сунь цзы годы жизни

Мудрый воин избегает битвы

сунь цзы годы жизни

Войну следует вести быстро во избежание экономических потерь: «Ни одна долгая война не принесла прибыли стране: 100 побед в 100 сражениях — это просто смешно. Каждый, кто отличился сокрушением врагов, получал победу ещё до того, как вражеская угроза становилась реальной».

«Военное искусство гласит: я не смею первым начинать, я должен ожидать.
Я не смею наступать хотя бы на вершок вперед, а отступаю на аршин назад.
Это называется действием посредством недеяния, ударом без усилия.
В этом случае не будет врага, и я могу обходиться без солдат. Нет беды тяжелее, чем недооценивать противника. Недооценка противника повредитмоему сокровенному средству [дао]. В результате страданий те, кто скорбит, одерживают победу

сунь цзы годы жизни

Лучшие цитаты из книги Сунь Цзы «Искусство войны»:

«Мудрый воин избегает битвы».

«До начала конкретных действий нужно держать в тайне расположение сил и последовательность спланированных событий».

«Проявляй вовне смирение и подчинение, чтобы вызвать высокомерное к себе отношение противника».

«Вызывай разногласия и разобщённость в среде противника».

«Лидер ведёт примером, а не силой».
«Воин, который готов сражаться, также должен быть готов умереть».
«Все войны основаны на обмане. Следовательно, когда мы способны атаковать, мы должны казаться неспособными; используя наши силы, мы должны казаться неактивными; когда мы рядом, мы должны заставить врага поверить, что мы далеко; когда далеко, мы должны заставить его поверить, что мы рядом ».
«Выглядите слабыми, когда вы сильны, и сильными, когда вы слабы».
«Будьте чрезвычайно тонки, даже до бесформенности. Будьте чрезвычайно таинственны даже до безмолвия. Таким образом, вы можете быть директором судьбы противника».
«Построй противнику золотой мост, чтобы он отступил».
«Можете ли вы представить, что бы я сделал, если бы мог сделать всё, что мог?»
«Тщательно сравните противоборствующую армию с вашей собственной, чтобы вы могли знать, где сила избыточна, а где она недостаточна».
«Сконцентрируй свою энергию и копи свои силы».
«Исправьте свою ошибку, как только найдёте её».

«Не сражайтесь с более сильным врагом, чем вы. И если это неизбежно, и вы должны вступить в бой, то убедитесь, что вы задействовали его на своих условиях, а не на условиях вашего врага ».
«Не повторяйте тактику, которая принесла вам одну победу, но позвольте вашим методам регулироваться бесконечным разнообразием обстоятельств».
«Не цепляйтесь за мир, используйте его. Гибкость является действующим принципом в военном искусстве ».
«Привлекайте людей тем, что они ожидают; это то, что они могут различить и подтверждает свои прогнозы. Это устанавливает их в предсказуемые схемы реагирования, занимая их умы, пока вы ждете необычного момента — того, чего они не могут предвидеть ».
«Даже самый тонкий меч, погруженный в соленую воду, в конечном итоге будет ржаветь».
«Каждое сражение выигрывается до того, как оно состоится».
«Великолепных результатов можно достичь малыми силами».
«Тот, кто благоразумен и поджидает врага, который не победит, будет победителем».
«Тот, кто знает вещи и в бою применяет свои знания на практике, победит в битвах. Тот, кто их не знает и не практикует, наверняка будет побежден».
«Тот, кто знает, когда он может сражаться, а когда нет, победит».

«В отчаянной ситуации и обстоятельствах, не отчаивайтесь. Когда есть всё, чего бояться, не бойся. Когда окружен опасностями, не бойся ни одного из них. Когда без ресурсов, зависит от находчивости. Когда удивишься, возьми врага врасплох».
«Если он посылает подкрепление везде, он везде будет слабым».
«Если враг откроет дверь, вы должны мчаться внутрь».
«Если разум желает, плоть может продолжаться и продолжаться без многих вещей».
«Если вы знаете врага и знаете себя, вам не нужно бояться результата сотен сражений. Если вы знаете себя, но не врага, за каждую победу вы также будете терпеть поражение. Если ты не знаешь ни врага, ни себя, ты будешь погибать в каждой битве».
«Если вы подождете у реки достаточно долго, тела ваших врагов проплывают мимо».
«Посреди хаоса есть ещё и возможность».
«Легко любить своего друга, но иногда самый сложный урок — любить своего врага».
«Более важно перехитрить своего врага, чем победить его».
«Держи своих друзей ближе, врагов ещё ближе».

сунь цзы годы жизни

«Обдумай и ещё раз обдумай, прежде чем сделать ход».
«Притворись неполноценностью и поощряй его высокомерие».
«Награды за хорошее обслуживание не должны откладываться ни на один день».
«Разбуди его и узнай принцип его действия или бездействия. Заставь его раскрыться, чтобы найти уязвимые места.
«На войне путь состоит в том, чтобы избегать сильных и наносить удары по слабым».
«Стратегия без тактики — самый медленный путь к победе. Тактика без стратегии — это шум перед поражением».
«Искусство войны имеет жизненно важное значение для государства. Это вопрос жизни и смерти, путь к безопасности или к гибели. Следовательно, это предмет исследования, которым нельзя пренебрегать».
«Эксперт в бою двигает врага, и он не перемещён им».
«Величайшая победа — это то, что не требует битвы».
«Успешный человек обладает необычным умением справляться с конфликтами и обеспечивать лучший результат для всех».

сунь цзы годы жизни

«Высшее искусство войны — покорить врага, не сражаясь».
«Ценность времени, заключающаяся в том, что он немного опережает своего оппонента, часто даёт большее преимущество, чем превосходные цифры или большие ресурсы».
«Весь секрет заключается в том, чтобы запутать врага, чтобы он не мог понять наших настоящих намерений».
«Есть дороги, по которым нельзя идти, армии, на которые нельзя нападать, города, которые нельзя осаждать, позиции, которые нельзя оспаривать, команды суверена, которым нельзя подчиняться».
«Нет случая, чтобы нация извлекла выгоду из длительной войны».
«Те, кто победил, планируют эффективно и решительно меняются. Они как великая река, которая поддерживает своё течение, но регулирует её течение».

«Существует не более пяти музыкальных нот, но комбинации этих пяти дают больше мелодий, чем когда-либо можно услышать. Существует не более пяти основных цветов, но в сочетании они дают больше оттенков, чем когда-либо было видно. Существует не более пяти основных вкусов, но их комбинации дают больше вкусов, чем когда-либо.»
«Таким образом, мы можем знать, что для победы есть пять основ:
он победит, кто знает, когда сражаться, а когда не сражаться. Он победит, кто знает, как справиться как с высшими, так и с низшими силами. Он победит, чья армия одушевлена ​​тем же духом во всех её рядах. Победит тот, кто имеет терпение и приготовившись, ждёт, чтобы взять врага неподготовленным.
Победит тот, кто обладает военным потенциалом и ему не мешает суверен».

«Чтобы знать своего врага, ты должен стать врагом».
«Относись к своим людям так же, как к своим любимым сыновьям. И они последуют за вами в самую глубокую долину.
«Конечное превосходство заключается не в победе в каждой битве, а в победе над врагом, никогда не сражаясь».
«Победоносные воины сначала побеждают, а потом идут на войну, а побежденные воины сначала идут на войну, а затем стремятся победить».
«Победа приходит от поиска возможностей в проблемах».
«Победа предназначена для тех, кто готов заплатить её цену».
«Слабое руководство может разрушить самую разумную стратегию; принудительное выполнение даже плохого плана часто может принести победу».
«Самое важное в войне — это невероятная скорость: нельзя упускать возможности».
«То, что древние называли умным бойцом, это тот, кто не только побеждает, но и легко побеждает».
«Когда человек относится к людям с доброжелательностью, справедливостью и праведностью и обретает доверие к ним, армия объединится, и все будут рады служить своим лидерам».

«Вы можете помешать врагу победить вас с помощью защиты, но вы не можете победить его, не перейдя в наступление».
«Вы не можете знать, будете ли вы успешны или нет. Вы можете только подготовиться к битве, и это должно быть сделано всем вашим сердцем и всем вашим сознанием. Таким образом, у вас будет преимущество ».
«Ты должен верить в себя

сунь цзы годы жизни

Война в книге Сунь Цзы рассматривается как органическое целое, начиная с дипломатии и мобилизации, и заканчивая шпионажем. Никогда нельзя забывать о цели войны — сделать так, чтобы население процветало и было лояльным к правителю.

Идеальная победа — подчинение других государств дипломатическими методами, без вступления в военные действия, поэтому необходимо вести активную дипломатию, разрушать союзы противника и ломать его стратегию.

Сунь Цзы постоянно подчёркивает, что военные действия это дорогое занятие, приносящее убыток государству и бедствия народу. Война должна быть быстрой, эффективной и мобильной. Затягивать войну негуманно по отношению к народу.

В основе концепции Сунь Цзы лежит управление врагом, создающее возможности лёгкой победы. Надо заманивать врага в ловушки и избегать столкновения с подготовленными силами противника. Необходимо неравновесное распределение сил, стратегическая концентрация.

Необходимо собирать информацию о местности и действиях противника, и при этом скрывать свои действия. Любая оплата деятельности шпионов обойдётся дешевле, чем содержание армии. Нельзя жалеть денег на шпионаж и подкуп.

Сунь Цзы неоднократно подчёркивает необходимость дисциплины в войсках и поддержания воинского духа (ци). Необходимо создавать ситуации, в которых дух войска крепнет, и избегать таких, где армия теряет волю.

Согласно книге, следует избегать резни и зверств, потому что это может спровоцировать сопротивление и дать противнику возможность обратить войну в свою пользу.

Источник

СУНЬ-ЦЗЫ

Китайский военный теоретик, полководец

В IV в. до н.э. великий китаец Сунь Цзы написал ныне широко известный классический труд «Пин-фа» (Искусство войны). Это одно из самых ранних дошедших до нас сочинений по военной теории и стратегии. Многие столетия китайские полководцы обучались военному искусству именно по этому трактату, разделенному на тринадцать глав. Искусство войны оказало значительное влияние и на японскую военную теорию. Изучали трактат и такие великие государственные деятели и полководцы, как Мао Цзэдун и Во Нгуен Зиап.

Некоторые китайские историки относят деятельность Сунь Цзы к VI в. до н.э., но само содержание «Искусства войны» скорее свидетельствует о его принадлежности к IV в. до н.э. Есть некоторые сведения о том, что автор служил в войске царя из царства У, и его имя встречается в документах, где он упоминается как военачальник, взявший Йинь, столицу царства Чу. По другим сведениям, он нанес поражение государствам северного Китая Чи и Чиннь.

В течение веков китайцы, а позднее и монголы изучали «Искусство войны» и руководствовались этой книгой. Первый полный перевод тринадцати глав был сделан на японский язык. Но трактат не привлекал внимания западных исследователей вплоть до 1722 г., когда миссионер иезуит Ж.М. Арнио перевел «Искусство войны» и опубликовал его в Париже. С новым переводом, осуществленным в 1782 г., возможно, был знаком и Наполеон I интересовавшийся военной историей. В следующем столетии трактат был переведен на русский, немецкий и английский языки.

Военная теория не является точной наукой в строгом смысле, и все же «Искусство войны» представляет собой первую известную попытку поставить стратегию и тактику на рациональную основу.

Многие советы Сунь Цзы выглядят очень простыми; тем не менее, история войн за сотни лет показывает, что нередко нарушаются даже самые основные принципы военного искусства.

Две отправные точки «Искусства войны» сводятся к двум правилам:

1) создавать оборону, достаточную для отражения любого нападения;

2) искать способы разгромить врага. В последнем случае очень важно (и это, пожалуй, труднее всего выполнить) найти способ нанести поражение врагу, не втягивая его в решительное сражение.

Согласно Сунь Цзы, вступление в бой — последнее средство, применяемое, лишь когда все другие способы победить противника исчерпаны. Прежде надо попробовать другие средства — такие, как подрыв боевого духа и боеспособности вражеских войск. А прежде чем начинать сражение, необходимы тщательная разведка, изучение местности и сбор сведений о противнике. Кроме того, Сунь Цзы выступал за быстрые, решительные действия, следующие за периодом тщательной подготовки.

Широко известны следующие высказывания из «Искусства войны»: «Знай своего врага, знай самого себя, и победа твоя станет неизбежной»; «Избегай применять силу при нападении, пользуйся слабостью». Он так говорит о действиях военачальников, умеющих добиваться успеха: «Они обороняются, когда силы неравны, и нападают, когда силы избыток».

Сунь Цзы так озаглавил свои тринадцать глав: «Предварительные расчеты», «Ведение войны», «Наступательная стратегия», «Диспозиция», «Энергия», «Сила и слабость», «Маневры», «Девять возможностей», «Поход», «Рельеф», «Девять местностей», «Применение огня», «Тайные агенты». Его трактат продолжает сохранять свою ценность для всех, кто изучает искусство войны.

Источник

СУНЬ-ЦЗЫ

Полезное

Смотреть что такое «СУНЬ-ЦЗЫ» в других словарях:

Сунь-цзы — (кит. трад. 孫子, упр. 孙子, пиньинь: sūnzǐ) … Википедия

“СУНЬ-ЦЗЫ” — “СУНЬ ЦЗЫ” (“[Трактат] Учителя Суня”, “Сунь цзыбин фа” “Сунь цзы о военном искусстве”, “Законы войны Учителя Суня”) древнейший в мире военно теоретический трактат из 13 глав (пянь), основополагающий текст “школы военной философии” (бин цзя),… … Философская энциклопедия

«СУНЬ-ЦЗЫ» — («[Трактат] Учителя Суня», «Сунь цзы бин фа» – «Сунь цзы о военном искусстве», «Законы войны Учителя Суня») – древнейший в мире военно теоретический трактат из 13 глав (нянь), основополагающий текст «школы военной философии» (бин цзя), главный в… … Философская энциклопедия

СУНЬ-ЦЗЫ — Сунь У (6 5 вв. до н. э.), др. кит. полководец и воен. теоретик. Род. в царстве Ци. В 514 496 до н. э. служил военачальником в царстве У. Благодаря воен. искусству С. ц. армия этого небольшого царства сумела нанести поражения войскам более… … Советская историческая энциклопедия

СУНЬ-ЦЗЫ — СУНЬ ЦЗЫ (Сунь У, Чжан цин) (6 5 вв. до н. э.) древнекитайский полководец, стратег, теоретик военного искусства и основоположник “школы военной философии” (бич цзя). Уроженец “срединного” царства Ци, прославившийся победоносными боевыми… … Философская энциклопедия

Сунь-Цзы — древнекитайский военный теоретик и полководец. VI V вв. до н. э. Автор трактата о военном искусстве (связь войны и политики, факторы победы, стратегия и тактика). * * * СУНЬ ЦЗЫ СУНЬ ЦЗЫ, древнекитайский военный теоретик и полководец в 6 5 вв. до … Энциклопедический словарь

Сунь-Цзы — Сунь У (6 5 вв. до н. э.), древнекитайский полководец и военный теоретик. Родился в царстве Ци. В 514 496 до н. э. был военачальником царства У и успешно руководил походами против царств Чу, Ци и Цзинь. Автор трактата о военном искусстве… … Большая советская энциклопедия

СУНЬ-ЦЗЫ — древнекитайский военный теоретик и полководец в 6 5 вв. до н. э. Автор трактата о военном искусстве (связь войны и политики, факторы победы, стратегия и тактика) … Большой Энциклопедический словарь

Сунь-Цзы — СУНЬ ЦЗЫ́ (6–5 вв. до н. э.), др. кит. воен. теоретик и полководец. Автор трактата о воен. иск ве (связь войны и политики, факторы победы, стратегия и тактика) … Биографический словарь

Источник

Сунь-цзы

Это статья о китайском стратеге и военачальнике Сунь Цзы. Об одноименном китайском математике см. Сунь Цзы (математик).

Исторические факты

Биографические данные о Сунь-цзы записаны Сыма Цянем в его «Исторических записках». Имя Сунь Цзы было У. Он родился в царстве Ци. Сунь Цзы служил наёмным полководцем князю Хо Люйу в царстве У.

Согласно Сыма Цяню, князь пригласил Сунь-цзы поговорить о военном деле. Для того, чтобы показать своё искусство, полководец попросил князя передать ему свои гаремы. Сунь-цзы разделил наложниц на два отряда, поставив во главе каждого по главной наложнице, выдав им по алебарде, и стал объяснять военные команды. Отряды заняли боевое построение. Когда Сунь-цзы стал командовать «направо», «налево», «вперёд» — никто не исполнял команд, а все только смеялись. Так повторилось несколько раз. Тогда Сунь-цзы сказал: если команды не исполняются, это вина командиров. И приказал казнить двух главных наложниц. Князь, поняв что это не шутка, стал просить отменить казнь, однако Сунь-цзы заявил, что на войне полководец важнее правителя и никто не смеет отменять его распоряжения. Наложницы были казнены. После это все женщины стиснули зубы и стали исправно выполнять команды. Однако когда князя позвали провести смотр войск, князь не явился. Сунь-цзы упрекнул князя, что тот может только болтать о военном деле. Тем не менее, когда возникла военная опасность, князь вынужден был позвать Сунь-цзы и доверить ему войско, и Сунь-цзы одержал крупные победы.

На должности командующего войсками Сунь-цзы разгромил сильное царство Чу, захватил его столицу — город Ин, нанёс поражение царствам Ци, и Цзинь. Благодаря его победам царство У усилило своё могущество, и вошло в число царств цивилизованного Китая, возглавляемое царями династии Чжоу, а царь Хо Люй вошёл в состав «чжухоу» — официально признаваемых правителей самостоятельных владений. В IV веке до н. э. Вэй Лао Цзы писал: «Был человек, который имел всего 30000 войска, и в Поднебесной никто не мог противостоять ему. Кто это? Отвечаю: Сунь Цзы».

Источник

Сунь-цзы, «Искусство войны»

Согласно «Запискам» Сыма Цяня, Сунь-цзы был полководцем княжества У во время правления князя Хо-люя (514-495 г. до н.э.). Именно заслугам Сунь-цзы приписываются военные успехи княжества У, принесшие его князю титул гегемона. Согласно традиции принято считать, что именно для князя Хо-люя и был написан «Трактат о военном искусстве» (500 г. до н.э.).

Трактат Сунь-цзы оказал принципиальное влияние на все военное искусство Востока. Будучи первым из всех трактатов по военному искусству, трактат Сунь-цзы постоянно цитируется военными теоретиками Китая от У-цзы до Мао-цзе-дуна. Особое место в военно-теоретической литературе Востока занимают комментарии к Сунь-цзы, из которых первые появились еще в эпоху Хань (206 г. до н.э. – 220 г. н.э.), а новые продолжают создаваться и по сей день, хотя сам Сунь-цзы не заботился о сопровождении своего трактата примерами и пояснениями.

Из всех «Семи военных канонов» «Военная стратегия» Сунь-цзы, традиционно известная как «Искусство войны», получила наибольшее распространение на Западе. Впервые переведенная французским миссионером около двух столетий назад, она постоянно изучалась и использовалась Наполеоном, и, возможно, некоторыми представителями нацистского главнокомандования. В течении двух последних тысячелетий она оставалась самым важным военным трактатом в Азии, где даже простые люди знали ее название. Китайские, японские, корейские военные теоретики и профессиональные солдаты обязательно изучали ее, и многие из стратегий сыграли немаловажную роль в легендарной военной истории Японии, начиная с VIII века.

Долго считалось, что «Искусство войны» является древнейшим и наиболее глубоким военным трактатом Китая. Однако, даже если пренебрегать вероятностью более поздних наслоений и изменений, нельзя игнорировать факт более чем двухтысячелетней истории ведения боевых действий и существования тактики до 500 г. до н.э. и приписывать фактическое создание стратегии одному Сунь-цзы. Сжатый, часто абстрактный характер его пассажей приводится в свидетельство того, что книга была составлена на раннем этапе развития китайского письма, но можно выдвинуть в равной степени неотразимый аргумент, что столь философски изощренный стиль возможен лишь при наличии опыта боевых сражений и традиции серьезного изучения военной тематики. Базовые концепции и общие пассажи скорее всего говорят в пользу обширной военной традиции и прогрессирующих знаний и опыта, чем в пользу «творения из ничего».

В настоящее время существуют три точки зрения о времени создания «Искусства войны». Первая приписывает книгу историческому деятелю Сунь У, полагая, что окончательная редакция была сделана вскоре после его смерти в начале V в. до н.э. Вторая, основывающаяся на самом тексте, приписывает его к середине – второй половине периода «Борющихся Царств» (IV или III вв. до н.э.). Третья, также базирующаяся на самом тексте, а также на ранее открытых источниках, помещает его где-то во второй половине V в. до н.э.
Едва ли будет установлена подлинная дата, однако, вполне вероятно, что такая историческая личность существовала, и сам Сунь У не только служил стратегом и, возможно, командующим, но и составил канву книги, носящей его имя. Затем, самое существенное передавалось из поколения в поколение в семье или в школе ближайших учеников, с годами исправляясь и обретая все более широкое распространение. Самый ранний текст был, возможно, отредактирован знаменитым потомком Сунь-цзы Сунь Бинем, который также широко использовал его учение в своих «Военных методах».

О Сунь-цзы упоминают многие исторические источники, включая «Ши цзи», однако «Вёсны и Осени У и Юэ» предлагают более интересный вариант:
«На третьем году правления Хэлюй-вана полководцы из У хотели напасть на Чу, но никаких действий не последовало. У Цзысюй и Бо Си говорили друг другу: «Мы готовим воинов и расчеты от имени правителя. Эти стратегии будут выгодны для государства, и поэтому правитель должен напасть на Чу. Но он не отдает приказов и не желает собирать армию. Что мы должны делать?». Спустя какое-то время, правитель царства У спросил У Цзысю и Бо Си: «Я хочу послать армию. Что вы думаете об этом?» У Цзысюй и Бо Си ответили: «Мы хотели бы получить приказы». Правитель У втайне полагал, что эти двое затаили глубокую ненависть к Чу. Он очень боялся, что эти двое поведут армию только для того, чтобы быть уничтоженными. Он взошел на башню, повернулся лицом к южному ветру и тяжело вздохнул. Спустя какое-то время, он вздохнул снова. Никто из министров не понял мыслей правителя. У Цзысюй догадался, что правитель не примет решения, и тогда рекомендовал ему Сунь-цзы.

[Затем] Сунь-цзы сказал: «Если инструкция не ясна, если разъяснениям и приказам не доверяют, то это вина полководца. Но когда эти инструкции повторены три раза, а приказы объяснены пять раз, а войска по-прежнему не выполняют их, то это вина командиров. Согласно предписаниям военной дисциплины, каково наказание?» Знаток законов сказал: «Обезглавливание!» Тогда Сунь-цзы приказал отрубить головы командирам двух подразделений, то есть двум любимым наложницам правителя.

Правитель У взошел на площадку, чтобы наблюдать, когда двух его любимых наложниц собирались обезглавливать. Он спешно отправил чиновника вниз с приказом: «Я понял, что полководец может управлять войсками. Без этих двух наложниц пища мне будет не в радость. Лучше не обезглавливать их». Сунь-цзы сказал: «Я уже назначен полководцем. Согласно правилам для полководцев, когда я командую армией, даже если приказы отдаете вы, я могу выполнять». [И обезглавил их].

Он снова ударил в барабан, и они двигались налево и направо, вперед и назад, разворачивались кругом согласно предписанным правилам, не смея даже прищуриться. Подразделения молчали, не осмеливаясь взглянуть вокруг. Затем Сунь-цзы доложил правителю У: «Армия уже хорошо повинуется. Я прошу ваше величество взглянуть на них. Когда бы вы не захотели использовать их, даже заставить пройти через огонь и воду, это не составит трудностей. Их можно использовать для приведения Поднебесной в порядок».

Однако правитель У неожиданно оказался недоволен. Он сказал: «Я знаю, что вы превосходно руководите армией. Даже если благодаря этому я стану гегемоном, места для их обучения не будет. Полководец, пожалуйста, распустите армию и возвращайтесь к себе. Я не желаю продолжать». Сунь-цзы сказал: «Ваше величество любит только слова, но не может постигнуть смысл». У Цзысюй увещевал: «Я слышал, что армия – это неблагодарное дело, и ее нельзя произвольно проверять. Поэтому, если кто-либо формирует армию, но не выступает с карательным походом, военное Дао не проявится. Сейчас, если ваше величество искренне ищет талантливых людей и хочет собрать армию для того, чтобы наказать жестокое царство Чу, стать гегемоном в Поднебесной и устрашить удельных князей, если вы не назначите Сунь-цзы главнокомандующим, кто сможет перейти Хуай, пересечь Сы и пройти тысячу ли чтобы вступить в сражение?»

Тогда правитель У воодушевился. Он приказал бить в барабаны, чтобы собрать штаб армии, созвал войска и напал на Чу. Сунь-цзы взял Шу, убив двух полководцев-перебежчиков: Кай Юя и Чжу Юна.»

В биографии, содержащейся в «Ши цзи», дальше говорится, что «на западе он одержал победу над могущественным царством Чу и дошел до Ин. На севере устрашил Ци и Цзинь, и его имя стало знаменитым среди удельных князей. Это произошло благодаря силе Сунь-цзы».

После 511 г. до н.э. Сунь-цзы ни разу не упоминался письменными источниками ни как главнокомандующий войск, ни как придворный. По-видимому, Сунь-цзы, будучи сугубо военным человеком, не захотел участвовать в придворных политических играх того времени и проживал в удалении от дворцовых интриг и летописцев.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *