статья 356 нк рф льготы по транспортному налогу код 20210
Налоговые льготы на транспортный налог: где искать перечень
Транспортный налог (ТН) — налог региональный, поэтому НК РФ задает только общие рамки налогообложения. Особенности же уплаты могут устанавливать органы власти субъекта РФ своими законами. В том числе они вправе вводить налоговые льготы по транспортному налогу и определять основания для их использования налогоплательщиками — об этом прямо сказано в ст. 356 НК РФ.
Поэтому для того, чтобы выяснить, кто имеет льготы на транспортный налог, нужно обратиться к закону соответствующего региона, найти который можно на сайте ФНС. Но для начала стоит установить, является ли транспортное средство объектом обложения ТН.
Кто освобожден от уплаты транспортного налога по НК РФ
Согласно п. 1 ст. 358 НК РФ, объектом налогообложения ТН признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, а также самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке.
В п. 2 ст. 358 НК РФ приведен перечень ТС, которые не являются объектом налогообложения. Соответственно, их владельцы имеют право на освобождение от транспортного налога. В числе таких объектов:
С 03.07.2016 по 31.12.2018 дополнительно действовала льгота, позволявшая уменьшать налог, начисленный по большегрузам, вплоть до нуля на величину уплаченной в бюджет платы за вред, причиняемый таким транспортом дорогам. Она распространялась как на физлиц (ст. 361.1 НК РФ), так и на юрлиц (п. 2 ст. 362 НК РФ).
Подробнее о вычете читайте в статье «Транспортный налог и система Платон (нюансы)».
Кто освобождается от уплаты транспортного налога региональными законами
Льготы по транспортному налогу регион может вводить как для физических лиц, так и для организаций. В основном они имеют социальную направленность, и к льготникам обычно относят инвалидов, пенсионеров, участников войны, лиц, имеющих госнаграды и т. п. Льготы могут быть предоставлены как в виде полного освобождения от налога, так и в виде снижения ставки.
Установлены ли льготы по транспортному налогу для многодетных семей? Ответ на этот вопрос есть в КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.
Льготы по уплате транспортного налога (освобождение от уплаты) в Москве
Рассмотрим перечень льготников на примере московского закона о транспортном налоге. В столице порядок уплаты транспортного налога регулирует закон г. Москвы «О транспортном налоге» от 09.07.2008 № 33. Льготам посвящена ст. 4 этого закона.
Согласно этой статье в Москве право на льготы по транспортному налогу в 2020-2021 годах имеют:
Физлицам льготы предоставляются только на одно зарегистрированное на них транспортное средство. При этом следует помнить, что льготы не действуют в отношении автомобилей с мощностью двигателя более 200 л. с. Данное правило не распространяется лишь на родителей многодетной семьи.
Где найти образец заявления на льготу по транспортному налогу
Тот, кто освобожден от транспортного налога, должен заявить об этом в ИФНС и подтвердить свое право на освобождение (снижение) налога.
Форма заявления на льготу по транспортному налогу для физлиц утверждена приказом ФНС России от 14.11.2017 № ММВ-7-21/897@.
Можете увидеть его на нашем сайте.
В заявлении можно выбирать:
В последнем случае налоговики сами направят запрос туда, где были выданы указанные налогоплательщиком документы-основания, а затем проинформируют заявителя о решении о предоставлении льготы.
Образец заявления на льготу по ТН для физлица вы найдете в КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе бесплатно и переходите в пример заполнения документа.
Обратиться с заявлением о предоставлении льготы по имущественным налогам можно в любой налоговый орган, а также через личный кабинет налогоплательщика.
Плательщики — юрлица с 2020 года также подают в ИФНС заявления о льготах (приказ ФНС от 25.07.2019 № ММВ-7-21/377@). Бланк заявления вы можете скачать по ссылке. За периоды до 2020 года льгота отражается в декларации.
Образец заполнения заявления на льготу для организации тоже можно посмотреть в К+, получив бесплатный пробный доступ к системе.
Итоги
Льготы по транспортному налогу делятся на федеральные (они перечислены в НК РФ) и региональные (их устанавливают в региональных законах).
О своем праве на льготу необходимо заявить в ИФНС (подать заявление в рекомендуемой налоговиками форме), а также представить подтверждающие документы или сообщить налоговикам их реквизиты.
Статья 356 НК РФ. Общие положения (действующая редакция)
Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой. В отношении налогоплательщиков-организаций законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, устанавливая налог, определяют также порядок уплаты налога.
При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
Комментарий к ст. 356 НК РФ
Комментируемая статья устанавливает общие положения относительно установления и введения транспортного налога на территории РФ.
Так, абзац 1 статьи 356 НК РФ гласит, что данный налог подлежит установлению и введению положениями НК РФ, а также законами субъектов РФ, так как является региональным налогом. Транспортный налог является обязательным к уплате на территории конкретного субъекта России.
Например, Закон г. Москвы от 09.07.2008 N 33 «О транспортном налоге» устанавливает транспортный налог на территории города Москвы. Указанным Законом в соответствии с НК РФ на территории города Москвы определяются ставки транспортного налога, порядок и сроки уплаты налога, налоговые льготы.
В письме Минфина России от 18.01.2017 N 03-05-06-04/1693 сообщается, что вопросы о введении транспортного налога, установлении размера налоговой ставки, а также установлении налоговых льгот для отдельных категорий налогоплательщиков находятся в компетенции законодательных (представительных) органов субъектов РФ. В соответствии с БК РФ транспортный налог наряду с акцизами на нефтепродукты является одним из источников формирования дорожных фондов. В случае отмены транспортного налога в целях возмещения бюджетных потерь потребуется существенно повысить ставки акцизов на нефтепродукты, что, в свою очередь, приведет к значительному росту цен практически на все товары.
Аналогичные разъяснения также даны в письме Минфина России от 11.01.2017 N 03-01-11/390.
Статья 356. Общие положения
Статья 356. Общие положения
Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой. В отношении налогоплательщиков-организаций законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, устанавливая налог, определяют также порядок уплаты налога.
При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
Судебная практика и законодательство — Налоговый кодекс ч.2. Статья 356. Общие положения
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды трех инстанций, оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями статей 45, 46, 69, 356, 357, 363 Налогового кодекса, разъяснениями, изложенными в пункте 52 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации», пришли к выводу о законности оспариваемых действий инспекции и инкассового поручения.
Как следует из представленных материалов, в соответствии с судебным приказом мирового судьи с В.П. Мещеринова взыскана задолженность по транспортному налогу.
Действуя в рамках своей компетенции, федеральный законодатель установил в главе 28 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог, а также определил, что законами субъектов Российской Федерации могут предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком (статья 356).
Действуя в рамках своей компетенции, федеральный законодатель установил в главе 28 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог, а также определил, что законами субъектов Российской Федерации могут предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком (статья 356).
Если в соответствии с абзацем третьим статьи 356 Кодекса законами субъектов Российской Федерации по месту нахождения транспортных средств предусмотрены налоговые льготы, то во втором поле указывается основание для их использования: номер, пункт и подпункт статьи закона субъекта Российской Федерации о транспортном налоге, в соответствии с которым предоставляется соответствующая налоговая льгота (для каждой из указанных позиций отведено по 4 знакоместа, при этом заполнение второй части показателя осуществляется слева направо и, если реквизит имеет меньше четырех знаков, свободные знакоместа слева от значения заполняются нулями). Например, если соответствующая налоговая льгота установлена подпунктом 10.2 пункта 5 статьи 7 закона субъекта Российской Федерации, то по строке с кодом 220 указывается:
12) в графе 12 указывается код налоговой льготы по транспортному налогу. Значение по графе 12 заполняется в случае, если законами субъектов Российской Федерации по месту нахождения транспортных средств будут предусмотрены налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками в соответствии с абзацем третьим статьи 356 Кодекса. Коды налоговых льгот указаны в приложении N 3 к настоящему Порядку;
3. Согласно Налоговому кодексу Российской Федерации транспортный налог является региональным налогом (статья 14), он устанавливается данным Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с данным Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации; устанавливая транспортный налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют ставку налога, порядок и сроки его уплаты; при установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком (статья 356).
Если в соответствии с абзацем третьим статьи 356 Кодекса законами субъектов Российской Федерации по месту нахождения транспортных средств предусмотрены налоговые льготы, то во втором поле указывается основание для их использования: номер, пункт и подпункт статьи закона субъекта Российской Федерации о транспортном налоге, в соответствии с которым предоставляется соответствующая льгота (для каждой из указанных позиций отведено по 4 знакоместа, при этом заполнение второй части показателя осуществляется слева направо и, если реквизит имеет меньше четырех знаков, свободные знакоместа слева от значения заполняются нулями).
Главой 28 НК РФ определено, что сроки уплаты налога устанавливаются законами субъектов Российской Федерации. Таким образом, в законе субъекта Российской Федерации в обязательном порядке должны быть определены сроки (срок) уплаты авансовых платежей (при их введении), а также срок уплаты оставшейся суммы налога (по перерасчету с учетом уплаченных авансовых платежей) по окончании налогового периода.
Транспортный налог у сельхозтоваропроизводителя
Автор: Давыдова О. В., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»
Предприятие, находящееся на территории Республики Крым, производит продукцию растениеводства, имеет свой машинно-тракторный парк. Будучи сельхозпроизводителем, предприятие пользуется льготой по транспортному налогу, установленной Налоговым кодексом в отношении тракторов, самоходных комбайнов всех марок, специальных автомашин. Уплата авансовых платежей в течение 2020 года осуществлялась предприятием с учетом применяемой льготы.
Когда предприятию необходимо представить заявление о предоставлении указанной льготы по транспортному налогу за 2020 год: до завершения текущего года, после завершения 2020 года либо после получения уведомления налогового органа о сумме налога к уплате?
Об объекте налогообложения
Плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения на основании ст. 358 НК РФ, если иное не предусмотрено ст. 357 НК РФ.
В силу пп. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ не являются объектом налогообложения тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции.
Как указал Минфин в письмах от 17.07.2020 № 03-05-05-01/62326, от 17.09.2018 № 03-05-05-01/66286, основными критериями непризнания объектом налогообложения вышеназванных транспортных средств являются:
соответствие физического или юридического лица понятию сельскохозяйственного товаропроизводителя, определенному ст. 3 Федерального закона от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства»;
использование каждого транспортного средства, зарегистрированного на сельскохозяйственного товаропроизводителя, по целевому назначению в течение налогового периода по транспортному налогу (календарного года).
При соблюдении этих условий транспортные средства, перечисленные в пп. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ, не признаются объектом обложения транспортным налогом. Соответственно, лицо, на которое зарегистрированы эти транспортные средства, в отношении них не является плательщиком транспортного налога.
О льготах по транспортному налогу
Федеральным законодательством льготы по транспортному налогу не предусмотрены. В то же время согласно ст. 356 НК РФ при установлении транспортного налога законами субъектов РФ могут предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
В итоге вопрос об обложении транспортным налогом регулируется путем установления ставок и льгот в рамках компетенции законодательных (представительных) органов власти субъектов РФ (Письмо ФНС России от 20.11.2020 № БС-2-21/1990).
На территории Крыма транспортный налог введен Законом Республики Крым от 19.11.2014 № 8-ЗРК/2014.
Пунктом 3 ст. 361.1 НК РФ в редакции, действующей с 01.01.2020, предусмотрено: плательщики транспортного налога, имеющие право на налоговые льготы, установленные законодательством о налогах и сборах, подают в налоговый орган по своему выбору заявление о предоставлении налоговой льготы. Они также вправе подать документы, подтверждающие право на налоговую льготу. Указанные заявление и документы могут быть представлены в налоговый орган через МФЦ.
Если документы, подтверждающие право на налоговую льготу, в налоговом органе отсутствуют, в том числе не поданы налогоплательщиком самостоятельно, налоговый орган по информации, указанной в заявлении налогоплательщика о предоставлении налоговой льготы, запрашивает сведения, подтверждающие право на налоговую льготу, у органов и иных лиц, у которых имеются эти сведения.
Таким образом, с налогового периода 2020 года для транспортного налога действует заявительный порядок предоставления льгот. Срок подачи в налоговый орган заявления о льготе определяется по усмотрению организации, относящейся к льготным категориям налогоплательщиков.
Нужно ли подавать заявление о льготе?
По транспортным средствам, которые не являются объектами налогообложения, в том числе поименованным в пп. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ, заявление о льготе не представляется, так как в этом случае отсутствует налогоплательщик.
Подтверждение представлено в Письме ФНС России от 23.07.2020 № БС-4-21/11848@. Исходя из абз. 7 п. 3 ст. 361.1 НК РФ налоговые льготы по транспортному налогу могут предоставляться в отношении транспортных средств – объектов налогообложения. Следовательно, порядок применения налоговых льгот, установленный указанной статьей, не распространяется на транспортные средства, которые не признаны объектами обложения транспортным налогом.
Еще одно подтверждение содержится в самой форме заявления налогоплательщика-организации о предоставлении льготы по транспортному налогу, утвержденной Приказом ФНС России от 25.07.2019 № ММВ-7-21/377@. При заполнении заявления в строке 5.5 нужно указать код применяемой налоговой льготы. Соответствующий код выбирается среди следующих кодов:
Наименование вида налоговой льготы
Основание
Льготы в виде освобождения от налогообложения по транспортному налогу
Льготы в виде уменьшения суммы транспортного налога
Льготы в виде снижения налоговой ставки транспортного налога
Льготы (освобождения) по транспортному налогу, предусмотренные международными договорами РФ
О новых правилах
Декларацию по транспортному налогу начиная с налогового периода 2020 года представлять в налоговый орган не нужно всем налогоплательщикам, в том числе организациям.
В целях обеспечения полноты уплаты транспортного налога налоговые органы будут направлять организациям сообщения об исчисленной сумме налога, подлежащей уплате за истекший налоговый период, в течение 10 рабочих дней после составления, но не позднее 6 месяцев со дня истечения установленного срока уплаты налога за указанный период (пп. 1 п. 4 ст. 363 НК РФ, введенный с 01.01.2021 Федеральным законом от 15.04.2019 № 63-ФЗ).
На основании п. 6 ст. 363 НК РФ организация вправе в течение 10 дней со дня получения сообщения об исчисленной сумме налога (в том числе в случае несоответствия уплаченной налогоплательщиком суммы налога сумме налога, указанной в сообщении) представить в налоговый орган пояснения и (или) документы, подтверждающие:
правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты налога;
обоснованность применения пониженных налоговых ставок, налоговых льгот или наличие оснований для освобождения от уплаты налога, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.
Представленные налогоплательщиком-организацией пояснения и (или) документы рассматриваются налоговым органом в течение одного месяца со дня их получения. В целях получения налоговым органом дополнительных сведений и (или) документов, связанных с исчислением налога, руководитель налогового органа (его заместитель) вправе продлить срок рассмотрения представленных организацией пояснений и (или) документов не более чем на один месяц, уведомив об этом налогоплательщика.
О результатах рассмотрения представленных пояснений и (или) документов налоговый орган информирует налогоплательщика, а если по результатам рассмотрения налоговым органом представленных налогоплательщиком-организацией пояснений и (или) документов сумма налога, указанная в сообщении об исчисленной сумме налога, изменилась, налоговый орган передает (направляет) налогоплательщику уточненное сообщение об исчисленной сумме налога в течение десяти дней после составления такого сообщения.
Таким образом, если налоговый орган пришлет сообщение об исчисленной сумме транспортного налога в отношении транспортных средств, по которым организация не является плательщиком данного налога на основании пп. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ, то в течение 10 рабочих дней после такого сообщения ей следует направить в налоговый орган пояснения и (или) документы, подтверждающие соблюдение условий, позволяющих исключить ТС из объекта обложения транспортным налогом.
Требование об уплате транспортного налога налоговый орган вправе направить только после рассмотрения представленных налогоплательщиком пояснений и документов либо в том случае, если недоимка выявлена при отсутствии необходимых пояснений и документов.
Заявление о предоставлении налоговой льготы в отношении тракторов, самоходных комбайнов всех марок, специальных автомашин в налоговый орган подавать не нужно, так как предприятие-сельхозтоваропроизводитель использует не льготу, а имеет ТС, которые не признаются объектом обложения транспортным налогом (то есть ТС, в отношении которых оно не является плательщиком транспортного налога).
Если налоговый орган пришлет сообщение об исчисленной сумме транспортного налога за 2020 год, в котором в отношении вышеуказанных ТС налог будет исчислен, то предприятию в течение 10 рабочих дней после получения этого сообщения нужно будет представить в налоговый орган пояснения и (или) документы, подтверждающие соблюдение условий, позволяющих исключить ТС из объекта обложения транспортным налогом.
Транспортный и земельный налоги: льготы, декларации и другие изменения
С 1 января 2021 с транспортным и земельным налогом надо работать по-другому. Отменены декларации, изменён срок уплаты авансов и установлены новые правила взаимодействия с ИФНС по льготам и расчёту налога.
Отчётность и уплата налогов
С 1 января 2021 года декларации по транспортному и земельному налогам отменили. За 2020 год и будущие периоды отчитываться не нужно (п. 9 ст. 3 Федерального закона от 15.04.2019 № 63-ФЗ). Налоговая продолжит принимать уточнённые декларации за более ранние периоды в стандартном порядке.
Также теперь сроки уплаты земельного и транспортного налогов сделали одинаковыми по всей России. С учётом выходных даты следующие:
Авансовые платежи не перечисляйте, если они отменены в регионе.
Заявление на льготу по транспортному и земельному налогам
Из-за отмены декларации изменился порядок получения льгот по земельному и транспортному налогам. Теперь организации должны подавать в ИФНС только заявление о предоставлении налоговой льготы.
Чтобы узнать, есть ли у вас льготы по земле и транспорту, изучите НК РФ, региональные законы и местные нормативные акты. В этом поможет раздел «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам» на сайте ФНС.
Как заполнить заявление
Форма заявления утверждена Приказом ФНС России от 25.07.2019 № ММВ-7-21/377@. Она одинакова для земельного и транспортного налогов.
На титульном листе укажите код налогового органа и данные своей организации: наименование, ИНН и КПП, контактный телефон. Выберите, каким способом хотите получить результаты рассмотрения заявления: 1 — лично в налоговой, 2 — по почте, 3 — по ТКС.
Для льгот по транспортному налогу предназначен раздел 5. Отдельный раздел заполните по каждому транспортному средству. Укажите код вида транспорта (01 — автомобиль, 02 — грузовик, 03 — автобус и т.д.), марку, госномер и период действия льготы.
В поле 5.5 укажите код вида льготы из приложения № 1 к Порядку заполнения.
В поля 5.6.1 и 5.6.2 впишите дату и номер регионального закона. В поле 5.6.3 укажите его статью, пункт, подпункт и абзац. Формат заполнения по клеткам следующий:
Пустые клетки заполните нулями.
Если прикладываете подтверждающие документы, запишите информацию о них в поля 5.7.1–5.7.5.
Пример. ООО «ТрансКом» зарегистрировано в Москве. Компания занимается пассажирскими перевозками на автобусах. Такая деятельность подпадает под льготу, установленную подп. 1 п. 1 ст. 4 Закона г. Москвы от 09.07.2008 № 33. Раздел 5 надо заполнить так:
Для льгот по земельному налогу используйте раздел 6. Порядок заполнения практически полностью аналогичен транспортному. В поле 6.1 укажите кадастровый номер участка, в поле 6.2 — период действия льготы, в поле 6.3 — код льготы из Приложения № 2 к Порядку. Далее заполните форму данными нормативного документа, вводящего льготу, и реквизиты подтверждающих документов.
Пример. ООО «Плодородие» работает в Москве и имеет статус государственного научного центра РФ. Земельный участок, используемый организацией в своей научной деятельности, подпадает под льготу на основании пп. 13 п. 1 ст. 3.1 Закона г. Москвы от 24.11.2004 № 74. Раздел 6 заполняется так:
Листы с информацией о льготе заполняются отдельно по каждому льготируемому объекту. КПП указывается по месту нахождения объекта, поэтому код на листе информации может отличаться от кода на титульном листе (письмо ФНС России от 03.02.2020 № БС-4-21/1599@).
Прилагать к заявлению подтверждающие документы не обязательно, но при желании налогоплательщик может это сделать (п. 3 ст. 361.1, п. 10 ст. 396 НК РФ). Если их не приложить, налоговики запросят подтверждение льготы у госорганов и других источников. Если там они не смогут получить их самостоятельно, то все равно обратятся за документами к вам.
Когда и куда подать
Срок подачи заявления не установлен, но сделать это следует до даты уплаты налога, чтобы у ИФНС были все сведения для проверки поступившей суммы. Заявление о льготе за 2020 год налоговая рекомендовала подать в первом квартале 2021 года.
Заявление подайте в налоговую по месту нахождения налогоплательщика или объекта. Направить его можно лично, по почте или через оператора ТКС. Через личный кабинет налогоплательщика подать заявление не получится.
Налоговый орган рассмотрит заявление в течение максимум 60 дней, после чего сообщит, можете ли вы воспользоваться льготой (п. 3 ст. 361.1, п. 10 ст. 396 НК РФ).
Что будет, если не заявить льготу
Если не подать заявление на льготу, то ИФНС не учтёт её при проверке уплаченной суммы налога и подготовке сообщения об исчисленной инспекцией сумме. Это значит, что придётся доплатить налог или всё же подать в ИФНС пояснение и заявление на льготу. В последнем случае у организации будет 10 рабочих дней на подготовку документов.
В течение 10 рабочих дней нужно будет подать в налоговую заявление на льготу и подтверждающие её документы. Заявление рассмотрят и решат, правомерно ли применение льготы. Если нет — придется доплатить налог, пени и, возможно, штраф по ст. 122 НК РФ. В следующем разделе подробнее о том, как действовать при расхождении расчётов с налоговой.
Сообщение об исчисленной сумме налога
Второе следствие отмены деклараций по транспорту и земле — появление сообщений об исчисленной инспекцией сумме налога. В этом документе ИФНС сообщает организации, сколько она должна была заплатить по данным налоговой (п. 4 и 5 ст. 363, п. 5 ст. 397 НК РФ).
Платить налог на основании сообщения не получится, так как НК РФ разрешает направлять его в течение полугода после истечения срока перечисления платежа. Поэтому считать и платить налоги придётся самостоятельно, а сообщение можно использовать для проверки себя.
Сверьте сумму из сообщения с фактически уплаченной. Если они совпадают, то поводов для беспокойства нет. Если же они отличаются, перепроверьте свои расчёты и данные, указанные ИФНС. В зависимости от того, кто допустил ошибку, выберите порядок действий.
В расчётах ошиблись вы
Если верны данные сообщения, а налог уплачен в большей сумме — возникла переплата, которую можно вернуть или зачесть (ст. 78 НК РФ). Если уплачено меньше, чем причитается по данным ИФНС, то нужно погасить недоимку и заплатить пени.
В расчётах ошиблась налоговая
Сумма, рассчитанная налоговой, может оказаться завышенной. В этом случае представьте в ИФНС пояснения (документы), которые подтвердят, что вы заплатили правильно. НК РФ даёт на это 10 рабочих дней, но налоговая должна рассмотреть ваши данные, даже если срок подачи нарушен (письмо ФНС России от 13.08.2019 № АС-4-21/16019@).
Ответ на пояснения поступит в течение месяца со дня, когда инспекция их получит. Если ИФНС согласна с представленными данными, она уточнит сообщение. Если не согласна — направит требование об уплате налога.
Требование выставят автоматически, если налог уплачен в меньшей сумме, чем указано в сообщении, а пояснения (документы) от налогоплательщика не поступили. Такое требование можно обжаловать в вышестоящем налоговом органе или суде.
Налоговая не прислала сообщение
Если налог уплачен, а до 1 сентября сообщение от ИФНС не поступило, это может значить, что у неё нет данных о земельном участке или транспортном средстве. В таком случае надо уведомить о них отдельно (п. 2.2 ст. 23 НК РФ).
Для этого в любую инспекцию направляется сообщение об объекте налогообложения и копии подтверждающих документов. Форма сообщения утверждена Приказом ФНС России от 25.02.2020 № ЕД-7-21/124@. Сообщение подается один раз до 31 декабря года, в котором должна была поступить информация от ИФНС.
Штраф за непредставление сообщения о наличии объекта налогообложения — 20 % от неуплаченной суммы налога. Исключение — когда сведения об объекте налогообложения уже подавались в ИФНС в составе заявления на льготу или когда сумма налога к уплате равна нулю.
Читайте также
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.