Тачки и деньги не главное
Крутая «тачка»: необходимость или «понты» и лишние траты?
Те, у кого есть автомобиль, знают, что расходы на свою любимую «ласточку» или «лапочку» обычно немаленькие. И помыть любимую надо, и «накормить», и застраховать, и в машинный «салон красоты» отдать, если что-нибудь поломается. Мой знакомый, например, тратит на свою «Маздочку» около 30 тысяч рублей в месяц. Не знаю, что он там с ней делает, но, говорят, это еще не так уж и много. Бывает и хуже.
Зато моя подруга лучше сэкономит на своем «Рено», но купит себе очередную сумочку. Летом она даже пересаживается со своего железного коня на велосипед. Для нее машина – средство передвижения, а не роскошь или показатель статуса. Лично я считаю такой подход правильным. И очень уважаю другого своего знакомого за то, что он вполне может позволить себе тот же «Лексус», но ездит на простенькой малолитражной иномарке.
Раньше я удивлялась, почему он не купит себе «тачку покруче», раз у него есть на это деньги. Но он мне доходчиво объяснил, что на юркой малолитражке на наших городских дорогах он чувствует себя гораздо комфортнее, чем на дорогой иномарке. Ведь главная задача машины – быстрее доставить своего хозяина из точки А в точку Б. И его рабочая лошадка с этой задачей вполне справляется. А дорогущий джип он себе еще купит – тогда, когда сможет не задумываться о том, сколько бензина такой агрегат «кушает» и сколько будет стоить его обслуживание. Логично, не правда ли?
Но, увы, далеко не все люди так рассуждают. Для многих автомобиль – это мечта. А в своих мечтах мы хотим только самое лучшее. Поэтому и мечтаем не о “Жигулях-Копейке”, а о какой-нибудь навороченной «Бэхе». В том, чтобы мечтать, нет ничего плохого. По-моему, проблемы начинаются тогда, когда мы не соизмеряем свои мечты со своими возможностями. А в эпоху повального кредитования держать себя в руках становится все сложнее.
С помощью рекламы, телевидения, журналов и прочих средств массовой информации нам давно уже втемяшили в голову, что автомобиль – это не просто средство передвижения, а показатель успешности и состоятельности человека. Если ты катаешься на «Бумере Х5», значит ты крутой “перец”, преуспевающий член общества. А если у тебя «Жигули» пятой модели, ты — неудачник.
Вот люди и лезут в долги и кредиты ради навязанных нам стереотипов доказательства своего могущества. И часто забывают о том, что дорогой автомобиль дорог во всем. И купить его – еще полдела. Машину еще придется обслуживать, заправлять, страховать. И чем престижнее автомобиль, тем выше эти расходы.
А со временем радость от покупки автомобиля проходит и нам начинает казаться, что не такая уж и крутая у нас тачка. Есть и круче, значит, и стремиться нужно обладать тачкой покруче. Словом, автомобиль – это довольно-таки дорогостоящая игрушка. Но при этом еще и необходимая. Но затраты на содержание автомобиля вполне реально снизить. Как? Самое главное – вспомнить об его истинном предназначении. Тут самое время вспомнить моего друга с малолитражной иномаркой. И решить, что вам дороже – ваши деньги или «понты». Я не говорю о том случае, когда вы можете себе позволить и то, и другое. Но если вы относитесь к этой категории, то вряд ли сейчас читаете мою статью.
Итак, попробуйте просто взять и осознать этот факт. И вы сразу почувствуете, как жить станет намного легче. Половина расходов отпадет сама собой. Подумайте о тех людях, которые загнали себя в кредитную петлю и все-таки стали обладателями дорогих авто. Думаете, они теперь счастливы? Но ведь они теперь вынуждены расплачиваться за свои машины и лишать себя множеств других радостей жизни.
После того, как вы разобрались с тем, зачем вам на самом деле нужна машина, можно перейти к следующему пункту – как на ней сэкономить. Вот несколько простых вещей, о которых мы часто забываем.
