стихотворение т шевченко которое сравнивает жизнь казаха и украинца
Тарас Шевченко. I вирiс я на чужинi
И вырос на чужбине я
И поседел я в чужем крае,
Но одиночество кляня,
Ничего лучшего не знаю
У Бога, чем могучий Днепр
И наша славная Вкраина…
Ох, как ужасно
В хорошем этом жить селе:
Чернее ночи по земле
Блуждают люди; посохли
Зелены сады, погнили
Беленькие хаты, развалились,
Пруды бурьяном заросли.
Село как будто погорело,
Как будто люди подурели,
Без слов на панщину идут
И за руку детей ведут.
.
И я заплакал и назад
Поехал снова на чужбину.
А как не видеть той напасти,
То кажется, что всюду счастье,
И на Украйне хорошо.
Между горами старый Днепр,
Как в молоке малыш невинный,
Красуется, любуется
На всю Украину.
А над ним зеленеют
Широкие села,
А в селах весёлых
И люди весёлы.
Оно бы может так и стало
Кабы не осталось
Следа панского в Украйне.
ТАРАС ШЕВЧЕНКО. І ВИРІС Я НА ЧУЖИНІ…
І виріс я на чужині
І сивію в чужому краї:
То одинокому мені
Здається — кращого немає
Нічого в бога, як Дніпро
Та наша славная країна.
Аж бачу — там тільки добро,
Де нас нема. В лиху годину,
Якось недавно довелось
Мені заїхать в Україну,
У те найкращеє село.
У те, де мати повивала
Мене малого і вночі
На свічку богу заробляла;
Поклони тяжкії б’ючи,
Пречистій ставила, молила,
Щоб доля добрая любила
Її дитину. Добре, мамо,
Що ти зараннє спать лягла,
А то б ти бога прокляла
За мій талан.
Аж страх погано
У тім хорошому селі:
Чорніше чорної землі
Блукають люди. Повсихали
Сади зелені, погнили
Біленькі хати, повалялись,
Стави бур’яном поросли.
Село неначе погоріло,
Неначе люди подуріли,
Німі на панщину ідуть
І діточок своїх ведуть.
І я, заплакавши, назад
Поїхав знову на чужину.
І не в однім отім селі,
А скрізь на славній Україні
Людей у ярма запрягли
Пани лукаві. Гинуть! Гинуть!
У ярмах лицарські сини!
А препоганії пани
Жидам, братам своїм хорошим,
Остатні продають штани.
Погано дуже, страх погано
В оцій пустині пропадать!
А ще поганше на Украйні
Дивитись, плакать і мовчать!
А як не бачиш того лиха,
То скрізь здається любо, тихо,
І на Україні добро.
Між горами старий Дніпро,
Неначе в молоці дитина,
Красується, любується
На всю Україну.
А понад ним зеленіють
Широкії села,
А у селах у веселих
І люди веселі.
Воно б, може, так і сталось,
Якби не осталось
Сліду панського в Украйні.
Тесты по истории Казахстана. Вариант 13
1. Стоянка Кызылрысбек относится к эпохе:
A) Раннего палеолита.
B) Позднего палеолита.
+C) Среднего палеолита.
D) Неолита.
E) Бронзы.
2. Археологическим символом андроновской культуры явлются:
A) Пряжки и шпильки.
B) Накладки.
+C) Серьги и подвески.
D) Зеркала.
E) Кинжалы.
3. Правитель саков:
A) Аттила.
B) Чжи Чжи.
C) Моде.
+D) Томирис.
E) Дарий I.
4. В 704 г. в Семиречье к власти пришли:
A) Кимаки.
B) Огузы.
C) Кипчаки.
D) Карлуки.
+E) Тюргеши.
5. На юге Казахстана в XI веке появляются новые типы жилищ, в которых ряд комнат сообщаются друг с другом дверными проемами, расположенными по одной оси. Они называются:
A) Арочные.
B) Портальные.
C) Прямые.
D) Фасадные.
+E) Анфиладные.
6. Сильное сопротивление монголам на р.Сырдарье оказал город:
A) Озгент.
+B) Сыганак.
C) Дженд.
D) Янгикент.
E) Ашнас.
7. Обособление Ногайской Орды началось при:
A) Урус хане.
B) Жошы.
C) Ногае.
+D) Едыге.
E) Батые.
8. Налог ушур в казахском ханстве собирали:
A) Бии.
B) Ходжи.
C) Имамы.
D) Баи.
+E) Муллы.
9. Наиболее впечатляющим архитектурным сооружением XIV-XV вв. на территории Казахстана является:
+A) Мавзолей Ахмеда Яссауи.
B) Мавзолей Кара хана.
C) Мавзолей Есима.
D) Мавзолей Айша-Биби.
E) Мавзолей Бабаджа хатун.
10. Хан Среднего жуза Абулмамбет умер в
A) 1773г.
B) 1770г.
C) 1772г.
D) 1769г.
+E) 1771г.
11. Одним из главных пунктов торговли между Казахстаном и Китаем в начале XIX в. был город:
+A) Семипалатинск.
B) Верный.
C) Бухара.
D) Аулие-Ата.
E) Акмечеть.
12. Поэт Махамбет Отемисулы был убит по воле царского правительства:
A) В 1842 году.
B) В 1853 году.
C) В 1848 году.
+D) В 1846 году.
E) В 1844 году.
13. Стихотворение Т.Шевченко, которое сравнивает жизнь казаха и украинца.
A) «Байгуши».
+B) «Мои думы».
C) «Сон деда».
D) «Казах на лошади».
E) «Казахская семья».
14. Имя, данное Шокану Уалиханову при рождении:
+A) Мухаммед-Канапия.
B) Абилмамбет.
C) Абилмансур.
D) Керей.
E) Сырымбет.
15. Губернатор Семипалатинской области Галкин в ноябре 1905 года вызвал военную колонну для подавления забастовки
A) Местной интеллигенции.
B) Рабочих рудников.
C) Железнодорожников.
+D) Почтово-телеграфных служащих.
Е) Рабочих кустарных мастерских.
16. В ночь со 2 на 3 марта 1918г. в результате вооруженного восстания Советская власть была установлена в городе:
+A) Верном.
B) Петропавловске.
C) Актюбинске.
D) Семипалатинске.
E) Костанае.
17. Гражданская война в Казахстане:
A) 1918-1919г.г.
+B) 1918-1920г.г.
C) 1917-1920г.г.
D) 1917-1919г.г.
E) 1917-1918г.г.
18. Основной целью земельно-водной реформы 1921 года было:
+A) Возвращение крестьянам земель, отобранных царизмом.
B) Оказание братской помощи Туркестану.
C) Выделение семян для посева.
D) Передать все земли в ведение государства.
E) Ликвидация голода.
19. Накануне индустриализации в сельской местности в Казахстане проживало:
A) 80 % населения.
B) 95 % населения.
+C) 90 % населения.
D) 70 % населения.
E) 60 % населения.
20. О масштабах катастрофы, возникшей в результате коллективизации, Сталину в 1933 году писал государственный деятель Казахстана:
A) С. Садвакасов.
+B) Т. Рыскулов.
C) К. Куанышев.
D) Е. Алтынбеков.
E) И. Курамысов.
21. Конституция Казахской ССР была принята:
+A) В марте 1937г.
B) В апреле 1934г.
C) В июне 1936г.
D) В мае 1935г.
E) В июле 1933г.
22. В 1926г. в г. Аулие-Ате археологические раскопки производил известный археолог:
A) Арцеховский.
B) Маргулан.
+C) Массон.
D) Акишев.
E) Алпысбаев.
23. До Великой Отечественной войны 1941-1945г.г. М.Маметова была студенткой:
А) КазГШ
+В) АГМИ
С) ЖенПИ
О) КазГУ
Е) Сельхозинститута
24. Взгляды какого крупнейшего историка республики, открывшего уникальный археологический памятник эпохи бронзы и раннего железа — Бегазы, были объявлены лженаучными?
A) Оразбаева.
B) Бекмаханова.
C) Алпысбаева.
+D) Маргулана.
E) Массона.
25. Распашка больших массивов пастбищных угодий в годы освоения целины привела к:
A) Интенсификации сельского хозяйства.
+B) Отставанию животноводства.
C) Развитию крупного рогатого скота.
D) Увеличению кормовой базы.
E) Подъему животноводства.
26. Первая в мире атомная водоопреснительная установка была построена в:
A) Уральске.
B) Усть-Каменогорске.
C) Балхаше.
+D) Актау.
E) Атырау.
27. В 1974-1977г.г. на ударные стройки по комсомольским путевкам было направлено комсомольцев свыше
A) 30 тыс.
B) 35 тыс.
+C) 25 тыс.
D) 20 тыс.
E) 40 тыс.
28. Заговор молчания о декабрьских событиях 1986 года в Алматы был прерван выступлением народного депутата СССР:
A) О. Сулейменовым.
B) Б. Ельциным.
C) Е. Лигачевым.
D) А. Сахаровым.
+E) М. Шахановым.
29. Указ «О мерах по оказанию помощи реабилитированным гражданам, пострадавшим от незаконных репрессий в период 30-40-х годов и начала 50-х годов» был издан:
A) В августе 1990 года.
B) В ноябре 1990 года.
C) В декабре 1990 года.
D) В октябре 1990 года.
+E) В сентябре 1990 года.
30. Согласно Конституции Республики Казахстан священным долгом и обязанностью каждого гражданина является:
A) Соблюдать Конституцию.
B) Сохранять природу.
+C) Защита Республики.
D) Уважать государственную символику.
E) Беречь памятники истории и культуры.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Русская демократическая культура во второй половине XIX века и великий казахский ученый Шокан Уалиханов
Изучение Казахстана представителями русской демократической культуры.
На ход изучения края и углубление казахско-русских отношений повлияли потребности освоения природных богатств Казахстана.
Среди крупных исследователей края был известный всему миру ученый П. Семенов-Тянь-Шаньский (1827–1914 гг.). Он руководил подготовкой серии «Россия. Полное географическое описание», два тома из которой – «Киргизский край» и «Туркестанский край» – содержат подробное описание природной среды и занятий населения.
На протяжении многих лет изучал язык, обычаи, историю, фольклор и хозяйство казахов выдающийся востоковед, академик В. Радлов (1837-1918 гг.). К лучшим востоковедческим работам относится его описание хозяйства и быта казахов. Владея казахским языком, Радлов кропотливо собирал произведения казахской народной литературы. Его труд «Образцы народной литературы тюркских племен» включает в себя казахские тексты-сказки, эпическую поэтику, лирику и другие жанры.
Крупный ученый В. Вельяминов-Зернов описал историю Казахского ханства в XV–XVI вв. и проблемы Младшего жуза середины XVIII века в трудах «Исследование о Касимовских царях и царевичах», «Исторические сведения о киргиз-кайсаках».
А. Добромыслов в своем труде «Тургайская область. Исторический очерк» активно исследовал историю казахско-русских отношений в XVIII веке.
Большим вкладом в этнографию стали работы Н. Аристова «Заметки об этническом составе тюркских племен» и «Опыт выяснения этнического состава киргиз-казахов Большой Орды и каракиргизов».
Труд по обычному праву казахов «Материалы для изучения юридических обычаев киргизов» опубликовал в 1886 году в Омске мировой судья П. Маковецкий. В книге подполковника Генерального штаба М. Красовского «Область сибирских киргизов» уделено внимание вопросам происхождения казахского народа. Офицер Генерального штаба Л. Мейер в труде «Киргизская степь Оренбургского ведомства» представил важные для науки статистические и историко-этнографические сведения об Оренбургском крае. Великий украинский поэт Т. Шевченко отбывал ссылку в солдатах в 1847–1857 годах на полуострове Мангышлак в военном форте Новопетровское (сейчас городок Форт-Шевченко). О быте казахского народа рассказывают его рисунки «Казахи на лошади», «Казахская семья», «Байгуши». Шевченко сравнивал нелегкую жизнь казаха и украинца в стихотворении «Мои думы». В развитие общественной мысли и культуры Казахстана значительный вклад внесли первые научные общества и учреждения. Большую роль в изучении истории Казахстана сыграли подотделы, отделы и отделения Русского географического общества в Омске, Оренбурге, Семипалатинске. Обширный материал по статистике, истории, этнографии, материальной культуре собрали созданные во второй половине XIX века областные статистические комитеты. Этот материал был опубликован в «Обзорах» областей. В 90-х годах XIX века послужили делу просвещения населения публичные библиотеки, которые создавались по инициативе политических ссыльных. Они знакомились с жизнью Степи и рассказывали казахам о положении в России. Великий поэт-просветитель Абай дружил с политическим ссыльным Е. Михаэлисом.
Шокан Уалиханов (1835–1865 гг.).
В середине XIX века создал свои научные труды по истории и этнографии казахского народа, географии и социальному строю народов Восточного Туркестана выдающийся казахский ученый Шокан Уалиханов. Имя, данное Шокану Уалиханову при рождении, – Мухаммед-Канапия. Шоканом его называла мать, по другим сведениям – бабушка. Он родился в крепости Кусмурун. Детские годы Шокана проходили здесь, а затем в ауле его предков Сырымбете.
Отец Ш. Уалиханова Шынгыс был султаном-правителем Кокшетауского округа. Имел чин полковника. Оказывал содействие представителям российской науки. Был известен как собиратель ценных статистических, юридических и этнографических сведений о крае. На воспитание маленького Шокана оказала большое влияние его бабушка Айганым. В начальной частной аульной школе в Кусмуруне он овладел основами арабского, персидского, средневекового тюркского (чагатайского) языков.
Осенью 1847 года 12-летний Шокан был определен на учебу в Сибирский кадетский корпус в Омске. Большое влияние на Шокана оказали его преподаватели Н. Костылецкий и В. Лободовский. В 1853 году Ш. Уалиханов окончил Сибирский кадетский корпус в звании корнета от кавалерии и был назначен адъютантом генерал-губернатора Западной Сибири Г. Гасфорта. Труды крупного востоковеда И. Березина побудили Ш. Уалиханова заняться изучением средневековых восточных хроник. По просьбе И. Березина Шокан написал статью «Ханские ярлыки Тохтамыша», которая считается его первой научной работой. Образованность, широкую эрудицию Ш. Уалиханова отмечал ученый Григорий Потанин, с которым Шокан сдружился еще в годы совместной учебы в Сибирском кадетском корпусе.
В 1855 году Ш. Уалиханов принял участие в поездке генерала Гасфорта в Центральный Казахстан, Тарбагатай и Семиречье. Участвуя в 1856 году в иссык-кульской экспедиции, он осуществил съемку бассейна озера Иссык-Куль, изучал историю и культуру киргизов, составил «Дневник поездки на Иссык-Куль» и «Записки о киргизах». Ш. Уалиханов записал большой отрывок киргизского эпоса «Манас», который считается самым длинным эпосом в мире, он насчитывает почти полмиллиона строк и в два раза длиннее индийского эпоса «Махабхарата».
Осенью 1856 года Ш. Уалиханов совершил поездку в Кульджу, где вел переговоры с китайскими властями об улучшении торговых связей между двумя странами. 21 февраля 1857 года, по рекомендации П. Семёнова-Тянь-Шанского, 22-летний Ш. Уалиханов был избран действительным членом Русского географического общества. В 1858–1859 годах Ш. Уалиханов совершил свою знаменитую поездку в Кашгар (Восточный Туркестан), который был в то время «белым пятном» в европейской науке. Его капитальный труд «О состоянии Алтышара» («Записки о Кашгарии») содержит анализ истории, географии, социальной жизни народов Восточного Туркестана. В 1865 году эта работа была переведена на английский язык.
В 1859–1861 гг. Шокан находился в Петербурге. В 1860 году российский император Александр II наградил отважного путешественника и исследователя народов Средней Азии орденом Святого Владимира. В Петербурге в 1861 году была опубликована известная статья Шокана «Абылай». Среди друзей Шокана был выдающийся русский писатель Ф.М. Достоевкий. Дружба, зародившаяся в годы учебы Шокана в Омске, продолжалась в Семипалатинске и Петербурге. Весной 1861 года Шокан Уалиханов тяжело заболел и вернулся на родину, но из-за разногласий с родственниками уехал в Омск, где активно включился в подготовку судебной реформы казахов. В 1864 году он участвовал в экспедиции генерала М.Г. Черняева по взятию крепости Аулие-Ата. Возмущенный жестокостью Черняева по отношению к местному населению, Шокан вернулся в Верный.
В апреле 1865 года Ш. Уалиханов скончался от туберкулеза и был похоронен в местности Кошен тоганы у подножья Алтын Емель в Алматинской области.
В 1865 году в газете «Русский инвалид» был опубликован последний труд Ш. Уалиханова «О восстании дунган в Цинской империи». Своим творчеством Ш. Уалиханов внес огромный вклад в исследование жизни целого ряда народов Центральной Азии. Его труды «Абылай», «О мусульманстве в Степи», «Казахское родословие», «Следы шаманства у казахов» стали основой для изучения истории и этнографии казахского народа.
3ruble
СВОБОДНОЕ СООБЩЕСТВО
Второй год тиражируется рунетом, блогосферой, форумами вот это бездарное с литратурной точки зрения и мерзкое с человеческой рифмованное творение, выдаваемое за стихотворение Т. Г. Шевченко.
«Хохлы» Т.Г.Шевченко 1851г
Несколько меньший срок гуляет по ресурсам и головам украинская версия.
И даже с указанием источника: якобы полное собрание сочинений (ПОВНИЙ ЗБIРНИК ТВОРIВ), Т.Г. Шевченко, 1914 г. Издание Л.М. Ротенберга. Издание первое. Катеринослав,1914 г., 701 страница.
Оригинальную страницу которого также никто никогда не показывал и не видел.
Сотни авторов и участников самых популярных ресурсов цитируют это по сей день, число репостов в соцсетях не поддается счету.
«Стихотворение» возникло из ниоткуда. Никто из литературоведов, историков, исследователей творчества Шевченко никогда не слышал, не видел и не читал его ни в каких источниках. Никто из филологов вероятность авторства Шевченко даже обсуждать всерьез не будет: стилистика, образный строй совершенно чуждые и перу Шевченко, и поэзии 19 века.
Тем не менее, в условиях пропаганды ненависти между русскими и украинцами, охватившей, а лучше сказать, внедренной в блогосферу и СМИ, фальсификация живет, тиражируется и питает означенную ненависть в числе других фальшивок.
Давно пора поставить точку в истории этой фальсификации.
Стихотворение было написано поэтом Нощенко в 2009 году, опубликовано на сайте современной поэзии. Оно торчало на сайте до 03.04.2014 года, пока пропагандистский, надо полагать, отдел ведомств, разжигающих ненависть, не велел ему убрать его, чтобы «легализовать» фейк об авторстве Шевченко. А может, и сам поэт устыдился и убрал. Об этом и история, и поэт умалчивают. Главное: следы на ресурсе «Стихи.ру» остались. Источник
Что касается «Полного собрания сочинений 1914 года», то стихотворения, разумеется, нет ни на 701 странице, ни во всей книге. Как нет и ни в одной другой.
Мрази обязательно нужна «духовная составляющая», без нее ни одна «война» не пойдет.
Идиоты, которые таскают фейк, этого не знают.
Твари с размером моцка чуть больше, чем грецкий орех, прекрасно осведомлены.
Но люди творческие не делятся духовным, чувствуют за «новоросско-киевской» постановкой нелюдскую гниль. Никто не пишет, не поет, не воспевает, не ваяет (ну кроме недоумков уровня Сени-моторолы, а с их виршей какой толк?)
Пытались делать культ из Негатурова, о чем говлорилось здесь Одесский Холокост
Заготовки выкатывали во всех КП-НТВ сразу после убийств, но это все не те величины. Остается присасываться к мертвым. Что мы и видим в этом фейке.
Новое в блогах
Не очень известные высказывания Т.Шевченко о хохлах и кацапах.
Сегодня Тарасу Шевченко как поэту и писателю больше всех в мире посвящено памятников. По всему земному шару установлено 1100 монументов Шевченко.
Что думал «классик украинской литературы» о кацапах и хохлах
» Считают, что это стихотворение-фальшивка и переделка стихотворения Державина «Вельможа»:
«Осел останется ослом,
Хотя осыпь его звездами;
Где должно действовать умом,
Он только хлопает ушами.
О! тщетно счастия рука,
Против естественного чина,
Безумца рядит в господина,
Или в шумиху дурака.»
: Существует мнение, что хохлы всегда делились на двое. Одни лизали зад Европе. Другие тяготели к Московии. Одни предали веру отцов и стали униатами, баптистами и католиками. Другие остались православными т.е. русскими. Так что Шевченко вполне мог написать такое о хохлах — западниках (западэнцах)— предателях русской идеи.
А вот мнение истинного «Укра»:
Приведём откровение народного артиста Украины, депутата от ВО «Свобода», националиста Б.М.Бенюка от 24.03.2014 : «Украинцы — нация предателей, тех, кто постоянно ищет теплое местечко.» Данную фразу Бенюк объяснил тем, что в характере украинца есть тяга к предательству и они умеют подстраиваться и заискивать. Но сами украинцы, по мнению Бенюка, этого не понимают. Свои слова он расценил не как оскорбление, а констатацию факта.
В 1840 г. Тарас Григорьевич просит брата не писать ему по-русски: «чтоб я хоть твоё письмо читал на чужой стороне на языке человеческом».
Ещё одна мысль Шевченко Т.Г. о кацапах:
«Жидовское начало в русском человеке. Он без приданого не может даже полюбить».
Вот такой всем известный с не совсем известный Тарас Григорьевич Шевченко всем раздал «на орехи», всем сёстрам по серьгам.