театральная жизнь россии в эпоху елизаветы петровны
Театр в эпоху Елизаветы Петровны (1741-1761)
Первый государственный публичный театр. Расцвет придворного театра. Снижение удельного веса итальянских спектаклей. Введение хора придворных певчих в итальянских операх, потом выделение из них отдельных оперных солистов. Строительство Оперного дома.
Французская компания, Ш. Сереньи. Немецкая комедия, Зигмунд и Гильфердинг. Влияние Немецкой комедии на труппы «охотников», сер 1950 – спад популярности Немецкой комедии, интерес к национальному театру («охотникам»).
Труппы «охотников» (первая четверть XVIII в). Стихийная природа. Активизация в елизаветинскую эпоху. Ранний и зрелый периоды деятельности «охотников». Повышение профессионального уровня в зрелый период, но по прежнему полупрофессиональный. Два самых важных любительских движения: труппы «охотников», кадетский театр. Кадетский театр и Сумароков. Рождение русского классицизма.
Классицизм – XVII век во Франции. Образец – искусство античности. От них стремление к гармонии и упование на разум, отсюда рационализм и нормативность. Стремление к гармонии обусловило наличие противодействующих противоположностей, которые уравновешивались разумом. Нормативность: разделение пьес на жанры и соблюдение трех единств. Особенности русского классицизма: просветительский характер, опирался на древнерусскую историю. Первое представление кадетов – 8 февраля 1750 г, «Хорев». Другие пьесы Сумарокова и Ломоносова.
Две линии любительства: придворная и партикулярная. Движение к профессиональному театру.
В эпоху Елизаветы Петровны произошло важнейшее событие: 30 августа 1756 учрежден государственный публичный постоянно действующий «Русский для представления трагедий и комедий театр».
При Елизавете Петровне жизнь придворного театра еще более интенсивна, плодотворна и разнообразна. Театр становится неотъемлемой частью официального придворного церемониала.
Удельный вес итальянских комедийных спектаклей падает, главным для «Итальянской компании» становится подготовка праздничных торжественных представлений великолепных опер с балетами. Оперные спектакли происходят гораздо чаще, чем в 30-е.
Для спектаклей, происходивших во время коронационных торжеств, в Москве возвели новое театральное здание – Оперный дом. Его построили на берегу Яузы по проекту Растрелли, в мае 1742 в нем начались представления оперы, итальянских интермедий, затем французских комедий.
Французская компания. Во второй половине мая 1742, в разгар коронационных торжеств, в Москву прибыли французские артисты. Труппа, которую возглавил актер Ш. Сереньи. Эти спектакли познакомили русскую публику с французским классицистким театром, с пьесами прославленных французских драматургов – Корнеля, Расина, Мольера и др. «Француская компания» в течение почти двух десятилетий занимала прочное место в придворной театральной жизни России.
«Немецкая комедия». Для широкого круга зрителей, начинавших интересоваться театральным искусством, собственно для народа, вход в придворный театральный зал был закрыт. В этой связи в 1740-е очень важным фактором для развития русской театральной жизни стало появление публичного общедоступного постоянно действующего профессионального городского театра. Таковым явилась в эти годы «Немецкая комедия». Организатор – Зигмунд, который приезжал в Россию еще с труппой Манна в 1723). Репертуар состоял из небольших пьес или импровизационных сценок в духе комедии дель арте, понятных самой непритязательной аудитории. Вдобавок представление приправлялось цирковыми акробатическими номерами, фокусами, трюками и т.д. И. – Х. Зигмунд, получив в 1742 привилегию на содержание в России «Немецкой комедии», подытоживает весь опыт «вольных» трупп долитературного театра, объединив множество мелких трупп и актеров в огромную по своим масштабам антрепризу.
После смерти Зигмунда в 1747 Немецкую комедию возглавил Петр Гильфердинг, пытавшийся создать «Правильный немецкий театр», т.е. ориентированный в основном на драматическое искусство и исключающий зрелища других видов.
Немецкая комедия оказала влияние на формирование и активизацию деятельности русских любительских трупп «охотников». Для них немецкий театр служил сначала неким образцом, где можно было увидеть настоящую сцену, ее устройство, декорацию, реквизит, машинерию, наконец, игру актеров. Затем, в кон 1740-нач 50-х охотники вступают с Немецкой комедией в тесный профессиональный контакт. К сер 1750-х годов популярность к Немецкой комедии падает и сменяется интересом к собственному национальному театру в виде полупрофессиональных трупп «охотников».
Труппы «охотников». Появились в первой четверти XVIII века. Сыграли большую роль в формировании национального профессионального театра. Русские городские партикулярные труппы (частные, вольные, самостоятельные, независимые, гражданские). Их называют также «городские демократические», «труппы охочих комедиантов».
Эти труппы создавались стихийно из людей разных профессий, разного возраста, общественного положения. Объединяла их страсть к театральным представлениям. Собирались в свободное от основных занятий время и спектакли ставили «по случаю».
В елизаветинскую эпоху, в 1740-е, «охотники», как и все русское театральное любительство, переживают пору особой активизации.
В деятельности трупп «охотников» можно выделить 2 этапа: «ранний» и «зрелый». Ранний – 1720-40, этап чисто любительский, со всеми присущими признаками: бессистемность, эпизодичность, случайность, спектакли играются в случайном и необорудованном помещении. Зрелый – с 1740 – обратились к властям с просьбой разрешения им играть комедии в нанятых ими помещениях. Эти «челобитья» подчеркивали, что данная трупа претендовала на иное, нежели прежде, отношение к своей деятельности. 1750 был подобен взрыву в истории русского театра: заявили о своем желании играть сразу 7 трупп только в Москве, не считая труппы Ф. Волкова, которая уже функционировала в Ярославле. Происходит переход от эпизодичности к сезонности.
О значительном повышении профессионального уровня спектаклей в зрелый период свидетельствует то, что теперь они арендуют не просто «дома» или «палаты», оказавшиеся в данный момент пустыми, как это было в ранний период, а из года в год арендуют одни и те же помещения, уже приспосабливали их для театральных помещений. Повышение профессионального уровня свидетельствуется и тем, что они начинают арендовать здание «Немецкой комедии», т.е. настоящего профессионального театра. И третье – более тщательная подготовка к спектаклям, заботы о костюмах, реквизите и т.д.
Однако и «зрелый» период определяется как полупрофессиональный, т.к основная профессия участников, включая и их руководителей, еще не театральная. Но именно эти труппы «охотников» подготовили будущих актеров для профессионального русского театра.
Репертуар этих театров состоял из интермедий и драм, представлявших собой инсценировки повестей и «гисторий», широко распространённых в городской разночинской и отчасти крестьянской среде. Авторами били сами охочие комедианты.
Среди любительский театральных движений самые важные два: деятельность «охотников» и театральные опыты кадетов Шляхетного корпуса.
Кадетский театр. Еще в эпоху Анны Иоанновны кадеты участвовали в придворных любительских комедиях.
Первое представление кадетов состоялось 8 февраля 1750 г, в новых парадных покоях дворца в присутствии императрицы сыграли трагедию «Хорев». Помимо этого играли Сумарокова комедию «Тресотиниус», трагедию «Синав и Трувор», комедию «Чудовищи», трагедия «Семира», трагедии Ломоносова «о Мамае», «Тамира и Селим».
Кадетский театр можно считать связующим звеном между театром придворным и демократическим, долитературным и литературным, любительским и профессиональным он окончательно упрочил мысль о необходимости организации русского профессионального театра.
5. РУССКИЙ КЛАССИЦИЗМ: ТЕОРИЯ, ЭСТЕТИКА, ПОЭТИКА.
Среди первого набора кадетов 1732 года был А.П. Сумароков. Хотя он не являлся исполнителем в любительских комедиях 1730-х, но, несомненно, присутствовал в числе зрителей, заразившись страстью к театру. В 1747 Сумароков написал первую свою и первую русскую трагедию «Хорев».В следующем 1748 написал трагедию «Гамлет» и две эпистолы. Одна из них, «О стихотворстве», содержала теоретические основы русского классицизма – литературного и художественного стиля. Назначение театра Сумароков видел в обличении пороков и в прославлении добродетели.
Русский классицизм формировался под влиянием европейского, но имел свои особенности: возник в 1740-е, носил ярко выраженный просветительский характер, темы сюжеты и героев для произведений черпал из древнерусской истории, а не из античности, сообщая пьесам патриотизм.
По мысли Сумарокова, «трагедия – есть школа добродетели», и он пытался девятью своими трагедиями преподать урок самим монархам. Двенадцать комедий были призваны «с издевкой править нрав», не столько смешили, сколько едко осмеивали,обличали человеческие недостатки и пороки.
Классицизм ставил своей задачей воспитание идеального человека – героя, могущего подчинить свои страсти и личные интересы законам рассудка и велениям долга.
Идейно-эстетическими основами этого направления был культ разума и античности, давшей незыблемые законы прекрасного и вечные образцы искусства. Эстетика классицизма была нормативной. Она не только стремилась определить законы искусства, но и формулировала целый свод эстетических правил, норм, или канонов, следование которым объявлялось обязательным для художника.
Возник на Западе в послеренессансный ериод, наиболее полное воплощение получил в искусстве и лит-ре Франции. Мировоззрение классицизма и его эстетика неотделимы от мировоззрения ренессанса. От культуры возрождения классицизм унаследовал гуманистические идеалы, веру в человека, глубокий интерес к его духовному миру, освобожденному от гнета церковно-аскетической морали средневековья.
Ренессансное стремление к раскрепощению всех сил индивида и неограниченности их развития сменяется преобладанием пафоса разума, рассудка, противопоставлением разума и чувств, долга и влечения, общественного и личного. Это расщепление, свойственное классицистким характерам.
Главный пафос русского классицизма был заключен в утверждении идеи гражданского долга, которому надлежит служить не в силу принуждения, но принимая и исповедуя эту идею как непременный нравственный закон.
Главной исторической заслугой классицизма было сближение русского театра с передовой мыслью, с литературой, которая несла просветительские идеи.
Не меньшее значение имело и то, что классицизм давал русскому театру возможность сразу стать на уровень мировой театральной культуры.
Поэтика. Русский классицизм 18 в. С его тираноборческим и гражданственным пафосом, темой героического подвига во имя служения обществу и отечеству подготовил революционный классицизм эпохи декабристов.
Эстетика классицизма сыграла большую роль в формировании и развитии русского театра втор пол 18 в. В основе эстетики лежало понимание театра как школы разума. Для демонстрации его законов в конкретной действительности искусство должно давать верное изображение жизни, должно подражать природе. Но подражание это имело особый характер. Жизнь должна быть показана в очищенном виде, как «прекрасная природа».
Театральная теория классицизма.
Человеческая природа воспринималась классицизмом как нечто неизменное и постоянное, независимое от исторических, национальных и бытовых условий.
Герой классической трагедии- человек «вообще». Исследовательский характер: автор ставил героя в определенное драматическое положение и, подвергая анализу его чувства и мысли, выяснял логику его поведения в данной драматической ситуации, ставя проблему воли человека при выборе того или иного жизненного пути.
Классики давали образы-схемы, образы понятия, составленные из одной искусственно выделенной психологической или социально-бытовой черты, представлявших собой как бы персонифицированную идею скупости, ханжества, неправосудия. Однолинейность характеров в классической драме, односторонность.
Ослабленность внешней, событийной стороны действия. Слово как форма непосредственного выражения мысли или чувства было основным выразительным средством классической трагедии.
Разделение жанров на высокие и низкие. Классическая трагедия не опускалась до изображения современности или событий недавнего исторического прошлого. Демонстрация вечных законов жизни требовала известной отдаленности от «злобы дня».
Каждому жанру соответствовал определённый круг персонажей. Героями трагедии могли быть исключительно монархи, полководцы, вельможи и др высокопоставленные люди. Стоят выше обыденной жизни, повседневности, от них зависят судьбы народов. Языком трагедии был язык высокой поэзии, исключающий всякий бытовой колорит.
Главным компонентом трагедийного спектакля являлась актерская декламация. Внешне спектакль был мало действенным. В позах и жестах актерам рекомендовалось подражать образцам античной скульптуры. Манера игры актера в трагедии была условной. Для выражения страстей и переживаний актер должен был пользоваться детально разработанной системой условных жестов. Не мог пользоваться бытовыми интонациями и жестами. Движения подчинялись законам ритма и пластики.
Оформление классицисткого спектакля:все пять актов трагедии шли в одной декорации, обычно изображавшей «дворец вообще», монументальная и четкая архитектурная композиция – ощущение мощи, сцена лишена всего, чт несло печать быта (мебель, утварь). Единство места – не надо было менять декорации и делать перестановки между актами, отпала необходимость в занавесе.
Более широкий и более демократический круг персонажей, в основном принадлежавших к так называемому третьему сословию. Постоянные действующие лица – буржуа, чиновники, слуги.
Главной заслугой классицизма явилось создание национальной драматургии, без которой невозможно существование национального театра.
С практикой классического театра русская публика познакомилась на представлениях немецкой труппы Каролины Нейбер (1740), пропагандировавшей принципы классицизма в актерском искусстве и классические трагедии Готшеда. Неск позднее, в 1742 в Спб давала представления французская драматическая труппа Сериньи. Подлинное утверждение классицизма в русском театре связано с именем Сумарокова.
6. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ТЕАТРА: ТЕАТРАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУМАРОКОВА И ВОЛКОВА
Ботанидзе
Загрызая гранит науки…
Русский театр в эпоху Елизаветы Петровны
30 августа 1756 года был утвержден государственный публичный постоянно действующий театр – “Русский для представления комедий и трагедий театр”. При Елизавете Петровне наконец театральная жизнь стала насыщенной и превратилась в часть придворного церемониала. Постепенно вырабатывается свод правил и распорядок, в котором учитывались придворный этикет и политические приоритеты. Если при Анне Иоанновне показывали комедии Дель Арте, то период Елизаветы Петровны изменил акценты и вкусы в театре. Из итальянских квартетов остались дуеты буфов, в основном это были дуеты дзанни – слуг. Иногда приезжали исполнители интермедий.
Самая характерная черта этого периода – появление оперы и балета. Оперы приурочивали к важным датам, и после пышной премьеры повторяли на день рождения императрицы а затем показывали только через несколько лет. Сама императрица была героиней опер и балетов, кроме того она участвовала в репетииях.
Новшеством стало участие хора, который составили церковные певчие, которые стали участвовать в операх. Постепенно из хора стали выдвигаться и солисты. В опере “Милосердие Титово” появились балетные сцены. Соответственно стали выделяться первые профессиональные “танцевальщики и танцевальщицы”. Для спектаклей, которые проходили во время коронаций, в Москве был построен “Оперный дом” (проект архитектора Растрелли). С мая 1742 года здесь показывали еше и итальянские интермедии и французские комедии.
Во второй половине мая 1742 года в Москву прибыли французские артисты. В начале января того же года был подписан контракт с руковоителем труппы Дюпло, но в России труппу возглавил актер Сереньи. По контракту они должны были показывать 2 спектакля в неделю. В репертуаре были сливки французской драматургии – Корнель, Мольер, Расин. Актеры играли на французском, а у зрителей были програмки-переводы.
17 сентября 1742 года императрица разрешила немецкому комедианту Зигмунду “содержать комедии не только в Москве, но и в Петербурге и других городах”. Первое здание театральной комедии Зигмунд построил в Риге. В 1774 году “Немецкая комедия” появилась в Москве, в 1775-ом – в Петербурге. Репертуар “Немецкой комедии” составляли небольшие пьесы и импровизационные сценки. Там были дрессированные животные, куклы-марионетки, механические фокусы и т.д. Некоторые постановки Зигмунда были выполнены в традициях немецких представлений – “главных государственных действий” – которые являлись отражением важных событий из жизни коронованных особ. После смерти Зигмунда в 1747 году “Немецкую комедию” возглавил Петр Гилфердинг, который пытался создать “правильный” немецкий театр, то есть чисто драматический театр. Таким образом в России появился постоянно действующий немецкий театр. Его двери были открыты даже для крепостных. Постепенно актеры-любители стали объединяться в полупрофессиональные труппы, а немецкий театр был для них примером для подражания. Однако в середине 50-ых годов интерес к немецкой комедии падает, потому что русский зритель переключается на “отечественную продукцию”. Немецкий театр, однако, просуществовал до 70-ых годов, но к концу своей деятельности работал только для германоязычной диаспоры.
Охотники
Национальный профессиональный театр начал формироваться благодаря партиклярным группам – частным независимым труппам. Их называли “труппы охочих комедиантов”, “городские демократические труппы”, или попросто “охотники”. Эти труппы составлялись из людей разных профессий, разного возраста и общественного положения. Это были студенты духовных семинарий и ученики светских заведений, служащие контор, канцелярий, купцы, крепостные разных дворян.
Труппы охотников появились в первой четверти 18-го века. В 1740-ые годы “охотники” максимально активизировались. Сейчас выделяют два этапа их деятельности:
В 1749 году самые смелые “охотники” обратились в Московскую палицмейстерскую канцелярию с просьбой дать им разрешение “играть российскую комедию”. К просьбе прилагался реестр пьес. Разрешение они получили, а потом постепенно такое разрешение стали давать всем “охотникам”.
Важной была деятельность кадетов Шляхетского корпуса. Кадетские театры еще при Анне Иоанновне участвовали в массовых сценах представлений.
В 1730 году труппу кадетов начал набирать Сумароков. Для них он написал свою первую трагедию – “Хореф”.
Русский классицизм формировался под воздействием французского, и его основоположником считается именно Сумароков. Первое представление кадетов состоялось 8 февраля 1750 года в присутствии императрицы. Уже 30 мая они сыграли “Хорефа” на сцене “Оперного дома”. За этот спектакль Сумароков получил 2.000 рублей, а кадетам выплатили 4.000. В этом же году императрица приказала Тредиаковскому и Ломоносову сочинить трагедию, что они и сделали – “Тамира и Селим”.
Таким образом в этот период в русском театре было три течения – придворный, “охотники” и конечно же народный театр.
Русский театр при Елизавете Петровне
Елизавета, взошедшая на трон в результате дворцового переворота, продолжила прогрессивные реформы своего отца Петра I. Большое внимание русская императрица уделяла армии и культуре, поскольку именно они могли укрепить государство и помочь ей удержать власть.
Классицизм, главенствующий в искусстве, предписывал дворянам (благодаря которым дочь Петрова и взошла на трон) следовать высоким моральным принципам, всецело подчиняться нуждам государства и его правителя. Поэтому в интересах императрицы было развивать классицизм и прививать его нормы дворянскому классу. Правление Елизаветы многие историки считают предтечей эпохи просвещенного абсолютизма.
История театра при Елизавете
Ею было многое сделано для развития искусства и образования:
Наконец, в 1756 году указом “О театральном стате” положено начало создания организации Императорских театров России, включавших в себя несколько трупп.
Шляхетский корпус
Шляхетский корпус был элитным училищем для дворян. Русский театр, созданный в нем инициативными молодыми дворянами, стал основополагающим для становления и истории театрального дела в стране. Он занимает там особую нишу.
Первоначально спектакли, которые ставились в театре Шляхетского корпуса, исполнялись на французском языке и были своеобразными упражнениями на овладение премудростями языка. Ставили кадеты корпуса в основном трагедии виднейших европейских драматургов.
В 1747 году преподавателем этого корпуса стал его выпускник А.П. Сумароков. Именно ему выпало стать первым профессиональным русским драматургом.
В 1749 году Сумароков поставил с учениками свою первую трагедию под названием “Хорев”. Это была первая оригинальная постановка на русском языке. После этого русскоязычные спектакли давали довольно часто. Вскоре кадетский театр приобрел значительную известность, и его труппа вышла за пределы корпуса. С 1750 года кадеты Шляхетского корпуса начали исполнять пьесы своего учителя Сумарокова в Оперном доме для императорского двора. Саму Елизавету приводили в восторг эти постановки.
Постепенно репертуар театра расширился. Например, в 1750-1751 году кадеты показали императорскому двору ряд представлений трагедии М.В. Ломоносова “Тамира и Селим”, затем включили в свой репертуар комедии Языкова, Фонвизина, трагедии Хераскова и других драматургов 18 века.
В 1752 году имератрица передала в корпус для профессиональной подготовки актеров-любителей театра Волкова, приехавших из Ярославля: И.А. Дмитриевского, А.Ф. Попова, Ф.Г. и Г.Г. Волкова.
Таким образом, кадетский театр Шляхетского корпуса стал предтечей профессионального русского театра 18 века.
Создание национального публичного театра
В послепетровскую эпоху возникла необходимость создания русского публичного театра для формирования национального самосознания. Первая подобная попытка при Петре I оказалась малоудачной. На многие десятилетия после смерти первого русского императора руководство придворным театром оказалось в руках иностранцев. Состоялось знакомство придворных зрителей с лучшими классицистическими трагедиями Вольтера и комедиями Корнеля, Расина, Мольера. Этому способствовали немецкая труппа Нейберг и французская труппа Сериньи. Но поскольку нужен был русскоязычный театр, Елизавета подыскивала подходящую кандидатуру на пост будущего руководителя русского публичного театра.
Успех трагедий Сумарокова, поставленных в этом театре, и слияние его профессиональной труппы с частью труппы театра Волкова во многом способствовали тому, чтобы первым администратором и директором Русского публичного театра стал Сумароков.
30 августа 1756 года открывает новую страницу истории театра России. Воистину исторический указ Елизаветы способствовал активизации театральной жизни. Открылся Русский публичный театр под руководством Сумарокова, в Московском университете была организована студенческая труппа во главе с М.М. Херасковым. В 1757 году антрепренер Локателли открыл в Петербурге итальянскую оперу, через два года попробовал открыть театр в Москве, но в 1762 году его театр прекратил свое существование.
Первый публичный театр в России
Надо отметить, что «Русский, для представлений трагедий и комедий, театр» своему существованию во многом обязан активной деятельности Сумарокова. Его драматургия (на тот момент им было написано уже пять трагедий и три комедии) и составила основной репертуар театра.
Положение театра было довольно сложным. Если итальянская опера Фрайя получала ассигнование в размере 25-30 тысяч в год, то русскому театру полагалось всего 5 тысяч. Пошив костюмов, оформление декораций, жалование актерам – на все это требовались деньги, и выделенной суммы, конечно, не хватало. Сумарокову часто приходилось обращаться к помощи фаворитов Елизаветы Петровны: Шувалову, Воронцову и другим. Сумароков не только режиссировал спектакли, но и не чуждался и ручного труда: при необходимости сам расписывал декорации, рисовал и расклеивал афиши, делал мелкий ремонт в здании.
Трудности были связаны и с неудобным месторасположением театра: фактически, он был на окраине Петербурга. Хотя цены на представления были более чем демократичными (ведь театр при Елизавете позиционировался как “публичный”, т.е. зрелище для всех), люди с низким достатком редко посещали его, им требовалось много денег, чтобы туда добраться. Люди же обеспеченного сословия предпочитали более “светские” виды развлечений (например, уже упомянутую оперу).
Сумароков был достаточно неуживчивым человеком, всецело следовавшим высокоморальным принципам. В театре он видел способ воспитания общества. Но дворяне были далеки от придуманного им идеала, поэтому он часто вступал с ними в конфликты, не умел находить компромисса. Из-за своей вспыльчивости и горячности он не раз добивался прямо противоположного результата. Через пять лет после начала руководства (в 1761 году) Сумарокову пришлось покинуть пост директора.
Актрисы первого русского театра
Первоначально и мужские, и женские роли исполняли только мужчины. Но после 1757 года на сцене появились и профессиональные исполнительницы.
Первыми русскими актрисами принято считать:
Знаменитыми актрисами театра 18 века были Троепольская и Михайлова.
Актеру классицистического театра предписывалось играть не совсем привычным для современного зрителя образом. Перед тем, как произнести фразу, ему предписывалось сначала изобразить ее на лице и только потом проговаривать. Говорить следовало торжественным тоном, достаточно громко и напевно. Актер трагедии обязан был принимать величественные позы, экспрессивно жестикулировать и подчеркнуто изображать обуреваемые им страсти – к этому обязывала патетика жанра.
Театральные формы елизаветинского периода
Главенствующей театральной формой театра 18 века была, несомненно, трагедия. Часто трагедия наполнялась историческим содержанием, реже – религиозным. Особенностью трагедийных постановок было почти полное отсутствие реквизита. Например, в 12 трагедиях Сумарокова используется только 7 предметов, несущих в себе символическое значение: кинжал, перчатка, маска и т.д.
Другой популярной формой была комедия. Классицистическая комедия была нравоучительной, носила назидательный характер.
Особой формой были постановки любовно-авантюрных повестей и романов. Впоследствии они превратились в водевили и бурлески.
Значение русского театра 18 века времен Елизаветы Петровны
Становление русского национального театра – важный этап в истории русского театра. Закрепление классицистических приемов на национальной почве помогло русским драматургам Сумарокову, Фонвизину, Языкову, Ломоносову, Хераскову создать подлинные шедевры, имеющие непреходящее значение и ныне. Впоследствии преодоление ограниченных приемов классицизма
(соблюдения трех единств – времени, места и действия; четкое разделение героев на положительных и отрицательных; патетика)
послужило катализатором для развития дальнейших театральных форм.
Благодаря усилиям Сумарокова и Хераскова, театральные спектакли смогло увидеть большое количество людей, причем не только дворянского происхождения. Однако во многом половинчатые меры, предпринятые Елизаветой (в первую очередь, недостаточное финансирование), не смогли дать подлинного расцвета театральным подмосткам 18 века.
Но русский театр 18 века расцвел в полную силу только при Екатерине Великой.