студенческая жизнь в россии

Студенты уже давно не гуляют и не бражничают

Видимо, прошло то время, когда студенты могли спокойно учиться и ни о чем не думать, кроме науки и сессий. Сейчас реальность такова, что большинству студентов приходится даже не подрабатывать, а пахать. И тут уж не только не до учебы, но и не до радостей студенчества. А ведь в Средневековье про школяров говорили: «Только гуляют, бражничают и жрут».

студенческая жизнь в россии

Многие полагают, что студенчество — пора веселья и наслаждения жизнью, беззаботное и легкое время. Еще со времен вагантов многие, вслед за средневековыми авторами, считают, что студенты только и делают, что «гуляют, бражничают, жрут, книг сроду в руки не берут». Но могут ли согласиться с этим сами учащиеся? Когда для «шалопая-школяра» в современной России начинается взрослая жизнь? И какие трудности ждут его в первое время?

Предполагается, что человек становится взрослым, а, следовательно, и самостоятельным, только после окончания института. Однако в наше время это чаще всего не так. На практике современные студенты вкушают все проблемы взрослой жизни с самого первого курса. Нередко учащиеся вынуждены подрабатывать, и чаще всего не по специальности. Из-за совмещения подработок и обучения студентам постоянно не хватает времени на отдых и сон, отсюда серьезные стрессы. Многие от такой постоянной нагрузки чувствуют себя измотанными физически и эмоционально. Тем не менее, любая работа необходима студентам, ведь даже без небольшого материального заработка многие из них просто не могут обойтись.

Причина такой острой материальной нужды — небольшой размер стипендии, которая выплачивается бюджетникам. В среднем академическая стипендия студентов столицы составляет около 1500 рублей. Максимальный ее размер — не более 6000 рублей ежемесячно. Нуждающиеся бюджетники могут получать также социальную стипендию — не менее 1650 рублей каждый месяц. На такую прибавку могут рассчитывать сироты, инвалиды, афганцы, чернобыльцы, а также те студенты, которые стали инвалидами в результате боевых действий. Однако на практике и этих денег недостаточно для того, чтобы иногородний учащийся мог прокормить себя, заплатить за жилье, оплатить транспорт и приобрести необходимые вещи. На практике нередко на эту сумму можно прожить около недели, если тратить ее только на еду. Так, питаясь один раз в день в студенческой столовой, учащийся может растянуть академическую стипендию на 10 дней.

А как быть с теми, кому нужно оплачивать еще и крышу над головой? Иногородние учащиеся вынуждены проживать на съемных квартирах, что весьма недешево в крупных городах, или в общежитиях. За комнату в общежитии студенты платят из своего кармана, раньше сумма оплаты составляла не более 5 процентов от размера стипендии. Однако с 1 сентября этого года вступил в силу новый закон «Об образовании», согласно которому размер платы за общежития устанавливается учебным заведением после согласования с советами обучающихся и профсоюзами.

В результате этого во многих российских вузах еще в августе, до вступления закона в силу, повысилась стоимость проживания в общежитии. Эксперты, обсудившие эту тему в Общественной палате, пришли к выводу, что взлет цен — следствие сговора администрации вузов и студенческих союзов, которые не представляют интересов большинства студентов. По мнению экспертов, представители многих студсоюзов получили определенные привилегии за то, что одобрили повышение цен.

Студенческие организации насчитали 100 вузов, где в новом учебном году слишком взвинтили цены за жилье. Согласно мониторингу, рекордсмен роста — Амурский госуниверситет: там стоимость увеличилась в 18 раз — до 1200 рублей в месяц. Большинство жалоб в Общественную палату поступило от студентов Медицинского университета им. Пирогова, с которых теперь решили брать за проживание более 3500 рублей в месяц. Раньше, как утверждают студенты, плата составляла 350 рублей в месяц, то есть с принятием нового закона стоимость увеличилась в десять раз. При обсуждении платы за общежитие, как утверждают студенты вуза, участвовали три студента, двое из которых не живут в общежитиях. Они и подписали документы, в которых говорится, что студенты не против повышения цены.

Такая ситуация сложилась не только в Медицинском университете им. Пирогова. Согласно новому закону «Об образовании», цена за жилье должна устанавливаться только после согласования с учащимися, но во многих вузах вышло так, что большинство решений принималось в августе, когда все были на каникулах. Студенты возмущены этим и хотят проблему решить радикально — внести поправки в новый закон и вернуться к прежней норме, когда стоимость места в общежитии не превышала тех самых пяти процентов от стипендии. У них все еще остается надежда, что общежития снова станут дешевыми. В настоящее время специально созданная рабочая группа собирает наиболее рациональные предложения от студенческих организаций, лучшие из которых будут переданы на рассмотрение в Государственную думу.

Следует заметить, что при резком взлете цен на общежития состояние многих общежитий оставляет желать лучшего. Это и отсутствие своевременного ремонта и исправной сантехники, и устаревшее оборудование кухонь. Порой состояние кухонных плит вынуждает многих студентов использовать приобретенные за свой счет микроволновки или электроплитки, что не только создает проблемы с питанием и со здоровьем, но и нередко приводит к возгораниям.

К другим жилищным проблемам стоит отнести неприятности совместного проживания с незнакомыми людьми. Конечно, постепенно молодые люди узнают друг друга и, возможно, подружатся, однако период знакомства может и затянуться, особенно если привычки поведения в быту отличаются. Тем же, кто предпочитает снимать квартиру, не всегда удается найти жилье на все время учебы. Приходится переезжать с квартиры на квартиру, перевозить вещи, которых набирается немало, и продумывать новые маршруты проезда до места учебы.

Многие студенты к числу серьезных проблем могут также отнести расписание занятий. Нередко оно составлено настолько неудобно, что вызывает жалобы как со стороны студентов, так и со стороны преподавателей. Например, в расписании может образоваться «окно» — перерыв между парами, который может длиться от 1,5 до 3 и более часов. В это время студент не может подрабатывать, а вынужден проводить «окно» сидя в вузе или гуляя по улицам.

Но даже если студент имеет возможность совмещать работу с обучением, это не всегда ему удается. Многие работодатели относятся к молодым соискателям с опаской и попросту не принимают учащихся. Часто студентов обманывают, не выдавая заработной платы по итогам работы, для чего у работодателя всегда найдутся причины. Во многих российских вузах учащимся запрещает работать руководство. Если кто-то из преподавателей или деканата узнает, что студент подрабатывает по выбранной специальности, на него различными способами начинают оказывать давление. Мотивируется это, как правило, тем, что учащийся еще недостаточно опытен и не имеет диплома о высшем образовании для работы по специальности.

Все вышеперечисленные проблемы — верхушка уходящего под воду айсберга. Размер стипендии, проблемы с общежитиями, неграмотно составленное расписание нельзя обойти стороной в любом рассказе о выживании современного студента. На деле же в каждом отдельно взятом вузе существуют свои проблемы. Медицинское обслуживание, взаимоотношения студентов с сокурсниками и преподавателями, качество получаемого образования, нехватка аудиторий, аварийное состояние зданий…

Ясно одно: редкий студент узнает себя в строках вагантов, приведенных в первом абзаце. Куда как реальнее другие строки средневековых поэтов о «кочующем школяре»: «Не для суетной тщеты, не для развлеченья — из-за горькой нищеты бросил я ученье».

Читайте самое интересное в рубрике «Общество»

Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен

Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.

Источник

Университет глазами студента: время свободы и возможностей

25 января по всей стране официально отмечается День российского студенчества. Мы решили пообщаться с пятью студентами московских вузов о том, что значит для них их альма-матер, какая еда в столовой самая вкусная и как они проводят свободное время. Забегая вперед – мы поняли, что студентом быть круто. Это время выбора, возможностей, ошибок и решений.

Анна Кокарева / МГУ им. М.В.Ломоносова / 4 курс

Факультет: Юридический / Кафедра: Конституционное и муниципальное право

студенческая жизнь в россии

Фото: портал Москва 24/Никита Симонов

Что для тебя твой университет?
Мой университет – очень большой, и ты находишься в постоянном общении с интересными ребятами с разных факультетов, можешь участвовать в их мероприятиях. Для меня – это возможность для коммуникации. У нас можно свободно посещать лекции других факультетов, знакомясь с предметом и преподавателями.

Какие качества ты ценишь в своих преподавателях?
Профессионализм. На юридическом факультете многие преподаватели не только теоретики, но и практикующие юристы. Интересно, когда рассказывают реальные кейсы. А еще – чувство юмора.

Самый любимый предмет?
Я хоть и не специализируюсь на уголовном праве, но мне больше всего нравился именно этот предмет. Преподаватель очень классно раскрыл его для студентов.

А самый нелюбимый?
Практически все исторические предметы, например, ИОГП (история отечественного государства и права).

Самая вкусная еда в столовой?
Запеченная индейка под сыром с ананасом и гречка.

Какую музыку ты слушаешь?
Я меломан, но когда я настраиваюсь на экзамен, мне хочется что-нибудь тяжелого послушать, чтобы взбодриться, например, Imagine Dragons. Люблю Queen и Эда Ширана. Также слушаю классику, но в основном это зарубежная музыка, нашу не люблю.

Как ты проводишь свободное время?
Пишу диплом, учу английский, занимаюсь спортом, провожу время с семьей и друзьями, читаю литературу для души, потому что на юрфаке нужно очень много читать специализированной литературы.

Самое странное, что ты делала в университете?
Для сдачи зачета по «профессиональной этике юриста» одним из негласных критериев для его получения являлся внешний вид. Нужно было прийти в официальной одежде, а девочкам без макияжа и с убранными волосами. Я ещё никогда не видела всех своих однокурсников такими красивыми.

Какие плюсы ты видишь для себя в том, что ты студент?
Во-первых, это постоянное общение. Во-вторых, перед студентом много возможностей. Ты можешь попробовать все, потому что на тебе нет особой ответственности. Можно ошибиться и сделать выбор заново. И, в-третьих, это постоянное развитие, ты сам делаешь апгрейд самого себя.

Что ты пожелаешь будущим студентам МГУ?
Не стоит зацикливаться на учебе, иначе ничего не будет получаться. Студенческая жизнь такая короткая, но очень яркая. Важно найти баланс между учебой и социальной жизнью в университете. В этом возрасте молодой человек должен социализироваться, найти себя, и не только в учебе. И еще как можно больше общаться и развиваться в других сферах.

Инал Катаев, МГТУ им. Баумана / 2 курс магистратуры

Факультет: Робототехника и комплексная автоматизация / Кафедра: Теория механизмов и машин

студенческая жизнь в россии

Фото: портал Москва 24/Антон Великжанин

Что для тебя твой университет?
Бауманка для меня это то место, которое заложило во мне стержень к познаниям, научила меня добиваться своих целей. Это мой второй дом.

Какие качества ты ценишь в своих преподавателях?
Отзывчивость, потому что к ним можно обратиться с любым вопросом. Всегда готовы поддержать инициативных студентов, если есть желание написать статью или провести исследование, всегда посоветуют источники и людей, которые могут помочь.

Самый любимый предмет?
У меня их два: теория механизмов и машин и сопротивление материалов. Эти два предмета позволяют увидеть мир вокруг с другой стороны. На базе этих знаний можно подойти с умом к решению тех или иных задач, включая бытовые.

А самый нелюбимый?
Математический анализ. Не очень люблю настолько точные предметы.

Самая вкусная еда в столовой?
Макароны с котлетами из индейки. Все как надо.

Какую музыку ты слушаешь?
Metallica. Любовь к этой группе появилась не сразу. Благодаря этой группе я полюбил писателя Хемингуэя, потому что у них есть песня For Whom the Bell Tolls («По ком звонит колокол»).

Как ты проводишь свободное время?
По возможности хожу в тренажерный зал и бассейн. Иногда рисую, но это реже. Также люблю работать с кожей, делаю для себя небольшие аксессуары. Ручной труд хорошо успокаивает, и на выходе получается что-то красивое и полезное.

Самое странное, что ты делал в университете?
Не могу такого вспомнить.

Какие плюсы ты видишь для себя в том, что ты студент?
Мне нравится учиться, сам этот процесс. Я хочу свою жизнь связать с наукой, например, в качестве преподавателя. Поэтому будучи студентом я стараюсь понять логику студента, чтобы в дальнейшем можно было использовать эти знания на благо самих студентов. А также безлимитный проезд на метро и общественном транспорте.

Что ты пожелаешь будущим студентам Бауманки?
В Бауманку нужно поступать тем, кто действительно тяготеет к техническим дисциплинам. Обязательно нужна настойчивость и ответственность, так как учеба здесь не самая легкая. Не стоит много прогуливать, так как если дать слабину один раз, потом это может превратиться в систему.

Ксения Лаврова, ВГИК имени С. А. Герасимова / 3 курс

Факультет: Режиссерский / Кафедра: Кино и телевидение

студенческая жизнь в россии

Фото: портал Москва 24/Антон Великжанин

Что для тебя твой университет?
Мой университет – это семья, так как ты со своей мастерской и мастерами находишься вместе «24 на семь», и ты просто не представляешь свою жизнь без этого потока радостных людей, без общих работ и съемок. Все студенты ВГИКа дружат между собой, здесь нет никакого эйджизма.

Какие качества ты ценишь в своих преподавателях?
Толерантность к студентам, потому что сюда приходят люди абсолютно с разными способностями и взглядами. Они подбирают индивидуальный подход к каждому, пытаясь сгладить углы и направить на правильный путь. Также, несмотря на их возраст, они очень молоды. Наши преподаватели секут фишку, они нам как вторые мамы и папы.

Самый любимый предмет?
Изначально – режиссура, где нам рассказывали про все азы и про то, как все снимается. Потом, когда мы подросли и получили определенный опыт, у нас появилась драматургия. Преподаватель энергично подает материал, а мы узнаем, как, почему и что из чего вытекает. Можем и посмеяться, и поглумиться друг над другом.

А самый нелюбимый?
Я лично не понимаю, зачем нужен предмет ОБЖ (Основы безопасности жизнедеятельности), если этот курс есть в школе.

Самая вкусная еда в столовой?
Куриное филе в бризоле и творожная запеканка.

Какую музыку ты слушаешь?
Я меломан, на самом деле, слушаю от классики до рока и попсы, за которую мне порой даже стыдно. Мне нравится классическая музыка, в особенности танго Пьяццоллы Libertango и Por Una Cabeza.

Как ты проводишь свободное время?
В основном за монтажом своих работ. Если получается, то хожу в кино, чтобы посмотреть и обсудить новинки, также читаю книги, в последнее время читаю Пелевина. Меня привлекает его логика и подача материала.

Самое странное, что ты делала в университете?
Мы украли для клипа чугунную ванну с художественного факультета. Клип сняли, а ванна осталась и использовалась в виде кровати для сна.

Какие плюсы ты видишь для себя в том, что ты студент?
Для меня открываются возможности, я могу выбрать будущий путь, потому что после окончания ВГИКа ты можешь быть как режиссером, так и переквалифицироваться, например, на кинокритика или оператора. У студента есть некие льготы, можно ходить в Третьяковскую галерею бесплатно для изучения композиций картин, посещать фестивали или делать коллаборации с другими университетами, таким образом увеличивая круг знакомств.

Что ты пожелаешь будущим студентам ВГИКа?
Пожелаю найти свою команду, потому что это очень трудно. Главное – работать в унисон, вовремя оформлять все документы, брать технику заранее, чтобы избежать огромных очередей. И относиться ко всему проще, не воспринимать как задание, а делать все от души и с удовольствием.

Жора Сукасян, НИУ ВШЭ / 3 курс

Факультет: Международный институт экономики и финансов

студенческая жизнь в россии

Фото: портал Москва 24/Антон Великжанин

Что для тебя твой университет?
Все говорили, что экономика – не наука, но сейчас я понимаю, что качество образования здесь намного выше, чем в остальных вузах. Здесь можно выбрать и предмет, и специализацию, все гибко, поэтому для меня это возможность выбора.

Какие качества ты ценишь в своих преподавателях?
Они очень профессиональны, хорошо знают свой предмет и интересуются им. У нас есть очень много молодых преподавателей, несмотря на довольно жесткий отбор. По ним видно, что им нравится преподавать. Они очень открыты, каждый студент может к ним подойти, попросить что-то, и они всегда помогут.

Самый любимый предмет?
Абстрактная математика, потому что это прикольно. Вводятся какие-то аксиомы, какой-то набор логических правил, а остальное строится на этих правилах. Все логично, стройно и красиво развивается. Хотя изначально ты можешь прочитать задание и вообще не понять, как это делать. В этот момент ты должен задействовать свое воображение, пытаешься зайти с разных сторон. И в итоге приходишь к своему нестандартному решению. Одна и та же задача может быть решена по-разному.

А самый нелюбимый?
Физкультура, ее было довольно непросто сдать. Это сарказм, так как в Вышке физкультуры фактически нет.

Самая вкусная еда в столовой?
Вишневый пирог, в нем 90% начинки. Очень калорийный, сладкий, но вкусный.

Какую музыку ты слушаешь?
System Of A Down, Iron Maiden, Daron Malakian, Rammstein, «Король и Шут» иногда. Я много чего слушаю, но в основном альтернатива, металл, рок.

Как ты проводишь свободное время?
Обычно читаю что-то или смотрю по определенным темам для общего развития. Много разных активностей, например, недавно меня позвали поддерживать вышкинскую команду КВН. Также я записался на полет на параплане.

Самое странное, что ты делал в университете?
Однажды мы прятались от охраны, чтобы остаться в универе и доделать задание к кейс-чемпионату. В итоге нас нашли, и нам пришлось искать круглосуточное кафе.

Какие плюсы ты видишь для себя в том, что ты студент?
Студенческая среда позволяет общаться со множеством людей. К студенту относятся по-другому, чувствуется свобода.

Что ты пожелаешь будущим студентам Вышки?
Не расстраиваться. Оценки – это не так важно по сравнению с тем, что ты пришел сюда получить знания. Вышка дает все возможности, чтобы взять максимум, нужно просто понять, что значит этот максимум для тебя и взять его.

Марина Астаева, Первый МГМУ им. Сеченова / 3 курс

Факультет: Лечебный / Специальность: Лечебное дело

студенческая жизнь в россии

Фото: портал Москва 24/Антон Великжанин

Что для тебя твой университет?
Для меня это вся моя жизнь. Я с пятого класса знала, что хочу сюда поступить. Это и учеба, и возможности, и большое количество друзей. Здесь можно реализоваться не только в качестве медика, но и в роли спортсмена, волонтера, организатора.

Какие качества ты ценишь в своих преподавателях?
Их опыт и отзывчивость, они всегда готовы помочь и поддержать любые инициативы. Все преподаватели замечательные, и никогда не бывает конфликтных ситуаций. Они берут нас с собой на свои другие места работы, где мы можем поработать и в лаборатории, или с пациентами.

Самый любимый предмет?
Из основных фундаментальных дисциплин – это гистология. Нравилось сидеть смотреть в микроскоп, разглядывать все клеточки и разбираться, как это работает. Из нынешних – это фармакология, потому что этот предмет объединяет все, что мы проходили до этого.

А самый нелюбимый?
Информатика, потому что у меня очень сложные отношения с компьютерными программами и статистикой. Хорошо, что это уже в прошлом.

Самая вкусная еда в столовой?
Самая вкусная столовая у нас на станции «Измайловская». Там вкусный борщ и куриная котлетка с пюрешкой.

Какую музыку ты слушаешь?
В основном, это русский рок. Louna и «Король и шут» – из любимых.

Как ты проводишь свободное время?
Я занимаюсь музыкой, играю на фортепиано и гитаре, также вокал. В свободное время я хожу в больницы в качестве дополнительных занятий, на дежурства. В университете занимаюсь волонтерством и организацией различных мероприятий. Еще люблю плавать.

Какие плюсы ты видишь для себя в том, что ты студент?
Это такой возраст, когда уже все можно, но на тебе не такой груз ответственности. Это весело и классно, огромное количество друзей и возможностей построить свою дальнейшую жизнь, как ты хочешь.

Что ты пожелаешь будущим студентам МГМУ?
Не сдаваться и не падать духом никогда, это очень сложно на первых курсах из-за большого объема материала. Многие впадают в депрессию, им не хватает сна и сил. Главное это пережить.

Источник

Типичный студент

Как выглядит учащийся вуза с точки зрения статистики

В Росстате говорят, что сейчас высшее образование в стране получают 4,2 млн человек, из них 2,5 млн — очно. Расскажем, как выглядит среднестатистический студент.

Кого считать студентом

По закону «Об образовании» студентами считаются учащиеся вузов и учреждений среднего профессионального образования — колледжей, техникумов, ПТУ. Но в этой статье мы будем говорить только о тех, кто получает знания в высших учебных заведениях: статистика о таких людях самая полная. Да и толковый словарь Ожегова относит к студентам только учащихся вузов.

Как зовут и сколько лет

Сборник Росстата «Женщины и мужчины России»PDF, 1,6 МБ

В 2015 году автор книги «Тысяча имен» Евгений Мищенко проанализировал 25 тысяч вступительных заявлений в два крупнейших вуза России — МГУ и СПбГУ, чтобы узнать, какие имена встречаются чаще всего. Оказалось, что самое распространенное имя у абитуриенток — Анастасия, а у абитуриентов — Александр.

Если предположить, что отцу типичной студентки сейчас около сорока, то, скорее всего, его тоже зовут Александром. Получается, что полное имя типичной российской студентки — Анастасия Александровна.

Где и на кого учится

В 2018 году в России насчитывалось 742 вуза. Если считать филиалы отдельно — 1911. Большинство учебных заведений государственные, частных вузов всего около двухсот, учится в них 10% от общего числа студентов.

Больше всего вузов и студентов — в Москве: 203 образовательные организации, в которых учатся 757 тысяч человек — это 6,2% населения столицы. Второе место в списке самых студенческих регионов страны занимает Томская область: 5,9%. Третье — Санкт-Петербург : 5,8%. Вероятно, Настя получает образование в крупнейшем вузе России — МГУ. Всего здесь учится больше 38 тысяч студентов.

Анастасия учится на экономе — это самый крупный факультет в МГУ. Вообще, студентов-экономистов в стране больше всего: 12,4%, если верить опросу Высшей школы экономики. На втором месте — юристы: 7,9%. Третье делят специалисты в сфере управления и инженеры: по 4,5%.

Среднестатистический студент учится бесплатно, хотя с каждым годом доля студентов-платников растет: в 2011 году на бюджетные места приходилось 74,3% всех абитуриентов государственных вузов, а в 2019 — 61,9%. Правда, по данным Высшей школы экономики, в последние годы число платных мест на экономических и гуманитарных факультетах падает, а на медицинских, математических и информатике — растет.

Откуда родом и как живет

Высшая школа экономики совместно с другими научными организациями ежегодно проводит мониторинг экономического положения населения. Судя по этому мониторингу, 60,6% студентов, принявших участие в исследовании, родились в городе. Получается, что выпускников сельских школ в вузах примерно в полтора раза меньше. Анастасия — горожанка. Правда, статистике неизвестно, москвичка она или приехала из другого города.

По данным ВШЭ, только 2,6% студентов состоят в официальных отношениях, еще 3,8% живут со своим партнером. Узами брака Настя себя связывать не спешит.

Не торопится Анастасия и устраивать свою карьеру: 96% опрошенных студентов не имеют постоянной работы. В то же время периодически подрабатывать они пытаются — во всяком случае на старших курсах. В 2013 году ученые ВШЭ провели опрос 5 тысяч российских студентов: оказалось, что две трети старшекурсников пробовали совмещать работу и учебу. Еще одно исследование Высшей школы экономики показало, что те, кто так делает, учатся не хуже одногруппников.

Питаться типичный студент предпочитает в кафе и столовых: если верить мониторингу ВШЭ, 49% опрошенных студентов в рабочие дни едят только в заведениях общепита, еще 20% обедают вне дома два-три раза в неделю.

Расплачивается Анастасия, скорее всего, картой. Банковские карты есть у 84% студентов. У Насти есть точно: бюджетники получают на карты стипендию.

Алкоголь Настя не пьет: по данным социологов ВШЭ, спиртное употребляют меньше половины опрошенных студентов. Еще типичный студент не курит — как и 90% тех, кто учится в вузах.

Найдет ли работу

Министерство образования и науки с 2013 по 2016 год отслеживало трудоустройство выпускников. Ведомство собирало в вузах списки СНИЛСов дипломников, а потом через пенсионный фонд проверяло, платят ли эти люди отчисления — то есть устроились ли на работу. По такому методу непонятно, по специальности работает бывший студент или нет.

Все эти годы в среднем трудоустраивались три четверти выпускников. Для МГУ этот показатель равен 80%, еще 1% студентов становится ИП. Так что Анастасия, скорее всего, работу найдет.

С высокой вероятностью она будет работать именно экономистом: по данным ВЦИОМа, 58% выпускников вузов трудятся по специальности. Еще один опрос на эту тему проводил «Хедхантер», и результат почти совпадает: 59%. Среди студентов экономических профессий — бухгалтеров и финансистов — доля тех, кто планирует работать по профилю, выше всего: 84%.

Высшее образование и работа по специальностиPDF, 1,9 МБ

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *