татарский певец сафин биография
Айрат Сафин: биография татарского певца
Биография певца Айрата Сафина стала достоянием общественности в 2012 году, когда в эфире популярной татарской радиостанции прозвучала песня «Живи, оставляя следы» («Яшә җирдә эз калдырып»). Слушателей с первых нот покорил бархатный голос тогда еще никому не известного исполнителя. После релиза первого трека Айрат стал настоящим кумиром молодежи.
Детство
Не секрет, что, когда на музыкальном Олимпе появляется новый талантливый артист, люди сразу начинают изучать его биографию. Дату рождения Айрат Сафин по какой-то причине тщательно скрывает. Известно лишь, что он родился пятого марта. Исходя из этой информации, становится понятно, что исполнитель по знаку зодиака Рыбы. Как утверждают астрологи, представители данного созвездия обладают незаурядными творческими способностями, отличаются богатым внутренним миром и бурной фантазией. Эти характеристики присущи и Айрату.
Уже с детства он проявлял неподдельный интерес к музыке, о чем неоднократно говорил в своих интервью. Несмотря на то что певец родился и вырос в Москве, его душа тяготела к татарской культуре. Это оказало непосредственное влияние на его дальнейшую творческую биографию.
О семье Айрата Сафина известно, что мама и папа родились в татарском селе Нижегородской области под названием Сафажай. Именно родители и привили сыну любовь к культуре.
На распутье
Решив строить карьеру в сфере музыкальной индустрии, Айрат стал участником коллектива под названием «Айкай». Руководителем группы была заслуженная артистка Татарстана Роза Хабибуллина, которая является весьма авторитетной персоной в мире шоу-бизнеса. Именно она собрала талантливых и подающих большие надежды молодых людей вместе и занялась продвижением коллектива. Увы, достичь желаемой славы и успеха не удалось: группа в итоге распалась, а в биографии Айрата Сафина началась новая страница.
Айрат осознавал, что музыка – это его призвание и что он хотел бы продолжать двигаться в этом направлении, однако, как реализовать грандиозные планы, не знал. Все-таки одно дело – строить карьеру под чутким руководством мэтров, и совсем другое – уходить в сольное плавание. Кто знает, чем бы дальше стал заниматься Айрат, если бы не друг Радик Яруллин.
Звонок друга
Яруллин, более известный широкой аудитории под псевдонимом DJ Radik, оказал непосредственное влияние на творческую биографию Айрата Сафина. Вместе они в свое время работали в коллективе Розы Хабибуллиной. После распада группы Радик не растерялся и стал работать над реализацией оригинальной идеи: записи ремиксов в современной обработке на традиционные татарские песни. Эта задумка сделала Яруллина одним из самых популярных и авторитетных исполнителей на татарской эстраде. Из простого исполнителя Радик превратился в продюсера.
Когда Яруллин предложил Айрату сотрудничество, последний не воспринял предложение товарища всерьез. Однако у Радика был гениальный план перевезти Сафина из Москвы в Казань и там заняться развитием его карьеры. А все потому, что именно в Казани находился продюсерский центр «Барс Медиа», который в свое время помог раскрутиться и самому Яруллину. В итоге Радику удалось заинтересовать своего приятеля, и тот отправился в столицу Республики Татарстан. Так начался новый этап в биографии Айрата Сафина.
Развитие карьеры
В Казани Айрат записал трек под названием «Яшә җирдә эз калдырып». Успех пришел сразу после того, как песня прозвучала в эфире местной радиостанции. Слушатели сравнили начинающего певца с народным артистом Татарстана Салаватом по тембру голоса и манере исполнения, что уже является большим комплиментом.
Далее последовал релиз альбома «Һәркемнең үз язмышы», который включал в себя 14 композиций. Слушатели восприняли диск на ура. Тогда же, в 2012 году, Айрат получил награду в номинации «Открытие года» на популярном татарском фестивале «Татар җыры». Его композиции «Кил, кил», «Кеше булып кал» звучали практически из всех динамиков.
Не менее продуктивным в биографии Айрата Сафина стал и 2017 год, когда он выпустил очередной альбом под названием «Юлдашым мэхэббэт жырларым». Помимо сольных композиций, туда вошли и дуэтные песни, записанные с Радиком Яруллиным. Например, композиция «Син мине эзлэмэ» очень полюбилась татарской молодежи.
Достижения
Хиты Айрата чаще всего крутят на дискотеках. Легкая, ненавязчивая танцевальная музыка очень нравится татарским слушателям.
Немного о личном
В отличие от творческой биографии, о личной жизни Айрата Сафина не было известно ровным счетом ничего. В интервью артист акцентировал внимание исключительно на профессиональной деятельности. И только недавно Радик Яруллин проговорился, что у Айрата есть жена Гузель и двое детей: мальчик и девочка. Возлюбленная артиста не принадлежит к миру шоу-бизнеса.
Сафин есть во всех социальных сетях, включая «ВК», «Одноклассники», «Фейсбук», «Инстаграм». Регулярно он радует поклонников новыми снимками: в основном с коллегами по цеху, с концертов или фотосессий.
Несмотря на романтичный образ, в интервью Айрат неоднократно заявлял, что обожает адреналин и драйв. Он также любит путешествовать и рад, что благодаря профессии имеет возможность бывать в разных городах и странах.
Сафин – человек верующий, молится пять раз в день, как это положено у мусульман. Правда, путь к Богу был для артиста непростым. Парень ударился в религию после того, как однажды попал в аварию. К счастью, обошлось без жертв, но этот инцидент заставил Айрата по-другому взглянуть на окружающий мир и прийти к вере.
Сафин Ильсур Карибович
Сафин Ильсур Карибович известный татарский певец,Народный артист РТ,старший преподаватель кафедры татарской театральной эстрады института театра, кино и телевидения КГУКИИ,
профессор ЮНЕСКО родился 11 августа 1962 года в деревне Верхнее Балтаево Апастовского района Республики Татарстан.
В 1980 году поступил в Казанскую государственную консерватории по классу вокала (педагог заслуженная артистка России, Народная артистка Татарстана, доцент А.Г. Загидуллина).
С 1983 по 1985 году находился в рядах Вооруженных сил СССР.
В 1985 году окончил Казанскую государственную консерваторию.
Среди его кумиров такие известные татарские певцы, как Рашит Вагапов, Ильгам Шакиров, Ренат Ибрагимов, многому он научился, слушая Георга Отса и Муслима Магомаева.
С 1989 года начал трудовую деятельность как профессиональный певец солистом оперно-камерного отдела Татгосфилармонии им. Г. Тукая.
В 2005 году становится старшим преподавателем кафедры татарской театральной эстрады Театрального института Университета культуры и искусств,
где и по сегодняшний день воспитывает талантливую молодежь, его ученики — лауреаты многих вокальных конкурсов.
В 2004 году он был членом жюри Казанского фестиваля популярной музыки и современного танца “Созвездие”.
В фонде радио в его исполнении находятся более 50 произведений татарской классики и народных произведений с эстрадным оркестром под управлением Р.Утэя, более 200 эстрадных произведений на татарском языке и более 100 эстрадных произведений на русском языке; в фонде ТВ находятся девять сольных концертов; выпущено 8 аудио и СД дисков.
в 2008 году вышел первый DVD сборник лучших сольных концертов талантливого певца.
Награды и звания:
Лауреат 1 Респуликансеого конкурса им.С.Сайдашева(1990),
Лауреат Международного конкурса «Татарская песня»(1993),
Народный артист РТ (2008),
Доцент Казанского государственного института культуры,
Профессор ЮНЕСКО по культуре.
Габдельфат Сафин
Биография
Мало кто знает, что победительница премьерного российского музыкального телешоу «Голос» Дина Гарипова делала первые шаги к успеху в группе татарского певца Габдельфата Сафина, и именно с ним у юной исполнительницы случились дебютные гастроли. Заметил творческие способности девушки мужчина на местном вокальном конкурсе «Созвездие» — хотя тогда она призовое место не заняла, но попала под крыло талантливого наставника.
Детство и юность
В 1962 году, в день, позднее ставший праздничным и главным для РБ — 11 октября, в соседней Республике Татарстан на свет появился будущий исполнитель Габдельфат Сафин. Столь непривычное на слух имя в переводе на русский язык звучит поэтически — «тот, кто служит во имя дружбы». Место рождения — небольшое село Симетбаш Арского района, расположенное в верховье реки Семит.
Школа, ныне Ново-Кырлайская имени Габдуллы Тукая, которую посещал мальчик, находилась в пяти верстах от дома, поэтому с 4-го класса добираться до нее приходилось на прицепе трактора. Зимой на сани стелилась солома, но из-за морозов, чтобы согреться, приходилось бежать за повозкой. Вообще, вспоминая детство и юность, певец признавался, что иногда мечтает вернуться в прошлое.
В положенный срок парень поступил в нынешний КГАСУ, откуда его отчислсили на 4-ом курсе. Позднее случились восстановление в университете, должность старшего мастера в обувном объединении «Спартак» и гастроли с популярным местным фолк-ансамблем «Сорнай». Далее в биографии числился горгаз (вынужденная мера, чтобы получить достойное жилье), но и там слесарь 5-го разряда продержался только 3 года — желание петь пересилило.
Музыка
Постепенно талантливый Габдельфат встал на путь сольного исполнительства, штурмуя вокальные конкурсы. Из-под пера автора один за другим начали появляться сборники — в конце 90-х «Ак кулмэгем», «Авыр сулама», «Ак юл сина!».
В нулевых — сначала «Хыянэт», заглавная песня которого родилась в тандеме с Венерой Шамиевой, затем «Сонгы кынгырау», содержавший хиты «Хушлашма» и «Без бу доньяда кунак кына», и «Апаема».
Далее дискография пополнилась альбомом «Дэрьялар кичкэндэ», он включал в себя «Yкенеч», записанную в вместе с Рафиной Ганиуллиной, на следующей пластинке также нашлось место для их дуэта. «Уфалла арбасы» датирован 2013-м, в нем разместилась и популярная «Чиялэр», и «Туган кон». Через 2 года вышел сингл «Син кирэк».
В 2017-м казанские СМИ пестрели заголовками «Габдельфат Сафин записал клип в защиту татарского языка», что вызывало неоднозначную реакцию зрителей. Одни возмущались, мол, неужели на него кто-то нападает, что ему требуется покровительство.
Другие пытались поправить журналистов, указав, что корректнее было бы написать «в поддержку». Третьи рассуждали, что видеоролик учит ценить историю, предков и не забывать культуру своего народа.
Помимо песенного искусства, Сафин успешно занимается и издательством: в 2001-м с помощью супруги в печать стала выходить газета «Акчарлак». Пробовал свои силы исполнитель и на телевидении, запустив телепрограмму о нелегкой судьбе забытых артистов. При этом мужчина находил в себе силы трудиться по специальности, занимаясь возведением одноэтажных домов.
Личная жизнь
Первые гастроли в составе коллектива «Сорнай» еще в молодости принесли артисту не только досадное увольнение, но и счастье в личной жизни. Как признавался он в интервью, это была та самая любовь с первого взгляда, так что предложение руки и сердца он сделал избраннице Рузиле уже на третий день знакомства. Девушка ответила согласием. Вскоре в семье родилась Аделя, за ней — Зульфат.
Известно, что артист уделяет внимание спорту, отдавая предпочтение горным лыжам, плаванию и ходьбе, правильному питанию, вслед за отцом-долгожителем он следует единственному правилу — не переедать, а также внутреннему развитию с помощью чтения намаза и духовных книг.
Габдельфат Сафин сейчас
Габдельфат Габдурахманович и сейчас успешно развивает свое музыкальное и литературное творчество. На сайте его действующей газеты в отдельном разделе содержатся краткая биография, ранняя дискография, интервью и фотогалерея. Также следить за жизнью любимца поклонники могут на личных страницах в социальных сетях «Инстаграм» и «ВКонтакте».
Сафин Габдельфат Габдурахманович
Родился 11 октября 1962 года в селе Симетбаш Арского района Татарской АССР. Деревня находится всего лишь в пяти километрах от деревни Тукай-Кырлай, где Тукай провел свое детство и творил великий поэт.
После чего были новые песни, долгожданные альбомы, шумные концерты, высокие звания. Габдельфат Сафин выпустил около десяти альбомов, исполнил более ста песен, дал множество концертов в Татарстане, Москве, Санкт-Петербурге, Сибири, Оренбурге, Перми, Ижевске, Саратове, Йошкар-Оле, Уфе и т.д.
23 февраля 2001 года указом Президента РТ за заслуги в области татарского исполнительского музыкально-эстрадного искусства Сафину Габдельфату Габдурахмановичу было присвоено почетное звание «Заслуженный артист Республики Татарстан».
Габдельфат Сафин: «Не сворачивая, иду по своему пути»
Автор статьи: Гамира Гадельшина
Дата: 21.02.2017
Все, что мы, обыватели, подразумеваем под жизнью эстрадной богемы – тусовки заполночь, сны до обеда, бурные корпоративы, интриги – это не о нем. Мало того, он никогда не имел ко всему перечисленному никакого отношения. Такое впечатление, что Габдельфат Сафин и шоу-бизнес существуют в параллельных мирах, даже притом что татарская эстрада живет более строгими измерениями, нежели остальная российская. Да и нечасто сценический образ артиста совпадает с тем, что он представляет собой в жизни. А вот он такой, каким мы видим его на сцене, – интеллигентный, сдержанный, требовательный к слову. Достойный…
– Неужели вы всегда таким были? Не хотелось похулиганить на сцене? Выкинуть что-нибудь эдакое…
– Отчего же? Если я сегодня ассоциируюсь с серьезным исполнителем, так ведь это не всегда так было. Скорее всего, в силу каких-то особенностей характера пришел к тому образу, что сложился на сегодня. Искал себя, нащупывал свою стезю. В молодости позволял себе какой-то шуточный репертуар, легкий и шутливый тон в песне. Вы поймите разницу: есть исконно народные песни, они всегда тепло принимаются татарским зрителем. Но если начнешь петь ему в угоду то, что поется на завалинках, сам слушатель этого не примет.
Я верю в интуицию. Знаю, что нужно моему зрителю. И это понимание только обостряется с опытом. Так же как и растет требовательность к себе. Сегодня музыкальный рынок перенасыщен. Много композиторов, авторов самого разного уровня. Могу прослушать несколько десятков песен, и только одна западет в душу. Вот она и «выстрелит».
Есть исконно народные песни, они всегда тепло принимаются татарским зрителем. Но если начнешь петь ему в угоду то, что поется на завалинках, сам слушатель этого не примет.
– Вы пришли на сцену уже взрослым человеком, состоявшимся. И совершенно не знали мир эстрады…
– Разве что как слушатель. Причем рос на песнях, которые звучали в радиоэфире. Если помните, в далекие советские времена каждый день в полдень шел эстрадный концерт. Там было только то, что прошло через сито худсовета, в который входили именитый композитор, популярный певец, известный автор. Это уж были, что скрывать, отборные песни, настоящие, качественные. И вот я мог, не шелохнувшись, слушать этот концерт весь час, забывая о еде, о делах. Однако и в голову не приходило, что однажды стану частью этого мира. Я выбрал правильный, как мне тогда казалось путь, – пошел в строители, отучился в КИСИ, начал работать на стройке.
– И вдруг в один день Габдельфат понял, что без музыки не может…
– Именно так. Я понял, что не тем занимаюсь. Заставлял себя учиться, через силу окончил институт. Пришел в строительство – к работе душа не лежит. Но ведь я не лентяй, по своей натуре – работяга, дела не боюсь, на печке лежать не буду. И мучил себя вопросом: что же не так? Что, в конце концов, мне нужно, чтобы сосуществовать в гармонии со своей душой и тем, что меня окружает?
Сегодня музыкальный рынок перенасыщен. Много композиторов, авторов самого разного уровня. Могу прослушать несколько десятков песен, и только одна западет в душу.
Если вернуться в юность, то я ведь в родной деревне Симетбаш Арского района, которая находится всего лишь в пяти километрах от Тукай-Кырлая, родины великого поэта Габдуллы Тукая, был первым баянистом. Все праздники, гулянья, посиделки – с моим баяном. А по тем-то временам баянист после председателя колхоза, профкома – главный человек в деревне, авторитетный, уважаемый. Инструмент я любил, играл с удовольствием. И вот после нескольких лет душевных метаний в столице пошел искать в Казани кружок баянистов. Добрался до хора Сары Садыковой. Меня прослушали. И удивили вердиктом: тебе надо петь. Вот так и началось. И однажды, набравшись смелости, я пришел в филармонию к Ильгаму Шакирову. В советское время вот так, с улицы, прийти к мэтру, заявить о себе, наверное, было верхом нахальства. Но я рискнул. Он послушал меня, улыбнулся, сказал, что возьмет к себе на работу, но я должен знать, что всю жизнь нужно быть в форме.
Габдельфат Сафин: Шоу-бизнес создает соперничество. Но оно оправданно на ринге, на лыжне. Моя жизнь – в песне. Я отказываюсь от выступлений на корпоративах, на свадьбах, каких-то гуляньях. Это не от высокомерия.
– Нельзя пить и курить?
– Не только. Это напутствие оказалось куда глубже по своему смыслу. Это система требований к себе. Ранний подъем, ежедневные физические нагрузки, бассейн, свои ритуалы… И знаете, это огромное удовольствие – понимать, что ты крепкий и здоровый человек, который еще может многое сделать в своей жизни. И я знаю, ради чего выстраивается этот путь. Это мой зритель, которого не могу обмануть…
– Не обижало, когда называли «поющим прорабом»?
– Что, и такое было? Наверное, за спиной говорили? Услышал бы, честное слово, не обиделся. Работа на стройке настоящая, мужская. Этот опыт мне многое дал в жизни. Но, повторюсь, человек обязательно должен заниматься тем, к чему лежит душа. А иначе зачем жить? У меня было немало критиков. Говорили: «Не так поет, нет музыкального образования, его можно и дома послушать, зачем идти на концерты…» Бывали и такие, что возмущались: «Почему народ ходит на его концерты?» Причем писали это газеты, выходящие большим тиражом. Но результат был обратный: эта критика, порой доходящая до злопыхательства, дала силы работать дальше. Если тебя заметили, значит, ты сделал нечто такое, чего не смог сделать другой.
– Я слушала вашу песню на узбекском языке…
– Это был редкий опыт. Как-то знакомый, узбек по национальности, напел мне ее, песня понравилась. Но это была единственная попытка исполнить произведение на другом языке. Все-таки я татарский певец. К примеру, Ренат Ибрагимов или Алсу Сафина могут петь на двух языках. Они выросли и жили в двуязычной среде. Для них это органично, а вот мой репертуар – только на родном языке.
– Одна из ваших первых песен «Ак кулмэгэм» в свое время просто выстрелила. Эта популярность не мешала?
– Если честно, я в том далеком теперь 1993 году даже не подозревал о ее популярности. На радио она не звучала, как-то быстро разошлась по магнитофонам. Конечно, на концертах все время просили ее исполнить. С удовольствием пою ее до сих пор. Но потом были десятки других, которые так же дороги мне. Другой вопрос, что самому артисту нельзя становиться «рабом» одной песни.
– А если ее перепоет кто-то другой?
– Знаете, люди соблазняются красотой песни, берут ее в свой репертуар, но не всегда могут попасть в тот единственно верный тон. Перепевка не всегда получается удачной. Но бывает и наоборот. Песня должна найти своего «хозяина».
– С песнями-то все понятно, но как в вашу жизнь газета вписывается? Ведь вы издатель «Акчарлака», очень, признаюсь, популярного в татарской среде. Это для вас бизнес?
– Газета никогда не была для меня бизнесом. Это не тот круг деятельности, который приносит прибыль. И мы с супругой Рузилей, начиная новое для себя дело, прекрасно понимали это. Другое дело, что, видимо, наши творческие натуры требовали реализации в какой-то новой для себя сфере.
А как все к этому пришло? Мне звонят журналисты, нередко из русскоязычных газет, просят интервью. И я начинаю понимать, что мне тяжелее давать интервью, чем написать ответ. Попробовали. Смотрю, публикуют один в один, даже знаки препинания чаще всего не трогают. Получается, что я могу не просто грамотно излагать свои мысли, но и донести их до читателя так, что ему интересно читать написанное мной? Думаю, почему бы не попробовать себя в журналистике, не издавать газету. Тем более жена – человек творческий, увлеченный, которой тоже это близко. В конце концов, кто учил наших поэтов, вышедших из народа? Это талант, данный свыше. Или он есть, или его нет. Тут мне кажется невозможно научить, можно только с годами отточить свое мастерство.
– И газета, и сцена – серьезная нагрузка.
– Но нам это интересно! Отсюда и наш издательский дом родился, и творческое объединение.
– Вас тяжело вписать в шоу-бизнес.
– У меня своя дорога. И я с нее не сверну. Да, я не человек шоу-бизнеса в том смысле, как это понимают многие. Но мне и не хотелось быть его частью. Шоу-бизнес создает соперничество. Но оно оправданно на ринге, на лыжне. Моя жизнь – в песне. Я отказываюсь от выступлений на корпоративах, на свадьбах, каких-то гуляньях. Это не от высокомерия. Мне уже за пятьдесят, и, как никогда, чувствую ответственность за свои поступки, за свое слово. Волнуюсь перед каждым эфиром, перед каждым выступлением. В свои концерты вкладываю всю душу, но получаю взамен энергию моих зрителей. Мы всегда очень тщательно работаем над новыми программами, надеюсь, зритель дает им добрую оценку. Ведь в каждом случае это диалог с залом, в который вкладываю все свое уважение, всю свою любовь к тем, кто принимает меня и мое творчество…
Габдельфат Сафин: «Когда Дина Гарипова выступала в моей группе, мы называли ее Зыкина»
Почему звезда татарской эстрады с дипломом КИСИ Габдельфат Сафин советует всем жить в одноэтажных домах и какова рекомендуемая им площадь? Для чего 15 лет назад народный артист Татарстана решил издавать свою газету и какую роль в его жизни играет жена? Об этом и не только Сафин рассказал в интервью «БИЗНЕС Online».
Габдельфат Сафин: «У каждого человека свой голос, свой стиль. Это дано от Бога. Я нигде не учился. Может, было бы и хорошо, если учился бы» Фото: Сергей Елагин
«ВСЕ 7 МИЛЛИОНОВ ТАТАР — ПЕВЦЫ»
— Габдельфат, в следующем году вы будете отмечать четверть века творческой деятельности. Поэтому хочется спросить: согласны ли вы с тем, что нынешнее состояние татарской эстрады плачевно? Поют все кому не лень, говорят, число артистов уже дошло до 700.
— Я думаю, что не 700, а все 7 миллионов татар — певцы. Любой из них может записать песню и выпустить ее в эфир. Наш народ очень музыкальный. Вот я смотрю канал «Майдан», каждый человек может петь. Приодень его, выпусти на сцену — он споет! Например, в нашей деревне на 40 дворов половина населения достойна выступать на телевидении. Главное — это не голос, а душа. Придет время — все 7 миллионов обязательно запоют.
— Если родного языка не забудут.
— Песня в этом и помогает. Творчество способствует развитию человека. Вот мой отец (ему 94 года) такие стихи пишет, занимается творчеством. И так во всех аулах можно встретить пишущих стихи дяденек и тетенек.
— А вы песни на стихи отца исполняете?
— Нет, песни на его стихи я не исполнял, но читал их на сцене.
— Говорят, что сейчас среди зрителей на ваших концертах в основном люди пожилого возраста. Молодежь не приходит, это правда?
— Молодежи все меньше и меньше. Гастрольная деятельность, я так думаю, вскоре также уменьшится. Смотрят теперь по интернету, слушают по интернету, телефон в руках. Можно на концерт и не ходить. Вот когда приезжаешь в Сибирь, там в зале люди нашего поколения, молодые просто языка не понимают, а раз не понимают, то и не ходят. Им российская эстрада ближе.
— Но залы пока заполняются?
— Да ходят, наше поколение смотрит. 30-летние и 40-летние еще приходят, но думаю, что гастрольная деятельность со временем будет убывать. Даже то, что количество исполнителей увеличивается, этому способствует. Это так, но все же у каждого времени есть свои певцы, хорошие певцы, но их не так много. На российской эстраде сейчас все еще лидеры Григорий Лепс, Стас Михайлов, Филипп Киркоров.
— В то же время этих исполнителей ругают, считают попсой.
— Ну каждый певец занимает свою нишу.
«ИНОГДА МНЕ ХОЧЕТСЯ ВЕРНУТЬСЯ ОБРАТНО В СОЦИАЛИЗМ»
— Расскажите, а петь вы начали с детства? Говорят, что все, кто родился в Арском районе, очень музыкальны.
— О том, что я родился в Арском районе, наверное, многие хорошо знают. Появился я на свет в октябре 1962 года. Окончил Кырлаевскую школу. Это в пяти верстах от моей родной деревни. С четвертого класса на прицепе трактора ДТ нас возили на учебу. Зимой на сани стелили солому, но из-за того, что холодно, мы бежали все пять верст за повозкой. Это было хорошей школой, закалило нас. Сейчас же детей из дома забирают и на автобусе везут. Какая большая разница.
— Это хорошо или плохо?
— Ваш путь на сцену был тернист, сначала вы поступили в Казанский инженерно-строительный институт. Какая связь между стройкой и песней?
— Я горжусь тем, что закончил КИСИ. Строительство — совершенно другая отрасль. Оно дало мне для развития многое. Там была военная кафедра, я получил звание старшего лейтенанта, принял присягу. Учиться было тяжело, конечно, один сопромат чего стоит, научный коммунизм, философия. Хотя я учился не очень хорошо: двойки, тройки, четверки. А вот по высшей математике и научному коммунизму одни пятерки были. Сейчас я знаю, что такое строительство. У меня есть бригада по возведению одноэтажных домов.
— А как пришли к эстраде?
— Я окончил вуз. Когда учился, тяга к строительству была, а как начал работать, уже стало не так интересно. Меня поставили мастером, потом я перешел в обувное объединение «Спартак». Там назначили старшим мастером строительного цеха. Оттуда я, говоря по правде, сбежал на гастроли с фольклорным ансамблем «Сорнай». Это был очень популярный в селах коллектив. На работе я сперва пробовал отпроситься, но мне категорически отказали. Я начальник — взял и уехал. Хотя тогда существовала 33-я статья Трудового кодекса («Расторжение трудового договора по инициативе администрации» — прим. ред.). Это меня не испугало. Летом уехал, народ валом валил на наши концерты. Это было время художественной самодеятельности. К моему приезду оказалось, что меня уволили с работы. Спасибо, что не по статье.
— А ноты вы знаете?
— Нет, нотной грамоте не обучен. Мне напевают мелодию, по ней определяю, нравится или нет. Потому что тот, кто напевает, и сам не знает нот (смеется). От неожиданных людей получаешь неожиданные песни.
— На музыкальных инструментах играете?
— Да, на гармони и баяне.
— А мелодии не пишете?
«Несколько раз Дину на «Созвездие-Йолдызлык» номинировали, но Гран-при давали другим. Я пригласил ее к себе в группу, она два года выступала» Фото из личного архива Дины Гариповой
«ЧЕЛОВЕКА НЕЛЬЗЯ ЧЕМУ-ЛИБО НАУЧИТЬ, ЕСЛИ У НЕГО НЕТ ТАЛАНТА»
— Ваш голос узнаваем. А на заре выступлений не пытались петь как любимый артист?
— Нет. У каждого человека свой голос, свой стиль. Это дано от Бога. Я нигде не учился. Может, было бы и хорошо, если учился бы. Но у меня есть убеждение, что человека нельзя чему-либо научить, если у него нет таланта. Например, где есть факультеты поэтов? Их нет, а сколько песен исполняется. Кто учил, например, Роберта Миннуллина? Или Тукая? Он ведь нигде не учился, никакого звания нет. И певцы так же — только природный дар. Если голос не природный, то он искусственный. Вот Дина Гарипова — какой у нее голос! Когда она выступала в моей группе, мы называли ее Зыкина. Не по имени, а именно Зыкина. За чудесный голос.
— Это помогло ей выигрывать конкурсы?
— Несколько раз Дину на «Созвездие-Йолдызлык» номинировали, но Гран-при давали другим. Я пригласил ее к себе в группу, она два года выступала. Смотрю, через год она появилась на Первом канале — поет.
— А почему ее здесь не замечали?
— Она ведь скромница по своему характеру. Чтобы пробиться, нужно с людьми разговаривать на их языке.
— Получается, что первые шаги в профессии она сделала именно у вас?
— Да, начала петь в моей группе. Я ее впервые увидел на «Созвездии». Тогда ей 16 лет, наверное, было. Хоть она и не выиграла, я именно ее выбрал. Голос у нее отличался от остальных. Потом Дина ушла от меня, в Зеленодольске занималась с детьми, продолжала брать уроки вокала у педагога. У нее Богом данный голос, поэтому не пришлось пять лет учиться в консерватории. Доказательство этому — победа в шоу «Голос».
«Смотрят теперь по интернету, слушают по интернету, телефон в руках. Можно на концерт и не ходить. Вот когда приезжаешь в Сибирь, там в зале люди нашего поколения, молодые просто языка не понимают» Фото: Сергей Елагин
«УДАРЯЯ ПО СТОЛУ, НЕ ПОДНИМЕШЬ ТИРАЖИ, ВРЕМЯ ДИКТУЕТ СВОИ ЗАКОНЫ»
— С песнями все ясно, это ваше, а вот зачем газету начали издавать? Как известно, в настоящее время «Акчарлак» является самым многотиражным татарским изданием. В чем секрет успеха?
— Когда даешь интервью, не все туда умещается, остаются невысказанными мысли. Я потом журналистам начал говорить, чтобы вопросы написали, и стал досконально готовить ответ, хорошо подумав. Это показалось мне интересным. Потом Рузиля Мухаметова, работавшая в газете «Сабантуй», как-то сказала, что мои ответы до такой степени совершенны, что даже орфографических ошибок нет. Как написал, так и вышло. Она меня подтолкнула заниматься журналистикой, значит, есть талант. Татарский язык и литературу я на пятерки сдавал, сочинения очень хорошо писал. Газета появилась для того, чтобы свои мысли мог выразить.
Я интуитивно чувствую, когда журналисты работают, понимая того, что хочет народ. Не только я, но и Рузиля Сафина — моя супруга, без нее никак. Главным редактором надо было ставить того человека, который тебя понимает, а кто тебя понимает? Тот, кто живет с тобой. Но если бы у нее не было дара журналиста, то ее бы нельзя было поставить в газету. В молодости она писала, причем неплохо. Мы вдвоем стали выпускать газету. Один раз в месяц, тогда журналистов еще не было.
Помню, в Сорочьих Горах, когда еще моста не было, ходили паромы, автобус утонул. Одна женщина выжила, остальные погибли. И мы с Рузилей на пароме переправились на другой берег, нашли ее, взяли интервью. До сих пор помню. Потом через год с Алмазом Гимадиевым стали работать, сперва он был ответственным секретарем, сейчас главный редактор. Он о нас все знает, как родственник стал, ну и Рузиля Мухаметова к нам перешла, вот так стали выпускать раз газету в неделю. Удивительно, но мы сразу тираж набрали. Это только божья помощь. Хотя и изданий много. Вот, например, «Ирек мәйданы», Раиф Усманов — очень хороший издатель. В татарском медиапространстве равных ему нет.
— А у вас тираж какой?
— Летом тираж составляет 35 тысяч. К лету уменьшается, зимой опять возрастает до 40 тысяч.
— Газета прибыль приносит?
— Если человек чем-то занимается искренне, что называется, от души, все это будет приносить прибыль. Любое деяние. У нас в том числе. В газете работают отборные люди, мы их любим, журналисты же, в свою очередь, любят народ.
— На встрече Фарида Мухаметшина с представителями СМИ ваша супруга Рузиля Сафина рассказала, что вы выпускаете одну из успешных татарских газет, а премии вроде «Золотого пера» и гранты достаются лишь государственным изданиям, которые бы давно исчезли без помощи извне.
— Она правду сказала, это так. К нам отношение другое, но все же мы не ропщем, не хотим побираться. Чем больше даешь человеку денег, тем он меньше трудится. Система неправильно работает. Нужно ведь старательному фермеру помогать прежде всего. В медиа то же самое должно быть. Если издание успешное, значит, оно людям пользы приносит больше. Кого много читают, тем тоже надо помогать.
— Но государственным изданиям нелегко, почта, например, цены загибает.
— Эти же факторы и к нашим изданиям относятся. Это нам трудно, государственные СМИ неплохо живут. Говорят ведь, что если ребенок живет безмятежно, то перестает работать. А те дети, которые преодолевали трудности, ставили цели перед собой, добились в жизни чего-то.
— Вы сказали, что на концерты мало ходит молодежи, потому что языка она не знает. Не будет ли такого с читателями газет?
— Я это говорил про гастроли за пределами Татарстана, в республике же положение нормальное. У газеты одна особенность: ее начинают читать в основном с возрастом. Но будет ли современная молодежь, старея, приобщаться к газете — этого я не знаю. Они уже сейчас привыкли всю информацию искать в телефоне. Факт, но через какое-то время и для телевидения, и для газет, и для издательств наступят трудные времена. От этого никуда не деться.
— Вы имеете в виду национальные медиаресурсы?
— Не только национальные, в общем. Сейчас интернет все окутал. Это очевидно. Ударяя по столу, не поднимешь тиражи, время диктует свои законы.
«Если певец хочет быть певцом, то он не должен быть сосредоточен только на этом. И устаешь, и надоедает, в результате песня выходит не от души. Все превращается в автомат. По песне нужно соскучиться» Фото из личного архива Габдельфата Сафина
«СУДЬБА ТАТАР ТРАГИЧНА, ПОЭТОМУ У НАС В ПЕСНЯХ И ЕСТЬ МОҢ»
— Народ вас знает еще и как автора телевизионной передачи. На ТНВ вы рассказывали о забытых артистах, их трагической судьбе. Это тоже была попытка поменять вид деятельности?
— Я эту программу делал на свои деньги и приносил на ТНВ уже готовую передачу. Она была мне нужна, так как хотел показать любимых героев, близких мне по духу людей. Кое-кого не смог осветить, но в то же время не хотелось распыляться.
— Да, там была, например, интересная передача про Тахира Якупова, известного певца, умершего в нищете, продававшего семечки в конце жизни.
— Про этого человека можно фильм снимать. Тогда были живы его друзья, учителя, я собрал воспоминания, аналогично с другими героями по той же самой схеме действовал. Сценарист Искандар Сираджи — очень талантливый человек, мы вместе работали.
— Не хотели в интернете свой канал открыть? Ведь сейчас такая возможность есть.
— Нет, все объять невозможно.
— Этот проект коммерческую прибыль не принес, наверное?
— Ведь я за счет собственных средств делал. Но остался очень довольным тем, что показал народу любимцев. Цикл состоял из порядка десятка программ. Кое-что не успел сделать, например, про Хайдара Бигичева, мецената Асхата Галимзянова — про этого человека фильм можно снимать, он свою жизнь посвятил помощи сиротам. Думаю, его место в раю. Не зря Минтимер Шарипович ему при жизни памятник поставил.
— Ну так попросите денег, сделайте фильм!
— Это не мой стиль, ходить, что-то просить, побираться. Годами можно так ходить. Я лучше сам сделаю и получу от этого удовлетворение. Мне все равно не дадут.
— Сейчас таких героев уже и нет. Вот раньше были люди с трагической судьбой, жизненным опытом: воевали, сидели в тюрьме, были в плену и так далее.
— Согласен, судьба татар была трагична, поэтому у нас в песнях и есть моң (непереводимое дословно татарское слово, означающее одновременно грусть, тоску, печаль, кручину, мелодию, напев, гармонию, задушевность, лиризм — прим. ред.). Трудности и порождают моң, а если человек будет беззаботно жить, то его нет. Сейчас нет таких ярких личностей. Он умирает — и о нем сразу же забывают. А вот раньше были личности, вот это личности. Сююмбике, Тукай не рождаются, к сожалению. Старшее поколение, жившее при Брежневе, ничего, кроме дом — работа — дом, и не знали, не видели. Чтобы стимулировать творчество, нужен какой-то перелом в жизни, стресс. А сейчас же наша нация живет при другом виде стресса — страхе. Все живут сегодняшним днем, все боятся, что будет завтра, а раньше люди были уверены в будущем. Помню, моя мама говорила, что войны точно не будет, потому что Брежнев ее не допустит, мол, он ездит по разным странам, договаривается. Для них лишь бы не было войны, а остальное само собой получится.
«НАМ ПЕСНЯ СТРОИТЬ. ПОМОГАЕТ»
— Вы упомянули о своей строительной компании, расскажите об этом.
— Если певец хочет быть певцом, то он не должен быть сосредоточен только на этом. И устаешь, и надоедает, в результате песня выходит не от души. Все превращается в автомат. По песне нужно соскучиться. Газета — тоже. Пока она устраивает, но приходит время, надо там менять что-то. Если все идет по накатанной, это не есть хорошо. Я и сам такой человек, не живу по привычке. Меняюсь, туда-сюда пытаюсь приткнуться, но только туда, где я что-то умею, не буду же я создавать медицинский центр. Строительство мне знакомо, но это не компания, а, скажем так, бригада. Для меня это как хобби.
«Все живут сегодняшним днем, все боятся, что будет завтра, а раньше люди были уверены в будущем» Фото: Сергей Елагин
— Небоскребы не строите?
— Нет, только одноэтажные дома. Я знаю, что нужно человеку, людям не хочется по лестницам подниматься, да и лишняя площадь зачем? Народу нужно 100 квадратных метров. Это самое нормальное и семейной паре, и даже если двое детей есть. Я рассчитал, что такая площадь вполне достаточна. Мы ведь там не живем, а приезжаем лишь переночевать. Проснулся, дела сделал, вернулся домой.
— Бригаду контролируете сами? Составляете ли сметы, проверяете ли выполнение работ или кому-то перепоручили это дело?
— Проект мой, а остальное прораб выполняет.
— А свой дом сами построили?
— Нет, строительная фирма строила. Это были те времена, когда шабашников найти было трудно. Узбеков не было, таджиков не было, татар не было — все татары в колхозах работали. Долго строили, это сейчас дом можно за два месяца возвести. Но проект мой.
«СЕМЬЯ — ЭТО МИНИ-ГОСУДАРСТВО»
— Что думаете о татарских традициях, сохраняются ли они?
— Недавно в одну казанскую мечеть зашел, смотрю, там вовсю свадьба идет, музыка, кричат в микрофон, поют. Это мне не совсем понравилось. Я никах своей дочери Адили провел дома. Ты ее отдаешь замуж, поэтому она должна из отчего дома уходить. А как еще по-другому?
— Внуки есть уже? Вообще, сколько у вас детей, удалось ли их в татарском духе вырастить?
— Внуков нет, дочь недавно замуж вышла, сын Зульфат еще учится в вузе. Что касается национального образования, то они выросли в таком духе, дома мы на татарском языке разговариваем, даже русские слова не добавляем в свою речь. Как-то все само собой получилось. Видимо, это идет по наследству. Они оба окончили русскую школу, хорошо учились. Кто-то мучается, заставляет своих детей разговаривать на родном языке, бьет по столу, а у нас все естественно было.
«В дальних регионах страны, думаю, язык исчезнет со временем, сейчас самое важное — сохранить его в нашей республике» Фото: Сергей Елагин
— А у нашей нации будущее есть?
— В дальних регионах страны, думаю, язык исчезнет со временем, сейчас самое важное — сохранить его в нашей республике, на других ведь мы не можем повлиять. Хотя многое делается и для других регионов.
— Не только за пределами Татарстана, но и в республике приходилось наблюдать такую картину, когда подростки между собой общаются по-русски, хоть и знают родную речь, а что будет с их потомками?
Габдельфат Габдурахманович Сафин родился 11 октября 1962 года в селе Симетбаш Арского района ТАССР.
1980 — окончил Кырлайскую среднюю школу им. Тукая.
1987 — окончил КИСИ.
1992 — начал работать в Татгосфилармонии им. Тукая.
1993 — дипломант конкурса «Татар җыры-93».
1994 — создал студию «Моң» и собственный творческий коллектив.
2000 — лауреат премии «Алтын барс» на фестивале «Татар җыры-2000» за исполнение песни «Хыянәт».
2001 — лауреат премии «Алтын барс» на фестивале «Татар җыры-2001» за исполнение песни «Соңгы кыңгырау», начал издавать газету «Акчарлак», получил звание заслуженного артиста Татарстана.
2001 — начал издавать газету «Акчарлак».
2003 — начал издавать газеты «Уртак түшәк» и «Акчарлак сканворды».
2003 — лауреат премии «Алтын барс» на фестивале «Татар җыры-2003» за исполнение песни «Азалия».
2007 — выпускает журналы «Акчарлак-Гармония» и «Созвездие-Йолдызлык».
2009 — удостоин звания народного артиста Татарстана.