сюжет фильма невидимая жизнь эвридики
Женщины под влиянием: рецензия на фильм «Невидимая жизнь Эвридики»
Тропическая мелодрама о том, как мужчины портят женщинам жизнь.
Рио-де-Жанейро, 1950-е. Сестры Гида (Жулия Стокклер) и Эвридика (Карол Дуарте) мечтают о побеге Европу: первая — о крепком браке с новым возлюбленным, моряком из Афин, вторая — об учебе в Венской консерватории. Из-за деспотичного отца их планам не суждено сбыться: его ложь вынуждает каждую из девушек думать, что другая сестра осуществила мечту. На самом деле обе героини живут в том же Рио и ходят по одним и тем же улицам в надежде однажды встретиться.
Кадр из фильма «Невидимая жизнь Эвридики»
«Невидимая жизнь Эвридики» начинается с бессмысленного для повествования, но важного для понимания фильма пролога, в котором сестры Гида и Эвридика теряются в тропическом лесу — они долго ходят вокруг да около и громко кричат имена, чтобы наконец найтись. Оставшийся хронометраж героини продолжат заниматься тем же самым — бесцельно бродить по Рио и искать друг друга, однако в этот раз их разлучит не случай, а пренебрежительное отношение мужчин и потакающих им женщин.
Кадр из фильма «Невидимая жизнь Эвридики»
Масштабная по замыслу — фильм охватывает временной промежуток в полвека — и внушительная по хронометражу картина бразильца Карима Айнуза победила в секции «Особый взгляд» Каннского кинофестиваля и была названа одним из главных профеминистских фильмов прошлого года. В этом, конечно, есть доля правды, однако Айнуз добился этого не столько своими усилиями, сколько подражанием выдающимся фильмам: видно, что портреты героинь списаны с «Ванды» Барбары Лоден и «Женщины под влиянием» Джона Кассаветиса, сцены с пианино — из «Пианино» Джейн Кэмпион, эпистолярные вставки с письмами Гиды — из «Новостей из дома» Шанталь Акерман. Допустим, подражание — не минус фильма, но это многое говорит об Айнузе как об умелом ремесленнике, а не истинном творце.
Кадр из фильма «Невидимая жизнь Эвридики»
Первые два часа «Невидимой жизни Эвридики» действительно восхищают и закрепляют за фильмом громкий статус важной профеминистской истории: это практически образцовая смесь трагедии и мелодрамы про двух женщин, которые не смогли реализовать себя в патриархальном обществе середины XX века. До мелочей воссоздана эпоха (от аккуратных ретро-автомобилей до громоздкого нижнего белья), подчеркнутая съемкой на зернистую пленку; есть множество драматичных сцен, демонстрирующих сексизм и отношение мужчин к мечтам и целям женщин, которые нужны им только для секса и продолжения рода; есть даже цветовая драматургия, а главное — по-литературному детально прописанные героини, чьи истории точно зарифмованы в сюжете. Эта двойственность выделена и мастеровитой режиссурой Айнуза, который строит кадр на зеркальных отражениях — благодаря этому решению кульминационная сцена в ресторане, где героини едва не встречаются, становится намного эмоциональнее.
Жаль, фильм портит удручающий эпилог, который переносит действие в современную Бразилию. Это такая нелепая попытка порадовать зрителя и закончить историю на веселой ноте после двухчасовой демонстрации всех ужасов жизни в патриархальном обществе: виновные не наказаны, правда не раскрыта, зато героиням дают шанс на долгожданное «воссоединение» в лучших традициях передачи «Жди меня». Так нагло зрительские слезы не клянчит даже студия Pixar.
«Невидимая жизнь Эвридики» — Зита против Гиты
Драма с прошлогоднего Каннского кинофестиваля, преисполненная легкости, кокетства и неуемной энергии.
В одном из домов Рио-де-Жанейро, что стройной гурьбой взгромоздились на макушку местного холма, проходит званый ужин. По улицам бродят 1950-е — совсем недавно завершилась диктатура Жетулиу Варгаса, и отчасти поэтому хозяева и их единственный гость утопают в беззаботном смехе. Но когда они готовятся перейти к основному блюду, Гида, одна из дочерей хозяина дома, притворяется больной и взмывает в свою комнату.
Эта юная особа, влюбленная в греческого моряка, не менее пылкого, чем сам Аполлон, уговаривает такую же взбалмошную и жизнерадостную сестру Эвридику помочь ей улизнуть. Гида облачается в вызывающее красное платье и старинные бабушкины серьги и замирает в ожидании. Как только Эвридика касается клавиш пианино, приковывая к себе внимание шумной компании, Гида ускользает в полную звуков ночь.
Страсть, разгоревшаяся на фоне первой влюбленности, настолько вскружила девушке голову, что она среди ночи решила отправиться в Грецию с мужчиной, с которым не может толком общаться, ведь ей неведом греческий, а ему — португальский. Но, прекрасно осознавая скоротечность этого союза, перед отъездом Гида заглянула домой и оставила сестре одну из сережек, ведь с годами любая страсть превратится в чуть теплые угли, но сестринская любовь, не требующая ничего взамен, способна гореть десятилетиями.
Хотя в заглавие «Невидимой жизни Эвридики» попало имя лишь одной из сестер, картина повествует о связи, которую обе героини проносят сквозь года вопреки собственным ошибкам, чужой косности и банальному стечению обстоятельств. По сути, их жизни начинаются в миг, когда они расстаются. Радостная прелюдия подходит к концу, а сквозь нее прорастают трагизм и с каждым днем тускнеющая надежда на воссоединение.
В начале фильма — на закате беззаботного отрочества — героини удивительно жизнерадостны и полны желаний. Их отец, местный пекарь, целыми днями проводит за работой, а мать хлопочет по дому, потому большую часть свободного времени девушки предоставлены себе. И хотя картина не заявляет об этом напрямую, они не столько сестры, сколько лучшие подруги, которые делятся друг с другом самым сокровенным.
Гида, не стесняясь своих чувств и интимных подробностей, под звонкий хохот сестры рассказывает о греческом ухажере и его «длинном языке», а Эвридика целыми днями галдит о поступлении в Венскую консерваторию. Но когда Гида взбирается на корабль, идущий к подножию далекого Олимпа, для девушек начинается взрослая жизнь, к которой они оказываются не готовы.
Вскоре после побега сестры Эвридику выдают замуж и мечты о музыкальной карьере теряются в будничной дымке. У Гиды дела тоже идут не лучшим образом — она возвращается из Греции без морячка, зато беременная. Казалось бы, родители должны быть рады возвращению ветренной дочери, вот только для отца ее поступок равнозначен первородному греху, который не смыть ни обещаниями, ни слезами.
Гиду уверяют, что сестра уехала учиться в Вену, после чего навсегда выгоняют из отчего дома, а от Эвридики скрывают возвращение ее сбежавшей «половинки». В результате складывается довольно нелепая, но от того более жуткая ситуация — сестры, отчаянно жаждущие воссоединиться, живут в одном городе в уверенности, что их разделяют тысячи километров и взаимное безразличие.
Вопреки мелодраматизму, которым пропитана фабула фильма, в нем нет вымученного надрыва, пафоса и громких речей. Каждым из героев движут эмоции, а не выверенный сценарий. Сестры преисполнены любви друг другу, которая годами помогает писать письма, не находящие ответа, а их отец утопает в гневе и непонимании, как родная дочь могла опозорить семью. Эти порывы настолько незамысловаты и инстинктивны, что в них нет и толики фальши.
При этом «Невидимая жизнь Эвридики» — это очень «женское» кино, но не потому, что оно рассказывает о девушках, страдающих по вине мужского узколобия. Даже в наиболее трагичные моменты действо преисполнено легкости, кокетства и неуемной энергии. Жулия Стокклер и Карол Дуарте, исполнившие главные роли, настолько шумны и обаятельны, что им удалось подчинить все пространство картины.
Во многом история дышит исключительно благодаря Гиде и Эвридике, которые на протяжении одной сцены способны кардинально менять эмоции — за мгновения радость перетекает в ярость, а ее сменяют страсть или смирение. Подобно элегантному вихрю, они порхают по переполненному танцполу, вызывая улыбки у окружающих.
Дополнительной динамики фильму придает визуальный ряд. Зернистая картинка, полная солнца и ярких цветов, неустанно вселяет надежду и сглаживает грозные ссоры, а отдельные кадры отдаленно напоминают работы Вонга Кар-Вая. Многообразие красок и обилие звуков наполняют местный Рио-де-Жанейро жизнью — на его улицах постоянно слышен шум машин, стрекот сверчков и эмоциональная речь незнакомцев. Это создает иллюзию безграничного мира, который не обрывается за пределами съемочной площадки.
На бумаге «Невидимая жизнь Эвридики» — это неприглядная история о разлученных родственниках, иными словами, худшее, чем запомнились бразильские сериалы 1990-х. На деле эта необычайно яркая и энергичная картина не столько рассказывает о злоключениях обаятельных сестер, сколько всматривается в богатый образ Рио-де-Жанейро 1950-х и выясняет цену упрямству и глупости отдельно взятых людей.
PS. Если понравился текст — ищите нас в VK и Telegram.
«Невидимая жизнь Эвридики»: драма о женщинах, независимости и силе духа
На II Международном авторском фестивале кино внимание многих привлекла эта бразильская картина со злободневной тематикой
На II Международном авторском фестивале кино внимание многих привлекла эта бразильская картина со злободневной тематикой.
Рио-де-Жанейро, 50-е годы. Две сестры Гида и Эвридика живут под одной крышей с консервативными родителями и мечтают о будущем: Гида — о свободе и романтических отношениях с некогда очаровавшем ее моряком из Греции Йоргосом, Эвридика — об учебе в Венской консерватории. Однако планам девушек не суждено сбыться.
Картина «Невидимая жизнь Эвридики» стала второй совместной работой режиссера Карима Айнуза и продюсера Родриго Тахейро после драмы «Серебряная бездна». Мировая премьера ленты состоялась на Международном Каннском кинофестивале 20 мая 2019 года, где завоевала главный приз в секции «Особый взгляд». В России премьера состоится 5 марта 2020 года.
Фильм создан по мотивам одноименного романа бразильской писательницы и журналистки Марты Батальи, критикующей патриархат. В процессе написания сценария режиссер разговаривал с женщинами возраста от 70 до 90 лет и спрашивал их об их личной жизни, браке и сексуальном опыте.
139-минутная «Невидимая жизнь Эвридики» — это своего рода бытовая романтическая эпопея. В свое время такой тип мелодрамы был характерен для Райнера Вернера Фассбиндера, и бразильская лента Айнуза имеет сходство с немецкой «Мартой», где с помощью бытовых коллизий, акцента на чувства и переживания режиссер исследовал «невыносимый ужас бытия». Бразилец также обращается к самому легкочитаемому и универсальному жанру, но демонстрирует его с характерной тропической живостью и более свободным подходом к повествованию.
Кадр из фильма «Невидимая жизнь Эвридики»
Лента открывается сочными кадрами тропического леса и вершины горы, окутанной ярко-красной облачной дымкой, как бы подтверждая звание «тропической мелодрамы». Насыщенная цветовая палитра добавляет истории жизненной энергии, а высокозернистая пленка — близости к героям и документальности в манере повествования.
Временами картина вызывает ассоциации и с фильмами Альмодовара. Как и испанский режиссер, Айнуз превращает повествование в наблюдение за сменой эмоций и состояний своих героинь. Вот Эвридика в телесном платье в цветок на фоне неестественно ярких синих штор полностью отдается музыке, вот она же без макияжа, со спутавшимися волосами стоит в сорочке на фоне пламени и смотрит, как горит страсть и несбывшаяся мечта ее жизни — фортепиано. Между этими двумя состояниями — огромный путь, который грамотно разыгран Каримом Айнузом не только с сюжетной, но и с визуальной точки зрения. Зритель будто следит за ядовитым, экзотическим растением, расцветающим в свете восходящего солнца, и не подозревает о вреде, который оно может причинить.
Палитра Элен Лувар, известной работой с такими кинематографистами, как Аньес Варда, Аличе Рорвахер и Кристоф Оноре, придает миру сестер Гузман богатую визуальную чувственность, которая резко контрастирует с отсутствием таковой в их личной жизни. Бразилия, показанная Айнузом и Лувар, — это страна, наполненная яркими красками: пульсирующий красный цвет запретного ночного клуба, темно-желтые бары Рио, пропитанные людским потом и телесной свободой. Но это удовольствие, доступное только мужчинам. Женщины остаются в стороне.
Режиссер окутывает зрителя присущим бразильцам чувством меланхолии, наиболее известном как «саудади». В более узком смысле это понятие можно описать как сложную смесь светлой печали, ностальгии по утраченному, тоски по неосуществимому и ощущения бренности счастья. Саудади несёт в себе оттенок благородной светлой романтики и ассоциируется с очищающей душу несчастной любовью. Параллельный монтаж жизни двух сестер, одновременно находящихся так близко и так далеко друг от друга и никогда не пересекающихся, задевает за живое. Частые письма Гиды к Эвридике передаются закадровым голосом, и по мере того, как годы, а затем десятилетия остаются без ответа, послания приобретают форму исповедального дневника.
Кадр из фильма «Невидимая жизнь Эвридики»
Задают настроение происходящему на экране и классические фортепьянные произведения Фредерика Шопена и Ференца Листа в исполнении композитора Бенедикта Шифера. Кроме того, проходящая через всю картину тема взаимосвязи человека и искусства и греческие корни имени младшей сестры отсылают к переосмыслению мифа об Орфее. Режиссер показывает, что главная страсть Эвридики — музыка — оказывается неспособна спасти героиню если не от ада, то от мертвящего жизненного оцепенения.
«Невидимая жизнь Эвридики»: отмеченная в Каннах бразильская сага о двух сестрах
В онлайн-прокат вышел бразильский фильм «Невидимая жизнь Эвридики» Карима Айнуза, победивший в секции «Особый взгляд» Каннского кинофестиваля-2019. Почему стоит посмотреть эту медленную тропическую сагу с задатками мелодрамы?
В прологе две сестры Эвридика (Карол Дуарте) и Гида (Жулия Стоклер) теряются в бразильском лесу, где так много диких обезьян. Девушки зовут друг друга, эхо повторяет их имена, на лес надвигается буря, которая как бы предвещает перемены похлеще. И вот уже старшая Гида бежит среди ночи из родительского дома, чтобы встретиться с непутевым моряком Йоргосом. Эвридика должна пустить ее после полуночи в дом через черный ход, но Гида не приходит, сбегая с Йоргосом в Грецию.
В следующем кадре Эвридика — уже невеста, она выходит замуж за друга семьи Антенора, хотя и мечтает о будущем пианистки в Венской консерватории. После довольно травматической первой брачной ночи Эвридика заживет тихой семейной жизнью, Гида же вернется беременной и одинокой, но отец выгонит ее, даже не пустив на порог дома. Вдобавок он соврет, что Эвридика уехала в Вену. Гида будет писать безответные письма Эвридике, адресуя их отцу и матери в надежде, что те перешлют. Но нераспечатанные письма осядут в пыльной коробке. Пройдет жизнь.
Карим Айнуз — опытный режиссер, его фильмы побывали на всех главных международных кинофестивалях. Начинал он с драмы о трансвестите «Мадам Сата», дебютировав в Каннах. В 2006-м представил картину «Любовь на продажу» в Венеции. В 2014-м в Берлинском конкурсе показал свой «Пляж будущего», гей-драму, а несколькими годами позже там же представил документальную работу — «Центральный аэропорт Темпельхоф». Между большими игровыми проектами он снимает сериалы и документальные фильмы.
В «Невидимой жизни Эвридики» интересно то, как Айнуз работает с явно мелодраматическим материалом, доставшимся ему от романа, из которого могла бы получиться вполне народная мыльная опера. Как человек, много сотрудничающий с телевидением, он хорошо знает разницу между кинематографом и телевизионным продуктом. Поэтому ни разу не спускается в слезливость, уверенно держит академическую форму (во многом благодаря саундтреку Бенедикта Шифера, музыку которого можно так же услышать в еще одной премьере-2020 «Магия зверя»), разбавляя сюжет мощно исполненными сексуальными сценами, которым, естественно, не место на телевидении. Айнуз соединяет классическую португальскую нарративность в духе Мануэла ди Оливейры с экспериментальной чувственностью в стиле своего соотечественника Габриела Маскару («Неоновый вол»).