театр на таганке актеры сегодня
Актеры Московского театра на Таганке. ФОТО
Московский театр на Таганке. Какие актеры играют в Московском театре на Таганке.
Здание, где расположен театр, появилось, когда в 1870-х годах на Земляном Валу объединили несколько построек XVIII века. В 1911-м к нему достроили кинотеатр немого кино «Вулкан» по проекту архитектора Густава Гельриха. До 1946 года помещения занимали филиал Малого театра и Театр Сафонова.
В 1946 году был образован Московский театр драмы и комедии, который разместился в здании бывшего кинотеатра «Вулкан». Первоначально в труппе состояли воспитанники московских театральных студий, в том числе Готлиб Ронинсон, и актеры периферийных театров. Первым спектаклем стал «Народ бессмертен» по роману Василия Гроссмана, поставленный под руководством режиссера Александра Плотникова. Театр не пользовался популярностью у зрителей и имел низкие рейтинги. В октябре 1963 года новым директором стал ведущий актер Театра имени Станиславского и секретарь парткома Николай Дупак.
В 1963 году студенты третьего курса Щукинского училища под руководством актера и педагога Театра имени Вахтангова Юрия Любимова в качестве дипломной работы представили спектакль «Добрый человек из Сезуана» по мотивам пьесы Бертольта Брехта. Постановка отличалась от направлений тех лет: критики отмечали в ней яркую театральность, принципиальное отсутствие «четвертой стены», множественность сценических приемов. Спектакль стал дебютом на профессиональной сцене для Зинаиды Славиной, Аллы Демидовой, Бориса Хмельницкого, Анатолия Васильева.
В январе 1964 года Александр Плотников перешел на должность главного режиссера Всесоюзного радио Гостелерадио СССР, Николай Дупак пригласил Юрия Любимова в театр и назначил его главным режиссером. Вместе с ним пришли и его ученики. Был проведен дополнительный набор в труппу, к ней присоединились Валерий Золотухин, Инна Ульянова, Николай Губенко, Владимир Высоцкий. Из прежней труппы Театра драмы и комедии ко двору пришлись Вениамин Смехов, Татьяна Махова, Готлиб Ронинсон, Юрий Смирнов, Всеволод Соболев.
Состав постоянно пополнялся выпускниками театральных училищ, в основном Щукинского. Из вахтанговской школы в конце 1960-х годов в театр пришли Леонид Филатов, Феликс Антипов, Иван Бортник, Виталий Шаповалов и другие.
Открытие Московского театра драмы и комедии на Таганке состоялось 23 апреля 1964 года, был показан спектакль «Добрый человек из Сезуана», для постановки которого Юрий Любимов сформировал труппу из актеров, близких ему по эстетическим принципам. Вскоре за театром закрепилось народное название «Таганка» из-за его местоположения.
Под руководством Николая Дупака и Юрия Любимова театр приобрел репутацию самого авангардного театра страны. В 1970-х годах билет в Театр на Таганке стал знаком престижа для определенной публики, наравне с фирменной одеждой, автомобилями и кооперативной квартирой.
В 1976-м на Международном театральном фестивале «БИТЕФ» в Югославии спектакль «Гамлет» был удостоен гран-при, а в 1980-м Юрий Любимов получил первую премию на II Международном театральном фестивале «Варшавские театральные встречи». В этом же году для театра было построено новое здание с современным техническим оснащением и проведены реставрационные работы в старом помещении.
Спектакли Юрия Любимова постоянно находились под угрозой запрета, по этой причине режиссер стал «официальным диссидентом». Однако его разногласия с министерством культуры не отражались на отношении к театру. Ситуация ухудшилась, когда были запрещены спектакли «Владимир Высоцкий», «Борис Годунов» и репетиции «Театрального романа».
В 1983 году Юрий Любимов во время заграничных гастролей дал критическое интервью о жизни в СССР и решил остаться за границей. Через год после этого он был уволен и лишен советского гражданства.
Юрий Любимов приход нового режиссера расценил как штрейкбрехерство и нарушение корпоративной солидарности. Несколько артистов демонстративно покинули труппу, а оставшиеся объявили новому режиссеру бойкот.
После смерти Анатолия Эфроса в начале 1987 года его место по просьбе коллектива занял Николай Губенко. Два года он потратил на восстановление Юрию Любимову советского гражданства, после чего вернул ему должность режиссера, а сам остался актером. В театре возобновили ранее запрещенные спектакли, а также поставили новые. Юрий Любимов был вынужден совмещать работу в театре с постановками по ранее заключенным зарубежным контрактам. В работу театра также вмешались экономические и политические изменения в СССР.
В 1992 году Юрий Любимов решил подписать с мэром Москвы Гавриилом Поповым контракт, согласно которому становился директором Театра на Таганке с неограниченными полномочиями, а также получал здание театра в собственность. У Губенко с Любимовым возникли разногласия о будущем театра, в результате чего труппа разделилась.
В 1993 году большая часть артистов под руководством Губенко образовала «Содружество актеров Таганки» и заняла новое здание театра, которое достроили в 1980-х годах. Артисты Любимова, среди которых Валерий Золотухин, Виталий Шаповалов, Борис Хмельницкий, Александр Трофимов, Алексей Граббе, Иван Бортник и другие, остались в старом здании.
В 1994 году Юрий Любимов принял в театр выпускников своего Щукинского курса, чем значительно омолодил труппу. В 1997-м он полностью отказался от зарубежных контрактов и поставил ряд спектаклей по классическим и современным произведениям. С этого же года, начиная с постановки «Братьев Карамазовых», режиссер постоянно работал с композитором Владимиром Мартыновым.
В 1999 году к 35-летию театра была представлена новая редакция спектакля «Добрый человек из Сезуана».
В 2001 году Юрий Любимов набрал курс актеров музыкального театра в РАТИ и уже в 2002 году первокурсники в полном составе участвовали в новой постановке «Фауст».
Новым директором назначили Владимира Флейшера, который ранее возглавлял Центр имени Мейерхольда. Одновременно с этим Юрий Любимов объявил о намерении снять постановки, так как беспокоился, что его авторские спектакли ставятся без его участия. Руководство театра и Департамент культуры Москвы попросили о поиске компромисса. Несмотря на то, что Любимов запретил играть поставленные им спектакли, они все равно остались в репертуаре театра.
В 2015 году директором театра стала Ирина Апексимова. Она создала лабораторию «Открытая репетиция», в рамках проекта приглашенные режиссеры могут приходить с собственными пьесами, артисты распределяют роли и проводят несколько репетиций, после чего спектакль показывают зрителям. Благодаря лаборатории в репертуаре театра появились спектакли: «Золотой дракон» Леры Сурковой, «8 (Восемь)» Сергея Чехова, «Старший сын» Дениса Бокурадзе.
В 2018 году Максим Диденко представил постановку «Беги, Алиса, беги» на стихи Владимира Высоцкого. Спектакль получил «Золотую Маску» в номинации «Лучшая работа художника по костюмам в музыкальном театре».
Репертуар Московского театра на Таганке:
Труппа Московского театра на Таганке
Приглашенные актеры Московского театра на Таганке
Архивные спектакли Московского театра на Таганке:
Театр на Таганке и «Содружество актеров Таганки» вновь стали единым театром
Фото: портал мэра и правительства Москвы
Театр «Содружество актеров Таганки» и Московский театр на Таганке воссоединились после более чем 30 лет раскола. Премьера спектакля с участием актеров из обоих трупп состоялась 30 сентября, в день рождения основателя театра Юрия Любимова. Об этом сообщается на портале мэра и правительства Москвы.
Директор Театра на Таганке Ирина Апексимова прокомментировала данное событие, отметив, что артисты сделали выбор в пользу общего пути и взаимной поддержки.
«За год моего руководства двумя театрами стало совершенно понятно, что наступило время собирать камни. Это очевидно показал успех премьеры спектакля «Земляничная поляна», когда актеры некогда единой труппы вновь выходят на сцену вместе. Мы не должны больше оставаться заложниками прошлых конфликтов и ошибок, попыток обособиться, отгородиться железным занавесом», – заявила она.
Апексимова напомнила, что раскол, произошедший в Театре на Таганке в 1989 году, сопровождался скандалами из-за всплеска разногласий и пересечения амбиций разных деятелей искусства. Сегодня главных участников тех событий нет, обиды исчезли, но оставался раскол, который продолжал влиять на судьбы современных режиссеров и актеров, заметила Апексимова.
«За шесть лет моего руководства Таганкой я никогда не сомневалась, что оба театра – это две части единого целого и рано или поздно воссоединение состоится. Об этом мы не раз говорили с (художественным руководителем «Содружества актеров Таганки». – Прим. ред.) Николаем Николаевичем Губенко, делали шаги навстречу», – подчеркнула Апексимова.
Ранее сообщалось, что в Москве с 25 по 31 октября пройдет Всероссийский фестиваль молодой режиссуры «Артмиграция – детям», в рамках которого покажут лучшие спектакли, поставленные для детей и подростков режиссерами в регионах России. В текущем году на конкурс прислали 83 заявки от региональных театров.
История
История театра началась в 1911 году, когда на Таганке открылся электротеатр немого кино «Вулкан». До 1964 года в разное время здесь находились филиал Малого театра, Театр Сафонова, Московский театр комедии и драмы.
В 1964 году главным режиссёром был назначен Юрий Любимов – реформатор русского театра.
Юрий Петрович обновил труппу и привел молодых актеров: Владимира Высоцкого, Валерия Золотухина, Аллу Демидову, Леонида Филатова, Ивана Бортника и других будущих знамениты х артистов. Спектакли Любимова сделали Таганку одним из главных театров страны, «глотком свободы» для советских граждан. Некоторые из них, в том числе «Добрый человек из Сезуана», « Мастер и Маргарита» и «Тартюф» – есть в репертуаре по сей день.
В 1984 году Юрию Любимову пришлось уехать за границу. Главным режиссёром стал Анатолий Эфрос. Он поставил несколько спектаклей, среди которых – «У войны не женское лицо», «На дне» и «Мизантроп». Спустя 5 лет Любимов вернулся к руководству, но вскоре произошел раскол, и часть труппы организовала новый театр – «Содружество актеров Таганки».
В 2011 году Юрий Петрович покинул театр, и Таганку возглавил Валерий Золотухин. При нем было выпущено 6 премьерных спектаклей, некоторые из которых — «Венецианские близнецы», «На всякого мудреца довольно простоты» и «Нет лет» — можно увидеть на сцене театра и сегодня.
В 2015 году директором театра стала Ирина Апексимова. На Таганке стартовала лаборатория «Репетиции» – проект, благодаря которому труппа познакомилась с молодым поколением режиссёров, а репертуар пополнился спектаклями «Золотой дракон» Леры Сурковой, «8 (Восемь)» Сергея Чехова, «Старший сын» Дениса Бокурадзе. Иммерсивный мюзикл Алексея Франдетти «Суини Тодд, маньяк-цирюльник с Флит-стрит» получил три «Золотые Маски» — первые в истории театра. А в 2018 году Максим Диденко – один из самых востребованных российских режиссеров – представил постановку «Беги, Алиса, беги» на стихи Владимира Высоцкого. Спектакль получил «Золотую Маску» в номинации «Лучшая работа художника по костюмам в музыкальном театре».
Lё Тартюф. Комедия
Мольеровский «Тартюф, или Обманщик» был написан еще в 17 веке, но лейтмотивы пьесы — ханжество, лицемерие и безответственность — всегда были свойственны человечеству в той или иной мере. Все члены семьи Оргона, включая его самого, заняты бесконечным выяснением отношений и упускают возможность увидеть комичность своего быта. На фоне этой суеты появляется он — Тартюф, лжец и обманщик, готовый воспользоваться ситуацией и поставить финальную точку в этой катастрофе. Вопрос напрашивается сам по себе — а не сами ли мы создаем таких «тартюфов»?
«Lё Тартюф. Комедия» — постановка, которая переосмысляет традиции французского фарса, жанра комедии, для которого характерно внешнее проявление комических приемов.
Юрий Муравицкий, режиссер: «Хочется реабилитировать комедию, которую принято считать «низким» жанром. Смех, как и слезы, имеет очищающий эффект. Дает возможность посмотреть на себя cо стороны. Наш спектакль играет с эстетикой площадного театра и его карнавально-фарсовой природой».
Сценографические и костюмные решения для спектакля разработала известная театральная художница Галя Солодовникова. Над музыкальным сопровождением постановки работал французский композитор Луи Лебе, известный публике по нашумевшему лондонскому спектаклю Максима Диденко «Девушка и смерть». В постановке задействовано новое поколение труппы Театра на Таганке, вобравшее в себя мастерство и традиции разных актерских школ.
Новый спектакль — смелый шаг для Театра на Таганке. Одна из первых постановок в России по этой пьесе Мольера появилась именно на сцене Таганки в 1968 году, ее режиссером стал Юрий Любимов. С тех пор прошло более полувека — 52 года.
30-летний раскол Театра на Таганке завершился воссоединением
Театр «Содружество актеров Таганки» и Московский театр на Таганке снова объединились. Недавно артисты двух трупп выступили в одном спектакле, премьера которого состоялась 30 сентября — в день рождения основателя театра Юрия Любимова.
«За год моего руководства двумя театрами стало совершенно понятно, что наступило время собирать камни. Это очевидно показал успех премьеры спектакля “Земляничная поляна”, когда актеры некогда единой труппы вновь выходят на сцену вместе. Мы не должны больше оставаться заложниками прошлых конфликтов и ошибок, попыток обособиться, отгородиться железным занавесом. Мы все наследники легендарного Театра на Таганке и должны вместе идти вперед, помогая и поддерживая друг друга», — рассказала Ирина Апексимова, директор Театра на Таганке.
Она напомнила, что 40 лет назад у знаменитой Таганки появилась большая и по тем временам высокотехнологичная сцена. Тогда никто не предполагал, что это событие повлияет на раскол театрального коллектива. «Сегодня уже нет главных участников тех бурных событий, потеряли смысл и забылись их обиды, разногласия, амбиции, скандалы. А раскол остался, влияя из прошлого на судьбы современных артистов и режиссеров. За шесть лет моего руководства Таганкой я никогда не сомневалась, что оба театра — это две части единого целого и рано или поздно воссоединение состоится. Об этом мы не раз говорили с Николаем Николаевичем Губенко, делали шаги навстречу», — добавила Ирина Апексимова.
Московский театр драмы и комедии на Таганке был создан 23 апреля 1964 года. В его труппу вошли выпускники Театрального училища имени Бориса Щукина. Их дипломный спектакль «Добрый человек из Сезуана» поставил Юрий Любимов, который и стал главным режиссером театра. С момента основания театр разрабатывал новый сценический язык. Юрий Любимов привел в труппу тогда молодых актеров: Владимира Высоцкого, Валерия Золотухина, Аллу Демидову, Леонида Филатова, Ивана Бортника и других будущих знаменитых артистов. В 1970-е годы театр приобрел не только всесоюзную, но и мировую известность. Спектакли тех лет есть в репертуаре и по сей день.
В 1984 году Юрию Любимову пришлось уехать за границу. Главным режиссером тогда стал Анатолий Эфрос. Через пять лет Любимов вернулся к руководству, но в коллективе произошел раскол, и часть труппы организовала театр «Содружество актеров Таганки».
По словам заслуженной артистки России Татьяны Сидоренко, служащей в труппе с 1971 года, Театр на Таганке и «Содружество актеров Таганки» — это де-факто одно здание, один комплекс, одни коммуникации. Однако 30 лет множество дверей и помещений было перекрыто. «Воссоединение Таганки закономерно и необходимо. Это большое счастье. Таганка задыхалась от нехватки гримерок, костюмерных, хранилищ декораций. Начинается новая жизнь. Это вдохновляет. Любимовские артисты как будто не расставались и вместе играют в премьерах и старых спектаклях», — отметила она.
Актер Юрий Смирнов также полностью поддержал идею об объединении театров. Народный артист России служит в труппе Театра на Таганке с 1963 года. «Ирине Викторовне, по сути, выпал жребий вернуть прежний Театр на Таганке, объединив его снова. Так складывается ее миссия», — сказал он.
Ирина Апексимова является директором Театра на Таганке с 2015 года, а в 2020 году была назначена руководить еще и театром «Содружество актеров Таганки». Это решение позволило консолидировать управление двумя зданиями, которые раньше являлись одним целым, с общими коммуникациями.
«Ирина Апексимова доказала, что умеет справляться с самыми разными трудностями. Она уже очень много сделала для Театра на Таганке — и с административной точки зрения, и с творческой. Думаю, ее энергии, дальновидности, тактичности хватит на руководство большим объединенным коллективом», — рассказал Евгений Писарев, художественный руководитель Театра имени А.С. Пушкина.
По словам ректора Школы-студии МХАТ Игоря Золотовицкого, Таганка всегда ассоциировалась с одним пространством.
«Таганка всегда ассоциировалась с одним пространством, как, впрочем, и МХАТ тоже. Не мне, мхатовцу, говорить про разделение театров. Так сейчас сложилась ситуация, что Ирина Апексимова создает свое пространство, уважая память Юрия Петровича, пространство для молодежи. Я горжусь, что она является выпускником школы-студии. После ухода Николая Губенко мне кажется логичным это объединение. Если это будет сделано тактично по отношению к актерам той Таганки, той труппы, то мне этот шаг кажется правильным. Исторически это, конечно же, правильно. Мы недавно встречались с Ириной Апексимовой на открытии памятника ее учителю — Олегу Павловичу Табакову, разговаривали с ней. Конечно, всегда найдутся недовольные этим решением. Но Таганка — это исторически одно пространство, и это решение мне кажется очень правильным», — прокомментировал он.
Объединение двух театров поддержал и Кирилл Крок, директор Государственного академического театра имени Евгения Вахтангова.
«Исторически это был театр на Таганке. И нужно отдать дань истории, дань памяти великому режиссеру и реформатору театра Юрию Петровичу Любимову. При нем это был единый театр, и этот единый театр должен остаться в истории, должна быть одна Таганка. Мы должны почистить театральное поле от придуманных, искусственных историй, каким был театр “Содружество актеров Таганки”. Я всецело поддерживаю это объединение. Я считаю, что есть в Москве один Театр на Таганке — это известный мировой бренд. И давайте во имя святой памяти многих поколений, кто представители которых ходили в этот театр, во имя памяти Юрия Петровича Любимова сделаем то, что должны были сделать: объединим два театра, которые строились как одно целое — целое. Все инженерные системы, все системы жизнеобеспечения — все было единым целым. Давайте это вернем, чтобы у Москвы, у России был единый бренд — Театр на Таганке. Я уверен, что директор Ирина Апексимова как молодой и прогрессивный руководитель сможет вдохнуть жизнь в запыленное временем, жизнью здание театра “Содружество актеров Таганки”. Все лучшее, все ценное, все самое полезное, прежде всего человеческие кадры будут приняты в Театр на Таганке. А кто не будет принят, значит, такова судьба и жизнь, нужно смириться и идти дальше. Я это решение полностью поддерживаю», — сказал он.
В последние годы в Театре на Таганке работает лаборатория «Репетиции» — проект, благодаря которому труппа познакомилась с молодым поколением режиссеров, а репертуар пополнился спектаклями «Золотой дракон» Леры Сурковой, «8 (Восемь)» Сергея Чехова, «Старший сын» Дениса Бокурадзе. Иммерсивный мюзикл Алексея Франдетти «Суини Тодд, маньяк-цирюльник с Флит-стрит» получил три премии «Золотая маска» — первые в истории театра. А в 2018 году Максим Диденко — один из самых востребованных российских режиссеров — представил постановку «Беги, Алиса, беги» по мотивам стихов Владимира Высоцкого. Спектакль получил премию «Золотая маска» в номинации «Лучшая работа художника по костюмам в музыкальном театре».