свинцовые мерзости жизни горький детство

Свинцовые мерзости дикой русской жизни.

свинцовые мерзости жизни горький детство

«Вспоминая эти свинцовые мерзости дикой русской жизни, я минутами спрашиваю себя: да стоит ли говорить об этом? И, с обновленной уверенностью, отвечаю себе: стоит. « (Максим Горький, «Детство», 1913 г.)

Горький, конечно, великий писатель. И насчет свинцовых мерзостей разил не в бровь, а в глаз. Он же вырос среди них.

Василий Сварог. «Товарищи К. Е. Ворошилов и М. Горький в тире ЦДКА». 1932 г.

свинцовые мерзости жизни горький детство

Второй сын, дядька Яков тоже бьет жену и в итоге забивает её до смерти. Совесть мучает его и он решает воздвигнуть на её могиле крест. Тяжелый крест заставляют тащить добродушного подмастерья Ваньку-Цыганка. Он надрывается и умирает от кровотечения. Никто не за что не несет никакого наказания, правовое государство же + духовность.

Иван Горохов. «Запил» (кон.19-нач. 20 вв).
Крестьянин запил, и не в первый раз, видимо. Жена в гневе сжимает кулаки, впереди мальчик лет 10 с искаженным от боли лицом и тоже со сжатыми кулаками. Сколько можно типа?! Но пьяному крестьянину плевать на семью, он радостно несет бутылку водки.

свинцовые мерзости жизни горький детство

Художник Иван Лаврентьевич Горохов сам был из крестьян и большую часть жизни прожил в деревне под Можайском. Знал, о чем писал.

Владимир Маковский. «Не пущу!». 1892 г.
Это уже не крестьяне, а городская публика. Женщина в полном отчаянии у дверей кабака.

свинцовые мерзости жизни горький детство

Сильная картина. Чем-то перекликается с вот этой работой советских времен:

Геннадий Добров. «Прощальный взгляд». 1982 г.
Спившийся скрипач и его жена, бывшая.

свинцовые мерзости жизни горький детство

У Маковского на картине 1892 г. жена еще борется. Но муж так. с вызовом на неё смотрит: «Чо, думаешь, ты меня остановишь?»- Ведь если и правда баба его остановит, то он не мужик. Придется ему вот так мыкаться:

Владимир Маковский. «Тихонько от жены». 1872 г.

свинцовые мерзости жизни горький детство

Василий Максимов. «По примеру старших». 1864 г.

свинцовые мерзости жизни горький детство

свинцовые мерзости жизни горький детство

Михаил Ватутин. «Воспитатель». 1892 г.
Еще из той же оперы. Очередной пьяный урод (и опять сапожник) поставил на колени двух детей и что-то втирает им. Похоже, он только что их бил или за уши таскал.

свинцовые мерзости жизни горький детство

Впрочем, телесные наказания практиковались не только в кругах сапожников.

Павел Ковалевский. «Порка». 1880 г.

свинцовые мерзости жизни горький детство

И не только в отношении детей.

Сергей Коровин. «В волостном суде (приготовление к наказанию розгами)». 1884 г.

свинцовые мерзости жизни горький детство

свинцовые мерзости жизни горький детство

Николай Неврев.»Протодиакон, провозглашающий на купеческих именинах долголетие». 1866 г.

свинцовые мерзости жизни горький детство

Василий Перов. «Сельский крестный ход на Пасху». 1861 г.

свинцовые мерзости жизни горький детство

Василий Пукирев. «Дьячок объясняет крестьянам картину Страшного Суда». 1868 г.
Основы православной культуры, да.

свинцовые мерзости жизни горький детство

Николай Орлов. «Освящение водочного магазина». 1904 г.

свинцовые мерзости жизни горький детство

Владимир Маковский. «Освящение публичного дома». 1900 г.
Бордель, шампанское, грешницы симпатичные. И батюшка с иконой.

