тагирова шивлета викторовна биография
Студенты как источник прибыли
Особенности стратегии экспорта образовательных услуг Франции
Об авторе: Гульнара Амангельдиновна Краснова – доктор философских наук, ведущий научный сотрудник, профессор РАНХиГС. Шивлета Викторовна Тагирова – кандидат педагогических наук, директор по международным связям НИУ ВШЭ.
Динамика изменения числа иностранных студентов во Франции. Источник: Институт статистики ЮНЕСКО
По данным ЮНЕСКО, Франция занимает третье место в мире по количеству принимаемых иностранных студентов (7% от общего количества иностранных студентов в мире). К 2025 году Франция планирует увеличить вдвое количество иностранных студентов.
Более 50% иностранных студентов Франции – граждане Марокко, Китая, Алжира, Туниса и Сенегала. В целом географическое разнообразие иностранных студентов Франции выглядит следующим образом: 43% – представители Африки, 26% – Европы, 19% – Азии, 8% – Америки и 4% – Ближнего Востока.
На протяжении многих лет наиболее крупный контингент иностранных студентов – представители Королевства Марокко. Однако существует высокая вероятность того, что в ближайшие годы студенты из Китая могут потеснить студентов-марокканцев: Франция занимает шестое место в мире по приему китайских граждан на обучение.
Кроме того, в течение двух лет предполагается увеличить втрое число индийских студентов, в особенности на долгосрочных программах, ведущих к получению университетской степени (в настоящее время индийские студенты во Францию прибывают в основном для прохождения краткосрочных и среднесрочных программ). Эксперты отмечают, что предпочтение при наборе иностранных студентов отдается поступающим на программы магистерского и особенно докторского уровней.
Продвижение французского высшего образования за рубежом главным образом возложено на агентство «КампюсФранс» (CampusFrance). Агентство финансируется из государственного бюджета. Деятельность «КампюсФранс» направлена на повышение привлекательности французской системы высшего образования за рубежом, оказание содействия иностранным студентам в выборе учебных программ и учебного заведения.
В 2013–2014 годах доход государственного бюджета Франции от иностранных студентов составил около 4,65 млрд евро, из которых 3250 млн евро приходится на ежедневное потребление товаров и услуг, 563 млн евро – регистрационный сбор в вузах при зачислении, 364 млн евро – доход французских авиакомпаний от продажи билетов иностранным студентам и 466 млн евро – расходы иностранных граждан, прибывающих во Францию с целью навестить своих родных и близких, обучающихся во французских вузах.
Для сохранения высоких позиций национальной системы высшего образования на международном образовательном рынке 22 июля 2013 года во Франции был принят Закон № 2013-660 «О высшем образовании и научных исследованиях» (далее – Закон). Фактически это было началом официальных реформ системы высшего образования Франции. Они уже привели к существенным структурным изменениям, включая реформирование механизма управления на разных уровнях системы образования, расширения экспорта образовательных услуг, повышения привлекательности обучения во французских вузах для иностранных граждан.
Новый Закон предусматривает введение квот на дипломы техников высшей квалификации (фр. – Le brevet de technicien superieur, BTS) и университетские дипломы технологов (фр. – Le diploma universitaire de technologie, DUT). Кроме того, предусматривается подписание соглашений между подготовительными отделениями и университетами, открытие новых отделений бакалавриата, изменение управленческой структуры университетов, интеграцию стажировок в учебные программы. Учебным заведениям, предлагающим дипломы о высшем образовании, предписывается публиковать статистику об успеваемости своих студентов на выбранных ими специальностях, а также об их дальнейшем образовании и трудоустройстве после окончания вуза.
Особый акцент делается на развитии цифровых технологий в образовании. В соответствии со статьей 16 Закона вузы должны «выкладывать в свободный доступ электронные версии учебных программ в случае, если данные дисциплины позволяют это сделать».
Еще одним важным нововведением стало разрешение французским вузам вести преподавание не только на французском языке, но и на иностранном, в случае, если курс читается приглашенным зарубежным профессором. Данная мера направлена на увеличение предложения образовательных программ на английском языке. С момента принятия Закона о высшем образовании и научных исследованиях от 2013 года во французских вузах было запущено более 1000 англоязычных программ.
Новый Закон внес важные изменения также в законодательную часть Кодекса о въезде и пребывании иностранцев и праве на проживание. В результате миграционные процедуры для студентов и исследователей были упрощены. Кроме того, Закон изменил доступ на рынок труда студентам, имеющим степень магистра или эквивалентную ей, через авторизацию на временное проживание, а также условия для предоставления многолетнего вида на жительство.
Исследователи в случае непредвиденной потери работы не по их воле в соответствии с Законом уже не теряют вид на жительство, дальнейшее его продление гарантируется при соблюдении условий, прописанных в Законе. Предусмотрена подача заявок на временный вид на жительство не только в префектурах, но и в университетах, подписавших соглашения с префектурами. В общей сложности было открыто 25 таких пунктов приема заявок в 2013 году, и планируется их дальнейшее увеличение до полного охвата всех вузов.
Ряд французских университетов внедрили систему «Единое окно поддержки иностранных студентов». Она предусматривает оказание всяческого содействия в адаптации и интеграции иностранных граждан, прибывших на обучение, в университетскую жизнь и жизнь французского общества. Предоставление необходимой информации о студенческой жизни в вузе, оказание помощи в приобретении медицинской страховки, продлении учебной визы, поиске жилья, встреча в аэропорту и многое другое. И это – лишь незначительная часть услуг, предоставляемых «Единым окном» университета. Каждый вуз самостоятельно устанавливает функционал для своего «Единого окна».
В рамках предварительных консультаций до парламентских дебатов было проведено обсуждение по видам на жительство для иностранных студентов, имеющих начальное профессиональное образование и опыт работы. В ходе дебатов в Сенате и в Национальном собрании было выдвинуто несколько идей, которые могли бы усилить миграционную политику привлекательности Франции для иностранных студентов и молодых квалифицированных специалистов. Министр высшего образования и научных исследований предложил в целях содействия перехода иностранных студентов на рынок труда в статусе наемных работников продлить срок действия разрешения на предварительный вид на жительство, пересмотреть трудовое законодательство и статус таких иностранных граждан.
В целом реформы высшего образования Франции в части экспорта образования позволяют сохранять позиции французских университетов в привлечении иностранных студентов и неуклонный ежегодный прирост их числа.
Тагирова шивлета викторовна биография
Состав межведомственной рабочей группы по реализации приоритетного проекта утвержден заместителем Губернатора Новосибирской области А.П. Титковым и включает ректоров, руководителей международных служб образовательных организаций высшего образования, представителей областных исполнительных органов государственной власти Новосибирской области.
Совещание проходило с участием в онлайн режиме заместителя администратора приоритетного проекта, разработчика паспорта приоритетного проекта, референта Международного департамента Минобрнауки России Шивлеты Викторовны Тагировой.
Шивлета Викторовна поприветствовала участников совещания от лица руководителя приоритетного проекта – Статс-секретаря – заместителя Министра образования и науки Российской Федерации П.С. Зеньковича, администратора приоритетного проекта – директора Международного департамента Минобрнауки России И.Н. Ганьшина, поблагодарила за активное участие Новосибирской области в реализации приоритетного проекта.
В соответствии с протоколом заседания проектного комитета по основному направлению стратегического развития Российской Федерации «Международная кооперация и экспорт» от 28.08.2017 № 56 (6) в сводном плане приоритетного проекта по функциональному направлению 5 по контрольной точке «Рекомендации по продвижению летних российских программ дополнительного образования среди иностранных школьников» за Новосибирской областью закреплена промежуточная контрольная точка: до 15.05.2018 Новосибирским государственным университетом во взаимодействии с Минобрнауки Новосибирской области, экспертами рабочих органов приоритетного проекта, межведомственной рабочей группой должны быть разработаны и направлены в Минобрнауки России рекомендации по разработке и продвижению российских программ дополнительного образования нового поколения, в том числе онлайн-курсов, для различных категорий иностранных граждан.
В сводном плане приоритетного проекта по функциональному направлению 8 по контрольной точке «Условия пребывания иностранных граждан в период их обучения на территории Российской Федерации» за Новосибирской областью закреплена промежуточная контрольная точка – разработка механизма государственно-частного партнерства при создании и модернизации межвузовских кампусов для иностранных обучающихся на уровне субъекта Российской Федерации. До 20.10.2020 Минобрнауки Новосибирской области во взаимодействии с экспертами рабочих органов приоритетного проекта и межведомственной рабочей группы должны быть разработаны и направлены в Минобрнауки России рекомендации по формам и инструментам развития государственно-частного партнерства с учетом региональных особенностей субъектов Российской Федерации при создании и модернизации межвузовских кампусов для иностранных обучающихся в образовательных организациях высшего образования.
Новосибирский государственный технический университет, входящий в Консорциум образовательных организаций-экспортеров, участвует в реализации мероприятий 3 функционального направления приоритетного проекта.
Конструкт для проектирования регионального паспорта приоритетного проекта членам рабочей группы представила заместитель начальника управления – начальник отдела высшей школы управления научно-образовательного комплекса и инноваций Минобрнауки Новосибирской области, эксперт рабочего органа приоритетного проекта Ю.В. Северина.
Участникам совещания рекомендовано на основе результатов онлайн-анкетирования, проведенного Новосибирским государственным университетом экономики и управления, предложить мероприятия по улучшению условий пребывания иностранцев в Новосибирской области. В онлайн-анкетирование приняли участие почти 800 иностранных студентов, обобщенные результаты на совещании были озвучены начальником отдела науки и инноваций Минобрнауки Новосибирской области Д.В. Шведовым.
Начальник управления маркетинга региона, внешнеэкономической деятельности и туризма министерства экономического развития Новосибирской области А.Г. Ивашина на совещании рассказала о мерах государственной поддержки мероприятий по продвижению образования за рубежом, запланированных в рамках внедряемого регионального экспортного стандарта Новосибирской области.
В завершение совещания заместитель директора Центра информатизации НГТУ О.Е. Аврунев презентовал информационную систему «Мониторинг экспортного потенциала региональной системы образования», разработанную по заданию Минобрнауки Новосибирской области.
В соответствии с результатами мониторинга экспортного потенциала региональной системы образования сегодня в Новосибирской области по очной форме по программам высшего и среднего профессионального образования обучается 6769 студентов. В соответствии с задачами приоритетного проекта данное значение к 2025 году должно возрасти в 3,5 раза. Интерактивная карта информационной системы НГТУ показала, что в Новосибирской области обучаются иностранные граждане из 56 стран мира.
Ежегодная российско-французская конференция ИГСУ открылась в Париже
25 октября в Российском культурном центре на набережной Бранли в Париже начала работу ежегодная международная конференция, посвященная сотрудничеству в сфере образования.
Ставшая уже традиционной, третья встреча экспертов носит название «Российско-французское партнерство: цифровая революция и инновационные образовательные технологии» и посвящена, как видно из названия, новым реалиям университетской жизни. Конференция организована ИГСУ в сотрудничестве с Международной ассоциацией университетских профессоров и доцентов при ЮНЕСКО (IAUPL) и при поддержке посольств России во Франции и Франции в России.
Ректор РАНХиГС Владимир Мау, обратившись к собравшимся с приветственным словом, отметил значение и символизм конференции для ее организаторов и площадки проведения: «И в истории Академии, и в истории Русского центра в Париже останется тот факт, что именно наша конференция в октябре 2016 года стала первым мероприятием, которое прошло в только что открытом центре». Он поблагодарил Министерство науки и высшего образования и Шивлету Тагирову, руководителя проектного офиса приоритетного проекта «Экспорт российского образования». Несмотря на изменения, происходящие в сфере образования сегодня и вызванные ускоряющимся темпом жизни, распространением новых технологий, появлением новых профессий и отмиранием старых, ценность фундаментального образования резко возрастает. Университеты тоже переживают изменения, сегодня их невозможно представить без академического сотрудничества, совместных исследований, конференций, студенческих обменов, общих программ с ведущими научными и образовательными центрами Европы и мира. «В содействии экспорту национального высшего образования в цифровую эпоху, в расширении университетских контактов мы видим залог дальнейшего успешного развития политического, экономического и гуманитарного сотрудничества России и Франции», — подчеркнул Владимир Мау и предложил считать конференцию открытой.
Чрезвычайный и полномочный посол Российской Федерации во Франции Алексей Мешков обратил внимание на то, что провести подобное мероприятие непросто, а сделать его традиционным, с расширяющейся год от года аудиторией – это большой труд. Именно такие и подобные контакты позволяют российско-французским отношениям в образовательной сфере развиваться динамично. Посол напомнил, что между нашими странами «подписано более 500 соглашений, разработано, согласовано и реализуется более 170 совместных программ, их осваивает более 5000 студентов. По частоте соавторства в науке Франция – третья страна в мире, с которой русские пишут статьи». В 2015 году подписано Соглашение о взаимном признании образования, квалификаций и ученых степеней, в мае этого года подписана двухсторонняя дорожная карта по развитию мобильности, обучению студентов. Важную роль в развитии сотрудничества играет Российско-французский сетевой университет; этот проект открыт для новых вузов-партнеров. Активно развиваются программы с использованием цифровых элементов, поэтому, подчеркнул г-н Мешков, тема конференции особенно актуальна.
Максим Сафонов, заместитель президента Российской академии наук, зачитал обращение Президента РАН Александра Сергеева, в котором также подчеркивались актуальность выбранной организаторами для дискуссии темы и вопросы сотрудничества между университетами в процессе подготовки кадров для современной экономики и в научных исследованиях. В приветственном слове Мишеля Ге, генерального секретаря Международной ассоциации университетских профессоров и доцентов (IAUPL) при ЮНЕСКО, зачитанного Олегом Курбатовым, доцентом Университета Париж-13 CEPN, сказано об общем языке человечества – науке. Г-н Ге назвал ее «сокровищем, которое нужно хранить» и призвал делать это в рамках сотрудничества. Цифровую революцию, по его мнению, следует рассматривать как вызов для стран и цивилизаций, этот вызов требует от нас помнить о ценностях знания и использовать новые возможности для их преумножения.
Директор ИГСУ Игорь Барциц подчеркнул важность контактов в образовательной среде России и Франции, которая доказана всем объемом проделанной совместно работы: растет количество программ двойного дипломирования, ведется согласование содержательной части образовательных модулей, студенты и преподаватели имеют возможность учиться и работать в университетах страны-партнера. Важную роль в этих процессах играют возможности, предоставленные новыми технологиями. Университет – среда социализации, место взросления человека. Студенты приходят в университет с горящими глазами, они будто обращаются к профессору со словами: «Удиви меня!» Поэтому в любом современно организованном, высокотехнологическом процессе незаменимой остается роль преподавателя.
Ректор РАНХиГС Владимир Мау подчеркнул, что сегодня люди учатся не для того, чтобы получить очередной диплом, «корочку», а для того, чтобы повысить свою квалификацию, стать более конкурентоспособным, получить новые знания. При этом новые знания нужны не только в своей профессии, сегодня наиболее успешные люди часто работают не по специальности. Поэтому, по мнению Владимира Мау, бессмысленно прогнозировать перспективные специальности, следует говорить о непрерывном образовании. И в этом постоянном образовании должны быть обязательные, непреложные блоки, как история КПСС в свое время, как английский язык – современная латынь. Таким must know должна стать цифровая грамотность. Академия будет внедрять цифровое пространство и развивать программы цифровой подготовки независимо от специализации и направления основного образования.
Шивлета Тагирова отметила, что цифровизция позволяет расширить рамки и стирает границы в образовании. Рынок образования становится высоко конкурентной сферой, образование – это пятая статья бюджета. Страны, экспортирующие образование, имеют возможность привлекать в экономику талантливых людей. Россия заинтересована в развитии экспортного потенциала своего образования. Есть запрос и от бизнеса учитывать их интерес в привлечении иностранных студентов. Поэтому появился и развивается Приоритетный проект «Развитие экспортного потенциала российской системы образования», цель приоритетно которого увеличение доли несырьевого экспорта России. По расчетам, доход национальной экономики должен увеличиться предположительно в 4,5 раза. Реализация проекта осуществляется совместно с созданным Консорциумом образовательных организаций высшего образования, который насчитывает сегодня 40 членов.
Тьери Гарро, президент Цифрового университета AUNEGE, обратил внимание собравшихся на важность распространения знаний для всех. В это смысле особую значимость приобретают открытые образовательные ресурсы, которые зародились 20 лет назад, когда государство решило создавать виртуальные цифровые кампусы для дистанционного образования. Затем они выросли до тематических цифровых университетов. Нужно и дальше поощрять развитие открытых образовательных ресурсов, привлекать больше пользователей. Среди национальных приоритетов должен оказаться ряд вопросов: упрощение перехода из школы в вуз; развитие курсов/программ для бакалавриата; создание инструментов и технологий для более эффективного обучения в бакалавриате; мониторинг информационных технологий для внедрения в образовательный процесс наиболее подходящих; вовлечение тех сегментов населения, у которых ранее не было доступа к этому массиву данных. Для решения всех этих задач необходимо расширение и укрепление контактов между вузами при сохранении самобытности университетов.
Эрванн Тисон, директор по исследованиям в Институте Сапиенса, считает, нужно понять, какой мир нас ждет и как поставить человека в центр будущего цифрового пространства. Цифра напрямую связывает потребителей и производителей, как результат мы видим радикальные изменения – происходит уберизация всех секторов экономики. На этом фоне образование кажется почти не изменившимся – школьный класс все от же. Но если не меняться, можно погибнуть. Цифра предоставляет возможности, которых раньше не было: преодолеваются границы, стираются различия между столицей и периферией, появляется доступ к самым полным, самым ценным источникам информации, библиотекам. Изменяется мотивация, цифра ставит ученика, студента в центр педагогического процесса. Студенты заинтересованы не просто принять информацию, а связать ее с практикой. Цифра дает возможность обучаться всю жизнь и не чувствовать себя скованным однажды полученной квалификацией. При этом существенно уменьшаются расходы на образование. В то же время сами университеты начинают работать более эффективно, отказываясь от бумажного документооборота и сокращая расходы на администрирование. Должно вырасти и доверие к образованию, когда университеты будут аттестованы через систему подтверждения качества и глубины знаний.
Жан-Франсуа Фиорина из Школы менеджмента Гренобля поддержал эту мысль. По его мнению, бизнес школы должны оказать содействие и обеспечить гарантию качества образования. Цифровизация позволяет иметь неограниченную аудиторию, но технология – это лишь средство достижения целей образования. За технологиями должен стоять грамотный педагог. Современный преподаватель должен не только преподавать и быть исследователем. То, что происходит в научных лабораториях, должно выходить в виде стартапов выходить в экономику. Сегодня, отметил г-н Фиорина, меняется подход к партнерским отношениям – они сочетают в себе сотрудничество и соперничество, что в конечном итоге должно способствовать повышению качества образования.
После пленарного заседания работа конференции продолжилась в формате панельных дискуссий. Участникам предстояло обсудить вопросы становления цифрового государства и роли университетов и академического сообщества в этом процессе, а также развития Российско-Французского университета как инструмента цифрового взаимодействия, включая сотрудничество с бизнесом.
Наиболее яркими и содержательными, по мнению наблюдателей, стали секции «Реформы образования и науки во Франции и России. Онлайн образование и новая модель университета», которую модерировали директор Российско-французского центра ИГСУ Елена Пономаренко и доцент хабилитат Университета Париж-13 Олег Курбатов, и «Цифровое государство и цифровая экономика: роль университетов», вели которую заместитель директора ИГСУ Александр Быстряков и Николай Неновски, профессор университета Пикардии им. Ж.Верна (Амьен). Представители ИГСУ выступили с докладами «Электронное образование в контексте реформ университетов: мир и Россия» (Елена Пономаренко) и «Инновационные финансовые технологии – криптовалюты» (Александр Быстряков).
Основную подготовительную работу по организации конференции, а также приглашение и переговоры с ключевыми спикерами с французской стороны провели Елена Пономаренко и возглавляемый ею Российско-французский центра ИГСУ.
Тагирова шивлета викторовна биография
И снова выпускной на подфаке!
26 июля в институте состоялся торжественный выпуск второго потока студентов подготовительного факультета – иностранных граждан, поступающих в российские вузы.
Выпускники первого потока – 84 слушателя – получили сертификаты об окончании Института Пушкина еще месяц назад, 27 июня. А всего в этом году подготовительный факультет окончили 244 слушателя, представляющие Алжир, Анголу, Боливию, Бразилию, Вьетнам, Иран, Китай, Лаос, Румынию, Судан, Чад – всего 30 стран.
Большинство ребят проявили большое старание в учебе и сдали экзамены на отлично и хорошо. «Сегодня мы все отмечаем ваши прекрасные результаты. Думаю, это большое счастье для преподавателей и студентов», – приветствовала слушателей заместитель декана подготовительного факультета Анна Бычкова.
Проректор по международной деятельности Шивлета Тагирова пожелала успехов выпускникам: «Теперь вы вместе с нами можете нести в этот мир красоту русской культуры, литературы и русского слова. Отныне вы – посланники русского языка, и надеемся на сотрудничество, всегда рада вас видеть в стенах института. Вы всегда можете надеяться на нашу дружбу и поддержку».
«Подфак – это только трамплин для того, чтобы студент взлетел и дальше обучался в российских вузах. Вы только начали изучать русский язык. А что нужно сделать, чтобы знать язык хорошо? Правильно – нужно делать домашнее задание», – напутствовала ребят декан подфака Наталья Татаринова.
Для того чтобы совершенствовать знания русского языка и успешно учиться по выбранной специальности, Наталья Васильевна прямо со сцены дала рекомендации своим выпускникам: использовать портал «Образование на русском», читать книги на русском языке, самостоятельно заниматься. И, конечно, гулять по летней Москве.
В этом учебном году на подготовительном факультете Института Пушкина впервые обучалась большая группа афганских студентов – 27 человек.
«Я горжусь, что присутствую на таком мероприятии, – обратился к выпускникам министр-советник Посольства Афганистан в России Мохтаат Хомаюн. – Мы всегда говорим молодым студентам, что это только начало. Вы должны пройти путь Толстого, Достоевского, Пушкина и других знаменитых русских писателей и поэтов. То, что вы получили возможность учиться здесь – это большой дар Бога. Любите друг друга и своих преподавателей. Успехов вам!»
Атташе по культуре Посольства Афганистан в России Шах Султан Акифи поздравил соотечественников и других выпускников подфака: «Вы провели часть своей жизни в стенах этого знаменитого вуза. Вы выучили русский язык. То, что приводит нас, иностранцев, к дружбе и взаимопонимания – это общий русский язык. Как бы афганцы могли бы понимать друзей из Индии, Бангладеш, Африки, Латинской Америки, если бы не было этого языка, который мы все понимаем и на котором говорим? Не забывайте своих преподавателей, я уверен, что они относились к вам как мамы и папы».
Торжественная церемония завершилась студенческим концертом. Выпускники подфака подготовили шуточную инсценировку, посвященную трудностям русской грамматики, исполнили несколько песен и танцев.
После торжественной части началось самое трогательное: фотографии на память, слова благодарности преподавателям, прощальные слова друг другу. Ведь хотя эти ребята и остаются в России, учиться они теперь будут в разных вузах. Но то время, когда они пришли учиться на подготовительный факультет Института Пушкина и выучили первые русские слова, не забудется никогда!
С самого начала учебы слушатели подготовительного факультета принимали активное участие в праздничных мероприятиях и концертах института.
Одним из таких героев стал артистичный студент из Индии Маниш Кумар. На родине он преподавал классический индийский танец, а в России увлекся русскими танцами. Манис выступал на Пушкинском конкурсе «Что в имени тебе моем» и на фестивале «Красная площадь», играл роль поэта в постановке «Пушкин и Натали».
На всех экзаменах по окончании подготовительного факультета, кроме русского языка, Манис Умар получил пятерки. Но русский язык – сложный, поэтому четверка тоже неплохо. У себя на родине он закончил бакалавриат и магистратуру факультета журналистики и даже успел поработать: снимал новостные сюжеты на телевидении и делал передачи для детей на радио.
– Расскажите немножко о своей семье. Кто ваши родители?
– Мой отец бизнесмен, мама ведет дом. У меня есть два старших брата, один работает милиционером, второй – врачом. Мой родной город называется Мирут, он находится в 40 километрах от столицы Индии, Нью-Дели.
– Расскажите, как вам в голову пришла мысль учиться в России?
– Когда я учился в своем городе на факультете журналистики, то там я изучал русский язык два месяца. Потом я узнал о сайте Russia.study (официальный сайт для отбора иностранных граждан на обучение в России), зарегистрировался, и меня пригласили на обучение в институт. Почти 10 месяцев я изучал здесь русский язык.
– Вы уже чувствуете, что начали что-то понимать?
– Да. Когда я начал изучать русский язык в Индии, то не знал ничего о России и русской культуре, а когда приехал сюда, то очень много узнал. Например, как русские отмечают праздники. Больше всего мне нравится Масленица – мы ходили на этот праздник с нашей преподавательницей.
– Вы активно выступаете в танцевальном ансамбле, вам это нравится?
– Танцы – это мое хобби. В Индии я шесть лет преподавал танцы. Индийский народный танец классический у нас называется Катхакали. Вы знаете, у нас в Индии много богов, и люди танцевали для богов. Эта традиция и сейчас существует, особенно в Южной Индии. Там очень много людей занимается классическим танцем.
– Что-нибудь еще интересное запомнилось вам во время учебы здесь?
– Я запомнил, что в России есть праздник субботний, когда люди очищают свой город, свою страну. Мы тоже ходили в парк, много работали… В тот день у меня было чувство, что да, русские люди отличаются от других. Они в самом деле делают что-то для своей страны, своего города. Мне очень нравится, я вспоминаю это. И еще люди России, в Москве, очень добрые. Всегда помогают.
– Какие у вас планы на будущее?
– Я всегда хотел быть журналистом, поэтому буду поступать на факультет журналистики РУДН. И еще хочу лучше узнать русский язык, откуда появляются слова, все хочу узнать об этом языке.
– В будущем вы хотели бы работать в России или в Индии?
– Пока не решил. Может быть, я буду работать в России. У нас дипломатические отношения между Индией и Россией очень хорошие. Может быть, здесь или в Индии.
О нас
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина»