сперанская актриса советского кино
Валентина Сперантова
Валентина Сперантова родилась 11 (24 по новому стилю) февраля 1904 года в Зарайске (ныне Московская область).
Всего в семействе Сперантовых было девять детей.
Отец умер, когда Валентине было десять лет. С этого времени на нее легли домашние хлопоты и заботы о младших братьях и сестрах.
В детстве же начала играть в настоящем театре в своем родном Зарайске. Сначала в народном, куда ее привела тетя, сестра матери. Когда для одного из спектаклей понадобился ребенок, она посоветовала обратиться к семье Сперантовых. Для роли была выбрана именно Валя.
Во время учебы в гимназии Валентина организовала собственный драматический кружок. Там ее заметили актеры Зарайского драматического театра. Игра Валентины их впечатлила, и ее, еще юную школьницу, пригласили во взрослую театральную труппу на роль Золушки.
После революции деятельность гимназического кружка стала публичной. На одном из представлений состоялось знакомство, определившее дальнейшую Валину судьбу. В 1918 году некий артист, приехавший в Зарайск из Москвы, предложил Сперантовой начать новую жизнь в столице, и обещал всячески посодействовать девушке, а также устроить ее на работу в один из московских театров.
Валентина Сперантова в молодости
Во время учебы Сперантова поддалась тогдашнему веянию о вреде аппендикса. В то время люди тысячами ложились на хирургический стол, чтобы удалить якобы ненужный и вредный орган. Она также решилась на операцию, при этом в качестве хирурга выбрала знакомого, совсем молодого и неопытного врача, обрадованного возможности попрактиковаться. Операция прошла неудачно, и после нее в кишечнике у Сперантовой осталось множество спаек. Сильные боли в животе, доводившие ее до обмороков, до невозможности пошевелиться, мучили Валентину до конца 1950-х годов, пока она не прошла курс лечения в Карловых Варах.
Театральная карьера Сперантовой началась в детских театрах. Сразу после окончания театрального техникума она попала на работу в Первый государственный педагогический театр, позже переименованный в Госцентюз. Главным театральным амплуа Валентины Сперантовой стали роли травести. В самых разных спектаклях актриса сыграла множество мальчишек, за что ее прозвали «главным мальчишкой Советского Союза» и «Ермоловой детского театра».
Работы Валентины Сперантовой в Госцентюз (Московском ТЮЗ):
Во время войны Сперантова оставила театральную деятельность и участвовала во фронтовых бригадах.
Валентина Сперантова в театре
Работы Валентины Сперантовой в Государственном центральном детском театре:
В 1977 году как режиссер поставила спектакль «Сомбреро» С. Михалкова (совместно с А. А. Некрасовой).
С середины 1930-х годов стала работать на Всесоюзном радио, озвучивая роли в детских спектаклях. В это время в ее послужном списке появились роли Тимура в «Тимуре и его команде», Иртыша в «Бумбараше», Димки из «Р. В. С.», а в «Мальчише-Кибальчише» она одна сыграла в радиоспектакле все роли, начиная от Мальчиша-Кибальчиша и заканчивая Главным Буржуином.
Ее работа на радио продолжилась после войны. С 1945 года, когда в эфир стала выходить очень популярная передача для детей «Клуб знаменитых капитанов», Сперантова играла в ней роль Дика Сэнда из «Пятнадцатилетнего капитана». В те годы Сперантова была чуть ли не самой известной и всенародно любимой актрисой на радио, на ее имя и на имена ее персонажей шли сотни и тысячи писем от благодарных слушателей самых разных возрастов.
С конца 1940-х годов она активно занималась озвучанием мульфильмов. Ее голос звучал в мультфильмах «Конёк-Горбунок», «Полет на луну», «Золотая антилопа», «Заколдованный мальчик», «Сказка о Мальчише-Кибальчише», «Дядя Степа», «Человечка нарисовал я» и многих других анимационных фильмах.
Член КПСС с 1953 года.
С 1953 года снималась в кино, дебютировав в ленте «Алёша Птицын вырабатывает характер».
Валентина Сперантова в фильме «Алёша Птицын вырабатывает характер»
В 1960 году режиссер Анатолий Эфрос занялся экранизацией пьесы Виктора Розова «В поисках радости», которую поставил тремя годами раньше в Центральном детском театре. В обеих вариантах постановки роль матери главного героя, Клавдии Савиной, исполнила Валентина Сперантова. Эта роль принесла ей всесоюзную славу и стала настоящим триумфом Сперантовой как киноактрисы.
В 1960-е годы Валентина Александровна снялась в десятке лент, среди которых «Два билета на дневной сеанс», «Случай из следственной практики», «Служили два товарища».
Валентина Сперантова в фильме «Два билета на дневной сеанс»
В последующие десять лет она также много снималась в кино. Самыми известными из них стали роли Сперантовой в фильмах «Большая перемена» в 1973 году, «Три дня в Москве» в 1975 году и «Длинное длинное дело» в 1976 году.
В 1972 году актриса была удостоена золотой медали на Всесоюзном кинофестивале за роль учительницы в фильме Константина Худякова «Страницы жизни».
Валентина Сперантова в фильме «Большая перемена»
Валентина Сперантова в фильме «Три дня в Москве»
Валентина Сперантова в фильме «Долгое путешествие к морю»
Ее последней работой в кино стала роль в картине «Доброта».
Заслуженная артистка РСФСР (1946). Народная артистка РСФСР (1950). Народная артистка СССР (1970).
В 1970-е годы актрису начало беспокоить здоровье, у нее начало болеть сердце. Врачи рекомендовали ей снизить нагрузки, особенно в театре. Именно поэтому в 1970-х годах Валентина Александровна сыграла в ЦДТ только четыре новых роли. Тем не менее, актриса в эти годы много работала на радио, преподавала в Театральном училище имени М. Щепкина.
В декабре 1977 года боли в сердце у Сперантовой усилились, ее госпитализировали. Однако врачи не смогли помочь.
Валентина Сперантова
Рост Валентины Сперантовой: 152 сантиметра.
Личная жизнь Валентины Сперантовой:
Дважды была замужем.
Первый раз она вышла замуж в конце 1920-х годов за Николая Гусельникова, который в то время работал на строительстве Днепрогэс. В браке родилась дочь Оксана.
Но семья просуществовала недолго: в середине 1930-х годов Гусельников был направлен на строительство в Караганду. Сперантова не смогла оставить любимую работу, Николай уехал один, и встретил другую женщину.
Валентина Сперантова и дочь Оксана
Несколько лет Сперантова ждала мужа, но, впоследствии оформила развод и вышла замуж за бывшего директора театра Мейерхольда Михаила Никонова. Они прожили вместе более тридцати лет, муж умер в конце 1960-х.
В 1940 году во втором браке родилась дочь Наталья.
Фильмография Валентины Сперантовой:
Озвучивание Валентины Сперантовой:
Валентина Сперантова
Биография
Уборщица тетя Глаша из комедии «Большая перемена» (1972), которую «бес попутал» дать звонок с урока раньше времени, знакома каждому поклоннику советского кинематографа. Исполнительница роли – Валентина Сперантова, народная артистка СССР.
Валентина Сперантова в фильме «Большая перемена»
Ее фильмография состоит в основном из эпизодических ролей, но и их «народная бабушка» исполняла мастерски. Биография Сперантовой драматична, однако от этого не страдают комедийные образы.
Детство и юность
Валентина Александровна Сперантова, русская по национальности, родилась 11 (24) февраля 1904 года в Зарайске (сейчас — город в Московской области), в многодетной семье секретаря уездного съезда Александра Дмитриевича. Помимо девочки, родители воспитывали 8 детей.
Актриса Валентина Сперантова
Юная Валя, помогая маме ухаживать за братьями и сестрами, занялась их творческим развитием. Она устраивала импровизированные спектакли для родственников и соседей, сама мастерила декорации из подручных материалов, шила из старой одежды костюмы.
Со временем тяга девочки к сцене заразила одноклассников, они стали помогать в «театре». Дети организовали драматический кружок, оживляли произведения Александра Пушкина и русские народные сказки. Одновременно Валентина выходила на подмостки любительского театра под руководством скульптора Анны Голубкиной.
Валентина Сперантова в молодости
В 1918 году бойкую девочку заметил приезжий артист из Москвы. Он пригласил Сперантову в столицу, обещал помочь с поступлением в театральное училище, найти для нее жилье и работу. Доверчивую провинциалку ждало разочарование – слова молодого человека оказались пустым звуком. Одна в Москве, Валентина была готова вернуться домой, но заболела тифом.
За несколько недель, проведенных в больнице, девушка убедила себя остаться. Сперантова поступила в Высшие художественно-технические мастерские (ВХУТЕМАС), но, услышав о наборе в театральную студию «Молодые мастера», забрала документы. Валентина с первого раза стала учащейся заведения, которое сейчас носит название Российский институт театрального искусства (ГИТИС), и окончила его в 1925 году.
Театр и фильмы
Сразу после получения диплома артистка устроилась в Первый государственный театр для детей (сегодня – Московский театр юного зрителя). В молодости Валентина Сперантова переживала из-за внешности: невысокий рост (152 см при весе 44 кг), круглые глаза, непослушные волосы, но на сцене серая мышка превращалась в прекрасного лебедя.
Валентина Сперантова в театре
Правда, девушка исполняла исключительно мужские роли: Джо Гарнер из «Тома Сойера» (1925), Мишка из «Ровесников» (1932), Том Кенти из одноименной пьесы Сергея Михалкова (1939). За травести-образы актрису прозвали «главным мальчишкой Советского Союза».
Однажды спектакль с участием Сперантовой посетил Бернард Шоу, ирландский драматург. Он невероятно удивился, когда узнал, что в образе мальчика – 30-летняя женщина. Иностранец попросил проводить его к Валентине за кулисы, а затем преклонил перед ней колено, поцеловал руку и поблагодарил за выступление.
Валентина Сперантова в спектакле «Снежная королева»
В разгар Великой Отечественной войны, в 1942 году Валентина Александровна вступила в фронтовую бригаду – театральную труппу, которая выезжала со спектаклями в воинские части рабоче-крестьянской Красной Армии и военно-морского флота СССР. В 1944 году Сперантова присоединилась к коллективу Государственного центрального детского театра (сейчас – Российский академический молодежный театр).
Здесь над мужскими персонажами (Митя из «Дубровского» (1949), Чиполлино из «Приключений Чиполлино» (1955)) преобладали женские. Актриса исполнила роли Коробочки в «Мертвых душах» (1952), миссис Гарпер в «Томе Сойере» (1958), Феклы Ивановны в «Женитьбе» Николая Гоголя (1963). В спектакле «Снежная королева» Валентина Александровна успела примерить на себя образ и Кая, и Герды.
Валентина Сперантова в студии звукозаписи
В детском театре Сперантова работала до самой смерти. В последнее десятилетие преимущественно исполняла роли бабушек и престарелых матерей, чем заслужила прозвище «Народная бабушка».
Театральная карьера не мешала Валентине Александровне заниматься озвучиванием для «Союзмультфильма». Ее голосами говорили Тимур в «Тимуре и его команде», Иртыш в «Бумбараше», Мальчиш-Кибальчиш в одноименной телесказке, персонажи мультфильмов «Дядя Степа», «Конек-Горбунок», «Золотая антилопа».
Валентина Сперантова в фильме «Алеша Птицын вырабатывает характер»
В 1953 году Сперантова дебютировала в кино, снявшись в комедии «Алеша Птицын вырабатывает характер».
Образ Клавдии Васильевны Савиной из ленты «Шумный день» (1960) принес Сперантовой всенародную славу. Изначально министр культуры СССР Екатерина Фурцева отказалась пускать фильм в прокат из-за обилия оскорблений, худшее из которых – «дура», но партия встала на сторону режиссера Георгия Натансона. И не зря: за первые 2 месяца ленту посмотрели 18 млн зрителей, а Валентина Сперантова стала любимицей советских граждан.
Валентина Сперантова в фильме «Шумный день»
Свою последнюю роль актриса сыграла в комедии «Четыре беспокойных дня в Кудиновке» (1978).
Талант Валентины Сперантовой удостоился высших государственных наград: заслуженная (1946) и народная артистка РСФСР (1950), народная артистка СССР (1970). За исполнение ролей в спектаклях «Звоните и приезжайте» и «Обратный адрес» по пьесам Анатолия Алексина получила Государственную премию РСФСР им. Н.К. Крупской (1974).
Личная жизнь
Актриса дважды выходила замуж. Первым возлюбленным стал строитель Николай Гусельников. В союзе родилась дочь Оксана. Спустя 10 лет брака Николая пригласили на заработки в Казахстан. К тому времени Валентина Александровна уже была известной артисткой, она не захотела покидать Москву. На новом месте Николай увлекся другой женщиной, и личная жизнь некогда любящих супругов сошла на нет.
Валентина Сперантова и ее старшая дочь Оксана
Вторым мужем Сперантовой стал Михаил Никонов, бывший руководитель театра Мейерхольда. У них родилась дочь Наташа. Супруги прожили душа в душу около 30 лет, пока Никонов не скончался, не дожив до 55 лет. Потерю любимого человека Валентина Николаевна пережила с трудом.
Смерть
В 1970-х актрису начали мучить боли в сердце. Врачи рекомендовали снизить нагрузки, но она продолжала сниматься в кино, выходить на подмостки, работать на радио и преподавать в театральном училище им. Щепкина.
В декабре 1977 года состояние Сперантовой ухудшилось, женщина оказалась в больнице. Народной артистки СССР не стало 7 января 1978 года. Причина смерти – острый сердечный приступ.
Могила Сперантовой находится на Новодевичьем кладбище. Фото надгробия говорит о том, что Валентина Александровна и ее любящий супруг Михаил нашли покой в одной обители.
НЕСОСТОЯВШАЯСЯ ЖИЗНЬ И КАРЬЕРА ДОЧКИ АКТРИСЫ ВАЛЕНТИНЫ СПЕРАНТОВОЙ
Валентина Сперантова была актрисой Центрального детского театра, прославившись ролями мальчишек. В кино пришла поздно, но добилась популярности в фильмах «Шумный день», «Веселое волшебство», «Три дня в Москве». Главная ее визитная карточка – уборщица тетя Глаша из «Большой перемены».
Впрочем, я уже рассказывал о Сперантовой (ТРУДНЫЙ ПУТЬ МАЛЬЧИКА В БАБУШКИ), сейчас речь пойдет о ее несчастной младшей дочери. Та пошла по стопам матери в актрисы, но в жизненном итоге выбрала водку.
Наталью Валентина родила во втором браке, в 1940 году.
Дальше сработала династия, ведь большую часть времени Наташа проводила за театральными кулисами.
В школу-студию МХАТ поступила сразу по окончании 10 класса. Получив диплом, вошла в труппу Театра на Малой Бронной.
Дебютировала в кино небольшой ролью в фильме «Половодье», но кайфа от съемок не получила, решив, что в дальнейшем на первом месте будет для нее театр.
И в театре ей роли давали. Так Никонова сыграла Элли в «Волшебнике Изумрудного города», но что Элли (девочка и только), в 1967 Наташа получила роль поистине звездную: Нюшка в спектакле по актуальной тогда поэме Евтушенко «Братская ГЭС».
«Галя уехала; репетиции «Братской ГЭС»; он влюбился в актрису — снял зал ресторана. Свадьба — с фатою, с кликами «Горько!»; переезд к новой жене. Вернулась Галя. Он — заметался, из дома в дом. Два отравления: Галя и новая. Но обе (как почти все женщины) не досыпали порции «до нормы» — и остались живы. Почерневший Евт. возвратился восвояси».
Никонова вызывала у коллег не больно приятные чувства. В ходе «Братской ГЭС» она плясала на сцене босиком. Кто-то из актрис подкинул ей под выход толченое стекло. Спектакль остановили. Наталья перевязала рану и вновь вышла на сцену.
По любому разрыв с Евтушенко не пошел девушке на пользу, хотя по наклонной она покатилась несколько позже. В 1973 Наталья появилась в небольшой роли в одном из фильмов популярного цикла «Следствие ведут Знатоки». Мелькнула в телеспектакле «Всего несколько слов в честь господина де Мольера».
Алкоголь в жизни Никоновой появился еще при жизни матери. Сперантова тщетно боролась с увлечением дочери, помещая ее в клиники. Глухо. Пройдя курс реабилитации, Наталья вновь тянулась к бутылке. Она теряла роли в театре, последние годы ее держали там только из-за уважения к матери. Когда в 1978 году Сперантова умерла, Никонову тут же уволили.
Хуже всего, что место матери занял третий по счету муж, который Наталью не лечил, а пил с нею вместе. Зная образ жизни парочки можно удивиться не тому, что трагедия произошла, а тому, что она задержалась. 7 декабря 1996 года супруги сгорели в собственной квартире.
Валентина Сперантова: биография и личная жизнь
Актриса Валентина Сперантова практически никогда не получала главных ролей в кино. Однако каждая ее героиня, пусть и эпизодическая, была уникальна. Именно поэтому Валентина Александровна вполне заслуженно носила звание «всесоюзная бабушка». Как же складывалась судьба актрисы за кадром?
Родители актрисы
Родилась Сперантова Валентина Александровна в обычной многодетной семье зимой 1904 г. Отец семейства Сперантовых работал секретарем в уездном Съезде, а мать занималась домашним хозяйством и воспитывала девятерых детей.
Покормить столь большую семью было делом непростым, а после того, как Александр Сперантов умер в 1914 г., все эти заботы легли на плечи матери будущей актрисы. Однако этой героической женщине удалось создать в семье удивительно дружную атмосферу и, несмотря на тяжелые годы, дети росли счастливыми и добрыми.
Актриса Сперантова Валентина: биография ранних лет
После смерти отца все заботы о младших братьях и сестрах легли на Валюшу. Чтобы как-то развлечь их, девочка организовывала домашние представления во дворе. Она не только принимала участие в этих постановках, но и сама оформляла декорации (благо, у Валентины Сперантовой был талант к рисованию), а также перешивала старую одежду на костюмы для спектаклей.
На взрослую сцену талантливая девочка тоже попала очень рано. Дело в том, что в их родном городке Зарайске был небольшой любительский театр под руководством известного скульптора Анны Голубкиной. Среди актрис, игравших там, была и тетка Валентины, по материнской линии.
Однажды для постановки понадобился ребенок, и добрая тетя пригласила совсем юную Валю. Девочка прекрасно справилась с ролью и после этого начала грезить о карьере актрисы.
Учеба в гимназии и выбор профессии
Когда немного подросла, то попала в гимназию Валентина Сперантова. Дети, с которыми она училась, часто шли у бойкой девочки на поводу. Пользуясь этой властью, юная Валечка организовала собственный драмкружок.
Участвующие в нем гимназисты своими силами поставили водевиль «Танцующий кавалер», в котором девушке досталась самая неприглядная роль – дряхлого старика. Но Сперантова так блестяще исполнила ее, что была приглашена на роль Золушки в постановку Зарайского драматического театра.
После этого выдающегося случая стало ясно, что Валентине на роду написано стать актрисой.
Через тернии к сцене
Когда девочке исполнилось 14 лет, в Зарайск приехал какой-то московский артист. Увидев игру юной Вали, он предложил ей свою помощь в трудоустройстве в столице и оставил свои координаты.
Закончив учебу, решила воспользоваться предложением столичного гостя Сперантова Валентина. Актриса приехала в Москву и пришла по данному ей адресу, но оказалось, что ее знакомый сейчас не может ей ничем помочь.
Разочарованная девушка хотела было уехать домой, но неожиданно заразилась тифом и была вынуждена несколько месяцев лежать в столичной больнице. За это время она о многом поразмыслила и твердо решила отказаться от карьеры артистки.
Выздоровев, Сперантова подала документы в художественное училище ВХУТЕМАС и была успешно принята на первый курс. Почти 6 месяцев она старательно осваивала азы живописи и графики, но позже осознала, что не может без театра. Поэтому девушка ушла из училища и успешно сдала экзамены в театральную студию «Молодые мастера», на основе которой позже появился ГИТИС.
Проучившись в этом учебном заведении положенное количество лет, в 1925 г. Валентина Сперантова успешно сдала выпускные экзамены и занялась поиском работы.
«Вечный» мальчик
Бойкая молодая актриса благодаря своему росту и звонкому голосу прекрасно подходила на роли детей. Это и стало ее амплуа.
Поначалу ей доставались лишь второстепенные герои (Джо Гарнер в «Томе Сойере» и Нинка-Хромушка в «Кольке Ступине»). Но достаточно скоро уникальная способность Сперантовой создавать на сцене невероятно реалистичные персонажи была оценена зрителями и главным режиссером театра. Он мечтал дать актрисе главную роль в новой постановке, но судьба распорядилась иначе, Юрий Бонди скоропостижно скончался, так и не осуществив задуманного.
Пришедший на смену Бонди Григорий Рошаль относился к работе театра чрезмерно формально, поэтому при нем артистка практически не получала новых и интересных ролей.
К счастью для Сперантовой, в 1928 г. Рошаль покинул пост главного режиссера и актриса наконец-то получила главную роль мальчика Егорки в пьесе «Черный Яр». Ее игра была просто фантастической и практически вся Москва ходила на спектакли, в которых блистала Валентина Сперантова. Самые известные из них – это «Бежин луг» (Степок), «Том Кенти» (Том) и «Дом №5» (Ганька).
Однажды на пьесу со Сперантовой пришел известнейший ирландский драматург Бернард Шоу. Он был настолько восхищен игрой актрисы, что не сразу понял, что перед ним не мальчишка, а тридцатилетняя женщина. Однако узнав об этом, великий писатель стал перед ней на колени и поцеловал ей руку.
Первое замужество
В то время как в театре стала настоящей примой актриса Валентина Сперантова, личная жизнь ее пошла под откос. Несколькими годами ранее она вышла замуж за простого рабочего парня по имени Коля Гусельников.
Через некоторое время у молодых супругов родилась дочка Оксана и, казалось бы, чего еще желать. Но семейное счастье разрушила работа Гусельникова.
Дело в том, что он был строителем на ДнепроГЭС, а после того как проект был сдан, молодого специалиста направили в Казахстан. Николай хотел забрать с собою и жену с дочкой. Но находясь на пике популярности, не захотела уезжать из Москвы Валентина Сперантова. Личная жизнь ее из-за этого решения претерпела крах. Так как Гусельников, уехав в Караганду, в отместку жене нашел себе новую возлюбленную, и через несколько лет супруги официально оформили развод.
Сперантова Валентина (актриса): семья вторая
Однако судьба оказалась милостива к артистке, и в конце 30-х она снова вышла замуж. На этот раз ее избранник был из театральной среды и прекрасно понимал устремления жены. Новым мужем Сперантовой стал Михаил Никонов, ранее занимавший пост директора театра Мейерхольда.
В новом браке Валентина Сперантова родила малышку Наташу. Никонов самозабвенно заботился и о родной дочери, и о падчерице. Наконец-то актриса начала чувствовать себя по-настоящему счастливой, но внезапно грянула Великая Отечественная война.
В эти страшные для всего мира годы артистка оставила детский театр и вместе с супругом устроилась в фронтовой театр ВТО. Дочерей же она отправила в эвакуацию под Пермь.
Ближе к концу войны, в 1944 г., оставила работу в фронтовом и устроилась в Государственный центральный детский театр Сперантова Валентина.
В те же годы счастливому семейству улыбнулась удача – им выделили шикарную трехкомнатную квартиру с отдельным выходом, что было настоящей роскошью. Сперантова с мужем устраивали там приемы для друзей и родственников. Обстановка в квартире была небогатой, но невероятно уютной, ведь дизайном занималась сама актриса, а вкус у нее был отличный.
Провальный Чиполлино и новое амплуа
Как бы ни молодилась Валентина Александровна, но годы брали свое, и в 1955 г. в спектакле «Приключения Чиполлино» она с треском провалилась. Нет, она как всегда отлично сыграла свою роль, юным зрителям понравилось ее исполнение. Вот только они заметили, что перед ними взрослая женщина, а не юный мальчишка-проказник.
Поначалу Сперантовой это показалось скучным, но постепенно она втянулась и научилась, со свойственной ей глубиной, придавать каждой своей героини особую изюминку. Теперь ее персонажами стали задорные старушки и сказочные волшебницы. Казалось, больше актрисе никогда не придется играть детей, но судьба сделала для нее подарок.
Сперантова – актриса озвучки
Еще незабвенные Ильф и Петров отмечали, что голос женщины – это единственное, что не меняется в ней с годами. Именно эта особенность помогла Валентине Александровне в 1947 г. получить приглашение от «Союзмультфильма» озвучить Иванушку-дурачка в мультфильме «Конек-горбунок».
Эта роль стала началом многолетней карьеры Сперантовой в качестве актрисы озвучки. Несмотря на свой довольно пожилой возраст, не позволяющий играть детей на сцене, она озвучивала многих любимых всеми героев мультфильмов.
Ее голосом говорил и Мальчиш-Кибальчиш, и добрый парнишка из «Золотой антилопы», и Нильс из «Заколдованного мальчика», и пионер из «Пети и Красной Шапочки», и еще многие другие герои.
Первые роли в кино
«Всесоюзная бабушка»
Всего снялась в 25 кинолентах Валентина Сперантова. Фильмы с ее участием (даже если они и были посредственными) всегда отличались от других. Иногда зрители приходили в кинотеатр просто для того, чтобы посмотреть на Сперантову, которая играла всего в одном эпизоде.
Несмотря на разнообразность, все персонажи актрисы просто-таки излучали тепло и доброту. Со всей страны Валентине Александровне шли письма от молодых поклонников, которые называли ее «всесоюзной бабушкой». А для старшего поколения артистка стала своеобразным эталоном, к которому нужно стремиться.
Среди наиболее известных кинокартин с участием Сперантовой – «Веселое волшебство» (Акулина Ивановна), «Последний месяц осени» (мама), «Любушка» (экономка), «Письмо из юности» (кузнец) и, конечно же, неподражаемая «Большая перемена», в которой она сыграла тетю Глашу.
Последние годы актрисы
Конец 60-х принес в семью Валентины Сперантовой горе – умер ее муж, который на протяжении тридцати лет был ее верным спутником по жизни.
В профессии же у актрисы все было отлично. Одно за другим ей присуждали самые почетные звания страны. Она стала Народной артисткой РСФСР и СССР, была удостоена премии имени Крупской, орденов «Трудового Красного Знамени» и «Знака Почета», а также различных медалей.
Как в кино, так и в театре она была невероятно востребованной, а также немного преподавала в Щепкинском театральном училище.
Однако к средине 70-х у Сперантовой начались проблемы с сердцем. Несмотря на то что она снизила нагрузки и активно оздоравливалась, ее состояние ухудшалось. В конце 1977 г. актриса попала в больницу, где и, встретив Новый год, умерла 7 января.