сперанская актриса советского кино

Валентина Сперантова

сперанская актриса советского кино

Валентина Сперантова родилась 11 (24 по новому стилю) февраля 1904 года в Зарайске (ныне Московская область).

Всего в семействе Сперантовых было девять детей.

Отец умер, когда Валентине было десять лет. С этого времени на нее легли домашние хлопоты и заботы о младших братьях и сестрах.

В детстве же начала играть в настоящем театре в своем родном Зарайске. Сначала в народном, куда ее привела тетя, сестра матери. Когда для одного из спектаклей понадобился ребенок, она посоветовала обратиться к семье Сперантовых. Для роли была выбрана именно Валя.

Во время учебы в гимназии Валентина организовала собственный драматический кружок. Там ее заметили актеры Зарайского драматического театра. Игра Валентины их впечатлила, и ее, еще юную школьницу, пригласили во взрослую театральную труппу на роль Золушки.

После революции деятельность гимназического кружка стала публичной. На одном из представлений состоялось знакомство, определившее дальнейшую Валину судьбу. В 1918 году некий артист, приехавший в Зарайск из Москвы, предложил Сперантовой начать новую жизнь в столице, и обещал всячески посодействовать девушке, а также устроить ее на работу в один из московских театров.

Валентина Сперантова в молодости

сперанская актриса советского кино

Во время учебы Сперантова поддалась тогдашнему веянию о вреде аппендикса. В то время люди тысячами ложились на хирургический стол, чтобы удалить якобы ненужный и вредный орган. Она также решилась на операцию, при этом в качестве хирурга выбрала знакомого, совсем молодого и неопытного врача, обрадованного возможности попрактиковаться. Операция прошла неудачно, и после нее в кишечнике у Сперантовой осталось множество спаек. Сильные боли в животе, доводившие ее до обмороков, до невозможности пошевелиться, мучили Валентину до конца 1950-х годов, пока она не прошла курс лечения в Карловых Варах.

Театральная карьера Сперантовой началась в детских театрах. Сразу после окончания театрального техникума она попала на работу в Первый государственный педагогический театр, позже переименованный в Госцентюз. Главным театральным амплуа Валентины Сперантовой стали роли травести. В самых разных спектаклях актриса сыграла множество мальчишек, за что ее прозвали «главным мальчишкой Советского Союза» и «Ермоловой детского театра».

Работы Валентины Сперантовой в Госцентюз (Московском ТЮЗ):

Во время войны Сперантова оставила театральную деятельность и участвовала во фронтовых бригадах.

Валентина Сперантова в театре

сперанская актриса советского кино

Работы Валентины Сперантовой в Государственном центральном детском театре:

В 1977 году как режиссер поставила спектакль «Сомбреро» С. Михалкова (совместно с А. А. Некрасовой).

сперанская актриса советского кино

С середины 1930-х годов стала работать на Всесоюзном радио, озвучивая роли в детских спектаклях. В это время в ее послужном списке появились роли Тимура в «Тимуре и его команде», Иртыша в «Бумбараше», Димки из «Р. В. С.», а в «Мальчише-Кибальчише» она одна сыграла в радиоспектакле все роли, начиная от Мальчиша-Кибальчиша и заканчивая Главным Буржуином.

Ее работа на радио продолжилась после войны. С 1945 года, когда в эфир стала выходить очень популярная передача для детей «Клуб знаменитых капитанов», Сперантова играла в ней роль Дика Сэнда из «Пятнадцатилетнего капитана». В те годы Сперантова была чуть ли не самой известной и всенародно любимой актрисой на радио, на ее имя и на имена ее персонажей шли сотни и тысячи писем от благодарных слушателей самых разных возрастов.

С конца 1940-х годов она активно занималась озвучанием мульфильмов. Ее голос звучал в мультфильмах «Конёк-Горбунок», «Полет на луну», «Золотая антилопа», «Заколдованный мальчик», «Сказка о Мальчише-Кибальчише», «Дядя Степа», «Человечка нарисовал я» и многих других анимационных фильмах.

Член КПСС с 1953 года.

С 1953 года снималась в кино, дебютировав в ленте «Алёша Птицын вырабатывает характер».

Валентина Сперантова в фильме «Алёша Птицын вырабатывает характер»

сперанская актриса советского кино

В 1960 году режиссер Анатолий Эфрос занялся экранизацией пьесы Виктора Розова «В поисках радости», которую поставил тремя годами раньше в Центральном детском театре. В обеих вариантах постановки роль матери главного героя, Клавдии Савиной, исполнила Валентина Сперантова. Эта роль принесла ей всесоюзную славу и стала настоящим триумфом Сперантовой как киноактрисы.

В 1960-е годы Валентина Александровна снялась в десятке лент, среди которых «Два билета на дневной сеанс», «Случай из следственной практики», «Служили два товарища».

Валентина Сперантова в фильме «Два билета на дневной сеанс»

сперанская актриса советского кино

В последующие десять лет она также много снималась в кино. Самыми известными из них стали роли Сперантовой в фильмах «Большая перемена» в 1973 году, «Три дня в Москве» в 1975 году и «Длинное длинное дело» в 1976 году.

В 1972 году актриса была удостоена золотой медали на Всесоюзном кинофестивале за роль учительницы в фильме Константина Худякова «Страницы жизни».

Валентина Сперантова в фильме «Большая перемена»

сперанская актриса советского кино

Валентина Сперантова в фильме «Три дня в Москве»

сперанская актриса советского кино

Валентина Сперантова в фильме «Долгое путешествие к морю»

сперанская актриса советского кино

Ее последней работой в кино стала роль в картине «Доброта».

Заслуженная артистка РСФСР (1946). Народная артистка РСФСР (1950). Народная артистка СССР (1970).

В 1970-е годы актрису начало беспокоить здоровье, у нее начало болеть сердце. Врачи рекомендовали ей снизить нагрузки, особенно в театре. Именно поэтому в 1970-х годах Валентина Александровна сыграла в ЦДТ только четыре новых роли. Тем не менее, актриса в эти годы много работала на радио, преподавала в Театральном училище имени М. Щепкина.

В декабре 1977 года боли в сердце у Сперантовой усилились, ее госпитализировали. Однако врачи не смогли помочь.

Валентина Сперантова

Рост Валентины Сперантовой: 152 сантиметра.

Личная жизнь Валентины Сперантовой:

Дважды была замужем.

Первый раз она вышла замуж в конце 1920-х годов за Николая Гусельникова, который в то время работал на строительстве Днепрогэс. В браке родилась дочь Оксана.

Но семья просуществовала недолго: в середине 1930-х годов Гусельников был направлен на строительство в Караганду. Сперантова не смогла оставить любимую работу, Николай уехал один, и встретил другую женщину.

Валентина Сперантова и дочь Оксана

сперанская актриса советского кино

Несколько лет Сперантова ждала мужа, но, впоследствии оформила развод и вышла замуж за бывшего директора театра Мейерхольда Михаила Никонова. Они прожили вместе более тридцати лет, муж умер в конце 1960-х.

В 1940 году во втором браке родилась дочь Наталья.

Фильмография Валентины Сперантовой:

Озвучивание Валентины Сперантовой:

Источник

Валентина Сперантова

Биография

Уборщица тетя Глаша из комедии «Большая перемена» (1972), которую «бес попутал» дать звонок с урока раньше времени, знакома каждому поклоннику советского кинематографа. Исполнительница роли – Валентина Сперантова, народная артистка СССР.

сперанская актриса советского киноВалентина Сперантова в фильме «Большая перемена»

Ее фильмография состоит в основном из эпизодических ролей, но и их «народная бабушка» исполняла мастерски. Биография Сперантовой драматична, однако от этого не страдают комедийные образы.

Детство и юность

Валентина Александровна Сперантова, русская по национальности, родилась 11 (24) февраля 1904 года в Зарайске (сейчас — город в Московской области), в многодетной семье секретаря уездного съезда Александра Дмитриевича. Помимо девочки, родители воспитывали 8 детей.

сперанская актриса советского киноАктриса Валентина Сперантова

Юная Валя, помогая маме ухаживать за братьями и сестрами, занялась их творческим развитием. Она устраивала импровизированные спектакли для родственников и соседей, сама мастерила декорации из подручных материалов, шила из старой одежды костюмы.

Со временем тяга девочки к сцене заразила одноклассников, они стали помогать в «театре». Дети организовали драматический кружок, оживляли произведения Александра Пушкина и русские народные сказки. Одновременно Валентина выходила на подмостки любительского театра под руководством скульптора Анны Голубкиной.

сперанская актриса советского киноВалентина Сперантова в молодости

В 1918 году бойкую девочку заметил приезжий артист из Москвы. Он пригласил Сперантову в столицу, обещал помочь с поступлением в театральное училище, найти для нее жилье и работу. Доверчивую провинциалку ждало разочарование – слова молодого человека оказались пустым звуком. Одна в Москве, Валентина была готова вернуться домой, но заболела тифом.

За несколько недель, проведенных в больнице, девушка убедила себя остаться. Сперантова поступила в Высшие художественно-технические мастерские (ВХУТЕМАС), но, услышав о наборе в театральную студию «Молодые мастера», забрала документы. Валентина с первого раза стала учащейся заведения, которое сейчас носит название Российский институт театрального искусства (ГИТИС), и окончила его в 1925 году.

Театр и фильмы

Сразу после получения диплома артистка устроилась в Первый государственный театр для детей (сегодня – Московский театр юного зрителя). В молодости Валентина Сперантова переживала из-за внешности: невысокий рост (152 см при весе 44 кг), круглые глаза, непослушные волосы, но на сцене серая мышка превращалась в прекрасного лебедя.

сперанская актриса советского киноВалентина Сперантова в театре

Правда, девушка исполняла исключительно мужские роли: Джо Гарнер из «Тома Сойера» (1925), Мишка из «Ровесников» (1932), Том Кенти из одноименной пьесы Сергея Михалкова (1939). За травести-образы актрису прозвали «главным мальчишкой Советского Союза».

Однажды спектакль с участием Сперантовой посетил Бернард Шоу, ирландский драматург. Он невероятно удивился, когда узнал, что в образе мальчика – 30-летняя женщина. Иностранец попросил проводить его к Валентине за кулисы, а затем преклонил перед ней колено, поцеловал руку и поблагодарил за выступление.

сперанская актриса советского киноВалентина Сперантова в спектакле «Снежная королева»

В разгар Великой Отечественной войны, в 1942 году Валентина Александровна вступила в фронтовую бригаду – театральную труппу, которая выезжала со спектаклями в воинские части рабоче-крестьянской Красной Армии и военно-морского флота СССР. В 1944 году Сперантова присоединилась к коллективу Государственного центрального детского театра (сейчас – Российский академический молодежный театр).

Здесь над мужскими персонажами (Митя из «Дубровского» (1949), Чиполлино из «Приключений Чиполлино» (1955)) преобладали женские. Актриса исполнила роли Коробочки в «Мертвых душах» (1952), миссис Гарпер в «Томе Сойере» (1958), Феклы Ивановны в «Женитьбе» Николая Гоголя (1963). В спектакле «Снежная королева» Валентина Александровна успела примерить на себя образ и Кая, и Герды.

сперанская актриса советского киноВалентина Сперантова в студии звукозаписи

В детском театре Сперантова работала до самой смерти. В последнее десятилетие преимущественно исполняла роли бабушек и престарелых матерей, чем заслужила прозвище «Народная бабушка».

Театральная карьера не мешала Валентине Александровне заниматься озвучиванием для «Союзмультфильма». Ее голосами говорили Тимур в «Тимуре и его команде», Иртыш в «Бумбараше», Мальчиш-Кибальчиш в одноименной телесказке, персонажи мультфильмов «Дядя Степа», «Конек-Горбунок», «Золотая антилопа».

сперанская актриса советского киноВалентина Сперантова в фильме «Алеша Птицын вырабатывает характер»

В 1953 году Сперантова дебютировала в кино, снявшись в комедии «Алеша Птицын вырабатывает характер».

Образ Клавдии Васильевны Савиной из ленты «Шумный день» (1960) принес Сперантовой всенародную славу. Изначально министр культуры СССР Екатерина Фурцева отказалась пускать фильм в прокат из-за обилия оскорблений, худшее из которых – «дура», но партия встала на сторону режиссера Георгия Натансона. И не зря: за первые 2 месяца ленту посмотрели 18 млн зрителей, а Валентина Сперантова стала любимицей советских граждан.

сперанская актриса советского киноВалентина Сперантова в фильме «Шумный день»

Свою последнюю роль актриса сыграла в комедии «Четыре беспокойных дня в Кудиновке» (1978).

Талант Валентины Сперантовой удостоился высших государственных наград: заслуженная (1946) и народная артистка РСФСР (1950), народная артистка СССР (1970). За исполнение ролей в спектаклях «Звоните и приезжайте» и «Обратный адрес» по пьесам Анатолия Алексина получила Государственную премию РСФСР им. Н.К. Крупской (1974).

Личная жизнь

Актриса дважды выходила замуж. Первым возлюбленным стал строитель Николай Гусельников. В союзе родилась дочь Оксана. Спустя 10 лет брака Николая пригласили на заработки в Казахстан. К тому времени Валентина Александровна уже была известной артисткой, она не захотела покидать Москву. На новом месте Николай увлекся другой женщиной, и личная жизнь некогда любящих супругов сошла на нет.

сперанская актриса советского киноВалентина Сперантова и ее старшая дочь Оксана

Вторым мужем Сперантовой стал Михаил Никонов, бывший руководитель театра Мейерхольда. У них родилась дочь Наташа. Супруги прожили душа в душу около 30 лет, пока Никонов не скончался, не дожив до 55 лет. Потерю любимого человека Валентина Николаевна пережила с трудом.

Смерть

В 1970-х актрису начали мучить боли в сердце. Врачи рекомендовали снизить нагрузки, но она продолжала сниматься в кино, выходить на подмостки, работать на радио и преподавать в театральном училище им. Щепкина.

В декабре 1977 года состояние Сперантовой ухудшилось, женщина оказалась в больнице. Народной артистки СССР не стало 7 января 1978 года. Причина смерти – острый сердечный приступ.

Могила Сперантовой находится на Новодевичьем кладбище. Фото надгробия говорит о том, что Валентина Александровна и ее любящий супруг Михаил нашли покой в одной обители.

Источник

НЕСОСТОЯВШАЯСЯ ЖИЗНЬ И КАРЬЕРА ДОЧКИ АКТРИСЫ ВАЛЕНТИНЫ СПЕРАНТОВОЙ

Валентина Сперантова была актрисой Центрального детского театра, прославившись ролями мальчишек. В кино пришла поздно, но добилась популярности в фильмах «Шумный день», «Веселое волшебство», «Три дня в Москве». Главная ее визитная карточка – уборщица тетя Глаша из «Большой перемены».

Впрочем, я уже рассказывал о Сперантовой (ТРУДНЫЙ ПУТЬ МАЛЬЧИКА В БАБУШКИ), сейчас речь пойдет о ее несчастной младшей дочери. Та пошла по стопам матери в актрисы, но в жизненном итоге выбрала водку.

Наталью Валентина родила во втором браке, в 1940 году.

Дальше сработала династия, ведь большую часть времени Наташа проводила за театральными кулисами.

В школу-студию МХАТ поступила сразу по окончании 10 класса. Получив диплом, вошла в труппу Театра на Малой Бронной.

Дебютировала в кино небольшой ролью в фильме «Половодье», но кайфа от съемок не получила, решив, что в дальнейшем на первом месте будет для нее театр.

И в театре ей роли давали. Так Никонова сыграла Элли в «Волшебнике Изумрудного города», но что Элли (девочка и только), в 1967 Наташа получила роль поистине звездную: Нюшка в спектакле по актуальной тогда поэме Евтушенко «Братская ГЭС».

«Галя уехала; репетиции «Братской ГЭС»; он влюбился в актрису — снял зал ресторана. Свадьба — с фатою, с кликами «Горько!»; переезд к новой жене. Вернулась Галя. Он — заметался, из дома в дом. Два отравления: Галя и новая. Но обе (как почти все женщины) не досыпали порции «до нормы» — и остались живы. Почерневший Евт. возвратился восвояси».

Никонова вызывала у коллег не больно приятные чувства. В ходе «Братской ГЭС» она плясала на сцене босиком. Кто-то из актрис подкинул ей под выход толченое стекло. Спектакль остановили. Наталья перевязала рану и вновь вышла на сцену.

По любому разрыв с Евтушенко не пошел девушке на пользу, хотя по наклонной она покатилась несколько позже. В 1973 Наталья появилась в небольшой роли в одном из фильмов популярного цикла «Следствие ведут Знатоки». Мелькнула в телеспектакле «Всего несколько слов в честь господина де Мольера».

Алкоголь в жизни Никоновой появился еще при жизни матери. Сперантова тщетно боролась с увлечением дочери, помещая ее в клиники. Глухо. Пройдя курс реабилитации, Наталья вновь тянулась к бутылке. Она теряла роли в театре, последние годы ее держали там только из-за уважения к матери. Когда в 1978 году Сперантова умерла, Никонову тут же уволили.

Хуже всего, что место матери занял третий по счету муж, который Наталью не лечил, а пил с нею вместе. Зная образ жизни парочки можно удивиться не тому, что трагедия произошла, а тому, что она задержалась. 7 декабря 1996 года супруги сгорели в собственной квартире.

Источник

Валентина Сперантова: биография и личная жизнь

Актриса Валентина Сперантова практически никогда не получала главных ролей в кино. Однако каждая ее героиня, пусть и эпизодическая, была уникальна. Именно поэтому Валентина Александровна вполне заслуженно носила звание «всесоюзная бабушка». Как же складывалась судьба актрисы за кадром?

Родители актрисы

Родилась Сперантова Валентина Александровна в обычной многодетной семье зимой 1904 г. Отец семейства Сперантовых работал секретарем в уездном Съезде, а мать занималась домашним хозяйством и воспитывала девятерых детей.

сперанская актриса советского кино

Покормить столь большую семью было делом непростым, а после того, как Александр Сперантов умер в 1914 г., все эти заботы легли на плечи матери будущей актрисы. Однако этой героической женщине удалось создать в семье удивительно дружную атмосферу и, несмотря на тяжелые годы, дети росли счастливыми и добрыми.

Актриса Сперантова Валентина: биография ранних лет

После смерти отца все заботы о младших братьях и сестрах легли на Валюшу. Чтобы как-то развлечь их, девочка организовывала домашние представления во дворе. Она не только принимала участие в этих постановках, но и сама оформляла декорации (благо, у Валентины Сперантовой был талант к рисованию), а также перешивала старую одежду на костюмы для спектаклей.

На взрослую сцену талантливая девочка тоже попала очень рано. Дело в том, что в их родном городке Зарайске был небольшой любительский театр под руководством известного скульптора Анны Голубкиной. Среди актрис, игравших там, была и тетка Валентины, по материнской линии.

Однажды для постановки понадобился ребенок, и добрая тетя пригласила совсем юную Валю. Девочка прекрасно справилась с ролью и после этого начала грезить о карьере актрисы.

Учеба в гимназии и выбор профессии

Когда немного подросла, то попала в гимназию Валентина Сперантова. Дети, с которыми она училась, часто шли у бойкой девочки на поводу. Пользуясь этой властью, юная Валечка организовала собственный драмкружок.

Участвующие в нем гимназисты своими силами поставили водевиль «Танцующий кавалер», в котором девушке досталась самая неприглядная роль – дряхлого старика. Но Сперантова так блестяще исполнила ее, что была приглашена на роль Золушки в постановку Зарайского драматического театра.

После этого выдающегося случая стало ясно, что Валентине на роду написано стать актрисой.

Через тернии к сцене

Когда девочке исполнилось 14 лет, в Зарайск приехал какой-то московский артист. Увидев игру юной Вали, он предложил ей свою помощь в трудоустройстве в столице и оставил свои координаты.

Закончив учебу, решила воспользоваться предложением столичного гостя Сперантова Валентина. Актриса приехала в Москву и пришла по данному ей адресу, но оказалось, что ее знакомый сейчас не может ей ничем помочь.

Разочарованная девушка хотела было уехать домой, но неожиданно заразилась тифом и была вынуждена несколько месяцев лежать в столичной больнице. За это время она о многом поразмыслила и твердо решила отказаться от карьеры артистки.

Выздоровев, Сперантова подала документы в художественное училище ВХУТЕМАС и была успешно принята на первый курс. Почти 6 месяцев она старательно осваивала азы живописи и графики, но позже осознала, что не может без театра. Поэтому девушка ушла из училища и успешно сдала экзамены в театральную студию «Молодые мастера», на основе которой позже появился ГИТИС.

Проучившись в этом учебном заведении положенное количество лет, в 1925 г. Валентина Сперантова успешно сдала выпускные экзамены и занялась поиском работы.

«Вечный» мальчик

Бойкая молодая актриса благодаря своему росту и звонкому голосу прекрасно подходила на роли детей. Это и стало ее амплуа.

сперанская актриса советского кино

Поначалу ей доставались лишь второстепенные герои (Джо Гарнер в «Томе Сойере» и Нинка-Хромушка в «Кольке Ступине»). Но достаточно скоро уникальная способность Сперантовой создавать на сцене невероятно реалистичные персонажи была оценена зрителями и главным режиссером театра. Он мечтал дать актрисе главную роль в новой постановке, но судьба распорядилась иначе, Юрий Бонди скоропостижно скончался, так и не осуществив задуманного.

Пришедший на смену Бонди Григорий Рошаль относился к работе театра чрезмерно формально, поэтому при нем артистка практически не получала новых и интересных ролей.

К счастью для Сперантовой, в 1928 г. Рошаль покинул пост главного режиссера и актриса наконец-то получила главную роль мальчика Егорки в пьесе «Черный Яр». Ее игра была просто фантастической и практически вся Москва ходила на спектакли, в которых блистала Валентина Сперантова. Самые известные из них – это «Бежин луг» (Степок), «Том Кенти» (Том) и «Дом №5» (Ганька).

Однажды на пьесу со Сперантовой пришел известнейший ирландский драматург Бернард Шоу. Он был настолько восхищен игрой актрисы, что не сразу понял, что перед ним не мальчишка, а тридцатилетняя женщина. Однако узнав об этом, великий писатель стал перед ней на колени и поцеловал ей руку.

Первое замужество

В то время как в театре стала настоящей примой актриса Валентина Сперантова, личная жизнь ее пошла под откос. Несколькими годами ранее она вышла замуж за простого рабочего парня по имени Коля Гусельников.

сперанская актриса советского кино

Через некоторое время у молодых супругов родилась дочка Оксана и, казалось бы, чего еще желать. Но семейное счастье разрушила работа Гусельникова.

Дело в том, что он был строителем на ДнепроГЭС, а после того как проект был сдан, молодого специалиста направили в Казахстан. Николай хотел забрать с собою и жену с дочкой. Но находясь на пике популярности, не захотела уезжать из Москвы Валентина Сперантова. Личная жизнь ее из-за этого решения претерпела крах. Так как Гусельников, уехав в Караганду, в отместку жене нашел себе новую возлюбленную, и через несколько лет супруги официально оформили развод.

Сперантова Валентина (актриса): семья вторая

Однако судьба оказалась милостива к артистке, и в конце 30-х она снова вышла замуж. На этот раз ее избранник был из театральной среды и прекрасно понимал устремления жены. Новым мужем Сперантовой стал Михаил Никонов, ранее занимавший пост директора театра Мейерхольда.

В новом браке Валентина Сперантова родила малышку Наташу. Никонов самозабвенно заботился и о родной дочери, и о падчерице. Наконец-то актриса начала чувствовать себя по-настоящему счастливой, но внезапно грянула Великая Отечественная война.

сперанская актриса советского кино

В эти страшные для всего мира годы артистка оставила детский театр и вместе с супругом устроилась в фронтовой театр ВТО. Дочерей же она отправила в эвакуацию под Пермь.

Ближе к концу войны, в 1944 г., оставила работу в фронтовом и устроилась в Государственный центральный детский театр Сперантова Валентина.

В те же годы счастливому семейству улыбнулась удача – им выделили шикарную трехкомнатную квартиру с отдельным выходом, что было настоящей роскошью. Сперантова с мужем устраивали там приемы для друзей и родственников. Обстановка в квартире была небогатой, но невероятно уютной, ведь дизайном занималась сама актриса, а вкус у нее был отличный.

Провальный Чиполлино и новое амплуа

Как бы ни молодилась Валентина Александровна, но годы брали свое, и в 1955 г. в спектакле «Приключения Чиполлино» она с треском провалилась. Нет, она как всегда отлично сыграла свою роль, юным зрителям понравилось ее исполнение. Вот только они заметили, что перед ними взрослая женщина, а не юный мальчишка-проказник.

сперанская актриса советского кино

Поначалу Сперантовой это показалось скучным, но постепенно она втянулась и научилась, со свойственной ей глубиной, придавать каждой своей героини особую изюминку. Теперь ее персонажами стали задорные старушки и сказочные волшебницы. Казалось, больше актрисе никогда не придется играть детей, но судьба сделала для нее подарок.

Сперантова – актриса озвучки

Еще незабвенные Ильф и Петров отмечали, что голос женщины – это единственное, что не меняется в ней с годами. Именно эта особенность помогла Валентине Александровне в 1947 г. получить приглашение от «Союзмультфильма» озвучить Иванушку-дурачка в мультфильме «Конек-горбунок».

сперанская актриса советского кино

Эта роль стала началом многолетней карьеры Сперантовой в качестве актрисы озвучки. Несмотря на свой довольно пожилой возраст, не позволяющий играть детей на сцене, она озвучивала многих любимых всеми героев мультфильмов.

Ее голосом говорил и Мальчиш-Кибальчиш, и добрый парнишка из «Золотой антилопы», и Нильс из «Заколдованного мальчика», и пионер из «Пети и Красной Шапочки», и еще многие другие герои.

Первые роли в кино

«Всесоюзная бабушка»

Всего снялась в 25 кинолентах Валентина Сперантова. Фильмы с ее участием (даже если они и были посредственными) всегда отличались от других. Иногда зрители приходили в кинотеатр просто для того, чтобы посмотреть на Сперантову, которая играла всего в одном эпизоде.

Несмотря на разнообразность, все персонажи актрисы просто-таки излучали тепло и доброту. Со всей страны Валентине Александровне шли письма от молодых поклонников, которые называли ее «всесоюзной бабушкой». А для старшего поколения артистка стала своеобразным эталоном, к которому нужно стремиться.

сперанская актриса советского кино

Среди наиболее известных кинокартин с участием Сперантовой – «Веселое волшебство» (Акулина Ивановна), «Последний месяц осени» (мама), «Любушка» (экономка), «Письмо из юности» (кузнец) и, конечно же, неподражаемая «Большая перемена», в которой она сыграла тетю Глашу.

Последние годы актрисы

Конец 60-х принес в семью Валентины Сперантовой горе – умер ее муж, который на протяжении тридцати лет был ее верным спутником по жизни.

В профессии же у актрисы все было отлично. Одно за другим ей присуждали самые почетные звания страны. Она стала Народной артисткой РСФСР и СССР, была удостоена премии имени Крупской, орденов «Трудового Красного Знамени» и «Знака Почета», а также различных медалей.

сперанская актриса советского кино

Как в кино, так и в театре она была невероятно востребованной, а также немного преподавала в Щепкинском театральном училище.

Однако к средине 70-х у Сперантовой начались проблемы с сердцем. Несмотря на то что она снизила нагрузки и активно оздоравливалась, ее состояние ухудшалось. В конце 1977 г. актриса попала в больницу, где и, встретив Новый год, умерла 7 января.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *