Строительно дорожные машины бронеавтомобили онега ладога
ВТС «Ладога». Специальный транспорт для особых задач
Риск массированного ракетно-ядерного удара вероятного противника предъявлял особые требования к организации управления войсками и гражданскими структурами. Требовались защищенные командные пункты и особые командно-штабные машины. Интересный вариант специальной техники для командиров и руководителей был создан в рамках проекта ВТС «Ладога».
Особое задание
Заказ на разработку перспективного высокозащищенного транспортного средства (ВТС) появился в самом конце семидесятых годов. Разработку ВТС поручили КБ-3 Ленинградского Кировского завода. Руководителем проекта стал заместитель генерального конструктора КБ-3 В.И. Миронов. В 1982 г. для продолжения работ по ВТС в составе КБ-3 создали специальное конструкторское подразделение – КБ-А.
К новой машине предъявлялись особые требования. Она должна была основываться на существующих комплектующих и иметь максимальную унификацию с серийной техникой. При этом требовалось обеспечить высокий уровень защиты и возможность работы в условиях радиационного, химического и биологического заражения. Заказчик требовал организовать эргономичный и комфортный обитаемый отсек с развитым набором средств связи. По сути, речь шла о командно-штабной машине с рядом характерных особенностей для командования высшего уровня.
Перспективный образец получил обозначение ВТС «Ладога». За основу для такой машины взяли отработанное серийное шасси основного танка Т-80. Часть агрегатов танка заимствовалась в исходном виде, тогда как прочие узлы пришлось разрабатывать заново. В рамках проекта «Ладога» предложили и реализовали целый ряд конструкторских решений, ранее не использовавшихся при создании отечественных бронемашин, что позволило получить желаемые результаты.
Особенности конструкции
Базовое танковое шасси сохранило основные детали корпуса, но лишилось подбашенного листа и внутренних агрегатов боевого отделения. Вместо них смонтировали надстройку-рубку для размещения новой аппаратуры и рабочих мест экипажа. Надстройка изготавливалась из броневой стали и обеспечивала определенную защиту. Изнутри обитаемый отсек имел противонейтронный подбой.
На «Ладоге» использовался газотурбинный двигатель ГТД-1250 мощностью 1250 л.с. Двигатель комплектовался системой сдува пыли с лопаток, что упрощало его эксплуатацию на зараженной местности и последующую дезактивацию. Трансмиссия осталась прежней. На левой надгусеничной полке поместили электроагрегат в виде компактного ГТД и генератора мощностью 18 кВт. Это изделие должно было обеспечивать энергоснабжение систем на стоянке.
Конструкция ходовой части не изменялась и полностью заимствовалась у Т-80. Шестикатковое шасси с торсионной подвеской показывало высокие характеристики подвижности и не нуждалось в улучшении.
Обитаемый отсек разделялся стенкой на два отделения. В носовой части корпуса располагалось отделение управления с двумя рабочими местами, в т.ч. с постом водителя. Доступ в отделение обеспечивался двумя люками в крыше и лазом в основной отсек. Люки комплектовались набором смотровых приборов для вождения днем и ночью.
Основная часть обитаемого отсека, помещенная внутри надстройки, предназначалась для пассажиров в лице представителей высшего командования. Для них предназначалось несколько комфортных кресел, столики и т.д. Посадка в машину выполнялась через люк в задней части левого борта надстройки. Он имел крупную откидную створку и опускаемую аппарель со ступеньками.
В распоряжении пассажиров имелись развитые средства связи разного назначения. По некоторым данным, оборудование «Ладоги» обеспечивало даже управление стратегическими ядерными силами. Также экипаж получил развитые средства наблюдения за обстановкой. Как минимум, один образец ВТС получил мачту с видеокамерами для кругового обзора. Это устройство помещалось на крыше надстройки, а видеосигнал передавался на внутренние мониторы.
Определенный интерес представляли штатные средства внутренней связи. Экипаж ВТС и командование использовали танковое переговорное устройство и шлемофоны. Однако вместо массовых матерчатых шлемофонов использовались специально разработанные, выполненные из хорошей кожи. Они предназначались как для экипажа, так и для перевозимого командования.
По своим габаритам ВТС «Ладога» почти не отличалось от базового основного танка, но масса сократилась до 42 т. Ходовые характеристики остались на том же уровне. Специальная бронемашина могла передвигаться по дорогам и пересеченной местности и преодолевать препятствия. Предусматривалась ли установка оборудования для подводного вождения – неизвестно.
«Ладога» на испытаниях
В первой половине восьмидесятых на ЛКЗ построили первый образец ВТС «Ладога» и вывели его на испытания. Технику проверяли на разных местностях и в разных условиях. Полигонами для техники стали пустыня Каракум, горные массивы Копетдаг и Тянь-Шань, а также некоторые районы Крайнего Севера. Опытная машина успешно преодолевала назначенные трассы и поддерживала требуемые условия внутри защищенного объема.
Новый этап испытаний и проверки техники в самых сложных условиях начался весной 1986 г. и был связан с аварией на Чернобыльской АЭС. В первых числах мая «Ладогу» с бортовым номером «317» перебросили из Ленинграда в Киев. Далее машина отправилась к месту аварии. Высокозащищенному транспортному средству и его экипажу предстояло проводить разведку местности, а также показывать возможности техники в условиях радиационного загрязнения.
Эксплуатация ВТС «Ладога» в зоне аварии осуществлялась особым отрядом, включавшим экипаж машины, службы санобработки и дозиметрии, а также врачей и специалистов обеспечения. В некоторых рейсах ВТС к экипажу присоединялись представители руководящих органов.
«Ладога» выполняла достаточно сложные работы. Ей приходилось обследовать различные участки местности, проводя наблюдения и выполняя замеры. Осуществлялась видеосъемка объектов, упрощавшая планирование работ. ВТС действовала как на удалении от ЧАЭС, так и непосредственно на ней, в т.ч. в разрушенном машинном зале.
Подобная эксплуатация ВТС «Ладога» продолжалась до начала осени. Затем машина прошла тщательную дезактивацию, и 14 сентября ее отправили обратно в Ленинград. В дальнейшем «Ладога» №317 использовалась в качестве платформы для проведения различных исследований и опытов. После эксплуатации в зоне аварии бронемашина сохраняла хорошее техническое состояние, хотя работа на зараженной местности оставила свои следы.
Малой серией
По разным данным, изделие «Ладога» строилось малой серией. В течение восьмидесятых годов ЛКЗ выпустил не более 4-5 подобных машин, включая опытный образец для испытаний в разных районах страны. К сожалению, подробные сведения о строительстве и эксплуатации такой техники – за исключением борта «317» – пока отсутствуют.
По всей видимости, к дефициту информации привела роль ВТС. «Ладоги» предназначались для обслуживания высшего военного и политического руководства страны, а подобная работа не позволяет публиковать слишком много информации. Время от времени появляются разные отрывочные сведения об эксплуатации или базировании такой техники, но полную картину составить не удается.
К радости любителей военной техники, недавно одно из выпущенных ВТС «Ладога» теперь является общедоступным музейным экспонатом. В конце июля бронемашина с бортовыми номерами «104 / 180» прибыла в филиал парка «Патриот» в г. Каменск-Шахтинский (Ростовская обл.) и вошла в состав его экспозиции.
По тем или иным причинам, музейная «Ладога» на данный момент имеет неудовлетворительное состояние. Отсутствуют некоторые агрегаты, снято внутреннее оснащение обитаемого отсека, имеются многочисленные повреждения как краски, так и самой конструкции. Остается надеяться, что новые хозяева уделят уникальной машине достаточно внимания, и в будущем она будет выглядеть так же, как после выхода из сборочного цеха.
Точные сведения о состоянии и принадлежности прочих выпущенных ВТС «Ладога» пока отсутствуют. Возможно, они появятся в будущем. Также нельзя исключать, что оставшиеся образцы со временем станут музейными экспонатами – как уже выставленная машина «104 / 180».
Редкий бронеавтомобиль АС-1925 «Онега» на базе «ГАЗели» продают по цене Лады Гранты
Кажется, это один из самых дешевых бронеавтомобилей в России
Прямо сейчас в Старом Осколе Белгородской области продают инкассаторский бронеавтомобиль АС-1925 «Онега», превращенный в обычный пятиместный пассажирский автомобиль. Он был выпущен в 1999 году и проехал всего 54 тысячи километров.
Вероятно, этот факт и объясняет его достаточно высокую стоимость — 600 тысяч рублей. С другой стороны, где вы еще найдете настоящий бронеавтомобиль по цене Лады Гранты?
В 1982 году в небольшой мастерской на окраине Ленинграда двое молодых предпринимателей — Дмитрий Парфенов и Геннадий Хаинов — организовали небольшую компанию по производству автомобилей собственной конструкции. В 1992 году она превратилась в акционерное общество «Автостиль».
К середине 90-х годов фирма постепенно перепрофилировалась на изготовление инкассаторских автомобилей на различных шасси. Сначала они сделали АС-1913 «Ладога» на шасси УАЗ, но потом этот проект вырос в более тяжелый АС-1925 «Онега». Мелкосерийное производство стартовало в 1994 году. В качестве партнеров выступал РОСИНКАС.
В качестве основы использовали рамное шасси от недавно появившегося на рынке грузовичка ГАЗ-3302 «ГАЗель». Это было правильное решение, так как разрабатывать собственное шасси совершенно не имело смысла.
Вот только по какой-то причине шасси «ГАЗели» не стали усиливать. Впоследствии эта конструкторская ошибка стала очевидна: «Онеги» часто сталкивались с поломками коробки передач и проседанием подвесок. К тому же мощности штатного 402-го мотора было явно недостаточно для тяжелого бронеавтомобиля.
Но были и плюсы: снаряженная масса «Онеги» не превышала полной массы «ГАЗели», а значит грузовые права были не нужны. Под кузовом из стеклопластика скрывается настоящая бронекапсула, разработанная специально для «Онеги». Она защищает экипаж от обстрела автоматом Калашникова 7,62 мм, при этом пластиковые наружные панели позволили добиться очень приятного и необычного дизайна. Передняя светотехника позаимствована у той же «ГАЗели», хотя ранние версии «Онеги» имели четыре круглые фары.
Доживших до наших дней автомобилей можно посчитать по пальцам. А «Онег» в оригинальном состоянии практически нет. Владельцы автомобилей выкручиваются как могут, ведь запчастей на них уже никто не производит.
Переднюю панель использовали от «ГАЗели» самого первого поколения, поэтому проблем с адаптацией у водителя не будет. Разве что с обзорностью, которая тут определенно хуже, чем в обычной «ГАЗели».
В салоне есть несколько особенностей. Во-первых, переднее пассажирское сиденье вращается вокруг собственной оси, что облегчает посадку на задний диван. В лобовом стекле и дверях вы можете увидеть бойницы для обстрела.
Все бойницы скрыты пластиковыми панелями, а поэтому не видны снаружи. Помех при стрельбе они не создают, так как пластик рассыпается от одного выстрела. А всего бойниц шесть.
Конкретно этот экземпляр не такой, как его серийные собратья. Под капотом стоит V8, а еще продавец сообщает, что у броневика полный привод.
Что за автомобиль необычной формы и громадных размеров примостился в одном из дворов нашего мегаполиса? Люди оборачиваются.
Что за автомобиль необычной формы и громадных размеров примостился в одном из дворов нашего мегаполиса? Люди оборачиваются, фотографируют, замирают, пытаясь определить для чего он нужен. И ведь на самом деле, этот исполин вызывает огромное количество вопросов, на которые в настоящее время уже трудно ответить. Ведь это – инкассаторский броневик АС-1925 Онега, а выпущено их в 90х было совсем немного. Давайте попробуем разобраться.
Сначала немного истории. В 1982 году в небольшой мастерской на окраине Ленинграда двое молодых предпринимателей – Дмитрий Парфенов и Геннадий Хаинов – организовали небольшую компанию по производству автомобилей собственной конструкции. Их первой разработкой стало довольно смелое по дизайну купе «Лаура». Этот проект позволил компании превратиться в филиал НАМИ в Ленинграде. Но уже к 1990 году он перестал существовать, но тут же на его базе Парфенов создал дизайн-центр «Стиль», который к 1992 году превратился в акционерное общество «Автостиль».
Постепенно компания перепрофилировалась на создание инкассаторских и бронированных автомобилей, и производила их на самых различных шасси. В середине 90х она создала уникальный бронеавтомобиль с пластиковым кузовом – АС-1913 «Ладога» на шасси УАЗ. Позже, этот проект развился до более тяжелого автомобиля АС-1925 «Онега».
Мелкосерийный выпуск бронеавтомобилей АС-1925 «Онега» начался в 1994 году совместно с РОСИНКАС. Естественно, разрабатывать собственное шасси не имело смысла, поэтому для броневика использовали шасси ГАЗ-3302 «Газель». При этом его конструкцию практически не усилили, поэтому впоследствии при эксплуатации появлялись некоторые проблемы с надежностью коробки передач, проседанием подвесок и слабым 402-м двигателем. Зато снаряженная масса АС-1925 «Онега» не превышала полной массы Газели.
А знаете, из чего сделан кузов автомобиля? Из стеклопластика. Но из этого материала сделаны только наружные декоративные панели – под ними настоящая бронекапсула, сваренная по собственному дизайну. Плюс такой конструкции в том, что у питерцев получилась цельная защищенная броней капсула и не возникло необходимости гнуть бронелисты под дизайн автомобиля. Естественно, это снизило сложность изготовления, а соответственно и итоговую стоимость. А еще это позволило сделать дизайн бронеавтомобиля очень оригинальным, практически космическим. Кстати, бронекузов защищает от обстрела автоматом Калашникова 7,62 мм.
Стиль бронеавтомобиля АС-1925 «Онега» был отточен еще на АС-1913 «Ладога»: автомобили очень похожи. Но этот экземпляр – поздняя версия, которая отличается применением прямоугольной светотехники от той же Газели и иной решеткой радиатора. Первые модели имели сдвоенные круглые фары, притаившиеся в глубоких «колодцах».
Доживших до наших дней автомобилей можно посчитать по пальцам. А «Онег» в оригинальном состоянии практически нет. Владельцы автомобилей выкручиваются как могут, ведь запчастей на них уже никто не производит. Например, передний бампер оригинальной формы (он изготавливался из стандартного Газелевского добавлением длинной заглушки в верхней части) заменили на стандартный бампер от Газели. Выбора нет.
Зато задний – оригинальный!
Между ассиметричными половинками бронированного лобового стекла – амбразура бойницы, которая открывается ручкой изнутри…
…теперь можно отстреливаться!
Все окна сделаны из толстого бронестекла и усилены по периметру.
Бензобак тоже защищен от пуль. И это правильно.
Стекла, естественно, не опускаются. Поэтому для вентиляции в салоне служит вот этот «грибок» принудительной приточно-вытяжной вентиляции…
… а также люк, который выполняет еще и функцию аварийного.
Внутри изначально была установлена оригинальная панель приборов с рулем от Газели и россыпью круглых приборов от различных русских автомобилей. Но владелец этого автомобиля решил добавить комфорта, и тут появилась вполне современная передняя панель от ГАЗ 3110 Волга.
На месте отсека для ценных вещей теперь размещается комфортабельный диван. Вот только боковых окошек для сидящих сзади нет.
Пассажирское переднее сиденье вращается вокруг своей оси. И садиться удобно, и доступ в грузовой отсек неплохой.
Все бойницы скрыты пластиковыми панелями, а поэтому не видны снаружи. Помех при стрельбе они не создают, так как пластик рассыпается от одного выстрела. Кстати, всего бойниц шесть, включая одну между половинками лобового окна.
Под капотом должен быть хорошо известный всем владельцам Газелей двигатель ЗМЗ 402. Но он откровенно слаб для такой машины, поэтому нынешний владелец автомобиля заменил его на более мощный ЗМЗ 406, а коробку передач – на 5-ступенчатую. Это, конечно, не сделало из броневика спорткар, но все же довольно сносно разгоняет всю эту махину.
Гидроусилителя руля тут нет, а обзорность довольно посредственная из-за узких бронестекол и немалых габаритов автомобиля. Поэтому езда в городе требует определенного привыкания, но по словам владельца, помогает то, что все шарахаются от броневика, как от огромного слона. И это действительно так.
Этот АС-1925 «Онега» можно купить. Он продается в Нижнем Новгороде за 260 000 рублей. Телефон для связи: +7 (908) 234-6317
Бронированный АС-1925 «Онега» для апокалипсиса продают на «Авито»
Броневик АС-1925 «Онега» продается на «Авито» за 350 тысяч рублей. Автомобиль на ходу и имеет бронекапсулу.
Постсоветский инкассаторский бронированный автомобиль АС-1925 «Онега» является блестящим примером мелкосерийного производства в России. Очень редко такие лоты можно увидеть на интернет-площадках по продаже транспорта.
«Редчайший» АС-1925 «Онега» из Петербурга не раз становился участником YouTube-передач. Одно из его дефиле происходило на канале «Обезьяна». Ролик про идеальный для апокалипсиса броневик, как его назвал ведущий, собрал свыше ста тысяч просмотров.
Все есть
Владелец транспорта уверяет, что инкассаторская машина на ходу. Новый обладатель без проблем сможет пользоваться средством передвижения, ведь у автомобиля классическая категория управления класса B.
Машина на ходу. Кузов сделан из стеклопластика, а внутри автомобиля расположена бронекапсула. У транспорта бронирован не только бензобак, но даже его крышка. Броневик стоит на учете на мне. С документами все хорошо, а VIN-номер отлично читается, — написал продавец Юрий.
По словам продавца, в машине есть инструкция по эксплуатации, а также чертежи, заверенные заводом-производителем, акты соответствия безопасности и документы об обслуживании с момента выпуска. В настоящий момент броневик списан с инкассаторской службы. Плюсом редкого авто является наличие кондиционера.
Изначально обладатель машины брал его под тюнинг-проект, однако в итоге не стал им заниматься. Что послужило причиной продажи, неизвестно.
Строительно дорожные машины бронеавтомобили онега ладога
Только мы, знаем, ваши мечты! Коллекционные автомобили, техника и вооружение.
От ретро-старины до концептов будущего
Среди бронированных автомобилей российского производства 90-х годов «Ладога» – это самая интересная разработка, которая выпускалась мелкосерийными партиями на Кировском заводе города Санкт-Петербурга, но к сожалению из-за сложного и тяжелого времени в те годы данный автомобиль не получил продолжения. Мы знаем одно, «Ладога» и её создатель Дмитрий Парфенов, конструкторский гений которого также подарил автомобильному миру такие шедевры как концепт «Лаура», самый быстрый бронированный внедорожник в мире Т-98 «Комбат», оставили яркий след в новейшей истории автомобилестроения.
Не секрет, что в «лихие» 90-е годы броневик спас сотни жизней охранников и инкассаторов при перевозе крупных материальных ценностей и грузов. Эта машина подтверждает мысль, что проще создать новый автомобиль, чем пытаться приспособить для специальных целей уже существующее шасси. Из серийных узлов в «Ладоге» использованы лишь мосты от УАЗа, двигатель от него же (производства Заволжского моторного завода) и некоторые детали салона: сиденья, панель приборов и еще кое-какие мелочи. Все остальное — свое. Конструкторы, пошли своим путем и вместо того чтобы пытаться впихнуть бронелисты в панели какой-нибудь серийной машины, сварили бронекорпус и покрыли его стеклопластиковыми панелями собственного производства. Тем самым создатели машины исключили из технологического процесса работы, связанные с закрыванием всевозможных отверстий и просветов между бронелистами. К тому же получилась очень необычная машина со своим лицом: в городском потоке «Ладога» очень узнаваема.
Отсутствие привязки к какому-то конкретному шасси дает еще одно преимущество — большую гибкость при производстве модификаций. Если заказчик желает иметь более длинную базу или высокую крышу, чтобы внутри машины можно было встать в полный рост, для этого не нужно перестраивать производство. Подобная гибкость производства позволяла обеспечить довольно демократичную для данного сегмента спецавтомобилей цену.
В те времена стартовая цена начиналась с 23 тысячей долларов,не в последнюю очередь за счет использования отечественных агрегатов. Впрочем, у недорогих изделий всегда есть свои недостатки. Двигатель от УАЗа, несомненно, обладает рядом достоинств — он дешев, неприхотлив в обслуживании и прост в ремонте. Но для бронированной машины несколько слабоват. Высокая посадка водителя и маленькие окошки с толстыми стеклами затрудняют маневрирование, но дает возможность почувствовать себя в настоящей безопасности от пуль и осколков. Стекла в дверях броневика бронированные, с подогревом, что дает возможность при зимней эксплуатации иметь всегда хороший обзор. Силовые бампера будут полезны в случае блокирования броневика на дороге. Бронированное авто модели «Ладога» весит около трех тонн, вмещает трех пассажиров и 500 кг груза. Ими пользовались инкассаторы, ОМОН. Кстати, представители Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), когда работали в Чечне, выбрали для себя именно эти машины. Бесспорно, в 90-ые годы Ладога-1913 из-за своей прогрессивной конструкции и невысокой цены, была лидером среди легких городских броневиков, но на данный момент является редким автомобилем, сохранившихся экземпляров насчитывается буквально единицы и у каждого есть своя интересная история. В данных автомобилях перевозили уже ставшие историей ваучеры, акции МММ, предвыборные бюллетени, золото и драгоценные камни.
Одного из наших заказчиков заинтересовал этот экземпляр. По его заданию автомобиль был доставлен в КБ для последующей реставрации и воссоздания облика спецавтомобиля компании «Алроса» по перевозке драгоценных камней в Анголе.
АЛРОСА (Алмазы России — Саха)-российская группа алмазодобывающих компаний, занимающая лидирующую позицию в мире по объёму добычи алмазов. Корпорация занимается разведкой месторождений, добычей, обработкой и продажей алмазного сырья. Основная деятельность сосредоточена в Якутии, а также в Архангельской области и Африке. АЛРОСА добывает 95 % всех алмазов России, доля компании в мировом объёме добычи алмазов составляет 25 %. Компания располагает разведанными запасами, достаточными для поддержания текущего уровня добычи не менее 18-20 лет. Прогнозные запасы АЛРОСА составляют около одной трети общемировых запасов алмазов. В честь компании названа дизель-электрическая подводная лодка Б-871 «Алроса» Черноморского флота Российской Федерации, которая пережила период безденежья главным образом благодаря шефству со стороны якутской компании. В течение примерно двух десятилетий являлась единственной боеспособной подводной лодкой в составе Черноморского флота, поскольку вторая — Б-380 — с 1991 года находилась в ремонте.Так же компания спонсирует Федерацию спортивной борьбы России и премирует борцов за высокие достижения на международной арене. Специально для компании в 2016 году заводом «Тонар» был начат выпуск уникального автопоезда (тягач «Тонар-45252» и двухзвенный прицеп «Тонар-95405») грузоподъемностью 117 тонн.
Огромное значение имеют социальные программы ГРО «Катока» для местного населения: это строительство жилья, школ, детских садов, больниц и медпунктов, дорог, водопроводов в близлежащих поселках; программы в области здравоохранения (борьба с малярией и др. болезнями), борьбы с голодом (продовольственные программы), образования (детей и взрослого населения), спорта, культуры, развития сельского хозяйства в регионе.
Историю автомобиля в период его службы в алмазодобывающей компании АЛРОСА в Анголе и было принято решение увековечить в данном проекте КБ.
Для этого потребовалось воссоздать на автомобиле историческую окраску,устранить косметические дефекты наружных стеклопластиковых панелей, установить бронестекла, демонтировать установленные предыдущим владельцем элементы тюнинга и доукомплектовать необходимым спецоборудованием, таким как СГУ, гусеничные блоки, предупредительные световые сигналы.
Таким образом, в данном проекте специалистам КБ Смирнова очередной раз удалось сохранить для истории редкий отечественный автомобиль и запечатлеть интересный фрагмент его службы.