светская жизнь при петре 1
ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ И БЫТ В ЭПОХУ ПЕТРА I
Дворянское обучение и служба
Во время Петра Великого молодые дворяне, достигшие 16 – 17-летнего возраста, обязаны были нести пожизненную службу. Начинали они службу рядовыми в пехотных и драгунских полках или матросами на кораблях. Военная форма – «немецкий» мундир.
Дворяне изучали артиллерийское или инженерное дело. Отсутствовала единая система преподавания, учебники. Те из дворян, кто отправлялся за границу, должны были освоить математику или «навигацию» на чужом языке. Экзамены принимал лично Петр I.
Если дворянин увольнялся с военной службы, то он назначался на «статскую», исполнял обязанности воеводы в провинциальном городе, чиновника в одном из учреждений или сборщика подушной подати.
Дворянская одежда и облик дворянина
Изменения произошли в ношении одежды. Началась борьба с широкорукавным платьем. 29 августа 1699 г. Петр указом запретил носить старый русский костюм, а в январе 1700 г. обязал носить платье на манер венгерского. Позднее все бояре и дворяне должны были одевать немецкое платье по будням и французское – по праздникам. Дворяне обязывались брить бороду. За нарушение царского указа следовал штраф и битье батогами.
С 1 января 1701 г. женщинам предписывалось носить европейское платье. Появилось много украшений, в моду вошло кружево, жабо. Среди головных уборов лидером стала треуголка. Вводился парик, корсет, широкие юбки, узконосая обувь.
Дворянские развлечения и быт
В дворянских домах появились предметы роскоши: зеркала, гравюры, кровати, столики, табуреты, кресла, шкафы-кабинеты для бумаг, серебряная, оловянная и стеклянная посуда. На это тратились большие средства.
Дворяне обучались манерам. Пленные шведские офицеры и женщины из немецкой слободы обучали русских таким танцам, как полонез, менуэт и гросфатер.
Указами от 19 и 20 декабря 1699 г. вводилось летоисчисление от Рождества Христова. Новолетие начиналось с 1 января, как во многих европейских государствах. Праздновали с 1 по 7 января. Ворота дворов украшались сосновыми, еловыми и можжевельными деревьями, ворота бедных владельцев – ветвями. В столице устраивались фейерверки.
Создавалась новая система праздников; устраивались маскарады, балы. С 1718 г. Петр ввел ассамблеи, на которые мужчины обязаны были являться вместе с женами и взрослыми дочерьми. В XVIII в. появились игры в карты и шахматы. Для высшего общества организовывались катания по Неве.
Крестьянская жизнь и быт
Крестьянский быт не претерпел существенных изменений. Шесть дней в неделю крепостные крестьяне работали на помещика, по воскресеньям и праздникам – на собственных земельных участках. Дети с 8 – 9 лет приучались трудиться. Отец воспитывал своего сына по своему подобию.
Все земельные вопросы находились в ведении общины, которая следила за порядком, разбирала ссоры между односельчанами, занималась раскладкой повинностей. Все были объединены круговой порукой. Местные дела решал сход женатых мужчин.
Сохранилось сильное влияние традиций в быту, следование обычаям. Одежда продолжала оставаться традиционной и шилась из холстины и других дешевых материалов. Гардероб женщины составляла рубаха, сарафан, телогрея, шуба. Европейская мода пришла в русскую деревню только в конце XVIII в.
Основные развлечения крестьян – массовые игры и хороводы по большим праздникам и прогулки на природе. Еда – похлебка, щи и мучные изделия.
Городской быт
Горожане жили в усадьбах, разводили лошадей, коров, свиней, птицу; обрабатывали огороды. Разрешалось курение.
В 1714 г. вводился ценз грамотности жениха, без достижения определенного уровня образованности брак не допускался.
Обязательным становилось изучение «Юности честного зерцала» – свода правил общежития.
Культура при Петре 1
Мудрец избегает всякой крайности.
Культура при Петре 1 в России это очень важная тема, поскольку принято считать, что петр 1 стал великим реформатором именно благодаря изменениям культуры в России. На самом деле нужно разделять понятия: Петр Великий скорее не реформировал и создавал, а рушил старое. И реформы Петра 1 в культуре лишний раз это подчеркивают. Сегодня я предлагаю детально поговорить о том, что собой представляла петровская культура, какие изменения происходили в стране и какие последствия эти изменения имели.
Насколько массовыми были изменения
Откроем любой учебник по истории и там будет написано, что при Петре 1 Россия ликвидировала отсталость, переняв европейский образ жизни, перестали носить бороды, стали одевать европейские одежды, пить кофе, курить табак, учить иностранные языки, читать книги, приглашать ученых и так далее. Все это ложь, и никакой массовости и систематичности эти культурные изменения не носили.
О культуре петровской эпохи нужно понимать 2 вещи:
Ключевский своей фразой подвел итог происходящему, но на мой взгляд гораздо более красноречиво о событиях той эпохи высказался Александр Сергеевич Пушкин.
Народ, упорным постоянством удержал бороду и русский кафтан. Народ был искренне удовлетворен своей победой и уже равнодушно смотрел на немецкий образ жизни своих обритых бояр.
Новый календарь
При Петре в России был введен европейский календарь. Ввели его 1 января 1700 году (1 января 7208 года по церковному календарю). До этого действовал календарь, где летоисчисление велось от Сотворения мира, а не от рождества Христова, а новый год начинался 1 сентября. После перехода на новый календарь в России по приказу Петра начали массово и с размахом отмечать праздник Новый год. Царь велел украшать дома елками, палить из ружей, зажигать свечи и устраивать различные потехи. В результате же государство и церковь все больше отдалялись друг от друга. Теперь у государства был один календарь, у церкви другой.
Введение новой азбуки и шрифтов
На момент прихода Петра к власти в России действовала азбука, созданная Кириллом и Мефодием. Она считалась азбукой церковной, и ее же шрифты использовались во всех писаниях. Само начертание букв осуществлялось на греческий манер и было весьма затруднительно для чтения.
В 1708 году в России вводится новая гражданская азбука или проще говоря утверждались новые типографские шрифты. Для культуры при Петре 1 это был серьезный шаг. Раньше все книги издавались исключительно церковными шрифтами, которые были очень массивными, и читать которые было крайне тяжело.
Это преобразование петровской эпохи кажется незначительным, но это была одна из немногих реформ, благодаря которой культура в России при Петре 1 действительно начала движение в положительном русле.
При Петре Великом не только бояре и боярыни, но и буквы русские сбросили с себя широкие шубы, нарядившись в летние одежды.
Одновременно вводились в обиход арабские цифры. Ранее все цифры обозначались буквами.
В результате этих преобразований читать и писать при Петре 1 стало действительно намного проще. С другой стороны мы вновь видим, что реформы Петра 1 в культуре постоянно создают разделение: государство отдельно, церковь отдельно.
Говоря о создание русской азбуки петровской эпохи, многие историки забывают уточнить, что изменения коснулись не только внешнего вида букв и цифр, но и их содержания:
Бритье бород
Бритье бород это одно из нововведений, которые принесла культура при Петре 1. Указом от 1698 было приказано всем брить бороды. Опять же, откроем любой учебник по истории и там будет написано, что бороды брили все, будут рассказаны истории как нерадивым горожанам выдергивали бород по волосинке, как сжигали бороды прямо на лице и так далее. Такое, конечно, имело место быть, но это были исключительные случаи. В действительности же указ 1698 года с одной стороны запрещал бороды, а с другой стороны предусматривал покупку права не брить бороды:
Архитектура эпохи
Архитектура эпохи Петра 1 лучше всего понимается в Петербурге. Сам император называл этот город на западный манер «Парадиз», то есть «рай». Во многом развитие, в том числе и архитектурное, этого города отразилось на других городах. Так, указом от 1714 года Петр запретил в России каменное строительство везде, кроме Петербурга. Весь камень со всей страны надлежало переправлять в этот город, где велись масштабные стройки. Впервые город строился четко по плану, а его архитектором был итальянец Трезини. Применяемый им стиль сегодня принято называть русским барокко.
Трезини разработал для города 2 типа домов:
Архитектурными изысками отличались только административные здания и дворцы людей петровского окружения. Сам царь к роскоши был равнодушным. Для понимания этого достаточно просто посмотреть на фотографию Летнего дворца Петр 1 в Летнем саду Петербурга (простое двухэтажное здание) и на дворец Меншикова на Васильевском острове (настоящий дворец).
Что касается архитектуры за пределами Петербурга, то можно выделить московскую церковь Архангела Гавриила (Меншикова башня). Она была построена по проекту архитектора Зарудного.
Преобразования в светском этикете во времена правления Петра I
Некоторые люди с пренебрежением относятся к так называемому светскому обществу с его формальными условностями. Эти люди видят под светкостью внутреннюю пустоту, прикрытую внешней церемонностью.
И всё же, помните какое важное значение придавал правилам светского этикета наш великий преобразователь Пётр I? Не потехи ради он брил бороды и обрезал длинные полы кафтанов у своих бояр, не ради прихоти велел выпустить из вечного заточения в тереме русскую женщину. Он ясно понимал, что для смягчения диких и грубых нравов своих подданных необходимо привить им гуманность и уважение к чужой личности, особенно к женщине. Надо привить им мягкое и благородное обращение с себе подобными. Для достижения этого нужно было привить нашим предкам правила светского общежития и дать женщине возможность тонкой организацией её души влиять на смягчение грубых нравов общества.
Пётр Великий, вступая на престол, твёрдо решил преобразовать наши нравы, и это намерение усилилось в нём с 1718 года, после его второго путешествия в чужие края. Желание государя как можно скорее произвести этот переворот, свойственное его пылкому характеру и неутомимой деятельности, не могло не вызвать препятствий у полуобразованного народа, свято повиновавшегося обычаям старины. Никто не смел противиться монарху в открытую. Но большая часть русских вельмож только внешне исполняя волю царя, старались удержать обычаи родной старины, в которой они выросли и получили в наследство от своих отцов. Другие же в угоду ли монарху, или же из сочувствия его помыслам и намерениям, предупреждали желания Петра, следуя во всём его чётко предначертанной программе. Это были особы приближённые к царю, а также знатные люди, отправленные в начале его царствования в чужие края, которые возвратились с желанием сблизить нас с просвещёнными народами и поставить наше общество на европейскую ногу. Поэтому в частной жизни русских эпохи Петра I присутствовала такая пестрота: борьба старого с новым, остатки русских обычаев с примесью голландских, французских и английских манер. Непринуждённость в обращении уживалась с мелочным этикетом. У одних азиатская пышность, у других благоразумная умеренность, не терпящая излишеств и не знающая недостатка. Каждая семья представляла собой в быту что-то отдельное, сохраняющее свой особый оттенок.
В те времена полагали, что истинная вежливость состоит в том, чтобы хорошо напоить и накормить гостя, в какое бы время он ни пришёл. Отказываться от предлагаемого хозяином угощения считалось неучтиво, и гость, который не выпивал столько, сколько старший, показывал неуважение к хозяину и всем присутствующим.
Вельможные особы, поддерживающие реформы Петра.
Среди бояр, поддерживающих Петра I в его нововведениях, первое место занимал фельдмаршал Борис Петрович Шереметев. Ещё пока Пётр был малым мальчуганом Шереметев уже неоднократно бывал за границей и жил при иностранных дворах в качестве посла русского правительства. И в то время, когда Пётр с топором в руках строил суда на Саарданской верфи, его верный боярин искал просвещения на противоположном конце Европы, побывав в Вене, Венеции, Риме и на Мальте. Вернувшись на родину, он первым преподнёс урок той утончённости в нравах, того приличия, которые после старался распространить среди своих соотечественников.
Первым из русских Шереметев явился перед Петром во французском кафтане с Мальтийским крестом на груди и осыпанной бриллиантами шпагой, подаренной ему венским императором Леопольдом. Шереметев любил пышность. Однако обеды его, отличавшиеся изысканностью блюд, никогда не превращались в шумные пиры, где кубки с вином играли важную роль. Сам Пётр так уважал его, что никогда не принуждал пить. Во время государевых праздников только Шереметев и князь Михаил Михайлович Голицын были освобождены от обязанности в осушении кубка Большого орла.
Общество Бориса Петровича Шереметева состояло из людей самых образованных: :генерала-фельдцейхмейстера Брюса, английского посланника лорда Витворда, прусского Мардефельда и других иностранных министров и учёных, находящихся в то время в России. Молодые люди почитали за честь и славу, попасть к фельдмаршалу в вечерние собрания. Не было человека вежливее и ласковее Шереметева в обращении. Часто, разъезжая по Москве в сопровождении своей свиты, останавливался он на улице и выходил из кареты, чтобы поприветствовать старого сослуживца. Последние годы своей жизни он посвятил благотворительности и умер в 1719 году, любимый войском и народом.
Но никто из особо приближённых к Петру не жил великолепнее его любимца – князя Меншикова. Дом его на Васильевском острове, на самом берегу реки, был в то время самым обширным и красивейшим зданием в Петербурге. Он имел своих камергеров, камер-юнкеров и пажей. За домом простирался огромный сад, лучший в Петербурге после царского, с оранжереями, фруктовыми деревьями, птичниками и небольшим зверинцем. В первые годы своего пребывания в Петербурге Пётр I часто давал в этом доме пиры для жителям столицы, на что и отпускал князю по тысяче рублей. Иногда Петр принимал здесь и иностранных послов в устроенной для этого тронной зале, рядом с которой находилась государева гардеробная. Он приезжал к Меншикову запросто, перед началом аудиенции выходил из гардеробной в тронную в нарядном кафтане и по окончании приёма, сбросив тягостную для себя церемониальную одежду, уходил от своего любимца.
Роскошные праздники князя Меншикова более всего походили на европейские. Гости приезжали к нему в лодках. Начиная с берега реки и далее у крыльца и на леснице, а также у всех дверей их встречали при звуке труб и литавр пажи, камер-юнкеры и камергеры княжеского двора, в синих мундирах, шитых золотом, в башмаках с золотыми пряжками и в цветных шёлковых чулках с золотыми и серебряными стрелками.
Обеды его, приготовленные лучшими, выписанными из Парижа, поварами состояли иногда из 200 блюд и подавались на золотом сервизе. Погреба были наполнены лучшими винами. Народ толпился на улице, чтобы посмотреть на князя, когда он в торжественные дни ехал во дворец.
Такая пышность приёмов была свойственна и другим, приближённым ко двору, семействам.
В прежние времена многочисленная прислуга и пышность в экипажах составляли необходимость для людей хорошего тона. Барин или барыня не могли выехать из дома в санях или в карете без слуг позади экипажа и нескольких верховых впереди, которые днём разгоняли народ на улицах, а ночью несли в руках длинные факелы, указывающие и освещающие дорогу.
Общие правила светской жизни, необходимые для представителей высшего общества.
Тогда этикет не разделял ещё общество по состоянию. Пригласительных билетов не знали. Приглашали только самых знатных. Знакомые и незнакомые приходили в назначенный час, садились за стол и, покушав хлеба-соли, уходили, часто не заботясь о хозяине. Хозяин или хозяйка встречали гостей в дверях поклонами и рюмкой водки или вина. Обеды, начинавшиеся в 12 часов, были продолжительными и состояли из множества блюд.
В частных собраниях, когда съезжались одни только короткие знакомые, жребий назначал даме кавалера, который должен был вести её к столу, садиться рядом с ней и ухаживать за обедом. Во время трапезы доморощенный музыкант развлекал гостей игрой на гуслях, а в торжественные дни вместо гуслей звучали духовые инструменты. После обеда дамы находились в одной, а кавалеры в другой комнате. Дамам подносились сахарные закуски, а кавалерам проносили ящики с вином. Начинались тосты, предлагал их обычно сам хозяин. Если общество было немногочисленно и нельзя было танцевать, садились играть. Мужчины играли в кости, шахматы или шашки. Замужние дамы играли с некоторыми кавалерами в короли, марьяж, ломбер, ламуш или лантре. Девушки с молодыми мужчинами забавлялись игрой в фанты, кошки-мышки и жгуты.
Общество представляло собой некую смесь противоположностей: совершенную непринуждённость между мужчинами и самый строгий этикет в обращении с женщинами. Простое обхождение Петра служило примером для подданных. В собраниях только возраст давал право на отличие. Часто вельможа, занимающий важное место в государстве, вставал перед человеком низшего звания, но покрытом сединами. Особенно старшие в семьях пользовались уважением у младших. Например, герой Финляндии князь Галицин, 60-ти лет от роду, не смел садиться при брате своём, который был несколькими годами старше.
Семейная жизнь русских бояр представляла из себя нечто патриархальное. На семейный праздник все родственники съезжались к дававшему его. Старший занимал почётное место. Все остальные, собравшись около него в большой круг, ждали позволения сесть. Когда все занимали свои места, старший начинал беседу, входя в обстоятельства жизни каждой семьи. Давая советы и замечания, распоряжался делами каждого. Никто из присутствующих сам не мог заговаривать со старшим или обращаться к другим во время его бесед.
Женщины не имели тогда такого влияния на общество. До Петра женщины показывались между мужчин редко, и то на несколько минут. К концу обеда в комнату, где сидели гости мужа, входила нарумяненная хозяйка в кокошнике, в бархатной с соболями телогрейке и в туфлях на высоком каблуке. За ней её дочери с повязками на головах, в цветных сарафанах и такой же обуви, как у матери. Осенив себя трижды крестом перед стоявшей в углу иконой и поклонившись гостям, ни слова не говоря, подносили они каждому 4 кубка: с водкой, вином, пивом и мёдом. Каждый гость должен был осушить кубок за здоровье красавиц и в благодарность получал поцелуй в щёку. Этим и ограничивалось участие женщин в обществе, пока указы Петра не дали им полные права. Однако, не смотря на старания Петра, ещё существовала некоторая отстранённость в обращении с мужчинами, поддерживаемая привычками воспитания старших. Чтобы не нарушать правил приличия, девушка не могла вступать в разговор с незнакомым мужчиной. Если же она была вынуждена поддержать такой разговор, то должна была отвечать на вопросы коротко: только «да-с» или «нет-с». Девушка не могла за вечер более двух-трёх раз танцевать с одним мужчиной, если он не был её родственником.
При такой застенчивости женщины не могли иметь большого влияния на мужчин. Хотя такое влияние всё-таки существовало. Желание нравиться занимало и тот и другой пол. Костюмы шились щеголеватее и пышнее прежнего. У женщин появились платья, шитые золотом, серебром или унизанные жемчугом. У мужчин появились цветные бархатные кафтаны с пуговицами из золота или драгоценных камней и длинные алонжевые парики. Общение с женщинами стало учтивее и деликатнее. В обществе учтивый кавалер должен был поднести дамам, которых хотел отметить, букет свежих цветов. Если на улице ехавший в карете мужчина встречался со знакомой дамой в экипаже, то обе повозки останавливались. Кавалер. Не взирая на погоду. Выходил из своего экипажа и с обнажённой головой, держа шляпу в руке, подходил к карете красавицы, чтобы поцеловать ей ручку.
Вот такие были обыкновения в высшем классе общества при Петре I.
В нашем быстроразвивающемся индустриальном обществе такие условности, конечно. Не приемлемы. Однако взять на заметку и адаптированно применить это в своей жизни всё же можно. Например, почитание старших, особо уважительное отношение к женщинам.
Комично, конечно, будет смотреться, если мужчина остановит своё авто посреди улицы, чтобы выйти из него и поприветствовать даму, сидящую за рулём соседнего автомобиля.
А что бы вы перенесли в современную жизнь из этикета прошлого?
Культура при Петре 1 кратко
Одежда
В столице, а особенно на официальных приёмах и в учреждениях, требовалось появляться в «европейском платье». Для россиян оно было непривычно коротким. Русский человек привык к долгополой одежде с широкими рукавами. Неподчинившимся обрезали полы одежды и выставляли на всеобщее посмешище.
Праздники
Во времена Петра I проводилось много празднеств, которые отмечали пышно, с размахом, с фейерверками, иллюминацией, пальбой из пушек. Поводов для праздников находилось много: это и победы в Северной войне, празднование Нового года, спуск на воду нового корабля, именины государя.
Указ Петра I о Новом годе
Пётр I издал указ, по которому новый год начинался с 1 января, а не с 1 сентября, как было раньше, и отсчёт лет шёл от Рождества Христова, как на Западе, а не от Сотворения мира, как было в России. Указ издали в декабре 1699 г. и, таким образом, с 1 января в стране наступил новый, 1700 год, а не продолжался 7208 г. от Сотворения мира.
Петровские ассамблеи
Царь Пётр I также ввёл ассамблеи. В указе говорилось, что это слово — французское. Оно подразумевало приёмы в каком-то богатом доме, где присутствовали не только мужчины, но и женщины. Там танцевали, вели светские разговоры и дружеские беседы, обменивались мнениями, пили ранее неизвестный в России напиток — кофе, курили трубки с табаком по европейскому обычаю, играли в шашки и шахматы.
Каждый петербургский вельможа хотя бы один раз в году (а то и чаще) должен был устроить в своём доме ассамблею, выставить угощение, обеспечить залу для танцев, комнаты для отдыха, игр и бесед. В основном ассамблеи устраивались зимой.
По-разному относились к этой затее Петра I. Одни приветствовали, другие не одобряли, но подчинялись.
ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ И БЫТ ПРИ ПЕТРЕ I
Почему Пётр I стремился изменить традиции и повседневную жизнь людей?
Титульный лист «Юности честного зерцала…».
1. Дворянский образ жизни
При Петре I молодые дворяне, как и прежде, должны были с 16—17 лет нести пожизненную службу. В первой половине XVIII в.
они часто служили рядовыми в пехотных и драгунских полках или матросами на кораблях — вместе со вчерашними крестьянами и посадскими.
Служба и в XVII в. была нелёгкой. Но теперь, помимо обычных боевых и походных тягот, дворянину надо было облачаться в «немецкий» мундир, усваивать приёмы «полкового строя» по новому уставу, заниматься ротным и полковым хозяйством, учить солдат.
Самим им нужно было учиться артиллерийскому или инженерному делу и в соответствии с царскими указами стараться дать образование своим детям.
Учиться же дворянину Петровской эпохи было очень трудно — не было ни системы преподавания, ни профессиональных учителей, ни учебников.
Юному недорослю приходилось сталкиваться с «премудростью» на невразумительном научном языке, терпеть порки, холод в неотапливаемых помещениях и голод, поскольку копеечное жалованье выдавалось нерегулярно. Дежурившие в классах Морской академии гвардейские солдаты за нарушение порядка били воспитанников независимо от их происхождения. Отправлявшиеся по приказу Петра за границу дворянские отпрыски должны были (умея лишь читать и писать по-русски) изучать математику или «навигацию» на чужом языке.
Какие учебные заведения существовали в России до Петра I?
Какие были созданы в его правление?
«Отставка» — по болезни или по ранению — при Петре I и его преемниках не означала вольной жизни в имении.
Дворянин увольнялся с военной службы и тут же назначался на «статскую» — воеводой в провинциальный город, чиновником в новое учреждение или сборщиком подушной подати.
Покоя не было и дома.
Надо было носить «немецкий» кафтан и брить бороду — царский указ запрещал даже отставным дворянам под страхом штрафа и битья батогами ходить «с бородами и в старинном платье». А ещё надо было отмечать новые праздники, являться на маскарад, обучаться манерам.
Пётр приказывал также собираться на ассамблеи, куда мужчины обязаны были приходить с жёнами и взрослыми дочерьми. Пленные шведские офицеры и жительницы немецкой слободы учили русских полонезу, менуэту и любимому Петром танцу — гросфатеру.
Дворец Шереметевых на Фонтанке в Петербурге.
На смену церковной литературе пришли отечественные и переводные книги по математике, механике, фортификации; руководства по составлению писем и приобретению светских навыков («Юности честное зерцало…»).
В круг чтения людей той эпохи вошли сочинения античных авторов Квинта Курция, Юлия Цезаря, Иосифа Флавия и занимательные повести о храбрых и галантных героях («Гистория о российском матросе Василии Кориотском» или «О Александре российском дворянине»).
Дамы сменили русские сарафаны на пышные платья с открытыми плечами, освоили модные причёски. Появились новые привычки вроде курения табака, новые развлечения — игра в карты и шахматы.
Местом гуляний петербургской публики стал Летний сад, украшенный античными скульптурами богов и героев.
Для царя европеизация означала прежде всего овладение прикладными знаниями, техникой. А дворянские недоросли предпочитали менее трудный путь для сближения с «во нравах обученными народами» — знакомство с модами, светскими развлечениями и т.п.
Так реформы способствовали отчуждению верхов общества от низов. К тому же новые культурные запросы обходились дорого: чтобы жить «по-европейски» (иметь хороший дом, модную одежду, карету, учителей для детей), нужно было иметь не менее 100 крепостных душ.
Крестьяне.
XVIII век. Художник Ф. Лерье
2. В крестьянском и городском «миру»
Деревенская жизнь, в отличие от дворянской, шла, как и прежде, согласно вековым обычаям и повторявшемуся из года в год кругу земледельческих работ. Пётр I, правда, пытался своими указами приучить крестьян убирать рожь косами и ткать широкие холсты. Но на практике ничего не изменилось: приёмы работ определялись местными условиями, а широкий холст нельзя было изготовить на обычном ткацком станке.
Крестьянский мальчик с 8—9 лет приучался к крестьянскому труду, а девочки — прясть, вышивать, ткать, доить корову, стряпать.
В традиционном обществе сын занимал место отца и точно так же воспитывал своих детей. Община-«мир» регулировала порядок пользования землёй, разбирала ссоры односельчан, занималась раскладкой повинностей, т. е. определяла, кто будет сколько платить и кто пойдёт ремонтировать дорогу и мост через речку. Круговая порука заставляла самих крестьян преследовать тех, кто уклонялся от общих дел.
Все важнейшие дела решались на сходе женатых мужиков — глав хозяйств, как правило, единогласно — взгляды выросших в тесном крестьянском «миру» людей были близкими.
Вся жизнь «мира» строилась на основе обычая: как молиться, как жениться, как справлять поминки, как сеять, как праздновать — всё это было определено традицией и проходило на виду и под контролем односельчан. Нарушителя принятых порядков ожидало всеобщее осуждение и даже изгнание.
Жители городов во многом походили на крестьян. Они жили в усадьбах — замкнутых мирках, окружённых забором. Горожане держали лошадей, коров, свиней, птицу; обрабатывали свои огороды; гуляли на Рождество и Масленицу, водили хороводы на Троицу и развлекались кулачными боями.
В крестьянской и посадской среде известия о небывалых новшествах — «немецком» платье, отмене патриаршества, новых праздниках с участием женщин — воспринимались с осуждением, как нарушение «старины» и православного благочестия.
Тем более что их введение сопровождалось увеличением податей, рекрутчиной, отправкой на строительство Петербурга, крепостей или каналов.
3. Новшества в повседневной жизни
Нам сейчас трудно представить себе потрясение традиционно воспитанного человека Петровской эпохи, когда он, оказавшись в столице, видел непривычно прямые улицы, построенные по европейским образцам дома и в Летнем саду мог столкнуться с самим Петром Алексеевичем — в «пёсьем облике» (бритым), в «немецком» кафтане, с трубкой в зубах, общавшимся на голландском языке с гостями.
Но со временем новые моды и привычки входили в повседневную жизнь.
В обиход дворян и богатых горожан вошёл европейский костюм: у мужчин — короткие штаны, камзол и кафтан с галстуком, башмаками, шляпой, париком; у дам — корсеты и платья с юбками на каркасах — фижмах, шарфы, веера, кружева, перчатки.
В обстановке домов появились зеркала и гравюры, новая мебель — кровати, столики, табуреты, кресла, шкафы-кабинеты для бумаг; серебряная, оловянная и стеклянная посуда.
Москвичи покупали импортный тростниковый «Канарский» сахар и кофе по 60 копеек за фунт; чай же был ещё дорог (фунт стоил 6 рублей) и несоизмерим по цене с икрой (5 копеек за фунт). В Грановитой палате устраивались ассамблеи, на улице можно было зайти в «кофейный дом», а о новостях из Лондона, Парижа, Вены и даже Лиссабона (пусть и с месячным опозданием) можно было прочитать в приходившей из Петербурга газете.
Петровские реформы способствовали формированию в России светского образа жизни и светской культуры, без которых не мог бы впоследствии появиться тип по-европейски образованного интеллигентного человека и гражданина — главное культурное достижение XVIII в.
Вопросы и задания для работы с текстом параграфа
Что изменилось в дворянской службе в эпоху Петра I по сравнению с предыдущим временем? 2. Какие перемены произошли во внешнем облике дворян? 3. Опишите крестьянский быт начала XVIII в. Отметьте, как на него влияли происходившие в стране перемены. 4. Что изменилось в жизни горожан в начале XVIII в., а что осталось по-прежнему?
5. Какие товары, появившиеся в России при Петре I, были неизвестны жителям страны раньше?
ИЗ СТАТЬИ ИСТОРИКА М. П. ПОГОДИНА
Мы просыпаемся. Какой нынче день? 18 сентября 1863 года. Пётр Великий велел считать годы от Рождества Христова, Пётр Великий велел считать месяцы от января.
Пора одеваться — наше платье сшито по фасону, данному первоначально Петром I, мундир по его форме. Сукно выткано на фабрике, которую завёл он, шерсть настрижена с овец, которых развёл он. Попадается на глаза книга — Пётр Великий ввёл в употребление этот шрифт и сам вырезал буквы. Вы начнёте читать её — этот язык при Петре I сделался письменным, литературным, вытеснив прежний, церковный. Приносят вам газеты — Пётр Великий начал их издание… За обедом, от солёных сельдей до картофеля, который сенатским указом указал он сеять, до виноградного вина, им разведённого, все блюда будут говорить вам о Петре Великом.
После обеда вы едете в гости — это ассамблея Петра Великого. Встречаете там дам, допущенных до мужской компании по требованию Петра Великого. Пойдём в университет — первое светское училище учреждено Петром Великим. Вы получаете чин — по Табели о рангах Петра Великого. Чин доставляет мне дворянство: так учредил Пётр Великий. Мне надо подать жалобу: Пётр Великий определил её форму. Примут её перед зерцалом Петра Великого. Рассудят по его генеральному регламенту.
Вы вздумаете путешествовать — по примеру Петра Великого; вы будете приняты хорошо — Пётр Великий поместил Россию в число европейских государств и начал внушать к ней уважение.
Какие новшества Петровской эпохи в документе не названы? 2. Составьте список петровских новшеств, сохраняющих актуальность для жителей современной России.
Думаем, сравниваем, размышляем
1. Можно ли считать, что безмерное увлечение всем иноземным являлось неизбежным в годы петровских преобразований? Могло ли быть по-иному? Своё мнение аргументируйте.
2. Используя Интернет, подготовьте презентацию на тему «Мода Петровской эпохи».
Опишите в форме письма родным впечатления бедного провинциального дворянина, впервые попавшего на ассамблею.
Докажите (с помощью текста параграфа), что модернизация Петра изменила и повседневную жизнь людей.
Перемены в повседневной жизни при Петре
Е. И. Кириченко (из книги «Русский стиль»): Культурный перелом в России рубежа XVII—XVIII веков — не поворот, а переворот. Переход от средневековья к Новому времени стал для неё одновременно переходом к ускоренному развитию (отставание требовалось навёрстывать).
Главное же, радикальность едва ли не величайшего за всю историю России стадиального переворота усугублялась сопровождавшим его другим переворотом. А именно: выходом за рамки связанной с православием культуры византийского типа и насильственным насаждением европейской культуры, генетически связанной и развивавшейся в контексте иных вариантов христианства.
Культура при Петре 1
Мудрец избегает всякой крайности. Лао Цзы
Культура при Петре 1 в России это очень важная тема, поскольку принято считать, что петр 1 стал великим реформатором именно благодаря изменениям культуры в России.
На самом деле нужно разделять понятия: Петр Великий скорее не реформировал и создавал, а рушил старое.
И реформы Петра 1 в культуре лишний раз это подчеркивают. Сегодня я предлагаю детально поговорить о том, что собой представляла петровская культура, какие изменения происходили в стране и какие последствия эти изменения имели.
Насколько массовыми были изменения
Откроем любой учебник по истории и там будет написано, что при Петре 1 Россия ликвидировала отсталость, переняв европейский образ жизни, перестали носить бороды, стали одевать европейские одежды, пить кофе, курить табак, учить иностранные языки, читать книги, приглашать ученых и так далее.
Все это ложь, и никакой массовости и систематичности эти культурные изменения не носили.
О культуре петровской эпохи нужно понимать 2 вещи:
Нам говорят, что Петр полностью изменил культуру страны, а один из виднейших историков нашей Родины пишет, что с точки зрения народа и общества мало, что изменилось.
Ключевский своей фразой подвел итог происходящему, но на мой взгляд гораздо более красноречиво о событиях той эпохи высказался Александр Сергеевич Пушкин.
Народ, упорным постоянством удержал бороду и русский кафтан. Народ был искренне удовлетворен своей победой и уже равнодушно смотрел на немецкий образ жизни своих обритых бояр.
Новый календарь
При Петре в России был введен европейский календарь.
Ввели его 1 января 1700 году (1 января 7208 года по церковному календарю). До этого действовал календарь, где летоисчисление велось от Сотворения мира, а не от рождества Христова, а новый год начинался 1 сентября. После перехода на новый календарь в России по приказу Петра начали массово и с размахом отмечать праздник Новый год. Царь велел украшать дома елками, палить из ружей, зажигать свечи и устраивать различные потехи. В результате же государство и церковь все больше отдалялись друг от друга.
Теперь у государства был один календарь, у церкви другой.
Введение новой азбуки и шрифтов
На момент прихода Петра к власти в России действовала азбука, созданная Кириллом и Мефодием.
Она считалась азбукой церковной, и ее же шрифты использовались во всех писаниях. Само начертание букв осуществлялось на греческий манер и было весьма затруднительно для чтения.
В 1708 году в России вводится новая гражданская азбука или проще говоря утверждались новые типографские шрифты. Для культуры при Петре 1 это был серьезный шаг.
Раньше все книги издавались исключительно церковными шрифтами, которые были очень массивными, и читать которые было крайне тяжело.
Это преобразование петровской эпохи кажется незначительным, но это была одна из немногих реформ, благодаря которой культура в России при Петре 1 действительно начала движение в положительном русле.
При Петре Великом не только бояре и боярыни, но и буквы русские сбросили с себя широкие шубы, нарядившись в летние одежды.
Одновременно вводились в обиход арабские цифры.
Ранее все цифры обозначались буквами.
В результате этих преобразований читать и писать при Петре 1 стало действительно намного проще.
С другой стороны мы вновь видим, что реформы Петра 1 в культуре постоянно создают разделение: государство отдельно, церковь отдельно.
Говоря о создание русской азбуки петровской эпохи, многие историки забывают уточнить, что изменения коснулись не только внешнего вида букв и цифр, но и их содержания:
Но использоваться эта буква стала именно в петровскую эпоху, когда в русском языке стали использовать сотни иностранных слов, где буква Э важна.
Это были такие буквы как «ДЗ», «ШТ» и «ЕЯ». Последняя была заменена классической сегодня буквой Я, начертание которой разработал лично Петр.
Бритье бород
Бритье бород это одно из нововведений, которые принесла культура при Петре 1. Указом от 1698 было приказано всем брить бороды. Опять же, откроем любой учебник по истории и там будет написано, что бороды брили все, будут рассказаны истории как нерадивым горожанам выдергивали бород по волосинке, как сжигали бороды прямо на лице и так далее.
Такое, конечно, имело место быть, но это были исключительные случаи. В действительности же указ 1698 года с одной стороны запрещал бороды, а с другой стороны предусматривал покупку права не брить бороды:
После выплаты «налога на бороду» человек получал специальный медный знак, который носился под бородой, и к этому человеку уже никаких вопросов не было.
Обращаю внимание на крестьян — пока они жили в деревнях, они могли носить бороды вообще без проблем. Проблемы возникали только при пересечении солдатского КПП на въезде (выезде) в город. Но опять же выплатой 1 копейки они получали право ехать дальше с бородой.
Архитектура эпохи
Архитектура эпохи Петра 1 лучше всего понимается в Петербурге. Сам император называл этот город на западный манер «Парадиз», то есть «рай».
Во многом развитие, в том числе и архитектурное, этого города отразилось на других городах. Так, указом от 1714 года Петр запретил в России каменное строительство везде, кроме Петербурга. Весь камень со всей страны надлежало переправлять в этот город, где велись масштабные стройки. Впервые город строился четко по плану, а его архитектором был итальянец Трезини. Применяемый им стиль сегодня принято называть русским барокко.
Трезини разработал для города 2 типа домов:
Архитектурными изысками отличались только административные здания и дворцы людей петровского окружения.
Сам царь к роскоши был равнодушным. Для понимания этого достаточно просто посмотреть на фотографию Летнего дворца Петр 1 в Летнем саду Петербурга (простое двухэтажное здание) и на дворец Меншикова на Васильевском острове (настоящий дворец).
Что касается архитектуры за пределами Петербурга, то можно выделить московскую церковь Архангела Гавриила (Меншикова башня).
Она была построена по проекту архитектора Зарудного.
Культура и быт России при Петре I
Новшества культуры и быта
Когда Петр I по возвращении из Европы в 1698 г. начал стричь бороды боярам и укорачивать их длиннополые кафтаны, люди поначалу восприняли это как сумасбродство молодого монарха. Но они ошибались. Петр действительно начал широкую программу культурных преобразований. Бороды и кафтаны стали цветочками, но пошли и ягодки.
Уже в 1700 г. у ворот Кремля были выставлены манекены с образцами новой одежды. Жестко и решительно царь начал менять внешний облик людей.
В жизнь дворян и горожан стали вводиться не только одежда и обувь европейских образцов (польских, венгерских, французских, немецких) но и парики.
В конце декабря 1699 г. царь издал указ об изменении летоисчисления в России. Раньше, по старорусскому обычаю, пришедшему из Византии, годы исчислялись от мифического сотворения мира.
Новый год начинался 1 сентября. Петр I предписал считать годы, как в христианской православной Европе (Юлианский календарь) — от Рождества Христова, а новый год открывать 1 января. Первого января 1700 г. Россия стала жить по новому календарю. Но для церкви Петр разрешил сохранить старое летоисчисление. В Россию пришли елка, Дед Мороз, январские новогодние праздники.
Вскоре после переноса столицы в Петербург в этих праздниках стали участвовать царская семья, двор, гвардия, все население города.
Проходили торжественные церковные службы, а на улицах устраивались елки, веселые гулянья, фейерверки; в домах горожан начинались пиры, в которых нередко принимал участие и царь.
За этим наступили перемены в счете часов. Раньше сутки делились от утра и до вечера.
Петр же ввел новое, европейское деление — деление суток на равные 24 часа. Все часы в России, в том числе на Спасских воротах Кремля, стали переделываться. Куранты Спасской башни впервые отбили 9 часов утра 9 декабря 1706 г.
Петр добивался, чтобы общение окружавших его людей было свободным и раскованным, чтобы ушли в прошлое закоснелые старомосковские ритуалы, сложные церемонии, подчеркивавшие важность и родовитость Княжеских и боярских фамилий.
Первым пример новым способам общения давал сам Петр. Он запросто общался как со своими сподвижниками, так и с простыми горожанами и даже солдатами. Заходил в их дома, усаживался за стол, нередко становился крестным отцом детей не только знати, но и простолюдинов.
Частыми в покоях царя, в домах его соратников стали дружеские пирушки.
С 1718 г. царь ввел в практику общения так называемые ассамблеи — собрания.
Они периодически проходили в зимнее время по вечерам в домах богатых и знатных дворян и горожан. На них съезжалось все тогдашнее петербургское общество. Гостей здесь не встречали и не провожали. Каждый, в том числе царь, мог запросто заехать на чашку чая, сыграть партию в шашки или шахматы, которые стали все больше входить в моду. Молодежь танцевала, развлекалась играми.
Государственные мужи вели солидные беседы, решали назревшие дела, купцы, предприниматели обсуждали профессиональные проблемы. В ассамблеях непременно участвовали женщины. Уходили с таких ассамблей «по-английски», не прощаясь.
Другими становились и манеры русских дворян и горожан, появился так называемый «политес», правила хорошего тона.
Петр всячески поощрял умение танцевать, свободно изъясняться на иностранных языках, фехтовать, владеть искусством речи и письма. Все это меняло облик высших слоев общества. Вышедшая в 1717 г.
книга «Юности честное зерцало» (написана она была по указанию Петра), стала сводом правил хорошего тона — правил внешней культуры и поведения дворянина в обществе. В ней порицалось то, что совсем еще недавно было обычным для самого молодого царя и его друзей, когда они впервые выехали за границу. Там в частности, говорилось о поведении за столом: «сяди прямо и не хватай первый в блюдо, не жри, как свинья и не дуй в ушное (от слова уха), чтобы везде брызгало, не сопи егда яси (когда ешь)… Не облизывай перстов (пальцев) и не грызи костей, но обрежь ножом».
При Петре российская жизнь засияла чередой новых праздников и увеселений.
Помимо традиционных празднеств, связанных с именами и днями рождения царя, царицы, их детей, появились и новые — день коронации Петра I, день царского бракосочетания, а также ежегодные праздники, посвященные Полтавской битве (27 июня), победам под Гангутом и Грен гамом (27 июля), овладению Нарвой (9 августа), заключению Ништадского мира (30 августа). Особый праздник устраивался в честь учреждения первого и высшего русского ордена Св.
Андрея Первозванного (30 ноября).
Частью общего культурного поворота в обществе стали повышение грамотности населения, широкое развертывание книгопечатания, типографского и книгоиздательского дела, появление первых русских публичных библиотек.
При активном участии Петра в России была издана и новая гражданская азбука — вместо устаревшей церковнославянской. Это значительно упростило книгоиздание. Новая азбука просуществовала более двух веков
Старорусские буквенные обозначения цифр были заменены арабскими цифрами.
Теперь единица обозначалась «1», а не буквой «А», как прежде.
Появились новые типографии.
В них печатались русские и перевод) н.и учебники, книги по истории, естествознанию и технике, переводы литературных и исторических сочинений античных авторов, в том числе Юлия Цезаря, древнегреческого баснописца Эзопа, римского поэта Овидия. В Москве и Петербурге появились первые библиотеки — общедоступные и бесплатные.
В 1702 г. в культурной жизни страны произошло примечательное событие: встав однажды поутру в один из декабрьских дней, москвичи обнаружили, что около московской типографии продаются какие-то диковинные печатные листы.
Так вышла в свет первая в России массовая газета «Ведомости». Она предназначалась не только для царской семьи и высших сановников, как «Куранты» при Алексее Михайловиче. Ее вынесли на улицу.
Тираж «Ведомостей» доходил до 2500 экземпляров.
Но вместе с этими новшествами и успехами русской культуры появились и первые признаки чрезмерного и порой необдуманного увлечении всем иностранным, чему пример подавал и сам царь. Достаточно сказать, что русский язык в это время пополнился более чем 4 тысячами новых и иностранных слов. Многие из них были вовсе не обязательны. Письма царя пестрят немецкими, голландскими словами и терминами. Началось настоящее засорение русского языка.
Подражание западной моде привело к тому, что люди порой были вынуждены менять удобную и хорошо приспособленную к русскому климату и одежду на вполне европейские, но неудобные и непрактичные для России наряды.
Действительно, какая польза от коротких панталонов, шелковых чулок, фетровых шляп при двадцатиградусных петербургских морозах!
Перемены в культурном облике России коснулись и внешнего вида русских городов.
Петр понуждал городские власти строить современные здания, мостить улицы брусчаткой, как в европейских городах. Он в своих указах предписывал в уже существующих городах вносить элементы «правильности» — выносить жилые дома за «красную линию», «строить их не по середь дворов своих», создавать тем самым прямые улицы, добиваться симметричной планировки фасадов зданий. При нем впервые в России загорелись уличные фонари. Конечно, это было в Петербурге.
А ранее в Европе только в семи городах — Гамбурге, Гааге, Берлине, Копенгагене, Вене, Лондоне и Ганновере (столице Саксонии) существовало освещение.
Для строительства Петербурга были мобилизованы тысячи работных, посадских людей, государственных крестьян.