Структура системы человек машина

Основные характеристики системы «человек-машина».

Функционирование технических устройств и дея­тельность человека, который пользуется этими устрой­ствами в процессе труда, должны рассматриваться во взаимосвязи. Эта точка зрения привела к формирова­нию понятия системы «человекмашина» (СЧМ). Под СЧМ понимается система, включающая человека-опе­ратора (группу операторов) и машину, посредством которой осуществляется трудовая деятельности. Маши­ной в СЧМ называется совокупность технических средств, используемых человеком-оператором в про­цессе деятельности.

На основании воспринятого с помощью органов чувств состояния информационной модели в сознании оператора (его центральной нервной системы) фор­мируется оперативный образ, или концептуальная модель УО. В ее содержание входит полученное оператором представление о текущем состоянии УО. Оно сравни­вается с некоторым эталоном, хранящимся в памяти оператора и отражающим требуемое состояние УО. В результате такого сравнения оператор принимает ре­шение по приведению текущего состояния УО в задан­ное (требуемое) состояние. Это решение передается эффекторам (органы движения), с помощью которых командная ин­формация вводится в машину, в результате чего осу­ществляется перевод УО в нужное состояние. На этом заканчивается цикл регулирования в системе «чело­век—машина».

По целевому назначениюможно выделить следующие классы систем:

а) управляющие, в которых основной задачей человека является управление машиной (или комплексом);

б) обслуживающие, в которых человек контролирует состояние машинной системы, ищет неисправности, производит наладку, настройку, ремонт; в) обучающие, вырабатывающие у человека определенные навыки (технические средства обучения, тренажеры и т.п.);

г) информационные, которые обеспечивают поиск, накопление или получение необходимой для человека информации;

д) исследовательские, которые используются при анализе тех или иных явлений, поиске новой информации, новых заданий.

По признаку характеристики «человеческого звена» можно выделить два класса СЧМ:

а) моносистемы, в состав которых входит один человек и одно или несколько технических устройств;

б) полисистемы, в состав которых входит некоторый коллектив людей и взаимодействующие с ним одно или комплекс технических устройств.

Полисистемы в свою очередь можно подразделить на «паритетные» и иерархические (многоуровневые). В первом случае в процессе взаимодействия людей с машинными компонентами не устанавливается какая-либо подчиненность и приоритетность отдельных членов коллектива.

В иерархических СЧМ устанавливается или организационная, или приоритетная иерархия взаимодействия людей с техническими устройствами.

По типу и структуре машинного компонентаможно выделить инструментальные СЧМ, в состав которых в качестве технических устройств входят инструменты и приборы, отличительной особенностью этих систем, как правило, является требование высокой точности выполняемых человеком операций.

Важной прикладной проблемой СЧМ является разработка критериев и принципов распределения функций человека-оператора и машинных звеньев системы. Необходимо проводить психологический анализ возможностей человека и машины, учитывать особенности техники и ее уровень, стоимость осуществления определенной функции, временные характеристики (график) ее выполнения, эксплуатационные характеристики выполнения данной функции.

Машине целесообразно передавать функции, где требуется дедуктивное мышление (способность на основе общих правил вырабатывать решения для частных случаев), выполнение математических расчетов, хранение в памяти большого количества информации, выполнение однообразных, повторяющихся операций по заданному алгоритму, быстрая реакция на команды.

Человеку следует отдавать предпочтение при выполнении функций, где требуется индуктивное мышление (способность обобщать, исходя из отдельных фактов, принимать решение на основе неполной информации), узнавание объекта в целом и по отдельным его характеристикам, решение задач при отсутствии алгоритма, гибкость и приспосабливаемость к изменяющимся условиям, к непредвиденным ситуациям.

Согласование функций человека и машины может происходить как на этапе проектирования системы, так и в процессе ее эксплуатации за счет расширения функциональных и творческих возможностей человека при использовании техники.

Рациональное распределение функций между человеком и машиной реализуется на основе следующих принципов:

а) принцип преимущественных возможностей (основывается на сравнительном анализе возможностей человека и машины);

б) принцип эквивалентности входных и выходных характеристик человека и технического устройств (основывается на анализе потоков информации, организации каналов связи);

в) принцип резервирования (отражает необходимость реализации творческих возможностей человека);

г) принцип максимизации показателей (предполагает выделение ведущего параметра деятельности и обеспечение условий его реализации);

д) принцип ответственности (предусматривает распределение функций, исходя из их значимости в процессе управления).

Источник

Общие понятия о системе «человек-машина-среда».

Структура системы человек машина Структура системы человек машина Структура системы человек машина Структура системы человек машина

Структура системы человек машина

Структура системы человек машина

Структура системы человек машина

Р и с. 1. Система “человек – машина – среда”

Структура СЧМС состоит из:

 машины (М) – все то, что искусственно создано руками человека для удовлетворения своих потребностей (технические устройства, информационное обеспечение и т.д.);

 среды, которую условно можно разбить на два вида – окружающую среду (ОС) и социальную среду (СС).

Окружающая среда характеризуется такими основными параметрами, как микроклимат, шум, вибрация, освещенность, запыленность, загазованность и т.д.

Социальная среда характеризуется социально– экономическими и политическими отношениями в обществе.

Основу классификации СЧМ составляют четыре группы признаков:

1. целевое назначение системы;

2. характеристики человеческого звена;

3. тип машинного звена;

4. тип взаимодействия компонентов системы.

По целевому назначению СЧМ делятся на:

 управляющие, в которых основной задачей человека является управление машиной;

 обслуживающие, в которых задачей человека является контроль за состоянием машины;

По характеристикам человеческого звена СЧМ делятся на:

 моносистемы, в состав которых входит один человек;

 полисистемы, в состав которых входит целый коллектив и взаимодействующий с ним комплекс технических устройств.

Полисистемы можно подразделить на паритетные и иерархические (многоуровневые).

В паритетных системах между членами коллектива нет подчиненности и приоритетности. В иерархических СЧМ устанавливается организационная или приоритетная иерархия взаимодействия человека с техникой.

Деятельность человека-оператора представляет собой процесс достижения поставленных перед СЧМ целей, состоящий из упорядоченной совокупности выполняемых им действий.

Различают несколько типов операторской деятельности:

 оператор-технолог – человек непосредственно включен в технологический процесс;

 оператор-манипулятор – основная роль деятельности человека это сенсомоторная регуляция (управление манипуляторами, железнодорожным составом и т.д.);

 оператор-наблюдатель – классический тип оператора (диспетчер транспортной системы, оператор радиолокационной станции и т.д.);

 оператор-исследователь – исследователи любого профиля;

 оператор-руководитель – организаторы, руководители различных уровней, лица принимающие ответственные решения.

По типу машинного звена условно можно выделить два вида признаков:

 материальные – машины, обрабатывающие материальные носители.

По типу взаимодействия компонентов системы в СЧМ выделяют два вида:

информационное – взаимодействие, обусловленное передачей информации от машины к человеку;

сенсомоторное – взаимодействие, направленное от человека к машине для выполнения поставленной цели.

Трудовую деятельность человека в системах «Человек – машина – окружающая среда» (СЧМ) изучает наука эргономика.

Предмет исследования – конкретная трудовая деятельность человека, использующего машины.

Структура системы человек машина

1. Повышение эффективности СЧМ, особенность системы достигать поставленной цели в заданных условиях и с определенным качеством (достижение достаточной производительности с минимальными затратами энергии, материалов и без потерь, являющихся результатом ошибок). Достигается путем изначального проектирования относительно безошибочно действующих СЧМ – создания эргономически совершенной техники, подготовки хорошо обученных кадров.

2. Обеспечение безопасности труда: неучитывание человеческого фактора при эргономическом проектирование оборудования может привести к опасным действиям человека – оператора, из-за невозможности правильного и своевременного выполнения операций (по вине подобных просчетов происходит: 75% авиационных катастроф; 80% дорожных происшествий; 90% аварий на железнодорожном транспорте).

3. Обеспечение условий для развития личности человека в процессе труда, которое может быть достигнуто грамотным распределением функций между человеком и машиной.

1. Эргономическое обеспечение проектирования СЧМ, которое включает:

– анализ трудовой деятельности оператора;

– распределение функций между человеком и машиной;

– оптимальная организация рабочего места;

– выбор технических средств в соответствии с предъявляемыми к ним требованиям;

– учет факторов производственной среды;

– определение социально-экономической эффективности проектирования СЧМ.

2. Разработка эргономических основ эксплуатации СЧМ:

– контроль и поддержание функционального состояния человека-оператора;

– организация рациональных режимов труда и отдыха.

3. Эргономическая оценка качества СЧМ: разработка критериев и показателей эффективности надежности СЧМ.

Основные направления эргономических исследований применительно к железнодорожному транспорту:

1. Снижение психологических нагрузок: автоматизация и централизация систем регулирования и контроля; обеспечение безопасности труда; надежность работы оборудования; снижение объема информации до нормы.

2. Обеспечение комфортной рабочей среды: приток свежего воздуха; комфортный световой и цветовой климат; отсутствие шума и вибрации; улучшение производственного интерьера.

3. Обеспечение удобства работы: удобное оборудование; удобная мебель; удобный инструмент; удобная спецодежда.

4. Рациональная организация производства: рациональное размещение оборудования; правильная организация рабочих зон; правильная организация труда и отдыха и бытового обслуживания.

5. Работа с кадрами: профессиональный отбор; обучение, обмен опытом; повышение квалификации.

6. Снижение физиологических нагрузок: автоматизация и механизация процессов производства; правильная организация рабочего места; правильный выбор и размещение органов управления; централизация процессов управления.

управляемость: свойство техники изменять эффективность выполнения человеком основной и вспомогательной работы при обеспечении необходимых технологических операций над предметом;

обслуживаемость: свойство техники изменять эффективность выполнения человеком трудовых операций по приведению её в состояние готовности к функционированию и поддержанию этого состояния во времени;

освояемость: характеризует эффективность приспособления техники к быстрому и высококачественному овладению её техническим и управляющим персоналом;

обитаемость: эргономическое свойство техники, приближающее условия её функционирования к оптимальным с точки зрения жизнедеятельности работающего человека параметрам среды, а также обеспечивающее уменьшение или ликвидацию вредных последствий её воздействия на окружающую среду.

Критерии эргономичности – показатели использования живого труда человека:

1. Производительность труда: затраты времени на выполнение человеком единицы труда.

2. Качество труда: точность и безошибочность выполнения единицы труда;

3. Тяжесть (напряженность) труда: степень совокупного воздействия всех факторов рабочей среды на здоровье и работоспособность человека.

Источник

Структура системы человек машина

I. Основные определения

Человеко-машинная система, или эргономическая система (от греч. еrgon — работа), — сложная целеустремленная система, включающая:

II. Психологическая структура и распределение функций в системах “человек – техника”.
Роли и основные функции человека

Важным является определение рациональной степени автоматизации деятельности человека и на этой основе оптимальное распределение функций между человеком-оператором и техническими средствами.

Необходимо учитывать, что операции, которые выполняются человеком, технически реализуются в разной степени. Некоторые из них, например операции решения, имеющие эвристический, творческий характер, до конца не могут быть автоматизированы даже при самом высоком уровне автоматизации и останутся прерогативой человека.

Подходы к разработке систем, ориентированные на полную автоматизацию, не оправдались. В тех случаях, когда удавалось создать такие системы, их возможности оказывались весьма ограниченными.

Сравнение автоматических систем с автоматизированными, обслуживаемыми человеком, показало, что последние могут работать более надежно за счет реализации в них пластичности и универсальности человеческого звена.

Для решения практических задач возникает необходимость выделения общего принципа рациональности распределения функций между человеком и машиной. Целесообразно базироваться на динамических характеристиках системы, их сравнении с характеристиками, которые признаны оптимальными, исходя из совмещенного критерия точности и быстродействия.

Согласование характеристик машины с возможностями человека, призванного для ее управления, не всегда следует понимать узко, только как «притирку» тех или иных элементов машины к человеку. Здесь имеется в виду также согласование человека и машины на основе психологического изучения и оценки всей системы в целом.

Согласование функций человека и машины может происходить как на этапе проектирования системы, так и в процессе ее эксплуатации за счет расширения функциональных и творческих возможностей человека при использовании техники.

В зависимости от уровня развития техники по-разному рассматриваются и вопросы распределения функций человека и машины. Однако важным остается проведение психологического анализа возможностей человека и машины, учет особенностей техники и ее уровня, а также проведение психологического анализа деятельности человека в системах СЧМ.

В табл. 1 представлен ставший уже классическим психо-логический анализ возможностей человека и машины, базирующийся на сравнении их характеристик.

Психологический анализ возможностей человека и машины

Чувствительность к зрительным, слуховым, осязательным, обонятельным и вкусовым раздражителям, имеющим низкий энергетический уровень

Восприятие информации в незакодированной форме

Обнаружение и восприятие необычных и неожиданных событий в окружающей среде

Распознавание объектов при высоких уровнях шумов и сокращенной полезной информации

Распознавание объектов при широкой вариативности их несущественных признаковЧувствительность к раздражителям, которые находятся за пределами диапазона чувствительности человека (например, к рентгеновским лучам, ультразвуку, вибрации высокой частоты)

Отсутствие чувствительности ко многим посторонним факторам, устойчивость «внимания»

Одновременное восприятие информации

Способность точно опознавать объекты, характеристики, которые определены программой

Наблюдение и контроль за точно определенными событиями, постоянная бдительность, особенно при низкой вероятности их появленияНакопление и сбережение на протяжении длительного времени большого количества информации

Способность вызывать из памяти (припоминать) полезные сведения в нужный моментБыстрое накопление большого количества закодированной информации, например, длинных рядов числовых показателей

Быстрое и точное вызывание (припоминание), а также сохранение на протяжении кратковременных периодов закодированной информацииСпособность делать выводы при неполной информации о событиях, реагировать на непредвиденные и маловероятные явления соответствующим решениям

Нахождение и применение эвристических методов решения практических задач

Способность использовать прошлый опыт и изменять действия применительно к изменениям в среде

Способность делать обращения на основании наблюдений (мыслить индуктивно)

Способность применять общие принципы к решению конкретных проблемТочное и быстрое исполнение логических операций, в частности переработка больших объемов информации в соответствии с программой

Выполнение быстрых и последовательных реакций на входные сигналы, предусмотренные программой

Подсчет и измерение физических объектов

Одновременное выполнение нескольких видов логических операций, предусмотренных программойСпособность выполнять тонкие двигательные операции, особенно в непредвиденных ситуациях

Способность выполнять действия в условиях перегрузокНадежное и точное выполнение двигательных операций с высоким уровнем повторяемости

Длительное и точное осуществление больших физических усилий (отсутствие утомляемости) Работа в физической среде, вредной для человека

Используя характеристики, приведенные в таблице, можно выделить основные отличия в возможностях человека и машины:

Проведенное сравнение показывает, что можно выделить ряд функций, которые предпочтительно возлагать на машину и на человека. Рассмотрим вариант такого распределения.

Машине целесообразно передавать функции, где требуется:

Человеку следует отдавать предпочтение при выполнении функций, где требуется:

Возможности человека, как и его ограничения, вытекают из физиологических и психологических качеств человека и особенностей выполняемой деятельности.

При полном или частичном копировании или использовании материалов с сайта shopclub.ru, ссылка на него обязательна.

Характер космических полетов требует тщательного рассмотрения вопроса о том, как во время полета распределяются роли между человеком и техническими системами космического корабля или системами, обеспечивающими человеку условия, необходимые для его жизнедеятельности (их принято называть системами жизнеобеспечения). Эти системы и космонавта нельзя рассматривать отдельно друг от друга, так как человек в космическом корабле — это не просто пассажир, которого корабль перевозит из одного места в другое. Поэтому при разработке программ космических полетов принято рассматривать систему человек — машина. Такой подход помогает конструкторам определить роль каждого звена этой системы и создать в итоге оптимальную конструкцию космического корабля. Хорошее определение понятия системы человек — машина дал Э. Маккормик, который говорит, что «систему человек — машина можно определить как сочетание одного или нескольких людей с одним или несколькими компонентами оборудования, взаимодействующими друг с другом таким образом, чтобы система, получая сигналы на входе, вырабатывала требуемые в конкретных условиях окружающей среды выходные сигналы». Такое определение понятия «человек — машина» позволяет легко увидеть то общее, что есть в сочетаниях автомобиль — водитель, самолет — экипаж, пишущая машинка — машинистка, а также космический корабль — космонавт.

Структура системы человек машина

Н а рисунке схематически представлена система человек – машина. Машина, получив входные данные, поставляет человеку информацию, которую он воспринимает и интерпретирует, используя для этого в качестве устройства для обработки данных свой мозг. Далее человек производит необходимую установку органов управления машиной, чтобы изменить ее выходные данные. Таким образом, человек и машина образуют единую систему, в которой используются возможности каждого из них.

Если, например, скорость вращения корабля изменяется в нежелательную сторону или становится просто опасной, космонавт включает соответствующую систему торможения, прекращающую или уменьшающую вращение корабля вокруг той или иной оси. При этом он следит за показаниями приборов, указывающих на то, что вращение корабля прекратилось или уменьшилось до приемлемой величины. В системах с замкнутым контуром человек обычно выполняет функции чувствительного элемента (датчика), устройства для обработки полученной информации и регулятора, в то время как машина поставляет ему информацию для принятия решения. Машина также обеспечивает усиление выходных мощностей. Схема такой системы приведена на рис. 1.

Чтобы наилучшим образом, целесообразно распределить между человеком и машиной задачи, стоящие перед всей системой космический корабль — космонавт, нужно иметь представление о возможностях человека и машины и об их сильных и слабых сторонах. Так, человек способен выделять полезные сигналы на фоне помех (например, шумов), в то время как машина это делает плохо. С другой стороны, человек обладает замедленной реакцией (между раздражением и ответным действием человека проходит некоторый период времени), машина же почти мгновенно реагирует на поступающие к ней сигналы. Очевидно, что, прежде чем конструировать космический корабль, необходимо до мельчайших подробностей четко разграничить задачи, которые должен выполнять космонавт, с одной стороны, и система космического корабля — с другой.

Источник

Структура системы человек машина

Термины и определения

Man-machine system. Terms and definitions

Дата введения 1986-01-01

1. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 20.12.84 N 4822

Настоящий стандарт устанавливает термины и определения основных понятий в области системы «человек-машина» и ее эргономического обеспечения.

Термины, установленные настоящим стандартом, обязательны для применения в нормативной документации всех видов, научно-технической, учебной и справочной литературе.

Для отдельных стандартизованных терминов в стандарте приведены в качестве справочных краткие формы, которые разрешается применять, когда исключена возможность их различного толкования.

Приведенные определения можно при необходимости изменять по форме изложения, не допуская нарушения границ понятия.

В случаях, когда в термине содержатся все необходимые и достаточные признаки понятия, определение не приведено и в графе «Определение» поставлен прочерк.

В стандарте приведен алфавитный указатель содержащихся в нем терминов.

2. Эргономичность СЧМ

Совокупность эргономических свойств системы «человек-машина»

3. Человек-оператор СЧМ

Человек, осуществляющий трудовую деятельность, основу которой составляет взаимодействие с объектом воздействия, машиной и средой на рабочем месте при использовании информационной модели и органов управления

4. Управляемость СЧМ

5. Обслуживаемость СЧМ

6. Осваиваемость СЧМ

7. Эргономическое обеспечение СЧМ

Установление эргономических требований и формирование эргономических свойств системы «человек-машина» на стадиях ее разработки и использовании

8. Система эргономического обеспечения СЧМ

Совокупность взаимосвязанных организационных мероприятий, научно-исследовательских и проектных работ, реализующих эргономическое обеспечение СЧМ

9. Деятельность оператора СЧМ

Процесс, осуществляемый оператором для достижения поставленных перед системой «человек-машина» целей

10. Алгоритм деятельности оператора СЧМ

Предписание, определяющее содержание и последовательность действий оператора в системе «человек-машина»

11. Качество деятельности оператора СЧМ

Совокупность свойств деятельности оператора СЧМ, обусловливающих ее выполнение в конкретных условиях

12. Работоспособное состояние оператора СЧМ

Состояние оператора, при котором он способен осуществлять определенную деятельность с требуемым качеством

13. Надежность оператора СЧМ

Свойство человека-оператора СЧМ сохранять работоспособное состояние в течение требуемого интервала времени

14. Ошибка оператора СЧМ

Неправильное выполнение или невыполнение оператором СЧМ предписанных действий

15. Напряженность оператора СЧМ

Работоспособное состояние оператора СЧМ, определяемое особенностью и интенсивностью психо-физиологических процессов, обеспечивающих выполнение деятельности оператора СЧМ

16. Концептуальная модель оператора СЧМ

Совокупность представлений оператора о целях и задачах деятельности, состояниях объекта воздействия и системы «человек-машина», а также способах воздействия на них

17. Средство отображения информации СЧМ

Средство отображения информации

Устройство в системе «человек-машина», предназначенное для восприятия оператором СЧМ сигналов о состоянии объекта воздействия, системы «человек-машина» и способов управления ими

18. Рабочее место оператора СЧМ

Рабочее место оператора

Часть пространства в системе «человек-машина», оснащенная средствами отображения информации, органами управления и вспомогательным оборудованием и предназначенная для осуществления деятельности оператора СЧМ

19. Индивидуальное рабочее место оператора СЧМ

20. Коллективное рабочее место оператора СЧМ

Рабочее место оператора СЧМ, предназначенное для одновременной работы двух или более операторов СЧМ

21. Информационная модель СЧМ

Условное отображение информации о состоянии объекта воздействия, системы «человек-машина» и способов управления ими

22. Индивидуальное средство отображения информации СЧМ

23. Средство отображения информации СЧМ коллективного пользования

Средство отображения информации СЧМ, предназначенное для одновременного использования в работе двумя и более операторами СЧМ

24. Сигнализатор СЧМ

Средство отображения информации СЧМ, предназначенное для подачи сигналов с целью привлечения внимания оператора СЧМ

Средство отображения информации СЧМ, с помощью которого в наглядном виде воспроизводится структура и динамика состояний объекта или процесса, а также алгоритм управления СЧМ

26. Орган управления СЧМ

Техническое средство в СЧМ, предназначенное для передачи управляющих воздействий от оператора СЧМ к машине

27. Пульт управления СЧМ

Элемент рабочего места оператора СЧМ, на котором размещены средства отображения информации и органы управления СЧМ

28. Информационное поле рабочего места оператора СЧМ

Часть рабочего места оператора СЧМ, в котором размещены средства отображения информации СЧМ и другие источники информации, используемые оператором СЧМ

29. Моторное поле рабочего места оператора СЧМ

Часть рабочего места оператора СЧМ, в котором размещены используемые оператором СЧМ органы управления и осуществляются его двигательные действия по управлению СЧМ

30. Среда на рабочем месте оператора СЧМ

Среда на рабочем месте

Совокупность физических, химических, биологических и психологических факторов, воздействующих на оператора СЧМ на его рабочем месте в ходе его деятельности

31. Средство жизнеобеспечения на рабочем месте оператора СЧМ

Совокупность технических средств на рабочем месте оператора СЧМ, создающих условия для обеспечения его работоспособного состояния и сохранения его здоровья

32. Профессиональная подготовленность оператора СЧМ

Свойство оператора СЧМ, определяемое совокупностью знаний, навыков и состояния психических и физиологических функций, которые обусловливают его способность осуществлять определенную деятельность с заданным качеством

33. Профессиональная подготовка оператора СЧМ

34. Профессиональный отбор операторов СЧМ

Отбор лиц, наиболее пригодных к профессиональной подготовке и дальнейшей деятельности в системе «человек-машина» по определенной специальности

35. Профессиональный отбор операторов СЧМ по психофизиологическим и психологическим показателям

36. Тренажер оператора СЧМ

Техническое средство, предназначенное для профессиональной подготовки операторов СЧМ, отвечающее требованиям методик подготовки, реализующее модель СЧМ и обеспечивающее контроль качества деятельности обучаемого

37. Специализированный тренажер

Тренажер оператора СЧМ, предназначенный для подготовки оператора СЧМ к выполнению деятельности по определенной специальности

38. Комплексный тренажер

Тренажер оператора СЧМ, предназначенный для совместной подготовки операторов СЧМ в полном объеме алгоритмов их деятельности или одного оператора, деятельность которого в СЧМ осуществляется по нескольким специальностям

39. Универсальный тренажер

Тренажер оператора СЧМ, предназначенный для подготовки операторов СЧМ к выполнению идентичных результирующих действий в различных СЧМ

40. Групповой тренажер

Тренажер оператора СЧМ, предназначенный для одновременной подготовки операторов взаимосвязанных СЧМ

41. Автономный тренажер

Тренажер оператора СЧМ, функционирующий без СЧМ

42. Встроенный тренажер

Тренажер оператора СЧМ, функционирующий совместно с СЧМ

43. Адаптивный тренажер

Тренажер оператора СЧМ, обеспечивающий автоматическую оптимизацию управления процессом подготовки оператора СЧМ с учетом результатов выполнения им учебных задач

44. Учебная информационная модель в тренажере

Информационная модель в тренажере оператора СЧМ, создаваемая для подготовки оператора (операторов) СЧМ и отвечающая требованиям методики подготовки

45. Моделирующее устройство тренажера

Устройство, формирующее учебную информационную модель в тренажере оператора СЧМ и управляющее ее изменением и состоянием среды на рабочем месте СЧМ

46. Рабочее место обучаемого в тренажере

Часть пространства в тренажере, оборудованная специальными средствами в соответствии с методикой подготовки обучаемого оператора СЧМ

47. Рабочее место обучающего в тренажере

Часть пространства в тренажере, оснащенная техническими средствами, необходимыми для осуществления контроля и управления контроля и управления* процессом подготовки оператора СЧМ

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *