связь акулины ивановны с жизнью народа
детство, бабушка акулина ивановна Ее отношение к богатству, связь с жизньей народа и ее любовь к людям
Бабушка представляет собой полную противоположность деду, своему мужу: ласковая, добрая, готовая всем прийти на помощь. Она сильно переживает из-за постоянных ссор своих сыновей, недовольна суровостью деда. Особо на лице бабушки выделялись глаза, благодаря которым героиня «светилась изнутри. неугасимым, весёлым и тёплым светом». Характер у бабушки мягкий, уступчивый, она от души любит людей, умеет ценить истинную красоту, привязана к дому: «Помню детскую радость бабушки при виде Нижнего». Именно неприметная бабушка становится для Алёши добрым ангелом, охраняющим мальчика от злых людей и сложных условий жизни. Именно она схватила героя на руки, когда дед наказывал его за испорченную скатерть. Бабушка не умела долго хранить обиду, быть жестокой. Люди пользовались её добротой, но она никогда не жаловалась на жизнь. Живя вместе с бабушкой, Алёша каждый вечер слушает рассказы о жизни семьи Кашириных. Когда речь шла о деловой жизни семьи, то бабушка «говорила посмеиваясь, отчужденно, как-то издали, точно соседка, а не вторая в доме по старшинству». Материальные блага не были жизненными ценностями героини. Жалость, сострадание к людям — основные качества характера бабушки, поэтому она переживает, страдает после гибели подкидыша Цыганка. Трудности, выпавшие в жизни, мудрая женщина воспринимает как Божье испытание, вот что рассказывает она своему внуку про Ваню-Цыганка: «Дедушка хотел было Ванюшку-то в полицию нести, да я отговорила: возьмём, мол, себе; это Бог нам послал вместо тех, которые померли. Ведь у меня восемнадцать было рожено. да вот полюбил Господь кровь мою, всё брал да и брал ребятишек моих в ангелы. И жалко мне, а и радостно!» Во время пожара: «освещаемая огнём, который словно ловил её, чёрную, она металась по двору, всюду поспевая, всем распоряжаясь, всё видя». Став практически нищими, Алёша был вынужден побираться. Маленькие крохи он приносил бабушке, которая «глядела на них и молча плакала», переживая за будущее внука. Вся жизнь бабушки прошла на благо людей, поэтому её образ запечатлелся надолго в сознании главного героя. Мудрая женщина сглаживает «свинцовые мерзости дикой русской жизни», духовно обогащая трудную жизнь людей.
Характеристика Бабушки Акулины Ивановны и ее образ в повести Детство Горького сочинение
Акулина Ивановна – бабушка главного героя рассказа «Детство». В произведении этой женщины отведена своя, особая роль. Она фигурирует в течении всего рассказа с разных сторон.
В рассказе она представлена как женщина с пышными формами, большой головой, имеет большие красивые глаза. Ее волосы были просто искусством: длинные, густые, невероятно красивые. Женщина любила долго сидеть у зеркала, расчесывая их. Она отличается внутренним теплом, душевностью, добротой, огромной любовь и бескорыстием. Женщине уже перевалило за шестьдесят лет.
Манера разговора Акулины Ивановны очень мягкая, слова будто бы поются. Бабушка имеет невероятную фантазию, поэтому с легкостью придумывает своему внуку самые захватывающие истории.
Женщина не только хорошо душой, но имеет золотые руки. Она часто берет заказы горожан, ведь ее кружевные полотна – сказка. Акулина Ивановна еще тот огонёк, который любит веселье и в каждый танец преподносит что-то свое.
Акулина Ивановна невероятно мужественная и смелая женщина, ведь во время пожара она рисковала своей жизнью, спасая людей и животных.
Судьба этой героической женщины была нелегкой. Она рано повзрослела, потеряв отца. Фактически ей пришлось самой обеспечивать семью, ведь мать была инвалидом.
Бабушка очень набожный человек, религия для нее – как спасающий круг для утопающего. Именно вера в Бога и надежда помогает ей переживать все трудности с гордо поднятой головой. Ее ежедневной рутиной можно назвать беседу с иконами, где она высказывает обо все, что наболело.
Акулина Ивановна особое место в своей жизни отдавала Алеше, внуку своему. Ведь именно в нем она не чаяла души, заботилась и любила больше жизни. Именно она была посредником между Алешей и большим, парой жестоким, миром. Алеша очень любил в женщине глаза, ведь они ему казались настолько добрыми и светлыми, они для него озаряли весь мир. Бабушка оказала огромное влияние на формирование характера и личности Алеши. Он успешно перенял все советы, которые давала Акулина Ивановна, перенял все ее лучшие черты : стойкость, смелось, мужественность. Бабушка – то главный наставник, помощник, друг и один из самых родных людей для Алеши.
Вариант 2
В произведении М.Горького «Детство» важным персонажем является бабушка основного героя – Акулина Ивановна Каширина. Писатель отвел для нее особую роль. Она принимает участие в сюжете всего произведения.
В рассказе Акулина Ивановна описывается пышной женщиной с крупной головой и большими красивыми глазами. Она была высокой, но сутулой. Акулина Ивановна являлась обладательницей густых и длинных волос. Ей очень нравилось подолгу сидеть у зеркала и расчесывать их.
Бабушка знала множество различных сказок и была интересной рассказчицей. Ее с удовольствием слушала вся семья. А какие она вязала полотна из кружева. Акулина Ивановна была знатной рукодельницей.
Акулина Ивановна – хозяйка нелегкой судьбы. До того как она вышла замуж, ей приходилось вместе с матерью-инвалидом просить милостыню. В возрасте 13 лет Акулина Ивановна стала женой мастера Каширина, родила 18 детей, однако только 3 из них выжили. Бабушка взяла на воспитание подкидыша Цыганка и воспитала его как собственного сына. Супруг безжалостно бил жену, а впоследствии совсем лишил средств к существованию. Это случилось после 50 лет их совместного брака. Акулине Ивановне пришлось самой добывать деньги на пропитание.
Алешкина бабушка – душевный и мягкий человек. Даже ее тяжелая жизнь не сделала ее черствой. Акулина Ивановна была настоящей матерью, которая защищала своих детей. Она готова была брать любую вину на себя, чтобы уберечь детей от жестокого деда.
О рукоприкладстве своего супруга Акулина Ивановна никогда никому не рассказывала. Переживая такие неприятные ситуации в своей семье, Акулина Ивановна свято верила в Бога и проводила каждый вечер в молитвах ему, прося помощи своим близким.
Именно бабушка привила внуку такие качества как любовь, доброта, мужество. Она научила его не держать внутри себя злобу и обиду на людей. Акулина Ивановна безумно любила внучка, заботилась о нем и находила во внуке свою отдушину. Бабушка сыграла главную роль в формировании личности и внутреннего мира Алешки. Она для него была примером трудолюбия, стойкости, ответственности и безграничной любви к своим близким.
Сочинение про Бабашку Акулину Ивановну
Акулина Ивановна Каширина является центральным героем повести М.Горького «Детство». Её образ передаётся через восприятие внука Алёшки. Она показалась ему «круглой, большеголовой, с огромными глазами и… рыхлым носом», бабушка была высокая, но сутулая, несмотря на свое телосложение, у нее была грациозная походка кошки. У нее были густые черные волосы и большие глаза. Казалось, что она светилась изнутри. Акулина Ивановна была прекрасной рассказчицей, знала много сказок. Алешка и другие члены семья любили ее слушать. Бабушка очень трудолюбивая и набоженная.
Многое пережила Акулина Ивановна. До замужества она просила милостыню с матерью инвалидом. В 13 лет вышла замуж за вспыльчивого мастера Каширина. Родила 18 детей, но в живых осталось только трое. Воспитала подкидыша Цыгонка. Муж беспощадно бил ее, а спустя 50 лет брака оставил без денег. В конце жизни Акулина Ивановна была вынуждена сама зарабатывать на хлеб.
Бабушка – широкой души человек. Несмотря на нелегкую судьбу, она не очерствела. Она всегда старалась защитить свою, семью, своих детей. Принимала чужую вину (вину детей) на себя, только чтобы оградить их от жестокости деда. Мать троих детей не могла смотреть на то, как сыновья алчно дерутся за наследство, а побои мужа замалчивала. Но несмотря ни на что, она каждый вечер молилась и просила Бога о помощи близким и любимым ей людям.
Акулина Ивановна в повести выступает как хранительница домашнего очага. Действительно бабушка прекрасно справляется со своей миссией. Она вырастила трех замечательных, трудолюбивых и талантливых детей. Также она не оставила подкидыша Цыганка и воспитала его как родного. Ее теплом и энергией питались ее родные. Она работала от зари до зари, но успевала дарить внимание и заботу каждому члену семьи. Благодаря бабушке в доме Кашириных всегда царили уют, тепло и спокойствие.
Свою жизнь Акулина Ивановна посвятила людям. Она помогала преодолевать жизненные трудности и духовно обогащала людей.
Именно от бабушки Алешка приобрел лучшие качества. Она научила внука искренней доброте, любви, научила не опускать руки в трудных ситуациях, не хранить обиду и не держать зла на людей… Бабушка поспособствовала формированию личности внука.
Многое пережила Акулина Ивановна за долгие годы жизни, но, не смотря ни на что, она не изменилась. Всю жизнь она анализировала свои поступки, пыталась делать людям добро, отдавала свою любовь и каждый день воспитывала в себе сильную, мудрую женщину.
Образ 4
Старая женщина стала Алеше матерью, а родная мать, после переселения в дом своего папы, вскоре «исчезла». Родная бабушка была той белой полосой, которая помогала крошечному подростку, дарила ему жизнерадостность, нежность и заботу, поддерживала в ежедневной борьбе за жизнь. Она старалась обезопасить внучка от дедушкиной злости, когда тот едва не забил Алешу насмерть, спасла его. Постоянно была его защитником, постоянно оказывала помощь и выручала.
Повзрослев и став мужчиной, повествователь, вернувшись в прошлое, в свои детские годы, преподносит родной старушке запоздавшую признательность. Признательность за то, что она стала ему мамой, озарила его образ жизни хорошим отношением, открыла в нем его способности.
Образ бабушки Акулины Ивановны в «Детстве» Горького
В описании Горького, бабушка внешне немного полновата и слегка горбатится, но, не смотря на это, она очень активная и трудолюбивая. Акулина Ивановна имеет большие, красивые, темные и искренние глаза, а также располагает своей дружелюбной улыбкой. Когда она говорит, то будто песню поет. А когда рассказывает былые истории, то словно интереснейшую сказку обрисовывает.
Героиня повести очень веселый и жизнерадостный человек, который может даже станцевать в теплой компании знакомых. Также она предстает перед читателем как решительная и мужественная женщина, которая однажды помогала тушить пожар и выносить вещи из огненного здания. Более того, она смогла лично организовать весь процесс, не задумываясь и не теряя ни секунды.
Бабушка наделена особым терпением. Когда-то ее муж – дедушка мальчика, очень обижал свою супругу, не проявлял к ней уважения и не хотел давать прокорм, всегда отличался большой скупостью. Несмотря на такое отношение, женщина не разочаровалась в жизни и людях. Наоборот, она принимает и выдерживает все трудности, которые ей преподносит судьба.
Будучи ребенком, Акулина Ивановна научилась красивому ремеслу – плести кружева. Это ей помогло не умереть от голода в тяжелые времена. Даже теперь, когда она уже в пожилом возрасте, люди обращаются за кружевами именно к ней, как к лучшему мастеру в округе.
Бабушка никогда в жизни ничего и никого не боялась. Но ее всегда настораживали и отпугивали черные тараканы. Как говорится в тексте произведения, она чувствовала их приближение на значительном расстоянии.
Акулина Ивановна очень милосердный и жалостливый человек. Старается помочь и всем и поддержать каждого без исключения. Соседи даже говорят, что она чересчур добрая, чуть ли не святая, удивляясь ее бескорыстности. А ведь человек и должен быть таким добродушным и отзывчивым, не требуя за это ничего взамен.
Также читают:
Картинка к сочинению Характеристика Бабушки и ее образ в повести Детство
Популярные сегодня темы
Федор Михайлович Достоевский в своей повести описал одиноко человека, который часами любил просто бродить по улицам города и рассматривать окружающий мир.
Ионыч, рассказ Антона Павловича Чехова, состоящий из пяти глав, написан в 1898 году. Писатель сохраняет стабильный и сдержанный тон в развивающемся сюжете, от Чехова ни один из персонажей не получает даже самых малых оценочных
Маша Троекурова родилась в старинной дворянской в семье. Она рано осталась без матери. Ее отец Кирила Петрович после службы вышел в отставку в чине генерал-аншефа.
В повести А.П.Чехова «Палата № 6» затронуты актуальные проблемы общества. В своей повести автор старался найти решение вопроса, касающегося насильственного отношения к личности человека и несправедливости
Виктору Пелевину принадлежит мысль: «Поиск смысла жизни – сам по себе единственный смысл жизни». Эта фраза не вызывает сомнения. Каждый индивидуум весь свой жизненный путь только тем и занимается
Конспект урока «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни»: бабушка Акулина Ивановна, Алеша, Цыганок, Хорошее дело. Вера в творческие силы народа. (По повести М. Горького «Детство)
Тема урока : «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни»: бабушка Акулина Ивановна, Алеша, Цыганок, Хорошее дело. Вера в творческие силы народа. (По повести М. Горького «Детство)
Планируемые образовательные результаты
Осмысленное чтение и адекватное восприятие фрагментов произведения.
Умение характеризовать литературных героев и сопоставлять их образы.
Определение в тексте изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии характеров героев.
Формулирование собственного отношения к поступкам героев.
Развитие умения выбирать основания и критерии для сопоставления; устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы.
Овладение способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения.
Овладеть умением самостоятельно организовывать сою деятельность.
Развитие умения произносить монолог и вести диалог; использовать речевые средства в соответствии с коммуникативной задачей; работать в группе.
Усвоение гуманистических и традиционных ценностей российского общества.
Формирование осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, уважения к труду.
Развитие умения анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, учитывать их при выстраивании своих взаимоотношения с людьми.
Словарь урока : художественный образ, литературный герой, портрет, изобразительно-выразительные средства (эпитет, метафора, сравнение).
Добрый день, ребята! Мы чаще всего при встрече здороваемся словами «Здравствуйте», «Привет». А какие еще есть приветственные слова. «Добрый день», Доброе утро, Добрый вечер Это здорово, что человечество придумало слова, которые радуют, прибодряют и вдохновляют человека на добро. И эти магические слова: «Добрый день», «Доброе утро», «Добрый вечер»! Итак, добрый день, ребята. Пусть этот день и наш урок будут благотворными. Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра. Повернитесь к соседу и скажите: «Я желаю тебе добра, Если будет трудно – я тебе помогу».
Обратите внимание на оценочные листы, которые лежат у вас на столах. В течение урока, на каждом его этапе, вы будете оценивать свою деятельность в баллах (по 3-балльной системе)
Мы говорили на прошлом уроке, что жанр данного произведения «автобиографическая повесть». Расскажите, пожалуйста, что это за термин. Это произведение, в котором писатель рассказывает о своих детских воспоминаниях, о людях, окружавших его, передает свое восприятие событий.
На прошлом уроке вы говорили о » свинцовых мерзостях» дома Кашириных.
Скажите, пожалуйста, как вы поняли, что это за «мерзости», подберите синонимы к этому слову ( Жестокость, злость, зависть, лицемерие, предательство, ненависть )
Какие герои воплощали все эти черты? ( Дед Каширин, братья и их дети)
А теперь давайте подберем антонимы к этим словам (Милосердие, доброта, радость, бескорыстие, любовь)
Какие герои воплощают эти черты? (Бабушка, Алеша, Цыганок, Хорошее Дело)
Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?
Тема урока : «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни»: бабушка Акулина Ивановна, Алеша, Цыганок, Хорошее Дело. Вера в творческие силы народа.
Формулируют тему (совместно с учителем), записывают ее в тетрадь.
Оцените свою работу. Ставят баллы в оценочных листах.
3. Актуализация знаний
Расскажите о жизни в семье Кашириных.
Почему в повести говорится, что это «невыразимо странная жизнь», «слишком обильная жестокостью жизнь «неумного племени», «душный круг жутких впечатлений», «дом деда Каширина был наполнен горячим туманом взаимной вражды всех со всеми…».
Что же помогло Алеше в такой мрачной, жестокой обстановке выжить? (Его поддерживали бабушка, Цыганок, Хорошее Дело)
О них мы и будем говорить на уроке. Оцените свою работу.
4.Целеполагание и планирование
Сформулируем цели нашего урока. (Дать характеристику этим людям, определить какую роль они сыграли в жизни Алеши, как к ним относится автор, извлечь для себя жизненные уроки)
Составим план урока.
1. Описать внешность героев.
2. Дать характеристику поведению и поступкам героев.
3. Выяснить, как данные герои помогли Алеше выжить.
Оцените свою работу. Ставят баллы в оценочных листах
Итак, обратимся к героям: бабушке Акулине Ивановне, Цыганку, Хорошему Делу.
Каждой группе предложен фрагмент повести. (Прил.2). Работают в группах.
Прочитайте предложенный фрагмент. Определите, чей портрет изображен? Какие художественные средства выразительности помогают его создать
«Говорила она, как-то особенно выпевая слова, и они легко укреплялись в памяти моей, похожие на цветы, такие же ласковые, яркие, сочные. Когда она улыбалась, её тёмные, как вишни, зрачки расширялись, вспыхивая невыразимо приятным светом, улыбка весело обнажала белые крепкие зубы, и, несмотря на множество морщин в тёмной коже щёк, всё лицо казалось молодым и светлым. Очень портил его этот рыхлый нос с раздутыми ноздрями и красный на конце. Она нюхала табак из чёрной табакерки, украшенной серебром. Вся она — тёмная, но светилась изнутри — через глаза — неугасимым, весёлым и тёплым светом. Она сутула, почти горбатая, очень полная, а двигалась легко и ловко, точно большая кошка, — она и мягкая такая же, как этот ласковый зверь».
(Бабушка Акулина Ивановна)
(Эпитеты: «ласковые, яркие, сочные» (слова), «рыхлый» (нос), «неугасимым, веселым, теплым» (светом), «сутула, горбата, полна», «легко, ловко» (двигалась)
Сравнения: «похожие на цветы» (слова), «темные, как вишни глаза», «двигалась, точно большая кошка», «мягкая такая же, как этот ласковый зверь»
Метафоры: «зрачки вспыхивали приятным светом», «вся она – темная, но светилась изнутри»)
«Квадратный, широкогрудый, с огромной кудрявой головой, он явился под вечер, празднично одетый в золотистую, шёлковую рубаху, плисовые штаны и скрипучие сапоги гармоникой. Блестели его волосы, сверкали раскосые весёлые глаза под густыми бровями и белые зубы под чёрной полоской молодых усов, горела рубаха, мягко отражая красный огонь неугасимой лампады»
(Цыганок) (Эпитеты: «квадратный», с «огромной, кудрявой» (головой), «раскосые, веселые» (глаза), Метафоры: «сверкали глаза», «горела рубаха»)
«С утра до вечера он, в рыжей кожаной куртке, в серых клетчатых штанах, весь измазанный какими-то красками, неприятно пахучий, встрёпанный и неловкий, плавил свинец, паял какие-то медные штучки, что-то взвешивал на маленьких весах, мычал, обжигал пальцы и торопливо дул на них, подходил, спотыкаясь, к чертежам на стене и, протерев очки, нюхал чертежи, почти касаясь бумаги тонким и прямым, странно белым носом. А иногда вдруг останавливался среди комнаты или у окна и долго стоял, закрыв глаза, подняв лицо, остолбеневший, безмолвный». (Хорошее Дело) Эпитеты: «неприятно пахучий», «встрепанный», «неловкий», «тонким, прямым, белым» (носом), «остолбеневший», «безмолвный»
Представьте результаты своей работы. Задание для других групп – оценить правильность выполненного задания. (Фрагмент из повести выводится на слайд)
Оцените свою работу в группе
Продолжаем работу в группах. Каждая группа должная представить своего героя по данному плану:
1. Краткий рассказ о герое.
3. В каких ключевых эпизодах и как проявляются черты характера героя? Свои ответы подтвердите цитатами из текста.
4. Какую роль сыграл этот герой в жизни Алеши? Чему его научил?
Представьте результаты своей работы. Задание для других групп – оценить правильность выполненного задания, дополнить выступление группы.
Оцените свою работу в группе
6 Включение нового знания в систему знаний (закрепление)
Соотнесите имена героев и их характеристики
1. Бабушка Акулина Ивановна
А. доброта, самоотверженность, весёлость, талантливость, трудолюбие
Б. сдержанность, немногословность, безразличие к бытовой стороне жизни, умение радоваться красоте природы и одаренности людей
В. доброта, любовь к людям, талантливость, способность сохранить самообладание в минуты испытаний
Оцените свою работу
Почему М. Горький, изображая «свинцовые мерзости дикой русской жизни», противопоставляет им лучшие качества и творческие силы народа?
В чем же заключается это прекрасное?
(В жизни, какой бы трудной она не была, всегда есть что-то прекрасное, нужно только уметь его увидеть) (Встречи с интересными, добрыми, умными людьми)
Ставят баллы в оценочных листах
Посчитайте количество баллов в оценочных листах.
Сдайте оценочные листы.
Д.З. составить кластер или вспомнить прочитанные произведения и найти героев, на становлении характера, которых повлияли определенные персонажи. Оформить в таблице.
РЕФЛЕКСИЯ и ПОДведение итогов.
Ребята. Посмотрите на цель урока. Все ли достигнуто?
Но мы еще на записали эпиграф к уроку.
Посмотрите на эти высказывания о доброте. Выберите наиболее понравившееся вам и запишите его. Объясните, почему именно это высказывание вы выбрали.
Сильнее всего бывают те, кто направляет силы на добрые дела. Наваррская Маргарита
Мир всегда выглядит чуточку светлее, если мы делаем что-то друг для друга, а не для себя. Чарльз де Линт
Только добро, творимое человеком, остается, и благодаря ему жизнь чего-нибудь стоит.
«Говорила она, как-то особенно выпевая слова, и они легко укреплялись в памяти моей, похожие на цветы, такие же ласковые, яркие, сочные. Когда она улыбалась, её тёмные, как вишни, зрачки расширялись, вспыхивая невыразимо приятным светом, улыбка весело обнажала белые крепкие зубы, и, несмотря на множество морщин в тёмной коже щёк, всё лицо казалось молодым и светлым. Очень портил его этот рыхлый нос с раздутыми ноздрями и красный на конце. Она нюхала табак из чёрной табакерки, украшенной серебром. Вся она — тёмная, но светилась изнутри — через глаза — неугасимым, весёлым и тёплым светом. Она сутула, почти горбатая, очень полная, а двигалась легко и ловко, точно большая кошка, — она и мягкая такая же, как этот ласковый зверь».
1. Краткий рассказ о герое.
3. В каких ключевых эпизодах и как проявляются черты характера героя? Свои ответы подтвердите цитатами из текста.
4. Какую роль сыграл этот герой в жизни Алеши? Чему его научил?
«Квадратный, широкогрудый, с огромной кудрявой головой, он явился под вечер, празднично одетый в золотистую, шёлковую рубаху, плисовые штаны и скрипучие сапоги гармоникой. Блестели его волосы, сверкали раскосые весёлые глаза под густыми бровями и белые зубы под чёрной полоской молодых усов, горела рубаха, мягко отражая красный огонь неугасимой лампады».
1. Краткий рассказ о герое.
3. В каких ключевых эпизодах и как проявляются черты характера героя? Свои ответы подтвердите цитатами из текста.
4. Какую роль сыграл этот герой в жизни Алеши? Чему его научил?
«С утра до вечера он, в рыжей кожаной куртке, в серых клетчатых штанах, весь измазанный какими-то красками, неприятно пахучий, встрёпанный и неловкий, плавил свинец, паял какие-то медные штучки, что-то взвешивал на маленьких весах, мычал, обжигал пальцы и торопливо дул на них, подходил, спотыкаясь, к чертежам на стене и, протерев очки, нюхал чертежи, почти касаясь бумаги тонким и прямым, странно белым носом. А иногда вдруг останавливался среди комнаты или у окна и долго стоял, закрыв глаза, подняв лицо, остолбеневший, безмолвный».
1. Краткий рассказ о герое.
3. В каких ключевых эпизодах и как проявляются черты характера героя? Свои ответы подтвердите цитатами из текста.
4. Какую роль сыграл этот герой в жизни Алеши? Чему его научил?
По 3х бальной системе
1б не совсем правильно, частично
2б сделал, но не отвечал
3б правильно сделал и ответил
Приветствие. Пожелание добра.
Формулирование темы урока.
Рассказ о семье Кашириных.
Постановка целей урока и составление плана работы.
Работа с портретными характеристиками героев.
Составление характеристики героев по плану.
Задание на соответствие
Ответ на проблемный вопрос урока
Отметка за урок ___________
По 3х бальной системе
1б не совсем правильно, частично
2б сделал, но не отвечал
3б правильно сделал и ответил
Приветствие. Пожелание добра.
Формулирование темы урока.
Рассказ о семье Кашириных.
Постановка целей урока и составление плана работы.
Работа с портретными характеристиками героев.
Составление характеристики героев по плану.
Задание на соответствие
Ответ на проблемный вопрос урока
Отметка за урок ___________
В новом доме особый интерес у Алёши вызывал квартирант Хорошее Дело. Бабушка мальчика Акулина Ивановна придумала ему такое прозвище за привычку говорить «Хорошее дело» всякий раз, когда его звали обедать.
Внешний вид Хорошего Дела был ничем не примечателен. У него была тёмная бородка, бледное лицо, худое телосложение. Выглядел он бедно, носил старую мятую одежду и стёртые туфли, однако его отличали очень добрые глаза. Комната, в которой он жил, тоже выглядела небрежно. Она была заполнена странными вещами, баночками с разноцветными жидкостями и книгами. Мужчина был очень увлечён химическими опытами и постоянно что-нибудь изобретал.
В доме Кашириных все недолюбливали Хорошее Дело за то, что он «не такой как все», «чужой», называли аптекарем, колдуном и чернокнижником, а дед, к тому же, считал его нахлебником. Даже добрая Акулина Ивановна была против него. Она боялась, что он может научить её внука чему-то плохому.
Хорошее Дело прекрасно понимал, что общение с ним может навредить мальчику, ведь дед даже бил Алёшу за визиты к нему, поэтому старался избегать его. Однако вскоре мужчина стал самым близким другом Алёши. Мальчик видел в нём доброго и мудрого человека и чувствовал, что никто другой не поймёт его лучше. Они оба были чрезвычайно одиноки в этом переполненном недружелюбными людьми доме. Это их и объединило.
Хорошее Дело был очень молчаливым человеком. Он говорил только по делу, отсекая лишнее, видел людей насквозь и легко распознавал ложь. Этому он научил и Алёшу, давая ему массу мудрых советов, которые мальчик запомнил на всю жизнь. Кроме того, мужчина привил ему любовь к знаниям. С Алёшей он всегда разговаривал на равных и относился к нему с глубоким пониманием. Это можно назвать настоящей дружбой двух хороших людей. К сожалению, продлилась она недолго. Бабушка и дедушка мальчика видели, как велико влияние «чернокнижника» на их внука и решили выжить его из дома, что очень огорчило Алёшу: «Так кончилась моя дружба с первым человеком из бесконечного ряда чужих людей в родной своей стране, — лучших людей ее».
Бабушка необыкновенно талантливый человек.
а) Она талантливая сказительница
б) Как раскрывается характер бабушки в ее танце
в) Бабушка – лучшая кружевница.
— Где находятся истоки ее мужества, жизнелюбия?
Бабушка Алеши Акулина Ивановна – дочь нищего человека, сиротой росла, матушка ее была бобылкой (бездомной, одинокой), с ней Акулина по миру ходила, а с девяти лет дома училась кружево плести, за два года научилась делу. Бедная юная Акулина подходила в жены Василию Васильевичу Каширину. В 14 лет ее выдали замуж, а в 15 уж и родила. 18 детей родила Акулина Ивановна, но Господь брал и брал ее детей, по ее словам в ангелы, … «и жалко ей было и радостно!». Все дети умирали еще в младенчестве, остались дочь и два сына да Цыганок, подброшенный и оставленный в доме.)
— Как ведет бабушка во время пожара?
(Она ведет себя храбро, умно; умеет как некто другой противостоять беде, пожаре, бросаясь в ноги обезумевшему от огня коню, вынесла из огня бутыль с купоросом, чтобы не взорвалась, организовала соседей тушить пожар).
— Какие еще черты характера бабушки вы могли бы отметить?
(Умение стойко переносить несчастья, разорение, потерю, богатства, быть опорой для окружающих.
« Не боясь ни людей, ни деда, ни чертей, ни всякой иной нечистой силы, она до ужаса боялась черных тараканов…»
«Она всем улыбалась одинаково ласково, ко всем мягко внимательная, давала разные советы. Она служила повитухой, разбирала ссоры и споры, лечила детей, сказывала наизусть «Сон Богородицы», давала хозяйственные советы».
«Дождливыми вечерами, если дед уходил из дома, бабушка устраивала интереснейшие собрания, приглашая пить чай всех жителей дома. В кухне было тепло, уютно, все сидели близко друг к другу, все были особенно милы и тихи, а бабушка на редкость щедро рассказывала сказки, одна другой лучше».)
Следует выделить самый манящий и привлекательный образ Ивана-Цыганка.
Цыганок был очень добрым, озорным, и работящим ребёнком, который всегда старался помочь всем окружающим. О его характере можно сказать, что он был альтруистичен, трудолюбив, и опять же, очень добр. Он распространял свою доброту на всех, кто его окружал, дабы они были хоть чуть-чуть подобрее, так как он не понимал их грусти, хмурости, и злости на весь мир. Он считал, что мир прекрасен, только потому, что он таков какой есть, и его не изменить. Через его характер автор ясно подчёркивает всю ту детскую наивную доброту, которая потеряна для взрослого человека поглощённого рутиной бытовой жизни, и всю ту наивность, с которой жить легче.
Образ Цыганка предстаёт перед нами как очень жизнерадостного оптимиста, старающегося успеть всё и везде, что, конечно, не всегда шло ему в пользу. Несмотря на его прекрасный характер и трудолюбие, были и те, кто его недолюбливал, однако, несмотря на это, даже с такими людьми он старался найти общий язык, потому как он очень любил людей, и всегда старался искать в них хорошее. Что, по итогу, не довело его до добра. Его излишняя доверчивость загубила его, не дав прожить полную и насыщенную жизнь.
Таким образом, автор пытается показать нам, что всегда уходят те, кто старается сделать мир лучше, но, несмотря на их ранний уход, они успевают сделать очень многое для окружающих. Такие люди как Цыганок, являются как бы подарком свыше, данным ненадолго, но даже этот короткий промежуток времени они используют на максимум.
Из всего вышесказанного мы можем сделать вывод, что образ Цыганка, несомненно, самый яркий, весёлый, и лучезарный в произведении. Он оттеняет ту хмурую атмосферу взрослой жизни в деревне с помощью своего оптимизма и безграничной детской радости. Я считаю, что именно для этого Горький сделал его таким, для создания контраста между взрослой и детской жизнями.
Прозвище он получил из-за своей внешности. У Ивана была смуглая кожа, темные волосы и нестандартная внешность. Во время походов на базар он умудрялся взять лишнюю часть бесплатно. Он был мастерским вором. Воровство также стала причиной возникновения этого прозвища.
Автор описывает героя очень теплыми словами. Цыганок имел довольно милую и приятную внешность. На его голове постоянно вились кудрявые волосы, его глаза обладали ярким блеском. У него были черные густые брови и усы, хорошо сочетавшиеся с его белоснежными зубами. Лицо Ивана всегда было украшено добродушной улыбкой. Он был очень веселым и жизнерадостным. В разговоре он всегда был очень весел. Его речи были задорными и смешными.
Цыганок оказал огромное влияние и произвел большое впечатление, которое послужило в основе формирования личности Алеши Плешкова. Иван и Алеша были очень хорошими товарищами, которые проводили огромную часть времени друг с другом. Иван обучал Алешу некоторым хитростям и очень часто давал некоторые советы о том, как правильно себя вести в окружающем мире. Цыганок обучал Алешу даже таким вещам, как поведение при порке.
Все, кто проживал на дедовской усадьбе хорошо относились к Цыганку, любили его как своего. Он очень редко мог слышать грубые слова от деда, который повышал на него голос намного реже, чем на собственных сыновей. Над ним никто не издевался и злостно не подшучивал. Однако, в это число не входил мастер Григорий, который очень любил обижать, оскорблять и выдумывать различные истории про домочадцев, он делал это ежедневно. Оскорбления и насмешки не обошли стороной и нашего героя.
Жизнь Ивана закончилась очень неожиданно, во время проведения похорон, где цыганок помогал нести крест. Тогда он поскользнулся и упал, а крест который он нес, свалился и придавил его. У героя не было пышных похорон, они были скромными и не особо значимыми.