своеобразие организации жизни детей в разных возрастных группах
Особенности организации работы в разновозрастной группе ДОУ
Лешукова Лариса Владимировна
Особенности организации работы в разновозрастной группе ДОУ
Каждый ребенок имеет право на счастливое проживание периода дошкольного детства, и получения качественного дошкольного образования, однако всем известно, что решение воспитательно-образовательных задач, формирование достаточного уровня знаний и умений детей, достижение государственного стандарта в условиях разновозрастной группы детского сада вызывает у воспитателя некоторые трудности.
Исходя из нашего опыта: Перед педагогом стоит непростая задача – построить свою работу так, чтобы она не только соответствовала запросам общества и современным требованиям, но и обеспечивала сохранение самоценности, неповторимости дошкольного периода детства.
1 трудность заключается в том, что методическая литература по дошкольному воспитанию рассчитана на учреждения с одновозрастным составом детских групп.
2 трудность – это то, что сам педагогический процесс приходится строить в двух направлениях, ориентируясь на два возраста детей, а это отнимает больше и сил и времени у педагога.
Ведь, по сути, во время одной деятельности педагогу в разновозрастной группе приходится проводить две микро деятельности.
Кроме того, от педагогов требуются знания специфики работы с разными возрастными группами и умения соотносить программные требования с индивидуальными особенностями воспитанников.
В нашем детском саду функционируют три группы. Две из которых укомплектованы детьми разных возрастов, т. е. организация работы ориентирована на программы двух возрастов. Это младшая (3-4л) и средняя (4-5л) группа и старшая (5-6л) и подготовительная (6-7л) группы.
На каждую группу у педагогов разработана рабочая программа, в которой прописана деятельность с детьми на два возраста (возрастные особенности, комплексно тематическое планирование, циклограмма и другое).
Непосредственно образовательная деятельность в группах строиться согласно учебному плану и СанПин. (слайд) Сетка нод выглядит следующим образом, например, в старшей и подготовительной группе.
Четверг 9.00-9.25 (1 подгруппа)
9.30-10.00 (2 подгруппа)
10.05-10.30 (1 подгруппа)
10.35-11.05 (2 подгруппа)
15.35-16.00 (1 подгруппа)
16.05-16.35 (2 подгруппа) 1. Развитие речи
2. ХТ (лепка/аппликация)
2. Физическая культура
НО есть вещи, на которые необходимо обратить внимание в разновозрастной группе.
Итак, на какие основные особенности необходимо обращать внимания, работая в разновозрастной группе:
Согласно современным стандартам образования, развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ выступает в роли «Второго воспитателя», в разновозрастной группе она строится по таким же принципам,только с небольшими уточнениями:
— игровой и дидактический материал должен соответствовать обеим возрастным категориям.
— детская мебель, соответственно должна быть двух размеров.
— существенную роль играет размещение мебели, столы и кровати рекомендуется расставлять по возрастным подгруппам (например, старший возраст столы и стулья промаркированы цифрой 2, а в подготовительной цифрой 1).
Что мы и выполнили в нашем детском саду.
И всё же организация педагогического процесса должна быть ориентирована не только на общие задачи воспитания (программы, методические указания, а главным образом на ребенка, его потребности, интересы, уровень развития.
Организация режимных моментов: прогулка, мытье рук, питание, умывания, одевания и раздевания, дневной сон детей в условиях разновозрастной группы требует большого мастерства воспитателя, четкости и слаженности работы всего обслуживающего персонала, создание спокойной и доброжелательной обстановки, внимательного отношения взрослых ко всем детям, особенно к младшим. Все это важно потому, что в небольшое время, которое по режиму отводится для проведения этих жизненно важных процессов, необходимо не только правильно и быстро обслужить детей, накормить, одеть, но и в соответствии с программными требованиями обеспечить формирование необходимых для детей каждого возраста культурно-гигиенических навыков. В процессе повседневной деятельности у детей следует воспитывать привычки правильного поведения в коллективе, дружеские взаимоотношения.
Таким образом, преимуществом разновозрастного общения является:
• Дети чаще считаются с предпочтениями младших при выборе совместных занятий и демонстрируют широкое разнообразие путей взаимодействия.
• Младшие видят более понятный пример для действий.
• Для старших объяснение другому ребенку, помогает лучше освоить знания.
• Контроль над маленькими развивает самоконтроль, ответственность и ощущение принадлежности к деятельности в команде.