— Установите на свой автомобиль газобаллонное оборудование. Газ стоит дешевле, чем бензин.
— Соблюдайте правила, тогда и штрафы не придется платить, и автомобиль будет реже требовать ремонта. Старайтесь также ездить аккуратно и не попадать в аварии. Да, тот «козел на джипе» вас подрезал, но это не повод показать ему, где раки зимуют. Пострадает-то в итоге не только его, но и ваша машина.
— Всегда обращайте внимание на количество «лошадей» под капотом машины. Автомобиль сам по себе может стоить недорого, но вот налог на него влетит вам в копеечку. То же самое касается марки автомобиля. Оценивайте марку автомобиля не по его престижности или красоте интерьера и экстерьера, а по дороговизне и наличию в продаже необходимых запчастей. И помните: если большая часть ваших денег уходит на автомобиль, то порядок в финансах нужно начинать наводить с вашей головы, а не с бюджета.
Комментарий эксперта
Максим КОЗЫРЕВ, финансовый аналитик компании «Атанор»:
«У меня суки, деньги, тачки» Почему вся Россия говорит о Моргенштерне и в чем секрет его успеха
Кадр: клип El Problema
Последние несколько недель 23-летний рэпер Моргенштерн не исчезает из заголовков СМИ: артист выпустил четыре клипа, набравшие в сумме более 60 миллионов просмотров, был осужден за пропаганду наркотиков в песнях, получил предложение руки и сердца от своей девушки, устроил скандал на музыкальной премии, попал в больницу и успел выпустить сразу два альбома с разницей в неделю. «Лента.ру» рассказывает, почему вся Россия говорит о 23-летнем рэпере из Уфы, чем он прославился и в чем секрет его популярности.
Последние альбомы
В конце мая Моргенштерн выпустил четвертый студийный альбом Million Dollar: Happiness (название его, по-видимому, — камень в огород рэперу Pharaoh, последняя пластинка которого носит название Million Dollar Depression), а неделю спустя — пятый, Million Dollar: Business. Оба релиза оказались относительно популярными — свыше миллиона прослушиваний на Spotify собрали более половины треков с Happiness (один из них, бэнгер Show, и вовсе шесть миллионов), на Business до миллиона достали почти все композиции. Обе пластинки две недели находились в топе чарта Apple Music — в конце мая Business оказался на первом месте, а Happiness — на третьем. Во «ВКонтакте» оба релиза набрали свыше 55 миллионов прослушиваний.
Кадр: клип El Problema
Альбомы, несмотря на явно подразумевающееся концептуальное разделение, мало друг от друга отличаются, разве что в Business не так много хулиганских скитов (на Happiness рэпер, к примеру, рыгает на протяжении 40 секунд, а его бывший битмейкер Слава Мэрлоу там же стыдит Алишера за злоупотребление наркотиками). При желании треки с обеих пластинок можно было бы перетасовать — и от этого ничего бы не изменилось. По большому счету это все тот же фирменно-нарциссический изи-рэп о деньгах, сексе, наркотиках и успехе.
Что, конечно же, вполне ожидаемо, просто Моргенштерна с момента его первого громкого успеха куда больше интересует не исследование новых жанров и музыкальное творчество в принципе, а создание бэнгеров. Формулу их разработки он, как ему кажется, нашел еще с выходом «Нового Мерина». Моргенштерн мыслит не альбомами, а синглами, и их у него невероятное множество. Правда, как и в случае с пластинками, различия между ними тоже найти порой затруднительно — проверьте сами.
Последний «суперхит» Алишера — ода ему самому с перечислением заслуг и побед в 2020 году. Моргенштерн хвастается, что открыл собственный ресторан, накупил автомобилей, а также получил звание «Женщина года» и стал самым обсуждаемым артистом. Для того чтобы слушатели точно не пропустили ни одного его коммерческого приобретения или полученного звания, в конце ролика все они приводятся в виде списка. За полгода музыкальное видео набрало свыше 80 миллионов просмотров, ну а сам Моргенштерн еще и особняк успел приобрести — вероятно, вскоре нас ждет песня и про это.
В коллаборации Алишера с российской поп-певицей и видеоблогеркой Клавой Кокой песня «Мне пох» получилась неожиданно лиричной — Кока в ней поет о любви к мужчине, которому, однако, не стоит доверять, и потому отношений между ними не случится. Моргенштерн предстает в своем привычном нигилистическом амплуа: рассказывает, что «купит подругу», что не верит в любовь и что ничего, кроме денег, его не волнует. Ролик, вышедший в начале декабря 2019-го на канале Коки, собрал свыше ста миллионов просмотров.
У меня суки, деньги, тачки,
У меня в сумке пачки, пачки.
Девочка ночью громко плачет,
Ну а мне — а мне пох
Через полгода еще в одном звездном коллабе с Егором Кридом и рэпером Thrill Pill Моргенштерн вновь объявит о своем отношении к девушкам — а именно о готовности их бить. Часть своего куплета исполнитель даже не читает, а проквакивает — демонстрируя, что на содержание трека ему, в общем-то, все равно, главное — попадать в бит. Клип на «Грустную песню» оказался не таким успешным, как совместка с Кокой: опубликованный на YouTube-канале Thrill Pill, он собрал около 70 миллионов просмотров.
Папа хочет дать.
Папа хочет Барби.
Barbie хочет бабки.
Захочу — ударю, шаришь?
Один из первых громких успехов Моргенштерна в целом и определил весь его дальнейший творческий путь — клип про то, как юный артист хвалится только купленным новеньким Mercedes, настолько зашел публике, что с тех пор все главные бэнгеры Алишера так или иначе были про деньги, славу, тачки и сучек. Выложенный в конце лета 2019-го ролик собрал более 100 миллионов просмотров.
В записанной с только покинувшим Black Star Тимати песне El Problema Моргенштерн сокрушается из-за дилеммы, какую тачку приобрести — Lamborghini или Ferrari. Клип заканчивается бахвальством артистов о том, что они при помощи рекламных интеграций (которых в ролике уйма) сумели заработать 50 миллионов рублей еще до релиза. Этот ролик с середины сентября 2020-го собрал 118 миллионов просмотров. Внимание к нему, в частности, было приковано признанием Моргенштерна и битмейкера Славы Мэрлоу, что они «пукнули в бит трека с Тимати» — использовали в качестве сэмпла для нот преобразованный и завуалированный пердеж Алишера в микрофон.
«Вся страна будет слушать мой пердеж и даже не догадается об этом», — хвастался рэпер на видеозаписи, сделанной во время работы над песней. Через несколько дней после публикации записи в сети появилось видео с извинениями музыкантов перед Тимати. Впрочем, конфликт этот мог запросто оказаться искусственным: Моргенштерн уже разыгрывал подобную партию, выпуская свой главный хит.
На еще одну композицию с маркой автомобиля в названии — Cadillac — был снят самый популярный клип Моргенштерна: на момент написания материала он набрал более 120 миллионов просмотров. В этом фите с рэпером Элджеем (Алексей Узенюк) Алишер цитирует сам себя — фраза «делать деньги, *****, вот так» уже звучала в песне «Вот так» 2018 года.
Эй, посмотри,
Два мульта на мне — часы,
Три на шее, семь под жопой,
Мне чуть больше двадцати
Клип на Cadillac был выпущен в начале июня и сопровождался целой чередой скандалов — сначала Алишер вместо ожидаемого видео выпустил ролик под названием «Пососи», которому обиженные поклонники принялись ставить дизлайки. Моргенштерн не растерялся и призвал фанатов установить рекорд по дизлайкам. Что и было сделано — клип стал самым «заминусованным» в российском YouTube, опередив даже видео Тимати и Гуфа на песню «Москва» (сейчас у «Пососи» — 2,5 миллиона дизлайков).
А выпущенный затем клип на Cadillac вскоре пропал из YouTube — Элджей в Instagram заявил, что музыкальное видео выпускаться не будет. Между артистами, по-видимому, произошел биф — Моргенштерн пообещал вернуть ролик, после чего рэперы отфолловили друг друга в соцсетях. Похожая история приключилась с Элджеем во время выхода клипа на песню «Розовое вино», записанную с Федуком; пара поссорилась из-за того, как именно следовало представить композицию — как песню Элджея или Федука. Впрочем, Cadillac вскоре вернулся на YouTube, а Моргенштерн с Узенюком быстро помирились, чем убедили фанатов в том, что конфликт был разыгран ради привлечения внимания.
Выявляется паттерн: при всей однообразности хитов Моргенштерна, в которых он, как правило, бахвалится деньгами, машинами и насыщенной половой жизнью, в провокационных методах их продвижения рэпер чрезвычайно креативен. В интервью блогеру и комику Даниле Поперечному он заявил: «Я все-таки не музыкант, я больше шоумен. Мне больше приносит удовольствие реакция людей и провокация, а не стать каким-то, *****, музыкантом великим. Мне это неинтересно».
Выходок у Моргенштерна предостаточно, с ними артист регулярно (а в последние недели — чуть ли не ежедневно) оказывается в инфополе. И звание самого скандального рэп-артиста Алишер получил вполне заслуженно.
Скандальные выходки
В плагиате Моргенштерна обвиняют регулярно и зачастую небезосновательно; к примеру, музыку к композиции Turn it on!, фиту с исполнительницей Palc, выпущенному в начале 2019-го, Алишер взял из песни американского рэпера Tekashi 6ix9ine и пуэрториканца Anuel Aа BEBE. Артист открыто заявил об этом в интервью Дудю: «Просто ******* [украл], потому что какой-то тречок надо было сделать».
Помимо этого, рэпера обвиняли в плагиате King рэпера XXXTentacion (на треке «Вечный сон»), De(a)d исполнителей Dmtboy и Hearty («Я съел деда»), «Когда твоя девушка больна» группы «Кино» («Когда буду умирать») и 27 Федука (Cadillac). Так же — бесчисленные сравнения обложек, стиля, внешнего облика и много чего еще. Неудивительно, что с таким обширным перечнем даже очевидные оммажи вроде трека Lollipop («Песенке» группы «Руки Вверх») слушателями стали восприниматься как плагиат.
Последним, кто обвинил Моргенштерна в воровстве, стал рэпер Слава КПСС, заявивший в диссе, что Алишер в новом альбоме украл флоу одного из его сценических образов — Воровской лапы. Речь идет о треке «Последний бит от Славы» с Million Dollar: Happiness, и метод читки там и правда похож на композиции Воровской лапы.
4. Устроил шоу на своем суде
В начале июня Зюзинский районный суд Москвы признал Алишера виновным в пропаганде наркотиков в клипах на треки «Розовое вино-2» и Family, записанные с недавно освободившимся из тюрьмы рэпером Yung Trappa. Артист устроил из процесса шоу: приехал к зданию суда на дорогом спорткаре McLaren 600LT, попытался пройти в здание с кинжалом в трости, записал и выложил в соцсети десятки видео из зала суда. Моргенштерна приговорили к штрафу в 100 тысяч рублей; своей вины рэпер не признал и справедливо заметил журналистам, что хайп в СМИ, возникший из-за процесса, оказался для него куда ценнее потраченных денег.
3. Сжег сто тысяч рублей
Еще одну сотню тысяч рублей Моргенштерн попросту сжег — в 2018 году он обратился к подписчикам с вопросом, стоит ли ему потратить эти деньги «на шлюх» или превратить в пепел. Поклонники выбрали первое, однако Алишер все равно их спалил; позже он заявил Дудю, что этот перформанс принес ему немало хайпа: «Это же такая дешевая реклама. Всего сто тысяч ты заплатишь, а все будут об этой ***** ****** [ерунде говорить]».
YouTube Vakin Chvain
2. Закатил скандал на премии «Муз-ТВ»
На церемонии вручения музыкальной премии «Муз-ТВ», прошедшей в начале июня, Моргенштерн закатил скандал, когда награду за «Лучшего исполнителя» вместо него вручили Александру Ревве (комик занимается музыкой под псевдонимом Артур Пирожков). Победителя определяли зрительским голосованием. Алишер поднялся на сцену и обвинил телеканал в подтасовке результатов. Рэпера наградили за клип El Problema в номинации «Лучшее видео», однако сам он явно планировал забрать все четыре главные премии.
Все это выглядит как еще одна пиар-акция, причем согласованная — хотя бы потому, что именно благодаря скандальной речи Моргенштерна на премию «Муз-ТВ», уже давно никого не интересующую, обратили хоть сколько-то внимания. Впрочем, Алишер в интервью Поперечному утверждает, что «просто взял ситуацию в свои руки».
Этот мув, что «покажите голоса на экран», что я якобы разоблачил, — да все и так все прекрасно понимали. Зато какое шоу!
Это не единственный раз, когда Моргенштерн превращает в спектакль признание своих заслуг: в ноябре 2020-го на премии GQ «Человек года», забирая награду в категории «Лучший музыкант», Алишер выступил с речью, которую в 2012-м на этом же мероприятии толкнул хип-хоп-исполнитель Oxxxymiron (Мирон Федоров). Включая части про жизнь на окраине Лондона и татуировщика Саню из Прибалтики. В общем-то понятно, почему артиста так любят приглашать на премии — он готов и в платье за званием «Женщина года» на сцену выйти.
1. Открыл ресторан в разгар пандемии
В конце октября 2020-го Моргенштерн открыл в центре Москвы ресторан Kaif Provenance. Не помешали его планам ни пандемия коронавируса, ни бешеные суммы на ремонт и реновацию помещения (70 миллионов рублей) ни то, что большинство его подписчиков позволить себе обед в этом заведении, скорее всего, не смогут. «Это как минимум классная игрушка. Это не сделано, чтобы заработать денег. Если бы я хотел заработать денег — я бы открыл, *****, закусочную или бургерную, школьников кормить», — говорил рэпер Дудю.
Моргенштерн стал звездой благодаря хоть и не всегда искреннему, но прямолинейному, даже слегка наивному понторезничеству. Его нарциссические, простые и во всех смыслах пошлые тексты, которые он даже не дает себе труда четко выговаривать, и образ позолоченного панк-пофигиста, открыто сообщающего поклонникам, что ему нужны только их деньги, идут в контраст с высокодуховной «любовью к фанатам» какого-нибудь Оксимирона (что уж говорить об эстрадных исполнителях). Прием, конечно же, совсем не визионерский; провокации и песни-кричалки были в ходу и у ранних американских SoundСloud-рэперов. Но сумасшедший успех Моргенштерна любопытен именно в контексте той страны, в которой он стал суперзвездой благодаря своим выходкам, — в России подобных антигероев можно пересчитать по пальцам, и спрос на них невероятно высок.
Нигилистическое, наплевательское отношение Моргенштерна к нормам морали и к фанатам оказалось близко представителям его собственного поколения и более поздних поколений, поскольку ощущается куда более искренним на фоне бесконечной цензуры, пропаганды и искусственно выращенных звезд. Словом, если в чем-то Алишер и гениален, так это в умении заставить массы людей слушать свои мем-песни и однообразные бэнгеры.
И, естественно, такое поведение привлекает массу хейтеров, обвиняющих артиста во всех смертных грехах; при этом ничего по-настоящему ужасного и из ряда вон выходящего Моргенштерн вроде бы и не совершал. Хоть Алишер и квакает об избиениях женщин в «Грустной песне», в насилии его, как Тентасьона, никто не обвинял. Его заигрывания с бандитской эстетикой в одном из последних клипов — на песню Pablo — остаются именно что сценическим образом: в банду, как Текаши, он не вступал и не пытался расправиться с ненавистниками. Ну, а за пропаганду веществ в треках, спасибо непоследовательной и драконовской антинаркотической политике России, можно привлечь каждого второго российского рэпера.
Другое дело, что кроме провокаций и откровенного показушничества Моргенштерн в музыке ничем не занимается (по крайней мере начиная с «Легендарной пыли» — в ранних его работах еще были намеки на какую-то искренность в треках). Начав делать бэнгеры, Алишер так и не смог остановиться, поэтому песни с обоих Million Dollar так похожи на треки с «Легендарной пыли», поэтому из этих пластинок о личности рэпера и его переживаниях почти ничего не узнать, поэтому в интервью Моргенштерн все больше рассуждает о том, что будет делать, «когда закончится хайп», и поэтому все чаще устраивает внемузыкальные провокации и пускается в бизнес-авантюры вроде открытия ресторана в пандемию или собственного охранного предприятия. Так что не исключено, что рано или поздно Моргенштерн отойдет от музыки, но в инфополе непременно останется — слишком уж комфортно он себя там чувствует, и неважно, идет ли речь о видеоблогинге, ТикТоке, передаче «Модный приговор» или эстрадной сцене с Дмитрием Нагиевым и Ксенией Собчак по соседству.
«У людей машина за 4 миллиона, а денег на бензин нет!» Откуда в России столько дорогих иномарок, если средняя зарплата — 25-30 тысяч рублей?
Население России с каждым днем становится все беднее и беднее, россияне экономят на культурном досуге, еде и походах в кино. А вот на машинах не экономят. Достаточно проехаться или пройтись даже по самому захудалому российскому городу, и там каждая пятая машина на дороге — навороченная «бэха» или «Лексус» последней модели. Про столицы нашей родины и говорить не стоит — там впору устраивать автомобильные шоу с последними достижениями мирового автопрома. Что интересно, в Европе, где средняя зарплата в разы выше российской, да и в целом уровень жизни гораздо выше, такого нет. Там крутые иномарки попадаются крайне редко. Почему же в России все жалуются на маленькие зарплаты, но при этом при средней зарплате в 30 тысяч рублей ездят на дорогих иномарках? На этот вопрос попытались найти ответ пользователи портала The Question:
Объяснений тому ровно три.
Первое. Средняя заработная плата — это как средняя температура по больнице. У кого-то жар, а кто-то уже умер и остыл. В среднем 36,6. То есть средние показатели очень обманчивы и неинформативны. В данном случае средняя зарплата скрывает разброс заработных плат по отраслям, по видам деятельности, по регионам. А при разбросе всегда есть некоторое множество с высоким показателем. То есть при скромной средней зарплате есть люди с очень высокой заработной платой.
Второе. Между заработными платами и совокупными доходами — большая разница. Например, у менеджера может быть небольшая зарплата, но солидный годовой бонус. При этом у низкодоходных групп населения в совокупных доходах преобладают зарплата и социальные выплаты, а у высокодоходных групп — разного рода предпринимательские доходы, доходы по акциям, по банковским депозитам, доходы от сдачи в аренду коммерческой и жилой недвижимости и пр. То есть богатые люди не живут на зарплату. Они получают доходы другой природы.
Третье. Значительная часть заработных плат и других доходов находится в тени. Полностью «белую» зарплату получают работники бюджетной сферы — учителя, врачи, библиотекари и др. Они не покупают дорогих авто. Заработки наемных работников в коммерческом секторе выплачиваются полностью или частично в «конвертах», чтобы минимизировать налоги, которые работодатели должны платить за работников. Поэтому никто в стране не знает, какая у нас средняя зарплата.
В России имеет место быть огромный разброс доходов у богатых и бедных (раз в 15 разброс между 10% самых богатых и 10% самых бедных). То есть если у нас 80% людей может иметь 20% машин, а 20% людей имеют 80% машин, оттуда и создаётся такое впечатление, что в стране всё замечательно.
То есть ситуацию еще можно обрисовать так — среди бедных слоев 1 машина на 5 семей, а у богатых 5 машин на семью — по машине на члена семьи. Подробнее — например, в Питере на 5 миллионов населения 1 миллион машин. Из 5 миллионов населения у нас тысяч 500-700 богатых, почти у них всех есть по машине и не по одной даже. То есть половина машин в городе вообще принадлежит верхним слоям населения, пока вторая половина либо давится в метро, либо катается на «приорахе».
Хочу отдельно заметить, что машин в целом в РФ на душу населения меньше, чем, например, в Голландии, хотя осознать это, живя в Москве или Петербурге, сложновато, но на то есть статистика (пробки у нас больше из-за отвратительной организации движения).
Медианный доход (не средний) в России 20 тысяч рублей, и благодаря сильному разбросу доходов у нас куча дорогих машин и иллюзия, что в стране люди живут «богато», когда на самом деле ситуация в регионах довольно тяжелая, а нищих в стране больше 20 миллионов (сюда стоит добавить еще 70 миллионов просто бедных и небогатых, у которых машины встречаются).
У небогатых машины появляются за счет относительно недорогих автокредитов (по сравнению с ипотеками и обычными потребительскими), поскольку автокредит имеет меньше рисков для банка. Таким образом, купить что-нибудь тысяч до 500 часть населения все-таки может.
О среднем классе можно было бы что-то сказать, если бы он вообще в стране был (Росстат нарисовал 15% среднего класса в РФ, но реально он процента 4 и уменьшается из-за эмиграции).
Смотря какие машины считать дорогими. Если речь идет о представительском классе (Porsche, Bentley), то это просто неправда. Таких машин очень мало по сравнению с остальными. Если же считать дорогими машины за миллион рублей, то их много из-за того, что почти все они приобретены в кредит. В старые добрые времена, когда еще не было санкций, западные банки с удовольствием давали нашим банкам дешевые кредиты при условии, что те использовали эти деньги для автокредитов, предназначенных на покупку авто западных производителей. Таким образом они поддерживали свою автомобильную промышленность, создавая дополнительный спрос на ее продукцию. Кроме того, автокредит — это в принципе очень выгодная вещь. Риск невозврата минимален. Даже если заемщик потеряет работу, он сможет таксовать. И обязательно будет это делать, чтобы не потерять машину.
Все идет от менталитета. Большинство наших граждан готовы жить в долгах и кредитах, чтобы быть не хуже, чем сосед, у которого BMW X5. Но у него зарплата 150 тысяч, а у вас 30. Знаю много примеров, когда у людей машина за 3-4 млн, но они иногда не находят денег на бензин. В той же Европе люди не гонятся за дорогими машинами.
Во-первых, в стране есть, на минуточку, вторичный рынок авто. БМВ, «Ауди» и прочая возрастом в десять-пятнадцать лет может снаружи выглядеть очень свежо, эти машины за такой возраст не превращаются в ржавые корыта. Вы же не видите, что их пробег может быть равен 5-10 экваторам, а половина запчастей — китайские копии оригинала.
Во-вторых, многие такие подержанные тачки привезены из Европы, где авто изнашиваются меньше, да и в крупных городах РФ дорожная ситуация вполне сносная.
Третье. В современных автослесарнях отлично рихтуют и вытягивают кузова даже всмятку разбитых машин, неопытный глаз даже не заметит, что машина могла побывать в чудовищной катастрофе.
Четвертое. Утопленники. После ремонта часто сносно гоняют, если были в хороших руках, а цена их даже на вторичке значительно снижена.
Люди, которые хотят такие авто, часто зарабатывают на них специально. Работают вахтой на севере или на опасных отраслях. Кто-то продает доставшиеся в наследство халупки или домики в деревне. На Кавказе доставляют люксовые тачки из Дубая, где те стоят в разы дешевле, правда, эти тачки часто не адаптированны под климат в РФ.
Совершенно не вижу смысла строить тут дурацкие социологические конструкции и уходить в демагогию. Реальность прозаичнее.