стратегия развития страховой отрасли рф на 2019 2021 годы направление 7 развитие страхования жизни

Страхование жизни в эпоху COVID-19: как изменится рынок в России

стратегия развития страховой отрасли рф на 2019 2021 годы направление 7 развитие страхования жизни

Об эксперте: Иван Чубарь, директор по стратегическому анализу «Росгосстрах Жизнь».

Полисы на хайпе уйдут в историю

Пандемия повлияла и на рынок страхования: компании по всему миру запустили в продажу «страховку от коронавируса». Это чистый маркетинг: COVID-19 сам по себе не является исключением из покрытия по обычным полисам ДМС или из страхования жизни с опцией защиты от критических заболеваний. Достоверных данных об объемах продаж нового продукта пока нет. Но говорить о буме спроса не приходится: полисы и программы страхования, созданные на волне хайпа, традиционно стоят дорого.

Что такое страхование жизни

Пандемия пойдет на спад, а вместе с ней угаснет и интерес к узконаправленному продукту. Зато коронакризис способен подстегнуть спрос на страхование жизни. Хотя нельзя исключать, что рост интереса скорректирует общее снижение доходов потенциальных клиентов. Сейчас в стране растет безработица, которая до пандемии колебалась в районе 4,5%, а теперь, по пессимистичным прогнозам, может достичь 7%. При этом для здоровой экономики нормальным является уровень безработицы не выше 6%. Вслед за снижением занятости упадут и располагаемые доходы населения — примерно на 5% (в 2019 году они выросли менее, чем на 1%). Тем не менее, я уверен, что опасения по поводу кризиса и беспокойство за собственное будущее приведут к осознанному, умеренному потреблению и росту склонности к формированию сбережений.

стратегия развития страховой отрасли рф на 2019 2021 годы направление 7 развитие страхования жизни

стратегия развития страховой отрасли рф на 2019 2021 годы направление 7 развитие страхования жизни

Клиент помолодеет

Сегодня полисы страхования жизни в основном покупают люди около 50 лет и старше. Именно у этой категории россиян сосредоточена значительная часть сбережений. Так же выглядит портрет основного клиента в банковских депозитах.

Клиенты до 30 лет составляют менее процента наших страхователей. Для роста доли таких клиентов необходима системная работа по повышению финансовой грамотности граждан. Это важнейшая задача государственного масштаба, решение которой даст толчок развитию и фондового рынка, и экономики, с одной стороны, и повысит социальную защищенность граждан — с другой.

стратегия развития страховой отрасли рф на 2019 2021 годы направление 7 развитие страхования жизни

Когда люди осознают, что государство может, как и в большинстве стран, обеспечить лишь базовый уровень жизни пенсионера, наш страхователь помолодеет. Молодые люди начнут планировать будущее не на пять-десять, а на 20-30 лет вперед. Это уже происходит, но медленнее, чем хотелось бы.

Как связаны страхование и инвестиции

На российском рынке сравнительно недавно появились полисы страхования жизни, которые не только покрывают жизнь и здоровье человека, но одновременно становятся инструментом накоплений: инвестиционное и накопительное страхование жизни (ИСЖ и НСЖ). Оба варианта дают возможность не только застраховать жизнь, но и накопить нужную сумму или заработать на инвестициях. НСЖ является скорее защитным инструментом, а ИСЖ — доходным.

Полис НСЖ включает в себя две составляющие: защитную и накопительную. Продукт устроен таким образом, что взносы можно уплачивать в рассрочку (например, ежегодно). При этом уже с первого взноса, в случае критических событий с жизнью и здоровьем, человеку будет оперативно сделана страховая выплата. Одно из основных условий договора со страховщиком — это регулярность внесения взносов (например, раз в месяц). Минимальная сумма НСЖ может начинаться уже от 1,5 тыс. руб.

ИСЖ является инвестиционным инструментом, с помощью которого обладатель полиса вкладывает средства в ценные бумаги. Таким образом, страхователь становится участником фондового рынка. В отличие от самостоятельной покупки акций или облигаций, оформление соответствующего полиса автоматически означает защиту от риска потерь: даже в случае неудачного вложения первоначальный капитал возвращается клиенту в 100-процентном размере.

Договоры ИСЖ и НСЖ сроком от пяти лет также позволяют ежегодно получать налоговый вычет в размере 13%.

В развитых странах аудитория страхования жизни гораздо моложе. Там клиенты с юных лет понимают, что должны сами обеспечить пенсию, а не надеяться на государство. Этот паттерн вырабатывался десятилетиями. Страхование жизни, как правило, — только один из пула инструментов пенсионных накоплений, которыми пользуется средний гражданин. Более половины американцев имеют хотя бы один полис страхования жизни, а доля семей, где хотя бы один из супругов купил такой полис — еще выше. Большую часть составляют именно долгосрочные полисы в рамках планов пенсионных накоплений.

стратегия развития страховой отрасли рф на 2019 2021 годы направление 7 развитие страхования жизни

Онлайну не хватает осознанности

Офисы банков еще долгое время будут ключевым каналом заключения договоров страхования жизни, а развитие онлайна будет идти медленно.

Развитию онлайн-каналов продаж страхования жизни долгое время мешала невозможность удаленной идентификации клиента. С решением этого вопроса возможностей приобрести полис онлайн будет все больше, но локомотивом этого процесса должен быть спрос. Пока полностью уходить в онлайн страховщикам рано: инвестиционно-накопительные продукты — довольно сложные, их продажи без личного контакта малореальны.

Клиент-россиянин редко самостоятельно осознает необходимость покупки полиса накопительного страхования жизни и обходится без помощи менеджера при покупке. То же самое происходит и в развитых странах. В США подавляющее большинство полисов продаются агентами.

стратегия развития страховой отрасли рф на 2019 2021 годы направление 7 развитие страхования жизни

стратегия развития страховой отрасли рф на 2019 2021 годы направление 7 развитие страхования жизни

Вопрос низких вычетов

По закону при инвестиционном и накопительном страховании жизни можно получить налоговый вычет в размере 13% от оплаченного взноса. Правда, максимальная сумма, с которой можно получить вычет, ограничена и составляет 120 тыс. руб., причем применяется только для договоров сроком от пяти лет. Таким образом, возместить можно максимум 15,6 тыс. руб.

По результатам 2018 года такой вычет получили менее 180 тыс. граждан. Это немного, учитывая, что за год было заключено более 700 тыс. договоров инвестиционного и накопительного страхования жизни.

стратегия развития страховой отрасли рф на 2019 2021 годы направление 7 развитие страхования жизни

Средний вычет составил около 30 тыс. руб. (то есть, выше максимально возможных 15,6 тыс. руб.). Это примерно соответствует среднему чеку по НСЖ с регулярными взносами. Клиенты, купившие полис ИСЖ, где средний чек выше 500 тыс. руб. или НСЖ с единовременным взносом, скорее всего просто не обращаются за вычетом. Они считают временные затраты на его получение не сопоставимыми с выгодой в размере 15,6 тыс. руб.

стратегия развития страховой отрасли рф на 2019 2021 годы направление 7 развитие страхования жизни

Очевидно, сумму вычета нужно повышать. Его можно объединить с инвестиционным вычетом по индивидуальному инвестиционному счету. Кроме этого, нужно повысить и вычеты по долгосрочным программам, направленным на формирование пенсии.

Кроме этого, нужно повысить и вычеты по долгосрочным программам, направленным на формирование пенсии. Так страхование жизни привлечет самых осторожных клиентов.

Подписывайтесь на Telegram-канал РБК Тренды и будьте в курсе актуальных тенденций и прогнозов о будущем технологий, эко-номики, образования и инноваций.

Источник

Страховой рынок в первом полугодии 2021 года. Восстановительный рост

стратегия развития страховой отрасли рф на 2019 2021 годы направление 7 развитие страхования жизни

Первая половина текущего года ожидаемо оказалась для страхового сектора более продуктивной, нежели первое полугодие 2020-го. Тогда на динамику сильно повлияли жесткие меры по борьбе с пандемией COVID-19, введенные во II квартале.

В этом году страховой рынок показывает хорошие восстановительные темпы, а негативное влияние могут оказать, скорее, регуляторные изменения (новые требования к финансовой устойчивости и платежеспособности страховых компаний с 1 июля). Да и те во втором полугодии еще не коснутся компаний с объемом премий за 2020 год ниже 2 млрд рублей (исключая страховщиков ОСАГО).

А пока аналитики Банки.ру рассмотрели официальные данные и отметили изменения, произошедшие со страховым рынком и его основными участниками в первом полугодии 2021 года.

Старт с низкой базы

Российский страховой рынок в январе — июне 2021 года вырос на 21% по отношению к аналогичному периоду года прошлого. Объем страховых премий составил порядка 894,2 млрд рублей. Совокупные выплаты по всем видам страхования увеличились за год на 29,6% до 384,5 млрд рублей. При этом немного снизилась прибыльность и рентабельность капитала по сектору (24,5% по итогам полугодия против 25,6% за I квартал 2021 года).

Согласно данным Банка России, во II квартале страховой рынок вырос на 38,9% год к году, тогда как I квартал дал только 7,9% роста. Понятно, что слабые показатели II квартала прошлого года повлияли на эти цифры, тем не менее по объемам премий первое полугодие 2021 года опережает не только прошлогодние показатели за тот же период, но и сборы за январь — июнь 2019 года.

Два основных изменения в структуре рынка по видам страхования по итогам полугодия (по отношению к аналогичному периоду прошлого года): рост доли полученных премий от страхования жизни (не в последнюю очередь благодаря росту активизации кредитования и страхования заемщиков) и доли страхования от несчастных случаев. Сокращение свыше 1 процентного пункта показали сборы в сегменте добровольного медицинского страхования (ДМС), ОСАГО и страхования (прочего) имущества юридических лиц.

