строение растений в связи с условиями жизни лабораторная работа 9 класс

Презентация к лабораторной работе № 8 «Строение растений в связи с условиями жизни» (9 класс)

строение растений в связи с условиями жизни лабораторная работа 9 класс

Описание презентации по отдельным слайдам:

Лабораторная работа №8 Строение растений в связи с условиями жизни Подготовила: Глушич Ю.Б., учитель биологии ГБОУ СОШ № 15 г. Севастополя

Мезофиты могут переносить непродолжительную и не очень сильную засуху. Это растения, произрастающие при среднем увлажнении, умеренно теплом режиме и достаточно хорошей обеспеченности минеральным питанием.

Суккуленты сочные растения с сильно развитой водозапасающей паренхимой в разных органах. Стеблевые суккуленты – кактусы, кактусовидные молочаи; листовые суккуленты – алоэ, агавы, молодило, очитки; корневые суккуленты – аспарагус. Листья, а в случае их редукции стебли суккулентов имеют толстую кутикулу, часто мощный восковой налет или густое опушение. Устьица погруженные, открываются в щель, где задерживаются водяные пары.

Поперечный срез листа ковыля A – при засухе (лист свернут); Б – во влажную погоду (пластинка листа развернута) Характеризуются низкой транспирацией в засушливый период и могут переносить особенно сильное обезвоживание тканей. Свернутые в трубочку листья имеют внутри влажную камеру. Транспирация идет через погруженные в бороздки устьица внутрь этой камеры, что снижает потери влаги Склерофиты это растения сухие на вид, часто с узкими и мелкими листьями, иногда свернутыми в трубочку. Листья могут быть также рассеченными, покрытыми волосками или восковым налетом. Хорошо развита склеренхима, поэтому растения без вредных последствий могут терять до 25 % влаги не завядая.

Радиальный лист сосны: 1 — эпидерма; 2 — устьице; 3 — гиподерма; 4 — складчатый мезофилл; 5 — смоляные ходы; 6 — эндодерма; 7 — проводящие пучки; 8 — трансфузионная ткань; 9 — склеренхима

Фрагмент поперечного среза листа кувшинки: 1 — верхняя эпидерма с толстой кутикулой и устьицами; 2 — подустьичные воздухоносные камеры; 3 — многослойный палисадный мезофилл; 4 — ветвистые склереиды; 5 — аэренхима; 6 — нижняя эпидерма с опробковевшими клетками Гидрофиты это растения наземно‑водные, частично погруженные в воду, растущие по берегам водоемов, на мелководьях, на болотах. К ним можно отнести тростник обыкновенный, частуху подорожниковую, вахту трехлистную, калужницу болотную и другие виды.

Гидатофиты это водные растения, целиком или почти целиком погруженные в воду. Среди них – цветковые, которые вторично перешли к водному образу жизни (элодея, рдесты, водяные лютики, валлиснерия и др.). Вынутые из воды, эти растения быстро высыхают и погибают. У них редуцированы устьица и нет кутикулы. Транспирация у таких растений отсутствует, а вода выделяется через особые клетки – гидатоды.

строение растений в связи с условиями жизни лабораторная работа 9 класс

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

строение растений в связи с условиями жизни лабораторная работа 9 класс

Курс повышения квалификации

Современные педтехнологии в деятельности учителя

строение растений в связи с условиями жизни лабораторная работа 9 класс

Курс профессиональной переподготовки

Биология: теория и методика преподавания в образовательной организации

Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей

Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик

строение растений в связи с условиями жизни лабораторная работа 9 класс

Номер материала: ДБ-846487

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

строение растений в связи с условиями жизни лабораторная работа 9 класс

Каникулы для школьников в Орловской области продлят до 15 ноября

Время чтения: 1 минута

строение растений в связи с условиями жизни лабораторная работа 9 класс

В Москве увеличат зарплату педагогам

Время чтения: 1 минута

строение растений в связи с условиями жизни лабораторная работа 9 класс

Рособрнадзор проведет исследование качества образования в школах

Время чтения: 2 минуты

строение растений в связи с условиями жизни лабораторная работа 9 класс

Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах

Время чтения: 1 минута

строение растений в связи с условиями жизни лабораторная работа 9 класс

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

строение растений в связи с условиями жизни лабораторная работа 9 класс

В России запустят телепроект о российских вузах

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Лабораторная работа «Особенности строения растений различных экологических групп»

строение растений в связи с условиями жизни лабораторная работа 9 класс

Лабораторная работа «Особенности строения растений различных экологических групп»

Цель: изучить особенности строения комнатных растений различных экологических групп. Научиться составлять описательную характеристику растений.

Оборудование: комнатные растения: колеус, алоэ, бальзамин, бегония, кактус и др.

Ход работы: Рассмотрите несколько комнатных растений. Заполните таблицу.

Размер и окраска листьев, их особенности строения (опушены, расположение)

Листья мясистые, без опушения, сочные, мечевидные по краям которой располагаются колючки. Листья собраны в густые розетки и расположенными в них спиралевидно.

Листья ассиметричные, сердцевидной формы, с мягким заострением. Листовая пластинка без опушения. расположение листьев очередное.

Листья пестрые, ланцетовидные, без опушения, бесчерешковые. Основание листа плотно охватывает стебель. Листорасположение: очередное.

Особенности кожицы, чем покрыта.

Кожица плотная, толстая, покрытая восковым налетом.

Кожица не плотная, тонкая, глянцевая.

Кожица не плотная, тонкая глянцевая.

Особенности других органов

Корневая система мочковатая, хорошо развитая. В комнатных условиях практически не цветет. Стебель укороченный.

Корневая система стержневая, хорошо развитая. Цветки ярко окрашенные. Стебель прямостоячий с ярко выраженными узлами.

Побеги ползучие, хрупкие. Цветки белые с тремя лепестками.

Теневыносливое, теплолюбивое растение

Вывод: Изучив особенности строения комнатных растений: алоэ, бегонии и традесканции, мы смогли определить их принадлежность к разным экологическим группам растений.

Источник

Урок№ 5. Лабораторная работа «Анатомические особенности строения растений в различных условиях жизни»

Тип урока комплексное применение ЗУН учащихся

Формы организации деятельности учащихся

Форма организации работы

В каком случае выбираем ту или иную форму на теоретическом обучении

В каком случае выбираем ту или иную форму на практическому обучении

Когда преподаватель организует выполнение работы парами: сильный учащийся – слабый учащийся. Или два равных по успеваемости.

1.В ходе актуализации опорных знаний, когда предстоящая работа требует серьезного предварительного осмысления. Пары учащихся обсуждают предстоящее задание.

2.В ходе лабораторно-практической работы возможна организация взаимоконтроля и взаимопомощи.

Во время проведения итогов возможна организация взаимной оценки работ.

1.В ходе вводного инструктажа, когда предстоящая практическая работа требует серьезного осмысления, пары учащихся обсуждают предстоящее задание.

2.В ходе практической работы возможна организация взаимоконтроля и взаимопомощи.

3.В ходе заключительного инструктажа возможна организация оценки работы

Среда, условия существования организмов, экологические факторы.

Среда — это все, что окружает организм и прямо или косвенно влияет на его состояние, развитие, рост, выживаемость, размно­жение и многое другое.

Условия существования или условия жизни — это совокуп­ность необходимых для организма элементов среды, с которыми он находится в неразрывном единстве и без которых существо­вать не может.

Живая природа адаптивна. Адаптация- приспособление — совокупность морфологических, анатомиче­ских, физиологических и биохимических механизмов, обеспечи­вающих возможность вид специфического выживания живых организмов при различных условиях среды, в том числе антропо­генных.

Адаптация может идти на различных уровнях организации ор­ганизма: анатомическом, физиологическом, биохимическом, мор­фологическом.

Цель работы: изучить особенности строения водных, полу- водных, лесных, болотных, луговых растений.

Материалы и оборудование: наборы новых лезвий разных ма­рок; пинцеты; препаровальные иглы; мягкие кисточки; предмет­ные и покровные стекла; нарезанные полоски фильтровальной бумаги; микроскопы; фиксированные в 75%-ном растворе спирта листья и стебли растений, необходимых для занятий. Для изго­товления срезов используют простую технику, знакомую студен­там по ботаническому лабораторному практикуму.

Реактивы: флороглюцин (0,5—1%-ный раствор в 50%-ном растворе спирта); соляная кислота; глицерин.

Методические рекомендации к организации занятий. Рекомен­дуется употреблять острые, не использованные лезвия для безо­пасных бритв. Поскольку для разных растений подходят лезвия различных марок, их следует предварительно опробовать и подобрать при подготовке занятия. Объект (лист или стебель растения) держат вертикально, зажимая тремя пальцами левой руки, лезвие — горизонтально, в правой руке. Срез делают ко­сым, скользящим движением, независимо от направления (слева направо или справа налево). Срез должен быть как можно более тонким, прозрачным, площадью в несколько квадратных милли­метров. Для приготовления среза со всей поверхности резать на­чинают с края объекта. Мягкие листья и мелкие объекты реко­мендуется вставлять в расщеп из сердцевины черной бузины и делать через них срез вместе с объектом.

Рекомендуется сделать подряд несколько срезов разными уча­стками лезвия. Снять срезы с лезвия мягкой кисточкой или пре­паровальной иглой, поместить в заранее приготовленную каплю воды на предметное стекло, проверить их качество при слабом увеличении микроскопа. На срезы, находящиеся в капле воды на предметном стекле, капнуть раствором флороглюцина. Через 1,5—2 мин оттянуть реактив фильтровальной бумагой, добавить 1—2 капли дымящей соляной кислоты. После покраснения одре­весневших оболочек снова оттянуть фильтровальной бумагой ре­актив и нанести на срез 1—2 капли глицерина, накрыть покров­ным стеклом и изучить под микроскопом. Проводить реакцию на столике микроскопа нельзя во избежание его порчи парами соляной кислоты. Один из срезов поместить в каплю раствора судана III для окрашивания кутикулы.

Задание 1. Сравнение анатомических особенностей растений из разных мест обитания

Материал: рдест курчавый — (подвод­ный стебель и листья), клевер луговой, пушица влагалищная, багульник болот­ный, рогоз, майник двули­стный.

Ход работы. Приготовьте поперечные срезы частей растений. Для рдеста выберите участки в центральной части листа. Для за­нятия можно использовать также набор готовых препаратов. По­следовательно рассмотрите поперечные срезы, обращая внимание на степень развития указанных ниже признаков. Заполните таб­лицу, сделайте выводы

Анатомические особенности разных растений

Источник

Строение растений в связи с условиями жизни лабораторная работа 9 класс

строение растений в связи с условиями жизни лабораторная работа 9 класс

В 9 классе ученикам предстоит многое изучить. На их пути встанут темы, которые ранее не встречались. Акцента на какую-то определенную тему нет. Это связано с тем, что многие школьники покидают стены родной школы после 9 класса. А в колледжах и техникумах им не дают столько информации, сколько в школе. Еще одна причина углублено изучать биологию именно в 9 классе – это сдача итогового экзамена. Данная дисциплина предоставляется на выбор. Многие ученики не против пройти испытание по данному предмету. Чтобы качественнее изучить материал и хорошо подготовиться к испытанию, ученикам предстоит подключить собственные способы. Чтобы не тратить время на разработку конспектов, можно использовать «ГДЗ по биологии 9 класс рабочая тетрадь Пасечник (Дрофа)». Основной акцент в 9 классе необходимо сделать на следующие темы и разделы:

Скорее всего все темы будут затронуты на экзамене. Если же нет, они пригодятся в написании контрольных работ. Оценка по биологии будет решать судьбу тех, кто решит получать медицинскую профессию.

Особенности ГДЗ по биологии за 9 класс от Пасечника

Пособие дает возможность ученикам не просто выполнить домашнее задание, но и обогатить свой багаж знаний. Он потребуется во многих моментах. Пользоваться решебником достаточно просто. Все потому, что:

Польза решебника

Решебник поможет справиться со многими трудностями. Возможно, кого-то он подтолкнет стать медиком и станет мотиватором для детального изучения биологии.

Источник

Лабораторная работа: Анатомическое сравнение растений разной местности

Лабораторная работа 11 класс

«Сравнение анатомического строения растений разных мест обитания»

Цель: Выяснить особенности строения растений, произрастающих в разных местах обитания

1. Используя различные источники информации, сравнить различные группы растений разных мест обитания

2. Полученные данные занести в таблицу

3. Сделать вывод об относительном характере данных особенностей растений

Лабораторная работа 11 класс

«Сравнение анатомического строения растений разных мест обитания»

произрастают в местах с засушливым климатом.

имеют специальные ткани для запаса воды, мясистые стебли и листья

толстянка, молодило, каланхоэ

обитают в сухих и засушливых зонах

жесткие побеги, имеющие толстую, грубую, препятствующую испарению влаги, кутикулу, сильное развитие механических тканей листа за счет уменьшения клеток и межклеточного пространства. Это позволяет растению терять до 25% влаги без видимых признаков обезвоживания.

Ковыль, саксаул, верблюжья колючка, мирт, маслина, сосна, можжевельник

растения, приспособленные для жизни на подвижных песках

древесные и кустарниковые псаммофиты при засыпании их песком образуют придаточные корни. На корнях развиваются придаточные почки и побеги, если растения обнажаются при выдувании песка Некоторые псаммофиты спасаются от заноса песком быстрым ростом побегов, редукцией листьев, нередко увеличена летучесть и пружинистость плодов. Плоды передвигаются вместе с движущимся песком и не засыпаются им. Псаммофиты легко переносят засуху благодаря различным приспособлениям: чехлы на корнях, опробковение корней, сильное развитие боковых корней. Большинство псаммофитов безлистные или имеют четко выраженную ксероморфную листву. Это значительно сокращает транспирационную поверхность

белый саксаул, кандым, песчаная акация и другие типичные пустынные растения

обитают на влажной почве болотистых лугов и сырых лесов

Большие и тонкие листья со слабо утолщенными клетками эпидермиса, тонкая кутикула, листья на поверхности имеют волоски из живых клеток эпидермиса для увеличения площади листа.

Устьица или находятся вровень с поверхностью листа, или даже приподняты над ней.

Устьица у листьев крупные, но их удельное количество на единицу площади невелико.

Особенностью листьев гигрофитов является наличие специфических образований гидатод, которые способны выделять влагу из листа в капельно-жидкой форме (гуттация).

Обширные межклетники создают общую большую испаряющую поверхность.

Наличие слаборазвитой сетки жилок, т.к. в условиях влажной атмосферы усиление транспирации ведет к лучшему передвижению растворов к побегам.

Слаборазвитая корневая система, наличие длинных стеблей при неразвитости механических тканей, слабое одревеснение стенок сосудов.

Рис, мхи, стрелолист, рогоз, камыш, бегония, росянка

произрастают на открытых, хорошо освещенных солнцем местах, и не переносят длительного затенения, так как при затемнении они испытывают угнетённость, и происходит задержка роста. Для нормального развития гелиофитам необходимо интенсивное солнечное освещение. Взрослые гелиофиты более светолюбивы, чем молодые. Светолюбивые растения характеризуются повышенной интенсивностью процессов фотосинтеза

относительно толстые листья со столбчатой и губчатой паренхимой из мелких клеток, хорошо развитую кутикулу и большое количество устьиц, сосредоточенных преимущественно на нижней стороне листа. Кожица не содержит хлорофилла. Листья чаще всего расположены под большим углом к лучам солнца (иногда почти вертикально) и могут менять положение в зависимости от высоты расположения солнца. Листья гелиофитов, в основном, небольших размеров, могут быть с рассеченной листовой пластинкой, имеют толстую наружную стенку клеток эпидермы, блестящую поверхность или покрыты пушком. У них большое число устьиц на единицу площади, густая сеть жилок, прекрасно развитые механические ткани. В клетках листьев, обращенных к свету, большое количество мелких хлоропластов, которые расположены вдоль стенок и обусловливают характерную окраску листьев. У некоторых растений, например герани, фиалки и др., имеются волоски, рассеивающие яркий свет, защищая листья от перегрева.

Злаки, лиственница, береза, яблоня

растут преимущественно в тенистых местах, куда попадает малое количество прямых солнечных лучей, но они также могут произрастать и на открытой местности. в основном, обитатели нижнего яруса леса.

слабо развита столбчатая и губчатая паренхима, увеличены межклеточные пространства, а сами клетки содержат небольшое количество хлоропластов. Эпидермис очень тонкий, однослойный, его клетки могут содержать хлоропласты (чего нет у гелиофитов), кутикула также тонкая. Устьица на листьях размещаются с обеих сторон с небольшим преобладанием на оборотной стороне.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *