своеобразие языка как общественного явления место языка в жизни общества
Своеобразие языка как общественного явление, место языка в жизни общества. Функции языка и функции речи.
Наличие языка есть необходимое условие существования общества на всем протяжении истории человечества. Будучи важнейшим и основным средством общения, язык неотделим от всех проявлений социального бытия человека. Информация, передаваемая в процессе языкового общения, играет определяющую роль в деятельности отдельного человека и в жизни общества в целом. В историческом масштабе язык, храня и передавая социальный опыт людей, объединяет поколения во времени и обеспечивает непрерывность и единство истории человечества.
Социальный характер бытия, производственной и познавательной деятельности человека предполагает постоянное общение индивидов между собой. Основной формой человеческого общения является общение посредством знаков языка, т.е. речевое общение. Язык выполняет исключительно важную коммуникативную функцию.
Своеобразие языка как формы общественного сознания состоит в том, что, во-первых, язык, наряду с психофизической способностью отражать мир, является предпосылкой общественного сознания; во-вторых, язык представляет собой семантический фундамент и универсальную оболочку разных форм общественного сознания. По своему содержанию семантическая система языка ближе всего к обыденному сознанию. Посредством языка осуществляется специфически человеческая форма передачи социального опыта (культурных норм и традиций, естественнонаучного и технологического знания).
Таким образом, язык включен во все формы общественного бытия и общественного сознания.
Функции языка.
Коммуникативная функция состоит в том, что язык выступает в качестве важнейшего средства общения между людьми. (Интерактивная функция, язык как инструмент включен в систему соц.взаимодействия и фасцинативная функция – это привлечении внимания адресата к содержанию сообщения.)
Регулятивная функция заключается в регуляции поведения адресата (путем побуждения к действию, к ответу на вопрос и т.д.)
Номинативная функция, язык называет определенные предметы и явления действительности.
Аккумулятивная функция, за «накопление» опыта и знания предыдущих поколений.
1) участие языка в процессах предметного восприятия и формирования представлений, понятий, суждений, умозаключений; в различных мыслительных операциях; в механизмах памяти;
2) участие языка в хранении и передаче от поколения к поколению общественно-исторического опыта людей.
Этническая функция: язык как фактор объединения и единства народа. Хотя этноконсолидирующая функция является во многом символичной, т.к она создается не употреблением языка, а отношением людей к языку, национально-культурной идеологией. В реальности процессы формирования этносов могут не совпадать с процессами дифференциации и интеграции языков.
Функции речи.
Экспрессивная функция: речь является средством выражения эмоций в основном по средствам интонации, а так же междометий.
Фатическая функция: иногда общение как бы бесцельно, говорящим не важна та информация, которую они сообщают друг другу, они не стремятся выразить свои эмоции или воздействовать друг на друга (приветствиях, поздравлениях, в дежурных разговорах о погоде и т.д.)
Метаязыковая функция: использование языка в данной функции обычно связано с какими-то трудностями речевого общения – например, при разговоре с ребенком, иностранцем или любым другим человеком, не вполне владеющим данным языком либо некоторым социальным или функциональным подъязыком. В таких случаях говорящие прибегают к толкованиям слов и выражений.
Эстетическая функция: речь может восприниматься как прекрасное или безобразное, как эстетический объект. Способность текстов эстетически переживаться говорящими лежит в основе поэтической функции языка.
Суггестивная функция текста состоит в воздействии на психологическое либо физиологическое состояние адресата, а также (косвенно) в принуждении его к определенным действиям или, наоборот, предостережении от них. (Политическая пропаганда, реклама, религиозная проповедь, гипнотическая терапия, художественная коммуникация, различные формы общения с детьми)
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).
Своеобразие языка как общественного явления
С точки зрения семиотики язык — уникальная, но не единственная знаковая система: он сопоставим с языком пчел, дорожной сигнализацией, алгоритмическим языком программирования. С точки зрения науки об обществе язык не имеет аналогов. Он не просто своеобразен — по ряду существенных признаков он отличается от всех общественных явлений.
1. Язык, сознание и социальный характер трудовой деятельности изначально взаимосвязаны и составляют фундамент человеческого своеобразия в биологическом виде Homo sapiens.
2. Наличие языка есть необходимое условие существования общества на всем протяжении истории человечества. Любое социальное явление в своем существовании ограничено в хронологическом отношении: оно не изначально в человеческом обществе и не вечно. Так, не всегда существовала, по мнению большинства специалистов, семья; не всегда были частная собственность, государство, деньги; не изначальны также различные формы общественного сознания — наука, право, искусство, мораль, религия. В отличие от неизначальных и/или преходящих явлений общественной жизни, язык изначален и будет существовать до тех пор, пока существует общество.
3. Наличие языка есть необходимое условие материального и духовного бытия во всех сферах социального пространства. Любое общественное явление в своем распространении ограничено определенным «местом», своим пространством. Разумеется, в обществе все взаимосвязано, однако, допустим, наука или производство не включают в себя (в качестве компонента, условия, предпосылки, средства и т. д.) искусство, а искусство не включает в себя науку или производство. Иное дело язык. Он — глобален, вездесущ. Сферы использования языка покрывают все мыслимое социальное пространство. Будучи важнейшим и основным средством общения, язык не отделим от всех и любых проявлений социального бытия человека.
4. Язык зависим и не зависим от общества. Глобальность языка, его включенность во все формы общественного бытия и общественного сознания порождают его надгрупповой и надклассовый характер. Однако надклассовость языка не означает его внесоциальности. Общество может быть разделенным на классы, но оно остается обществом, т. е. известным единством, сообщностью людей. В то время как развитие производства приводит к социальной дифференциации общества, язык выступает как его важнейший интегратор. Вместе с тем социальная структура общества и социолингвистическая дифференциация речевой практики говорящих находят известное отражение в языке. Общенародный язык социально неоднороден. Его социальная структура, т. е. состав и значимость социальных вариантов языка (профессиональная речь, жаргоны, просторечие, кастовые языки и т. п.), а также типы коммуникативных ситуаций в данном обществе обусловлены социальной структурой общества. Однако, при всей возможной остроте классовых противоречий, социальные диалекты языка не становятся особыми языками.
5. Язык — это явление духовной культуры человечества, одна из форм общественного сознания (наряду с обыденным сознанием, моралью и правом, религиозным сознанием и искусством, идеологией, политикой, наукой). Своеобразие языка как формы общественного сознания состоит в том, что, во-первых, язык, наряду с психофизиологической способностью отражать мир, является предпосылкой общественного сознания; во-вторых, язык представляет собой семантический фундамент и универсальную оболочку разных форм общественного сознания. По своему содержанию семантическая система языка ближе всего к обыденному сознанию. Посредством языка осуществляется специфически человеческая форма передачи социального опыта (культурных норм и традиций, естественнонаучного и технологического знания).
7. Язык сохраняет единство народа в его истории вопреки классовым барьерам и социальным катаклизмам.
8. Развитие языка в большей мере, чем развитие права, идеологии или искусства, независимо от социальной истории общества, хотя в конечном счете оно обусловлено и направлено именно социальной историей. Важно, однако, охарактеризовать меру этой независимости. Связь истории языка и истории общества очевидна: существуют особенности языка и языковых ситуаций, соответствующие определенным ступеням этнической и социальной истории. Так, можно говорить о своеобразии языков или языковых ситуаций в первобытных обществах, в средние века, в новое время (см. с. 144 — 151). Вполне очевидны также языковые последствия таких социальных потрясений, как революции, гражданские войны: смещаются границы диалектных явлений, нарушается прежний нормативно-стилистический уклад языка, обновляется политическая лексика и фразеология (см. с. 151 — 152). Однако в своей основе язык остается прежним, единым, что обеспечивает этническую и культурную непрерывность общества на всем протяжении его истории.
Своеобразие языка как общественного явления, по сути дела, коренится в его двух особенностях: во-первых, в универсальности языка как средства общения и, во-вторых, в том, что язык — это с р е д с т в о, а не содержание и не цель общения; семантическая оболочка общественного сознания, но не само содержание сознания. Язык по отношению к духовной культуре общества сопоставим со словарем по отношению ко всему разнообразию текстов, построенных на основе этого словаря. Один и тот же язык может быть средством выражения полярных идеологий, разноречивых философских концепций, бесчисленных вариантов житейской мудрости.
Итак, язык выступает как универсальное средство общения народа. Он сохраняет единство народа в исторической смене поколений и общественных формаций, вопреки социальным барьерам, — тем самым объединяя народ во времени, в географическом и социальном пространстве.
ФОРМЫ СУЩЕСТВОВАНИЯ ЯЗЫКА
Своеобразие языка как общественного явления. Место языка в жизни общества. Функции языка/речи
Язык всегда — достояние коллектива. Организация совместной трудовой деятельности, функционирование социальных институтов, развитие культуры имеют своим непременным условием постоянное и активное речевое общение членов коллектива. В громадном большинстве случаев коллектив людей, говорящих на одном языке («языковая общность»), — это коллектив этнический (нация, народность, племя). Языки некоторых этнических коллективов используются и как средство межэтнического общения. Так, русский язык является национальным языком русских и одновременно языком межнационального общения ряда других наций и народностей. Русский язык является также одним из мировых языков. Язык этнической общности, как правило, не является абсолютно единым на всей территории своего распространения и во всех сферах своего использования. В нем обнаруживаются определенные внутренние различия: более или менее единый литературный язык обычно противостоит заметно различающимся между собой местным диалектам, а также профессиональным и другим разновидностям языка, отражающим внутреннее членение данного языкового коллектива. Диалекты и групповые различия в языке изучает диалектология, а всю совокупность вопросов, связанных с воздействием общества на язык и с языковыми ситуациями, складывающимися в обществе,— так называемая социолингвистика.
Яз. – не индивидуальное и не биологическое явление. Будучи особым общественным явлением, яз отличается от др общественных явлений надстроечного и базисного хар-ра. Общественная природа языка проявляется прежде всего в его связи с народом – творцом и носителем данного яз. Наличие общенародного яз – высшее проявление социальности языка. Социальность языка проявляется также в наличии диалектов – территориальных и социальных.
Яз. общенароден в своей сущности. Его диалектное и прфессиональное варьирование не лишает его общих св-в. Самостоятельность яз как общественного явления проявляется в несовпадении государственного и языкового объединения людей, делении людей по религиозному и языковому признаку. Существуют однако однородные государства, где общенародный, литературный и государственный языки совпадают.
Следовательно, факты показывают, что яз., будучи важнейшим ср-вом общения и формой национальной культуры, тесно связан с обществом, его категориями и институтами. Однако особое общественное назначение и особое строение делают яз самостоятельной общественной категорией.
Языковая политика – это сознательное воздействие гос-ва на развитие языка. Языковая политика во многом определяет и языковую ситуацию в стране. Языковая ситуация – это совокупность форм существования одного языка или совокупность языков на одной территории и функционирующие в границах определенных географ. регионов или административно-политических образований.
Язык так или иначе влияет на особенности менталитета.
Язык выступает орудием общения, осуществляя таким образом коммуникативную функцию. Общаясь друг с другом, люди передают свои мысли, волеизъявления, чувства и душевные переживания, воздействуют друг на друга в определенном направлении, добиваются общего взаимопонимания. Язык как средство общения обслуживает и отдельного человека, и общество в целом. Язык используется во всех сферах общения Расширение сфер применения языка находится в прямой зависимости от общественно-политического и культурного развития народа, его государства. Язык выступает как средство общения и тогда, когда говорит один человек (монологическая речь), и тогда, когда говорят два или несколько лиц (диалогическая и групповая речь). Общение может быть не только устным, но и письменным.
Язык может выполнять две социальные функции — интегрирующую и дифференцирующую. Интегрирующую функцию язык выполняет тогда, когда он используется как язык межнационального или мирового общения. Язык, который не используется для общения между народами, выполняет дифференцирующую функцию. Это — родной язык той или иной нации или народности.
Еще одна основная функция языка обусловлена содержанием общения. Предназначенность языка быть средством выражения, передачи и хранения содержания называют его когнитивной функцией.
Функцию языка отражать и сохранять знания называют аккумулятивной. В век научно-технической революции роль языка как орудия мышления и познания возрастает, объем и глубина знаний, выражаемых языком, увеличиваются быстрыми темпами.
Способность единиц языка быть воспринятыми называют их перцептивной функцией.
Способность единиц языка обозначать и различать называют их сигнификативной функцией.
Также существуют функции: номинативная (способность называть вещи и явления действительности), экспрессивная (способность выражать эмоц. состояние говорящего, волю, желания), информативная, контактоустанавливающая.
Законы развития языка. Внеязыковые (социальные и психологические) факторы языковых изменений. Внутренние факторы изменений в языке. Языковые антиномии. Основные тенденции языковых изменений.
Язык как сложнодинамическая система подвержена эволюции.
Под языковым изменением следует понимать процесс нарушения тождества единицы самой себе и результат такого нарушения тождества. Языковое изменение есть понятие диахроническое, ибо для его обнаружения и констатации мы должны сопоставить два разных временных среза. Ученые по-разному отвечают на вопрос – в чем причина языковых изменений. Гумбольдт – язык изменяется по причине совершенствования человеческого духа. И.А. Бодуэн де Куртене (КЛШ) выделяет несколько причин изменений: 1. противоречие м/у привычкой и бессознательной памятью, 2. противоречие м/у привычкой и стремлением к удобству. В к.XIX – н. ХХ в. в Швейцарском ун-те выдвинута концепция, что развитие языка связано с развитием мышления. Н.Я. Марр все, что происходит в языке, объяснял социальными факторами. Фр. лингвист Пасси считал, что стремление к удобству – причина яз-х изменений.Удобство проявляется в законе экономии. Стремление освободиться от лишнего и выделить то, что необходимо.
В настоящее время выделяют 2 комплекса причин языковых изменений – причины внешние (внеязыковые) и внутренние.
1) Любой язык зависит от изменений, которые происходят в обществе – экстралингвистические причины языковых изменений.
а) социальная структура общества (какими классами, группами представлено общество), изменения которой сказывается на языке, его лексическом составе, в котором активизируется лексика, отражающая интересы господствующих соц. групп, б) этнический состав, в) производство и техника; г) наука (порождает понятия), д) худож. лит-ра (влияет на развитие функциональных стилей), е) государство и институты общества, ж) экономические, политические, культурные контакты;
2) Внутренние причины языковых изменений:
Существуют особенности развития динамической системы языка, которые связаны с собственно лингвистическими свойствами данной системы, т. е. продиктованы сугубо специфическими принципами данной системы в ее отличии от других динамических систем. Таковы так называемые языковые антиномии (глубинные противоречия), в процессе разрешения которых и происходит саморазвитие языка. К подобным антиномиям относятся антиномия говорящего и слушающего, кода и текста, узуса и потенциальных возможностей языковой системы, антиномия, обусловленная асимметричностью языкового знака и, наконец, антиномия двух функций языка: чисто информационной и экспрессивной.
1) Антиномия м/у говорящим и слушающим. Это противоречие собственно лингвистическое, т.к. это противоречие обусловлено говорящим и слушающим, удобство говорящего и понятность слушающего.
2) Антиномия кода и текста. Языка и речи. Обратная зависимость: чем больше в языке единиц, тем он сложнее, тем лучше, т.е. проще будет текст.
3) антиномия информативной и экспрессивной f языка. Инф-я f требует готовых, стандартных установок, кот. не дают возможности двойственной интерпретации. Эмоц. f проявляет желание нарушить стандартность, привлечь к себе внимание. Экспресс. f – это разрушение стандартов, что приводит к обогащению языка.
4) Противоречие узуса (привычки, традиции) и системы языка.
5) Ассиметрия означающего и означаемого – возможность формы передавать разное содержание и наоборот.
Динамический хар-р языка проявляется в наличии вар-тов: акцентологических, формальных, стилистических. Появляются новые элементы на всех уровнях, утрачиваются другие элементы.
Как развивается язык?
1) От единства к множеству, от праязыка к множеству отдельных, частных языков.
2) От множества к единству, зародились на разных территориях, а потом объединились.
Своеобразие языка как общественного явления
Своеобразие языка как общественного явления
С точки зрения семиотики язык — уникальная, но не единственная знаковая система: он сопоставим с языком пчел, дорожной сигнализацией, алгоритмическим языком программирования. С точки зрения науки об обществе язык не имеет аналогов. Он не просто своеобразен — по ряду существенных признаков он отличается от всех общественных явлений.
1. Язык, сознание и социальный характер трудовой деятельности изначально взаимосвязаны и составляют фундамент человеческого своеобразия в биологическом виде Homo sapiens.
2. Наличие языка есть необходимое условие существования общества на всем протяжении истории человечества. Любое социальное явление в своем существовании ограничено в хронологическом отношении: оно не изначально в человеческом обществе и не вечно. Так, не всегда существовала, по мнению большинства специалистов, семья; не всегда были частная собственность, государство, деньги; не изначальны также различные формы общественного сознания — наука, право, искусство, мораль, религия. В отличие от неизначальных и/или преходящих явлений общественной жизни, язык изначален и будет существовать до тех пор, пока существует общество.
3. Наличие языка есть необходимое условие материального и духовного бытия во всех сферах социального пространства. Любое общественное явление в своем распространении ограничено определенным «местом», своим пространством. Разумеется, в обществе все взаимосвязано, однако, допустим, наука или производство не включают в себя (в качестве компонента, условия, предпосылки, средства и т. д.) искусство, а искусство не включает в себя науку или производство. Иное дело язык. Он — глобален, вездесущ. Сферы использования языка покрывают все мыслимое социальное пространство. Будучи важнейшим и основным средством общения, язык не отделим от всех и любых проявлений социального бытия человека.
4. Язык зависим и не зависим от общества. Глобальность языка, его включенность во все формы общественного бытия и общественного сознания порождают его надгрупповой и надклассовый характер. Однако надклассовость языка не означает его внесоциальности. Общество может быть разделенным на классы, но оно остается обществом, т. е. известным единством, сообщностью людей. В то время как развитие производства приводит к социальной дифференциации общества, язык выступает как его важнейший интегратор. Вместе с тем социальная структура общества и социолингвистическая дифференциация речевой практики говорящих находят известное отражение в языке. Общенародный язык социально неоднороден. Его социальная структура, т. е. состав и значимость социальных вариантов языка (профессиональная речь, жаргоны, просторечие, кастовые языки и т. п.), а также типы коммуникативных ситуаций в данном обществе обусловлены социальной структурой общества. Однако, при всей возможной остроте классовых противоречий, социальные диалекты языка не становятся особыми языками.
5. Язык — это явление духовной культуры человечества, одна из форм общественного сознания (наряду с обыденным сознанием, моралью и правом, религиозным сознанием и искусством, идеологией, политикой, наукой). Своеобразие языка как формы общественного сознания состоит в том, что, во-первых, язык, наряду с психофизиологической способностью отражать мир, является предпосылкой общественного сознания; во-вторых, язык представляет собой семантический фундамент и универсальную оболочку разных форм общественного сознания. По своему содержанию семантическая система языка ближе всего к обыденному сознанию. Посредством языка осуществляется специфически человеческая форма передачи социального опыта (культурных норм и традиций, естественнонаучного и технологического знания).
7. Язык сохраняет единство народа в его истории вопреки классовым барьерам и социальным катаклизмам.
8. Развитие языка в большей мере, чем развитие права, идеологии или искусства, независимо от социальной истории общества, хотя в конечном счете оно обусловлено и направлено именно социальной историей. Важно, однако, охарактеризовать меру этой независимости. Связь истории языка и истории общества очевидна: существуют особенности языка и языковых ситуаций, соответствующие определенным ступеням этнической и социальной истории. Так, можно говорить о своеобразии языков или языковых ситуаций в первобытных обществах, в средние века, в новое время (см. с. 144 — 151). Вполне очевидны также языковые последствия таких социальных потрясений, как революции, гражданские войны: смещаются границы диалектных явлений, нарушается прежний нормативно-стилистический уклад языка, обновляется политическая лексика и фразеология (см. с. 151 — 152). Однако в своей основе язык остается прежним, единым, что обеспечивает этническую и культурную непрерывность общества на всем протяжении его истории.
Своеобразие языка как общественного явления, по сути дела, коренится в его двух особенностях: во-первых, в универсальности языка как средства общения и, во-вторых, в том, что язык — это с р е д с т в о, а не содержание и не цель общения; семантическая оболочка общественного сознания, но не само содержание сознания. Язык по отношению к духовной культуре общества сопоставим со словарем по отношению ко всему разнообразию текстов, построенных на основе этого словаря. Один и тот же язык может быть средством выражения полярных идеологий, разноречивых философских концепций, бесчисленных вариантов житейской мудрости.
Итак, язык выступает как универсальное средство общения народа. Он сохраняет единство народа в исторической смене поколений и общественных формаций, вопреки социальным барьерам, — тем самым объединяя народ во времени, в географическом и социальном пространстве.