ставропольский драматический театр актеры
Ставропольский драматический театр актеры
Почётный работник культуры Ставропольского края
Хоменко Константин Васильевич
Заведующий художественно-постановочной частью
Пошивочно-костюмерный цех
Молоканкина Светлана Викторовна – начальник цеха
Аненкова Галина Равильевна – закройщик-швея
Дердерьянц Варастат Арташевич – закройщик-швея театральной обуви
Корякина Виктория Олеговна – закройщик-швея
Тюленева Екатерина Константиновна – закройщик-швея
Хохлова Наталья Анатольевна – закройщик-швея
Макетно-поделочный цех
Степанов Александр Георгиевич – макетчик
Декорационно-бутафорский цех
Шевякова Наталья Ивановна – почётный работник культуры Ставропольского края, начальник цеха
Головачева Марина Игоревна – художник-бутафор
Григорьева Мария Александровна – художник-декоратор
Жмайлова Лидия Анатольевна – художник-декоратор
Слесарно-механический цех
Пригода Николай Евгеньевич – начальник цеха
Омельянов Виктор Владимирович – инженер-технолог
Электроосветительный цех
Марьенко Андрей Петрович – художник по свету
Самородский Сергей Иванович – художник по свету
Хоменко Ольга Викторовна – художник по свету
Гримерный цех
Форумян Наталья Евгеньевна – начальник цеха
Костюмерная
Спивак Татьяна Яковлевна – заведующая костюмерной
Радиоцех
Романов Владимир Анатольевич – начальник цеха
Тюков Григорий Юрьевич – звукорежиссер
Цех реквизита
Свибильская Ирина Георгиевна – почётный работник культуры Ставропольского края, начальник цеха
Монтировочный цех
Киселев Роман Викторович – начальник цеха
Ахтанин Илья Сергеевич – установщик декораций
Карпочев Алексей Николаевич – установщик декораций
Перепелкин Андрей Александрович – установщик декораций
Рындин Евгений Викторович – установщик декораций
Харланов Тимофей Васильевич – установщик декораций
Административно-управленческий персонал
Начальник отдела кадров
Болелова Ирина Алексеевна
Бухгалтерия
Гапоненко Галина Викторовна – ведущий бухгалтер
Иноценко Инесса Владимировна – ведущий бухгалтер
Фролова Елена Александровна – ведущий бухгалтер
Строганова Евгения Александровна – бухгалтер
Зубенко Екатерина Викторовна – ведущий экономист
Позднякова Татьяна Алексеевна – юрисконсульт
Служба организации зрителя
Ставропольский драматический театр актеры
Год основания театра 1845. Учредитель: Министерство культуры Ставропольского края (г. Ставрополь, ул. Булкина, 17)
Театр – это жизнь, жизнь красочная и интересная. Театр – это зеркало, в нем отражаемся мы, наши пороки и наши достоинства. Театр – это волшебная страна, попадая в которую начинаешь верить в сказку… в чудо… в настоящую любовь… в искренних и преданных друзей… во все то, чего так не хватает нам в нашем мире. Возникновение театра неразрывно связано с историей города и характеризует достаточно высокий уровень духовности и эстетического воспитания его жителей.
Культурная жизнь Ставрополя от его основания до открытия театра была очень активной. В то время путь на Кавказ, который служил местом ссылки неугодных самодержавию людей, проходил через Ставрополь.
Дважды наш город посещали А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов. Проездом в Тегеран останавливался А. С. Грибоедов. Дух декабристов витал над Кавказом, в Ставрополе побывали: А. И. Одоевский, Н. А. Назимов, В.Н. Лихарев М. М. Нарышкин, Н.И. Лорер и др.
Присутствие в разное время людей прогрессивных взглядов влияло на развитие культуры, поэтому в городе так быстро возник театр, ибо во все времена именно он является мерилом культурного уровня города.
Город Ставрополь возник в 1777 году, а уже в 1843 году губернский секретарь Г. Яценко пытается открыть театр, но, как человек, не имеющий даже начальных познаний в культуре, Г. Яценко набирает весьма посредственную труппу, да и репертуар, который не мог бы заинтересовать жителей стремительно развивающегося города. Все его попытки были обречены на провал. И очень скоро фамилия Яценко навсегда покидает театральный олимп города Ставрополя. На смену ему пришел Иван Христианович Дрейсиг. В труппе Яценко он занимал должность режиссера и заведующего труппой. Дрейсиг приглашает в сотоварищи актера Н. Петрова и создает новую труппу. В 1845 году купец Гониловский выстраивает каменное здание театра (ныне дом офицеров), и этот год по праву считается годом создания первого русского театра на северном Кавказе. Начинается трудная, полная взлетов и падений, жизнь нового театра, продолжающаяся уже более 170 лет.
Интерес ставропольцев к театру непрерывно возрастал, ведь в 1846-1849 годах в городе работала труппа известного провинциального антрепренера К. Зелинского, в составе которой был выдающийся трагик Николай Хрисанфович Рыбаков, который послужил прототипом Геннадия Несчастливцева в комедии А. Островского «Лес». Зрители видели на сцене лучшие произведения отечественной и зарубежной драматургии, отличное исполнение которой полностью отвечало требованиям культурной части общества и прививало малоподготовленному зрителю вкус к серьезному театру. Можно с уверенностью сказать, что сезоны «Рыбакова» приучили ставропольцев к лучшим образцам театрального искусства и создали те благоприятные условия в будущем, благодаря которым Ставропольский театр завоевал репутацию одного из лучших в театральной провинции.
В своей книге воспоминаний «60 лет на сцене», изданной в 1935 году, Н.Н. Синельников, известный провинциальный режиссер и антрепренер, работавший в Ставрополе с 1878-1881 годы, пишет: «… молодой актер южных театров, по обычаю того времени стремился хоть один сезон прослужить в Ставропольском театре. Публика этого города с издавна имела репутацию понимающей, любящей театр и очень требовательной.» В разное время на сцене Ставропольского тетра работали лучшие провинциальные артисты: Н. Писарев, Л. Градов-Соколов, Б. Путяга, Т. Рунич-Михайлова, М. Петипа, Н. Собольщиков-Самарин, Н. Россов, М. Дальский, братья Адельгейм, И. Слонов, П. Орленев.
1 октября 1910 года в Ставрополе открылось новое здание театра, построенное купцами братьями Меснянкиными (сейчас в этом здании находится краевая филармония).
Так в Ставрополе возник, вырос, стал неотъемлемой частью города драматический театр. Развитие его было во многом типичным для большинства провинциальных коллективов. Его жизнь отразила все основные тенденции в развитии Русской театральной культуры. Новая жизнь началась в послереволюционную эпоху.
Вскоре после революции известный театральный деятель, режиссер В.И. Тункель создал в Ставрополе первый советский театр. В 1920 году театру было присвоено звание Первого Ставропольского театра им. В. И. Ленина. В этот период особенной популярностью пользовались пьесы классического репертуара, в которых звучали нотки протеста против старого и звучали смелые передовые мысли. Героем пьес становится человек труда, боец, строитель новой жизни. В 1937 году театр становится краевым.
В 1964 году театру присвоено имя М.Ю. Лермонтова, он переезжает в новое здание, в котором располагается в настоящее время. Глубокое чувство времени, безупречное умение переводить на язык современности самые трудные явления – отличительная черта лучших произведений, ставившихся в театре. История театра убеждает, что истинная правда, подлинность происходящего, разговор о крупных проблемах истории всегда были в центре его внимания.
В разное время на сцене театра служили народный артист СССР М. П. Кузнецов, народные артисты России М. Никольский, Б. Данильченко, В. Фоменко, В. Рабовская, заслуженные артисты России А. Бокова, Г. Веретельникова, В. Гурьев, Б. Дымченко, А. Зубарева, А. Михайличенко, М. Михайлов, М. Яковенко, артисты З. Каткова, Л. Барташова, З. Котельникова, Т. Беспрозванная и др.
В репертуаре театра лучшие пьесы отечественной и мировой классической литературы: «Маскарад» М. Ю. Лермонтова, «Недоросль» по пьесе Д. Фонвизина, «Пропала жизнь» по пьесе А. П. Чехова «Дядя Ваня», «Одураченный муж» Ж. Б. Мольера, «Двенадцатая ночь» У. Шекспира и др. В нашей афише есть пьесы и современных авторов, таких как А. Галин («Аккомпаниатор»), А. Иванов («Жениха вызывали, девочки?»), Ю. Поляков («Чемоданчик»), Н. Воронов («Страсти по Торчалову»), М. Камолетти («Боинг-боинг», «Ох, уж эта Анна!»), М. Ашар («Дура») и др. Есть в театре и свой автор – заслуженный артист РФ М. А. Новаков, который с особой трепетностью и любовью пишет свои пьесы, так как придумывает персонажей и сюжеты для актеров, с которыми не один год служит на сцене Ставропольского театра. Театр гордится своим сотрудничеством не только с народным артистом РФ Юрием Ереминым, выдающимся режиссером современности, поставившим спектакли «Герой нашего времени» и «Маскарад» М. Ю. Лермонтова, «Кастинг», «Пропала жизнь» по пьесе А. Чехова «Дядя Ваня», «Аккомпаниатор» А. Галина, но и тем, что на нашей сцене идут спектакли «Недоросль» Л. Эйдлина, Ю. Кима и «Тетки» А. Коровкина, поставленные главным режиссером Белорусского государственного академического музыкального театра, заслуженным деятелем искусств РФ Михаилом Ковальчиком, а так же спектакль «Одураченный муж» Ж. Б. Мольера, в постановке художественного руководителя Национального академического драматического театра им. М. Горького (г. Минск), заслуженного деятеля искусств Республики Беларусь Сергея Ковальчика.
Даря людям свое живое искусство, Ставропольский академический ордена «Знак почета» театр драмы имени М. Ю. Лермонтова заботится не только о своем будущем, но и о будущем города, края, России. Во все времена театр обращался к душам и сердцам и находил отклик. А значит, как в старых добрых сказках, которые так любят наши маленькие зрители, добро всегда победит зло, а вера, надежда, и любовь помогут преодолеть все остальное.
Ставропольский драматический театр актеры
Директор театра, заслуженный работник культуры РФ
Евгений Иванович Луганский – заслуженный работник культуры РФ, начал свою профессиональную деятельность в качестве актера Новосибирского театра юного зрителя после окончания Государственного института театрального искусств им. А.В.Луначарского в Москве в 1970 году.
Затем его творческая деятельность продолжилась в Ставропольском академическом театре драмы им.М.Ю.Лермонтова, в качестве ведущего актера.
Любовь к театру и стремление к красоте, вкус к интересному общению сыграли определенную роль в его жизни, можно сказать, сложили – сформировали стержень личности.
Окончив в 1980 году административно-управленческое отделение Высших театральных курсов Министерства культуры РСФСР Луганский Е.И. становится заместителем директора краевого театра, а несколько позже он был приглашен директором Костромского областного театра им А.Н.Островского. Вскоре последовало приглашение Евгения Ивановича на должность директора Ставропольской краевой филармонии, а в ноябре 1986 г. он возвращается в Ставропольский театр драмы в качестве директора, вырастая в крупного руководителя, возглавляющего его более 25 лет.
В 2001 году Евгения Ивановича назначают Министром культуры Правительства Ставропольского края. По истечении полномочий Е.И.Луганский вновь назначен директором Академического театра драмы.
Деятельность Евгения Ивановича по достоинству оценена государством. Ему присвоено почетное звание «Заслуженный работник культуры РФ», он награжден орденом Дружбы, медалью «За заслуги перед Ставропольским краем», медалью «За заслуги перед городом Ставрополем», а к 170-летию театра Е.И.Луганский, за достижение исключительно высоких показателей и результатов в области культуры, награжден медалью «Герой труда Ставрополья» и памятной медалью города Ставрополя «За усердие и полезность».
Ставропольский театр драмы имени М.Ю.Лермонтова: Театр моей молодости
В. Исаев в роли Петруччо в спектакле «Укрощение строптивой» В. Шекспира.
Программа спектакля «Поручик Лермонтов» К. Паустовского.
Программки спектаклей «Да здравствует королева, виват!» Р. Болта и «Провинциальные анекдоты» А. Вампилова.
М. Кузнецов в роли Илико в спектакле «Я, бабушка, Илико и Илларион» Н. Думбадзе.
Режиссер А. Малышев.
Сцена из спектакля «Маскарад»: Нина – М. Полякова, Арбенин – М. Царев.
Живой отклик находили эти строки в нас, студентах 60-х годов прошлого столетия историко-филологического факультета Ставропольского государственного педагогического института. Белинский звал: « О, ступайте, ступайте в театр. ». И мы шли в наш ставропольский драматический, познавали искусство, оно заставляло замирать сердца зрителей в ту секунду, когда, дрогнув, идет в стороны театральный занавес.
К. Станиславский сказал когда-то, что театр начинается с вешалки, имея в виду атмосферу искусства, наполняющую и само здание театра. А спектакль, который предстоит посмотреть, начинается, пожалуй, с программки, которую вам протянула « билетерша» у входа в зрительный зал. Еще в студенческие годы я начала собирать театральные программки спектаклей, на которых довелось побывать. Сейчас, перебирая их, можно вспомнить этапы жизни театра, яркие имена служивших ему.
60-е годы, « оттепель». Особенно ярко новая эпоха проявилась во всех сферах художественной культуры: прозе, поэзии, живописи, музыке. Помнится, эффект разорвавшейся бомбы вызвала опубликованная в 1962 году повесть А. Солженицына « Один день Ивана Денисовича». Хрущевская « оттепель» коснулась и театрального искусства. В Москве группой молодых актеров во главе с Олегом Ефремовым был создан театр « Современник». О его первых спектаклях были наслышаны и мы в провинции. Тогда ставились « Вечно живые» В. Розова с волновавшими молодых темами верности долгу, чувству, слову.
В те же годы прошлого столетия в крайдрамтеатре сформировался коллектив артистов, который определил лицо театра на последующие десятилетия: Л. Барташева, Т. Беспрозванная, А. Бокова, Б. Данильченко, Б. Дымченко, А. Зубарева, З. Каткова, З. Котельникова, М. Кузнецов, М. Никольский, А. Томас, В. Фоменко. В 70-е труппу пополнила большая группа одаренной молодежи: Г. Веретельникова, Г. Вершинин, А. Данильченко, Л. Ковалец, М. Лебедев, А. Михайличенко, Е. Попенко, В. Аллахвердов, Ю. Кутузова, В. Рабовская.
Традиционно театр отдавал тогда дань ленинской теме спектаклями « Семья», « Именем революции», « Шестое июля», « Третья патетическая», « Кремлевские куранты», объединенными одним исполнителем роли В. Ленина – народным артистом СССР М. Кузнецовым. А мы, зрители, гордились тем, что в нашем театре служит один из лучших создателей образа вождя: в 1964 году артист с успехом снялся в этой роли в фильме Л. Кулиджанова « Синяя тетрадь». Михаил Прокопьевич впервые вышел на сцену Ставропольского театра в начале сезона 1951 года в роли Володи Ульянова в « Семье» И. Попова. До этого работал на театральных сценах Иркутска, Горького (ныне Нижний Новгород). Он был актером широкого диапазона. Достаточно назвать образы Танаки в « Порт-Артуре» А. Степанова, Скворца в « Ленинградском проспекте» И. Штока, Аркашки Счастливцева в « Лесе» А. Островского, Илико в « Я, бабушка, Илико и Илларион» Н. Думбадзе. А каким он был Щукарем! Об этом напомнила программка спектакля « Поднятая целина» по М. Шолохову, который стал явлением в биографии коллектива.
На сцене ставропольского драмтеатра раскрылся яркий талант Аллы Боковой. Она, как и Михаил Кузнецов, дебютировала в « Семье», исполняя роль мягкой, интеллигентной Анны Ильиничны. Перед глазами стоит сцена из спектакля по пьесе А. Салынского « Барабанщица», поставленного в 1959 году. Алла Казимировна играла русскую разведчицу Нилу Снежко. По ходу действия она сбрасывала халат и, оставшись в купальнике, танцевала на столе перед подвыпившими фашистами. Ныне публику не удивишь стриптизом на сцене, а тогда это казалось невероятно смелым. Запомнились в ее исполнении Элиза в « Пигмалионе» Б. Шоу, Маргерет Чалмерс в « Краже» Д. Лондона, Грета в « Последней остановке» Э. Ремарка… Все делалось ею ярко, темпераментно.
Программка « Старомодной комедии» А. Арбузова напомнила еще об одной незабываемой роли А. Боковой. В 70-е годы появились пьесы на двух действующих лиц. Если трудно бывает целому актерскому ансамблю держать внимание зала, то каково двум актерам держать его два часа сценического действия. А. Боковой и Б. Данильченко это удалось. Они играли комедию в элегических красках, не акцентируя на внешних эффектах, не заигрывая со зрителем. Как сейчас слышу проникновенный диалог двух немолодых, проживших непростую жизнь людей.
В конце 60-х на ставропольских подмостках появился талантливый, с прекрасными внешними данными В. Исаев. Вся женская зрительская половина была влюблена в него. Помнится, после спектакля по пьесе Л. Жуховицкого « Справедливость – мое ремесло», где он блестяще сыграл журналиста Неспанова, вся наша молодежь мечтала о журналистике. Артист был великолепен в ролях Петруччо в « Укрощении строптивой» В. Шекспира, Феликса в « Крестьянке из Хетафе» Лопе де Вега. Жаль, что он недолго блистал на сцене нашего театра – уехал в Москву, стал сниматься в кино.
Сейчас ставропольский театр готовит постановку драмы « Маскарад» к 200-летию со дня рождения М. Лермонтова. А мне помнится спектакль к 150-летнему юбилею поэта. Труппа только что перешла в новое здание. Выстроенное в классическом стиле из местного камня-ракушечника, с прекрасным зрительным залом, удобными креслами, роскошным занавесом, какой восторг оно вызывало у театралов. В том же году театру было присвоено имя М.Ю. Лермонтова. Нину в том « Маскараде», поставленном режиссером А. Шумилиным, с успехом играла актриса Марина Полякова, Арбенина – заслуженный артист РСФСР Н. Семенов, получивший прекрасные отзывы прессы. А в октябре появились афиши, сообщавшие о том, что на сцене ставропольского театра в роли Арбенина выступит народный артист СССР, лауреат Государственных премий М. Царев. Для Ставрополя большое событие, потому что актер был невероятно популярен в стране.
Как справедливо отмечал Вл. Немирович-Данченко, организатором, толкователем спектакля, зеркалом, отражающим индивидуальные качества актера, является режиссер. В отличие от актера, который всегда на виду, режиссер остается в тени. А вот старые программки сохранили имена тех, кто возглавлял в разные годы театр: заслуженные деятели искусств Г. Георгиевский, В. Иванов, Р. Рахлин, С. Рейнгольд, А. Шумилин. В 1972 году в Ставрополь был приглашен выпускник высших театральных курсов ГИТИСа Алексей Малышев. Эпохой Малышева окрестили ставропольские театралы годы, когда он возглавлял здесь творческий процесс. В памяти поставленные им « В списках не значится» Б. Васильева, « Дон Жуан» Г. Фигейреду, « Провинциальные анекдоты» А. Вампилова, « Деревья умирают стоя» А. Касона, « Осенние скрипки» И. Сургучева, « Жестокие игры» А. Арбузова…
Преданно любя свой драматический, в то же время всегда с нетерпением ставропольский зритель ждал гастрольный сезон. Имея прекрасное здание театра, Ставрополь принимал многие труппы страны. Это сегодня приходится довольствоваться антрепризой. А тогда… Особенно ждали гастролей музыкальных театров, которых не хватало нашей публике. В 70-80-е годы нас радовали днепропетровский, донецкий, куйбышевский, ташкентский театры оперы и балета. Незабываемы балеты « Семь красавиц» К. Караева, « Девичья башня» А. Бадалбейли, « Тысяча и одна ночь» Ф. Амирова, привезенные в 1987 году Азербайджанским театром оперы и балета им. М.Ф. Ахундова; Норма из одноименной оперы В. Беллини в исполнении народной артистки СССР Марии Биешу во время гастролей Молдавского тетра оперы и балета. А в 80-е, в бытность М. Горбачева генеральным секретарем ЦК КПСС, в Ставрополь зачастили столичные коллективы. Здесь побывали московские театры им. Моссовета, им. Евгения Вахтангова, им. Рубена Симонова, Малый театр СССР, ленинградский им. Ленсовета.
. Со времен моих студенческих лет ставропольский драмтеатр пережил немало, менялся состав его актеров, режиссеров, художников. И сейчас в театре на радость публике также работает талантливая труппа, которой подвластны различные жанры – от фарса до трагедии. А в последнее время появились и музыкальные спектакли. Приятно сознавать, что в Ставрополе по-прежнему любят театр, накануне премьеры трудно купить билет. И все же, перелистывая программки прежних спектаклей, ловлю себя на мысли, что меня больше греют воспоминания о театре 60-80-х годов. Наверное, потому что это был театр моей молодости.
Театр моей молодости / Газета «Ставропольская правда» / 10 января 2014 г.
Блеск и нищета ставропольской драмы
13 Ноября 2018, 18:35
Владимир Макаров Новости Ставрополь театр драмы имени Лермонтова худрук Чехов Дядя Ваня
Тема для пьесы в чеховских тонах.
Ставрополь, 13 ноября. /Кавказ Пост/. Если бы не крик женщины в театральном фойе, я бы даже не вспомнил об этом спектакле. Но не могу избавиться от чувства, что она обращалась именно ко мне. И вот пишу с надеждой, что эти заметки попадутся ей на глаза.
Не было там ни утончённости, ни самого Чехова.
«Я не понимаю, зачем делать такие постановки?!»
Весь оставшийся вечер эта женщина не выходила у меня из головы. Нет, не потому, что она задала какой-то неожиданный вопрос. Вопрос был вполне естественный. Неожиданным было то, что она произнесла его вслух и сделала это громко. У нас так не принято. А почему, собственно, не принято?
И тут мне вспомнилось, что года два или три назад я уже ходил в наш театр на чеховского «Дядю Ваню». Постановка называлась «Пропала жизнь!» Кстати, прекрасное название для какого-нибудь водевиля, но не для чеховских раздумий о жизни потерявшего себя рефлексирующего интеллигента.
Я не возьмусь объяснять, почему это дурно, но с таким же успехом постановку «Анны Карениной» можно назвать «Попала женщина под поезд».
Вообще, у нашей публики краевой драмтеатр пользуется большим успехом, на фоне которого говорить о его изъянах, вроде как, и неприлично. Такие разговоры если и возникают, то исключительно в личном общении. Помню, как после премьеры «Ревизора» ставропольский поэт Виктор Казаков позвонил актёру Виктору Поморцеву и по-дружески прямо сказал:
Такому театру, по большому счёту, даже художественный руководитель не нужен.
Но один вопрос остался за скобками.