Режимные процессы начинаем проводить вначале с младшими детьми, постепенно подключая более старших (в другом порядке происходит лишь подъем детей после дневного сна). Все это создает условия для того, чтобы дети разного возраста, живя в одной группе, в естественной последовательности и постепенности переходили от одного вида деятельности к другому, не тратили время на ожидание очереди при умывании.
Нигде нет более богатых возможностей для осуществления такой системы воспитания как в разновозрастном коллективе. В совместном воспитании детей разного возраста есть много положительного. Постоянное общение младших детей со старшими, создает благоприятные условия для формирования дружеских отношений, заботливости, самостоятельности. Здесь старшие помогают младшим одеваться, рассказывают им сказки, защищают от обидчика, т. е. заботятся о них. Особое значение приобретает пример старших для малышей. Малыши постоянно перенимают все положительные качества старших.
Младшие дети обучаются навыкам гораздо быстрее, а старшие растут чуткими, доброжелательными и отзывчивыми.
Малыши попадают в уже организованный коллектив, легче подчиняются его правилам, подражая во всем старшим детям.
Это и является результатом повседневной и кропотливой работы воспитателей, правильной организации жизни и самодеятельности детей.
Рациональная организация воспитательно-образовательного процесса в разновозрастной группе во многом зависит от четкой, слаженной работы сотрудников группы, т. е. воспитателей и помощника воспитателя.
1. Дидактическая игра как форма организации обучения в разновозрастной группе сельского детского сада. М. Перетятку – статья из журнала “Дошкольное воспитание”, №7, 1990 г.
2. Малокомплектный детский сад (старшая разновозрастная группа): Пособие для воспитателя детского cада / В. В. Гербова, А. Н. Давидчук, Т. Н. Доронова и др. ; Под ред. М. А. Васильевой. – М. : Просвещение, 1988.
3. Обучение детей в дошкольных учреждениях села (в условиях разновозрастной группы) / А. Г. Арушанова, Е. Н. Вавилова, В. В. Гербова и др. ; Под ред. А. С. Алексеевой. – М. : Просвещение, 1990.
4. Особенности взаимодействий дошкольников в разновозрастной группе. Е. Герасимова – статья из журнала “Дошкольное воспитание”.
5. Проблемы межвозрастного общения детей. С. Г. Якобсон, Л. Д. Зенченко – статьи из журнала “Дошкольное воспитание”, № 2-3, 2003 г.
6. Разновозрастная группа: сенсорное воспитание и развитие элементарных представлений. А. Давидчук – статья из журнала “Дошкольное воспитание”.
7. Утренняя гимнастика в разновозрастной группе. Л. Пензулаева – статья из журнала “Дошкольное воспитание”, № 4-5, 2002 г.
Консультация для воспитателей и родителей. Учёт возрастных особенностей дошкольников при организации разных видов деятельности
наталья ваулина
Консультация для воспитателей и родителей. Учёт возрастных особенностей дошкольников при организации разных видов деятельности
Знания возрастных и индивидуальных особенностей, владение методикой работы с детьми помогает развиваться ребёнку.
Каждый ребёнок развивается по «собственной программе», но есть общие закономерности, которым это развитие подчинено.
Для правильного управления процессом развития надо знать особенности каждого возраста.
Для этого определили возрастную периодизацию.
Проблемой периодизации психического развития детей занимались отечественные и заpубежные учёные Я. А. Коменский, Ж. Ж. Руссо, К. Штрац, П. П. Блонский, Д. Б. Эльконин, Л. С. Выготский и др.
Наиболее обоснованным является подход, Льва Семёновича Выготского:
Развитие личности – сложный процесс, имеет свои стадии;
У каждого возрастного периода есть границы. Но они могут сдвигаться;
Каждая стадия характеризуется возрастными новообразованиями (теми качествами и свойствами, которых не было раньше);
На формирование возрастных новообразований влияет социальная среда;
В развитии есть стабильные и критические периоды;
Физическое, психическое и социально развитие человека происходят неравномерно.
Есть сензитивные периоды развития, когда для определенного вида психической деятельности наступает оптимальное время для наиболее интенсивного развития.
Выготский Л. С. выделил следующие возрастные периоды: новорожденность, младенчество, ранний возраст, дошкольный возраст
Что же такое возрастные особенности? Это характерные для определенного периода жизни анатомо-физиологические и психические качества.
Если мы будем сравнивать возрастные особенности детей дошкольного возраста на примере изобразительной деятельности (рисования,то увидим что:
Можно сделать вывод: задачи и содержание, средства и методы воспитательной работы с детьми младшего возраста разрабатываются с учетом неприспособленности их к самостоятельной жизни.
