сравнение условий жизни в разных средах таблица
4 среды обитания живых организмов их характеристика (общая таблица)
4 среды обитания живых организмов таблица
Адаптации организмов к среде
Высокая плотность, теплопроводность, прозрачность, сильные перепады давления, слабая аэрация, освещенность убывает с глубиной, относительно однородная (гомогенная) в пространстве и стабильная во времени
Обтекаемая, продолговатая форма тела, плавучесть, наличие слизистых покровов, развитие воздухоносных полостей, осморегуляция
Обилие света и кислорода, низкая плотность воздуха, резкие колебания температуры, высокая подвижность атмосферы, дефицит влаги, гетерогенная. Наиболее сложная как по свойствам, так и по разнообразию в пространстве
Выработка опорного скелета, механизмов терморегуляции, экономного расходования воды, высокая эффективность окислительно-восстановительных процессов, развиты органы усвоения атмосферного кислорода
Наземные растения, животные, простейшие, бактерии, грибы
Дефицит или полное отсутствие света, высокая плотность, недостаток или избыток влаги, недостаток кислорода, сравнительно высокое содержание углекислого газа, рыхлая структура субстрата, заполненная смесью газов и водой. Создана живыми организмами
Вальковатая форма тела, малые размеры, прочные покровы тела, кожное дыхание, редукция органов зрения, у некоторых имеется копательный аппарат, развита мускулатура
Наличие легкоусвояемой пищи, постоянство температурного, осмотического, солевого режимов, отсутствие угрозы высыхания, защищенность от врагов, нехватка кислорода, ограниченность жизненного пространства
Упрощение всех систем органов, редукция некоторых из них, появление органов прикрепления, высокая плодовитость, сложные циклы развития со сменой одного или нескольких хозяев
Среды обитания организмов характеристика, факторы
_______________
Источник информации:
1. ЭКОЛОГИЯ / С.В.Алексеев, Спб. — 1997.
2. Общая экология (в схемах и в таблицах)/ Бексеитов Т.К., Павлодар — 2004.
Основные среды жизни
наземно-воздушная | водная среда | почвенная среда | организ-менная среда | |
сопротивле-ние среды | низкое | среднее | высокое | высокое |
содержание кислорода | высокое | среднее | низкое | низкое |
доступность воды | низкая | высокая | высокая | высокая |
доступность света | высокая | только в верхних слоях | отсутствует | отсутствует |
колебания температуры | сильные | слабые | наверху сильные, в глубине слабые | слабые или отсутствуют |
НАЗЕМНО-ВОЗДУШНАЯ:
1) Дополнительные особенности: в разных местах разная влажность, освещенность, температура.
2) Приспособления растений: механические ткани; покоящиеся стадии.
3) Приспособления животных: имеют скелеты; птицы и млекопитающие теплокровные.
ВОДНАЯ:
1) Высокая плотность позволяет организмам «парить».
2) Живут в верхних слоях.
3) Обтекаемая форма тела, возможно фильтра-ционное питание.
ПОЧВЕННАЯ:
1) Постоянное поступление органических веществ (фекалии, мертвые организмы).
2) Корневой чехлик.
3) Роющие конечности.
ОРГАНИЗМЕННАЯ:
1) Неограниченный запас пищи, защита от внешней среды; противодействие хозяина.
2) Не фотосинтезируют.
3) Защитные оболочки.
Три среды обитания
163) Дайте определение.
Среда обитания – это среды, где обитают животные характерные по своему виду
164) Подпишите на схеме три среды обитания организмов. Приведите примеры населяющих их животных.
1. Наземно-воздушная среда обитания
2. Водная среда обитания
3. Почвенная среда обитания.
165) С помощью учебника закончите таблицу «Сравнение условий жизни в разных средах».
Условия жизни | Наземно-воздушная среда | Водная среда | Почвенная среда |
Кислород | Достаточно | Не хватает | Меньше |
Вода | Не всегда достаточно | Всегда достаточно | Черезчур много |
Изменение температуры | Значительно | Меняетс меньше | Больше ровная |
Свет | Достаточно | Меньше | Не достаточно |
166) Рассмотрите рисунок. Какие из изображенных животных обитают в почвенной среде? Подчеркните их синим карандашом.
167) В каких средах, по вашему мнению, обитают насекомые, ножки которых изображены на рисунке? Укажите стрелками. Объясните (устно), почему вы так думаете.
168) Рассмотрите рисунок. В чем сходство изображенных животных? Объясните, почему оно возникло.
Все они живут в водной среде. Есть плавники
169) Укажите цифрами, какие организмы обитают в этих средах.
170) Приведите примеры, доказывающие, что особенности строения тел животных связаны со средой их обитания и образом жизни.
Например: У жителей водной среды есть жабры и плавники.
У жителей наземно-воздушной среды есть сильные лапы.
У жителей почвенной среды есть сверхчувствительность
171) Вставьте пропущенные буквы.
Почвенная среда, слепыш, колибри, гепард.
* Составьте 2-3 предложения с этими словами.
В почвенной среде живут «слепые». Колибри и гепард обитают в наземно-воздушной среде
ГДЗ биология 7 класс Пасечник, Суматохин, Калинова Просвещение 2019-2020 Задание: 2 Среды обитания и сезонные изменения в жизни животных
Стр. 10. Вспомните
№ 1. Что такое среда обитания организмов?
Средой обитания организмов называют совокупность конкретных биотических и абиотических условий, в которых живет определенная особь, вид, популяция. Это часть природы, которая окружает живые организмы и оказывает на них прямое, либо косвенное влияние.
№ 2. Где обитают животные?
Животные, благодаря своей подвижности и способности эволюционно приспосабливаться к более выгодным условиям существования, а также отсутствию у них зависимости от солнечного света, расселены практически по всей земной поверхности. Выделяют четыре среды их обитания: водная, наземно-воздушная, почвенная и организменная (организм как среда жизни).
Стр. 15. Вопросы после параграфа
№ 1. Назовите основные среды обитания животных.
К основным средам обитания животных относятся: наземно-воздушная, водная, почвенная и организм как среда обитания (организменная).
№ 2. Почему животные неравномерно распределены в среде обитания?
Животные в любой среде населяют наиболее благоприятные для них участки – места обитания. Климат в совокупности с другими географическими факторами привели к тому, что в определенных регионах наблюдается высокая концентрация экосистем, видов, генетических ресурсов. Например, только в тропических лесах обитает около 55% всех животных нашей планеты.
№ 3. Докажите, что форма и строение тела животных соответствуют их образу жизни и среде обитания.
Форма, строение и даже расцветка тела животных полностью соответствуют среде их обитания и образу жизни в ней. Например, у рыб, которые обитают в водной среде, форма тела обтекаемая. Само тело покрыто чешуей и слизью, что в совокупности позволяет рыбам легко преодолевать сопротивление воды и маневрировать в ее течениях. Для передвижения вверх-вниз, влево-вправо у них есть плавники (боковые, спинной, брюшной, хвостовой). А вот у пассивно плавающих животных форма тела зонтиковидная. Яркий пример – медуза.
У животных, обитающих в наземно-воздушной среде, например, у лисиц, хорошо развиты конечности, на которые они опираются при передвижении. Их тело покрыто шерстью, которая согревает и защищает нежную кожу от перегрева. У летающих животных, например, у насекомых и птиц, для передвижения есть широкие плоскости – крылья. У почвенных животных плохо развит слух, зрение, их тело обтекаемой формы, покрыто плотной и короткой щетиной (у кротов), а конечности специально приспособлены для рытья.
№ 4. Как животные влияют на среду обитания?
Влияние животных на среду обитания выражается в том, что они живут в ней, а значит, питаются растениями и другими животными, дышат кислородом и выдыхают углекислый газ, перемешаются в пространства, растут, выделяют продукты обмена и умирают. Все это сказывается на общем состоянии микроклимата и воздуха (концентрация кислорода и углекислого газа), чистоте вод и почвы.
№ 5. В чем выражается приспособленность животных к сезонным явлениям в природе?
Приспособленность животных к сезонным явлениям в природе проявляется по-разному. Например, птицы покидают свои места обитания и улетают с приходом холодов в теплые края в поисках пищи. После зимовки они вновь возвращаются в родные места. Таким образом, птицы приспособились выживать при смене температур.
В теплое время года многие животные выводят потомство, накапливают жиры в своем теле, делают запасы. Зимой некоторые впадают в спячку, либо ведут пассивный образ жизни. Например, у змей и лягушек зимой поддерживается медленный обмен веществ за счет питательных веществ, которые были накоплены в период лета и осени.
Смену дня и ночи животные проживают также по-разному – меняют свою активность в течение суток. По такому признаку их делят на дневных и ночных. Например, муравьи, многие птицы, суслики и медведи активны днем. В темное время суток они отдыхают. А вот ночью особенно активны ежи, жабы, летучие мыши. Также с наступлением темноты на охоту вылетают филины, совы. Они ночные хищники, а потому охотятся в темное время суток, а днем прячутся в укромных местах.
Стр. 15. Задания
№ 1. Изучите материал параграфа. Пользуясь памяткой, приведенной выше, проведите сравнение водных и сухопутных животных, обитающих в вашей местности. Результаты сравнения представьте в виде таблицы.
Особенности | Водные животные | Сухопутные животные |
---|---|---|
Передвижение | Плавники | Крылья, лапы |
Приспособления | Перепонки, воздушный пузырь. | Водонепроницаемая кожа, почки; яйца, покрытые оболочкой. |
Форма тела | Обтекаемая | Разная |
Кожные покровы | Чешуя (у некоторых отсутствует), под кожей толстый слой жира. Кожа скользкая, мягкая и слизистая. | Шерсть, мех, перья, пух, чешуи или щитки, тонкий слой жира. Кожа твердая, колючая. |
Дыхание | Жабры или кожа, при помощи растворенного в воде кислорода. | Лёгкие или трахея, кислородом. |
Место обитания | Озера, реки, пруды, водно-болотные угодья. | Тайга, тундра, лес, поле. |
Позвоночные и беспозвоночные | Да | Да |
Представители | Окунь, лещ, карась | Рысь, собака, медведь |
№ 2. Используя интернет-источники, научно-популярную литературу, подготовьте сообщение о сезонных изменениях в жизни птиц, обитающих в вашем крае.
В течение периода гнездостроительства и насиживания яиц, а это май – июнь, самцы поют песни возле гнезд. Далее пение ослабевает. В среднем в гнездо птицы откладывают от 1 – 2 (беркут) до 26 (серая куропатка) яиц. После выведения птенцов длится период их развития, а после – подготовка к следующему периоду – зимовке.
Из-за климатических условий сезонности некоторые птицы в течение года оказываются в разных погодных условиях, а потому в зависимости от уровня своей организации, могут переносить их по-своему. Например, кочующие птицы (синицы, дятлы, снегири и галки) зимой перемещаются в соседние области в поисках пищи.
Перелетные птицы (серый журавль, дрозд, кукушка, ласточка) совершают дальние миграции. При этом дальность этих миграций и характер перелетов могут быть разными. Например, мелкие пернатые птицы летят беспорядочными группами, а крупные (гуси, журавли) – строем. Высота полетов у мелких птиц составляет до 1000 метров, у крупных – до 5000 метров.
Перелет птиц продолжается с конца лета и в течение всей осени. И только в середине ноября – начале декабря зимний аспект авифауны нашей области постепенно устанавливается.
Оседлые птицы живут на одной и той же территории весь год. Это серая куропатка, сорока, домашний воробей, которые находят себе пищу в течение всего года. Годовой цикл у них состоит только из двух периодов: гнездование (откладка яиц, насиживание, развитие птенцов) и зимовка.
Стр. 15. Подумайте
Почему животные меняют активность в течение суток?
Животные в течение суток сильно меняют свою активность. Это поясняется суточным режимом организмов, который характеризуется не только отражением смены внешних условий, но и сохранением ритмики процессов жизнедеятельности. Суточный ритм захватывает многие процессы в организме животных. Это ритм дыхания, частота сокращения сердца и секрета пищеварительных желез, кровяное давление, температура и многое другое.
Периодическая смена активности в течение суток передается по наследству и базируется на глубоких приспособительных реакциях организма, которые связаны с суточной цикликой внешней среды.
Глава 1. Одноклеточные животные