Стекловолокно для авто что это
Стекломат/Стеклоткань/Стекловолокно. Его польза.
Пока писать нечего и раз подвернулся случай проверить, напишу о полезной вещице. Не все готовы будут заморочиться, только дело это полезное. Особенно нашим бамперам на спортах поможет.
Все знают что на ЛКС2 и ЛГС довольно хрупкие бампера. Поэтому прошлой зимой я решил сделать обработку задней поверхности переднего бампера стекломатом. Сначала, правда, пробовал стеклотканью, но это было долго, перешел на стекломат.
Делается все просто, достаточно для начала прочитать статью на подобии этой: recn.ru/epoksidnaya-smola-primenenie-i-svojstva
В своей работе использовал следующие материалы:
Делал все по инструкции. Сначала зашкурил заднюю поверхность, обезжирил, нанес первый слой смолы, приложил стекломат, промазал сверху и так понемногу весь бампер.
Получится должно вот так:
ВАЖНО! В месте, где вы делаете, должна быть хорошая вениляция иначе будет плохо. Так же работайте обязательно в респираторе минимум.
А вот и эффект. Все владельцы уже видели как колется стандартный бампер:
И что случилось у меня. Бампер сломался только там, где уперся в переднюю панель. Дальше он не пошел.
Но… благо есть КАСКО) А так, довольно муторно делать, зато эффект хороший. Может кому тоже пригодится.
Лада Калина Спорт 2015, двигатель бензиновый 1.6 л., 118 л. с., передний привод, механическая коробка передач — наблюдение
Машины в продаже
Комментарии 28
Приветствую есть ли разница между стекломатом и тканью планирую стелс саб сделать но на алике ткани не видел вот думаю может мат заказать?
В этих разницах что есть мат, а что ткань я уже запутался
Приветствую есть ли разница между стекломатом и тканью планирую стелс саб сделать но на алике ткани не видел вот думаю может мат заказать?
Стекломат имеет хаотично расположенные волокна, а стеклоткань — направленные. Работать со стекломатом намного легче, поскольку он без проблем принимает любую форму, а вот с тканью придется повозиться, зато деталь из стеклоткани будет намного жестче. А ещё со стеклотканью есть возможность сделать деталь Болле жесткой в одном направлении (в направлении волокон) и менее — в другом.
Писал про стекломат, клеил стеклотканью…
Не путай людей- исправляй.
Кузовной ремонт эпоксидной смолой и стеклотканью
Все большую популярность в современном строительстве приобретают инновационные композитные материалы. Что представляет собой стекловолокно для авто и почему оно получило такое широкое распространение? Эти вопросы достаточно актуальны в настоящее время.
Современный композит представляет собой материал, который состоит из целого ряда компонентов. Проще говоря, он является не монолитным веществом, а смесью самых разнообразных элементов. Композит состоит из матрицы, представляющей собой пластичную основу, наполненную слоями большого количества материалов.
Какое преимущество имеет стекловолокно для авто перед всеми остальными современными материалами? Прежде всего, оно является очень прочным и жестким, но вместе с этим довольно легким и эластичным материалом. Стекловолокно количественно и качественно превосходит каждый из компонентов. Если композиты применить в автомобильной отрасли, то конструкция приобретет прекрасные механические свойства, и это ни в коем случае не отразится на ее весе.
Стекловолокно и эпоксидная смола
При объединении вышеуказанных компонентов получается один из лучших современных композитов – стеклопластик. В настоящее время это наиболее популярный и распространенный материал, который применяют в автомобильных системах.
Некоторое время назад большинство самых разнообразных деталей изготавливали из металла или пластмассы. Но, как показывает практика, проверки временем и критики не выдержал ни тот, ни другой материал. Любые изделия, изготовленные из металла, отличались довольно большим весом и часто выходили из строя вследствие возникновения коррозионных процессов, а вот кузов из стекловолокна зарекомендовал себя только с положительной стороны, даже при длительном использовании полностью исключается появление ржавчины.
Что касается пластмассы, то она, наоборот, слишком ломкая, хрупкая и не способна выдерживать значительные нагрузки, но характеризуется небольшим весом. Открытие стеклопластика все кардинально изменило.
Внутреннее строение стеклопластика
Современный материал стеклопластик представляет собой эпоксидное стекловолокно, основой которого является наполнитель из ткани, обработанный смолой. Каркас материала создает именно волокно, отвечающее также за уровень качества детали, изготовленной из стеклопластика. Основными критериями этого вещества являются степень стойкости при изгибе или разрыве и уровень прочности. Эпоксидная смола является связующим компонентом. Именно она определяет эксплуатационные свойства стеклопластика, например, антикоррозионную стойкость, теплопроводность, упругость и диэлектрические показатели. Стекловолокно и эпоксидная смола образуют уникальную структуру, которая позволяет иметь столько преимуществ перед всеми остальными материалами.
Способы изготовления деталей из стеклопластика
Метод приклеивания стеклоткани на макет – самый известный. Но есть и иные технологии создания деталей на основе стекловолокна. Вот основные:
Метод расплавления подразумевает плавку пропитанных смолой заготовок с матрицей. Их располагают в камере, прогревают, затем они застывают по форме макета. Способ распыления предполагает введение стеклонитей в жидкую эпоксидку и напыление на стенки формы. Он легкий, быстрый, но слой может получиться слишком толстым, к тому же не таким прочным, как при использовании стеклоткани.
Методика намотки применяется для создания круглой детали – цилиндра, рамы, трубки. Смачивают стекловолокно эпоксидной смолой, отжимают его, наматывают на макет. Готовая деталь будет очень прочной. Указанные методы применяются для изготовления многих изделий для авто – разных накладок, крышек. Таким же образом выполняют тюнинг машины стеклонитями, делают из данного материала цельные бамперы. Заплатками из стеклопластика на основе стекловолокна и эпоксидной смолы можнозаклеить радиатор, убрать дыры и выбоины, трещины и сколы.
Технология производства эпоксидного стекловолокна
Промышленное производство стеклопластика осуществляется либо в одну, либо в две стадии. При проведении технологического процесса стекловолокно вытягивается непосредственно из расплавленной стеклянной массы. Если же производство материала проводится в два этапа, то сначала делаются небольшие части оплавленного стекла или же своеобразные стеклянные шарики. Они расплавляются, после чего к полученной стеклоткани добавляется смола. Благодаря данной технологии бампер из стекловолокна получается намного прочнее, чем из пластмассы.
Технология производства стекловолокна
Выпуск стекловолокна на основе эпоксидки протекает одно- или двухфазно. Согласно одноэтапному производства берут стеклянную массу, из нее вытягивают стекловолокна. Также есть вторая технология, которая предполагает формирование стеклянных шариков с последующим получением волокон и параллельным введением эпоксидной смолы в состав. Вторая технология более сложна, но позволяет получить материал с более высокими качественными характеристиками.
Преимущества стекловолокна
Достоинства данного материала в автомобильном ремонте несомненны. Кроме легкости и невероятной прочности, есть и иные плюсы:
Особенности матрицы для стекловолокна
Чтобы получить изделия из стекловолокна, соединяют стеклоткань с эпоксидной смолой, после чего масса застывает в той форме, которая нужна пользователю. В заводских условиях так делают бамперы, иные детали кузова, части сабвуферов, а также отливают различные формы для авто.
Самостоятельно тоже можно изготовить матрицу. Для этого потребуются такие материалы и инструменты:
Из пенопласта делают макет той детали, с которой будет выполняться матрица. Гладкость пенопласта должна быть достаточной, иначе готовую матрицу будет сложно извлечь из макета. Но перед заливкой лучше нанести на стенки макета специальный воск, который наверняка предотвратит эту проблему. Если деталь сложная, имеет изгибы, узлы, форму лучше сделать разъемной, с перегородками.
Для создания стекловолоконной матрицы предпринимают такие действия:
Если эпоксидная смола отсутствует, можно взять смолу полиэфирную. Результат тоже будет отличным, хотя прочность такого стеклопластика считается несколько более низкой. Поскольку работа не требует наличия дорогостоящих материалов, инструментов, ремонтировать авто и готовить детали реально самостоятельно в любом гараже. Итоговая прочность будет такой высокой, что порезать деталь можно только болгаркой.
Преимущества материала
Стекловолокно имеет довольно много важных преимуществ перед всеми остальными аналогичными материалами. Рассмотрим их:
Стекловолокно широко используется в разных сферах. Тем не менее, основное применение этот материал нашел в автомобильных системах. Здесь из него производят кузов, бампер и другие детали.
Описание технологии ремонта
Стеклоткань широко используется в автоиндустрии, найти подходящую можно на сайте chimex https://www.chimexltd.com/catalog/category/797, подробно описаны характеристики разных вариантов строительных материалов. Недорогое и простое в применении средство обладает следующими преимуществами:
Ремонт возможен как в салоне, так и в гараже своими руками. Потребуется только соблюдение технологии и минимальный набор инструментов. Технология такого ремонта возможна только при небольших повреждениях. Для качественного ремонта пригодится отвердитель, наждачка, стекловолокно, эпоксидная смола, шпатели, кисти, растворители и обезжириватели.
Предварительно проводят ряд работ, которые скажутся на итоговом результате. Участок тщательно очищают, избавляются от краски и следов коррозии. Тщательно зачищают, просушивают и обезжиривают. Если допустить ошибки или проигнорировать этот этап, то ремонт автомобиля стекловолокном окажется недолговечным.
Технология ремонтных работ
Стекловолокно для авто — наиболее подходящий материал, особенно если необходимо выполнить ремонт кузова. Для этой работы главное — в точности соблюдать технологию.
МАГАЗИН ЭПОКСИДНЫХ СМОЛ
Использование стеклоткани и эпоксидной смолы для кузовного ремонта позволяет в течение нескольких дней восстановить вмятины, трещины и участки, повреждённые коррозией. Но только правильная подготовка к ремонту и соблюдение правил установки заплаты дадут такой результат. Очень важным моментом является именно подготовительный этап. Повреждённой части кузова нужно придать подходящую форму. Края пробоин могут быть немного загнуты на ту сторону, куда накладывается заплатка, но над лицевой поверхностью металл возвышаться не должен. Перед началом восстановления повреждённых участков важно удалить с них краску (для этого можно использовать специальные составы для её удаления и механические средства), ржавчину (здесь поможет преобразователь ржавчины), при этом используют стальную щётку и металлическую шкурку чтобы оттереть поверхность до блеска. Сильно повреждённые ржавчиной участки можно удалить полностью. Остатки ржавчины сведут усилия на нет, и коррозия продолжит распространяться вокруг заплаты. Очищенные участки, полностью подготовленные к ремонту предварительно обезжиривают.
К началу работы следует подготовить лоскуты стеклоткани, которые потребуются при заделке дефекта. Рекомендуется использовать для этого стеклоткань плотностью не менее 250 г/м2. Если приходится восстанавливать сколы и пробоины, нужно закрепить изнутри или снаружи подложку, на которой будет формироваться слой стеклопластика, чтобы придать ему форму. Подложку обрабатывают парафином или мастикой, чтобы после того, как ремонт будет окончен, её можно было убрать. Заплаты можно накладывать и с внутренней, и с внешней стороны. Это зависит от доступности повреждённого участка, а также от требований к его прочности. На крупные отверстия можно наложить заплату изнутри, чтобы сделать её толще, чем материал кузова.
Когда подготовительная работа закончена, можно приступать собственно к восстановлению. На подготовленный участок наносят эпоксидную смолу и не дожидаясь, когда она начнёт застывать, сразу же укладывают слой стеклоткани, который промазывают смолой и тщательно разравнивают кистью. Иногда, особенно при восстановлении мелких вмятин, на подготовленную поверхность наносят слой смолы с наполнителем (например, микросферой), заполняя дефект так, чтобы смола немного не доходила до уровня поверхности кузова. При ремонте более крупных повреждений накладывают несколько слоёв стеклоткани. Когда толщина заплаты достигает уровня кузова, её накрывают полиэтиленовой плёнкой. Этот материал не прилипает к смоле, но защищает её поверхность, пока стеклопластик отвердевает. Покрытую плёнкой стеклоткань можно разровнять и руками скорректировать её форму.
Уложенный стеклопластик оставляют на несколько дней под пищевой плёнкой. Перед тем, как можно будет замаскировать заплату, она должна полностью застыть. После этого можно удалить формы и подложки, отшлифовать участок и покрыть его краской соответствующего цвета. Установленная таким способом заплата прослужит много лет.
Назад в справочник В раздел «Эпоксидные смолы» В раздел «Стеклоткани» В раздел «Ремонтные работы»
Возможности стекловолокна
Многие водители предпочитают самостоятельно экспериментировать со стекловолокном, изготавливая из него новые детали. Однако сформировать его достаточно сложно. Для этого рекомендуется использовать стекломаты. Такой процесс не потребует больших вложений. Стекловолокно (цена, повторимся, — от 100 рублей) чаще всего обрабатывают гелькоутом, стоимость которого не превышает 400 р. за один килограмм. Наносят его кисточкой или краскопультом, и после этого формируют необходимую плоскость.
Процесс монтажа стеклоткани
Последовательность – клюк к правильному ремонту кузова автомобиля. Порядок включает следующие этапы:
Допустимо использование как классического метода, так и ремонт полиэфирной смолой. Пузырьки воздуха сгоняют валиком, уплотняют покрытие торцевой кистью. Специалисты, в зависимости от сложности повреждения, повторяют слои со смолой и стеклотканью несколько раз. Каждый последующий слой наносится только после затвердения предыдущего.
Работа подразумевает контакт с реагентами. Эпоксидная смола, отвердители, обезжириватели могут вызвать аллергическую реакцию. Поэтому работу проводят в перчатках, а респиратор защитит от негативного воздействия пыли при шлифовке и испарений смолы. Желательно использовать защитные очки.
Почему стекловолокно?
В настоящее время большинство производителей предлагает потребителям стекловолокно для авто разных марок, исходя из их функционального назначения. На современном строительном рынке данный материал составляет достойную конкуренцию другим видам, которые еще до недавнего времени прочно занимали ведущие позиции, например, стеклу, бетону, металлам и их сплавам, керамике и древесине. По своим основным характеристикам и свойствам ни один из этих материалов не способен сравниться со стекловолокном.
Благодаря его использованию детали автомобиля приобретают высокую прочность: если машина постоянно используется зимой, то ее детали, изготовленные из стеклопластика, спокойно выдерживают разные климатические условия. Стоит добавить, что данный материал, как и нержавеющая сталь, совершенно не поддается ни гниению, ни коррозии. Именно благодаря его изобретению появилась уникальная возможность продлить срок эксплуатации автомобилей на несколько десятков лет, поскольку такие детали на протяжении долгого периода времени не требуют никакой антикоррозионной обработки.
Состав и особенности нанесения автомобильной шпатлевки со стекловолокном
Представленная статья была написана много лет назад, но сейчас он не потеряла своей актуальности. Более того для тех кто только учиться делать детали из стекловолокна станет инструкцией.
Химия… Эго слово с новой силой звучит сейчас в каждом уголке нашей Родины. Она находит применение всюду. На стройках — новые материалы, на полях — удобрения, позволяющие повышать урожаи, на заводах и фабриках— замечательные пластмассы, синтетические волокна, прочные и красивые. А где и как могут применить достижения химии наши моделисты, любители водно-моторного, мотоциклетного, авиамодельного и других видов спорта? Пожалуй, тоже очень широко. Здесь мы познакомим вас с некоторыми очень интересными материалами современной химии и их применением в техническом творчестве.
Для более наглядного сравнения мы тут же приводим таблицу 1, которая показывает основные механические характеристики стеклоцемента на основе глиноземистого цемента марки 400 и бесщелочного однонаправленного стекловолокна диаметром 10—12 микрон в виде срезов.
По просторам наших рек и озер уже ходит немало мотолодок, глиссеров и яхт из этого нового материала.
Приведенные таблицы показывают, сколь замечательный материал может дать химия для технического творчества.
Своими руками вы можете строить малую спортивную и туристскую технику из новейших синтетических материалов. Они дают возможность создавать необычные, стремительные и красивые формы машин будущего.
Стеклопластик — это материал, на растяжение не уступающий стали, а по удельному весу легче алюминия. Он не боится знакопеременных нагрузок (из него можно делать даже удочки и спиннинги).
Во время формирования стеклопластик не нуждается в огромных давлениях и высоких температурах. Процесс полимеризации (отвердевания) хорошо проходит уже при комнатной температуре, то есть при 15—18°С и выше. Стеклопластик состоит из двух основных частей: наполнителя (стеклоткань) и связующего вещества (смола). Для формирования вертикальных поверхностей изделия в связующее вещество вводится загуститель, препятствующий стеканию смол со стенок изделия. Для снятия изделия с матриц применяется разделительный слой, который предотвращает склеивание изделия с матрицей. Теперь коротко ознакомимся с каждым компонентом, а потом перейдем к технологии изготовления изделия.
НАПОЛНИТЕЛЬ
Наполнителем стеклопластика являются элементарные стеклянные волокна, которые скручиваются в нити. Из нитей ткут стеклоткань разной толщины (в зависимости от количества элементарных волокон, из которых свиты нити). Ткани разделяются по плетению на полотняные и сатиновые (рис. 1 и 2). Тончайшие нити, сложенные в длинный жгут, наматываются на бобину и могут быть использованы как ровница (рис.3), а ровница, сотканная полотняным переплетением, дает прочный и толстый материал — стеклорогожу (рис 4). Элементарные нити, насеченные по 5 см и беспорядочно разложенные пластом, образуют стекломат (рис. 5). Стекловолокна на стекломате при хранении и транспортировке удерживаются механическим способом (путем прошивания нитями) или склеены клеем, который растворяется связующим веществом при формовании. Материал для изделия выбирается в зависимости от назначения изделия, то есть принимаются во внимание формы, прочностные данные и т. п. Например: спиннинг, удочку, баранку руля необходимо изготовлять из стекложгута. Декоративный слом (внутренний и наружный) корпуса катера или гоночного автомобиля лучше выкладывать из стеклянной ткани «сатин 8/3», а силовой каркас делать из стеклорогожи.
Элементарные волокна на заводах покрывают тончайшим слоем замасливателя, или «шихтой» (обычно парафин). Парафинирование оберегает синтетические нити от склеивания, ломки и деформаций при хранении и транспортировке. Но оно резко нарушает прочность изделия из стеклопластика, так как парафин является хорошим разделительным слоем между наполнителем и связующим веществом, при плохом удалений шихты наблюдается расслаивание пластика, то есть плохое соединение смолы со стекловолокном. На больших производствах шихту снимают адгезийно-гидрофобным составом ГВС-9. Но его нужно довольно много. Можно это сделать и проще: проводить пламенем паяльной лампы по ткани. При этом по ткани побегут голубые огоньки — это выгорает парафин. Не следует держать огонь от лампы слишком долго на одном месте, так как начнется плавление стеклянных волокон. Если имеется возможность изготовить сушильный шкаф на температуру 300— 400°, то раскрой рекомендуется складывать в него.
Раскраивать стеклоткань лучше по шаблону на фанере острым сапожным ножом.
При работе со стеклотканями и стекломатами и особенно при обработке изделия из стеклопластика наждачными шкурками необходимо плотно застегивать одежду, надевать нарукавники, покрывать голову, так как стеклянная пыль может вызывать раздражение кожи. После работы необходимо хорошо очистить костюм и умыться.
Стеклоткань: особенности, плюсы и минусы
Чтобы понять все возможности этих материалов, оценить, как сочетаются стекловолокно и эпоксидная смола, их стоит рассмотреть по отдельности. Стеклоткань – необычный материал, в основе которого заложено специализированное стекло.
Стеклоткань изготавливается из тончайших нитей расплавленного стекла. Диаметр стеклонитей варьируется в 3–100 мкм. Такая толщина позволяет им гнуться и при этом не ломаться.
Стеклоткань изготавливается из особого материала
Стекловолокно славится большим количеством уникальных свойств. К достоинствам этого материала относится:
Но, как и у каждого композита, у стеклоткани есть и ряд недостатков. Несмотря на хорошую эластичность и гибкость, стеклоткань все же относится к хрупким материалам. А при использовании стеклоткани без дополнительной эпоксидной пропитки этот материал пропускает грязь, пыль и влагу. Поэтому из-за повышенной гигроскопичности стекловолокно в чистом виде используется редко.
СВЯЗУЮЩЕЕ ВЕЩЕСТВО
Связующим веществом могут служить различные синтетические смолы горячего и холодного отвердевания, а также цемент. Смолы горячего отвердевания, кроме высокой температуры, требуют еще и большого давления на каждый квадратный сантиметр, а значит, и фасонный пуансон для прижатия пласта к внутренним стенкам матрицы (при помощи больших гидравлических прессов). Для технического моделирования в условиях школьных кружков, клубов, станций, общественных КБ пригодны синтетические смолы, которые хорошо затвердевают в условиях комнатной температуры (от 15— 18°С и выше) и не требуют больших давлений. К таким смолам относятся эпоксидные смолы ЭД-5, ЭД-6, мочевино-формальдегидные типа МФ-9 и полиэфирные типа ПН-3 и ПН-6. Учитывая некоторые химико-технические данные: вредность, прочность, вязкость, лучше пользоваться смолой типа ПН-3, которая более других отвечает всем основным требованиям технического моделирования.
Полиэфирная смола ПН-3 представляет из себя прозрачную жидкость янтарного цвета. По цвету и густоте она очень похожа на свежий мед. Смолу следует хранить в чистой оцинкованной или эмалированной посуде в темном и холодном месте При попадании ультрафиолетовых лучей и в тепле срок службы смолы резко сокращается. Для быстрого отвердевания в смолу последовательно вводятся два компонента: 8% нафтеиата кобальта, который является ускорителем полимеризации. После тщательного и непрерывного перемешивания в течение 10 мин. можно вводить 3% «инициатора», которым является гидроперекись изопропилбензола (гипериз). Вторичное перемешивание производить 8 мин. Вводить гипериз не ранее 10 мин. после начала перемешивания. Совместно хранить и перевозить все эти компоненты не следует. Поскольку гипериз несколько вреден, то рекомендуется пользоваться перекисью циклогексанона, которую вводят 0,75—1%, а нафтенат кобальта — 2-3%.
Готовая смола теряет текучесть через 40—50 мин., а через 3—4 часа отвердевает до отлипания. Заготовлять смолу следует на 20—30 мин. работы, так как после этого срока смола начинает желатинизироваться и плохо пропитывает стеклоткань.
Если предстоит покрывать смолой вертикальные поверхности, то для уменьшения текучести смолы с изделия надо в раствор ввести 10% двуокиси кремния (белая сажа) или древесной муки.
Для удаления образовавшихся на изделии раковин от пузырей (которых не следует допускать при формовании) необходимо изготовить специальную шпаклевку. Она состоит из смолы и цемента. Следует учесть, что раствор смолы, смешанный с цементом, отвердевает через несколько минут.
Все работы со смолами полагается вести в резиновых перчатках (толстых черных) и с марлевой повязкой, закрывающей рот и нос.
Окраску изделий из стеклопластика на основе полиэфирных смол лучше производить пентофталевыми или глифталевыми красителями, растворяемыми скипидаром.
Меры безопасности при проведении работ
При проведении ремонтных работ обязательно нужно использовать средства индивидуальной защиты: резиновые перчатки, защитные очки, респиратор.
Главная опасность при проведении работ – это контакт химических веществ с кожей человека. Эпоксидная смола и отвердители способны вызывать сильнейшие раздражения кожи. Также смолы и отвердители могут стать причиной аллергических реакций. При проведении шлифовки, возможно попадание пыли в дыхательные пути. В процессе ремонта, испарения смолы, отвердителя и пыль от шлифовки могут стать причинами раздражения глаз.
Как восстановить кузов авто при помощи стеклоткани подробно показано в видеоролике.
РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ СЛОЙ
Для снятия изделия из стеклопластика с макетами вынимания его из матрицы необходим разделительный слой, иначе изделие накрепко склеится с макетом или матрицей. Чтобы такого не случилось, применяется раствор поливинилового спирта, который наносится на поверхность с помощью кисти и высыхает через 2—3 часа, образуя тонкую пленку.
Раствор состоит из 5—7% поливинилового спирта, 65% спирта-ратификата (для сушки) и 30% дистиллированной или кипяченой воды.
Готовится этот раствор следующим образом. В малый объем холодной воды всыпается весь (5—7%) поливиниловый спирт (белый порошок) и размешивается до однородной массы. Постепенно добавляется вода (до указанного объема — 30%). Смесь надо поставить на закрытый огонь и, непрерывно помешивая, довести до температуры 80°С. У вас должна получиться однородная прозрачная масса, похожая на заваренный крахмал.
После остывания до комнатной температуры вводится спирт-ратификат (или технический). Макет (или матрица) должен быть хорошо промыт и обезжирен, иначе поливинил ложится плохо.
В качестве разделительного слоя применяются также смазки водных растворов казеина, метилцеллюлозы, восковые эмульсии, солидол.
ПОДГОТОВКА БОЛВАНКИ-МАКЕТА
Для того чтобы изготовить корпус любой машины из стеклопластика или стеклоцемента, необходимо сначала изготовить ее макет в натуральную величину. По макету вы изготовите простую или сложную (разборную) матрицу, а по готовой матрице сможете изготовить несколько одинаковых машин для себя и товарищей. Самое трудоемкое и ответственное дело — это изготовление макета.
Макет должен обладать идеальной поверхностью, точно совпадать по своим формам с задуманной конструкцией. На нем надо предусмотреть приливы для крепления других деталей, механизмов, фар, габаритных огней и вспомогательных кронштейнов (для крепления буферов, номерных знаков и т. п.). Но чем больше приливов в разных плоскостях, тем сложнее матрица и тем больше будет на ней разъемов. Когда вы создаете какую-то фасонную деталь на макете, то подумайте, как с этого места снимется матрица.
Материалами для макета могут быть доски, фанера, алюминий, воск, гипс, цемент, пластилин и даже глина. Можно пользоваться любым материалом, лишь бы получить нужные формы.
Самый лучший способ изготовления основного макета — это наборный. О том, как делать шпангоуты, лонжероны, стрингеры и другие детали, мы рассказывать не будем, так как все необходимые советы вы найдете в литературе по мелкому судостроению.
Стеклоткань (стекловолокно) для ремонта кузова
Сегодня стеклоткань широко используется в разных сферах нашей жизни. Однако основное своё применение этот материал нашел именно в автоиндустрии. Стекловолокно является просто незаменимым при ремонте кузова автомобиля. Это обусловлено его уникальными свойствами, такими как:
Ремонт автомобиля с помощью стеклоткани — недорогой и несложный метод восстановления кузова своими руками. Он под силу каждому, даже начинающему автолюбителю, в гаражных условиях и с минимальным набором инструментов. Однако стоит учесть, что восстановление кузова автомобиля с использованием стекловолокна возможно только при наличии небольших повреждений и на участках, не являющихся несущими элементами.
Если повреждения автомобиля сильные, то восстановить его таким методом просто невозможно.
МАТРИЦЫ
Прежде всего на макет нужно наложить разделительный слой. Слишком толстый слой класть не следует. После 2—3 часов сушки наносите второй тонкий слой и после полного высыхания ставите на пластилине разделительные гребни (покрытые также разделителем) для изготовления фланцев соединения матриц болтами (рис. 6). Теперь разведите смолу и между двумя гребнями кистью нанесите первый слой. Когда смола начнет желатинизироваться (станет студнеобразной), наложите первый слой подготовленной стеклоткани, хорошо прикатайте валиками.
Разведите новую порцию смолы и кистью хорошо пропитайте первый слой, потом второй, третий… Внимательно следите за пузырьками воздуха, выгоняйте их, как можно крепче прикатывайте и прижимайте слой к слою. На 1 кг стеклоткани у вас должно уходить 1,3 кг смолы.
Через сутки или двое (в зависимости от температуры и влажности помещения) ножовочным полотном спиливаются излишки стеклоткани и снимаются два первых гребня, отделяющихся от фланцев. Фланцы покрываются разделительным слоем и между каждым из них и следующим гребнем снова закладываются слои стеклоткани со смолой, то есть эти процессы повторяются до тех пор, пока все изделие не покроется слоями стеклоткани. Теперь, насверлив отверстий под болты,» которые снова соединят матрицу в единое целое, мы приступаем к съему матриц.
СНЯТИЕ МАТРИЦ
Снимать матрицы нужно очень осторожно. Полная полимеризация смолы протекает в течение 15—20 суток при температуре 15—20°С. Для снятия необходимо приготовить побольше тонких и длинных клиньев, которые нужно подсовывать под отделяемую часть, постепенно и равномерно отрывая ее от разделительной пленки. Когда части матриц сняты, их надо хорошо проверить, убрать шпаклевкой раковины, где нужно —- подшкурить до блеска, хорошо промыть теплой водой с мылом и высохшие (в разобранном состоянии) аккуратно покрыть поливиниловым спиртом или другим разделительным слоем.
Что такое эпоксидная смола: достоинства и недостатки
Эпоксидка – известный материал, широко используемый в творческих мастерских. Активно применяется она и практически во всех промышленных сферах. Чаще используют ее как прочную клеевую основу. Свойства смолы являются универсальными:
Эпоксидная смола славится своей прочностью
Но эпоксидная смола обладает и рядом недостатков, которые следует учитывать. Прежде всего, это длительный период полимеризации, в течение которого пользоваться изделием нельзя. И эпоксидку трудно отнести к бюджетным вариантам композитных материалов.
ИЗГОТОВЛЕНИЕ КОРПУСА
Хорошо высохшие матрицы нужно свинтить болтами (предварительно смазанными солидолом, с шайбами с двух сторон (рис. 7). Чтобы смола не вытекала из матриц, щели разъемов с внешней стороны промажьте пластилином.
Теперь начинайте закладывать свое изделие. Прежде всего покрасьте его, то есть нанесите первый слой, введя в смолу нужный пигмент. Когда пигмент начнет желатинизироваться, закладывайте декоративный слой стеклоткани, потом один-два силовых (типа стекло-рогожи или стекломата) и снова декоративный — внутренний. Если форма корпуса машины или судна позволяет, то его можно выложить сразу, а если нет, то, когда заполимеризуется одна сторона, матрицу надо повернуть и выложить вторую сторону. Если, конечно, к ней можно подобраться… А как быть, если нельзя? Выходы все же есть. Можно, например, изготовить детали и, когда отвердеют, склеить.
На некоторых сложных корпусах можно предусмотреть фланцевое соединение неразборное (рис. 8 и 9). Когда части корпуса изготовлялись отдельно и соединялись болтами, получалось соединение разборное (рис. 10).
«Сухое» нанесение
Этот способ предполагает нанесение материала на сухую основу, после чего происходит его пропитывание эпоксидной смолой. Для этого нужно:
Если стеклоткань становится прозрачной, приобретает малозаметную текстуру, то это свидетельствует об оптимальном количестве смолы. Ее избыток проявляется зонами с глянцевым блеском. Пористые участки следует обрабатывать так, чтобы смола хорошо напитала не только ткань, но и поверхность под ней.
СТЕКЛОЦЕМЕНТ
Работа со стеклоцементом проводится почти так же, как и со стеклопластиком. Изменяется только одно связующее, то есть вместо смолы применяется цемент. Из декоративных стеклотканей лучше всего «сатин СТТ (б) С2».
Стеклоцемент представляет собой слоистый анизотропный конструкционный материал, где упрочняющим каркасом (наполнителем) является стеклянное волокно бесщелочного состава.
В качестве связующего состава нужно использовать глиноземистый цемент. В случае применения портланд-цементов стекловолокно нужно защищать от агрессивного воздействия гидрата окиси кальция, для чего можно использовать, например, этинолевый лак (раствор ли-винилацетилена в ксилоле).
Процесс изготовления стеклоцемента заключается также в послойной укладке стекловолокнистых материалов на макет или в матрицу с последующим цементированием каждого слоя водоцементным раствором состава: вода —1 кг, цемент — 2 кг. Толщина одного слоя составляет 0,8—1,2 мм.
Чем выше марка цемента (400, 500, 600…), тем крепче изделие. При марке 500 и более и волокнах толщиной не менее 15—20 микрон лучше выдерживать соотношение вода — цемент, не превышающее 0,45—0,5. Слой цементного клеи должен быть наименьшим, но хорошо пропитать все волокна армирующего материала.
Удельный вес изделий из стеклоцемента составляет 1,40—1,85 г/см3. После нескольких замораживаний оттаиваний прочность стеклоцемента увеличивается (после 50—60 циклов — на 20—30%). Стеклоцемент — это негорючий и неразмокающий материал.
Теперь, заглянув в таблицу, вы сможете определить необходимое вам количество слоев и приступить к изготовлению любой машины, лодки, катера из замечательных новых материалов, созданных химией.