стихотворение ахматовой я пью за разоренный дом за злую жизнь мою
Анна Ахматова — Последний тост: Стих
Я пью за разорённый дом,
За злую жизнь мою,
За одиночество вдвоём,
И за тебя я пью,—
За ложь меня предавших губ,
За мертвый холод глаз,
За то, что мир жесток и груб,
За то, что Бог не спас.
Анализ стихотворения «Последний тост» Ахматовой
Стихотворение «Последний тост» Анны Андреевны Ахматовой – часть лирического цикла «Разрыв».
Стихотворение написано в июне 1934 года. Поэтессе исполнилось 45 лет, уже практически десять лет не публикуют ее новые стихи, не переиздают ранние сборники. Впрочем, стихотворений того периода вообще немного. Все это десятилетие она живет в семье искусствоведа Н. Пунина в Шереметьевском (точнее, Фонтанном) Доме, где и был однажды написан «Последний тост». По жанру – прощальный тост, точка в отношениях, ретроспективный взгляд на прожитые годы. Рифмовка перекрестная, деления на строфы нет. Лирическая героиня – сама А. Ахматова. Произведение автобиографично. В доме Н. Пунина она оказалась после расторжения брака с востоковедом В. Шилейко. Нуждалась в поддержке – и ее получила, а вот дом оказался чужим. Она жила там на правах друга семьи, старалась вносить плату за квартиру, с теплотой относилась к дочери Пуниных. Позднее в доме выделили уголок для ее сына Льва Гумилева, надеявшегося куда-нибудь поступить после окончания школы. Эта странная, запутанная жизнь продолжалась слишком долго. А. Ахматова принимала ее без иллюзий. Разрыв последовал в 1938 году, вскоре после ареста сына поэтессы. Ни сил начинать все заново, ни особого желания хлопать дверью у нее не было. Она покинула этот дом в начале 1950-х годов, когда ее известили о выселении. К тому времени сам Н. Пунин был в лагере, и жить ему оставалось совсем недолго, в заключении находился и Л. Гумилев. В стихотворении героиня произносит тост, похожий на приговор. В нем отражается страшное время, бросившее гибельные тени и на ее судьбу. Интонация выстраданная. «Разоренный дом»: после развода с Н. Гумилевым она ушла в никуда, жила в чужих углах. Надежность стен также оказалась мифом. «Злую жизнь» (эпитет, метафора): почти фольклорное выражение, сродни злой доле. Здесь звучит осознание трагизма собственного существования, вынужденной «внутренней эмиграции», чтобы не потерять себя окончательно. «Одиночество вдвоем»: оксюморон, нелепость. Быть вместе от безысходности. С четвертой строки – прямое обращение. Героиня не смогла обойтись без горьких упреков, она перечисляет: за ложь, за холод. Глаза молчат, а губы лгут. В заключительных строках возникает образ жестокого и грубого мира, будто равнодушного к своим жалким, потерянным обитателям. Поднять тост – всегда означает чествовать, благословлять, благодарить. Поэтесса выбрала эту форму для большей контрастности. Она словно констатирует факты. В финале щемящая, в народном духе, жалоба усталой души: что Бог не спас. Открытая всем ветрам, казалось бы, неготовая, пребывавшая в блаженном неведении – она прошла этот путь, а впрочем, тогда он еще был далеко не закончен. Настойчивые повторы (анафора), большинство рифм мужские и закрытые, рубленый ритм.
«Последний тост» А. Ахматовой – взгляд на прожитую жизнь и отношения с Н. Пуниным.
Последний тост
Я пью за разорённый дом,
За злую жизнь мою,
За одиночество вдвоём,
И за тебя я пью, —
За ложь меня предавших губ,
За мертвый холод глаз,
За то, что мир жесток и груб,
За то, что Бог не спас.
Статьи раздела литература
Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».
Подпишитесь на нашу рассылку и каждую неделю получайте обзор самых интересных материалов, специальные проекты портала, культурную афишу на выходные, ответы на вопросы о культуре и искусстве и многое другое. Пуш-уведомления оперативно оповестят о новых публикациях на портале, чтобы вы могли прочитать их первыми.
Если вы планируете провести прямую трансляцию экскурсии, лекции или мастер-класса, заполните заявку по нашим рекомендациям. Мы включим ваше мероприятие в афишу раздела «Культурный стриминг», оповестим подписчиков и аудиторию в социальных сетях. Для того чтобы организовать качественную трансляцию, ознакомьтесь с нашими методическими рекомендациями. Подробнее о проекте «Культурный стриминг» можно прочитать в специальном разделе.
Электронная почта проекта: stream@team.culture.ru
Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».
В разделе «Афиша» новые события автоматически выгружаются из системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После подтверждения модераторами анонс события появится в разделе «Афиша» на портале «Культура.РФ».
Если вы нашли ошибку в публикации, выделите ее и воспользуйтесь комбинацией клавиш Ctrl+Enter. Также сообщить о неточности можно с помощью формы обратной связи в нижней части каждой страницы. Мы разберемся в ситуации, все исправим и ответим вам письмом.
Стихотворение дня
Анна Ахматова
23 июня родилась Анна Андреевна Ахматова (1889 — 1966).
Портрет работы К. С. Петрова-Водкина, 1922
«Последний тост». Здесь и далее читает автор
Последний тост
Я пью за разоренный дом,
За злую жизнь мою,
За одиночество вдвоем,
И за тебя я пью, —
За ложь меня предавших губ,
За мертвый холод глаз,
За то, что мир жесток и груб,
За то, что Бог не спас.
«Слаб голос мой, но воля не слабеет». Запись 1963 года
Слаб голос мой, но воля не слабеет,
Мне даже легче стало без любви.
Высоко небо, горный ветер веет,
И непорочны помыслы мои.
Ушла к другим бессонница-сиделка,
Я не томлюсь над серою золой,
И башенных часов кривая стрелка
Смертельной мне не кажется стрелой.
Как прошлое над сердцем власть теряет!
Освобожденье близко. Все прощу,
Следя, как луч взбегает и сбегает
По влажному весеннему плющу.
«Небывалая осень построила купол высокий». Запись 1963 года
Небывалая осень построила купол высокий,
Был приказ облакам этот купол собой не темнить.
И дивилися люди: проходят сентябрьские сроки,
А куда провалились студеные, влажные дни.
Изумрудною стала вода замутненных каналов,
И крапива запахла, как розы, но только сильней,
Было душно от зорь, нестерпимых, бесовских и алых,
Их запомнили все мы до конца наших дней.
Было солнце таким, как вошедший в столицу мятежник,
И весенняя осень так жадно ласкалась к нему,
Что казалось — сейчас забелеет прозрачный подснежник…
Вот когда подошел ты, спокойный, к крыльцу моему.
«Здесь всё меня переживёт».
Приморский сонет
Здесь всё меня переживёт,
Всё, даже ветхие скворешни
И этот воздух, воздух вешний,
Морской свершивший перелёт.
И голос вечности зовёт
С неодолимостью нездешней,
И над цветущею черешней
Сиянье лёгкий месяц льёт.
И кажется такой нетрудной,
Белея в чаще изумрудной,
Дорога не скажу куда…
Там средь стволов ещё светлее,
И всё похоже на аллею
У царскосельского пруда.
«Ведь где-то есть простая жизнь и свет».
Ведь где-то есть простая жизнь и свет,
Прозрачный, тёплый и весёлый…
Там с девушкой через забор сосед
Под вечер говорит, и слышат только пчёлы
Нежнейшую из всех бесед.
А мы живём торжественно и трудно
И чтим обряды наших горьких встреч,
Когда с налёту ветер безрассудный
Чуть начатую обрывает речь.
Но ни на что не променяем пышный
Гранитный город славы и беды,
Широких рек сияющие льды,
Безсолнечные, мрачные сады
И голос Музы еле слышный.
23 июня 1915, Слепнёво
Для комментирования вам надо войти в свой аккаунт.
Последний тост
Я пью за разоренный дом,
За злую жизнь мою,
За одиночество вдвоем,
И за тебя я пью,—
За ложь меня предавших губ,
За мертвый холод глаз,
За то, что мир жесток и груб,
За то, что Бог не спас.
27 июня 1934, Шереметьевский Дом
Знает ли кто в каких обстоятельствах написаны эти стихи? муж арестован и расстрелян, спутник жизни арестован, сын в тюрьме. 30е годы советская Россия-начало репрессий и арестов..мы живем в другое время! сейчас не арестовывают и не расстреливают потому что ты думаешь иначе чем руководящая партия страны. мне кажется, просто невозможно понять полностью чувство этой женщины,потерявшей своих близких, но при этом оставшейся русской поэтессой!
А́нна Андре́евна Ахма́това — русская поэтесса, писатель, литературовед, литературный критик, переводчик, один из крупнейших русских поэтов XX века.
Кроме художественного творчества, Ахматова известна своей трагической судьбой. Хотя сама она не была в заключении или изгнании, репрессиям были подвергнуты трое близких ей людей (её муж в 1910—1918 годы Н. С. Гумилёв расстрелян в 1921 году; Николай Пунин, спутник её жизни в 1930-е годы, трижды был арестован, погиб в лагере в 1953 году; единственный сын Лев Гумилёв провёл в заключении в 1930—1940-х и в 1940—1950-х годах более 10 лет). Опыт жены и матери «врагов народа» отражён в одном из наиболее известных произведений Ахматовой — поэме «Реквием».
Моноспектакль. Анна Ахматова избранное
Ахматова или «Сон во сне».
Анна Ахматова
(по мотивам фильма «Луна в зените» режиссера Д.Томашпольского.
Роль А.А.Ахматовой исполнила Светлана Крючкова)
— Запомни, Аня, кино – это театр для бедняков. Никогда не ходи сюда больше. Никогда…
(Реплика А. Ахматовой из к/фильма «Луна в зените».
Режиссёр: Дмитрий Томашпольскии;. 2007).
Из трагедии «Пролог, или Сон во сне».
Песенка слепого
Никого нет в мире бесприютней
И бездомнее, наверно, нет.
Для тебя я словно голос лютни
Сквозь загробный призрачный рассвет.
Ты с собой научишься бороться,
Ты, проникший в мой последний сон.
Проклинай же снова скрип колодца,
Шорох сосен, черный грай ворон,
Землю, по которой я ступала,
Желтую звезду в моем окне,
То, чем я была и чем я стала,
И тот час, когда тебе сказала,
Что ты, кажется, приснился мне.
И в дыхании твоих проклятий
Мне иные чудятся слова:
Те, что туже и хмельней объятий,
А нежны, как первая трава…»
1963. Комарово. А.Ахматова
«А Вы поешьте во сне, а я Вам сказку расскажу»
(Реплика из к/фильма «Луна в зените».)
В «будке» от «Литфонда»,
там под Комарово, в Даче,
Словно заполярная Инта.
В прошлом все.
И все сейчас иначе.
В двух шагах погост и не весна.
Над тобой нет солнца.
Только луны.
А вернее ровно две луны
Джале
Джулэ
Джуньда.
Так знакомо,
так завистливо воспоминанием из мечты.
«Не бери сама себя за руку
Не веди сама себя за реку»,
Где Ахмат закрыл глаза довеку,
В однупрять ссудили жить поэту
Где поэт родился быть поэтом,
И пророчество с поэтом жить в тюрьме,
Пережить тюрьму и жизни лето,
Забывать об осени, не помня о весне.
Вот он, вот он поминальный вечер.
Холод. Хоронить собрались не смеясь.
Помню я
Все обыденно, «по-человечьи»,
Так, как принято, в шинели хоронясь.
«…А за окном шелестят тополя
Нет на земле твоего короля»
(Сероглазый король.А.Ахматова.11 декабря 1910)
Я сам над собой насмеялся
И сам я себя обманул,
Когда мог подумать, что в мире
Есть что-нибудь кроме тебя.
Лишь белая в белой одежде,
Как в пеплуме древних богинь,
Ты держишь хрустальную сферу
В прозрачных и тонких перстах.
А все океаны, все горы,
Архангелы, люди, цветы —
Они в хрустале отразились
Прозрачных девических глаз.
Как странно подумать, что в мире
Есть что-нибудь кроме тебя,
Что сам я не только ночная,
Бессонная песнь о тебе,
Но свет у тебя за плечами,
Такой ослепительный свет,
Там длинные пламени реют,
Как два золотые крыла.
(Николай Гумилёв.
1 августа 1921 года.)
«В ту ночь мы сошли друг от друга с ума,
светила нам только азийская тьма,
Своё бормотали арыки
и чёрные пахли гвоздики. »
(Ташкентские страницы. А.Ахматова.1959)
Запах чёрных гвоздик
мне ветра принесут.
На чужой стороне не уютен приют.
Песнь арыков, свирели чужих соловьёв,
Шёпот ночи крадущейся между домов.
И сводящий с ума жаркий твой поцелуй
Под журчание тихих и ласковых струй.
И на стыке времён, что вопросом в судьбе:
Ты со мной, я с тобой и любовь, что во мне.
Руки, губы, глаза, сердца трепет и стук,
А в зените луна, ветра трепетный звук.
И желание сводит до дрожи с ума!
Этот праздник любви жизнь дарила сама.
О надежде звенел за окошком арык.
И кружили ветра запах чёрных гвоздик.
(Н.Сабанадзе)
«Все мы бражники здесь, блудницы,
Как невесело вместе нам!
На стенах цветы и птицы
Томятся по облакам.
Ты куришь черную трубку,
Так странен дымок над ней.
Я надела узкую юбку,
Чтоб казаться еще стройней.
Навсегда забиты окошки:
Что там, изморозь или гроза?
На глаза осторожной кошки
Похожи твои глаза.
О, как сердце мое тоскует!
Не смертного ль часа жду?
А та, что сейчас танцует,
Непременно будет в аду.»
Яспес ни в мужьях твоих,
ни в ласке,
Ни в обрывках полулунных фраз.
А в восходах ясных,
чистых, страстных,
Как слеза под ветром стылым глаз.
Не от жизни
невской чугунины,
Не от смерти в каменном мешке.
От жалейки,
от души лучины,
Что горит в тебе или во мне.
Пусть в тебе она
чуть светом тлеет,
Я тебя собой, поверь спасу.
Пусть Господь
помочь нам не умеет,
Я в себе его огонь несу.
И не говори:
я помнить буду.
Что за блажь все в памяти хранить?
Пусть в тебе
сияет изумрудом
Памяти лишь радужная нить.
«Я пью за разоренный дом,
За злую жизнь мою,
За одиночество вдвоем,
И за тебя я пью,—
За ложь меня предавших губ,
За мертвый холод глаз,
За то, что мир жесток и груб,
За то, что Бог не спас».
(Последний тост. А.Ахматова.1934)
Лампа над столом сукна зеленого
Из каких-то сказочных затей.
И сплелись там крыльями белеными
Пара двух стеклянных лебедей.
Словно ангелы над жизнью зимнею,
Словно судьбы, словно крики душ.
Словно свечи греют замогильные,
Сердце жгут и льется скорбный туш.
Ах, зачем вы лебеди стеклянные
Светом пали в зелени сукна?
У окна стою, а за окном – казенные
Сапоги, казенные слова.
По расстрельном спискам,
По номерам к фамилиям
Наложили резолюцию –
По лагерям, по приговорам –
К могильным линиям –
Вот такая жизням контрибуция!
Пятнышко чернильное на сукне зеленом.
Что было написано, что предречено?
Лебеди стеклянные светом порасписаны,
Лебеди стеклянные над душой влюбленною,
Лебеди стеклянные, что ж вам, каково?
Deus conservat omnia
«Бог хранит всё»
(девиз на Шереметьевском гербе Фонтанного дома)
И внове над тобой нет солнца.
И внове луны.
А вернее ровно две расколоты луны
Джале
Джулэ
Джуньда.
Страшно горем
и воспоминанием без мечты.
«Щели в саду вырыты,
Не горят огни.
Питерские сироты,
Детоньки мои!
Под землей не дышится,
Боль сверлит висок,
Сквозь бомбежку слышится
Детский голосок.
Постучи кулачком — я открою.
Я тебе открывала всегда.
Я теперь за высокой горою,
За пустыней, за ветром и зноем,
Но тебя не предам никогда.
Твоего я не слышала стона.
Хлеба ты у меня не просил.
Принеси же мне ветку клена
Или просто травинок зеленых,
Как ты прошлой весной приносил.
Принеси же мне горсточку чистой,
Нашей невской студеной воды,
И с головки твоей золотистой
Я кровавые смою следы.»
(Памяти Вали А.Ахматова
23 апреля 1942,Ташкент)
Да, над тобой нет солнца.
Только холод.
На ровно две поделенных луны
Джале
Джулэ
Джуньда.
Так знакомо,
из воспоминаний и мечты.
Поминали, вспоминали, забывали
И молчанием пытали и надеждой.
Скольких вы ещё переживали
Дикие, бездушные невежды?
Скольких хоронили, боронили
На погостах стылые кресты.
В Комарово в Даче отлюбили,
Отсветитили осени костры.
Позабыли. Позабыли
На десятки полуправды лет
Одна тысяча пятьдесят первый
Это ль дата, это ли ответ?
«И сердце то уже не отзовётся
На голос мой, ликуя и скорбя…
Всё кончено. И песнь моя несётся
В пустую ночь, где больше нет тебя.»
(Памяти Н. П. А.Ахматова. 1953)
ты мог беречь ее безмерно,
не уберёг, ты не сумел.
на берегу Усы согбенно
пытался жить и жить хотел.
Интинские перекладные,
Гулаговские маяки,
а где-то невские родные
сады, граниты у реки.
из Шереметьевского сада
до Абезя десятки лет.
для них ты оставалась Анна,
расстрелянных советских лет.
ты посмотри какие годы,
ты огляди себя окрест:
России тысячам народов
пылает поминальный Крест.
Над тобой нет солнца.
Только луны.
А вернее ровно две луны
Джале
Джулэ
Джуньда.
Так знакомо,
так завистливо воспоминанием из мечты.
Бывает, вдруг холодный вечер
Отступит и придёт весна.
Произойдёт нечаянная встреча,
И обожжет, как пламенем костра.
Но мы уже не мы, мы образы без смысла,
Без смысла возвратить потери прежних лет.
Как дети мы в душе своей капризны,
Как взрослые всему даём ответ.
Не возвращайтесь в сны. Не возвращайтесь.
Это пусто. Это просто блажь.
Оставаясь прежде, прежним оставайтесь,
Тем, кого любила только в вас.
Так ли это было, я не помню.
С нами ли иль встретила других?
Что любили светлою любовью.
Отлюбили, ровно ветер стих.
И уснули ветви белых клёнов
И дубов, и серебрёных лип.
Оставайтесь, как и я, влюблённым.
Без воспоминаний снов, молитв.
До последнего листа, что тлели в утро
Дожидала, долюбила, дожила.
Спирт пролью не за тебя,
не за себя по нутру,
А за третьего.
Но в честь тебя живу!
«И месяц, скучая в облачной мгле,
Бросил в горницу тусклый взор.
Там шесть приборов стоят на столе,
И один только пуст прибор.
Это муж мой, и я, и друзья мои
Встречаем новый год.
Отчего мои пальцы словно в крови
И вино, как отрава, жжет?
Хозяин, поднявши полный стакан,
Был важен и недвижим:
«Я пью за землю родных полян,
В которой мы все лежим!»
А друг, поглядевши в лицо мое
И вспомнив Бог весть о чем,
Воскликнул: «А я за песни ее,
В которых мы все живем!»
Но третий, не знавший ничего,
Когда он покинул свет,
Мыслям моим в ответ
Промолвил: «Мы выпить должны за того,
Кого еще с нами нет».
(Новогодняя баллада. А.Ахматова. 1923)
Застолбили место в поле,
Развели костёр.
А про реку позабыли,
В падших листьях двор.
Убежать, бежать хотели
Побыстрее прочь.
Но стучит морозом в двери
Вся в лохмотьях ночь.
В чистом поле, где раздолье
Вьюге да снегам,
Отпущу судьбу на волю,
Ей свободу дам.
Прогорел костёр, по полю
Искры разбрелись.
Ночь сковала мою волю,
Фонари зажглись.
Во дворе на павших листьях
Забытья мороз
И застыл той прошлой жизни
Свет рябины слез.
Двери скованы морозом,
В поле не сбежать.
Пеплом станут мои грезы
У столба лежат.
Ты приходи.
Я не забуду
Твоих полуприкрытых глаз.
Ты говори, я помнить буду
Поэзию из слов и фраз.
Я слушаю твои восходы,
Где льется светом золотым
Сквозь дождевые непогоды
Надежды предрассветный дым.
Где неба синие разрывы
Вдохнут предчувствие весны-
Не гумилевые могилы,
Не мандельштамовы кресты.
Не эта тень холодных песен,
Что в памяти твоей звучит,
А музыка любви из весен,
Где жизнь рождением кричит.
Где слов-стихов завороженно
Я слушаю звучанье фраз.
Я слушать буду, помнить долго
Взгляд. Тех полуприкрытых глаз.
Я в Фонтанном Дому
С билетом
На вечер твой, Анна Андреевна.
Нет не будет тебя, когда я приду.
Только, рваный металл
Перед входом в музейную мглу.
Да деревья в зеленом листу
Из того еще
Вашего поколения.
Твой сосед
по музейной квартире
исписанный, травленный Бродский.
Стопка книг
и продавленный «ундервуд».
Кто считает, что жизнь обошлась
с ним немыслимо скотски,
Кто винит его
просто за Остров.
Он сосед по музею,
да еще рядом с вами
Литейный оранжевый кот.
Я поглажу кота.
Я забуду о Бродском с Бедлоу.
Буду ждать на Литейном
в Фонтанном саду,
Когда я на твой вечер приду.
Есть билет, здесь тебя подожду,
Может быть я услышу в шептании листов
Песнь твою о тебе
В этом тихом саду сердцем снова.
«…Будь ты трижды ангелов прелестней,
Будь родной сестрой заречных ив,
Я убью тебя моею песней,
Кровь твою на землю не пролив.
Я рукой своей тебя не трону,
Не взглянув ни разу, разлюблю,
Но твоим невероятным стоном
Жажду наконец я утолю.
Ту, что до меня блуждала в мире,
Льда суровей, огненней огня,
Ту, что и сейчас стоит в эфире, —
От нее освободишь меня.»
(«Из трагедии «Пролог, или Сон во сне».А.Ахматова)
Отзвучали стихи в старом парке.
(Н.Сабанадзе)
1 декабря 1959
Ленинград. Красная Конница
Над тобой нет солнца.
Только луны.
А вернее ровно две луны
Джале
Джулэ
Джуньда.
Так знакомо,
так завистливо воспоминанием из мечты.
«… И не вздумайте бросать писать стихи. Если они решат, они перестанут к вам приходить сами…»
Реплика А. Ахматовой из к/фильма «Луна в зените».