Пример дисклеймер для акции
Предупреждение «дисклеймер» — примеры использования в разных сферах
С каждым годом люди приобретают всё больше товаров, услуг и информационной продукции. В некоторых случаях клиент остаётся совсем недовольным, так как полученное не оправдывает его ожиданий. Чтобы избавиться от каких-либо претензий, американские юристы придумали документ, который сейчас называется дисклеймером.
1. Что такое дисклеймер простыми словами
Самый распространённый дисклеймер подразумевает отказ от ответственности по отношению к авторским правам. Например, если это книга, автор предупреждает читателя о том, что сказанное в ней не следует воспринимать буквально. Любые совпадения между персонажами или схожесть с людьми в реальном мире стоит воспринимать как случайность.
Авторы делают это с целью уберечь себя от судебных исков, возмущений и обид. Также они пытаются уклониться от ответственности на случай, если претензии возникнут у другого автора. Но, дисклеймер сложно назвать договором оферты, так как стороны не подписывают какие-либо бумаги или электронные документы.
Дисклеймер скорее стоит воспринимать как предупреждение, которое укажет на ряд особенностей использования товара, услуги или информационных продуктов. Также его можно встретить на алкогольной и табачной продукции, в фильмах, где есть откровенные пастельные сцены или открыто демонстрируется употребление запрещённых наркотических веществ.
2. Как появился дисклеймер
Термин «дисклеймер» зарождался в пределах англосакской системы правоотношений. Юристы часто изучают систему, чтобы отыскать слабые её стороны с целью требования возмещения ущерба, так как их гонорар часто составляет 50% от суммы иска. Суть дисклеймера должна была состоять в том, чтобы избавить автора или производителя от уголовной или административной ответственности.
Особенно, это стало актуальным, когда всю информацию, которая находится в интернете, люди стали воспринимать слишком серьёзно и буквально. Известны случаи, когда пользователи применяли поданные в шутку данные как инструкцию. Чаще всего, это случалось с информацией о выполнении какого-либо трюка или проведения эксперимента.
Со стороны закона Российской Федерации, дисклеймер практически не имеет никакой юридической силы. Информация об этом отображена в 1 пункте 1064 статьи ГК России. Отсюда следует, что ответственность за нанесённый вред может понести любое лицо, даже если оно не является прямой причиной, спровоцировавшей ущерб. Также гражданин может оказаться виновным за незаконные действия 3-х лиц.
3. Использование дисклеймера в кинематографе
Считается, что виновником появления дисклеймера в кинематографе стал Григорий Распутин. В 1932 году студией MGM был снят фильм «Распутин и императрица». Распутин на тот момент вызывал большой интерес среди голливудских режиссеров, его часто сравнивали с Алистером Кроули, таким же ярким представителем своего времени.
Киношники на тот момент не тратили времени на то, чтобы разобраться в достоверности исторических событий, поэтому сюжет фильма далёк от правды. По сюжету, Распутин практически не занимается ничем, кроме как соблазнять всех попадавшихся ему женщин, организует заговоры, а в день смерти Феликса Юсупова приходит и нападает на него.
Кроме этого, главный персонаж смог соблазнить княгиню Ирину, после чего она стала его любовницей и подельников во всевозможных интригах при дворе. Поскольку на тот момент Феликс и Ирина были живы, они приняли решение о подаче судебного иска на студию MGM и благополучно его выиграли. Студии пришлось выделить большую сумму денег на то, чтобы заключить мировое соглашение с Юсуповыми и получить право на дальнейший показ фильма.
Юристы MGM находились в ярости и были крайне недовольны проигранным делом. Именно это подтолкнул их на написание короткого предупреждения о том, что события в фильме, а также его персонажи являются вымышленными, а совпадения случайными. После этого инцидента, данное предупреждение использовалось всегда, когда фильм демонстрировал в качестве основы сюжета какие-либо исторические события.
На данный момент многие относятся к дисклеймеру как к полноценному юридическому термину и используют как объект современной культуры. Многие постмодернисты пытаются его как-либо иронически обыграть. Первое переосмысление термина произошло уже в 1940 году, когда перед началом фильма «Ты нацистский шпион!» на экране появлялась фраза о том, что сходство между персонажами сюжета и реальными людьми, независимо от того, живы они или нет – это чудо.
4. Сферы применения дисклеймеров
Зачастую человек встречается с дисклеймерами в интернете, но, это не единственная сфера его активного применения. Подобное предупреждение моно встретить в:
Кроме этого, дисклеймер присутствует на предметах общего пользования и продуктах питания. Реже его можно встретить в общественных местах. Например, речь может идти о предупреждении администрации заведения о том, что она не несёт ответственности за вещи, которые посетители оставят в гардеробе. Прочитав такой дисклеймер, человек берёт на себя ответственность на случай пропажи каких-либо ценностей. Но, в данном случае, этот факт будет подтверждён законом.
Как только люди начали активно пользоваться интернетом, дисклеймер получил свой особый статус и значение. Рассматривая на примере сайта, его владельцы размещают предупреждение о том, что они не будут нести ответственность за некорректное использование предоставленной информации пользователями. Считается, что с помощью дисклеймера владельцы сайта защищают свои интересы на юридическом уровне.
Блогеры и другие пользователи социальных сетей, например, Instagram, Tik-Tok и Facebook, несут ответственность за предоставленную остальным гражданам информацию. Поскольку контент может в теории повлечь за собой негативные последствия, особенно, если он провокационный, следует использовать особые способы защиты от жалоб. В связи с этим в социальных сетях стали всё чаще появляться отказы от ответственности.
5. Советы по использованию дисклеймера
Как было сказано выше, впервые дисклеймер начали использовать в США. По мере набора популярности, он начал появляться во всех развитых странах, где люди активно занимались творчеством. Следует знать, что в разных государствах предусмотрены свои правила для использования дисклеймера, поэтому их следует обязательно учесть.
Также не стоит забывать, что в странах романо-германской семьи (куда входит Россия), такое предупреждение и отказ от ответственности не имеет особой юридической силы. В то время как в государствах англо-саксонской семьи граждане имеют возможность использовать дисклеймер как инструмент правовой силы.
Если автор или производитель товара хорошо знаком с законами страны, в которой он ведёт деятельность, это позволяет ему эффективно использовать дисклеймер как средство для ухода от ответственности. В противном случае, предупреждение окажется бесполезным и виновнику придётся в полной мере ответить перед законом за необдуманные действия.
Это следует знать, так как в народе распространено мнение о том, что простое предупреждение действует во всех странах и всегда, независимо от особенностей составления и использования. При этом, совершая неправомерные действия, решающая роль будет сыграна объективной стороной процесса. Поэтому, даже при наличии дисклеймера в соответствии со всеми правилами, у ответчика не выйдет уклониться от наказания, если он действительно нарушил закон.
Тем, кто использует дисклеймер, стоит знать, что существует противовес в виде «антидисклеймеров», их называют «клеймерами». Это заявление о присутствии противоправных действий со стороны конкретного лица. Но, используется данный инструмент достаточно редко. Например, перед роликом может появиться фраза о намерении с помощью данного контента разжечь межрасовую вражду.
При этом, если в действительности противоправных действий не будет обнаружено, суд не сможет доказать вину автора такого ролика даже при наличии клеймера. Знаний о законодательстве страны, где будет использоваться дисклеймер ещё недостаточно. Следует внимательно изучить правила составления.
6. Содержание
Дисклеймер может содержать разную информацию в зависимости от значения и целей составления. Чтобы составить грамотный отказ от ответственности, следует внимательно изучить не только соответствующие законы страны, а и правила безошибочного выявления веских особенностей продукта или информации, по отношению к которым будет использоваться дисклеймер.
Автор должен четко понимать, что именно должно спровоцировать претензии, и какими они могут быть в теории. В общем понимании, существует несколько правил, подходящих для большинства дисклеймеров, а именно:
Здесь перечислены наиболее распространённые правила по отношению к содержанию дисклеймеров. Главное, что должен помнить каждый, кто будет их использовать, одни лишь предупреждение не гарантирует уход от ответственности, если по факту автор нарушит закон, даже если дисклеймер будет составлен грамотно в соответствии с особенностями объекта присвоения.
Если возникли трудности в процессе составления, можно воспользоваться специальными сервисами, которые предоставляют платные услуги по составлению правильного дисклеймера, учитывая законодательство конкретных стран. Также специалисты учтут специфику деятельности автора и дадут полезные советы на будущее.
Дисклеймер, это один из инструментов, который помогает снизить риски на случай поступления жалоб и претензий со стороны покупателей или пользователей информационных продуктов. Касательно его использования в России, это лишь формальность, которая не имеет какой-либо юридической силы, поэтому не сможет помочь автору на случай возникновения судебных разбирательств.
Юридический блок / дисклеймер в аудиорекламе
В некоторых случаях закон определяет обязательные требования к рекламным материалам.
Как правило, необходимая по закону информация размещается в аудиоролике в «юридическом блоке» или «дисклеймере», который обычно делается в конце ролика. Когда это необходимо?
Реклама информационной продукции
С 2012 года в РФ реклама информационной продукции (мобильные приложения, сайты, книги, концерты, фильмы, мобильные/компьютерные игры, информационные курсы и пр.) должна содержать возрастную маркировку.
Категории: 0+ 6+ 12+ 16+ 18+
Акция (скидки)
Вот пример информации, которая должна быть в дисклеймере, если в аудиоролике рекламируется акция (скидки):
«Организатор акции ООО « ________________», сроки проведения акции: 01.11.2021 с 07:00 до 09:00 часов»
Конкурс или розыгрыш
Текст дисклеймера должен содержать:
1) Срок проведения конкурса: с дд.мм.ггггг по дд.мм.гггг.
2) Информация об организаторе конкурса, полных правилах участия, количестве призов и выигрышей по результатам конкурса, сроках, месте и порядке их получения на сайте___/по телефону___/по адресу___/или ссылка на положение *.
*Для каждого конкурса/розыгрыша необходимо разработать положение, где будет указана вся эта информация.
Стимулирующая акция
Стимулирующая акция отличается от обычной акции или конкурса тем что: подарок получает не каждый участник акции, присутствует соревновательный процесс и для участия в акции необходимо потратить деньги, приобретя товар или оплатив услугу. Мероприятие, по условиям которого предоставляются одинаковые подарки всем лицам, совершившим покупку – не стимулирующее мероприятие, а обычная акция.
Текст юридического блока должен содержать:
1) Срок проведения акции: с дд.мм.ггггг по дд.мм.гггг.
2) Информация об организаторе акции, полных правилах участия, количестве призов и выигрышей по результатам акции, сроках, месте и порядке их получения на сайте___/по телефону___/по адресу___/или ссылка на положение.*
*Для каждого стимулирующего мероприятия необходимо разработать положение, где будет указана вся информация.
Реклама товаров при дистанционном способе их продажи
К дистанционным способам относятся, например: доставка товара курьером, продажа через сайт, продажа брендов сетевого маркетинга, имиджевая реклама конкретного товара бренда.
В рекламе товаров при дистанционном способе их продажи должны быть указаны сведения о продавце таких товаров:
– Для организаций: наименование, место нахождения и ОГРН
– Для ИП: фамилия, имя, отчество, ОГРНИП ИП
Реклама лекарственных препаратов
Реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.
Реклама биологически активных добавок в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о том, что объект рекламирования не является лекарственным средством.
Если требуется рецепт для применения лекарственных препаратов, реклама в интернете – не допускается.
Реклама финансовых услуг
Такая реклама не должна: умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг (например, часто скрывают дополнительные условия получения кредитной карты), содержать гарантии или обещания в будущем дохода от этой деятельности.
Реклама товаров и услуг, связанная с предоставлением кредита
Если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, содержит хотя бы 1 условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа) (по ФЗ «О потребительском кредите (займе)«) и влияющие на нее.
Лицензируемая деятельность
Если для оказания услуг требуются лицензия, аккредитация или иные разрешения, информация об этом должна быть в тексте юр. блока.
Реклама связанная с ДДУ (договор долевого участия)
Реклама, связанная с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства, должна содержать адрес сайта, на котором осуществляется размещение проектной декларации, фирменное наименование (наименование) застройщика либо указанное в проектной декларации индивидуализирующее застройщика коммерческое обозначение.
Как правильно использовать дисклеймеры при дистанционной торговле
Компании, желающие сохранить за собой последнее слово при заключении договора, обычно размещают на сайте дисклеймеры о том, что информация о товаре носит справочный характер и не является публичной офертой. Таким образом продавец демонстрирует отсутствие у него намерения связать себя обязательствами с любым обратившимся к нему лицом. Следовательно, договор не заключается автоматически, его условия согласовываются в каждом конкретном случае отдельно.
Подавляющее большинство судов в отношении продажи товаров признают силу таких дисклеймеров, подтверждая, что в этом случае размещенная на сайте информация не является офертой, а представляет собой лишь приглашение делать оферты и, следовательно, ни к чему не обязывает продавца. Отклик покупателя на такую информацию не формирует договор, а значит, компания сохраняет контроль над условиями сделки.
Тем не менее в очень редких случаях суды критически относятся к таким дисклеймерам применительно к продаже товаров, мотивируя это тем, что изображение товара, сопровождаемое кратким описанием условий продажи (а в некоторых случаях и без такового), само по себе является публичной офертой.
При этом в отношении продажи цифрового контента (программного обеспечения, аудиовизуальных произведений), а также предоставления доступа к онлайн-сервисам суды единогласно подтверждают правомерность использования дисклеймеров, так как на них не распространяются правила дистанционной купли-продажи товаров, а значит, и предусмотренные ими правила формирования оферты.
Как минимизировать риски при продаже товаров?
1. Максимально ограничьте количество условий на сайте
Суд не признает размещенную на сайте информацию публичной офертой, если она не содержит всех существенных условий договора. В этом случае только изображения товара будет недостаточно. Многие суды к существенным условиям договора розничной купли-продажи помимо наименования и количества товара относят также его цену, артикул и номер модели.
В редких случаях суды называют существенным условие о доставке товара. В отношении товаров, имеющих индивидуализирующие признаки (например, полный VIN-номер автомобиля), можно указать только их часть. При отсутствии хотя бы одного из существенных условий информация на сайте офертой не признается независимо от наличия дисклеймеров.
2. Используйте дополнительные дисклеймеры
Рядом со значком «добавить в корзину» прямо укажите, что пользователю необходимо уточнить наличие и ассортимент товара у менеджера магазина в день размещения заказа. В исключительных случаях суды отмечают, что если на сайте размещено изображение товара, это предполагает наличие в магазине как минимум одного его экземпляра. Поэтому, если товар временно отсутствует, рекомендуется удалить изображение товара с сайта до его закупки или отметить под его изображением, что товар отсутствует.
Укажите на обязанность покупателя обратиться к менеджерам компании для получения информации о характеристиках товаров, их стоимости, а также для согласования всех условий продажи и доставки товара (до размещения заказа).
Отметьте, что оплата товара производится только после обязательного резервирования товара и подтверждения компанией такого резерва.
Если невозможно полностью отказаться от размещения информации о ценах, укажите на их приблизительный характер и на необходимость обратиться к менеджеру за уточнением цены в момент размещения заказа.
Отказывая в признании информации на сайте офертой, суды чаще всего обращают внимание на указанные выше условия. По мнению некоторых судов, с помощью таких оговорок компания до заключения договора определяет существенные условия его заключения, к которым относит, в частности, обязательное резервирование товара (то есть уточнение у менеджера наличия товара и его актуальной стоимости), что подтверждает отсутствие у компании намерения продать товар на условиях, изложенных на сайте. С правовой точки зрения, если информация на сайте все же будет признана офертой, при наличии таких дисклеймеров она будет считаться поставленной под условия и вступит в силу только при их исполнении.
Укажите, что компания оставляет за собой право отменить заказ в случае возникновения технических ошибок, связанных с неверным представлением информации на сайте.
Разместите на сайте условие о том, что сообщения, адресованные покупателю, о принятии заказов, направленных им посредством заполнения специальной формы на интернет-сайте, — это лишь подтверждение информированности компании о предложении покупателя, а не безоговорочное согласие компании на принятие обязательств по передаче товара и заключение договора. Суды подтверждают, что при наличии такой оговорки подтверждение заказа и присвоение ему номера не приводит к автоматическому заключению договора.
Укажите, что заказ считается размещенным только при условии соблюдения правил продажи товаров.
Ключевые оговорки рекомендуется разместить на каждой странице сайта (например, в футере страницы), а также полностью продублировать в правилах продажи товаров. При использовании таких оговорок будет непринципиально, является компания инициатором оферты или нет, она сможет контролировать необходимые ей условия договора. Но в любом случае рекомендуется использовать базовый дисклеймер о справочном характере всей размещенной на сайте информации.
3. Разместите на сайте правила продажи товара
Суды указывают на то, что при формировании заказа пользователи должны соблюдать правила продажи товаров (при наличии этих правил на сайте).
В правилах продажи товаров следует определить порядок заключения договора и правила размещения заказов, а также еще раз продублировать все указанные выше оговорки и детализировать их. В том числе необходимо указать на то, что все условия договора обязательно согласовывать с менеджерами, и определить способы коммуникаций с ними.
Рекомендуется указать, что сама по себе техническая возможность перемещения в корзину покупок произвольного количества товаров не подтверждает наличия соответствующего количества товара на складе, не приводит к формированию заказа и не влечет правовых последствий до согласования условий договора с менеджерами.
Правила продажи товаров лучше размещать на видном месте, например под кнопкой «отправить» в конце формы заказа, указав, что нажатие на кнопку означает, что пользователь безоговорочно принял все условия указанных правил.
В форме размещения заказа следует предусмотреть отдельный блок для комментариев покупателя к заказу. В правилах продажи необходимо предупредить покупателя о том, что продавец не гарантирует согласование дополнительных условий: в случае если продавец не сочтет это возможным, договор не признается заключенным.
В случае несоблюдения правил продажи товаров суды признают, что покупатель не выполнил условия оферты, следовательно, договор не считается заключенным.
4. Опубликуйте полную информацию о продавце
Если оферту инициирует покупатель, она не будет считается публичной офертой и должна иметь конкретного адресата. Чтобы такое сообщение пользователя о намерении заключить договор признавалось офертой, в нем помимо существенных условий должны быть идентифицированы сам пользователь и адресат оферты (продавец).
Суды могут отказать в признании сообщения непубличной офертой, в случае если оно не позволяет точно определить отправителя и адресата оферты. В связи с этим на сайте необходимо указывать всю необходимую информацию о продавце товаров, а также его реквизиты. Если вы размещаете сведения о товаре на сайте посредника — предоставьте всю необходимую информацию о продавце владельцу агрегатора, а также самостоятельно укажите все необходимые данные о компании непосредственно на используемом разделе сайта посредника.
5. Обеспечьте правильную коммуникацию менеджеров и покупателей
Если на сайте указано, что при покупке покупатель должен связаться с менеджерами компании, суды всегда анализируют содержание такой переписки. Часто она служит основным доказательством согласования конкретных условий договора.
При коммуникации с покупателями менеджеру следует подтвердить справочный характер информации на сайте, указать данные о себе: должность, наличие полномочий на согласование условий договора от имени компании, а также полное наименование и реквизиты компании.
Если конкретного товара нет в наличии, не рекомендуется направлять покупателю фотографии с изображением такого товара, размещенные на сайте, в том числе при согласовании условий о заказе похожего товара.
Переписку с покупателем следует вести с использованием указанных на сайте адресов электронной почты менеджеров, а если планируются коммуникации в мессенджерах — то с использованием указанных на сайте номеров телефонов.
Если товара нет в наличии, у компании нет возможности предоставить потребителю товар по запрошенной цене, или на сайте произошла техническая ошибка, в результате которой сведения отражались некорректно, менеджер должен сразу же после получения сообщения от покупателя сообщить ему об этом.
Если при согласовании условий договора используются услуги call-центра, необходимо предупредить покупателя о том, что разговор может быть записан.
Что следует учесть
Если товар был фактически продан через сайт компании, а покупатель впоследствии его вернул в рамках более продолжительного срока, установленного для дистанционного способа продажи, и потребовал возврата его стоимости, компания не сможет в связи с наличием на сайте дисклеймера о справочном характере информации ссылаться на заключение договора обычным способом, а не дистанционным, и указать на пропуск покупателем срока возврата товара. Суды будут учитывать, предоставлял ли сайт реальную возможность выбрать, заказать и оплатить товар дистанционно.
Использование дисклеймера о справочном характере в некоторых случаях может повлечь признание размещенной на сайте информации рекламой. Следует обеспечить соответствие информации требованиям законодательства о рекламе.
Использование дисклеймеров о том, что информация на сайте не является офертой, не позволит избежать блокировки страницы сайта, если на нем будет размещена информация о продаже товаров, продажа которых дистанционным способом запрещена или ограничена, а сайт фактически обеспечивает возможность заказа такого товара.
Дисклеймер — что это такое простыми словами, примеры
Что такое Дисклеймер простыми словами, для школьников
«Дисклеймер» (от английского слова «Disclaimer») или другими словами «Письменное информационное уведомление об отказе от ответственности». Так называют короткий текст, который даёт знак читателю (зрителю, пассажиру, посетителю, любому клиенту) о том, что авторы предоставления услуг или информации, не несут ответственность, если в будущем могут возникнуть неприятности из-за использования этой информации.
Они его предупреждают, что повторять этого не рекомендуется. Не стоит всерьёз всё воспринимать, или они не хотят нарушить чьих-то чувств, или религиозных верований. В принципе, написать можно всё что угодно. Но на самом деле предупреждение не является Договором-оферты. Ведь на нём нет подписей.
Зритель тоже ничего не ставит взамен. Чаще всего в начале фильмов предупреждают, что все персонажи выдуманы сценаристами. Любые сходства с реальными людьми случайны. Ни одно животное при съёмках фильма не пострадало.
Приблизительные слова
Всё делается лишь с одной целью. Избежать в дальнейшем судебных исков, обид и возмущений. Таким способом пытаются уйти от ответственности за нарушение авторских прав. Частенько ставят возрастное ограничение до 18 (или 14) лет. Является лишь предупреждением.
Как оно появилось?
Впервые всё началось в анналах англосакской правовой системы. Ни для кого не является секретом, что юристы ищут любые зацепки, чтобы потребовать возмещение ущерба. Их процент доходит до половины суммы иска. Есть ради чего стараться.
Суть заключалась в отказе нести ответственность лица, которое разместило ту или иную информацию. Некоторые всё, что размещено на бескрайних просторах Всемирной Сети, воспринимают крайне серьёзно. Или даже, как инструкцию к исполнению. Именно поэтому пытаются повторить трюк, провести эксперимент и т.д.
Согласно действующему законодательству Российской Федерации (п. 1 ст. 1064 ГК РФ) ‹дисклеймер› не имеет юридической силы. Возмещать нанесённый ущерб может лицо, которое и не являлось причиной вреда. И даже нести ответственность за возможные противоправные действия 3-х лиц.
Важно! Не является Договором оферты.
Примеры
Несколько обычных, стандартных примеров мы разместили на картинках в данной статье. Можно вспомнить ещё следующие:
Подобные методы можно заметить не только в новостных рубриках, но и в индустрии развлечений. Бывает, что на билетах в центре аттракционов написан отказ от ответственности.
Ещё один наглядный пример
Подобную практику стоит внедрять повсеместно. Хотя стоит ещё раз напомнить, что в нашей стране они не дают освобождение в случае неприятностей.