциала ребёнка

«Сценическая речь, как фактор развития творческого потенциала ребёнка»

Сценическая речь, как фактор развития творческого

потенциала ребёнка

И в древности, и в новейшее время ораторство было одним из сильнейших рычагов культуры… В сущности ведь для интеллигентного человека дурно говорить должно бы считаться таким же неприличием, как не уметь читать и писать, и в деле образования и воспитания – обучение красноречию следовало бы считать неизбежным.

Колоссальное значение имеет в театре визуальный образ. Следовательно, важнейшим его элементом является мысль, раскрываемая посредством слова. Занятия в театром не только развивают творческие способности, но и формируют его коммуникативную культуру, значимость и необходимость в общем деле, индивидуальность в исполняемой роли.

Стоит отметить, что сценическая речь, как предмет изучения ребенком, несколько отличается от сценической речи профессионального актера. В методике обучения ребенка правилам сценическойречи существуют свои особенности: преподавание ведется исключительно в игровой форме, присущей природе ребенка, способствующей более органичному раскрытию особенностей речи каждого ребенка и коллектива в целом. Главной задачей является – развитие навыков владения ясной, осмысленной, грамотной речью как во время исполнения роли в спектакле, так и при исполнении произведений в жанре художественного слова. В связи с этим в нашем детском саду театральные постановки включают в себя как групповые занятия, так и индивидуальные, на которых педагог может уделить должное внимание психофизике ребенка.

Работа над сценической речью во время спектакля можно подразделить

Процесс дыхания имеет особое значение в связи с голосовой и речевой деятельностью человека. Это один из самых существенных и важных элементов воспитания речевого голоса и правильного произношения звуков речи. От того, как дышит актёр, т. е. как он умеет пользоваться своим дыханием, зависят красота, сила и лёгкость голоса, музыкальность и мелодичность его речи. На занятиях сценической речью мы делаем различные упражнения, направленные на тренировку диафрагмального дыхания,необходимого актерам: «33 Егорки», «Свеча», «Цветок», «Насос», «Зевота» и т. д.

Чтобы отражать тончайшую и часто подсознательную жизнь сценического образа, актеру необходимо обладать исключительно отзывчивым и превосходно разработанным голосовым, речевым и телесным аппаратом, то есть у актера должны иметься для этого соответствующие средства выражения. За последние годы много сделано в сфере изучения механизмов речи, слуха, в теории голосообразования. Современная педагогика нашла новые источники для совершенствования методики работы над дыханием, слухом. В основу приемов легли работы врачей — ларингологов, физиологов, психологов, специалистов по лечебной физкультуре. Это позволило найти наиболее верный и доступный путь к освоению правильного, полного дыхания, к умению самостоятельно работать над совершенствованием своего речевого аппарата, снимать мышечные зажимы, которые мешают работе над голосом.

Голос и дан человеку для выражения мыслей и чувств. Природа рождения речи — психологическое действие, мотивируемое действиями говорящего. Отсюда вытекает основной принцип речи, который заключается в том, что урок должен строиться не только как увлекательная игра, но и как абсолютно свободный творческий процесс, в котором каждый ученик ощущает свой потенциал и сознательно стремится к самосовершенствованию не только в области сценической речи, но и в развитии личности. Система упражнений в работе по сценическойречи формируется на основе общих с мастерством актера принципов: простота, конкретность, органичность, целенаправленность, результативность.

В работе над литературными произведениями нужно уделять большое внимание выбору материала, т. е. педагог должен пробудить интерес ученика к хорошей литературе, приобщить его к культуре чтения. Важно, чтобы ребенок принимал в этом процессе выбора активное участие. Необходимо подбирать тексты, которые не только обладают высокой художественной ценностью, но и будят фантазию исполнителя, затрагивают его эмоциональную структуру. Проблемы, поднимаемые в тексте, должны быть так же понятны и точно сформулированы,как ответы на вопросы: “Что учащийся хочет сказать слушателю? Ради чего он будет это делать?».

Театр среди других искусств занимает особое место. Оно сосредоточивает в единое целое средства выразительности разных искусств (музыки, танца, живописи, скульптуры). Известно, что формированию целостной творческой личности в наибольшей степени способствует синтез искусств, что позволяет рассматривать театральную деятельность ребенка как наиболее целостную систему социального и эстетического образования и воспитания.