Здесь надо отметить, что абсолютно все выделенные нами основные сегменты, за исключением страхования имущества юридических лиц, продемонстрировали рост собранных премий относительно первого полугодия 2020 года. Просто лучше всего себя показали именно страхование жизни и страхование от несчастных случаев, увеличив сборы соответственно на 31,3% и 51,5% год к году.

При этом подсегмент страхования жизни заемщика по динамике роста вдвое опережает страхование жизни в целом. Традиционно опережая его и в доле отказов в выплатах по отношению к урегулированным случаям (46,6% против 7,6%). Надо сказать, что ударный рост страхования жизни заемщика обеспечивает и процент отказов: в первом полугодии 2020 года их было существенно меньше — 28,8%. Средние суммы выплат по этому виду страхования и страхованию жизни в целом — на уровне 139,5 тыс. и 238,6 тыс. рублей в январе — июне 2021 года.

Средние выплаты по страхованию от несчастных случаев и болезней, разумеется, ниже — примерно 73,8 тыс. рублей. Но и это внушительная динамика. За январь — июнь 2020 года средняя сумма выплат в этом сегменте едва превышала 40 тыс. рублей. Правда, и доля отказов здесь увеличилась с 10,1% до 24,8%.

Стабильно низкая доля отказов при страховых случаях в сегменте добровольного медстрахования — всего 0,04%. Впрочем, и средняя сумма выплат почти не изменилась и составляет лишь порядка 2,9 тыс. рублей.

Сборы по каско в первом полугодии 2021 года показывают хорошие результаты относительно аналогичного периода прошлого года — рост на 23,3% при увеличении средней выплаты по рынку с 111,7 тыс. до 119,9 тыс. рублей. Премии по ОСАГО в более скромной позиции — плюс 6,3% год к году и почти без изменений по средней сумме выплат: 65,7 тыс. против 65,4 тыс. рублей в первом полугодии 2020 года. Зато отказов по выплатам ОСАГО стало чуть меньше — 2,6% против 3,3% в январе — июне 2021 и 2020 годов соответственно.

Сборы по имущественному страхованию юрлиц — единственный сегмент, не показавший роста в первом полугодии текущего года. А вот премии по страхованию прочего имущества физических лиц приросли на 18,2% год к году при незначительном увеличении отказов по отношению к урегулированным случаям (с 14,8% до 15,7% по первым полугодиям прошлого и текущего годов) и росте средней суммы выплаты по рынку с 42,6 тыс. до 52,3 тыс. рублей за те же временные отрезки.

Лидеры растут быстрее рынка

За первое полугодие 2021 года все лидеры рынка по объему премий демонстрируют рост, причем половина из них растет темпами выше рыночных. Наилучший результат (рост на 51,5%) показывает «Ренессанс Жизнь», имеющая наименьшую долю рынка в десятке лидеров по сборам (2,9% премий от общей суммы по рынку) и демонстрирующая довольно внушительную долю отказов в выплатах (более 26%). Эти цифры комментирует генеральный директор СК «Ренессанс Жизнь» Олег Киселев: «Данные, которые наша компания представляет в отчете за первое полугодие этого года, – это аккумулированные отказы за прошлые периоды, которые были собраны и обновлены в связи с автоматизацией операционного процесса в компании». На втором месте «АльфаСтрахование-Жизнь» (рост на 48,6% по отношению к первому полугодию 2020 года). Отметим, что «Ренессанс Жизнь», «Сбербанк страхование жизни» и «АльфаСтрахование-Жизнь» составляют тройку лидеров по страхованию жизни заемщика, а в этом сегменте традиционно высока доля отказов в выплатах. Основная причина — при кредитовании страхование жизни и здоровья часто оформляется в «добровольно-принудительном» порядке и покрывает лишь серьезные последствия (смерть, инвалидность и т. п.), но далеко не все заемщики читают условия и часто обращаются за выплатой в случаях, не покрываемых имеющейся страховкой. «Сбербанк страхование жизни» занимает третье место по росту собранных премий за первое полугодие 2021 года относительно аналогичного периода прошлого года, но при этом лидирует по доле отказов в выплатах (26,82%).

Наименьший рост (на 7%) в десятке крупнейших компаний демонстрирует СК «СОГАЗ-Жизнь», показывающая крупнейшую среднюю сумму выплаты среди всех лидеров (более 822 тыс. рублей). Наибольшая доля премий в общей сумме страховщиков традиционно принадлежит страховой компании «СОГАЗ», даже без учета отдельных дочерних компаний.

В нашу выборку попали страховые компании с наибольшими объемами премий по итогам первого полугодия 2021 года на рынке в целом и в отдельных его сегментах (выбор сегмента доступен в приложенных таблицах).

Лидером роста (на 105,1%) в сегменте страхования жизни стала СК «Ингосстрах-Жизнь». На 92% улучшила свои показатели компания «Уралсиб Жизнь». Две эти компании замыкают десятку лидеров по сборам, на которую приходится более 88% рынка. В топ-3 по объему премий лучшую динамику показала «АльфаСтрахование-Жизнь» (на 48,3%, с 30,7 млрд до 45,5 млрд рублей). Три компании уменьшили суммы премий относительно первого полугодия 2020 года, самое значительное падение сборов (на 20,4%) за первое полугодие 2021 года у компании «РСХБ-Страхование жизни», которая также имеет наименьшие общую сумму выплат и среднюю сумму выплаты в нашей десятке по страхованию жизни (256,6 млн и 87,14 тыс. рублей соответственно).

Отметим, что средняя выплата по страхованию жизни в январе — июне 2021 года составила 238,6 тыс. рублей (годом ранее — 184,6 тыс. рублей). Но девять из десяти крупнейших страховщиков жизни платят в среднем больше.

В разделе страхования от несчастных случаев наилучшую динамику показала СК «Росгосстрах» (рост более чем на 180%) при минимальной средней сумме выплаты в десятке лидеров (36,5 тыс. рублей, что, правда, немного выше суммы по всему 2020 году). Единственное отрицательное значение (падение на 12,5%) в выборке имеет СК «КАРДИФ». Любопытно при этом, что средняя сумма выплаты СК «КАРДИФ» является наибольшей в нашей десятке (220,13 тыс. рублей). Крупнейшая по размеру собранных премий за полугодие компания «СОГАЗ» увеличила сборы на 75,1% относительно первого полугодия 2020 года — с 40,5 млрд до 71 млрд рублей. Это более 53% от общего объема премий по рынку в сегменте страхования от несчастных случаев. Любопытно, что у компании «СОГАЗ» в сегменте страхования от несчастных случаев одно из наиболее низких отношение суммы выплат к объему привлеченных премий.

Восемь из десяти лидеров в сегменте добровольного медицинского страхования показали положительную динамику сборов за январь — июнь текущего года. Снижение показателя демонстрируют компании «Росгосстрах» и «ВТБ Страхование», причем последняя с огромным отрывом лидирует не только по средней сумме выплаты (41 тыс. рублей), но и по доле отказов в выплатах (более 49%). Наивысший показатель роста сборов по ДМС у компании «АльфаСтрахование» (на 17,1%, с 8,2 млрд до 9,6 млрд рублей). Первое место по объему премий в этом сегменте также остается за компанией «СОГАЗ», собравшей на 9,6% больше премий, нежели в первом полугодии 2020 года, при доле рынка ДМС в 44,5%.

Тот же «СОГАЗ» показывает наилучшую динамику сборов по каско (39,9%) в нашей десятке, лидируя также по средней сумме выплат (более 145 тыс. рублей). Однако по объему премий «СОГАЗ» находится в середине таблицы (7,2 млрд рублей в январе — июне 2021 года), а лидирует «Ингосстрах» (16,7 млрд рублей премий), показавший рост сборов на 26,3%. Все компании, попавшие в топ-10 по премиям в сегменте каско, демонстрируют рост по отношению к первому полугодию 2020 года. Наименьший рост — в 13,5% — продемонстрировала СК «Росгосстрах», а вот отказывает в выплатах эта компания чуть менее чем в 11% случаев, и это самая высокая доля отказов в нашей десятке по каско.

Источник

Стратегия развития страховой отрасли Российской Федерации на 2019-2021 годы

Общее собрание членов Всероссийского союза страховщиков 28 ноября 2018 года утвердило Стратегию развития страховой отрасли Российской Федерации на 2019 – 2021 годы.

Стратегия разработана страховым сообществом при активном участии ООО «РАЭКС-Аналитика» как ответ на динамично изменяющуюся ситуацию на финансовом рынке, в стране и мире в целом, обуславливающую необходимость актуализации стоящих перед страховой отраслью целей и задач, выработки новых подходов и решений.

Глобальной целью Стратегии является комплексное содействие развитию страховой отрасли, в том числе формирование условий для ее превращения в стратегически значимый сектор экономики России, обеспечивающий экономическую стабильность общества и повышение социальной защищенности граждан путем построения эффективной страховой защиты имущественных интересов граждан и хозяйствующих субъектов, а также привлечение инвестиционных ресурсов в экономику страны.

Ключевые меры, предложенные в Стратегии, направлены на расширение страхового рынка и развитие его инфраструктуры, повышение доверия граждан к институту страхования, реализацию потенциала страхования жизни, развитие электронного страхования, противодействие недобросовестным практикам, борьбу со страховым мошенничеством, исключение избыточной регуляторной нагрузки, совершенствование ОСАГО и реформирование сферы ОМС.

С полным текстом данного документа Вы можете ознакомиться по ссылке: Стратегия развития страховой отрасли Российской Федерации на 2019-2021 годы.

Документ, в котором страховое сообщество сформулировало свое видение стратегического развития рынка, создавался в тесном сотрудничестве с Центральным банком Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации. Стратегия обеспечивает преемственность с положениями разработанных мегарегулятором Основных направлений развития финансового рынка Российской Федерации и утвержденной Правительством Российской Федерации Стратегии развития страховой отрасли до 2020 года и, при этом, определяет цели и задачи, исходя из интересов страхового сообщества по развитию страховой отрасли в сложившейся экономической и политической ситуации.

В Стратегии рассматриваются те основополагающие задачи, выполнение которых требует законодательных изменений. При этом на базе Всероссийского союза страховщиков на постоянной основе осуществляется деятельность, направленная на развитие и решение проблем страхового рынка.

Источник

Стратегия развития страховой отрасли Российской Федерации на 2019-2021 годы

Утверждено
решением Общего собрания членов
Всероссийского союза страховщиков
протокол № 21 от 28 ноября 2018 года

ПРЕДПОСЫЛКИ СТРАТЕГИИ

РЕЗЮМЕ

СТРАХОВОЙ РЫНОК СЕГОДНЯ И ЕГО ЦЕЛЕВАЯ МОДЕЛЬ ДО 2021 ГОДА

Направление 8. Совершенствование системы ОМС. Внедрение классических страховых принципов

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ СТРАХОВОЙ ОТРАСЛИ, ТРЕБУЮЩИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ

Задача 8. Совершенствование системы ОМС. Внедрение классических страховых принципов

ПРЕДПОСЫЛКИ СТРАТЕГИИ

Отечественная страховая отрасль, являясь важной частью финансовой индустрии страны, развивается неотрывно как от национального, так и глобального контекста.

Международный финансовый, а значит, и страховой рынок испытывает на себе в настоящее время воздействие разнонаправленных тенденций. С одной стороны, взрывной рост новых технологий ведет к усилению финансовых взаимосвязей и доступности услуг между странами, предприятиями, физическими лицами. С другой стороны, политическое вмешательство приводит к созданию новых торговых барьеров и финансовому протекционизму.

Самыми насущными проблемами глобальных финансовых рынков являются несовершенство регулирования, цифровая революция и макроэкономические риски.

С точки зрения проблемы регулирования Россия является частью системы, созданной после мирового финансового кризиса членами G-20 и координируемой Советом по финансовой стабильности (СФС).

Во исполнение решений двадцатки и СФС Банк России осуществляет меры по совершенствованию регулирования и оптимизации регуляторной нагрузки на участников финансового рынка.

В отношении банковского сегмента введено пропорциональное регулирование и реализованы международные стандарты Базель II и Базель III.

Аналогичные меры предполагается предпринять и в страховом секторе при реализации международного стандарта Solvency II.

Неотъемлемой частью внедрения этих нововведений являются оценка их последствий и эффективные консультации регулятора и участников рынка с целью исключения избыточного регулирования и повышения нерациональной нагрузки. Подобная работа Банком России и объединением страховщиков ведется на постоянной основе.

Кроме того, в соответствии с договором о Евразийском экономическом союзе, заключенном в 2014 году, Минэкономразвития России, Минфин России и Банк России участвуют в работе по гармонизации законодательства государствчленов ЕАЭС в сфере регулирования финансового рынка и формирования к 2025 году единого рынка в области банков, ценных бумаг и страхования.

Правительство Российской Федерации и Банк России уделяют особое внимание развитию взаимодействия с партнерами по БРИКС.

Активное участие в международных интеграционных процессах, в том числе в таких как сотрудничество между странами БРИКС в области международных финансов и построение общего финансового рынка государств ЕАЭС, наряду с позитивными возможностями создания максимально благоприятных условий для населения и бизнеса, а значит, обеспечения устойчивого экономического роста, влечет за собой необходимость постоянной и системной оценки рисков и своевременного реагирования на сопутствующие таким процессам внешние вызовы.

Влияние цифровой революции кардинально меняет финансовые рынки с точки зрения каналов дистрибуции, управления активами и защиты персональных данных. Кроме того, цифровая революция добавляет в матрицу риск-менеджмента всех (и финансовых, и не финансовых) организаций новые информационные риски (киберриски), которые должны быть учтены для обеспечения непрерывности операционных бизнес-процессов.

Цифровизация устранила ряд традиционных барьеров входа на рынок и расширила линейку предложения. Все это приводит, с одной стороны, к росту конкуренции и децентрализации, но с другой, появление гигантских технологических компаний, таких как Фейсбук, Алибаба, Самсунг и т.п. создает предпосылки для доминирования финтехплатформ в результате возможности агрегирования больших данных, не поддающегося ограничению при нынешнем уровне регулирования.

В КНР, к примеру, 92% студентов осуществляют все свои платежи через мобильные устройства, используя при этом возможности, предоставленные облегченными режимами регулирования для сегмента недорогих товаров и услуг[1]. К глобальным макроэкономическим рискам, в первую очередь, относятся реальные и номинальные низкие ставки, как в кратко, так и долгосрочном плане. Устойчивые низкие ставки могут негативно сказаться на финансовой системе двояким образом: стимулируя аппетит к риску за пределы сдержанности и создавая проблемы для устойчивости генераторов «длинных денег», в частности страховщиков жизни и пенсионных фондов. (К примеру, по данным Европейского управления страхованием и профессиональными пенсиями более 50% европейских страховщиков жизни гарантировали своим клиентам инвестиционный доход, превышающий процент по 10-летним облигациям[2]). Это не может не сказываться на финансовой устойчивости и ведет к попытке ее восстановления за счет более высокорисковых операций.

На уровне государственной политики это подталкивает к попытке повлиять в свою пользу на глобальный спрос путем проведения протекционистской политики и конкурентной девальвации. Для того чтобы избежать негативных последствий подобной политики, которая уже проявилась в торговых войнах и санкционных режимах, нужны скоординированные международные действия.

Вышеуказанные мировые тенденции находят свое отражение в деятельности российского мегарегулятора – Центрального банка Российской Федерации. В Основных направлениях развития финансового рынка Российской Федерации (ОНФ РФ) на каждый очередной период они анализируются и адаптируются к национальным целям и мероприятиям по развитию.

Необходимо отметить, что Банк России при подготовке ОНФ РФ проводит консультации с объединениями банков, страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов. Такой подход, очевидно, обусловлен

стремлением регулятора к консолидации усилий всех участников финансового рынка для реализации своих инициатив.

Применительно к страхованию ОНФ РФ определяют такие значимые векторы взаимодействия и реализации как:

— обеспечение защиты прав потребителей финансовых услуг и инвесторов, повышение финансовой грамотности населения Российской Федерации;

— повышение уровня доступности и качества финансовых услуг для населения;

— противодействие недобросовестным практикам, профилактика и пресечение правонарушений на финансовом рынке;
развитие корпоративных отношений;

— совершенствование надзорного подхода Банка России и др.

Страховое сообщество считает все обозначенные Банком России направления значимыми. Часть из них уже нашли свое отражение в настоящей Стратегии. По прочим требуется дополнительная проработка для определения конкретных целей и задач, по результатам которой они также войдут в периметр реализации.

Столь же значимой для определения векторов развития страхового рынка является утвержденная Правительством Российской Федерации Стратегия развития страховой отрасли до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2013 г. № 1293-р) (далее – Стратегия Правительства). Настоящая Стратегия развития страховой отрасли Российской Федерации на период до 2021 года (далее – Стратегия) разработана в соответствии с обозначенными в указанной Стратегии Правительства целями и задачами и призвана развить ее положения с учетом новых реалий страхового рынка. Развитие страхового рынка сопровождается возникновением внешних и внутренних вызовов, которые требуют принятия новых решений и мер, иных подходов и технологий. Настоящая Стратегия призвана, опираясь на стратегические документы регулятора и Минфина России, определить цели и задачи, стоящие перед страховым сообществом в среднесрочной перспективе, а также указать направления деятельности и меры, реализация которых должна привести к их достижению.

Глобальной целью настоящей Стратегии является комплексное содействие развитию страховой отрасли, в том числе формирование условий для ее превращения в стратегически значимый сектор экономики России, обеспечивающий экономическую стабильность общества и повышение социальной защищенности граждан путем построения эффективной страховой защиты имущественных интересов граждан и хозяйствующих субъектов, а также привлечение инвестиционных ресурсов в экономику страны.

Таким образом, настоящая Стратегия обеспечивает преемственность с положениями ОНФ РФ и Стратегии Правительства и, при этом, определяет цели и задачи, исходя из интересов страхового сообщества по развитию страховой отрасли в сложившейся экономической и политической ситуации.

РЕЗЮМЕ

Потенциал страховой отрасли можно раскрыть, определив основные направления и сформировав стимулы для ее развития. Переход к целевой модели развития страхового рынка позволит ему в большей мере выполнять свою ключевую миссию – поддержание экономической безопасности, обеспечение социальной защиты граждан и предоставление долгосрочных инвестиций для развития экономики.

Развитие страхового рынка носит инерционный характер. За последние пять лет доля страхования в ВВП России выросла на 0,2 п.п.: в 2012 году значение показателя было на уровне 1,2%, по итогам 2017 года оно составило 1,4%. Для сравнения, в странах Евросоюза отношение страховой премии к ВВП по различным источникам составляет в среднем от 6,13%[3] до 8%[4]. Уровень проникновения страхования в России также невысок (по итогам 2017 года объем страховой премии в расчете на одного жителя России составил всего 8,7 тыс. рублей), что, помимо низких доходов населения, и низкой доли среднего класса – основного потребителя страховых услуг, также свидетельствует об отсутствии действенных стимулов к приобретению страховой защиты и недостаточно высоком доверии к институту страхования.

В то же время, страховой рынок имеет значительный потенциал, который можно реализовать, определив основные направления развития, выявив и преодолев имеющиеся препятствия.

В настоящей Стратегии рассматриваются те основополагающие задачи, выполнение которых требует законодательных изменений. При этом на базе Всероссийского союза страховщиков на постоянной основе осуществляется деятельность, направленная на развитие и решение проблем страхового рынка.

Ключевые меры, предложенные в Стратегии, направлены на расширение страхового рынка и развитие его инфраструктуры, реализацию потенциала страхования жизни, повышение доверия к институту страхования, противодействие страховому мошенничеству, исключение избыточной регуляторной нагрузки, совершенствование ОСАГО и реформирование сферы ОМС.

Направление 8. Совершенствование системы ОМС. Внедрение классических страховых принципов

Страховой рынок сегодня:

Реализуемая в настоящее время в Российской Федерации модель осуществления обязательного медицинского страхования (ОМС) не базируется на классических страховых принципах, предусматривающих передачу ответственности за управление рисками страховым медицинским организациям (СМО). Отсутствуют такие основные страховые функции, как рисковая и инвестиционная, существенно урезана организационная составляющая деятельности СМО. Все это препятствует полноценному использованию страховых механизмов для финансирования оказания медицинской помощи гражданам. Кроме того, на рынке отсутствует взаимосвязь между обязательным (ОМС) и добровольным медицинским страхованием (ДМС), что приводит к дублированию одних и тех же услуг в рамках указанных видов страхования и не способствует экономии затрат ни бюджетных средств, ни средств компаний-страхователей по ДМС.

Сфера ОМС в России требует совершенствования в свете развития отечественной системы здравоохранения в направлении пациентоориентированности: повышения качества и доступности медицинской помощи.

Обязательное медицинское страхование является одним из действенных механизмов решения государственных задач по повышению основных показателей здоровья населения и увеличению продолжительности жизни в стране.

Современная российская модель финансирования здравоохранения может быть охарактеризована как смешанная, в рамках которой одновременно действуют как формальные институты ОМС, так и механизмы государственно-распределительной системы. При наличии в сфере ОМС конкурирующих страховых медицинских организаций (СМО) их потенциал на текущий момент используется недостаточно. В настоящее время СМО при осуществлении деятельности по обязательному медицинскому страхованию не несут страховых рисков, они выполняют важный, но ограниченный набор административных функций, не располагая при этом адекватным механизмом влияния на повышение качества и эффективности работы медицинских организаций, поведение потребителей и снижение издержек в сфере ОМС.

В сфере ОМС отсутствуют механизмы, способствующие рациональному потреблению застрахованными медицинских услуг. Несмотря на динамичный рост затрат на здравоохранение, очевидно требуется повышение мотивации к применению концепции «бережливое производство».

Несмотря на то, что определение границ ОМС является необходимым и важнейшим направлением дальнейшего реформирования системы здравоохранения, и, в том числе самой сферы ОМС, в настоящее время программа государственных гарантий не конкретизирована и не лимитирована – не соблюден баланс между финансовой обеспеченностью и заявленными гарантиями бесплатной медицинской помощи. Отсутствие конкуренции между медицинскими

организациями; размытие средств обязательного медицинского страхования, предназначенных для оплаты случая лечения, через ежемесячное финансирование медицинских организаций по подушевому нормативу прикрепленного населения, исключает принцип «деньги идут за пациентом» и провоцирует развитие необоснованных платных медицинских услуг и теневых платежей.

СМО, являясь плательщиком за оказанную медицинскую помощь, не имеют достаточных возможностей влиять на тарифную политику в сфере ОМС. Тарифы устанавливаются соглашением между членами Комиссии по разработке территориальной программы ОМС субъекта Российской Федерации. У СМО нет права на их дифференциацию в зависимости от качества предоставляемой

медицинской помощи застрахованному контингенту.

Объемы медицинской помощи, подлежащие оплате за счет средств ОМС, распределяются между СМО и медицинскими организациями указанной Комиссией в рамках утвержденных объемов и стоимости территориальной программы ОМС на соответствующий год. Риски по оплате сверхнормативных объемов медицинской помощи, оказываемых медицинскими организациями, из всех участников отношений в рамках обязательного медицинского страхования несут только СМО, при отсутствии возможности формирования соответствующих резервов, то есть, не имея соответствующих источников финансирования.

Механизма дофинансирования медицинской помощи сверх утвержденных программой ОМС объемов нет. Данный вопрос законодательно не урегулирован.

В действующей модели обязательного медицинского страхования отсутствует система перераспределения медицинской помощи между медицинскими организациями с учетом качественных показателей и потребностей ее предоставления застрахованным. СМО в настоящее время не имеет возможности направлять граждан в другие медицинские организации, оказывающие более качественную медицинскую помощь, что не способствует повышению качества и доступности медицинской помощи.

У СМО отсутствуют действенные механизмы влияния на медицинские организации, позволяющие существенно ограничить практику приписок и назначения необоснованного лечения, что впрямую влияет на эффективность расходования государством ресурсов.

Из-за отсутствия дифференциации размера штрафных санкций к СМО страховые организации вынуждены платить Территориальным фондам обязательного медицинского страхования штрафы, несоразмерные тяжести допущенных нарушений. Это отвлекает средства, передаваемые государством СМО для выполнения возложенных на них действующим законодательством Российской Федерации функций.

График 22. Структура средств по ОМС[5]

Целевая модель:

В сфере ОМС должна быть разработана конкурентная (рисковая) модель, должна быть утверждена дорожная карта, включающая все необходимые мероприятия по ее внедрению, в том числе предусмотрены этапы проведения пилотных проектов в выбранных субъектах Российской Федерации.

Страховые медицинские организации являются связующим звеном между застрахованными лицами и медицинскими организациями, поэтому они оказывают определяющее влияние на эффективность системы.

При разработке рисковой модели ОМС должно быть предусмотрено возложение финансовой ответственности за лечение пациентов на СМО, что будет мотивировать их на обеспечение доступной и качественной медицинской помощи застрахованным. В такой рисковой модели ОМС СМО должны стать заказчиками и информированными плательщиками медицинских услуг для своих застрахованных. Подобные изменения компетенций могут быть реализованы при изменении статуса СМО.

Кроме того, СМО должны иметь возможность влиять на финансовую мотивацию медицинских организаций, составлять рейтинги и давать пациентам рекомендации по выбору медицинских организаций, обладать правом маршрутизировать пациентопоток, что может стимулировать конкуренцию между медицинскими организациями и будет способствовать повышению качества и эффективности медицинской помощи.

Внедрение системы перераспределения медицинской помощи между медицинскими организациями с учетом качественных показателей и потребностей, застрахованных также будет способствовать повышению качества медицинских услуг.

Кроме того, необходимо пересмотреть вопросы тарифообразования в системе ОМС, предоставить право СМО дифференцировать тарифы в зависимости от качественных показателей оказания медицинской помощи.

Роль СМО в управлении расходами и качеством должна усиливаться одновременно с совершенствованием механизмов выравнивания рисков государством. Для создания таких механизмов потребуется углубление дифференциации подушевых нормативов с учетом информации не только о поле, возрасте и регионе проживания застрахованного, но и о наличии хронических заболеваний.

Конкретизация обязательств в сфере ОМС создаст стимул для развития добровольного медицинского страхования, дополняющего ОМС, сохраняя при этом для гражданина право использовать возможности государственной системы медицинского страхования.

Необходимо, в соответствии с классическими страховыми принципами, обеспечить формирование страховых резервов СМО.

Конкретизация перечня медицинских услуг и условий оказания этих услуг гражданам, предоставляемых бесплатно в рамках системы ОМС, повысит транспарентность и эффективность взаимодействия СМО и медицинских организаций.

Дифференциация размера установленных штрафных санкций к СМО за допущенные нарушения в зависимости от их тяжести снизит нагрузку на страховые медицинские организации и позволит установить необходимый уровень обеспечения исполнения страховыми медицинскими организациями обязательств, стимулирующий к надлежащему и полному выполнению

Также важно обеспечить, чтобы контроль за деятельностью СМО территориальными фондами ОМС был организован с учетом реализации концепции централизации управления Фондов ОМС и погружения классических страховых принципов в сферу ОМС.

Задача 8. Совершенствование системы ОМС. Внедрение классических страховых принципов

8.1. Проработка поэтапного перехода к модели ОМС, основанной на классических страховых принципах (рисковой модели), с закреплением статуса СМО, проведение пилотных проектов в отобранных регионах.

8.2. Подготовка предложений по конкретизации Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и в ее составе программы ОМС по перечню медицинских услуг и условиям их предоставления.

8.3. Проработка вопроса об организации контроля за деятельностью СМО территориальными фондами ОМС в рамках построения риск-ориентированной модели.

8.4. Решение проблемы возникновения сверхнормативных объемов медицинской помощи. Установление принципа распределения медицинской помощи между медицинскими организациями с учетом качественных показателей и потребностей ее предоставления застрахованным.

8.5. Внесение изменений в часть 13 статьи 38 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» в части дифференциации размера штрафных санкций к СМО, которые должны быть соразмерны тяжести нарушений.

8.6. Законодательное закрепление статуса страховых представителей.

[1] The global financial and monetary system in 2030 World Economic Forum, May 2018,

[5] Источник: RAEX (Эксперт РА) по данным Банка России

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *