таривердиев микаэл биография личная жизнь национальность
Небеса обетованные Микаэла Таривердиева: каким был знаменитый композитор
Когда директор 43-й школы избил одноклассника Таривердиева, и тот из-за этого оглох, будущий композитор смело осудил взрослого мужчину на комсомольском собрании.
Арам Хачатурян так и не женил Микаэла на племяннице Лейле
Через Лейлу Микаэл познакомился с ее знаменитым дядей и загорелся желанием поехать учиться к нему в Москву, в Гнесинку. Так и вышло. И хотя дальше помолвки с его племянницей у Таривердиева дело не пошло, незлопамятный маэстро Хачатурян принял его на свой курс.
Он стал писать музыку для кино еще во время учебы в Гнесинке, когда студенты из ВГИКа Эльдар Шенгелая, Эдуард Абалов и Михаил Калик попросили украсить их курсовую работу «Человек за бортом», где в главной роли снялась Людмила Гурченко
Роковая авария
В 1962-м семья переехала в собственную квартиру на Профсоюзной. Но отдельное жилье, увы, не укрепило их семью, а наоброт. У Микаэла вспыхивало то одно, то другое увлечение на стороне. И оставив Елене с сыном это уютное гнездышко, Таривердиев ушел с одним чемоданом.
В 1964-м у него вспыхнул роман с красавицей актрисой Людмилой Максаковой. Их трехлетнюю страсть оборвала трагедия, причины которой сегодня трактуют по-разному.
Вера Таривердиева после смерти знаменитого мужа живет в одиночестве
Однако Максакова утверждает, что машину вел Микаэл.
По словам Людмилы, в тот вечер Микаэл в «Национале» приревновал ее к режиссеру «Баллады о солдате» Чухраю и выпил лишнего. Поэтому и не успел среагировать, когда человек перебегал дорогу.
Криминальная история привела к разрыву отношений актрисы и композитора, а переживания из-за всей этой катавасии стали причиной его проблем с сердцем. Именно они послужили причиной столь раннего, в 64 года, ухода Таривердиева из жизни.
Вежливый отказ
Всем известно, что именно Микаэл Леонович стал крестным отцом дуэта Галины с Сергеем Тараненко.
Но в другом интервью Беседина, развивая тему, призналась-таки, что Таривердиев все-таки отчаянно добивался ее. На 11-м Всемирном фестивале молодежи в Гаване ночью позвал кататься на лодке и признался: «Ну что добилась своего… Я люблю тебя!»
Груз 200
От этих любовных метаний композитора не могли отвлечь даже проблемы единственного сына.
Карен вырос, окончил военное училище, стал офицером спецназа ГРУ. Два с половиной года воевал в Афганистане. Выполнил 63 опасных разведзадания. Несколько раз был тяжело ранен. Награжден орденом Красного Знамени, двумя орденами Красной Звезды, пятью медалями.
Карен принял последнюю жену отца Веру, с которой композитор познакомился в 1983 году, когда та, молодая журналистка из «Советской культуры», обратилась к маэстро с просьбой написать статью о Родионе Щедрине. Таривердиев начал ухаживать за Верочкой, несмотря на то, что та была замужем, растила сына.
Позже она призналась, как ее преследовал страх, что роман с Таривердиевым откроется, и муж отберет у нее Васеньку. Микаэл Леонович даже обзавелся женщиной для прикрытия, отводящей подозрения от его романа с журналисткой. А когда перед Новым годом, днем 31 декабря Вера приходила к нему домой, они задергивали шторы, включали на видике «Иронию судьбы» с его чудесной музыкой и наслаждались друг другом…
Но бесконечно прятаться было невозможно. Она подала на развод и съехалась с Таривердиевым. Хотя все 13 лет их совместной жизни продолжала уважительно называть его на «вы».
Фото из личного архива семьи Таривердиева.
Микаэл Таривердиев
Микаэл Таривердиев — биография
Фамилия известного композитора Микаэла Таривердиева знакома всем любителям кинематографа. Достаточно назвать его шедевры, которыми засматривались многие поколения зрителей и сделали музыканта всенародно известным: «Ирония судьбы или с лёгким паром!» или «Семнадцать мгновений весны».
Его музыка звучит в 130 кинофильмах, а инструментальные концерты считаются одними из лучших среди творений современных композиторов. А ведь когда-то в Микаэла Таривердиева верила только мама.
Детство и юность, семья
Родился Микаэл Таривердиев 15 августа 1931 года в армянской семье в грузинской столице Тбилиси, ранее её названием был Тифлис. В семье были смешаны грузинские и армянские корни. Дедушка по материнской линии владел огромным фруктовым садом и трёхэтажным домом. Мама мальчика Сатеник Акопова была увлечена идеями большевизма, некоторое время она провела в тюремных застенках у меньшивиков. Отец Микаэла Леон Таривердиев командовал конным полком в Красной Армии.
Микаэл не успевал играть с мальчишками в футбол, забрасывал занятия в школе. Но юноша был совсем не похож на своих сверстников. Он подарил своей школе гимн. Мальчик всегда имел своё мнение, но когда он пошёл против решения директора школы, его тут же отчислили, и Таривердиев перешёл в вечернюю школу.
Музыкальная карьера
В музыкальное училище Михаил поступил в 16 лет и смог закончить его за год обучения. Парень получил первый свой заказ: необходимо было для театра оперы и балета написать два балета. Оба шедевра молодого композитора украшали сцену театра в Тбилиси. Два года эти постановки были настоящим украшением на родине Таривердиева. Композитор получил свой первый гонорар и купил модную шляпу.
Когда Микаэл учился в институте имени Гнесиных, к ним пришли ребята из ВГИКа. Они искали композитора, который написал бы музыку к готовящемуся к выпуску фильму. За работу студенты не могли предложить денег, а на творческих началах сотрудничать с ними отказались все, кроме. Таривердиева. Это был фильм «Человек за бортом», который стал в каком-то смысле пробой пера.
Когда она пригласила композитора подняться на сцену и поприветствовать зрителей, тот скромно отказался. А позже признался: он попросту испугался, что из-за волнения упадет на лестнице перед сценой. Отца арестовали. Он занимал пост Директора Центробанка в Грузии. Мать и сын не вдавались в подробности, прав или виноват их муж и отец. Они вынуждены были переезжать, менять квартиры, скрываясь от преследований.
Иногда им нечего было есть. Микаэл смог прокормить себя и мать, давая уроки музыки. Нужно было продолжать обучение по профессии музыканта и композитора. Таривердиев недолго проучился в консерватории в городе Ереван, его не устроило преподавание, и он, недолго думая, уехал в Москву. В Гнесинке у Микаэла принимал экзамен Арам Хачатурян, который только Таривердиеву поставил самую высокую оценку. Педагог вскоре сделал Микаэла своим любимым студентом.
Таривердиев сделал свой выбор в пользу нескольких музыкальных направлений: оперу и камерную музыку. С огромной любовью он относился к музыке к кинофильмам. Учился студент Таривердиев хорошо, но он испытывал материальные трудности. Отец вышел из тюрьмы, но устроиться на работу было очень тяжело, поэтому Микаэл вынужден был сам подрабатывать грузчиком. На Рижском вокзале работали студенты ВГИКа, они проговорились, что им нужен композитор.
Таривердиев получил второй заказ на создание музыки, он написал все музыкальные темы для фильма «Человек за бортом», а позже родилась музыка к картине «Юность наших отцов». Композитор Таривердиев впервые дебютировал в стенах Гнесинки с исполнительницей его романсов Зарой Долухановой.
В самом начале шестидесятых композитор Таривердиев пробует соединять поэзию и музыку. Так создалось трио «Меридиан», Микаэл Леонович соединил в дуэт Галину Беседину и Сергея Тараненко. Композитор помог найти себя Елене Камбуровой, открыл Аллу Пугачёву. Примадонна тогда только была в самом начале своего звёздного пути. Прямота в суждениях сделала невыездным композитора на целых 12 лет. Только после выхода на экраны фильма «Семнадцать мгновений весны» о Таривердиеве заговорили во весь голос.
Композитору предстояло выбрать исполнителя для песен в культовом фильме о советском разведчике. На пробы приглашали Муслима Магомаева, слушали Вадима Мулермана. Таривердиева что-то не устраивало, тогда ему предложили Иосифа Кобзона. Были и обиды на композитора, но фильм только выиграл от такого придирчивого выбора исполнителя. Создатель фильма Татьяна Лиознова не включила Микаэла Леоновича в списки для награждения Государственной премией. Но две премии «Песни-72» восстановили несправедливость.
Композитору многие завидовали, пытались сделать подложные документы о том, что музыка Таривердиева была украдена у композитора из Франции. Микаэлу Леоновичу пришлось потратить много нервов и здоровья, пока друзья не нашли подтверждения у самого французского композитора Франсиса Лея, что вся музыка, звучащая в фильме «Семнадцать мгновений весны» принадлежит перу Таривердиева.
Государственная премия всё же нашла композитора. Её вручили после «Иронии судьбы», а через 9 лет Микаэл Таривердиев стал Народным артистом. Микаэлу Леоновичу принадлежат оперы, органная музыка, балеты. Муза приходила по ночам. Когда Таривердиев побывал в зоне Чернобыля после аварии, то он написал симфонию для органа, посвящённую этому городу. Фильмов, в которых звучит музыка композитора, насчитывается более 130.
Микаэл Леонович, не выдержав такой несправедливости, спустя время приехал к Франсису Лею лично. Тот был удивлен до глубины души: оказалось, никакой телеграммы он не присылал. Это была чья-то издевка, едва не стоившая Таривердиеву карьеры.
Слава пришла к композитору несмотря на все палки, которые ему вставляли в колеса. И он наслаждался ею, как мог. Когда Юрий Андропов ему и еще нескольким деятелям искусства дал разрешение на парковку в любом месте города, Таривердиев без угрызений совести приехал и встал. на Красной площади!
В зрелые годы Микаэл Леонович занимался, в основном, инструментальной музыкой. Ему нравилось писать концерты для скрипки, фортепиано, органа. Его перу принадлежат оперы «Ожидание», «Граф Калиостро», «Девушка и смерть».
Личная жизнь
У высокого, стройного, всегда одетого по моде красавца Микаэла всегда было много женщин. Первые его две жены недолго были с ним в браке. Но первая супруга Елена Андреева родила единственного сына Таривердиева Карена. Сын выбрал для себя биографию военного: Рязанское военное училище, Война в Афганистане в спецназе ГРУ. Со второй женой Элеонорой Маклаковой тоже семьи не получилось.
На фото: Микаэл Таривердиев с женой Верой
С третьей женой Микаэл Леонович познакомился на «Московской осени». Вера Колосова по профессии музыковед. Вместе они прожили 13 лет, это был счастливый брак. Рядом с Верой Колосовой Микаэл Таривердиев впервые за долгие годы почувствовал, что не одинок. Ему было уже за пятьдесят, но новое чувство захватило мастера. Он мечтал, что встретит с Верой старость. Почему бы и нет? Здоровье до тех пор не подводило. Но. до поры до времени.
На фото: Микаэл Таривердиев и Людмила Максакова
Ему дали два года. Максакова же, вместо того чтобы присутствовать на заседаниях суда и поддерживать Микаэла, отдыхала и веселилась с друзьями. Это было предательство, простить которое Таривердиев не смог. К тому моменту за его плечами уже было два неудачных брака. Подрастал сын Карен.
Микаэл Леонович, не выдержав такой несправедливости, спустя время приехал к Франсису Лею лично. Тот был удивлен до глубины души: оказалось, никакой телеграммы он не присылал. Это была чья-то издевка, едва не стоившая Таривердиеву карьеры.
Слава пришла к композитору несмотря на все палки, которые ему вставляли в колеса. И он наслаждался ею, как мог. Когда Юрий Андропов ему и еще нескольким деятелям искусства дал разрешение на парковку в любом месте города, Таривердиев без угрызений совести приехал и встал. на Красной площади!
В зрелые годы Микаэл Леонович занимался, в основном, инструментальной музыкой. Ему нравилось писать концерты для скрипки, фортепиано, органа. Его перу принадлежат оперы «Ожидание», «Граф Калиостро», «Девушка и смерть».
Смерть
В 1990 году начало пошаливать сердце. Весной Таривердиеву сделали плановую операцию в Лондонском королевском госпитале. Один из клапанов сердца заменили на искусственный, после чего Микаэл Леонович любил повторять: «Теперь у меня железное сердце! Гарантия 40 лет!» Вот только срок службы нового органа оказался куда меньше. После чего прожил 6 лет.
Летом 1996 года вместе с Верой Гориспавовной композитор Микаэл Леонович отправился в Сочи, в санаторий «Актер». Там они провели незабываемые недели отдыха. Накануне возвращения в Москву Таривердиев умер внезапно во время отдыха в одном из санаториев в Сочи. Жена композитора написала книгу, в которой рассказала о его биографии.
Микаэл Таривердиев
Биография
Музыка Микаэла Леоновича Таривердиева, армянина по национальности, не знакома лишь тем, кто не видел фильмы «Семнадцать мгновений весны» и «Ирония судьбы, или С лёгким паром!». То есть на огромном постсоветском пространстве людей, не знакомых с его творчеством, практически не было.
Детство и юность
Мэтр родился в августе 1931 года в Тбилиси, который в то время носил старое название Тифлис. Семья будущего артиста имела благородное армяно-грузинское происхождение. Дедушка Гришо Акопов, отец матери, был владельцем огромного фруктового сада. У Гришо Акопова имелся роскошный дом в три этажа, в котором росла мама Микаэла Таривердиева Сато.
Несмотря на знатное происхождение, Сато Акопова в годы Гражданской войны увлеклась большевистскими идеями. Ей даже пришлось недолго побыть в тюрьме, куда её посадили меньшевики. По семейному преданию, с будущим мужем Леоном Таривердиевым, красным командиром конного полка, она познакомилась именно в эти дни. Полк Леона первым ворвался в Тифлис, освободив его от меньшевиков.
Микаэл был единственным ребёнком в семье. Мама посвятила ему всю свою жизнь. Именно она отвела 6-летнего сына в музыкальную школу при Тбилисской консерватории. В 8 лет он написал несколько пьес для фортепиано, а в 10 стал автором симфонии.
В школе у мальчика дела обстояли несколько хуже. За неимением времени, после уроков приходилось мчаться в музыкальную школу, он мало общался с ровесниками. Ребята гоняли мяч на стадионе и, образовав две вражеские группировки, дрались друг с другом. За неучастие в общественной жизни его недолюбливали.
Зато Микаэл написал гимн для родной школы. Правда, это его не спасло от изгнания. В предпоследнем классе он выступил на комсомольском собрании, защитив одноклассника. Тот оглох от удара, нанесённого ему директором школы. Доучиваться пришлось в вечерней школе.
В 16 лет юный музыкант поступил в музыкальное училище. Окончил его за год. Это было время первого триумфа. Балетмейстер Тбилисского театра оперы и балета попросил талантливого парня написать два одноактных балета. Он справился с этим заданием блестяще. Оба балета входили в театральный репертуар на протяжении двух лет. Первый гонорар Таривердиев потратил на красивую шляпу.
Юность Микаэла Таривердиева оказалась не безоблачной. В 1949 году его отца арестовали. В то время он был Директором Центробанка Грузии. Сын с матерью были вынуждены скрываться, переезжая из квартиры на квартиру. Пришлось даже поголодать. Чтобы как-то выжить, молодой пианист давал уроки музыки.
Потом был короткий период учёбы в Ереванской консерватории. Но здесь Таривердиеву не понравилось, и он отправился в Москву. Примечательно, что в это время пылкий юноша едва не женился. Он увлёкся племянницей знаменитого Арама Хачатуряна. Но девушка изменила ему, и Микаэл разорвал помолвку.
В институте Гнесиных Таривердиеву пришлось сдавать экзамен у дяди своей несостоявшейся невесты. Но Арам Ильич был справедлив. Парень оказался единственным, кто при поступлении получил от Хачатуряна твёрдую пятёрку и преодолел огромный конкурс. Более того, вскоре он стал его любимым учеником.
Музыка
В «Гнесинке» у молодого композитора и музыканта окончательно определился круг интересов: опера, камерная вокальная музыка и музыка к кинофильмам. Учёба шла успешно, но столичная жизнь оказалось слишком дорогой. В 1953 году, после смерти Иосифа Сталина, отца выпустили из заключения. Но помочь родители сыну не могли. Ему пришлось подрабатывать грузчиком на Рижском вокзале.
Музыка Микаэла Таривердиева «Не думай о секундах свысока» из картины «Семнадцать мгновений весны»Там парень познакомился с такими же, как и он, студентами ВГИКа. Как-то будущие актёры поделились, что ищут композитора для своей курсовой работы. Так появилась первая музыка Микаэла Таривердиева, студента 4-го курса, написанная к кинофильму. Он назывался «Человек за бортом». А в 1958-м была написана музыка к фильму «Юность наших отцов».
В «Гнесинке» появились первые вокальные циклы и состоялся дебют композитора в Большом зале столичной консерватории. Романсы Таривердиева исполнила известная певица Зара Долуханова. Они имели немалый успех.
В 1960-х композитор открыл себя в новом амплуа, которое назвал «третьим направлением». Маэстро пробовал доносить поэзию под написанную им музыку. Так появлялись монологи на стихи Андрея Вознесенского, Григория Поженяна и Эрнеста Хемингуэя.
Вскоре Микаэл Леонович начал работать с исполнителями, которые в содружестве с композитором становятся известными. Так именно Таривердиеву удалось создать трио «Меридиан» и вокальный дуэт Галины Бесединой и Сергея Тараненко. А также помог найти свой стиль Елене Камбуровой и дебютировать Алле Пугачёвой. Будущая Примадонна российской эстрады прославилась песнями к кинофильму «Король-Олень».
О человеческих качествах Микаэла Леоновича можно было судить по его благородным поступкам. Всемогущий Иван Пырьев, возглавлявший в то время Союз кинематографистов Советского Союза, направил Таривердиева представлять картину Калика во Францию. Но сам режиссёр, отсидевший в лагерях, был невыездным. Композитор отказался ехать без него. За это 12 лет его не выпускали за границу. Нет, его не травили и не разносили в пух и прах в газетах, но созданная атмосфера была таковой, словно Таривердиева не существовало.
Следующая волна популярности, вынесшая композитора на вершину, была связана с культовой лентой Татьяны Лиозновой «Семнадцать мгновений весны». Сегодня немыслимо представить этот фильм без музыки гениального Таривердиева, хотя поначалу он хотел отказаться от этой работы. Микаэл Леонович подумал, что речь идёт об очередном «шпионском» сериале.
Но, прочитав сценарий, сразу согласился. Пробовались на песни к фильму Муслим Магомаев и Вадим Мулерман. Они пели замечательно, но голоса, по мнению музыканта, не подходили. Был выбран Иосиф Кобзон, что стало причиной долгой обиды Магомаева.
О том, насколько важной считала музыку композитора режиссёр Лиознова, можно судить по беспрецедентно длительному «музыкальному» эпизоду встречи Штирлица с женой. Эта сцена длится без единого слова и действия 8 минут.
Музыка Микаэла Таривердиева в картине «Семнадцать мгновений весны»Сериал стал культовым сразу же после выхода и принёс огромную славу всем, кто имел к нему отношение. Но вот в список на Государственную премию СССР Микаэла Таривердиева не внесли. Это получилось из-за испорченных отношений с Татьяной Лиозновой. Она решила внести себя в титры не только как режиссёр, но и как соавтор-сценарист. Этому воспротивился Юлиан Семёнов. К Таривердиеву они обратились, как к третейскому судье. Тот встал на сторону Семёнова.
Зато народная любовь не обошла Таривердиева. Его песни из «Семнадцати мгновений весны» бесконечно крутились по радио и получили две первые премии на «Песне-72». Такая слава не понравилась менее удачливым коллегам и стала причиной грязной интриги, которая отняла у композитора немало здоровья.
Появилась сплетня, что музыку к ленте о легендарном Штирлице Таривердиев украл у французского композитора Франсиса Лея. Якобы точно такая же музыка была написана французом к фильму «История любви». Сначала были звонки – якобы из Франции – на Гостелерадио. Потом пришла фальшивая телеграмма в Союз композиторов с текстом:
«Поздравляю с успехом моей музыки в вашем фильме. Франсис Лей».
Злая шутка получила развитие. Многие коллеги, ранее считавшиеся друзьями, отвернулись от Таривердиева. Его произведения звучали всё реже на радио и телевидении. На концертах Микаэла Леоновича ему приходят записки с вопросами – правда ли, что он украл музыку у француза и советское правительство выплатило огромный штраф. Композитор сворачивает свою концертную деятельность. И когда он уже на грани нервного срыва, друзья помогают ему выйти на самого Франсиса Лея, который опровергает этот слух.
Микаэл Таривердиев — музыка из к/ф «Ирония судьбы, или С легким паром!» — «Снег под Ленинградом»Слава, которая пришла к композитору в 1977 году, словно была компенсацией за все прежние унижения. Вышел культовый фильм Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С лёгким паром!». Музыка Микаэла Таривердиева к песням на стихи Беллы Ахмадулиной, Анны Ахматовой и Марины Цветаевой была великолепной. Сами песни исполнила Алла Пугачёва.
За музыку к этому фильму Таривердиев получил Государственную премию СССР. Во многом – благодаря Эльдару Рязанову. Ведь музыкальная комиссия по госпремиям воспротивилась. Видимо, причиной оказался выбор Таривердиевым авторов стихов, которые ещё недавно были опальными. Звание Народного артиста Микаэлу Леоновичу присвоили в 1986-ом.
Композитор писал не только киномузыку, прославившую его, но и оперы, камерные вокальные произведения, органную и инструментальную музыку, балеты. Трудился, как правило, по ночам. Тогда муза к нему приходила чаще всего.
Одно из последних известных произведений музыканта – симфония для органа «Чернобыль», написанная им после поездки в заражённую зону вскоре после аварии. Позже он поделился, что не собирался ничего писать. Симфония родилась неожиданно, её навеяла увиденная трагедия.
Микаэл Таривердиев
Микаэл Таривердиев родился 15 августа 1931 года в Тифлисе (ныне Тбилиси).
Его родители были партийными работниками, убежденными коммунистами. Они с юности вели революционную борьбу. Его мать примкнула к революционерами в возрасте 17 лет, сидела в царской тюрьме. Родители познакомились на революционной работе.
К музыке его приобщила сестра матери, которая была глубоко музыкальным человеком, она училась в Тбилисской консерватории, обожала Шуберта и постоянно играла ему его произведения. Также, по воспоминаниям Микаэла Леоновича, сыграла роль сама атмосфера тогдашнего Тбилиси: «Это очень музыкальный город, и в нашем доме все дети занимались музыкой. Из окон летели звуки произведений Баха, Моцарта, Чайковского. Я жил в атмосфере всеобщего поклонения серьезному искусству. Это были самые первые детские впечатления».
Учился в 43-й тбилисской средней школе и в музыкальной школе-десятилетке при Тбилисской консерватории по классу фортепиано, в музыкальном училище Тбилиси по классу композиции профессора Шалвы Мшвелидзе.
В 14 лет он написал свой первый балет. Он отдыхал в санатории в Дарьяльском ущелье, где также был и режиссер Тбилисского театра оперы и балета Георгий Геловани. Однажды по радио передавали музыку Чайковского («Франческа да Римини»). Микаэл Таривердиев прослушал и отправился в клуб, где стоял рояль. Далее он по памяти исполнил только что услышанное им произведение. Он вспоминал: «Тут влетает какой-то человек и спрашивает: «Что это ты играешь?» Я отвечаю: «Понятия не имею, только что слышал по радио, и мне очень понравилось». Человек ужасно удивился, а я удивился тому, что удивился он: для меня повторить музыку по памяти было естественно, никакого дара я тут не видел. Вот так мы познакомились. Прослушав мои импровизации, он предложил мне попытаться на писать балет. Я написал. Представьте себе, этот балет поставили в театре, и он шел два сезона! А мне было всего 14 лет».
По настоянию матери он поступил в Ереванскую консерваторию, в которой проучился полтора года. За это время изучил армянский язык.
С 1953 по 1957 учился в Московском музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных (класс композиции А. И. Хачатуряна), а дебютировал композитор в Большом зале Московской консерватории, где его романсы исполнила Зара Долуханова.
Сам Микаэл Леонович считал, что как композитор он родился в 1957 году, когда написал цикл на стихи средневековых японских поэтов «Акварели».
Микаэл Таривердиев в молодости
Вместе с Эльдаром Рязановым он создал всеми любимый новогодний комедийный фильм «Ирония судьбы, или С лёгким паром!».
Всего написал музыку более чем к 130 фильмам.
В начале 1970-х годов участвовал в составе жюри популярного телевизионного конкурса «Алло, мы ищем таланты!».
Много писал для театральных постановок.
Театральные работы Микаэла Таривердиева:
Автор музыки для органа (три концерта), 10 хоралов «Подражание старым мастерам», симфонии для органа «Чернобыль» (1988), фортепианного трио, цикла пьес для фортепиано «Настроения».
Таривердиев является лауреатом 18 международных премий, в том числе премии Американской академии музыки (1975), премии японской звукозаписывающей фирмы «Виктор» (1978).
В 1993-1996 годах был художественным руководителем благотворительной программы «Новые имена».
Был членом редакционного совета журнала «Детектив и политика».
Основатель и президент Гильдии композиторов кино Союза кинематографистов России.
Песни Микаэла Таривердиева
Активно сотрудничал с музыкальным коллективом (трио) «Меридиан» из города Иваново.
В последние годы жизни Таривердиев много работал в области инструментальной музыки. Им написаны три концерта для органа («Кассандра», «Полифоническая тетрадь»), «Десять хоральных прелюдий», Симфония для органа «Чернобыль», в которой нашли отражение впечатления от поездки в Чернобыль вскоре после катастрофы. Среди сочинений Таривердиева также два концерта для скрипки с оркестром и «Концерт в романтическом стиле для альта и струнного оркестра», написанный композитором по заказу альтиста и дирижёра Юрия Башмета.
Смерть Микаэла Таривердиева
Скоропостижно скончался от острого сердечного приступа 25 июля 1996 года в последний день отдыха в сочинском санатории «Актёр», накануне обратного вылета в Москву.
Похоронен на Армянском кладбище Москвы.
На доме № 9 по улице Усиевича, где композитор жил более тридцати лет, установлена памятная доска. Имя Микаэла Таривердиева носит единственный в России Международный конкурс органистов, который с 1999 года проводится каждые два года в Калининграде.
В 1998 году была учреждена Премия за лучшую музыку имени Микаэла Таривердиева в рамках основного конкурса Открытого российского фестиваля «Кинотавр».
Личная жизнь Микаэла Таривердиева:
В 1960-е годы Таривердиев был влюблён в актрису Людмилу Максакову. Однажды ночью они вместе ехали на машине по Ленинградскому проспекту. За рулем его Машины была актриса. Внезапно на дорогу выскочил человек, Максакова его сбила. Микаэл Леонович, чтобы защитить ее от преследования, взял всю вину на себя. Ему грозила тюрьма, срок. Спасла только амнистия. Но актриса в самый драматический момент, когда шел суд, уехала из города. У Микаэла Леоновича, как он признавался, тогда чуть ноги не отнялись. Роман закончился. Потом эта история легла в основу сюжета фильма «Вокзал для двоих» Эльдара Рязанова и Эмиля Брагинского. Микаэл Леонович очень болезненно отреагировал на личную драму, которая вдруг стала публичной, запечатленной в кино.
Микаэл Таривердиев и жена Вера Таривердиева
Фильмография Микаэла Таривердиева:
Вокал Микаэла Таривердиева в кино:
Композиторские работы Микаэла Таривердиева в кино:
Песни Микаэла Таривердиева:
«Сорванную розу ветке не вернуть» (на стихи А.Исаакяна);
«Могила» (на стихи А.Исаакяна);
«Я помню всегда» (на стихи А.Исаакяна);
«Замшелый мрамор каменных могил» (на сонет Шекспира);
«О, как тебе хвалу я воспою» (на сонет Шекспира);
«Трудами изнурен» (на сонет Шекспира);
«Бывает так» (стихи Гайковича);
«Знакомая песенка» (стихи В.Орлова);
«Золотые сумерки» (стихи В.Орлова);
«Песенка по телефону» (стихи В.Орлова);
«В путь» (на стихи средневековых японских поэтов);
«Пути в столицу» (на стихи средневековых японских поэтов);
«Перед казнью» (на стихи средневековых японских поэтов);
«В тумане утреннем» (на стихи средневековых японских поэтов);
«Сон» (на стихи средневековых японских поэтов);
«А вы могли бы?» (на стихи Маяковского);
«Кое-что про Петербург» (на стихи Маяковского);
«Тучкины штучки» (на стихи Маяковского);
«Послушайте» (на стихи Маяковского);
«Вместо письма» (на стихи Маяковского);
«Песня о голубях» (на стихи С.Давыдовой);
«Дорожная песня» (на стихи С.Давыдовой);
«Песня о весне» (на стихи С.Давыдовой);
«Садовое кольцо» (стихи С. Гребенникова и Н. Добронравова);
«Твои глаза, как фары новых машин» (стихи С. Кирсанова);
«Твои рисунки» (стихи С. Кирсанова);
«И за белой скатертью» (стихи С. Кирсанова);
«Приезжай» (стихи С. Кирсанова);
«Вечерело» (стихи Л. Мартынова);
«Вода» (стихи Л. Мартынова);
«Листья» (стихи Л. Мартынова);
«Ты не печалься» (стихи Н. Добронравова);
«По вечерам» (стихи Н. Добронравова);
«Старинный романс» (стихи Беллы Ахмадулиной);
«Я думала, что ты мне враг» (стихи Беллы Ахмадулиной);
«Пятнадцать мальчиков» (стихи Беллы Ахмадулиной);
«Я ловил ощущение» (стихи Е.Винокурова);
«Окна» (стихи Е.Винокурова);
«Я лицо твое стал забывать» (стихи Е.Винокурова);
«Воробей-экспериментатор» (стихи М. Малишевского);
«Обезьяна и зеркало» (стихи М. Малишевского);
«Самолюбие» (стихи М. Малишевского);
«Критики и пузыри» (стихи М. Малишевского);
«Беседа» (стихи М. Малишевского);
«По-грачиному» (стихи М. Малишевского);
«Соловей и художественный совет» (стихи М. Малишевского);
«Я такое дерево» (стихи Г. Поженяна);
«Дельфины» (стихи Г. Поженяна);
«Вот так улетают птицы» (стихи Г. Поженяна);
«Сосны» (стихи Г. Поженяна);
«Мне хотелось бы» (стихи Г. Поженяна);
«Я принял решение» (стихи Г. Поженяна);
«Скоро ты будешь взрослым» (стихи Г. Поженяна);
«Ты уходишь, как поезд» (стихи Е. Евтушенко);
«Песня-Сказка О Старом Доме На Новом Арбате» (стихи В.Высоцкого);
«Топот ног» (на сл. Э.Хемингуэя в пер. А.Вознесенского);
«Зачем?» (на сл. Э.Хемингуэя в пер. А.Вознесенского);
«По мокрой земле» (на сл. Э.Хемингуэя в пер. А.Вознесенского);
«Убитый» (на сл. Э.Хемингуэя в пер. А.Вознесенского);
«С тобой когда-нибудь это было?» (на сл. Э.Хемингуэя в пер. А.Вознесенского);
«Чем отличается ночь ото дня?» (на сл. Э.Хемингуэя в пер. А.Вознесенского);
«Хвала рождеству» (на сл. Э.Хемингуэя в пер. А.Вознесенского);
«Мы тратим, что не воздано для трат» (на сл. Э.Хемингуэя в пер. А.Вознесенского);
«Любовь и сострадание» (на сл. Э.Хемингуэя в пер. А.Вознесенского);
«Я бросаюсь к тебе» (на сл. Э.Хемингуэя в пер. А.Вознесенского);
«Мы несем любовь в себе» (на сл. Э.Хемингуэя в пер. А.Вознесенского);
«Вечно живые» (на сл. Э.Хемингуэя в пер. А.Вознесенского);
«Маленький принц» (стихи Н.Добронравова);
«Радио» (стихи Людвига Ашкенази);
«Женщины» (стихи Людвига Ашкенази);
«Сигареты» (стихи Людвига Ашкенази);
«Я ей прямо так и сказал» (стихи Людвига Ашкенази);
«Облако пара» (стихи Людвига Ашкенази);
«Песня о новом поколении» (стихи Людвига Ашкенази);
«Тишины хочу» (стихи А. Вознесенского);
«Не трожь, человека, деревце» (стихи А. Вознесенского);
«Загляжусь ли на поезд» (стихи А. Вознесенского);
«Память» («Убил я поэму») (стихи А. Вознесенского);
«Свисаю с вагонной площадки» (стихи А. Вознесенского);
«Мой милый, что тебе я сделала?» (стихи М.Цветаевой);
«Попытка ревности» (стихи М.Цветаевой);
«Я к вам пишу» (стихи М. Лермонтова);
«Мгновения» (стихи Р. Рождественского);
«Песня о далекой родине» (стихи Р. Рождественского);
«Мне нравится» (стихи М. Цветаевой);
«Никого не будет в доме» (стихи Б. Пастернака);
«Со мною вот что происходит» (стихи Е. Евтушенко);
«Я спросил у ясеня» (стихи Владимира Киршона);
«По улице моей» (стихи Б. Ахмадулиной);
«Память» (стихи Д. Самойлова);
«Не исчезай» (стихи А. Вознесенского);
«Далекие красногвардейцы» (стихи М.Светлова);
«Песня старых комсомольцев» (стихи М.Светлова);
«Я другом ей не был» (стихи М.Светлова);
«Московский военный округ» (стихи М.Светлова);
«В разведке» (стихи М.Светлова);
«Болота проходит пехота» (стихи М.Светлова);
«Мы с тобою» (стихи М.Светлова);
«Эхо» («Не возвращайтесь к былым возлюбленным») (стихи А. Вознесенского);
«Песенка о цирке» (стихи Б. Ахмадулиной);
«Над пашней сумерки не резки» (стихи А. Вознесенского);
«Ностальгия по настоящему» (стихи А. Вознесенского);
«Благодарю, что не умер вчера» (стихи А. Вознесенского);
«Запомни этот миг» (стихи А. Вознесенского);
«Люблю» (сонет Шекспира);
«Сонет о курице» (сонет Шекспира);
«Я виноват» (сонет Шекспира);
«Увы, мой стих не блещет новизной» (сонет Шекспира);
«Сонет о яблоке» (сонет Шекспира);
«Любовь слепа и нас лишает глаз» (сонет Шекспира);
«Мешать соединенью двух сердец» (сонет Шекспира);
«Пылающую голову рассвет» (сонет Шекспира);
«Откуда такая нежность?» (стихи М. Цветаевой);
«Вот опять окно» (стихи М. Цветаевой);
«Островитянка» (стихи М. Цветаевой);
«Мне тебя уже не надо» (стихи М. Цветаевой);
«Забыть?» (стихи М. Цветаевой)
Нагрыды и звания Микаэла Таривердиева:
последнее обновление информации: 10.03.2020