Список используемой литературы:

1. Агапова И. А., Давыдова М. А. Школьный театр. Создание, организация работы, пьесы для постановок. Серия «Мозаика детского отдыха». – М. : ВАКО, 2006. г

3. Кидин С. Ю. Театр-студия в современной школе. Программы, конспекты занятий, сценарии. Серия «Дополнительное образование». –Волгоград: Учитель, 2009г

4. Станиславский К. С. Работа актера над собой. – М., 1980г5. Театр, где играют дети. Учебно-методическое пособие для руководителей детских театральных коллективов. Под ред. Никитиной А. Б. Серия «Театр и дети». – М. : ВЛАДОС, 2001г

6. Теория и практика сценической речи: Коллективная монография. Вып. 2/ Под ред. В. Н. Галендеева. –С-Пб: ГАТИ, 2007г

7. Чурилова Э. Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. Серия «Театр и дети». – М. : ВЛАДОС, 2004г

8. Сценическая речь. Учебник. /Предисловие и научное редактирование И. П. Козляниновой, И. Ю. Промптовой/ М., ГИТИС, 1995г.

Театральное исполнение речи это акцияОпыт работы «Индивидуально-образовательный проект как средство поддержки творческого потенциала дошкольников» Тема: «Индивидуально-образовательный проект, как средство поддержки творческого потенциала дошкольников». Из опыта работы с детьми подготовительной.

Анкета для родителей старшей группы «Речь вашего ребёнка» В своей работе я часто использую анкетирование родителей, так как считаю его одной из удобных, лёгких в применении и эффективных форм связи.

Театральное исполнение речи это акцияИгровые атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Кафе», «Повар» как фактор полноценного развития ребёнка Естественным и закономерным развитием ребёнка является игра. Это способ в короткое дошкольное детство познать окружающий мир, приобрести.

Консультация для родителей детей подготовительной группы «Готовимся к школе. Игры, развивающие речь ребёнка» Очень важно содержание совместной деятельности ребенка и взрослого в ходе их общения. Взрослый выполняет в общении с ребенком чрезвычайно.

Развиваем речь ребёнка. Логопедическая чистоговорка на весеннюю тему Логопедическая чистоговорка на весеннюю тематику. Педагогическая значимость: чистоговорка как ритмически организованная речь, активизирует.

Научно-практическая конференция в ДОУ — способ стимулирования развития интеллектуально-творческого потенциала ребенка Жизнь в современном мире открывает нам разнообразные пути для движения вперед. Все в мире меняется с немыслимой скоростью. Вот и в условиях.

Театральное исполнение речи это акцияОформление группы. Предметно-развивающая среда как фактор эстетического развития дошкольников Предметно-развивающая среда как фактор эстетического развития дошкольниковВ этом году мы набрали новую группу малышей и поведем их до школьного.

Педагогические условия, обеспечивающие раскрытие потенциала одарённого ребёнка в ДОУ «Образование должно помогать людям становиться помощниками самим себе». И. Г. Песталоцци Одарённые дети главное национальное богатство,.

Театральное исполнение речи это акцияПесочная терапия «Живой песок» для развития мелкой моторики рук, творческого потенциала дошкольников Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка! К. Д. Ушинский Все мы, взрослые и дети, брали в руки песок. На вид мелкие крупинки, ничего.

Источник

Тема 7. Акцио в составе риторики. Культура речи оратора. Оратор и аудитория. Техника речи

Говори так, чтобы тебя нельзя было не понять

Последний этап риторики – акцио (гипокризис; греч. hypocrites – актер) – это актерское, театральное исполнение речи, этап, на котором речь не только произносится, но и разыгрывается с соответствующим использованием жеста, мимики, голосовых данных оратора. В некоторых курсах риторики был еще один раздел – меморио (запоминание), в нем содержались рекомендации не только для заучивания подготовленного текста, но и для тренировки памяти; рекомендовались приемы подготовки тезисов, карточек, которые служат оратору опорой для импровизации речи. Для современных условий последнее имеет немаловажное значение, так как слушатели не любят выступлений ораторов по написанному тексту. Все подготовительные этапы должны быть тщательно замаскированы. Вышеизложенные правила и приемы – это лишь подготовка к решающему моменту, к выступлению, от которого зависит результат: возникнет ли контакт между оратором и его слушателями, донесет ли он до аудитории свою идею, поймут ли его, заинтересуются ли, удастся ли ему убедить людей.

Успех зависит от многих факторов :

1)от личности оратора, компетентности, культуры, умения держаться;

2)от качества всех ступеней подготовки – содержательной, композиционной и языковой;

3)от артистизма, от исполнительной готовности.

Внешне контакт проявляется в том, как ведет себя аудитория, а также в поведении самого оратора. Нередко во время выступления оратора в зале царит тишина. Но какой разной бывает эта тишина. Выделяют следующие виды тишины : а) тишина, регулируемая оратором; б) вежливая тишина; в) рабочая тишина. Контакт – величина переменная. Следует учитывать особенности аудитории, в которой предстоит выступать. К таким особенностям относятся:

1) Однородность аудитории (возраст, пол, национальность, уровень образования, профессиональные интересы).

2) Количественный состав слушателей. Чем больше слушателей, тем легче они становятся массой. Существует два принципа, которые определяют поведение людей в массе: а) масса легче реагирует на эмоции; б) у массы ослаблены умственные способности. Чем больше количество слушателей, тем проще должен быть стиль речи (за исключением докладов перед специалистами). Чем больше слушателей, тем нагляднее и образнее следует говорить. И помните, что говорить перед 40 слушателями в заполненной гостиной доставит больше удовольствия, чем выступать перед 400 в зале на 2000 мест. Кроме того, в большой аудитории может возникнуть ораторская лихорадка. Её не следует путать с творческим волнением. Если вы почувствовали его симптомы, то попробуйте усилием воли заставить себя успокоиться. Для этого может подойти аутотренинг.

3) Ещё одна немаловажная особенность – чувство общности.

4) Особенности психологии слушателей. Особенностью психологии аудитории является то, что слушатели – это одновременно и зрители. Оратор только появляется на трибуне, а слушатели уже оценивают его, обмениваются друг с другом критическими замечаниями.

Полезно учитывать и случайные обстоятельства: возможно, люди устали, поэтому надо выступить кратко. Оратор должен быть готов и к некоторым поправкам. Походка оратора не должна выдавать его нерешительность, страх перед аудиторией, и тем более – безразличие к ней. Входя на сцену, расправьте плечи, поднимите голову, слегка откиньте корпус назад. Идите уверенно, не косолапьте, не торопитесь.

Зрительское внимание слушателей в первую очередь привлекает внешний вид оратора. Одежда выступающего должна соответствовать характеру обстановки, в которой произносится речь, быть опрятной и аккуратной. А.Ф. Кони советовал лекторам: «Следует одеться просто и прилично. В костюме не должно быть ничего вычурного и кричащего… Психологическое действие начинается до речи, с момента появления лектора перед публикой». Аудитория внимательно следит также за поведением оратора во время речи. Лишние, механические движения выступающего отвлекают слушателей, становятся предметом обсуждения аудитории. Обращают внимание слушатели и на позу лектора. Некоторые ораторы, добравшись до трибуны, ложатся на неё, раскачиваются то вправо, то влево, переминаются с ноги на ногу, топчутся на месте. Все это отрицательно действует на слушателей.

В обыденной жизни человек редко задумывается, как ему встать. Нужно встать так, как удобно, но обязательно устойчиво. Можно чуть вперед вытянуть ногу, перенести центр тяжести на другую. Изредка менять позу. Руки согнуты в локтях, так, что ладони находятся чуть выше уровня талии, пальцы расположены так, как будто в руках – грейпфрукт.

Слушатели присматриваются к внешнему облику оратора, к его позе, одежде, движениям, чертам лица, манерам. Они проникаются к нему симпатией, доверием, – или, увы, наоборот. Зарождается контакт. Контакт может быть неполным, с частью аудитории. Возможен, например, такой вариант: слушатели ничего не знали об ораторе или слышали недоброе, но вот появляется статный мужчина, лет 45. Он умеет владеть собой. Окинув взором зал и поприветствовав собравшихся легким поклоном, он помедлил секунды 3 и заговорил легко, свободно, постепенно увлекаясь.

Надо учитывать психологию общения. Есть такой афоризм: «Мы слушаем не речь, мы слушаем человека, который говорит с нами. И говорим не ему, не им, но с ними». Это позволяет сделать вывод, что ораторский монолог диалогичен.

Никакой искусственности, манерности, эксцентричности. Надо быть самим собой и не забывать, что многие признанные ораторы и артисты не были красавцами атлетического сложения, но это не мешало им завоевывать, покорять аудиторию: таковы Талейран, Наполеон, Суворов, актеры Мочалов, Р.Быков, Грибов и др.

Перед Вами советы из практики опытных ораторов :

1. Заранее ознакомьтесь с залом, его акустикой, местом, где будете стоять, обеспечьте хорошую слышимость.

2. Не читайте по написанному тексту, не ройтесь в своих бумажках.

3. Не поправляйте галстук, воротничок, не крутите пуговицу, не проверяйте, в порядке ли Ваша прическа. Это манеризмы. Они выдают волнение оратора.

4. Не смотрите в окно, на потолок, себе под ноги, дорожите вниманием своих собеседников.

5. Следите за своими слушателями, замечайте малейшие признаки усталости, невнимания, разочарования, безразличия, скуки. Заметили – улыбнитесь, введите в речь шутку, восстановите контакт.

6. Стойте так, чтобы не было затруднено дыхание. Будьте сдержанны в жестах и мимике.

Невербальные средства общения – жесты и мимика – входят в понятие «артистизм». Кинемика – наука, изучающая роль жестикуляции и мимики, как составных частей этикета и как фактора эффективности речи. Надо хорошо знать язык телодвижений, его основные средства всем известны: кивок, наклон головы в знак согласия; покачивание головой при отрицании; разведение рук в знак удивления; нахмуренные брови в знак неудовольствия. Улыбка обычно выражает добрые чувства, но она может иметь множество оттенков: может выражать доверие и недоверие, радость или смущение, похвалу или иронию. Жесты должны быть оправданными и органичными, соответствуя вашему внутреннему состоянию, темпераменту и теме выступления. Естественности жестов нельзя научить никакими инструкциями. Жестикуляция – обязательная принадлежность любой устной речи, кроме официальных ситуаций, оговоренных протоколом.

Мимика также оказывает значительное влияние на аудиторию. Она передает внутреннее состояние лектора, его эмоциональный настрой. Выражение лица оратора должно соответствовать характеру речи. Плохо, когда лектор говорит с брезгливой гримасой. Не лучше, когда он улыбается, рассказывая о катастрофе или национальной розни. Мимика во многом непроизвольна и очень индивидуальна. Давать советы здесь бессмысленно. Оратор не должен придумывать жесты, но контролировать их обязан.

Воздействуя на аудиторию в процессе выступления, оратор прибегает к целому комплексу лингвистических, паралингвистических и кинетических средств. При этом главным было и остаётся слово. Но риторика – наука о живом, звучащем слове, и как бы ни была важна мысль, заключённая в слове, она может быть воспринята слушателями лишь тогда, когда оратор произнесёт это слово чётко, ясно, членораздельно. Главная цель техники речи – научить оратора владеть своим голосом во всей совокупности его качеств и возможностей.

Звучность (сила, громкость) голоса имеет две цели : донести до всех слушателей речь оратора и обеспечить средства выразительности: словесное и фразовое ударение, возможность выделения некоторых блоков фразы более сильным голосом, отчётливо артикулировать звуки.

Темп речи зависит и от индивидуальности, и от содержания говоримого, и от моды; в последнее время речь дикторов радио и телевидения ускорилась. Темп речи имеет большое значение для успеха выступления. Нормальный темп речи около 120 слов в минуту. Одна страница машинописного текста, напечатанного через 1,5 интервала, должна читаться за 2- 2,5 минуты. Темп речи может изменяться. Это зависит от содержания высказывания, эмоционального настроя говорящего, жизненной ситуации и особенностей самого оратора. (– Скорей бежим к лесу! – Ползёт как черепаха. – Какой долгий и пасмурный день сегодня).

Плохо воспринимается как медленный темп речи, так и слишком быстрый. Важно, чтобы оратор умел управлять темпом и имел резерв скорости, чтобы излишне скорая речь не приводила к ошибкам, неясностям, оговоркам. Слишком быстрая частная речь собеседников – явление нормальное, если они хорошо понимают друг друга. Замедленная речь воспринимается слушателями более негативно, чем быстрая. Теряется внимание слушателей.

Если аудитория возбуждена, хочется повысить голос. Лучше понизить, уменьшить звучание. Это заставит прислушаться. «Чем важнее содержание, тем более сдержанна речь» (П.Сопер).

Источник

Развитие речи и фонетического слуха в театрально- игровой деятельности у дошкольников

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида №6 «Алёнушка» г. Строитель Яковлевского района Белгородской области»

Развитие речи и фонетического слуха в театрально-

игровой деятельности у дошкольников.

Дошкольное детство – уникальный сенситивный период для формирования важнейших процессов развития личности; при этом каждый процесс выстраивается постепенно из множества маленьких и не всегда очевидных элементов. Фонематическое восприятие и фонематический слух являются такими элементами для развития речи овладения основами родного языка.

В современной системе дошкольного образования активно разрабатываются новые методы разностороннего развития детей и более качественной подготовки к школьному обучению. Одним из таких методов можно считать использование театрально-игровых приемов на занятиях по развитию речи. Это позволяет соединить максимально качественный для речевого восприятия материал с активным и эмоционально окрашенным многократным участием детей в решении дидактических задач.

В процессе речевого развития ребенок в первую очередь различает (воспринимает) интонационные оттенки речи – этому он учится с первых недель жизни. Задача педагога – закрепить и разнообразить это умение. Затем ребенок воспринимает слово как целое: в младенчестве – как целое интонационное и фонематическое, в раннем и дошкольном детстве – еще и как целое лексическое. Узкий и скудный речевой опыт, незрелость процессов памяти и восприятия у дошкольников требуют совпадения всех трех компонентов воспринимаемой речи: интонационного, фонематического и лексического.

Система работы с дошкольниками включает следующие направления:

— развитие средств языка;

— развитие языковых способностей;

— развитие коммуникативной функции речи;

Развитие средств языка у детей состоит, прежде всего, в расширении словарного запаса в широком смысле этого слова.

Развитие языковых способностей у детей состоит в том, чтобы научить их умело пользоваться приобретенными средствами языка в реальных условиях речевого общения.

Развитие коммуникативной функции речи состоит в формировании у детей навыков общего и речевого поведения и навыков общения с помощью словесной речи.

Театрально-игровая деятельность в пьесах и этюдах – есть тот самый максимально качественный речевой материал, на основе которого дети могут научиться воспринимать речь и полноценно владеть ею. Поэтому уже при первом знакомстве с пьесой дети должны услышать интонационно-насыщенный, фонематически четкий текст и получить доступные возрасту лексические разъяснения, причем неоднократно. Многие очевидные для взрослых слова долгое время остаются непонятными детям с общим недоразвитием речи, даже если они используют их в своей речи. Это происходит в результате небогатого жизненного опыта и скудного запаса знаний об окружающем мире, с одной стороны, а с другой – в результате чрезвычайно активного развития психических процессов, свойственных дошкольному возрасту. К примеру, большинство детей не удивятся, услышав слово «самовар», но при этом они не понимают, почему его считают большим, тяжелым и дымящимся. И неудивительно, ведь малыши видят самовар в основном на иллюстрациях, но они не дают представления об истинном весе, размере и предназначении самовара. Поэтому детям требуется объяснение и наглядная демонстрация.

Логично предположить, что сценическое творчество в речи (насколько оно вообще возможно у детей такого возраста) развивается в последовательности, аналогичной развитию восприятия языковой среды. Но это не так. Творчество – процесс, противоположный восприятию. Восприятие характеризуется «принятием информации в себя», а творчество – созданием, моделирование информации и отправлением ее вовне. Дети легко воспринимают интонацию речи, но с трудом могут воссоздать ее «на сцене». Лексический же компонент более доступен. Эту сторону речи дети не только довольно быстро усваивают, но и применяют на практике при условии, что соблюдаются возрастные требования к подбору лексики.

Фонематический компонент развития речи дошкольников, таким образом, оказывается промежуточным. Качественное фонематическое восприятие позволяет идентифицировать слово как лексическое целое, а выделение в слове фонематической особенности дает ребенку возможность «прикрепить» к этой особенности интонационный оттенок и добиться его автоматизации. Со стороны педагога было бы весьма полезно найти в тексте и выделить для детей фонематические особенности, подчеркивающие лексическое и интонационное значение происходящего. Во избежание «дрессировочного» эффекта (как детям показали, так они и должны выполнять, вплоть до мельчайших деталей) одну и ту же фонематическую форму следует продемонстрировать в разных интонационных вариантах, варьируя ударение, громкость (сила голоса), длительность пауз или произнесения гласных.

Подобную демонстрацию следует проводить в игровой форме, не спеша, ведь для осмысления воспринимаемого требуется время и положительный эмоциональный настрой. Если у детей возникнет желание повторять за вами или «передразнивать» вас, считайте, что вы достигли цели. В непринужденной обстановке, на волне неожиданно возникшей мотивации можно получить наилучший результат. Кроме того, известно, что высокоэмоциональные моменты жизни запоминаются быстрее и надежнее.

Особенно эффективен прием «неправильной демонстрации». Так, например, при работе над пьесой по сказке «Теремок» сцену появления волка педагог исполняет (читает) намеренно неправильно: робкий и беззащитный персонаж меняется интонацией и, соответственно, характером с сильным и нагловатым волком (мышка перестает пищать, а волк покорно складывает лапки). Прием рассчитан на яркое подчеркивание противоположных интонационных элементов, с тем чтобы ребенку было легче выделить для себя и распознать наиболее выразительные их формы. При правильной подаче этот прием вызовет шквал детского смеха и желание подражать. Такие «несерьезные» занятия помогают ребенку сориентироваться на возможном поле творчества, а достаточные свобода и время позволят потренироваться и попробовать себя в интонационном поиске.

Таким образом, под правильной подачей мы подразумеваем следующую схему:

образец интонационно правильного исполнения материала;

исполнение части пьесы с использованием приема «неправильной демонстрации» и предоставление детям времени и условий для непринужденной тренировки (повторение, подражание, творчество);

повторный образец интонационно правильного исполнения пьесы;

предоставление детям времени и условий для непринужденной тренировки в речевом исполнительстве и творчестве.

Начиная с 3 лет у ребенка не только увеличивается словарный запас, но и формируется умение составлять словосочетания и предложения из слов по законам грамматики. Морфологическая система родного языка, т.е склонения и спряжения, определенным образом влияет на фонематическое звучание слов и, следовательно, требует от данного вида восприятия определенного напряжения. Именно поэтому считается, что в дошкольном возрасте проявляется наибольшая чуткость к языковым явлениям. При благоприятных условиях чуткость способна перерасти в чувство языка. Другими словами, дошкольный возраст – сенситивный период для развития фонематического восприятия.

Ориентировка ребенка на звуковую сторону языка, на фонематический состав слов осуществляется в процессе практической деятельности, т.е. в процессе слушания и творения. Различного рода театрализации и драматические постановки являются, таким образом, прекрасными условиями для практической речевой деятельности.

Речевым сценическим творчеством детей можно считать такое продолжение игры, при котором ребенок создает новые речевые образы, ценные для него самого и нечуждые для окружающих. Эти новые речевые образы могут считаться продуктом творчества, если для самого исполнителя он являются новыми, уникальными, оригинальными и если в их создании взрослый непосредственного участия не принимал.

Ключевыми словами в таком определении будут «игра», «речевые образы», « для самого ребенка». Игра – это обязательный элемент, основной вид деятельности дошкольника. Лишь игра способна поддерживать необходимую мотивацию, эмоциональный и энергетический баланс и двигательную активность малыша на нужном для театрализованной деятельности уровне.

Речевые образы – это тот результат, к которому стремится педагог и которого ребенок может достичь при занятии театрально-игровой деятельностью. Такой результат всегда хранит в себе элемент неожиданности, иначе он перестанет быть новым и интересным. А понятие новизны в продукте творчества ребенка в первую очередь связано с его личным восприятием происходящего.

Таким образом, основная роль фонематического восприятия в сценическом творчестве и речевом развитии дошкольников заключается в порождении способности ориентироваться в вербальных средствах выразительности речи. Тонкое речевое чутье позволяет ребенку воспринимать то, как говорят окружающие, насколько красиво они это делают и как говорит он сам. Это является условием для анализа воспринимаемой чужой и своей речи, условием, которое в совокупности с развитой волей и умением добиваться поставленной цели в более позднем возрасте позволит достигать самых высоких результатов в любой деятельности.

Для развития фонематического восприятия в театрально-игровой деятельности с детьми предлагаем несколько дидактических игр из серии « Во дворце королевы».

Цель. Развивать умение различать на слух с опорой на зрительный элемент восприятия слова, произносимые в различном темпе (быстро, медленно), и с различной силой голоса (громко, тихо).

Материал. Два стула и игрушечный телефон.

Содержание. Выбираю ребенка, который станет сказочным телефоном, ребенка, который будет передавать сообщение, а также королеву. Она располагается на одной стороне помещения, а телефон – на другой. Сообщение для королевы передающий придумывает сам или вместе с детьми. Оно должно содержать сведения о том, кто пришел к королеве и что он принес. Например, пришли рыцари и принесли поросенка или пришли зайчата и принесли ромашки. Обсуждения сообщений королева слышать не должна.

Сегодня день рожденья.

Мы принесли для королевы

Но дворец так велик,

Мы королеву не найдем…

Скажи ей, что мы ждем!

Ребенок-телефон и передающий встают у телефонного аппарата друг напротив друга. Передающий с необычной силой голоса (тихо, шепотом, с чередованием громкости) и скоростью (быстро, медленно, с чередованием темпа речи) передает заготовленное сообщение. Ребенок-телефон расшифровывает его и повторяет так громко и четко, чтобы королева услышала. Королева повторяет сообщение и, если все правильно, возвращается к детям. Вновь распределяются роли.

Цель. Без опоры на зрительный элемент восприятия развивать умение различать на слух слова, произносимые в различном темпе (быстро, медленно) и с различной силой голоса (громко, тихо).

Материал. Ширма, стул, стол, электрическая лампа или светильник (стул стоит за ширмой, стол перед ней, на столе выключенная лампа). Педагог находится рядом с лампой, чтобы иметь возможность вовремя незаметно включить ее и проследить за техникой безопасности.

Содержание. Выбирают ребенка, который станет волшебной лампой, и того, кто будет ее включать сообщением. Ребенок-лампа садится за ширму. Слова для лампы придумывает сам говорящий или вместе с другими детьми. Слова должны содержать сведения о том, кто зашел в комнату и что там уронил. Например, Кот в сапогах уронил ключик, лампы включились!

Во дворце у королевы

После этих слов говорящий подходит к лампе, стоящей у ширмы, и в быстром или медленном темпе, громко или тихо произносит заготовленные слова-объяснения. Ребенок за ширмой старается все понять, затем громко и четко произносит услышанное. Если ошибки нет, педагог незаметно включает лампу. Теперь дети могут меняться ролями.

Цель. Развивать умение на слух различать слова и передавать их с заданной интонацией, мимикой и жестами.

Материал. Рамка напольного или другого зеркала или нечто ее заменяющее.

Содержание. Выбирают ребенка-зеркало и того, кто будет в него смотреться. Говорящий должен придумать, кем он предстанет перед волшебным зеркалом. Сообщение должно отвечать на вопрос «Кто я и откуда?» или «Кто я и что люблю делать?». Выбранные дети становятся по обе стороны рамки.

Есть странные сокровища,

Они то очень добрые,

А то совсем чудовища.

Скажи им два-три слова –

И все услышишь снова.

Говорящий представляется, используя все средства выразительности (вербальные и невербальные), а ребенок-зеркало пытается точно повторить их. Представление говорящего может быть сказочным, нереальным, например: «Я Шрек! Обожаю купаться в грязи и рычать вот так» или «Я Серебристый мотылек из Долины сладких снов». Затем дети все вместе, хором оценивают волшебное зеркало. Игру можно повторить несколько раз.

Театрально-игровые приемы помогут и воспитателям и логопедам в процессе решения коррекционных и коррекционно-воспитательных задач. Использование театрально-игровых приемов на занятиях по развитию речи – это метод разностороннего развития и более качественной подготовки детей с общим недоразвитием речи к школьному обучению.

Выготский Л.С. М., 1996. (Серя «Антология гуманной педагогики».)

Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. М.: Моск.

Психол.-соц. ин-т; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001.

Карпова С.Л., Труве Э.И. Психология речевого развития ребенка.

Ростов-на-Дону, 1987. (Проблемы овладения дошкольниками фонематической стороны речи.)

Кулагина И.Ю., КолюцкийВ.Н. Возрастная психология: полный

жизненный цикл развития человека: Учеб. пособие для студ. вузов. М., 2003.

Леонтьев А.А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогичес-

кой психологии: Избр. психол. труды. М.: Моск. психол.-соц. ин-т; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001.

Сохин Ф.А. Психолого-педагогические проблемы развития речи

дошкольника // Вопросы психологии. 1989. №3.

Столяренко Л.Д. Основы психологии. 5-е изд., перераб. и доп.

Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.

Психология ощущений и восприятия / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер

и др. 2-е изд., испр. и доп. М.: ЧеРо, 2002.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *