театр комедии им акимова актеры фото и имена
Звезды Акимовской сцены
С конца 1930-х годов театральная публика стала называть Ленинградский театр комедии театром Акимова. «Акимовским» театр продолжал оставаться и после смерти своего главного режиссера в 1968 году. И это неслучайно: репертуар, состав труппы, стиль спектаклей, манера актерской игры, взаимоотношения со зрительным залом – все это было сформировано непосредственно Николаем Павловичем. Его личность определяла лицо театра, делала Театр комедии заметным и узнаваемым в ряду других театральных коллективов.
В это же время язык театральной критики стал использовать такие определения, как «акимовский» спектакль и «акимовский» актер, что предполагало некое отличие, особый подход к раскрытию темы и образа. Театр Акимова воспринимался как театр-праздник, мир красоты, куда не проникала обыденная жизнь с ее безόбразностью и замкнутостью.
«Акимовскими», прежде всего, называли актеров, пришедших в театр вместе с Николаем Павловичем – Е. В. Юнгер, И. П. Гошеву, И. П. Зарубину, А. Д. Бениаминова, С. Н. Филиппова, А. В. Савостьянова, И. А. Ханзеля. Позже к ним добавились имена В. А. Карповой, Л. А. Люлько, Г. И. Воропаева, Л. М. Милиндера, С.А. Карпинской, В. Н. Труханова, В. Н. Никитенко – тех, кто подхватил эстафету в 1950–60-е годы. Эти актеры считались «акимовскими» и тогда, когда работали с другими режиссерами и выступали в спектаклях, созданных по иным эстетическим параметрам (недаром Л. М. Милиндера, ушедшего из жизни в 2005 году, провожали как «последнего акимовского гвардейца»).
Ленинградский театр комедии был вызовом натурализму, который воцарился на сценах под лозунгом «равнение на МХАТ». Акимовские постановки переливались яркими красками, возвращали сцене, по словам одного из критиков, «не новое, но почти забытое качество – игру, в которой грация и шутка, изящество и юмор, ирония и непринужденность образуют пестрый и веселый хоровод». «Акимовские» актеры играли азартно, остро и в то же время изысканно-иронично, завоевав зрительскую любовь на долгие годы.
Санкт-Петербургский академический театр комедии им. Н. П. Акимова
Санкт-Петербургский академический театр комедии им. Н. П. Акимова | |
---|---|
Здание Театра комедии на Невском, 56 | |
Место нахождения | Невский проспект, дом 56 (угол Малой Садовой ул.) |
Основан | 1 октября 1929 года |
Директор | [] |
Сайт | http://www.komediaspb.ru/ |
Санкт-Петербургский академический театр комедии им. Н. П. Акимова на Викискладе |
Санкт-Петербургский академический театр комедии им. Н. П. Акимова — драматический театр, получивший славу и достигший наибольшего расцвета при руководстве Николая Павловича Акимова. Официальная дата основания — 1 октября 1929 года.
Содержание
История
1904—1935
Театральный зал на втором этаже дома купцов Елисеевых (построен в 1904, арх. Г. В. Барановский) был всегда. С 1904 года зал сдавался в аренду различным театральным коллективам: столичному «Невскому фарсу», «Современному театру», антрепризе под управлением Валентины Лин.
Только в 1929 году зал получил статус театра и название «Театр комедии». 1 октября коллектив под руководством Давида Гутмана, в состав которого входил тео-джаз Л. Утесова, сыграл премьеру спектакля «Шулер» по пьесе Василия Шкваркина.
В 1931 году «Комедия» стала театром Елены Маврикиевны Грановской — эстрадной артистки, которая исполняла на сцене песни Беранже, ставила салонные комедии. Ее постоянным партнером был Александр Николаевич Арди.
1935-й
К 1935 году театр потерял популярность. В управлении культуры было решено передать «самый плохой театр в Ленинграде» под руководство Николаю Акимову, уже тогда известному работами по сценическому оформлению спектаклей, но имевшему только одну режиссерскую работу — нашумевший спектакль Театра им. Вахтангова «Гамлет». В оговоренный срок — за один год — Николай Павлович согласился привести театр в порядок, или же ему грозило закрытие. Никто не ожидал, но ровно через год театр уже «гремел» на весь Ленинград.
Акимов
Акимов не боялся экспериментов. Он сформировал новую труппу: выгнал из театра ведущую артистку Грановскую, отказался от услуг теа-джаза Леонида Утесова, вместо этого приводит молодых актёров, членов театральной студии «Эксперимент» (которой сам, вплоть до закрытия в 1934 и руководил). Александр Бениаминов, Лидия Сухаревская, Ирина Зарубина, Сергей Филиппов, Борис Тенин, Елена Юнгер, Татьяна Чокой — плеяда великолепных артистов стала не только лицом Театра Комедии, но и гордостью всего театрального Ленинграда.
В это же время складывается творческий союз с драматургом Евгением Шварцем: пьесы «Тень» и «Дракон», входящие в сокровищницу мировой драматургии, написаны специально для акимовского театра. Сотрудничество с Михаилом Лозинским, переводчиком и поэтом, открывают пьесы зарубежных классиков: на сцене появляются спектакли в превосходных, точных переводах — «Собака на сене» и «Валенсианская вдова» Лопе де Веги, «Двенадцатая ночь» Шекспира, «Школа злословия» Шеридана.
Слово «Комедия» в этот период в названии театра, стало писаться с заглавной буквы — акимовская «К» и сейчас на фасаде театра.
Война
В первый год Великой Отечественной войны театр Комедии оставался открытым — он давал свои спектакли в помещении Большого Драматического театра — единственного, в котором имелись бомбоубежища. Там же и поселились труппа театра с семьями, руководство, сам Николай Павлович. 30 артистов ушли на фронт… Только в декабре 1941 Акимов смог получить разрешение на эвакуацию. На Кавказе, в годы войны театр выпустил 16 премьер.
1949—1956
В 1949 году за «формализм в искусстве» и «западничество» Акимов был отстранен от руководства театром. С шоком, который пережил театр, справились не сразу: посещаемость театра упала почти до нуля, театр снова оказался на грани закрытия.
Акимов в 1956—1968
Долгожданное возвращение режиссёра состоялось в 1956-ом и ознаменовалось постановкой «Обыкновенного чуда» Е. Шварца. Вместе с Акимовым в театре появилась молодежь — новые «акимовцы» — Вера Карпова, Инна Ульянова, Валерий Никитенко, Борис Улитин, Лев Милиндер, Светлана Карпинская, Ольга Антонова и другие — они надолго закрепили славу театра на просторах Петербурга и России.
На гастролях 1968 года в Москве режиссёр умер.
После Акимова
За два года — с 1968 по 1970 в театре сменилось несколько руководителей — труппа так и не могла смириться с потерей.
Настоящее
В 1995 году театр возглавила Татьяна Сергеевна Казакова. От прежнего театра, акимовского, с известностью и славой на всю Россию, осталось немногое: может быть, только несколько артистов ещё акимовской труппы — они же хранители традиций — и сейчас составляют цвет труппы. Но жизнь продолжается: в репертуаре новые названия — разнообразие подхода к жанру «высокой комедии» (как говорил, Николай Павлович) лежит в основе политики театра, формируется новая, насыщенная яркими индивидуальностями труппа.
О театре
Но сначала война, связанная с ней эвакуация, а потом непростая политическая обстановка в стране изменили ситуацию в театре. Акимов работал слишком ярко, слишком смело. И на время 1949-1956 годов он был отстранен от руководства созданного им творческого коллектива. В дом на Невском Николай Павлович смог вернуться лишь в 56-м. Тогда в Театре Комедии были восстановлены «Тень» и запрещенный во время Великой Отечественной войны «Дракон», поставлены «Двенадцатая ночь» Шекспира, «Пестрые рассказы» по Чехову и Байроновский «Дон Жуан». Подчеркнутая ироничность, яркость сценических образов (режиссер словно «надевал» на актера образ вместе с созданным им костюмом), неангажированность в выборе пьес и постановке спектаклей – все это отличало Акимовский театр, которому в 1967 г. присвоили звание «академический».
После смерти Николая Павловича Акимова (1968 г.) театр возглавил Вадим Голиков (руководил коллективом шесть лет, с 1970 по 1976 гг.). В 1972-м первый спектакль на сцене театра по приглашению Голикова ставит Петр Фоменко, который в 1977г. становится главным режиссером Театра Комедии. После отъезда в 1981 г. Петра Фоменко в Москву театром руководит Юрий Аксенов (1983), на смену которому в 1991 г. приходит Дмитрий Астрахан. Все это время акимовский Театр был словно в поиске нового режиссера. Свои спектакли на его сцене создавали и Лев Додин, и Михаил Левитин, и Юлий Дворкин, и Роман Виктюк. В 1995 г. художественным руководителем театра стала заслуженный деятель искусств Татьяна Казакова.
Татьяна Сергеевна Казакова руководит Театром Комедии и сегодня. Неожиданные повороты сюжета, чудеса, мистика, яркая театральность создают в театре Праздник. Вместе с талантливыми театральными художниками Александром Орловым, Эмилем Капелюшем, Михаилом Мокровым режиссер уводит зрителя из повседневности, предлагая ему другую реальность. Сценическое пространство Казаковой не только насыщенно светом и цветом, особое звучание ему придает музыка, которую для Театра Комедии пишут композиторы Евгений Стецюк, Игорь Рогалев, Фаустас Латенас.
В 2014 г. по инициативе Комитета по культуре Администрации Санкт-Петербурга в городе прошел опрос зрителей и экспертов по оценке деятельности театров и концертных организаций города. По результатам этого опроса Академический театр комедии имени Н.П. Акимова занял первое место в рейтинге драматических театров Санкт-Петербурга.
Билеты в Театр Комедии имени Н. П. Акимова
ст. м. Гостиный Двор
Санкт-Петербург, Невский просп., д. 56
ст. м. Гостиный Двор
Санкт-Петербург, Невский просп., д. 56
Академический театр Комедии в Санкт-Петербурге достиг расцвета под руководством Н. П. Акимова и с 1986 года носит его имя.
Как добраться
Расположен театр на центральном проспекте Санкт-Петербурга по адресу пр. Невский, 56, в четырех минутах ходьбы от ст. метро «Гостиный двор». Перейдя Невский и повернув возле театра Марионеток направо, через 200 метров вы увидите театр комедии. Его трудно не заметить, ведь расположен он в одном здании со знаменитым магазином Елисеевых.
Труппа и репертуар театра
В звездную труппу театра в разное время входили:
Сейчас в труппе играют Ирина Мазуркевич, Вера Карпова, Александр Васильев, Юрий Лазарев и другие талантливые актеры.
Постановки «Дракон», «Сказки старого Арбата», «Ретро», «Где зарыта собака» – визитная карточка театра. Спектакль «Крем, джем & буги-вуги» напоминает известные бродвейские мюзиклы. Приключения Тома Сойера вкупе со стремительными мелодиями Максима Леонидова – гарантия аншлагов.
Билеты в театр Комедии имени Н.П. Акимова
Стоимость билетов на дневные спектакли: 200–1500 р., вечерние – 500–2000 р. Самые удобные (и соответственно самые дорогие) места в зале – центральная часть партера до 10 ряда. Также хороший обзор сцены с мест в десятом ряду сразу за барьером (со стороны главного прохода).
История театра
В этих стенах творили многие театральные коллективы. До революции – «Современный театр» и «Невский фарс», затем – Театр Сатиры, а позже Сатиры и Комедии. Так что с 1904 года назначение помещения не менялось.
Руководство объединенной труппой в 1935 году принял Николай Акимов, поставивший в столице знаменитого вахтанговского «Гамлета». Плеяда актеров, пришедшая вслед за режиссером, стала легендой театра. Постановки Акимова знала вся страна: «Тени», «Школа злословия», «Собака на сене» у многих ассоциируются именно с этим театром. Одни имена Юткевича и Козинцева могли составить славу театра. А еще «знаковые» актеры: Филиппов, Трофимов, Гарин и многие другие.
Увы, но в 1949 с формулировкой «формализм в искусстве» режиссера отстранили. Вплоть до 1956 театр был на грани закрытия и «держался» лишь на прежней славе. Возвращение Акимова – очередное возрождение театра. Новая постановка «Двенадцатая ночь», восстановленный спектакль «Дракон», талантливая молодежь – в театре вновь аншлаги, ему присваивают звание «академический».
После смерти Акимова (1968) театр переживал разные периоды. Современный этап – обновленное уютное помещение, благодарные зрители, известные актеры, многие годы преданные театру.
Санкт-Петербургский академический театр комедии им. Н. П. Акимова
Санкт-Петербургский академический театр комедии им. Н. П. Акимова
Санкт-Петербургский академический театр комедии им. Н. П. Акимова — драматический театр, получивший славу и достигший наибольшего расцвета при руководстве Николая Павловича Акимова. Официальная дата основания — 1 октября 1929 года.
В самом центре Невского проспекта в начале 20-го века по проекту Г. Барановского было построено здание Торгового дома Товарищества братьев Елисеевых. На первом этаже располагался знаменитый Елисеевский магазин, на втором комедийный театр. До революции он назывался «Невский фарс».
История театра [ ]
Официальной датой рождения театра Комедии является 1929 год. В это время Театральные залы в Елисеевском доме передают вновь созданному Театру Сатиры под руководством режиссера Д.Г. Гутмана. Через два года Театр Сатиры объединили с театром «Комедия» и назвали Ленинградским Театром Сатиры и Комедии.
В то время звездой этого театра была выдающаяся актриса Е.М. Грановская. Практически весь репертуар ставился ориентируясь на нее, хотя в труппе работали великолепные начинающие актеры Н.К. Черкасов, Б.А. Бабочкин, Н.К. Смирнов-Сокольский, Л.О. Утесов. На сцене показывали советские комедии, водевили, эстрадные обозрения.
В середине 30-х над театром нависла угроза закрытия. Публика не шла на спектакли, гастроли были неудачные, лучшие актеры уходили. В 1935 году начальник управления городскими театрами предложил Николаю Павловичу Акимову возглавить этот театр и попытаться исправить ситуацию. Акимов смело взялся за дело, он пригласил в театр молодых актеров, авторов, не забывая классиков. В своих спектаклях Акимов был не только режиссером, но и соавтором, художником.
Николай Павлович делал эскизы декораций, костюмов, грима. Задумывая спектакль, Акимов видел его целиком, во всех подробностях, вплоть до мелочей. Николай Павлович очень тонко работал с актерами. Он показывал актерам эскизы, настраивал на персонажей, каждого актера внутренне подводил к роли и доверял дорабатывать роль самостоятельно.Поставленные им пьесы имели ошеломительный успех. Уже в 1936 году зрители увидели «Собаку на сене» Лопе де Вега, за которой последовали блистательные постановки «Школа злословия» Р.Шеридана в 1937 г, «Опасный поворот» Д.Б.Пристли в 1939 г, «Валенсианская вдова» в 1939 г, Лопе де Веги и «Тень» Е.Шварца в 1940. В это время театр Комедии стал признанным как один из лучших театров страны.
Подчеркнутая независимость, ироничность, свобода взглядов акимовских постановок не могла остаться безнаказанной в то трудное политическое время. Некоторые спектакли запрещаются, а в 1949 году Акимов изгоняется из своего театра. С этого времени и до 1956 года театр Комедии работал без руководителя.
В труппе театра работали легендарные актеры: Елена Юнгер (ставшая женой Акимова), Александр Бениаминов, Борис Тенин, Лидия Сухаревская, Ирина Зарубина и многие другие.В 1967 году Ленинградскому театру Комедии присвоено звание академического. В 1968 году Николай Павлович Акимов умер.
В 1983 году театр возглавил Ю.Е.Аксенов. До сих пор идет его постановка по Михаилу Булгакову «Зойкина квартира». В 1986 году театру присвоено имя Николая Павловича Акимова.
С 1991 по 1995 годы театром руководит молодой режиссер Дмитрий Астрахан. Он поставил «Тартарен из Тараскона» А.Доды, «Алхимики» Б. Джонсона и др. Режиссерам-последователям Акимова помогали блестящие актеры Игорь Дмитриев, Михаил Светин, Вера Карпова, Анатолий Равикович, Светлана Карпинская, Ольга Антонова, Владимир Труханов и др.
Настоящее время [ ]
С 1995 года театр возглавляет заслуженный деятель искусств России Татьяна Казакова. Ее режиссерскому почерку присуща изысканная выразительность и метафоричность, экспрессивность и смысловая наполненность.
Обращаясь к драматургии XVIII (К.Гольдони) и даже XVII века (У.Уичерли), Театр ищет переклички между нашей эпохой и прошлым. Лирическая муза Татьяны Казаковой заставляет ее менять условные маски на лица. Кроме того, представление «по-английски» или «по-итальянски» должно быть изысканно красиво. Традиционно высокому в Театре Комедии уровню сценографии как нельзя лучше соответствуют лучшие театральные художники Петербурга: Александр Орлов, Эмиль Капелюш, Михаил Мокров. Музыкальность режиссуры Казаковой поддерживает любимый композитор Театра, Игорь Рогалев.
Театр следит и за творчеством современных авторов. Впервые в стране здесь была поставлена комедия Алексея Слаповского «Мой вишневый садик». Знакомые чеховские ситуации, персонажи попадают по ходу действия в условия нынешнего русского абсурдного бытия. Одна из работ Театра, связанна с молодой драматургией: лирическая комедия Ксении Драгунской «Яблочный вор».
В 2003 году Татьяна Казакова поставила легендарную «Тень» по пьесе Евгения Шварца. В своё время основатель театра Николай Акимов дважды обращался к этой пьесе. Уже после смерти выдающегося режиссера театр восстановил «Тень», что называется «в декорациях и мизансценах Акимова». И, хотя по здравому размышлению, спектакль, реконструированный в 80-е годы по образцу спектаклей 40-60-х годов, являлся более музейным экспонатом, нежели предметом искусства, он благополучно жил в течение многих театральных сезонов. Но сегодняшняя «Тень», с участием Сергея Русскина, Михаила Светина и Дениса Зайцева, с пышной красотой массовых сцен, с грандиозными декорациями и уникальными костюмами – стала в Петербурге заметным событием.
Одна из последних премьер театра «Сплошные неприятности», поставленная по пьесе М. Химена и А. Левина «Трудно быть сержантом», представила Татьяну Казакову в новом, неожиданном ракурсе. Не отрекаясь от подлинности человеческой истории, Казакова сделала стопроцентный хит, комедию в чистом виде, смешную до колик, шумно-зрелищную, но без всяких глупостей, пошлостей и сиюминутных «подтекстов».
Разумеется, никакой талантливый режиссер, художник, композитор не могут осуществить спектакль без поддержки актеров. Татьяна Казакова постепенно формирует команду, на которую опирается в своих исканиях. Эта команда: заслуженные артисты России Сергей Русскин, Михаил Разумовский, Николай Смирнов, Ирина Цветкова, Сергей Кузнецов, Елена Руфанова, Наталья Андреева, Валерия Киселева, Татьяна Полонская, артисты Денис Зайцев, Наталья Ткаченко и другие. Из «акимовской гвардии» в спектаклях сегодняшнего репертуара заняты: «старейшина» Театра Владимир Труханов, заслуженные артисты России Борис Улитин, Валерий Никитенко.
Среди ведущих актеров Театра можно назвать также мастера перевоплощения народную артистку России Веру Карпову, яркую и озорную заслуженную артистку России Светлану Карпинскую, насмешливого и язвительного заслуженного артиста России Юрия Лазарева.
Театр Комедии адресует свое искусство людям с разными вкусами и потребностями. Готовя юного зрителя к пониманию сценического искусства, Театр много сил уделяет детским спектаклям. «Джельсомино в стране чудес» по Дж. Родари, «Кошка, которая гуляла сама по себе» по Р.Киплингу – воспитывают доброту, чувство юмора, увлекают музыкальными ритмами, яркой, зрелищной формой.
Расположенный в центре, на самой оживленной магистрали города, Театр Комедии стремится оказаться и в центре культурной жизни Санкт-Петербурга, привлечь неслучайного зрителя, который, однажды оказавшись на спектакле Театра, останется с ним надолго.
Театр Комедии им. Акимова, как и прежде, играет важную роль в культурной жизни Санкт-Петербурга. Тот, кто однажды познакомился с ним, навсегда останется поклонником этого коллектива.