свинцовые мерзости жизни горький детство

На Святой Руси освящали все, и водочные магазины, и публичные дома. Но и это еще не все. По домам ходили вот такие люди:

Леонид Соломаткин. «Славильщики-городовые». 1864 г.

свинцовые мерзости жизни горький детство

Трое пьяных ментов пришли утром к купцу славить Христа на Рождество. Громко поют, стараются. По обычаю хозяин должен был одарить таких гостей денежкой. Купец готовится раскошелиться. Городовой слева косит глазом: сколько даст? А городовой в центре косится на графин.

Ниже более поздний вараинт этой картины:

свинцовые мерзости жизни горький детство

После этой картины я, кстати, зауважал царскую полицию. Представьте сегодня пьяный наряд приезжает на квартиру бизнесмена славить Христа и требует одарить их чем-нибудь. Не, ну одарить понятно, они еще и не туда приедут, но вот чтоб петь хором во славу Господа??

Василий Шульженко. «Дедушка, поедем домой!». 1990 г.
Русская деревня. Ребенок среди пьяных дегенератов. Дедушка не поедет домой, все кончено.

свинцовые мерзости жизни горький детство

А лица-то на картине.

свинцовые мерзости жизни горький детство

свинцовые мерзости жизни горький детство

свинцовые мерзости жизни горький детство

свинцовые мерзости жизни горький детство

Игорь Симонов. «Второе пришествие». 1991 г.
Явление Христа народу наоборот. Он пришел, повернулся спиной к ним и уходит прочь.

свинцовые мерзости жизни горький детство

И снова лица. Пожалуй, за 1 поколение такого не достичь, минимум 2-3.

свинцовые мерзости жизни горький детство

свинцовые мерзости жизни горький детство

PS. Если смогли дочитать до конца, милости прошу глянуть другие залы моего музея русской (советской) живописи:)

Источник

Сочинение на тему: Свинцовая мерзость в повести Детство, Горький

Максим Горький написал повесть “Детство”, основываясь на реальных фактах, а именно на своем не радостном детстве. Он вырос в тяжелые времена. Большой отпечаток на его биографию наложило время, проведенное в доме родных деда и бабушки героя. Семья Кашириных, включая всех ближайших родственником, не могла похвастать дружелюбными и доброжелательными отношениями друг к другу.

В этом доме практически все было мрачно, начиная с выпивающих дядей Алеши и, заканчивая жестоким, самолюбивым дедом, который по выходных

Доверяя свой рассказ бумаге, автор писал: “Вспоминая эти свинцовые мерзости дикой русской жизни, я минутами спрашиваю себя: да стоит ли говорить об этом? И, с обновленной уверенностью, отвечаю себе: стоит…” Люди, которые никогда не читали повесть “Детство”, наверняка, зададутся вопросом, что он имел в виду под словами “свинцовые мерзости”? На мой взгляд, это та грязь, с которой главный герой Алеша Пешков столкнулся по приезду к самым, казалось бы, близким людям на свете.

После смерти отца, мальчик вынуждено покинул отчий дом в Астрахани. Дома у них­ всегда был уют и порядок,

Сначала он до смерти забил собственную жену,­ а потом “совестливо” решил воздвигнуть на ее могиле громадный крест. Однако сам он его нести не взялся, а возложил это на безотказного Ивана-Цыганка, который по пути умер под тяжестью креста. Подобное бесчинство в доме деда Василия Васильича никак иначе нельзя назвать, как “свинцовой мерзостью”.

Сам он временами избивал жену, а однажды в припадке злости отобрал у нее все вещи и продал.

Бабка Алеши, Акулина Ивановна, была единственным незапятнанным человеком в этом “грязном” доме. Хотя они и ее довели до того, что она стала много выпивать. В самые тяжелые для Алеши периоды она рассказывала ему о боге и об ангелах. Она была тем самым идеалом, на который нужно было ориентироваться.

Ведь, несмотря на всю жестокость, которая ее окружала, она такой не стала. Она давно смирилась со своей участью и старалась, как могла привносить хоть немного мира в этот несчастный дом. Ее персонаж является доказательством того, что никакие “свинцовые мерзости” не должны становиться причиной агрессии и тирании.

За это Алеша ее любил и уважал.

Примечательно то, что автор рассказывает историю своего детства уже с высоты прожитых лет. Иногда в произведении чувствуется благодарность за свое нелегкое детство. Даже на деда он не держит зла, потому что эта “свинцовая” реальность закалила его, сделал более сильным в духовно-нравственном плане. Все выпавшие на его долю испытания, мальчик перенес стойко.

Возможно, поэтому он вырос достойным человеком. В продолжении о жизни Алеши Пешкова автор написал еще две повести, вошедшие в трилогию “Детство”, “В людях” и “Мои университеты”.

Related posts:

Источник

Конспект урока по литературе на тему «Свинцовые мерзости русской жизни» в повести М.Горького «Детство» 7 класс

Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с

больших пальцев и говорят:

1. желаю (соприкасаются большими пальцами);

2. успеха (указательными);

3. большого (средними);

4. во всём (безымянными);

5. и везде (мизинцами);

6. Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)

— Я вам предлагаю провести небольшую викторину «Литературный портрет», которая поможет нам узнать насколько вы внимательные читатели.
1. «Её большое, стройное тело, темное, железное лицо, тяжелая корона заплетенных в косы светлых волос – вся она, мощная и твердая, вспоминается мне как бы сквозь туман или прозрачное облако; из него отдаленно и неприветливо смотрят серые глаза…» (Мать)
2. «Тихая, пугливая…женщина с детским личиком и такими прозрачными глазами, что, мне казалось, сквозь них можно было видеть все сзади ее головы.» (Тетка Наталья)
3. «Весь он был складный, точеный, острый. Его атласный, шитый шелками, глухой жилет был стар, вытерт, ситцевая рубаха измята, на коленях штанов красовались большие заплаты…» (Дед)
4. «Вся она – темная, но светилась изнутри через глаза – неугасимым, веселым и теплым светом…» (Бабушка)
5. «…маленький тихий, с печальными глазами и хорошей улыбкой он жил одиноко, любил сидеть в полутемных углах, а вечером у окна»( Саша Михаилов)
6. «…серьезный мальчик, со всеми ласковый, готовый всем и всячески угодить…Худенький, темный, с выпученными глазами говорил торопливо, тихо, захлебываясь рачьими словами…»(Саша Яковов)
7. «…квадратный, широкогрудый, с огромной кудрявой головой…Блестели его волосы, сверкали раскосые веселые глаза под густыми бровями…»(Цыганок)

III . Формулировка темы урока и цели. (формулируются вместе с детьми)

«Свинцовые мерзости русской жизни» в повести М. Горького «Детство»

Свинцовые мерзости о неприглядных сторонах жизни, человеческих пороках.

Пороки 1) безнравственные черты характера

2) поступки, противоречащие общепринятой морали.

Подлый – низкий (плохой), последнего качества, плохого разбора.

— Какие слова помогают понять позицию автора к происходившему в его жизни?
( свинцовые мерзости, дикая русская жизнь, подлая правда, тяжкая и позорная жизнь)
— Ребята, на ваш взгляд, какое словосочетание дает общее название словам и может быть названием нашего урока?
( Коллективно выделяют словосочетание «свинцовые мерзости».)

— Давайте разберёмся почему свинцовые.
Свинец и его соединения токсичны, на детей воздействия
особенно страшны по своим последствиям. А чем же так опасен свинец.

Сообщение, подготовленное обучающейся:

— Так как же могут воздействовать «свинцовые мерзости», описанные М. Горьким на главного героя?

Сегодня мы с вами постараемся определить эти «свинцовые мерзости» жизни в повести и их воздействия на главного героя.

IV . Обобщение и систематизация знаний обучающихся.

1. Групповая работа : Обучающиеся делают выводы, записывая на листках.
1 группа: «Портрет» дома. (Дьякова, Тимошенко)

Портрет дома непривлекателен:

«одноэтажный дом, окрашенный грязно-розовой краской»;

«нахлобученная низкая крыша»;

«едкий, незнакомый запах»;

«суетились сердитые люди… стаей вороватых воробьев мечутся ребятишки».

Вывод: Дом Алеше неприятен. (запись: неприятный дом)

2 группа. Сцена «Обед в доме Кашириных». (Воликов, Иванов-Беспощадный, Емельянов)

Какими видит Алеша сидящих за столом?

«..дядя Михаил ударил брата наотмашь по лицу: тот взвыл, сцепился с ним, и оба покатились по полу, хрипя, охая, ругаясь..» Дед- «стуча ложкой по столу, покраснел весь и звонко – петухом- закричал:

«По миру пущу!». Во время драки бегал вокруг стола, «жалобно вскрикивал».

Бабушка – «болезненно искривив лицо», говорила «Отдай им все, отец…»; смывала…кровь с разбитого лица Якова.
Мать Алеши – «встала из-за стола и, не торопясь отойдя к окну, повернулась ко всем спиною».

Алеша – «испугавшись, вскочил на печь и оттуда в жутком изумлении смотрел»

Цыганок – «сел верхом на спину дяди Михаила», пытаясь сдержать разбушевавшегося «героя»

Григорий Иванович – «спокойно связывал руки дяди полотенцем»

Выводы (с записью): Взаимная вражда, раздел имущества.

3 группа. Отношение между родителями Алеши. (Солодуненко, Гула)

«…отец и мать жили не так: были у них другие речи, другое веселье, ходили и сидели они всегда рядом, близко. Они часто и подолгу смеялись вечерами…пели громко.»

Вывод: «В семье Кашириных Алеша чувствовал себя чужим»

Группы, прокомментировав и оценив поведение каждого участника эпизода, приходят к выводу, что автор- рассказчик рисует один из обычных эпизодов темной жизни «неумного племени».

Выводы групп фиксируются на доске.

Упражнение для мобилизации внимания.

2. Фронтальная работа.

— Проследим, как продолжается знакомство Алеши с жизнью семьи Кашириных.

(Ученики рассказывают, показывая отношение Алеши к происходящему, в таких эпизодах, как: случай с наперстком, наказание детей в субботний вечер).

— Как в сцене с раскаленным наперстком, подложенным Григорию, раскрываются нравы «Дикого племени»? Как реагируют на это взрослые, дети? (Коллективно делается вывод, что в доме Кашириных нет места состраданию. Бывший компаньон деда, всю жизнь, отдавший Кашириным, полуслепой и больной, выносит издевательства дядьев и детей, для которых это лишь шутка, развлечение от скуки).

— В случае с наперстком виноват дядя Михаил, а дед наказывает Сашу. Как вы думаете, справедливо ли это?

Выводы: Душный круг жутких впечатлений, нет места состраданию.

Выводы фиксируются на доске.

Источник

Мерзости жизни в повести «Детство» (М. Горький)

свинцовые мерзости жизни горький детство

Повесть «Детство», первая из трилогии за авторством Максима Горького, основана на печальных автобиографических фактах. Писатель вспоминал о детстве, омраченном переживаниями, и делал выводы в своем произведении. Он рассказывает о пережитом, находясь в зрелом возрасте и умея признавать возможные ошибки.

Разговор ведется о тяжелых временах. Хронологические рамки —начало ХХ века, когда простому русскому народу было особенно тяжело привыкать к суровым условиям. Повествование преподносится от первого лица, что дает шанс читателю узнать достоверные сведения о жизни героя. После кончины отца автору пришлось покинуть родной дом и перебраться к бабушке с дедушкой.

Сравнивая порядки прежнего жилища и нынешнего, творец словно избавлялся от туманных грез, удивлялся тому, как кардинально может измениться жизнь за несколько незначительных мгновений. Быт простого народа, наполненный жестоким обращением и унижениями, удается описать настолько точно, что становится невыразимо жутко даже тем, кто с подобными зверствами не сталкивался.

Автор живет с дедом и бабушкой и наблюдает за тем, как неминуемо и необратимо рушится семья Кашириных. Ему не хочется признавать, что родственники сами виноваты в произошедшем, но не желают исправляться и понимать друг друга. Они не вели себя благоразумно и поплатились за пороки. В итоге дядя Алеша не признает ничего, кроме выпивки, а деспотичный дед и вовсе не стесняется поколачивать внуков время от времени.

В первые минуты нахождения в новом доме Алеша Пешков с ужасом осознает, куда попал. Идти, однако, больше некуда. Ему остается лишь стараться избегать всего аморального и непоправимого, что издавна ценится в семье. Такая атмосфера губительна для того, кто только начинает набираться опыта и не имеет представления об определенных явлениях.

Обитатели жилища не ограничиваются постоянными ссорами и перепалками. С ними живет слепой мастер Григорий преклонных лет, вынужденный терпеть регулярные издевательства. Несчастный не виновен в своем пороке, но приходится ему несладко. Это свидетельствует о жестокости и черствости тех, кто окружает пострадавшего. Сострадание и понимание чужих чувств им попросту не свойственны и, более того, вызывают отторжение.

На его терзания реагируют хладнокровно, постоянно ущемляют и насмехаются над беспомощностью героя, что свидетельствует о тщедушности обидчиков. Не нужно иметь недюжинную силу, чтобы оскорблять тех, кто и без того многого лишен. Григорий смиренен, не может дать отпор и в произведении олицетворяет лишь слабость и излишнюю кротость. Бедный калека не вызывает ничего, кроме жалости.

Становится очевидно, что основной персонаж окажется в такой семье изгоем и «белой вороной». Здесь прославляется свирепость, он же стремится совершать благие поступки и помогать нуждающимся в поддержке. Предпочтение отдается не мирным разговорам, а дракам, между тем как Пешков не считает подобное решение рациональным. Такой подход предназначен для неотесанных варваров, не ведающих границ, а не для воспитанных и сострадательных людей.

В момент, когда Алешу избили до полусмерти, герой пребывал в задумчивости и был готов поддаться отчаянию, не зная, как продолжать жить после пережитого кошмара. Необходимо принять меры, пока не стало слишком поздно. И Пешков решает терпеливо ждать. В этой ситуации ничего не остается, кроме как держаться до последнего.

Протагонист не собирается подражать родным и с презрением относится к их поступкам. Злые шутки и замечания членов семьи им не воспринимаются. Персонаж дружелюбно общается с Григорием, заменяя этим контактом дружбу со сверстниками.

Ему известно, что нерадивых мальчишек забавляют конфликты и смешит сама идея миролюбия и справедливости. По этой причине между ровесниками происходят стычки. Алеша страдает еще больше. За необдуманные действия его часто наказывают.

Мальчик не может свыкнуться с тем, что перевоспитать кого бы то ни было можно, применяя грубую силу. Покойный отец никогда даже голоса на него не повышал, а дед-тиран стремился навязать свои интересы, нещадно избивая. Таким образом, по словам героя, можно кого угодно научить уму-разуму и хорошим манерам.

Лишь бабушка, Акулина Ивановна, остается той, кто не запятнал свою честь, поддавшись мимолетным порывам. Она пристрастилась к выпивке и была жертвой побоев супруга, но не обезумела от горя и не заставила страдать ни одного безгрешного человека, чем заслужила уважение внука.

Женщина рассказывала ему о существовании незримых божеств и ангелов, подбадривала и утешала, когда тот не мог прийти в себя. Ее можно считать настоящим идеалом и воплощением целомудрия, попросту не вписывающимся во всеобщее «мерзкое» окружение.

Несмотря на то, что Акулина была свидетельницей непостижимой жестокости, героиня не уподобилась черствым и самовлюбленным натурам и не стала искать выгоду во всем. Внук знает о пагубных привычках бабушки, но любит и безмерно уважает за стойкость и доброту.

Радуют мальчика и Цыганок с Хорошим Делом. Они становятся ему близкими друзьями и воспринимаются даже как близкие родственники, которым можно рассказывать о бедах и радостях. Однако им не суждено наслаждаться безмятежной жизнью. Персонажи неожиданно погибли. Упомянув об этом, автор пытается справиться с болью и объяснить читателям, что человеческое существование быстротечно и может оборваться в краткий миг.

Литератор сомневается в собственном решении и не знает, стоило ли делиться тяготами прошлого с читателями. Горький совершенно не понимает, каким образом смог преодолеть трудности, имея такой негативный опыт. Пережитое он именует «свинцовыми мерзостями».

Поражают искренность и великодушие Горького. Несмотря на то, что его жизнь была загублена в раннем возрасте, а ценности резко и бесповоротно изменились, он не стремится никого обвинять и не планирует мстить.

Напротив, писатель горячо и нежно благодарит тщедушных родственников за тяжелые испытания, которые помогли ему в дальнейшем стать достойной, честной личностью, многое переосмыслившей и осознавшей. Это своеобразная «закалка» характера, ощутить и отважно пережить которую подвластно не каждому. Можно увидеть яркий пример того, как пережитки прошлого могут повлиять на будущее.

Главная задача литератора заключается не только в отображении произошедших событий, но и в их оценке после приобретения опыта. Данный показатель является самым важным, когда дело касается написания автобиографий. Нужно уметь и рассказывать о ситуации, и учиться на собственных ошибках.

В то же время Горький не собирается ворошить прошлое и искать подвох в случившемся. Он описывает трудности, от которых никто не сможет спастись и поныне. С каждым днем центральный персонаж становится мудрее и расчетливее. Сложности делают его более сильным и устойчивым, ему не хочется сдаваться раньше времени, ничего не доказав. Алеша не намерен быстро проигрывать коварной судьбе и борется изо всех сил, отчаянно сражаясь с жестокими устоями.

Можно провести параллель между способами нравственного воспитания бабушки и дедушки. Если Акулина Ивановна пытается рассказывать о чудесах, неизменно спасающих каждого, то Василий Васильевич находит выход, применяя агрессию по отношению к внуку.

Он не развлекает мальчика интересными историями и не пытается научить добродетели. Все потому, что ему самому не старались помочь в свое время. Детство Каширина не было для него отдушиной и прелестным периодом, поэтому и представление о лучшем исходе отсутствует. Тем не менее, оправдывать жестокость и деспотичное поведение таким образом нельзя. Можно иметь незавидную судьбу, но не стоит вымещать злость на тех, кто непричастен к несчастьям.

Дед «внушает ценности» при помощи розог и ругани, надеясь отыграться, отомстить за годы обиды и несправедливости. Персонаж не понимает, что Алеше живется отнюдь не безмятежно.

Неудивительно, что ребенок относится к нему с неприязнью и не испытывает ни малейшего сочувствия. Такая жизнь мучительна. Любая другая личность, не отличающаяся стойкостью и напористостью, совершила бы непоправимое после очередного избиения, добровольно распрощавшись с жалким существованием. Протагонист же отважно боролся с бедами и показал себя с лучшей стороны. Его можно считать примером для подражания, воплощением истинного героизма. Такие, как он, рождаются раз в столетие.

Следовательно, есть основания полагать, что главный герой занимался самовоспитанием и определял ценности самостоятельно. Видя на примере своей семьи, как поступать не следует, Пешков познает жизнь во всех ее проявлениях, методами проб и ошибок докапываясь до непреложной истины.

У него были преданные друзья, которые, к прискорбию, скоропостижно лишились жизней. Автор смог сохранить лишь воспоминания о веселых мгновениях, проведенных с ними. Но этого хватило, чтобы проигнорировать невзгоды и сформировать особое воззрение, несмотря на всеобщее неодобрение и постоянные насмешки. Даже в темные времена можно отыскать мельчайшие крупицы счастья, которые воплотятся во всепоглощающий свет.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *