стратегия бизнеса как создать и воплотить ее в жизнь
Описание книги «Стратегия бизнеса: как создать и воплотить ее в жизнь с активным участием команды. Практикум»
Описание и краткое содержание «Стратегия бизнеса: как создать и воплотить ее в жизнь с активным участием команды. Практикум» читать бесплатно онлайн.
Стратегия бизнеса: как создать и воплотить ее в жизнь с активным участием команды. Практикум
© Жураковская Н. Е., иллюстрации, 2018
Я не говорю о том, что такое свет.
Я просто помогаю вам открыть глаза, чтобы вы сами его увидели.
Будда. Алмазная сутра
Я очень рад, что наконец накопил достаточно опыта и написал эту книгу. Что появилось время на это – книга требует минимум года плотной работы, когда я реже отдыхаю, меньше вижу близких и путешествую. Но книги стоят того, ведь каждая из них – как ребенок: родной и близкий. Книга живет долгие годы на пользу людям и на радость автору.
Тема стратегии интересует меня давно. Мы затрагиваем ее почти в каждом разговоре с клиентами, прорабатываем на каждой сессии. Однако как-то неявно. Потому что сама потребность в ясной стратегии появляется у собственника бизнеса и его топов не сразу: до этого нужно дозреть.
• Обычно сначала стараются добиться высоких продаж, чтобы занять место под солнцем.
• Потом выстраивают производство (если оно есть), логистику и т. п.
• После этого постепенно разбираются в финансах.
• Как-то управляют персоналом.
• Некоторые доходят до осознанного управления архитектурой бизнеса: процессами, оргструктурой и т. д.
• И вот тогда есть шанс, что появится свободное сознание: подумать о стратегии, ценностях, корпоративной культуре и прочих «высоких материях».
Александр Межевов, сооснователь торгово-производственной компании Green Trees (новогодние товары и услуги), Коломна: Только 10 % компаний имеют стратегию и реализуют ее![1]
Марс Гимадеев, собственник и руководитель компании «Станнум» (производство и продажа мебели под заказ), Казань: Когда создаешь маленький бизнес типа «Рога и копыта», чтобы просто заработать какие-то деньги, нет возможности подумать об основательных, основополагающих вещах, фундаменте. Первые попытки планового развития компании приходят, когда натыкаешься на действительно неразрешимые проблемы на текущем уровне развития собственника и его бизнеса.
Осознанность в этом пришла к нам, когда мы несколько раз попробовали ставить цели на несколько лет. С каждой новой попыткой происходило созревание – изменение мышления, желаний, потребностей, убеждений, поведения – и приходил определенный опыт. Так что делать попытки и подходы нужно, пускай они будут поначалу не очень прямые и стройные.
Когда я только начинал продвигать технологию «наведение порядка в бизнесе»[2], на меня смотрели как-то странно: «О чем это ты?» Прошло десять лет, и для многих руководителей это стало понятным: например, от бизнес-процессов уже не шарахаются, многие стремятся отладить их в своих компаниях.
В книге я делюсь нашим опытом работы над стратегией в компаниях России и стран СНГ – от холдингов до среднего и малого бизнеса, в различных отраслях: девелопмент и строительство, всевозможные производства, услуги, торговля, ИТ, инжиниринг и т. д. Рассказываю о находках, успехах и трудностях. Вы изучите не только пошаговую технологию, но и живые примеры от владельцев и топов.
Надеюсь, книга получилась практичной и легкой в восприятии.
Честно говоря, у меня есть несколько личных целей написания этой книги.
• Во-первых, копнуть глубже, чем это обычно получается сделать на корпоративных сессиях и бизнес-лагерях. Для меня это особое интеллектуальное удовольствие. Каждой книгой удается продвинуть свою мысль, а также рынок и бизнес-сообщество в целом на несколько шагов вперед.
• Во-вторых, освободить сознание для новых пониманий. Так бывало и прежде: с проектным управлением (которому я посвятил несколько лет), с наведением порядка в целом, а потом отдельно – с бизнес-процессами и вовлечением людей в развитие бизнеса[3]. Когда выкладываю тему на бумагу, могу двигаться дальше: в углубление прошлых областей и новые сферы. Ведь мне интересно очень многое!
Возможно, вы хотите знать, связана ли эта книга с двумя предыдущими. Да, конечно! Я развиваю единую систему знаний и методик[4]. Систему, которая будет актуальна десятилетия спустя, а не набор разрозненных фишек, устаревающих за несколько лет.
В новой книге я подробно раскрываю темы, которых прежде касался лишь вскользь. Также я включил фрагменты статей, написанных за прошедшие годы. А главное – практический опыт и свое нынешнее понимание.
При отладке своего бизнеса рекомендую в комплексе использовать мои книги, а также книги коллег по команде[5]. Я часто делаю ссылки – это позволяет глубже проработать ту или иную тему.
По стратегическому управлению в мире написано много литературы. Моя книга не является компиляцией других источников, она описывает наш практический опыт работы с клиентами[6]. Я не претендую на полноту и окончательную истину – наверняка через несколько лет наработаю еще много всего, напишу об этом в статьях и / или новых изданиях книги[7]. В некоторых местах я ссылаюсь на других авторов, чьи мысли считаю ценными. Вы можете изучать их труды, сравнивать подходы, искать крупицы золота. Однако не стоит перегружать голову знаниями, особенно теоретическими: от их избытка в мозгах часто образуется каша. Осознанно выберите какой-либо подход и настойчиво следуйте ему на практике.
Я всегда открыт для общения и отвечаю на письма (хотя это может занять некоторое время). Пишите на [email protected]
Вы можете получить мои консультации по темам этой книги и не только. Обычно я консультирую через Интернет, реже очно (в Москве или во время поездок). Мы с клиентом обсуждаем текущее положение дел в бизнесе, его задачи и проблемы, намечаем пути решения. А также, если возникает потребность, можем подумать, как вам сделать свою жизнь более гармоничной: я не только бизнес-консультант, но и психотерапевт.
Как правило, мы работаем с управленческими командами компаний в режиме стратегических сессий, сопровождаем в ходе изменений. Летаем и ездим в разные города и страны. Для небольших компаний есть экономформаты.
Несколько раз в год мы проводим в России и за рубежом бизнес-лагеря, где собираются владельцы и топы разных компаний. Там мы детально прорабатываем подходы и технологии, описанные в наших книгах, на живых примерах из бизнеса участников. Туда съезжаются активные и светлые люди, нацеленные улучшать свой бизнес и окружающий мир. Это польза и отдых одновременно, обмен опытом, новые партнеры и друзья, заряд энергии и здоровья. Многие приезжают с семьями, с детьми.
Также мы проводим практикумы, мастер-классы и конференции.
Заходите на сайт www.mrybakov.ru – там много интересных и полезных материалов: сотни наших статей, видео и пр. В них продолжение наших книг, практические рекомендации по бизнесу, и не только. На сайте вы можете подписаться на бесплатную рассылку (она регулярно выходит с 2007 года), чтобы получать новые статьи и анонсы о мероприятиях.
Вы можете найти на Facebook меня, а также наши сообщества: «Как навести порядок в своем бизнесе» (советы по бизнесу) и «От карьеры к свободе» (вдохновение на каждый день).
Мне важна ваша обратная связь. Присылайте отзывы на книгу: благодарности, сомнения, критику. Пишите о своем опыте применения полученных знаний и о результатах, примеры в будущие издания книги.
Мы не сможем решить наши проблемы на том же уровне мышления, на котором они были созданы[8].
Про стратегию в бизнесе говорят много. Причем часто имеют в виду совершенно разное, например:
• Собственники и топы мечтают выйти из текучки и «заняться стратегией».
• Разрабатывают документ «Стратегия компании на такой-то период» – сами или с привлечением дорогих консультантов.
• Проводят стратегические сессии.
• Создают в компании должность директора или целый департамент по стратегическому развитию.
• Выделяют стратегических клиентов и партнеров.
То есть, говоря «стратегия», «стратегический», имеют в виду все важное, что не является текучкой и рутиной. И мечтают об этом.
При этом со стратегией связано много парадоксов.
• С одной стороны, когда удается создать сильную стратегию, владелец ощущает ясность сознания и огромную радость.
Андрей Олейник, хозяин сети хостелов и отелей «Наш общий дом», бизнес-лагерь «Этномир-2017», после первого модуля, посвященного разработке стратегии: Я уже получил то, за чем приехал. Остальное будет бонусом.
Рецензии на книгу « Стратегия бизнеса. Как создать и воплотить ее в жизнь с активным участием команды. Практикум » Михаил Рыбаков
Приветствую вас, друзья!
Предлагаю вашему вниманию книгу «Стратегия бизнеса: как создать и воплотить ее в жизнь с активным участием команды» от издательства Михаила Рыбакова.
Мне понравилось, что эту книгу автор написал в качестве исследования, чтобы копнуть глубже, чем удается на выступлениях, бизнес-лагерях, сессиях, а также для того, чтобы освободить сознание для новых открытий и глубинного понимания.
Данная книга является продолжением его предыдущих книг о управлении проектами. Мне импонирует, что автор выступает за единую систему знаний и методик. Он пишет: “Я развиваю единую систему … которая будет актуальна десятилетия спустя, а не набор разрозненных фишек, устаревающих за несколько лет”.
Основная аудитория Михаила Рыбакова – это управленческие команды, с которыми он работает в режиме стратегических сессий, сопровождает их в ходе изменений.
Понравилось, что книга создана для людей, владеющих навыками скорочтения и умеющих работать с большими объемами информации. Поэтому здесь определенный графический дизайн, который облегчает работу с этой книгой. Есть веселые рисунки, картинки, схемы.
Интересно, что в книге есть фрагменты сессий Михаила Рыбакова в формате диалогов, это очень оживляет книгу. А истории и практические инструменты помогают двигаться самостоятельно.
Также автор близок мне по ценностям, потому что для него бизнес-работа – это важная часть жизни, но это не то, ради чего стоит жить в первую очередь. Для него семья на первом месте.
И в завершение рецензии хочу привести цитату: «Стратегия важна, но ее одной недостаточно. Важно, чтобы ваша компания и команда были способны ее реализовать. Для этого надо отладить работу компании подобно технологиям из моих прошлых книг».
Желаю вам огромного успеха и самое главное? выстроить свою стратегию и добиться ярких результатов в этой области!
С уважением, Александра Рудаманова
Стратегия бизнеса: как создать и воплотить ее в жизнь с активным участием команды. Практикум
В книге дана пошаговая технология разработки стратегии. Выполнив практические задания, вы сможете ясно увидеть путь своего бизнеса из текущего состояния (точка А) в желаемое (точка Б) на основании:
• понимания своих клиентов и их потребностей;
• развития продуктовой линейки: товаров и услуг;
• хорошего знания конкурентов;
• понимания своих преимуществ и уникальности;
• осознания трендов, угроз и возможностей;
• умения привлекать клиентов и развивать отношения с ними;
• реалистичной оценки своих ресурсов.
Вы построите стратегию на крепком фундаменте миссии и ценностей. Поймете, как стратегия организации связана с ее архитектурой: бизнес-процессами, оргструктурой и пр. Сможете развивать культуру компании на основе ее стратегии, а также опираться на особенности культуры при развитии стратегии.
Автор показывает, как воплотить стратегию в жизнь, чтобы она не осталась лишь на бумаге. Большое внимание уделено вовлечению команды в развитие бизнеса.
Книга написана простым, доступным языком. Основана на опыте работы с управленческими командами в различных отраслях: девелопмент и строительство, всевозможные производства, услуги, торговля, ИТ, инжиниринг и т. д. От холдингов до среднего и малого бизнеса.
Примеры, схемы и рисунки оживляют методику.
Это система, которая будет актуальна десятилетия спустя, а не просто набор разрозненных фишек.
Для собственников бизнеса и руководителей. Также книга будет полезна бизнес-консультантам и тренерам.
Стратегия бизнеса: как создать и воплотить ее в жизнь с активным участием команды. Практикум
В книге дана пошаговая технология разработки стратегии. Выполнив практические задания, вы сможете ясно увидеть путь своего бизнеса из текущего состояния (точка А) в желаемое (точка Б) на основании: • понимания своих клиентов и их потребностей; • развития продуктовой линейки: товаров и услуг; • хорошего знания конкурентов; • понимания своих преимуществ и уникальности; • осознания трендов, угроз и возможностей; • умения привлекать клиентов и развивать отношения с ними; • реалистичной оценки своих ресурсов. Вы построите стратегию на крепком фундаменте миссии и ценностей. Поймете, как стратегия организации связана с ее архитектурой: бизнес-процессами, оргструктурой и пр. Сможете развивать культуру компании на основе ее стратегии, а также опираться на особенности культуры при развитии стратегии. Автор показывает, как воплотить стратегию в жизнь, чтобы она не осталась лишь на бумаге. Большое внимание уделено вовлечению команды в развитие бизнеса. Книга написана простым, доступным языком. Основана на опыте работы с управленческими командами в различных отраслях: девелопмент и строительство, всевозможные производства, услуги, торговля, ИТ, инжиниринг и т. д. От холдингов до среднего и малого бизнеса. Примеры, схемы и рисунки оживляют методику. Это система, которая будет актуальна десятилетия спустя, а не просто набор разрозненных фишек. Для собственников бизнеса и руководителей. Также книга будет полезна бизнес-консультантам и тренерам. Михаил Рыбаков (www.mrybakov.ru) – бизнес-консультант, модератор стратегических сессий, психотерапевт. Основатель команды «Михаил Рыбаков и Партнеры». В бизнесе с 1997 года. Автор двух деловых бестселлеров, фильма «От карьеры к свободе», сотен публикаций, организатор ежегодных бизнес-мероприятий в России и за рубежом. По образованию – системный аналитик (экономика, ИТ) и психотерапевт (гештальт). Помогает владельцам и управленческим командам частных рыночных компаний. Второе издание стереотипное.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Стратегия бизнеса: как создать и воплотить ее в жизнь с активным участием команды. Практикум предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
© Жураковская Н. Е., иллюстрации, 2018
Я не говорю о том, что такое свет.
Я просто помогаю вам открыть глаза, чтобы вы сами его увидели.
Будда. Алмазная сутра
Я очень рад, что наконец накопил достаточно опыта и написал эту книгу. Что появилось время на это — книга требует минимум года плотной работы, когда я реже отдыхаю, меньше вижу близких и путешествую. Но книги стоят того, ведь каждая из них — как ребенок: родной и близкий. Книга живет долгие годы на пользу людям и на радость автору.
Тема стратегии интересует меня давно. Мы затрагиваем ее почти в каждом разговоре с клиентами, прорабатываем на каждой сессии. Однако как-то неявно. Потому что сама потребность в ясной стратегии появляется у собственника бизнеса и его топов не сразу: до этого нужно дозреть.
• Обычно сначала стараются добиться высоких продаж, чтобы занять место под солнцем.
• Потом выстраивают производство (если оно есть), логистику и т. п.
• После этого постепенно разбираются в финансах.
• Как-то управляют персоналом.
• Некоторые доходят до осознанного управления архитектурой бизнеса: процессами, оргструктурой и т. д.
• И вот тогда есть шанс, что появится свободное сознание: подумать о стратегии, ценностях, корпоративной культуре и прочих «высоких материях».
Александр Межевов, сооснователь торгово-производственной компании Green Trees (новогодние товары и услуги), Коломна: Только 10 % компаний имеют стратегию и реализуют ее! [1]
Марс Гимадеев, собственник и руководитель компании «Станнум» (производство и продажа мебели под заказ), Казань: Когда создаешь маленький бизнес типа «Рога и копыта», чтобы просто заработать какие-то деньги, нет возможности подумать об основательных, основополагающих вещах, фундаменте. Первые попытки планового развития компании приходят, когда натыкаешься на действительно неразрешимые проблемы на текущем уровне развития собственника и его бизнеса.
Осознанность в этом пришла к нам, когда мы несколько раз попробовали ставить цели на несколько лет. С каждой новой попыткой происходило созревание — изменение мышления, желаний, потребностей, убеждений, поведения — и приходил определенный опыт. Так что делать попытки и подходы нужно, пускай они будут поначалу не очень прямые и стройные.
В книге я делюсь нашим опытом работы над стратегией в компаниях России и стран СНГ — от холдингов до среднего и малого бизнеса, в различных отраслях: девелопмент и строительство, всевозможные производства, услуги, торговля, ИТ, инжиниринг и т. д. Рассказываю о находках, успехах и трудностях. Вы изучите не только пошаговую технологию, но и живые примеры от владельцев и топов.
Надеюсь, книга получилась практичной и легкой в восприятии.
Честно говоря, у меня есть несколько личных целей написания этой книги.
• Во-первых, копнуть глубже, чем это обычно получается сделать на корпоративных сессиях и бизнес-лагерях. Для меня это особое интеллектуальное удовольствие. Каждой книгой удается продвинуть свою мысль, а также рынок и бизнес-сообщество в целом на несколько шагов вперед.
В новой книге я подробно раскрываю темы, которых прежде касался лишь вскользь. Также я включил фрагменты статей, написанных за прошедшие годы. А главное — практический опыт и свое нынешнее понимание.
Вы можете получить мои консультации по темам этой книги и не только. Обычно я консультирую через Интернет, реже очно (в Москве или во время поездок). Мы с клиентом обсуждаем текущее положение дел в бизнесе, его задачи и проблемы, намечаем пути решения. А также, если возникает потребность, можем подумать, как вам сделать свою жизнь более гармоничной: я не только бизнес-консультант, но и психотерапевт.
Как правило, мы работаем с управленческими командами компаний в режиме стратегических сессий, сопровождаем в ходе изменений. Летаем и ездим в разные города и страны. Для небольших компаний есть экономформаты.
Несколько раз в год мы проводим в России и за рубежом бизнес-лагеря, где собираются владельцы и топы разных компаний. Там мы детально прорабатываем подходы и технологии, описанные в наших книгах, на живых примерах из бизнеса участников. Туда съезжаются активные и светлые люди, нацеленные улучшать свой бизнес и окружающий мир. Это польза и отдых одновременно, обмен опытом, новые партнеры и друзья, заряд энергии и здоровья. Многие приезжают с семьями, с детьми.
Также мы проводим практикумы, мастер-классы и конференции.
Заходите на сайт www.mrybakov.ru — там много интересных и полезных материалов: сотни наших статей, видео и пр. В них продолжение наших книг, практические рекомендации по бизнесу, и не только. На сайте вы можете подписаться на бесплатную рассылку (она регулярно выходит с 2007 года), чтобы получать новые статьи и анонсы о мероприятиях.
Вы можете найти на Facebook меня, а также наши сообщества: «Как навести порядок в своем бизнесе» (советы по бизнесу) и «От карьеры к свободе» (вдохновение на каждый день).
Мне важна ваша обратная связь. Присылайте отзывы на книгу: благодарности, сомнения, критику. Пишите о своем опыте применения полученных знаний и о результатах, примеры в будущие издания книги.
Стратегия бизнеса: как создать и воплотить ее в жизнь с активным участием команды. Практикум
В книге дана пошаговая технология разработки стратегии. Выполнив практические задания, вы сможете ясно увидеть путь своего бизнеса из текущего состояния (точка А) в желаемое (точка Б) на основании: • понимания своих клиентов и их потребностей; • развития продуктовой линейки: товаров и услуг; • хорошего знания конкурентов; • понимания своих преимуществ и уникальности; • осознания трендов, угроз и возможностей; • умения привлекать клиентов и развивать отношения с ними; • реалистичной оценки своих ресурсов. Вы построите стратегию на крепком фундаменте миссии и ценностей. Поймете, как стратегия организации связана с ее архитектурой: бизнес-процессами, оргструктурой и пр. Сможете развивать культуру компании на основе ее стратегии, а также опираться на особенности культуры при развитии стратегии. Автор показывает, как воплотить стратегию в жизнь, чтобы она не осталась лишь на бумаге. Большое внимание уделено вовлечению команды в развитие бизнеса. Книга написана простым, доступным языком. Основана на опыте работы с управленческими командами в различных отраслях: девелопмент и строительство, всевозможные производства, услуги, торговля, ИТ, инжиниринг и т. д. От холдингов до среднего и малого бизнеса. Примеры, схемы и рисунки оживляют методику. Это система, которая будет актуальна десятилетия спустя, а не просто набор разрозненных фишек. Для собственников бизнеса и руководителей. Также книга будет полезна бизнес-консультантам и тренерам. Михаил Рыбаков (www.mrybakov.ru) – бизнес-консультант, модератор стратегических сессий, психотерапевт. Основатель команды «Михаил Рыбаков и Партнеры». В бизнесе с 1997 года. Автор двух деловых бестселлеров, фильма «От карьеры к свободе», сотен публикаций, организатор ежегодных бизнес-мероприятий в России и за рубежом. По образованию – системный аналитик (экономика, ИТ) и психотерапевт (гештальт). Помогает владельцам и управленческим командам частных рыночных компаний. Второе издание стереотипное.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Стратегия бизнеса: как создать и воплотить ее в жизнь с активным участием команды. Практикум предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Люди не противятся изменениям.
Они противятся тому, чтобы их изменяли.
Еще до погружения в работу над стратегией я хочу обсудить с вами одну важную тему.
Вы как собственник или топ-менеджер компании можете работать над стратегией в одиночку. Я не сомневаюсь в ваших талантах, однако скажу сразу, что от этого будет мало проку. Конечно, шеф видит картину шире, чем его сотрудники. И зачастую успех нужен ему больше, чем им. Однако даже если ваша стратегия будет гениальной, шансы на ее воплощение невелики. Почему?
Успех компании зависит от слаженности усилий работающих в ней людей. Будут ли они вкладываться — зависит от их желания. Конечно, можно их заставить, но в этом случае на всех уровнях вы получите явное или скрытое сопротивление и саботаж.
Другое дело, когда человек стал соавтором решения, вложил в него свою душу, силы и время. Тогда и решение более взвешенное, и человек выполняет его с энтузиазмом.
Компания может быть:
• Неразумной, то есть жить лишь инстинктами и шаблонами. Не потому ли так высок спрос на готовые решения и прочие «волшебные таблетки», «управленческий фастфуд»? [16]
Когда я работал над книгой, позвонил собственник региональной строительной компании — узнать, нет ли у меня готового набора бизнес-процессов и прочей документации по его сфере деятельности. А уж он бы «допилил напильником». Пришлось разочаровать…
• Моноразумной, когда ею управляет разум первого лица. Руководители разных уровней — проводники его решений, а рядовые сотрудники — просто исполнители. Конечно, шеф может советоваться с подчиненными, но решения принимает сам: «Мы подумали, и я решил». И инициатива тоже, как правило, исходит от первых лиц — на остальных уровнях ее заглушили.
• Мультиразумной, когда решения рождаются в разных частях компании и на разных иерархических уровнях вплоть до рядового. При этом действия людей направлены на благо организации.
Конечно, любая модель условна, возможны промежуточные варианты. Хорошо, если у руководителей разного уровня четко определены и соблюдаются полномочия по принятию решений. А возможно, ключевые решения принимает коллегиальный исполнительный орган, такой как совет директоров или правление. Вопрос в том, к какому из описанных выше вариантов ваша компания ближе.
Как правило, на разных уровнях иерархии воспроизводят реальный (а не декларируемый) стиль управления первого лица. К какому стилю ближе вы? Чтобы честно ответить на этот вопрос, желательно узнать, каким на самом деле видят вас коллеги: равные вам по статуту, подчиненные и вышестоящие (если такие есть).
Мультиразумный бизнес гораздо гибче первых двух, обладает большей способностью к выживанию, адаптации и развитию.
Вы можете спросить, работает ли это в России и странах СНГ? Да, конечно. В большинстве компаний, которым мы помогаем, удается постепенно запустить групповой разум, в этом нет ничего сверхъестественного. Не получается только у тех, кто бросает на полпути — и то какие-то элементы обычно сохраняются.
Я подробно описал это в книге «Бизнес-процессы…», не буду повторяться. Мировой опыт — в книгах «Открывая организации будущего», «Маверик», «Живая компания» и пр. (см. «Литература»). Нам удалось независимо от них прийти к аналогичным результатам.
Ваша компания скорее какая? Как вы относитесь к привлечению команды к работе над стратегией? Прикиньте, кого включите в рабочую группу.
Юлия Никишина, сооснователь и директор по образовательной деятельности монтессори-центра «Земляне» (начальная школа, дошкольное и дополнительное образование), Москва: Заниматься разработкой стратегии без привлечения команды — это все равно что носить воду в решете. Ты сам набираешь воды из источника, но пить команде будет нечего. На наш взгляд, командная разработка стратегии — это самое мощное мотивационное мероприятие, которое только можно придумать. По-другому, если честно, вообще не представляем пути. Всех к источнику!
Александр Межевов: Конечно, команду нужно привлекать к стратегическому планированию, но очень важный момент — чтобы сотрудники к этому были готовы. Отличной подготовкой является работа в группах по проработке бизнес-процессов: там прокачивается управленческое мышление, сотрудники начинают слышать друг друга и учатся договариваться. Без этого фундамента сложно начинать серьезно заниматься стратегией с привлечением команды. В разработке стратегии должны участвовать все ключевые руководители и, возможно, сотрудники.
Михаил Рыбаков: Стратегия и бизнес-архитектура — взаимосвязанные части компании. Конечно, хорошо бы до стратегии потренировать команду в работе над бизнес-процессами, оргструктурой и т. п. Однако архитектура компании нужна лишь для того, чтобы воплотить в жизнь ее стратегию. Что первее: курица или яйцо?
Нужно заниматься и тем и другим. А с чего начать, на чем делать акценты, в каком порядке двигаться — надо внимательно смотреть в каждом конкретном случае. Еще важно учитывать, на какие темы у вашей команды сейчас есть энергия. И конечно, какие задачи ей сейчас по зубам. Хорошо, что команда может развиваться, и нередко приятно удивлять своих основателей.
Станислав Фокин, директор по производству (новогодняя продукция): Лучше работы в команде пока еще ничего не придумано, но сами люди должны быть готовы к работе по разработке и реализации стратегии. Должны мыслить шире своего рабочего участка и заглядывать в будущее, предвидеть его.
Михаил Рыбаков: Эти навыки можно наработать по ходу: дорогу осилит идущий.
Александр Козлов, совладелец и коммерческий директор компании «Тепловодохран» (разработка и серийное производство счетчиков воды и тепла, систем сбора данных приборов учета), Рязань: Действительно после бизнес-лагеря и начала работы в группах я заметил, насколько качественнее стали управленческие решения и как просто решить некоторые вопросы — которые одному просто не под силу. И главное, групповая работа — это просто весело и неимоверно заряжает! А как потом люди сближаются для решения проблем — будто их подменили. Вместо перекладывания друг на друга думают, как можно решить проблему вместе.
Закончился этот этап тем, что, как говорится, завернув слишком сильно влево, оказались справа — развернулись. ☺ Возникло сильнейшее беспокойство и отрицание всего происходящего.
Потом, конечно же, пережили и отрицание, стали сильнее, мудрее, но это уже совсем другая история. ☺