свинцовые мерзости жизни в повести горького детство

Свинцовые мерзости дикой русской жизни.

свинцовые мерзости жизни в повести горького детство

«Вспоминая эти свинцовые мерзости дикой русской жизни, я минутами спрашиваю себя: да стоит ли говорить об этом? И, с обновленной уверенностью, отвечаю себе: стоит. « (Максим Горький, «Детство», 1913 г.)

Горький, конечно, великий писатель. И насчет свинцовых мерзостей разил не в бровь, а в глаз. Он же вырос среди них.

свинцовые мерзости жизни в повести горького детство

Второй сын, дядька Яков тоже бьет жену и в итоге забивает её до смерти. Совесть мучает его и он решает воздвигнуть на её могиле крест. Тяжелый крест заставляют тащить добродушного подмастерья Ваньку-Цыганка. Он надрывается и умирает от кровотечения. Никто не за что не несет никакого наказания, правовое государство же + духовность.

Иван Горохов. «Запил» (кон.19-нач. 20 вв).
Крестьянин запил, и не в первый раз, видимо. Жена в гневе сжимает кулаки, впереди мальчик лет 10 с искаженным от боли лицом и тоже со сжатыми кулаками. Сколько можно типа?! Но пьяному крестьянину плевать на семью, он радостно несет бутылку водки.

свинцовые мерзости жизни в повести горького детство

Художник Иван Лаврентьевич Горохов, кстати, сам был из крестьян и большую часть жизни прожил в деревне под Можайском. Знал, о чем писал.

Владимир Маковский. «Не пущу!». 1892 г.
Это уже не крестьяне, а городская публика. Женщина в полном отчаянии у дверей кабака.

свинцовые мерзости жизни в повести горького детство

Он, кстати, так. с вызовом на неё смотрит: «Чо, думаешь, ты меня остановишь?»- Вот если и правда остановит, то он не мужик. Придется ему вот так мыкаться:

Владимир Маковский. «Тихонько от жены». 1872 г.

свинцовые мерзости жизни в повести горького детство

Василий Максимов. «По примеру старших». 1864 г.

свинцовые мерзости жизни в повести горького детство

свинцовые мерзости жизни в повести горького детство

Михаил Ватутин. «Воспитатель». 1892 г.
Еще из той же оперы. Очередной пьяный урод (и опять сапожник) поставил на колени двух детей и что-то втирает им. Похоже, он только что их бил или за уши таскал.

свинцовые мерзости жизни в повести горького детство

Впрочем, телесные наказания практиковались не только в кругах сапожников.

Павел Ковалевский. «Порка». 1880 г.

свинцовые мерзости жизни в повести горького детство

И не только в отношении детей.

Сергей Коровин. «В волостном суде (приготовление к наказанию розгами)». 1884 г.

свинцовые мерзости жизни в повести горького детство

свинцовые мерзости жизни в повести горького детство

Николай Неврев.»Протодиакон, провозглашающий на купеческих именинах долголетие». 1866 г.

свинцовые мерзости жизни в повести горького детство

Василий Перов. «Сельский крестный ход на Пасху». 1861 г.

свинцовые мерзости жизни в повести горького детство

Василий Пукирев. «Дьячок объясняет крестьянам картину Страшного Суда». 1868 г.
Основы православной культуры, да.

свинцовые мерзости жизни в повести горького детство

Николай Орлов. «Освящение водочного магазина». 1904 г.

свинцовые мерзости жизни в повести горького детство

Владимир Маковский. «Освящение публичного дома». 1900 г.
Бордель, шампанское, грешницы симпатичные. И батюшка с иконой.

свинцовые мерзости жизни в повести горького детство

На Святой Руси освящали все, и водочные магазины, и публичные дома. Но и это еще не все. По домам ходили вот такие люди:

Леонид Соломаткин. «Славильщики-городовые». 1864 г.

свинцовые мерзости жизни в повести горького детство

Трое пьяных ментов пришли утром к купцу славить Господа на Пасху. Громко поют, стараются. По обычаю хозяин должен был одарить таких гостей денежкой. Купец готовится раскошелиться. Городовой слева косит глазом: сколько даст? А городовой в центре косится на графин.

Ниже более поздний вараинт этой картины:

свинцовые мерзости жизни в повести горького детство

После этой картины я, кстати, зауважал царскую полицию. Представьте сегодня пьяный наряд приезжает на квартиру бизнесмена славить Христа и требует одарить их чем-нибудь. Не, ну одарить понятно, они еще и не туда приедут, но вот чтоб петь хором во славу Господа??

Василий Шульженко. «Дедушка, поедем домой!». 1990 г.
Русская деревня. Ребенок среди пьяных дегенератов. Дедушка не поедет домой, все кончено.

Источник

«Свинцовые мерзости» и хорошее по повести Детство (Горький Максим)

Главный ерой повести – мальчик Алеша Пешков. После смерти отца он с матерью переехал жить к своему деду. На долю Алеши выпали тяжелые жизненные испытания, повлиявшие на его характер. Автор, рассказывая о своем детстве, показывает негативную сторону жизни русского народа, обращая внимание на пороки общества. Его цель – рассказать «про тот тесный душный круг жутких впечатлений, в котором жил – да и по сей день живет – простой русский человек».

А какова же была жизнь народа? Обстановка в доме Кашириных была гнетущая, «дом деда был наполнен горячим туманом взаимной вражды всех со всеми».

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

В доме царила вражда между родными, зависть, ненависть, подлость. Между членами семьи не было согласия и взаимопонимания, они постоянно делили между собой наследство, думая только о своем благополучии. В семье часто ссорились. Мужчины дрались между собой, избивали своих жен. Дядя Яков «жену насмерть забил». За любые провинности наказывали в семье и детей. Например, дед засек до потери сознания Алешу за то, что он хотел покрасить скатерть. Дядья издевались над слабыми. Они надсмехались над слепым Григорием, «которому они почти каждый вечер устраивали что-нибудь обидное и злое». Даже дети в доме Кашириных принимали участие во вражде, были жестокими, устраивали подлости, доносили друг на друга. Все это Горький и назвал «свинцовыми мерзостями». Но не только «бессмысленную жестокость и непонятную вражду людей» видел Алеша. Было в жизни и хорошее. «Самым близким сердцу, самым понятным и дорогим человеком» была бабушка. Добрая, ласковая, она рассказывала сказки, дарила любовь и заботу, заступалась за Алешу. Еще Алеша подружился с Цыганком, который «подставлял под розги руку свою, когда дедушка сек» мальчика. Алеша смотрел на веселое лицо Цыганка и «вспоминал бабушкины сказки про Ивана-царевича, про Иванушку-дурачка. Особое место занимал в жизни Алеши человек по прозвищу «Хорошее Дело». Чужой и непонятный для всех, он всегда выслушивал, давал советы Алеше. Он «быстро и крепко привязался к Хорошему Делу». Этот человек был необходим «и во дни горьких обид, и в часы радостей».

В повести «Детство» М. Горький показал и «свинцовые мерзости», и хорошее. «Свинцовые мерзости» разрушают человека духовно и нравственно. Автор говорит о них, потому что «эта та правда, которую необходимо знать до корня, чтобы с корнем же и выдрать ее из памяти, из души человека, из всей жизни нашей, тяжкой и позорной». Человек должен стремиться к хорошему, доброму, светлому и верить, что сквозь «пласт всякой скотской дряни» прорастет «яркое, здоровое и творческое, …доброе – человечье».

Повесть «Детство» произвела на меня тяжелое впечатление. Мне жалко мальчика Алешу, я ему сочувствую. Ему пришлось многое пережить, но несмотря на это он остался добрым, отзывчивым человеком. Этим и понравился мне.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id115793

Источник

«Свинцовые мерзости русской жизни» в повести М.Горького «Детство».

Цель урока: исследовать значимость детских лет в формировании нравственного облика человека; способствовать воспитанию качеств духовно-нравственной личности, формированию гуманистического мировоззрения.

Обучающие задачи: собрать и систематизировать необходимый материал по образу Алеши Пешкова и его окружения, определить идейную направленность и проблематику повести, учить понимать авторскую позицию, высказывать собственное мнение, принимать решения в нестандартных ситуациях.

Развивающие задачи: развивать навыки работы с художественным текстом, умение обобщать, сопоставлять, формулировать вывод; способствовать совершенствованию устной речи учащихся, развитию образного и аналитического мышления, творческих способностей, читательской культуры школьников.

Воспитательные задачи: воспитание сочувствия, сострадания, целеустремленности, мужества, настойчивости в преодолении жизненных трудностей.

Оборудование урока: текст автобиографической повести А.М. Горького “Детство”,

портрет А.М. Горького; иллюстрации, мультимедийная презентация.

свинцовые мерзости жизни в повести горького детство

Теме детства посвящали свои произведения и многие известные вам писатели.

Назовите произведения на тему детства, которые вы читали.

(Л.Н. Толстой “Детство”, И.А. Бунин “Цифры”, В.П. Астафьев “Конь с розовой гривой”, В. Г. Распутин “Уроки французского” и др.).

В 1913 году, в середине своего творческого пути, Алексей Максимович решил осмыслить отдельные этапы своей жизни, тогда в печати и появились главы из автобиографической повести “Детство”. Автор повести предлагает вам поразмышлять над поступками героев произведения. Возможно, после наших размышлений для себя вы извлечете полезные уроки.

2.Формулировка темы урока и цели. (формулируются вместе с детьми)

«Свинцовые мерзости русской жизни» в повести М.Горького «Детство»

Исследовать значимость детских лет в формировании нравственного облика человека.

Свинцовые мерзости о неприглядных сторонах жизни.

Эпитет – это слово или выражение в художественном тексте, которое несет в себе особо выразительные свойства. Конструкция эпитета: прилагательное + существительное.

Сравнение – это прием, основанный на сопоставлении явления или понятия с другим явлением или понятием с целью выделить какой-либо особо важный признак.

4.Проверка на знание текста.

Викторина : 1) Кто и по какому поводу кричал: «По миру пущу. »?

2) Как вы понимаете это выражение?

3)На кого смотрел дедушка искоса и говорил: «Экой подхалим!»?

5) О ком идет речь «Схватившись за ухо обожженными пальцами, смешно прыгая, кричал – чье дело, басурмане»?

6) О ком идет речь «Мальчик тихий, с печальными глазами и хорошей улыбкой, очень похожий на свою кроткую мать»?

7) Кто, страшно визжа, тонко и противно кричал: «Не буду-у…Ведь я же сказал про скатерть…»?

8)Перечислите домочадцев семьи Кашириных.

5. Анализ повести А.М. Горького “Детство”.

А теперь обратимся к повести “Детство” и выясним, какие жизненные испытания выпали на долю Алеши Пешкова и как они повлияли на формирование его характера.

Какие события происходят в жизни Алеши после смерти отца?

Первая встреча с «неумным племенем». Какова она?

Опишите первое впечатление Алеши от встречи с дедом. Как дед разговаривает с людьми? Какое чувство он вызвал у Алеши? Как об этом сказано в тексте?

Прочитайте описание дома Кашириных. Найдите в этом описании эпитеты и сравнения и определите их роль.

Расскажите о первых впечатлениях Алеши от пребывания в доме Кашириных (Ссора дядьев с дедом). Работа с текстом. Охарактеризуйте сущность конфликта. На что обращает внимание читателя автор?

Автор передает звероподобный облик дерущихся братьев, показывает, как ведет себя во время ссоры дед и как это характеризует каждого из участников ссоры. Хотя дед также одержим духом стяжательства, но вместе с тем он жалок, так как не в силах остановить сыновей.

История с наперстком.

Донос Саши на Алешу.

Какие человеческие пороки показывает Горький в этих эпизодах? Ответы учеников на поставленные вопросы, с использованием текста произведения.

Вывод : Алеша оказался в семье, где родственники враждовали из-за наследства, издевались над слепым Григорием, применяли физические наказания. Трудно мальчику жить в таких условиях, где он наблюдает ужасающие картины пьяной жестокости, озорства, издевательства над слабыми, семейных драк из-за собственности, извращающих человеческие души.

Какие эпитеты и сравнения наиболее ярко передают характер детей Якова и Михаила? Какое чувство вызывает у учащихся Саша Яков? В каких эпизодах он наиболее полно проявляет себя?

Какими были детство и юность деда? Какие картины рисуются Алеше в рассказе деда о своей молодости? (Картина И. Репина «Бурлаки на Волге», слайды)

Отношение к Цыганку?

Почему Алеша чувствовал себя «чужим» среди «неумного племени»? ( В возрасте четырех лет Алеша попал к Кашириным, но впечатления иной жизни уже жили в нем. Он помнил дружную семью, отца Максима Савватеевича, умного, веселого и талантливого человека, гордился сначала своей матерью, не похожей на окружающих людей. На всю жизнь запомнил Алеша и «первые дни насыщения красотою» во время плавания на пароходе. «Густая, пестрая, невыразимо странная жизнь» в семье Кашириных воспринимается Алешей как «суровая сказка, хорошо рассказанная добрым, но мучительно правдивым гением»).

Как Алеша относится к уличным забавам мальчишек? ( Алешу доводит до бешенства жестокость уличных забав, как он испытывает стыд перед ослепшим мастером Григорием за то, что дед не кормит его).

Источник

свинцовые мерзости жизни в повести горького детство

Урок-исследования начинается с повторения биографии М.Гоголя и его творческого пути. Словарная работа по терминалогии. Викторина. Анализ повести «Детсво». Составление кластера.

свинцовые мерзости жизни в повести горького детство

Содержимое разработки

Конспект открытого урока по литературе

Цель урока: исследовать значимость детских лет в формировании нравственного облика человека; способствовать воспитанию качеств духовно-нравственной личности, формированию гуманистического мировоззрения.

Обучающие: собрать и систематизировать необходимый материал по образу Алеши Пешкова и его окружения, определить идейную направленность и проблематику повести, учить понимать авторскую позицию, высказывать собственное мнение, принимать решения в нестандартных ситуациях.

Развивающие: развивать навыки работы с художественным текстом, умение обобщать, сопоставлять, формулировать вывод; способствовать совершенствованию устной речи учащихся, развитию образного и аналитического мышления, творческих способностей, читательской культуры школьников.

Воспитательные: воспитание сочувствия, сострадания, целеустремленности, мужества, настойчивости в преодолении жизненных трудностей.

текст автобиографической повести А.М. Горького “Детство”,

Теме детства посвящали свои произведения и многие известные вам писатели.

Назовите произведения на тему детства, которые вы читали.

Л.Н. Толстой “Детство”

В.П. Астафьев “Конь с розовой гривой”

В. Г. Распутин “Уроки французского” и др.

В 1868 году в Нижнем Новгороде в семье столяра-краснодеревщика родился мальчик, которому суждено было стать великим писателем Алексеем Максимовичем Горьким. О нелегкой судьбе этого человека, о тяжелом его детстве вы прочитали повесть, которая так и называется «Детство». В 1913 году, в середине своего творческого пути, Алексей Максимович решил осмыслить отдельные этапы своей жизни, тогда в печати и появились главы из автобиографической повести “Детство”. Автор повести предлагает вам поразмышлять над поступками героев произведения. Возможно, после наших размышлений для себя вы извлечете полезные уроки.

Фронтальный опрос по биографии М.Горького?

— Когда и где родился М.Горький?

— Кто мне скажет настоящую фамилию М.Горького?

— Назовите произведения М.Горького, которые вы знаете?

— К какому Жанру относится повесть «Детство» (к жанру автобиографическая повесть).

— Вспомните, что такое автобиографическая повесть. Чем автобиографическая повесть отличается от автобиографии писателя? (В основе автобиографии лежат реальные факты жизни писателя; в автобиографической повести особую роль играет художественный вымысел, хотя также важны личные чувства, мысли, впечатления писателя.)

— Какие автобиографические произведения вы изучали в этом учебном году? (повесть J1.H. Толстого «Детство», повесть М. Горького «Детство»)

— Что такое внутренний монолог? (размышления главного героя) Какую роль играет внутренний монолог для раскрытия характера главного героя повести М. Горького «Детство» — Алёши Пешкова? (Внутренний монолог помогает читателю проникнуть во внутренний мир героя, познакомиться с его мыслями, чувствами.)

2.Формулировка темы урока и цели. (формулируются вместе с детьми)

«Свинцовые мерзости русской жизни» в повести М.Горького «Детство»

Исследовать значимость детских лет в формировании нравственного облика человека.

3. Словарная работа.

Свинцовые мерзости о неприглядных сторонах жизни.

Эпитет – это слово или выражение в художественном тексте, которое несет в себе особо выразительные свойства. Конструкция эпитета: прилагательное + существительное.

Сравнение – это прием, основанный на сопоставлении явления или понятия с другим явлением или понятием с целью выделить какой-либо особо важный признак.

4.Проверка на знание текста.

-О ком идет речь «Схватившись за ухо обожженными пальцами, смешно прыгая, кричал – чье дело, басурмане»?

-О ком идет речь «Мальчик тихий, с печальными глазами и хорошей улыбкой, очень похожий на свою кроткую мать»?

-Кто, страшно визжа, тонко и противно кричал: «Не буду-у…Ведь я же сказал про скатерть…»?

-Перечислите домочадцев семьи Кашириных.

Бабушка Акулина Ивановна

Мастер Григорий Иванович

Дядья Михаил и Яков

Подмастерье Ваня Цыганок

Нахлебник Хорошее Дело

5. Анализ повести А.М. Горького “Детство”.

А теперь обратимся к повести “Детство” и выясним, какие жизненные испытания выпали на долю Алеши Пешкова и как они повлияли на формирование его характера.

Какие события происходят в жизни Алеши после смерти отца?

Первая встреча с «неумным племенем». Какова она?

Опишите первое впечатление Алеши от встречи с дедом. Как дед разговаривает с людьми? Какое чувство он вызвал у Алеши? Как об этом сказано в тексте?

Прочитайте описание дома Кашириных. Найдите в этом описании эпитеты и сравнения и определите их роль.

Расскажите о первых впечатлениях Алеши от пребывания в доме Кашириных (Ссора дядьев с дедом). Докажите текстом. Охарактеризуйте сущность конфликта. На что обращает внимание читателя автор?

Автор передает звероподобный облик дерущихся братьев, показывает, как ведет себя во время ссоры дед и как это характеризует каждого из участников ссоры. Хотя дед также одержим духом стяжательства, но вместе с тем он жалок, так как не в силах остановить сыновей.

История с наперстком.

Донос Саши на Алешу.

Какие человеческие пороки показывает Горький в этих эпизодах?

Обучающиеся отвечают на поставленные вопросы, используя текст произведения, и приходят к выводу, что Алеша оказался в семье, где родственники враждовали из-за наследства, издевались над слепым Григорием, применяли физические наказания. Трудно мальчику жить в таких условиях, где он наблюдает ужасающие картины пьяной жестокости, озорства, издевательства над слабыми, семейных драк из-за собственности, извращающих человеческие души.

Отношение к женщинам и детям?

Что рассказал Горький о детях Якова и Михаила? Какие эпитеты и сравнения наиболее ярко передают их характер? Какое чувство вызывает у учащихся Саша Яков? В каких эпизодах он наиболее полно проявляет себя?

Какими были детство и юность деда? Какие картины рисуются Алеше в рассказе деда о своей молодости? (Картина И.Репина «Бурлаки на Волге»)

Что же ожесточило деда?

На анализе причин следует остановиться несколько подробнее. Испив до дна горькую чашу бурлака, испытав унижения и побои, дед наконец выбился в люди, стал хозяином. Но жестокая мораль капитализма, погоня за копейкой, постоянная боязнь лишиться красильни породила в нем дух собственника, озлобленность, недоверие к людям. Каширин постепенно терял все лучшее, что было в нем от народа, противопоставив себя людям труда.( Желательно зачитать отдельные строки из тринадцатой главы, рассказывающие о дальнейшей судьбе деда, когда он, разорившись, теряет остатки человеческого облика.)

Отношение к Цыганку?

Почему Алеша чувствовал себя «чужим» среди «неумного племени»?

В дом Кашириных Алеша попал, когда ему было четыре года, но впечатления иной жизни уже жили в нем. Он помнил дружную семью, отца Максима Савватеевича, умного, веселого и талантливого человека, гордился сначала своей матерью, не похожей на окружающих людей. На всю жизнь запомнил Алеша и «первые дни насыщения красотою» во время плавания на пароходе. «Густая, пестрая, невыразимо странная жизнь» в семье Кашириных воспринимается Алешей как«суровая сказка, хорошо рассказанная добрым, но мучительно правдивым гением».

Как Алеша относится к уличным забавам мальчишек?

Учащиеся расскажут, как Алешу доводит до бешенства жестокость уличных забав, как он испытывает стыд перед ослепшим мастером Григорием за то, что дед не кормит его.

Источник

Урок по литературе на тему М.Горький «Детство». Изображение «Свинцовых мерзостей жизни»

Тема. М.Горький. «Детство». Изображение «свинцовых мерзостей жизни».

Цель урока: исследовать значимость детских лет в формировании нравственного облика человека; способствовать воспитанию качеств духовно-нравственной личности, формированию гуманистического мировоззрения.

Обучающие задачи: собрать и систематизировать необходимый материал по образу Алеши Пешкова и его окружения, определить идейную направленность и проблематику повести, учить понимать авторскую позицию, высказывать собственное мнение, принимать решения в нестандартных ситуациях.

Развивающие задачи: развивать навыки работы с художественным текстом, умение обобщать, сопоставлять, формулировать вывод; способствовать совершенствованию устной речи учащихся, развитию образного и аналитического мышления, творческих способностей, читательской культуры школьников.

Воспитательные задачи: воспитание сочувствия, сострадания, целеустремленности, мужества, настойчивости в преодолении жизненных трудностей

Теме детства посвящали свои произведения и многие известные вам писатели.

Назовите произведения на тему детства, которые вы читали.

Л.Н. Толстой “Детство”

В.П. Астафьев “Конь с розовой гривой”

В. Г. Распутин “Уроки французского” и др.

В 1868 году в Нижнем Новгороде в семье столяра-краснодеревщика родился мальчик, которому суждено было стать великим писателем Алексеем Максимовичем Горьким. О нелегкой судьбе этого человека, о тяжелом его детстве вы прочитали повесть, которая так и называется «Детство». В 1913 году, в середине своего творческого пути, Алексей Максимович решил осмыслить отдельные этапы своей жизни, тогда в печати и появились главы из автобиографической повести “Детство”. Автор повести предлагает вам поразмышлять над поступками героев произведения. Возможно, после наших размышлений для себя вы извлечете полезные уроки.

2.Формулировка темы урока и цели.(формулируются вместе с детьми)

«Свинцовые мерзости русской жизни» в повести М.Горького «Детство»

Исследовать значимость детских лет в формировании нравственного облика человека.

Эпитет – это слово или выражение в художественном тексте, которое несет в себе особо выразительные свойства. Конструкция эпитета: прилагательное + существительное.

Сравнение – это прием, основанный на сопоставлении явления или понятия с другим явлением или понятием с целью выделить какой-либо особо важный признак.

5. Анализ повести А.М. Горького “Детство”.

А теперь обратимся к повести “Детство” и выясним, какие жизненные испытания выпали на долю Алеши Пешкова и как они повлияли на формирование его характера.

Какие события происходят в жизни Алеши после смерти отца?

Первая встреча с «неумным племенем». Какова она?

Опишите первое впечатление Алеши от встречи с дедом. Как дед разговаривает с людьми? Какое чувство он вызвал у Алеши? Как об этом сказано в тексте?

Прочитайте описание дома Кашириных. Найдите в этом описании эпитеты и сравнения и определите их роль.

Расскажите о первых впечатлениях Алеши от пребывания в доме Кашириных(Ссора дядьев с дедом). Докажите текстом. Охарактеризуйте сущность конфликта. На что обращает внимание читателя автор?

Автор передает звероподобный облик дерущихся братьев, показывает, как ведет себя во время ссоры дед и как это характеризует каждого из участников ссоры. Хотя дед также одержим духом стяжательства, но вместе с тем он жалок, так как не в силах остановить сыновей.

История с наперстком.

Донос Саши на Алешу.

Какие человеческие пороки показывает Горький в этих эпизодах?

Обучающиеся отвечают на поставленные вопросы, используя текст произведения, и приходят к выводу, что Алеша оказался в семье, где родственники враждовали из-за наследства, издевались над слепым Григорием, применяли физические наказания. Трудно мальчику жить в таких условиях, где он наблюдает ужасающие картины пьяной жестокости, озорства, издевательства над слабыми, семейных драк из-за собственности, извращающих человеческие души.

Отношение к женщинам и детям?

Что рассказал Горький о детях Якова и Михаила? Какие эпитеты и сравнения наиболее ярко передают их характер? Какое чувство вызывает у учащихся Саша Яков? В каких эпизодах он наиболее полно проявляет себя?

Какими были детство и юность деда? Какие картины рисуются Алеше в рассказе деда о своей молодости? (Картина И.Репина «Бурлаки на Волге»)

Что же ожесточило деда?

Отношение к Цыганку?

Почему Алеша чувствовал себя «чужим» среди «неумного племени»?

В дом Кашириных Алеша попал, когда ему было четыре года, но впечатления иной жизни уже жили в нем. Он помнил дружную семью, отца Максима Савватеевича, умного, веселого и талантливого человека, гордился сначала своей матерью, не похожей на окружающих людей. На всю жизнь запомнил Алеша и «первые дни насыщения красотою» во время плавания на пароходе. «Густая, пестрая, невыразимо странная жизнь» в семье Кашириных воспринимается Алешей как«суровая сказка, хорошо рассказанная добрым, но мучительно правдивым гением».

Как Алеша относится к уличным забавам мальчишек?

Учащиеся расскажут, как Алешу доводит до бешенства жестокость уличных забав, как он испытывает стыд перед ослепшим мастером Григорием за то, что дед не кормит его.

А нужно ли говорить об этом, об этих некрасивых людях, жестоких сценах, грубости?

Автор на этот вопрос отвечает так: “ Вспоминая эти свинцовые мерзости дикой русской жизни, я минутами спрашиваю себя: да стоит ли говорить об этом? И, с обновлённой уверенностью, отвечаю себе – стоит; ибо это – живучая, подлая правда, она не издохла и по сей день. Это та правда, которую необходимо знать до корня, чтобы с корнем же и выдрать её из памяти, из души человека, из всей жизни нашей, тяжкой и позорной”.

Что по этому поводу думаете вы?

Как решается проблема воспитания в повести А.М. Горького “Детство”?

Уберечь подростка от негативных сторон жизни, от трудностей, от ошибок невозможно. Ребенок, воспитанный в тепличных условиях, будет не готов к жизни. Трудности закаляют подростка, способствуют формированию важных личностных качеств.

Прогнозируйте будущее Алеши: сможет ли он адаптироваться в обществе?

Что в его характере для этого есть?

В характере Алеши есть все важные личностные качества, необходимые для жизни. Автор считает, что его герой, пройдя через сложные испытания, приобрел жизненный опыт, извлек для себя уроки нравственности. Он не только сможет успешно адаптироваться в обществе, но и понесет людям “новое, светлое, жизнеутверждающее начало”.

6. Готовимся к ГИА по литературе

Охарактеризуйте сущность конфликта, возникшего в данном эпизоде. Какие свойства натуры проявились у каждого из персонажей?

Типичные сцены каширинской жизни.

Семейная драка из-за собственности.

Звероподобный облик дерущихся братьев.

Одержимы духом стяжательства (страсть к приобретательству, жадность к деньгам).

Характеристика каждого из участников ссоры.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *