статья 237 сокрытие информации об обстоятельствах создающих опасность для жизни или здоровья людей
Статья 237. Сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей
Статья 237. Сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 237 УК РФ
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. N 420-ФЗ в часть 1 статьи 237 внесены изменения
наказываются штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. N 420-ФЗ в часть 2 статьи 237 внесены изменения
наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Статья 237 УК РФ. Сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей
Новая редакция Ст. 237 УК РФ
наказываются штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Комментарий к Статье 237 УК РФ
1. Резкий рост научно-технических и производственных процессов, которыми отмечено прошедшее столетие, позволяет с уверенностью прогнозировать дальнейшее ухудшение среды обитания людей, падение уровня защищенности населения планеты от воздействия неблагоприятных факторов, увеличение наряду с природными катаклизмами доли опасностей техногенного и социального характера. Важной задачей являются выработка экологических параметров научно-технического прогресса, обеспечение безопасности технологий, сырья и отходов, проведение предупредительных мероприятий. В этой связи особо нетерпимы халатное отношение к оценке чрезвычайных ситуаций, укрывательство со стороны уполномоченных лиц событий и явлений, угрожающих жизни или здоровью людей, нередко обусловленные боязнью высветить ошибки и упущения в работе. В результате не принимаются своевременные меры по устранению возникшей опасности, создаются условия для наступления широкомасштабных общественно опасных последствий в виде гибели людей, причинения вреда их здоровью, экологических бедствий, колоссального имущественного ущерба, исчисляемого сотнями миллионов рублей.
2.2. Осведомленность граждан и официальных органов о существующих или возможных событиях, фактах, явлениях, опасных для населения или окружающей среды, позволяет предпринять своевременные и адекватные меры по предотвращению, ликвидации или минимизации последствий чрезвычайной ситуации, обезопасить жизнь и здоровье людей, сохранить благоприятную экологическую обстановку и социальную стабильность.
2.3. В качестве факультативного объекта могут выступать интересы государственной службы и службы в органах местного самоуправления, безопасность жизни и здоровья человека, собственность, экологическая безопасность.
К такого рода событиям, фактам, явлениям относятся неблагоприятные условия, процессы и факторы природного, техногенного или социального характера, отрицательно сказывающиеся на физическом благополучии многих людей, способные вызвать их гибель или ухудшение здоровья, угрожающие состоянию естественных экологических систем, генетических фондов растений и животных. Это аварии, катастрофы, стихийные бедствия, факты реализации продовольственного сырья, пищевых продуктов, не соответствующих санитарным правилам, загрязнения источников водопользования населения, воздушной среды, возникновения очагов инфекционных заболеваний и массовых отравлений, эпидемий, превышения предельно допустимых норм радиации, уровней магнитных полей, вооруженные конфликты, акты терроризма, массовые беспорядки и т.п.
3.1. Информация включает сведения о характере, причинах, условиях и последствиях указанных событий, фактов и явлений, их объемах и распространенности, интенсивности развития, степени неблагоприятного воздействия на человека и окружающую среду. Информация может содержать сведения не только о возникших чрезвычайных событиях, но и о прогнозируемых, наступление которых возможно с учетом складывающейся обстановки, о мерах профилактики и защиты от неблагоприятного воздействия факторов окружающей среды.
4. Объективная сторона составов преступления выражается в сокрытии или искажении информации.
5. Сокрытие информации совершается в форме бездействия и заключается в несообщении сведений населению и компетентным органам, когда их сообщение было обязательным и для этого имелись необходимые возможности. При этом фактическое поведение субъекта может не только проявляться в виде простого умолчания о событиях, фактах или явлениях, создающих опасность для жизни или здоровья населения либо для окружающей среды, но и выражаться в действиях, направленных на утаивание соответствующих данных (прямой отказ предоставить информацию, создание препятствий для ознакомления с ней, засекречивание сведений, принятие мер к их неразглашению другими лицами и т.п.). Для квалификации бездействия, коим является сокрытие, важно установить, что в поведении субъекта отсутствуют признаки исполнения правовой обязанности по информированию заинтересованных лиц о реальных или потенциальных опасностях при наличии возможности ее исполнить.
5.1. Состав преступления исключается, если обязанное лицо не могло сообщить сведения населению или органам из-за непреодолимой силы (например, сотрудники удаленной метеорологической станции не сообщают в метеоцентр о надвигающемся урагане по причине нарушения связи и отсутствия других средств сообщения). Также отсутствует коммент. состав преступления в поведении лица, которое не владело необходимой информацией из-за халатного отношения к своим обязанностям по выявлению и оценке угрожающих факторов. В этом случае деяние может быть квалифицировано по ст. 293.
5.2. На квалификацию не влияет то обстоятельство, что сокрытие информации было полным или частичным, когда лицо предоставляет лишь часть необходимых сведений об опасном событии или явлении, а другую их часть утаивает.
5.3. Сокрытием информации является и несвоевременное ее предоставление, когда субъект без достаточных на то оснований медлит с передачей необходимых сведений.
5.4. Сокрытие информации следует считать оконченным составом преступления в момент непредставления сведений в нужный для этого момент, в результате чего население и государственные органы не получают необходимой информации от уполномоченных на это лиц. Не имеет значения, что соответствующие сведения были получены из других источников.
6. Искажение информации совершается в форме действия и состоит в сообщении ложных, неверных сведений об имеющихся в действительности либо реально прогнозируемых событиях, фактах, явлениях, опасных для жизни и здоровья населения или для окружающей среды, в результате чего граждане и государственные органы не могут объективно оценить ситуацию (ложное опровержение в действительности имеющихся фактов, неверная оценка развития событий, изображение в превратном виде характера и последствий чрезвычайной ситуации, приукрашивание действительных прогнозов опасного явления и т.п.).
6.2. Искажение информации следует считать оконченным составом преступления в момент получения населением или органами, уполномоченными на принятие мер по устранению опасности, недостоверных сведений. Лицо, подготовившее ложные сведения к передаче или направившее их, однако в последующем предотвратившее получение таких сведений заинтересованными лицами, не подлежит УО за искажение информации в силу добровольного отказа, но может отвечать за фактически совершенное сокрытие информации в виде несвоевременного ее предоставления.
7. Диспозиция статьи альтернативная, поэтому для наличия состава преступления достаточно совершения любого из указанных в ней деяний.
8.2. В каждом конкретном случае необходимо установить, каким именно нормативным актом (законом, приказом, инструкцией и т.п.) предусматривается обязанность должностного или иного лица предоставлять соответствующую информацию.
9. Субъективная сторона составов преступления при сокрытии или искажении информации характеризуется прямым умыслом, т.е. лицо осознает факт неисполнения правовой обязанности по информированию населения и уполномоченных органов о событиях, фактах или явлениях, создающих опасность для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды, или факт искажения такой информации и желает скрыть либо исказить указанную информацию.
9.1. Мотивы и цели сокрытия или искажения информации на квалификацию не влияют. Однако если субъект, скрывая или искажая информацию, преследовал террористические цели и это создавало реальную угрозу наступления широкомасштабных общественно опасных последствий, то содеянное квалифицируется по ст. 205.
10. В ч. 2 коммент. статьи предусмотрен квалифицированный состав. О понятии лица, занимающего государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, главы органа местного самоуправления, см. в коммент. к п. 1, 3 примеч. к ст. 285. К таковым, в частности, относятся Министр по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, главный государственный санитарный врач РФ, руководитель Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор), главный государственный инспектор по пожарному надзору и др.
10.1. Вред здоровью может быть легким, средней тяжести или тяжким и причиненным хотя бы одному человеку.
10.2. Иные тяжкие последствия могут выражаться в причинении смерти человеку, длительной остановке работы предприятий и организаций, крупном имущественном ущербе (в том числе в виде затрат на предупреждение и ликвидацию последствий чрезвычайной ситуации, которых можно было избежать при своевременном предоставлении достоверной информации), существенном расширении зоны чрезвычайной ситуации, возникновении массовых беспорядков, совершении актов терроризма, серьезном ухудшении качества окружающей среды или состояния ее объектов, устранение которого требует длительного времени и больших материальных затрат, уничтожении отдельных природных объектов, деградации земель и т.д.
10.3. Указанные последствия могут вменяться субъекту при условии, что они находятся в причинной связи с сокрытием или искажением информации со стороны уполномоченного лица. Это означает, что если бы полная и достоверная информация была предоставлена вовремя, то адекватными мерами чрезвычайную ситуацию удалось бы предотвратить либо снизить степень ее опасности и не допустить причинения тяжких последствий.
11. Психическое отношение виновного к причинению вреда здоровью или наступлению иных тяжких последствий может быть как умышленным, так и неосторожным. При наступлении по неосторожности смерти человека, тяжкого или средней тяжести вреда здоровью, имущественного ущерба в крупном размере дополнительной квалификации по ст. 109, 118, 168 не требуется.
11.1. В случае прямого или косвенного умысла на указанные в законе последствия содеянное образует совокупность ч. 2 ст. 237 и ст. 105, 111, п. «а» ч. 2 ст. 112, ч. 2 ст. 167, ч. 2 ст. 261 и др.
Другой комментарий к Ст. 237 Уголовного кодекса Российской Федерации
1. Предметом преступления является информация о событиях, фактах или явлениях, создающих опасность для жизни или здоровья людей либо окружающей природной среды (например, о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, их последствиях, о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях, об окружающей природной среде).
Сведения об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей, а также окружающей среды не могут относиться к информации ограниченного доступа (к государственной тайне и сведениям конфиденциального характера).
2. Объективная сторона включает в себя два альтернативных деяния. Сокрытие информации означает совершение действий, направленных на ее утаивание. Искажение представляет собой фальсификацию указанных в законе сведений.
УК РФ Статья 237 — Сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей
— УК РФ Статья 237 — Сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей
Статья 237 Уголовный кодекс Российской Федерации:
Раздел | Название статьи | Редакция документа |
---|---|---|
Статья 237 | Сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей | 03.02.2014 |
наказываются штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. (в ред. Федеральных законов от 08.12.2003 N 162-ФЗ, от 07.12.2011 N 420-ФЗ)
наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. (в ред. Федеральных законов от 08.12.2003 N 162-ФЗ, от 07.12.2011 N 420-ФЗ)
Сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей (ст. 237 Уголовного кодекса РФ)
Ч. 1 ст. 237 Уголовного кодекса РФ устанавливает ответственность за сокрытие или искажение информации о событиях, фактах или явлениях, создающих опасность для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды, совершенные лицом, обязанным обеспечивать население и органы, уполномоченные на принятие мер по устранению такой опасности, указанной информацией, ч. 2 – за совершение преступления, указанного в ч. 1, если они совершены лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления либо если в результате таких деяний причинен вред здоровью человека или наступили иные тяжкие последствия.
Состав преступления, предусмотренный ст. 237 Уголовного кодекса РФ, имеет следующие особенности:
2) Предметом преступления является информация о событиях, фактах или явлениях, создающих опасность для жизни или здоровья людей либо окружающей природной среды (например, о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, их последствиях, о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях, об окружающей природной среде)
3) Объективная сторона преступления выражается в:
— сокрытии (бездействие) или
— искажении информации (действие). К искажению можно отнести соообщение неполных сведений, фальсификацию фактических данных, предоставление неверных официальных прогнозов и оценок о развитии опасных для жизни и здоровья людей, а также для окружающей среды событий и явлений
4) Состав преступления по ч. 1 является формальным (т.е. преступление окончено с момента совершении действий по сокрытию или искажении информации), а по ч. 2 – материальным (ответственность наступает момента наступления последствий – «причинен вред здоровью человека или наступили иные тяжкие последствия»), а также может быть также формальным (если деяние совершено лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления)
5) Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом (лицо осознает, что скрывает от населения или уполномоченных органов информацию о событиях, фактах или явлениях, создающих опасность для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды, или искажает ее содержание при предоставлении населению или органам, уполномоченным принимать меры по устранению грозящей опасности, и желает скрыть или исказить соответствующую информацию), а по отношению к последствиям, указанным в ч.2 – неосторожная форма вины.
Обязанность по информированию органов государственной власти и населения предусмотрена, например, следующими нормативными актами:
— ст. 30 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (граждане и юридические лица, имеющие стационарные и передвижные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны немедленно передавать информацию об аварийных выбросах, вызвавших загрязнение атмосферного воздуха, которое может угрожать или угрожает жизни и здоровью людей либо нанесло вред здоровью людей и (или) окружающей среде)
— ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» (собственник гидротехнического сооружения и органы местного самоуправления обязаны информировать население о вопросах безопасности гидротехнических сооружений)
— ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана своевременно информировать в установленном порядке федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальные органы, а также иные органы государственной власти, органы местного самоуправления и население об аварии на опасном производственном объекте) и т.д.
Что касается информирования населения о состоянии окружающей среды – в п. 2 ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 27.07.2006 года N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», а также в ст. 17 Федерального закона от 19.07.1998 N 113-ФЗ «О гидрометеорологической службе» дополнительно указано, что доступ к информации о состоянии окружающей среды не может быть ограничен.
Совершение преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 237 УК РФ, наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Совершение преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 237 УК РФ, наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей (ст. 237 УК РФ)
Специфика преступления, предусмотренного ст. 237 УК РФ, заключается в том, что вред здоровью людей может быть причинен факторами, опасными для людей, но он становится возможным потому, что люди, не получив своевременной информации о возникновении ситуации, опасной для здоровья, не могут принять мер по самосохранению. Таким образом, причиной возникновения вредных для здоровья последствий являются не только сами по себе опасные факторы, а отсутствие своевременной и достоверной информации о них.
Непосредственный объект — здоровье населения в аспекте безопасных для жизни и здоровья людей условий их существования и права граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии. Право граждан на достоверную и своевременную информацию о факторах, имеющих значение для здоровья, закреплено в целом ряде законодательных актов: в Конституции РФ, Федеральном законе от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федеральном законе «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Федеральном законе «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и др. Предмет преступления — информация о событиях, фактах или явлениях, создающих опасность для жизни и здоровья людей либо для окружающей среды. Конкретно это могут быть сведения об авариях, происшествиях, стихийных бедствиях, катастрофах, эпидемиях, о качестве питьевой воды, составе продуктов и т.п.
В соответствии со ст. 42 Конституции РФ и другими российскими законами информация должна быть достоверной, полной и своевременной. У граждан, не обладающих специальными знаниями в области медицинской или экологической науки, должно иметься четкое понимание опасной для жизни и здоровья либо окружающей среды ситуации, характере опасности, прогнозе ее развития, мерах по ее устранению или уменьшению возможного вреда, о действиях по самосохранению. Порядок, объем информации о процессах, фактах и явлениях, которые могут создавать опасность для жизни и здоровья населения и окружающей среды, и ответственность за ее предоставление регламентируются многочисленными законодательными актами различного правового уровня. Условно их можно разделить на две группы:
Информация должна быть документированной и носить официальный характер. Если информация основана на слухах, мнениях, чьих-то предположениях, она не может быть признана релевантной для данного преступления.
В Федеральном законе «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» определяется, что информация о факторах, событиях и явлениях, опасных для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды не может быть отнесена к информации ограниченного доступа.
С объективной стороны преступление выражается в сокрытии или искажении информации, определенной в диспозиции статьи.
Под сокрытием информации понимается утаивание соответствующих сведений, несообщение о них общественности и органам, уполномоченным на принятие мер по устранению опасности, в установленном порядке либо невыдача такой информации конкретным лицам по их законным требованиям.
Искажение информации — это предоставление заведомо ложных сведений, вводящее заинтересованных лиц в заблуждение относительно наличности и размеров угрожающей опасности, прогнозов и оценок развития ситуации. Преступление является оконченным с момента несообщения (сокрытия) информации или сообщения искаженной или неполной информации о событиях, фактах, явлениях, создающих опасность для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды.
Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Цели и мотивы квалифицирующего значения не имеют.
Субъект специальный — лицо, обязанное обеспечивать соответствующей информацией население и органы, уполномоченные на принятие мер по устранению опасности. Это могут быть владельцы или руководители СМИ, сотрудники и руководители органов местного самоуправления, представители администрации предприятий, организаций, учреждений, представители санэпидемстанций, МЧС, МВД России и т.п. Обязанность обеспечивать население и уполномоченные органы необходимой информацией основана на требованиях закона и возложена на указанных лиц в силу трудового договора, служебного контракта или иным надлежащим образом.
Частью 2 ст. 237 УК РФ предусмотрены три квалифицирующих признака: 1) совершение рассматриваемого деяния лицом, занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, а равно главой органа местного самоуправления; 2) в результате таких деяний причинен вред здоровью человека; 3) в результате таких деяний наступили иные тяжкие последствия.
Понятие лица, занимающего государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, содержится в и. 2, 3 примечаний к ст. 285 УК РФ. Причиненный хотя бы одному потерпевшему вред здоровью может быть любой степени тяжести, а иные тяжкие последствия могут выражаться в причинении вреда здоровью многих людей, необходимости отселения людей, причинении значительного материального ущерба и т.п.