В среднем и старшем возрасте приспособленность и самостоятельность ребенка значительно увеличиваются, в соответствии с этим изменяются задачи, содержание, средства и методы воспитательно-образовательной работы.
Одним из основных принципов дошкольного образования,согласно ФГОС ДО является: возрастная адекватность дошкольного образования.
Опираясь на него, педагоги регламентируют время занятости детей различными видами деятельности, определяют наиболее благоприятный для развития распорядок дня, отбор материала, форм и методов учебно-воспитательной деятельности.
Таким образом, возрастной подход предполагает учет закономерностей психического развития ребенка, которыми нельзя пренебрегать ради тех или иных социальных интересов общества. Отсюда следует, что границы возраста не могут произвольно меняться в результате того, что ребенка включают в новую (например, присущую следующему возрасту) социальную ситуацию.
Анкетирование родителей «Роль семьи в организации продуктивных видов деятельности» Анкета для родителей «Роль семьи в организации продуктивных видов деятельности» 1. Имеется ли дома необходимые материалы для организации.
Консультация для родителей «Детское экспериментирование как один из ведущих видов деятельности дошкольников» Непосредственный контакт ребёнка с предметами и материалами, элементарные опыты с ними, позволяют познать их свойства. Качества, возможности.
Консультация для воспитателей «Математика в разных видах деятельности» Математика в разных видах деятельности Математика, как и другие науки, рождалась в древности из попыток человека научиться ориентироваться.
Консультация для воспитателей «Обучение детей составлению рассказов по картине в разных возрастных группах» Консультация для воспитателей «Обучение детей составлению рассказов по картине в разных возрастных группах» №1 (слайд)Какова же основная.
Консультация для воспитателей «Особенности организации сюжетно-ролевых игр в разных возрастных группах» Цель: Систематизировать знания педагогов об особенностях организации сюжетно-ролевых игр в разных возрастных группах. План: Вводное.
Консультация для воспитателей по организации проектной деятельности «Типология проектов в ДОУ» Консультация для воспитателей по организации проектной деятельности: «Типология проектов в ДОУ» В практике современных дошкольных учреждений.
Консультация для воспитателей «Развитие познавательной активности у дошкольников в процессе продуктивных видов деятельности» Познавательное развитие дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию.
Методика организации занятий по рассматриванию предметов быта в разных возрастных группах Методика организации занятий по рассматриванию предметов быта в разных возрастных группах Рассматривание предметов быта в младших группах.
Развитие речи посредством разных видов игровой деятельности Из всех…знаний и умений самым важным, самым необходимым для жизненной деятельности является, конечно, умение ясно, понятно, красиво говорить.
Учет возрастных особенностей детей в процессе организации здоровьесберегающей деятельности педагога Выступление на методическом объединении педагогов дополнительного образования МБОУ ДОД СЮТур по теме «Учет возрастных особенностей детей.
Статья «Организация жизнедеятельности детей в разновозрастной группе»
Каждый ребенок имеет право на счастливое проживание периода дошкольного детства, и повышение качества дошкольного образования – это гарантия создания государством, обществом необходимых условий для полноценного развития ребенка, его успешности во взрослой жизни.
Перед работниками ДОУ стоит непростая, нелегкая задача – построить свою работу так, чтобы она не только соответствовала запросам общества, но и обеспечивала сохранение самоценности, неповторимости дошкольного периода детства. Каждое ДОУ должно сегодня постоянно доказывать свою привлекательность и необходимость, занять индивидуальную нишу в общем образовательном пространстве. А это достигается в первую очередь высоким качеством воспитательно-образовательного процесса в конкретном детском саду.
Однако, известно, что решение воспитательно-образовательных задач, формирование достаточного уровня знаний и умений детей, достижение государственного стандарта в условиях разновозрастной группы малокомплектного детского сада вызывает у воспитателя значительные трудности. К тому же основная методическая литература по дошкольному воспитанию рассчитана на учреждения с одновозрастным составом детских групп.
Разновозрастная группа – особый «социальный организм» (Л.Л.Тимофеева ). Данное положение находит по дтверждение в исследованиях Г.М.Ляминой, Э.Г.Пилюгиной, Т.Г.Казаковой, Г.Г. Григорьевой и других. О.Е.Смирнова отмечает: «Разновозрастная группа детского сада является типичной моделью интегративной группы, в которой объединяются разные по своим физическим и умс твенным возможностям дети»
Раньше, когда люди жили большими семьями, ребенок получал информацию об окружающем мире через своих братьев и сестер, через общение с ними. Он осваивал нормы поведения, учился ухаживать за младшими, помогать старшим. Постепенно ребенок усваивал свою роль в этом микросоциуме, учился взаимодействовать с разными людьми, получал положительный пример социальных отношений. В современном мире ребенок чаще всего воспитывается в семье один, и кроме родителей у него долгое время нет примеров для подражания. В традиционных группах ребенок общается со своими сверстниками, которые наравне с ним пытаются усвоить нормы поведения и общения. Гораздо эффективнее этот процесс проходит в разновозрастных группах. Такие группы похожи на живой организм, в котором каждый выполняет свою важную роль.
Разновозрастные группы постоянно меняются — малыши подрастают, а старшие уходят в школу. Среди детей разного возраста ребенок гармонично проходит все этапы своего взросления. Сначала помогают ему, потом он помогает другим. Общаясь в разновозрастной группе, маленький ребенок наблюдает за поведением старших детей и понимает, что скоро и он сам станет таким же важным. В разновозрастной группе старшие дети являются примером для младших. Постепенно младшие дети в группе вырастают и им передаются взрослые обязанности — опекать младших, помогать воспитателям. И это ощущение очень важно для ребенка, оно приходит к нему естественным путем. Воспитателям не нужно учить ребенка каким-то социальным нормам, ребенок их усваивает самостоятельно, в разновозрастной среде. В процессе имитации поведения старших дошкольников, основанной на авторитетной позиции старшего и стремлении младших к взрослости, дети получают знания, усваивают определенные привычки, навыки, способы взаимодействия с другими людьми. Но все это, конечно, не происходит само собой, а является результатом повседневной и кропотливой работы педагога, правильной организации жизни и самостоятельной деятельности детей.
Организуя жизнь детей, их разнообразную активную деятельность, воспитатель должен, прежде всего, заботиться об охране и укреплении здоровья. Организация режимных моментов: питания, умывания, одевания и раздевания детей в условиях разновозрастной группы требует большого мастерства воспитателя, четкости и слаженности работы всего обслуживающего персонала, создание спокойной и доброжелательной обстановки, внимательного отношения взрослых ко всем детям, особенно к младшим. Все это важно потому, что в небольшое время, которое по режиму отводится для проведения этих жизненно важных процессов, необходимо не только правильно и быстро обслужить детей, накормить, одеть и т.д., но и в соответствии с программными требованиями обеспечить формирование необходимых для детей каждого возраста культурно-гигиенических навыков. В процессе повседневной деятельности у детей следует воспитывать привычки правильного поведения в коллективе, дружеские взаимоотношения. Важно уметь использовать все преимущества воспитания детей разновозрастного возраста – наладить свою работу так, чтобы научить старших заботиться о младших.
Организация обучения и воспитания в разновозрастных группах имеет определенную сложность, поскольку от педагогов требуются знания специфики работы с разными возрастными группами и умения соотносить программные требования с индивидуальными особенностями детей.
Научно-методической основой педагогического процесса в разновозрастной группе является правильное сочетание общих требований дошкольной педагогики с конкретными условиями воспитания в каждой группе детей разного возраста. В каждом конкретном случае воспитатель должен определить состав группы, выделить 2-3 подгруппы и в соответствии с ними дифференцировать учебно-воспитательную работу. Наиболее целесообразным является комплектование групп детьми близкого, смежного возраста.
В таком случае лучше реализовывать принцип максимального учета возрастных возможностей детей. В группе устанавливается общий режим, который отвечает возможностям и потребностям детей обеих групп, создаются благоприятные условия, как для самостоятельной деятельности, так и для проведения занятий.
Организация учебно-воспитательного процесса в разновозрастной группе имеет позитивное влияние: хотя сочетание в одной группе разных по возрасту детей усложняет роботу педагога, однако в то же время открывает перед ним широкие возможности для организации общения детей разного возраста.
Как свидетельствуют наши наблюдения, младшие дети в разновозрастной группе охотно прислушиваются к советам, замечаниям, оценкам старших детей, сделанных в доброжелательной форме, хорошо воспринимают их справедливое руководство совместной деятельностью, и негативно реагируют на резкое и авторитарное отношение. Постоянное общение младших детей со старшими формирует дружеские отношения, самостоятельность. Особое значение приобретает пример старших для младших.
Воспитателю нужно позаботиться, чтобы малыши были не пассивными наблюдателями, а активными участниками процесса.
В организации обучения детей разновозрастной группы выделяют две основных формы: игра и занятия, основной целью которых является всестороннее воспитание и развитие каждого ребенка, формирования учебных умений.
Игра в разновозрастной группе позволяет достичь значительных результатов, поскольку создает благоприятные условия для взаимодействия педагога с детьми и детей между собой. Дидактичные, интеллектуальные игры как форма организации обучения приобретают особое значение, поскольку в них используются самообучение и взаимное обучение. В дидактичной игре взаимодействуют учебная и игровая стороны. В соответствии с этим воспитатель одновременно учит детей и участвует в их игре, а дети — играя, учатся.В дидактичной игре в разновозрастной группе закрепляются знание и навыки, усваивается новый учебный материал.
Для успешной организации работы в разновозрастных группах большое значение имеет общая игра детей. Сплочению разновозрастной группы способствуют игрушки, которые дети приносят из дома, потому что появляются новые грани общения. Общение во время совместной деятельности дает огромные возможности для взаимовлияния детей разного возраста, для организации взаимопомощи, обучения младших старшими.
Однако следует сказать, что хотя игра и заметно повышает эффективность педагогического процесса в условиях разновозрастной группы, однако основной формой организации обучения в детских дошкольных заведениях остается занятие.
В разновозрастных группах используют фронтальные, групповые и индивидуальные формы организации учебного процесса, которые позволяют разным образом формировать взаимоотношения педагога с детьми и детей между собой.
Наиболее эффективным, на наш взгляд, есть сочетание разных форм работы (коллективная работа, работа с подгруппой и индивидуальные занятия). Более общие учебные задачи лучше решать на фронтальных занятиях, а конкретные (сообщение нового материала, закрепление, расширение и уточнение знаний) — на занятиях с одной подгруппой.
Рассмотрим четыре вида организации учебной деятельности детей на примере разновозрастной группы, старшая и средняя.
Виды организации учебной деятельности
I вид — ступенчатое начало занятия
Особенности ежедневной организации жизни и деятельности детей
Организация режима пребывания детей
в образовательной организации
Режим функционирования учреждения выстраивается в зависимости от возрастных особенностей развития, положений законодательных документов, потребности родителей.
Продолжительность работы ДОУ 10,5часов.
Родители имеют право выбора режима посещения ДОУ.
Правильный режим дня – это рациональная продолжительность и разумное чередование различных видов деятельности и отдыха детей в течение суток.
Преобладание у детей возбуждения над торможением требует от воспитателя большого внимания, чтобы вовремя переключать детей с одного вида деятельности на другой и этим предотвратить чрезмерное утомление тех или иных участков головного мозга.
Время организации основных режимных процессов в детском саду и дома согласовывается с родителями.
При организации режима формируется образ жизни ребенка, закладываются основы здоровой организации жизни на будущее, когда рядом может не оказаться воспитателей и подрастающему человеку многое придется решать самому. Итогами этой кропотливой работы с детьми на протяжении всех лет должны стать:
— понимание ребенком необходимости планировать свое время в течении дня, то есть понимание необходимости так называемого распорядка дня ( и в детском саду, и дома);
— знание ребенком жизненно необходимых компонентов распорядка дня, без которых нельзя вырасти сильным, красивым, здоровым;
— умение самостоятельно готовиться к таким постоянным компонентам распорядка дня, как прогулка, прием пищи, сон.
Важнейшие требования организации режимных процессов:
· Спокойный, доброжелательный тон воспитателя.
· Отсутствие напряженности и ускоренного темпа проведения режимных процессов.
· Недопустимость сокращения времени в режиме дня, отведенного для игровой деятельности детей, т.к. она является ведущей в дошкольном возрасте.
Рациональный режим дня предусматривает:
2. Соблюдение периода бодрствования детей младшего и среднего дошкольного возраста 5,5-6 часов; старшего 5,5-6,5 часов.
4. Соблюдение интервалов между приемами пищи от 3,5 до 4,5 часов с учетом возраста детей.
5. Реализацию здоровьесберегающих технологий при организации образовательной деятельности с детьми.
6. Регламентацию длительности коррекционно-развивающей непосредственно образовательной деятельности с учетом возрастных и индивидуальных физиологических возможностей организма детей.
7. Выделение времени для игровой и других видов самостоятельной деятельности детей.
Режим дня
Холодный период
Содержание деятельности
Средняя группа
Старшая группа
Подготовительная
к школе группа
Прием детей, индивидуальная коррекционная деятельность
Подготовка к завтраку, завтрак
Непосредственно образовательная деятельность
Подготовка к прогулке, прогулка
Возвращение с прогулки
Подготовка к обеду, обед
Подготовка ко сну, гигиенические процедуры, сон
Подъем, ленивая гимнастика, закаливание
Чтение художественной литературы
Подготовка к полднику, полдник
Подготовка к прогулке, прогулка, уход детей домой
Самостоятельная деятельность детей занимает в режиме дня не менее 2,5-3,5 часов.
Режим дня разработан на принципах гибкости, адекватности возрастным психофизиологическим особенностям детей группы и способствует их гармоничному развитию.
В условиях организации режимных моментов планируются и не директивно решаются задачи образовательной деятельности с детьми.
Режим дня
Теплый период
Содержание деятельности
Средняя группа
Старшая группа
Подготовительная
к школе группа
(на открытом воздухе),
(на открытом воздухе)
Подготовка к завтраку, завтрак
Подготовка к прогулке, прогулка
Второй завтрак (сок)
Возвращение с прогулки
Подготовка к обеду, обед
Подготовка ко сну, гигиенические процедуры, сон
Подъем, ленивая гимнастика, закаливание
Подготовка к прогулке, прогулка
Подготовка к полднику, полдник
Подготовка к прогулке, прогулка, уход детей домой
Гибкий режим деятельности в дошкольном учреждении предполагает дополнительно к ежедневному распорядку дня организацию адаптационного, каникулярного, летнего оздоровительного периодов и периода карантинов.
Наименование периода
Особенности организации
Организация режимных моментов в зависимости от индивидуальных особенностей детей
Увеличение продолжительности прогулок;
НОД эстетического цикла
Летний оздоровительный период
Увеличение продолжительности прогулок;
НОД не организуется
Период карантинов, повышенной заболеваемости
Увеличение продолжительности пребывания ребенка на свежем воздухе
Выделение времени для осмотров детей, проведения профилактических мероприятий
Особенности организации режимных моментов
Организация утреннего приема
Организация утреннего приема в первую очередь должна быть направлена на обеспечение постепенного вхождения ребенка в жизнь детского сада, создания спокойного психологического комфортного настроя у детей.
Продуманное и хорошо организованное проведение утреннего приема детей имеет большое значение в режиме дня. Приветливая встреча их воспитателем влияет на настроение: дети должны ощутить, что их ждут, что им будут рады и тогда они с большим желанием идут в детский сад
Воспитатель видит, с каким настроением пришел в сад ребенок, проявляет педагогический такт: либо сразу привлекает малыша к деятельности, либо дает ему возможность побыть одному, успокоиться.
Приём детей может проходить как на воздухе, так и в помещении. В хорошую погоду прием детей в любое время года желательно проводить на свежем воздухе.
Воспитателем заранее продумывается организация деятельности детей в период от приема до подготовки к завтраку. Утренний отрезок времени (с 7-ми до 9-ти) включает традиционные для дошкольного образовательного учреждения режимные моменты, которые организует воспитатель. При этом он стремится в каждый момент общения с детьми реализовать определенные задачи коррекционного воспитания и обучения. В этот же период, когда детей еще мало, целесообразно проводить индивидуальные занятия с детьми по рекомендациям специалистов.
Закончив прием детей, педагог приглашает детей на утреннюю гимнастику. После гимнастики идет подготовка к завтраку.
Формы образовательной деятельности в утренний отрезок времени:
— создание речевой ситуации общения;
— чтение, слушание и обсуждение ;
— использование художественного слова;
— наблюдение на участке и в помещении: за трудом взрослых, за природными явлениями;
— ситуативный диалог, разговор;
— рассказывание из опыта;
— рассматривание книг, открыток, альбомов, иллюстраций, произведений художественного творчества;
— ситуативные беседы при проведении режимных моментов, подчеркивание их пользы;
— действия по словесному указанию;
— работа с календарем;
— участие в расстановке и уборке инвентаря и оборудования для образовательной деятельности;
— участие в построении конструкций для подвижных игр и упражнений
Организация прогулки
Прогулка является одним из эффективных средств закаливания организма дошкольника, направлена на оздоровление, реализацию естественной потребности в движении и включает в себя наблюдение, подвижные игры, труд на участке, самостоятельную деятельность детей, индивидуальную работу по основным направлениям развития детей. Ведущее место на прогулке отводится играм, преимущественно подвижным.
Коррекционно-образовательные задачи решаются за счет целенаправленно организованного наблюдения за явлениями природы, животным и растительным миром, а также посредством реализации соответствующих дидактических игр динамического характера. Особое внимание во время прогулки воспитатели уделяют организации свободной деятельности детей, учитывая при этом их интересы, направленность и особенности развития. Также на прогулке осуществляется индивидуальная коррекционная работа с детьми по заданию учителя-дефектолога или инструктора по физической культуре.
С целью сохранения здоровья детей выход на прогулку организуется по подгруппам. Продолжительность прогулки регулируется индивидуально в соответствии с возрастом, состоянием здоровья и погодными условиями.
Формы образовательной деятельности в процессе проведения прогулки:
— экскурсия, целевая прогулка;
— создание речевой ситуации общения;
— свободные диалоги с детьми в играх, наблюдениях,
-ситуативные разговоры с детьми;
— называние трудовых действий и гигиенических процедур, поощрение речевой активности детей;
— обсуждения (пользы закаливания, занятий физической культурой, гигиенических процедур);
— использование музыки на прогулке;
— привлечение внимания детей к разнообразным звукам в окружающем мире;
— использование, создание ситуаций для развития у детей доброжелательного отношения к сверстникам, выдержки, целеустремленности;
— создание ситуаций педагогических, морального выбора;
— беседы социально-нравственного содержания,
— специальные рассказы воспитателя детям об интересных природных явлениях, о выходе из трудных ситуаций.
После прогулки дети готовятся к обеду, обедают, а затем организуется дневной сон. Этот период времени целесообразно использовать для реализации задач социально-нравственного развития и выработки правильных социальных и гигиенических навыков, а также для формирования у ребенка с ОВЗ способности действовать по заданному алгоритму.
Сначала детей учат по инструкции воспитателя синхронно раздеваться, проговаривая последовательность действий, затем действовать самостоятельно, сохраняя алгоритм. На этом этапе, когда действия детей еще не автоматизированы, применяются зрительные опоры (алгоритмы).
Питание в дошкольном учреждении разработано в соответствии с десятидневным меню с учетом рекомендуемыхсреднесуточных норм, возраста детей исоблюдением оптимального соотношения пищевых веществ.
В дошкольном учреждении проводится круглогодичная искусственная C-витаминизация готового третьего блюда.
Бракераж готовой продукции проводится регулярно с оценкой вкусовых качеств блюд. Выдача готовой пищи разрешается только после проведения приемочного контроля бракеражной комиссией, результаты которого регистрируются в специальном журнале.
Основные принципы организации питания:
· адекватная энергетическая ценность рационов, соответствующая энергозатратам детей;
· максимальное разнообразие блюд;
· высокая технологическая и кулинарная обработка;
· учет индивидуальных особенностей.
Для обеспечения преемственности питания родителей информируют об ассортименте питания ребенка, вывешивая ежедневное меню.
Формы образовательной деятельности в процессе подготовки и проведения питания:
— ситуативные беседы при проведении режимных моментов, подчеркивание их пользы;
— действия по словесному указанию;
— поручения и задания, дежурства;
— ознакомление с правилами этикета;
— самообслуживание; помощь взрослым.
Организация дневного сна
Полноценный сон детей – важнейший фактор их психофизического благополучия. Продолжительность дневного сна детей дошкольного возраста составляет 2,5 – 3 часа. Дети с трудным засыпанием, чутким сном укладываются первыми, поднимаются последними.
Спокойный сон ребенка обеспечивается благоприятными гигиеническими условиями его организации:
· отсутствие посторонних шумов;
· спокойная деятельность перед сном;
· минимум одежды на ребенке.
В целях профилактики нарушения осанки предусмотрен сон без подушек по рекомендации врача, согласованию с родителями.
Перед сном воспитатель читает детям произведения художественной литературы, любимые произведения по выбору детей; рассказывает о пользе сна, об основных гигиенических нормах, правилах сна.
Во время сна присутствие воспитателя (помощника воспитателя) обязательно.
Дневной сон имеет большое значение для детей с ОВЗ. Поскольку во время активной познавательной и двигательной деятельности у одних детей наблюдается истощение, у других – перевозбуждение, процедура укладывания требует тщательного планирования и должна быть ожидаема для детей. Чтобы ребенок при засыпании испытывал спокойные положительные эмоции, используются релаксационные упражнения, музыкотерапия (слушание с закрытыми глазами записей звуков леса и небольших отрывков специально подобранных художественных произведений), чтение сказок.
Специфику организации подготовки детей ко сну определяют воспитатели группы исходя из индивидуальных особенностей детей группы.
Формы образовательной деятельности в процессе подготовки ко сну:
— игровая, занимательная мотивация на отдых;
— использование музыки при подготовке ко сну;
— чтение произведений художественной литературы перед сном, любимых произведений по выбору детей;
— рассказ о пользе сна;
— беседа о значении сна, об основных гигиенических нормах и правилах сна.
Особенности традиционных событий,
праздников, мероприятий
Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий обусловлены реализацией комплексно-тематического построения Программы.
Комплексно-тематический принцип предполагает выбор смысловой темы, раскрытие которой осуществляется в разных видах деятельности.
Выбор темы определяется рядом факторов: сезонностью, социальной и личностной значимостью, интересами и потребностями детей в группе.
Количество праздников самостоятельно определяется педагогами, реализующими Программу, в зависимости от возраста и контингента детей, условий и специфики осуществления образовательного процесса и может быть как сокращено, так и увеличено (дополнено другими Международными и Российскими праздниками или событиями);
Рекомендуемое время проведения праздника не всегда совпадает с официальной датой празднования; в целях оптимизации организации образовательного процесса оно распределено по неделям месяца; фактическая дата проведения праздника самостоятельно определяется педагогами, реализующими Программу.
Особенности организации образовательной деятельности в процессе подготовки и проведения праздников и традиций.
— имеет социально-личностную ориентированность и мотивацию всех видов детской деятельности в ходе подготовки и проведения праздников;
— формы подготовки и проведения носят интегративный характер, то есть позволяют решать задачи образовательной деятельности нескольких образовательных областей;
— предполагает многообразие форм подготовки и проведения праздников;
— обеспечивает возможность реализации принципа построения программы «по спирали», или от простого к сложному (основная часть праздников повторяется в следующем возрастном подпериоде дошкольного детства, при этом возрастает мера участия детей и сложность задач, решаемых каждым ребенком при подготовке и проведении праздников);
— выполняет функцию сплочения общественного и семейного дошкольного образования (включение в праздники и подготовку к ним родителей детей).
В основу организации образовательного содержания ставится тема, выступающая как сообщаемое знание и представляемая в эмоционально-образной форме. Содержание образования проецируется на предметную среду. Педагог организует предметную среду, подбирает развивающий материал.
На основе Перечня праздников (событий) осуществляется комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности.
Перечень праздников (событий)
Наименование (тематика) праздника (события)
Временной период
Варианты итоговых мероприятий
До свидания, лето, здравствуй, детский сад!
День Знаний
03 – 14 сентября
Фотовыставка «Как я провёл лето»
Выставка творческих работ детей «Мой любимый детский сад»
Спортивное развлечение «Знайте правила движения, как таблицу умноженья!»
Осень в гости к нам пришла…
17 сентября – 12 октября
4 октября – Международный день животных
Выставка совместного творчества детей и родителей «Осень мастерица»
Музыкальное развлечение «Осень, осень, в гости просим»
Выставка творческих работ «Осенние паутинки»
Я – человек!
15 – 26 октября
Спортивное развлечение «День здоровья с доктором Пилюлькиным»
29 октября – 16 ноября
4 ноября – День народного единства
«Я – житель Екатеринбурга!»
Конкурс знатоков «Знаешь ли ты свой город, свою страну?»
Я и моя семья
19 ноября – 30 ноября
25 ноября – День матери
Выставка детских рисунков «Нет на свете добрей милой мамочки моей»
Музыкально спортивное развлечение «Моя спортивная семья»
Новогодний серпантин
03 – 31 декабря
Выставка совместного творчества детей и родителей «Змейка – символ года», «Новогоднее чудо»
Зимушка – зима
08 января – 01 февраля
Выставка детского творчества «Гостья Зима»
Спортивное развлечение «Малые зимние олимпийские игры»
Будем в армии служить!
Фотовыставка «Папа может всё, что угодно!»
Спортивное развлечение «Ребята вперёд! Зарница зовёт»
Музыкальное развлечение «Наша армия сильна!»
Международный женский день
25 февраля – 08 марта
Выставка творческих работ «Всё для милой мамочки»
Фотовыставка «С милой мамочкой вдвоём»
Праздник «Для наших бабушек и мам…»
Народная культура и традиции
Фольклорное развлечение «Масленица удалая, наша гостьюшка дорогая»
Выставка творческих работ «Город мастеров»
Спортивное развлечение «Фестиваль народных игр»
Книга – друг человека
01 – 05 апреля
Выставка «Моя любимая книга»
Космическое путешествие
08 – 12 апреля
12 апреля – День космонавтики
Выставка совместного творчества детей и родителей «Технокосмос»
Спортивное развлечение «Космостарт»
Выставка детского творчества «Космические путешествия»
Весна – красна!
15 апреля – 03 мая
Музыкальное развлечение «Весна, весна на улице, весенние деньки»
День Победы
06 – 10 мая
Выставка детского творчества «Салют Победы»
Скоро лето!
До свиданья, детский сад!
13 – 31 мая
Выставка плакатов «Как красив наш общий Дом!»
Спортивное развлечение «В гостях у солнышка»