специфический способ регуляции общественной жизни с позиции гуманизма добра и справедливости цель
Специфический способ регуляции общественной жизни с позиции гуманизма добра и справедливости цель
В тексте приведены отличия моральных норм от правовых. Назовите любые три из них. Чем обеспечивается соблюдение моральных норм? С каких позиций, по мнению автора, мораль регулирует общественную жизнь?
Мораль — это специфический способ регуляции общественной жизни с позиций гуманизма, добра и справедливости, осуществляемый при помощи требований к поведению людей и опирающийся на общественное мнение и внутренние убеждения человека.
Мораль не имеет чётко очерченных границ; она присутствует в любом общественном явлении, регулирует общественные отношения во всех сферах человеческой деятельности (экономической, социальной, политической, духовной). Там, где возникают отношения между людьми, всегда есть место моральной оценке.
Моральные нормы возникают стихийно как отражение насущных общественных потребностей, они формируются непосредственно в гуще общественной жизни. Их не создают конкретные лица или организации. Мы не можем назвать точное время возникновения той или иной моральной нормы. Эти нормы не отменяются и не прекращают своего действия в точно определённое время, как правовые нормы, а постепенно отмирают. Они, как правило, не писаны, а живут в сознании людей.
В морали сильна внутренняя мотивация поведения человека. Высшей инстанцией в принятии нравственного решения является сам человек, его совесть, а решение, которое будет им принято, станет, в свою очередь, предметом общественного одобрения или общественного порицания.
Мораль очень гибкий регулятор, позволяющий оценивать поведение человека в каждой конкретной ситуации; она не формализована. Если в праве и особенно в политике главным и определяющим в оценке поведения считается его результат, то для моральной оценки на первое место выходит мотив поведения. Это не значит, что мораль не интересует результат поведения человека; она рассматривает его в неразрывном единстве с теми движущими силами, которые привели человека к совершению тех или иных поступков.
Специфический способ регуляции общественной жизни с позиции гуманизма добра и справедливости цель
В тексте говорится о моральных нормах. Укажите еще три вида социальных норм и проиллюстрируйте примерами каждый из них. Сначала укажите вид социальной нормы, затем развернутый пример, который его иллюстрирует.
Мораль — это специфический способ регуляции общественной жизни с позиций гуманизма, добра и справедливости, осуществляемый при помощи требований к поведению людей и опирающийся на общественное мнение и внутренние убеждения человека.
Мораль не имеет чётко очерченных границ; она присутствует в любом общественном явлении, регулирует общественные отношения во всех сферах человеческой деятельности (экономической, социальной, политической, духовной). Там, где возникают отношения между людьми, всегда есть место моральной оценке.
Моральные нормы возникают стихийно как отражение насущных общественных потребностей, они формируются непосредственно в гуще общественной жизни. Их не создают конкретные лица или организации. Мы не можем назвать точное время возникновения той или иной моральной нормы. Эти нормы не отменяются и не прекращают своего действия в точно определённое время, как правовые нормы, а постепенно отмирают. Они, как правило, не писаны, а живут в сознании людей.
В морали сильна внутренняя мотивация поведения человека. Высшей инстанцией в принятии нравственного решения является сам человек, его совесть, а решение, которое будет им принято, станет, в свою очередь, предметом общественного одобрения или общественного порицания.
Мораль очень гибкий регулятор, позволяющий оценивать поведение человека в каждой конкретной ситуации; она не формализована. Если в праве и особенно в политике главным и определяющим в оценке поведения считается его результат, то для моральной оценки на первое место выходит мотив поведения. Это не значит, что мораль не интересует результат поведения человека; она рассматривает его в неразрывном единстве с теми движущими силами, которые привели человека к совершению тех или иных поступков.
Специфический способ регуляции общественной жизни с позиции гуманизма добра и справедливости цель
Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
Мораль — это специфический способ регуляции общественной жизни с позиций гуманизма, добра и справедливости, осуществляемый при помощи требований к поведению людей и опирающийся на общественное мнение и внутренние убеждения человека.
Мораль не имеет чётко очерченных границ; она присутствует в любом общественном явлении, регулирует общественные отношения во всех сферах человеческой деятельности (экономической, социальной, политической, духовной). Там, где возникают отношения между людьми, всегда есть место моральной оценке.
Моральные нормы возникают стихийно как отражение насущных общественных потребностей, они формируются непосредственно в гуще общественной жизни. Их не создают конкретные лица или организации. Мы не можем назвать точное время возникновения той или иной моральной нормы. Эти нормы не отменяются и не прекращают своего действия в точно определённое время, как правовые нормы, а постепенно отмирают. Они, как правило, не писаны, а живут в сознании людей.
В морали сильна внутренняя мотивация поведения человека. Высшей инстанцией в принятии нравственного решения является сам человек, его совесть, а решение, которое будет им принято, станет, в свою очередь, предметом общественного одобрения или общественного порицания.
Мораль очень гибкий регулятор, позволяющий оценивать поведение человека в каждой конкретной ситуации; она не формализована. Если в праве и особенно в политике главным и определяющим в оценке поведения считается его результат, то для моральной оценки на первое место выходит мотив поведения. Это не значит, что мораль не интересует результат поведения человека; она рассматривает его в неразрывном единстве с теми движущими силами, которые привели человека к совершению тех или иных поступков.
(Адаптировано по А.В. Опалеву)
В тексте приведены отличия моральных норм от правовых. Назовите любые три из них. Чем обеспечивается соблюдение моральных норм? С каких позиций, по мнению автора, мораль регулирует общественную жизнь?
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1. Указаны три отличия, например:
— моральные нормы регулируют практически все общественные отношения, а правовые нормы только самые основные;
— моральные нормы возникают стихийно как отражение насущных общественных потребностей, а правовые нормы являются результатом правотворческой деятельности государства;
— моральные нормы как правило, не писаны, а живут в сознании людей, а правовые имеют письменную форму, содержатся в нормативно-правовых актах;
— за нарушение норм морали следует общественное порицание, а за нарушение правовых норм — юридическая ответственность;
— в праве и особенно в политике главным и определяющим в оценке поведения считается его результат, то для моральной оценки на первое место выходит мотив поведения.
2. Ответ на второй вопрос: общественное мнение и внутренние убеждения человека.
3. Ответ на третий вопрос: с позиций гуманизма, добра и справедливости.
Специфический способ регуляции общественной жизни с позиции гуманизма добра и справедливости цель
Обществознание | ЕГЭ 2022 | Маркс Академия запись закреплена
ТЕОРИЯ: МОРАЛЬ
ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ МОРАЛИ:
— отсутствие четко очерченных границ (мораль регулирует общественные отношения во всех сферах жизни общества и деятельности людей)
— мораль не формализована, она позволяет оценить поведение человека в любой жизненной ситуации.
— мораль не имеет специальных организаций, которые создавали бы моральные нормы и контролировали их исполнение
— моральные нормы возникают стихийно, как отражение потребностей общества
— мораль требует от человека определенного поведения.
— основой морали является внутренняя мотивация поведения человека и механизмы самоконтроля
ОБЩИЕ ЧЕРТЫ НОРМ МОРАЛИ И НОРМ ПРАВА:
— универсальный характер
— регулятор общественных отношений
— сходная структура
— связь с понятием «социальная справедливость»
— мера свободы в обществе
ЧЕРТЫ РАЗЛИЧИЯ НОРМ ПРАВА И НОРМ МОРАЛИ:
НОРМЫ МОРАЛИ:
— формируются в процессе развития моральных взглядов и идеалов, содержатся в общественном сознании
— оценивают поведение людей с позиций добра и зла, справедливого и
несправедливого
— отражают общественные потребности
— исполняются в результате внутренних побуждений
— гарант соблюдения – совесть индивида, общественное мнение, общественная оценка поведения людей
— распространяют свое влияние на более широкую сферу отношений, чем нормы права (например, любовь)
НОРМЫ ПРАВА:
— устанавливаются или санкционируются государством, зафиксированы в
нормативных правовых актах
— оценивают поведение людей с позиций законного и незаконного, правомерного и неправомерного
— выражают государственную волю
— регулируют отношения, подконтрольные государству
— их реализация обеспечивается в необходимых случаях силой государственного принуждения
— обязательны для исполнения
— характерна конкретность содержания и определенность формулировок
Полезно? Сохраняй и ставь
#ТЕОРИЯ_МАРКС
Специфический способ регуляции общественной жизни с позиции гуманизма добра и справедливости цель
Какие задачи экономического развития стоят перед современной Россией (вашим субъектом РФ, населённым пунктом)? Опираясь на обществоведческие знания и факты общественной жизни, укажите любые две задачи и дайте краткое пояснение каждой из них.
Национальная экономика складывается из отраслей промышленности, сельского хозяйства, непроизводственной сферы. Она во многом зависит от тех природных ресурсов, которыми наделила страну природа, от климатического пояса, в котором страна расположена, от численности её жителей.
Экономическое состояние любого государства можно оценить с помощью различных показателей. Прежде всего, об уровне развития страны говорит отраслевая структура национальной экономики. В экономике одних стран преобладают высокотехнологичные отрасли промышленности (Япония, США, страны Западной Европы). В других, например в современной России, высок удельный вес добывающих отраслей. Есть страны, в которых основой экономики служит сельское хозяйство, туризм.
Другой важнейший показатель оценки экономики государства — валовой внутренний продукт — сумма всех товаров и услуг в денежном выражении, произведённых экономикой страны за определённый период, как правило за год. По величине и ежегодной динамике ВВП можно судить о том, насколько эффективно функционирует экономика страны, какие тенденции в ней преобладают: ежегодный рост ВВП свидетельствует о развитии экономики, об улучшении благосостояния её граждан. Доля ВВП данного государства в мировом валовом продукте позволяет оценить, какую роль играет страна в мировом хозяйстве.
Ещё один важнейший показатель — уровень и качество жизни населения. Он отражает структуру использования валового внутреннего продукта: то, какие товары преобладают во внутреннем продукте страны, как происходит их распределение и потребление внутри общества, какое количество того или иного товара может позволить себе приобрести среднестатистический житель.
Чтобы оценить уровень развития того или иного государства, необходимо проанализировать все эти и ещё многие другие показатели, поскольку национальная экономика — это сложный комплекс, состоящий из множества элементов, каждый из которых важен.
(По материалам энциклопедии для школьников)
Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
В правильном ответе пункты плана должны соответствовать основным смысловым фрагментам текста и отражать основную идею каждого из них.
Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты:
1) понятие национальной экономики;
2) показатели экономического состояния (развития) государства:
а) отраслевая структура национальной экономики как показатель экономического состояния государства;
б) общая характеристика ВВП;
в) уровень и качество жизни населения как показатель экономического развития государства;
3) национальная экономика как сложная система.
Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков.
Какую характеристику дает автор понятию «национальная экономика»? Укажите любые три компонента, из которых, по мнению автора, складывается национальная экономика. Какие три показателя экономического развития рассмотрены в тексте?
В правильном ответе должны быть приведены следующие элементы:
1. Ответ на первый вопрос: национальная экономика — это сложный комплекс, состоящий из множества элементов, каждый из которых важен.
2. Ответ на второй вопрос:
3. Ответ на третий вопрос:
— отраслевая структура национальной экономики;
— уровень и качество жизни населения.
Объясните связь уровня экономического развития страны с имеющимися на её территории природными ресурсами. Всегда ли обилие природных ресурсов позитивно влияет на экономическое развитие? Кратко поясните свой ответ.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1. Объяснение связи: наличие тех или иных природных ресурсов определяет характер и отрасли производства
(может быть дано другое объяснение).
2. Ответ на вопрос: нет, не всегда.
3. Пояснение: из-за обилия природных ресурсов в стране могут быть развиты только сельское хозяйство и добывающая промышленность.
Могут быть приведены другие пояснения.
Как государство может повлиять на рост ВВП? Укажите любые две меры государственной политики и кратко поясните каждую из них.
В правильном ответе должны быть названы меры и даны соответствующие пояснения, например:
1) принятие законодательства, благоприятствующего развитию малого бизнеса (увеличится количество производимых товаров и услуг);
2) введение налоговых льгот, льготное кредитование для предприятий (рост производства, и, соответственно, ВВП);
3) поощрение создания, развития и внедрения новых технологий (удешевление себестоимости и рост выпуска товаров).
Могут быть названы и пояснены другие меры.
В правильном ответе должны быть указаны задачи экономического развития и даны соответствующие пояснения, например:
1) развитие наукоёмких производств и современных технологий, снижение зависимости экономического развития от экспорта сырья (в настоящее время значительная часть доходов государства поступает от экспорта энергоносителей, но необходимо развитие наукоёмких производств, проведение научных исследований и внедрение их результатов; только так экономика России модернизируется);
2) повышение уровня и качества жизни (необходимо развитие коммуникаций, модернизация ЖКХ, медицины, образования);
3) модернизация сельского хозяйства (необходимо существенно сократить объём импорта за счёт роста отечественного производства; это позволит также повысить уровень жизни сельчан, снизить остроту демографических проблем).
Могут быть указаны другие задачи, приведены другие пояснения.
Запишите слово, пропущенное в таблице.
Области (сферы) духовной культуры | ХАРАКТЕРИСТИКИ |
---|---|
. | Специфический способ регуляции общественной жизни c позиций гуманизма, добра и справедливости, цель которого — утверждать ценность личности, равенство людей в их стремлении к счастью и достойной жизни |
Образование | Целенаправленный процесс обучения и воспитания |
Специфический способ регуляции общественной жизни c позиций гуманизма, добра и справедливости, цель которого — утверждать ценность личности, равенство людей в их стремлении к счастью и достойной жизни — мораль.
Используя факты общественной жизни, проиллюстрируйте тремя примерами социальную мобильность представителей среднего класса.
Средний класс — часть общества, которая занимает по статусным позициям среднее положение между высшим и низшим классами.
В начале XX века к среднему классу относили мелких собственников и независимых предпринимателей. Но по мере развития «общества массового благосостояния» в развитых странах произошло повышение жизненного уровня квалифицированных работников наёмного труда (менеджеры, юристы, бухгалтеры и банковские работники, преподаватели школ и вузов, врачи и др.), которые существенно пополнили ряды представителей среднего класса.
Среди учёных постоянно идут дебаты по поводу критериев выделения среднего класса. Чаще всего в качестве основных объективных критериев называют уровень образования и доходов, стандарты потребления, владение материальной или интеллектуальной собственностью, а также способность к высококвалифицированному труду. Кроме этих объективных критериев большую роль играет субъективное восприятие человеком своего положения, то есть его самоидентификация как представителя «социальной середины».
Являясь основной социальной группой, средний класс развитых стран выполняет ряд очень важных социальных функций.
Основной среди них является функция социального стабилизатора: добившись определённого места в социальной структуре общества, представители среднего класса склонны поддерживать существующее государственное устройство, которое позволило им достигнуть их положения. Следует учитывать, что средний класс играет ведущую роль в процессах социальной мобильности, и это также укрепляет существующий социальный строй, предохраняя его от социальных катаклизмов: недовольство низшего класса своим положением уравновешивается представленными им вполне реальными возможностями для повышения статуса в обществе.
В сфере экономических отношений средний класс играет роль экономического донора — не только как производитель огромной части доходов общества, но и как крупный потребитель, инвестор и налогоплательщик.
В культурной сфере средний класс является хранителем и распространителем ценностей, норм, традиций и законов общества.
Именно средний класс поставляет кадры чиновников и управленцев разного ранга — как для государственного аппарата, так и для бизнеса. Деятельность гражданского общества также основана на активности представителей среднего класса.
(По материалам интернет-энциклопедии)
Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
В правильном ответе пункты плана должны соответствовать основным смысловым фрагментам текста и отражать основную идею каждого из них.
Могут быть выделены и озаглавлены следующие смысловые фрагменты:
1) смысл понятия «средний класс»;
2) группы населения, относящиеся к среднему классу;
3) критерии выделения среднего класса;
4) социальные функции среднего класса.
Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков.
Что, по мнению автора, представляет собой средний класс? Какие две группы критериев выделения среднего класса названы в тексте? Какие четыре функции среднего класса рассмотрены автором текста?
Должны быть названы следующие элементы:
1. Ответ на первый вопрос:
2) субъективное восприятие человеком своего положения.
2. Ответ на второй вопрос:
1) социальный стабилизатор;
2) экономический донор;
3) хранитель и распространитель ценностей культуры;
4) поставщик кадров чиновников и управленцев.
3. Ответ на третий вопрос: средний класс — часть общества, которая занимает по статусным позициям среднее положение между высшим и низшим классами.
Какие четыре функции среднего класса рассмотрены автором текста?
В правильном ответе должны быть названы следующие функции:
1) социальный стабилизатор;
2) экономический донор;
3) хранитель и распространитель ценностей культуры;
4) поставщик кадров чиновников и управленцев.
В тексте указано, что среди учёных постоянно идут дебаты по поводу критериев выделения среднего класса. Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни сформулируйте любые два вопроса, которые могут проиллюстрировать эти дебаты.
Могут быть сформулированы следующие вопросы:
1) может ли обеспеченный, но необразованный человек считаться представителем среднего класса;
2) что важнее: объективные показатели богатства и успеха или субъективное мнение о своей социальной принадлежности?
Могут быть сформулированы другие адекватные вопросы.
В правильном ответе должны быть приведены три примера, допустим:
1) преподаватель университета переехал работать по контракту в другую страну;
2) банковский служащий стал начальником отдела, а затем заведующим филиалом банка;
3) врач, защитив диссертацию, стал главврачом клиники.
Могут быть приведены другие примеры.
В тексте указано, что среди учёных постоянно идут дебаты по поводу критериев выделения среднего класса. Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни сформулируйте любые два вопроса, которые могут проиллюстрировать эти дебаты.
Средний класс — часть общества, которая занимает по статусным позициям среднее положение между высшим и низшим классами.
В начале XX века к среднему классу относили мелких собственников и независимых предпринимателей. Но по мере развития «общества массового благосостояния» в развитых странах произошло повышение жизненного уровня квалифицированных работников наёмного труда (менеджеры, юристы, бухгалтеры и банковские работники, преподаватели школ и вузов, врачи и др.), которые существенно пополнили ряды представителей среднего класса.
Среди учёных постоянно идут дебаты по поводу критериев выделения среднего класса. Чаще всего в качестве основных объективных критериев называют уровень образования и доходов, стандарты потребления, владение материальной или интеллектуальной собственностью, а также способность к высококвалифицированному труду. Кроме этих объективных критериев большую роль играет субъективное восприятие человеком своего положения, то есть его самоидентификация как представителя «социальной середины».
Являясь основной социальной группой, средний класс развитых стран выполняет ряд очень важных социальных функций.
Основной среди них является функция социального стабилизатора: добившись определённого места в социальной структуре общества, представители среднего класса склонны поддерживать существующее государственное устройство, которое позволило им достигнуть их положения. Следует учитывать, что средний класс играет ведущую роль в процессах социальной мобильности, и это также укрепляет существующий социальный строй, предохраняя его от социальных катаклизмов: недовольство низшего класса своим положением уравновешивается представленными им вполне реальными возможностями для повышения статуса в обществе.
В сфере экономических отношений средний класс играет роль экономического донора — не только как производитель огромной части доходов общества, но и как крупный потребитель, инвестор и налогоплательщик.
В культурной сфере средний класс является хранителем и распространителем ценностей, норм, традиций и законов общества.
Именно средний класс поставляет кадры чиновников и управленцев разного ранга — как для государственного аппарата, так и для бизнеса. Деятельность гражданского общества также основана на активности представителей среднего класса.
(По материалам интернет-энциклопедии)