Препарат в дефектуре что значит
Дефектура лекарственных препаратов
Полнота ассортимента — важный фактор, который влияет на лояльность и удовлетворенность клиентов фармацевтической организации, прибыльность аптеки в целом. Возникновение дефектуры может негативно повлиять на показатели продаж, а также в некоторых случаях стать причиной недовольства покупателей.
Дефектура — это понятие, которое отражает отсутствие в аптечной организации товаров, необходимых покупателям.
Можно выделить несколько видов дефектуры:
Работа с дефектурой предполагает организацию контроля наличия лекарственных средств в аптеке, оценку запросов посетителей и своевременный заказ недостающих позиций.
Почему может возникать дефектура?
Есть внешние и внутренние причины возникновения дефектуры. К внешним причинам относятся факторы, вызванные воздействием извне, на которые сотрудники аптеки никак не могут повлиять. В качестве примера можно привести брак серий лекарственных препаратов, ограничения на ввоз в Россию иностранных лекарств, перерегистрацию и так далее.
Пример: введение новой системы маркировки создало дефицит многих лекарств на рынке в целом.
Внутренние причины вызваны ошибками в работе сотрудников аптеки. Обычно они связаны с недостаточным пониманием потребностей покупателей или с недоработками управления ассортиментом. В эту группу входят ошибки в поддержании достаточного запаса лекарственных препаратов или ошибки в системе заказа, игнорирование запросов клиентов.
Пример: покупатели часто спрашивают препарат, отсутствующий в ассортименте, а сотрудники аптечной организации не вносят его в список для заказа.
Важно понимать, что современный ассортимент препаратов может включать сотни тысяч наименований. По этой причине далеко не все лекарства, которые может запрашивать покупатель, могут быть представлены в розничной продаже. Из-за этого нулевая дефектура принципе не может быть представлена.
Почему важно отслеживать дефектуру в аптеке?
Отсутствие или неправильный учёт дефектуры может:
Проработка этих моментов может повысить удовлетворенность посетителей и увеличить прибыльность аптеки.
Как работать с дефектурой?
Прежде всего, важно следить за обстановкой на фармацевтическом рынке в целом. Иногда препарат отсутствует из-за глобальных причин, не связанных с аптекой. В этом случае важно мягко объяснить ситуацию покупателям и, при возможности, предложить альтернативу.
Пример: в разгар пандемии в 2020 году из ассортимента многих аптек пропали некоторые антибиотики, которые наиболее часто назначались врачами. У многих клиентов это вызывало негативную реакцию, особенно в условиях сильного эмоционального напряжения.
Дефектуру препаратов следует тщательно фиксировать в специальных программах или журнале учёта дефектуры. Они помогут оперативно определять и «закрывать» отсутствующие позиции. Если лекарственный препарат отсутствует в ассортименте по причине отсутствия поставщиков, журнал дефектуры поможет это определить и снять ответственность за это с работников.
При анализе дефектуры будет полезен АВС-анализ, в основе которого лежит принцип Парето: 20% товаров дают 80% прибыли аптеки. Для этого товарные запасы нужно разделить на три группы:
Важно полностью исключить отсутствие в ассортименте товаров группы А! Возможно эпизодическое отсутствие товаров из группы В, допустима дефектура товаров из группы С. В среднем оптимальный объем товарных позиций насчитывает 2 000-3 000 наименований.
Отдельно следует обратить внимание на дефектуру товаров, которые оцениваются по количеству проданных упаковок. К ним относится цитрамон, анальгин, валидол и другие, которые в среднестатистической аптеке покупают до 1 000 раз в месяц. Если каждый день 20-30 покупателей не смогут их приобрести, это может негативно сказаться на товарообороте и репутации аптеки.
Работая с дефектурой важно следить за причинами её возникновения, выявлять особенности проявления и корректировать процесс пополнения ассортимента. Сначала следует проанализировать причины и вид дефектуры, определить оптимальный метод её борьбы.
Пример: в аптеке отсутствует новый популярный спрей от насморка, который часто спрашивают покупатели. В результате анализа можно выявить, что это локальная дефектура, вызванная внутренними причинами — фармацевты не фиксировали запросы и не заказали товар у поставщика. Решение: добавить дефектурную позицию в следующий заказ.
Несколько слов в заключение
Сегодня дефектура препаратов может быть вызвана множеством причин, в том числе сложностями с регистрацией и перерегистрацией лекарств, введением новых правил проведения клинических исследований, изменением таможенного законодательства.
Отслеживание изменений фармацевтического рынка и общение с дистрибьюторами помогает заранее узнать о возможном дефиците конкретных препаратов и создать запас товара.
Однако не всегда получается создать достаточный запас дефицитных лекарств, поэтому важно научить фармацевтов обрабатывать запросы недостающих лекарств, например, предлагая их аналоги. В этом важную роль играет профессионализм специалистов аптеки и их умение работать с покупателями. Грамотная рекомендация и замена недостающих препаратов позволит аптеке уменьшить убытки, вызванные дефектурой, и повысить лояльность клиентов.
Их больше нет с нами
Их больше нет с нами
Отсутствие необходимого лекарственного препарата в ассортименте аптеки ведёт к потере клиента, а значит и к потере выручки. Чтобы грамотно оценивать потребности покупателей и ситуацию на рынке, сотрудникам аптек необходимо тщательно следить за дефектурой лекарственных средств. Сегодня мы расскажем о причинах дефектуры, а также о методике её учёта в аптеке — это поможет первостольникам верно отвечать на вопросы потребителей, а также соблюдать фармпорядок.
Что такое дефектура?
Под дефектурой понимают отсутствие каких‑либо определённых лекарственных препаратов в аптеке. При этом препарат может отсутствовать только в аптеке (в таком случае это «локальная дефектура») или может отсутствовать в ассортименте региональных оптовых поставщиков («региональная дефектура»). Если же ЛС полностью отсутствует в обороте, например, по причине снятия с производства, то это называется «глобальной дефектурой».
Почему возникает дефектура?
Причин для отсутствия лекарственных средств в ассортименте может быть очень много. Начиная от простого решения не заказывать определённые ЛС у поставщика и заканчивая отменой регистрации препарата из‑за его нерентабельности. Можно выделить следующие основные причины дефектуры:
Например, такая ситуация сложилась с антибиотиками в прошлом году в самом начале пандемии коронавирусной инфекции. Антибактериальные препараты практически исчезли из ассортимента, поскольку в аптеках их раскупили для «борьбы с вирусом» и самолечения, а новые поставки от производителей шли напрямую в медицинские учреждения, которые принимали всё новых заболевших. В итоге дефицит антибиотиков сформировался и в рознице, и у оптовиков.
Иногда производство или импорт каких‑либо препаратов приостанавливается по техническим причинам. В частности, нередко производители переоснащают завод новым оборудованием, чтобы в будущем увеличить его мощности. Например, такая ситуация произошла несколько лет назад с антигельминтным средством «Бильтрицид» и препаратом «Сермион».
Ещё одна причина для временной остановки производства может заключаться в дефиците фармацевтической субстанции для изготовления конкретного ЛС. Так, в 2019 году из‑за этого были временно прекращены поставки в Россию антикоагулянта «Вессел Дуэ Ф».
Также в некоторых случаях производители просто прекращают производство определённых ЛС по собственным экономическим соображениям. Компания ООО «Бристол-Майерс Сквибб» два года назад прекратила производство антиретровирусных препаратов «Видекс» и «Зерит», поскольку эти ЛС перестали считаться первой линией лечения ВИЧ из‑за появления на рынке новых, более эффективных и лучше переносимых аналогов. Кроме этого, ранее компания «МСД Фармасьютикалс» прекратила выпуск лютеинизирующего лекарственного средства «Прегнил» в связи с наличием большого количество аналогов для терапии его показаний к применению.
Несмотря на то, что зачастую производители прекращают производство устаревших или потерявших актуальность лекарственных препаратов, это не означает, что новейшие методы лечения и современные аналоги известны всем лечащим врачам. Из-за этого в аптеку может прийти человек с рецептом на препарат, который уже давно снят с производства. Медицинский работник об этом может попросту не знать.
В качестве примера можно привести препараты с фуросемидом, которые оказались на грани дефицита в прошлом году. Поскольку препарат включён в ЖНВЛП, то цена на него регулируется государством. При этом стоимость одной упаковки раствора ЛС с 10 ампулами колеблется от 15 до 50 рублей в зависимости от наличия в упаковке ножа для вскрытия ампул. Таким образом, учитывая инфляцию и изменения курса валют при импорте фармацевтических субстанций и других компонентов, затраты на производство препарата значительно превышают возможную прибыль.
В случае нерентабельности производства Минздрав может предложить производителю перерегистрировать отпускную цену на препарат, чтобы не допустить его исчезновения. Новая стоимость ЛС должна получить согласование в Федеральной антимонопольной службе, поэтому на время этого процесса препарат может пропасть с рынка.
Кто должен следить за дефектурой?
Согласно Постановлению Правительства от 31 октября 2020 г. № 1771, отслеживанием дефектуры на рынке занимается Росздравнадзор. Ведомство на основе данных из автоматизированной информационной системы о введении лекарственных средств в оборот, а также информации из Минздрава и других субъектов обращения ЛС, проводит мониторинг наличия лекарственных препаратов в обороте. Если в течение полугода количество поступивших в оборот упаковок какого‑либо ЛС снизится на 30 % или более, то ведомство направит производителю запрос о планируемых объёмах выпуска этого препарата, а также подготовит для Минздрава сведения о причинах и последствиях его дефицита и возможной замене препарата на аналог. Министерство в свою очередь, после обращения Росздравнадзора может предложить производителю регистрацию цены в сторону увеличения, если, например, снижение поставок связано с нерентабельностью производства.
Зачем аптеке вести учёт дефектуры?
В первую очередь, отслеживание локальной дефектуры в аптечной организации поможет удовлетворить все потребности покупателей, а значит — увеличить прибыль. Если аптека своевременно будет заказывать отсутствующие ЛС, пользующиеся спросом, то не только не потеряет своих клиентов, которые пойдут искать нужный препарат в другом месте, но и приобретёт новых.
Во-вторых, согласно Правилам надлежащей аптечной практики (приказ Минздрава от 31 августа 2016 г. № 647н), в аптечных организациях обязательно наличие журнала учёта дефектуры. Его отсутствие может быть расценено проверяющими как грубое нарушение лицензионных требований.
Как вести журнал учёта дефектуры?
К сожалению, правила и форма ведения журнала учёта дефектуры в настоящий момент не регламентированы ни одним нормативным документом. И разработка такого документа не предвидится. Наоборот, Минздрав каждый раз представляя проект поправок в приказ № 647н, предлагает исключить требование о ведении этого журнала. Однако, пока эти поправки не будут утверждены официально, аптекам всё‑таки нужно вести журнал учёта дефектуры.
Форму журнала аптека должна выбрать самостоятельно и утвердить в соответствующем СОПе. Напомним, что согласно Надлежащей аптечной практике, этот журнал можно вести в электронном виде.
Предполагается, что в журнале должны быть графы с датой, наименованием отсутствующего ЛС, а также с датой ожидаемого поступления и указанием поставщика. Кроме этого, туда можно добавить графу с датой фактического поступления препарата в аптеку.
Помните, что отслеживание дефектуры поможет аптеке точно понимать потребности, возникающие у покупателей, и своевременно адаптировать собственный ассортимент для соответствия запросам рынка? При этом дефектура в аптеке требует анализа. Например, если покупатели спрашивают какой‑либо специфический препарат, то это не означает, что надо торопиться заказывать его у поставщика. А вот если растёт спрос на популярные позиции, тем более на безрецептурные ЛС, закончившиеся в ассортименте, то в этом случае следует проявить активность — пока запасы этого препарата ещё есть на складах производителей и оптовиков. Также будет полезно отслеживать раздел информационных писем на сайте Росздравнадзора. В редких случаях, когда какое‑либо ЛС находится на грани дефицита, ведомство публикует об этом информацию от производителя с описанием возможной даты возвращения препарата в оборот.
Дефектура в аптеке: зона убытков и возможностей
Дефектура (лат. defectus — убывание, недостаток) — понятие, означающее отсутствие в аптечном учреждении необходимых товаров, в первую очередь лекарственных средств, которые были указаны в прайсе аптеки, в городской справке или просто востребованы покупателями. Этот термин не случайно применяется только в отношении фармации, поскольку именно в нем проявляется разница между фармацевтическим бизнесом и обычной розничной торговлей.
В отличие от большинства товаров и услуг, доступность которых для покупателей не является чем-то действительно необходимым, медико-фармацевтическое обеспечение населения определяет качество жизни, а отсутствие того или иного лекарства иногда означает невозможность вылечить больного человека. Поэтому, кстати, понятие дефектуры нередко используется и в более широком смысле, означая отсутствие лекарства не только в конкретной аптеке или аптечной сети (локальная дефектура), но и на уровне региона (региональная дефектура), или даже страны и мира (глобальная дефектура, подразумевающая, что препарат, на который существует спрос, либо отсутствует в стране, либо в принципе снят с производства). Важность учета дефектуры для аптечных организаций обусловлена сразу двумя факторами: медико-социальным (о нем фактически сказано выше) и рыночным. Рыночное значение дефектуры состоит в том, что она является одним из маркеров наличия на рынке неудовлетворенного спроса и должна быть для аптечной организации основанием для обновления и совершенствования ассортимента. Игнорирование наличия дефектуры приводит к ошибкам в формировании аптечного ассортимента и появлении на рынке неудовлетворенного спроса, который в конечном итоге может привести к потере покупателей: в конце концов «свято место пусто не бывает» и рано или поздно потребитель найдет необходимый ему препарат в другой аптеке. А найдя, вполне возможно, продолжит в нее ходить и за другими покупками. Именно поэтому в корне неправильно исходить из предположения, что к дефектуре не могут относиться товары, которых нет и никогда не было в нашем прайс-листе. Любой неудовлетворенный спрос — это дефектура, а дефектура — это рыночное окно, которое может либо расширить, либо сузить рыночную нишу.
Человеческий фактор
Для учета используется «Журнал учета дефектур», который может вестись как в бумажной, так и в электронной форме. Стоит отметить, что, хотя сегодня многие специалисты считают, что бумажные журналы учета дефектур являются пережитком прошлого, что они неэффективны и с внедрением систем автоматизации аптечного бизнеса, позволяющих автоматически выявлять дефектуру, смысл их полностью утерян, на практике ведение таких журналов может быть очень полезно. Действительно, системы автоматизации существенно облегчают жизнь заведующего аптекой, в частности и в вопросах выявления дефектуры, тем более что на практике в большинстве аптечных организаций, в которых еще существуют бумажные журналы учета дефектур, персонал забывает (а вернее — просто игнорирует) о своей обязанности вносить данные о неудовлетворенных запросах покупателей. Однако не стоит забывать, что любая система автоматизации, даже самая совершенная, не является заменой квалифицированного первостольника, который может полноценно опросить потребителя, установить точное наименование препарата или его заменителей, предоставить потенциальному покупателю первичную консультацию о целесообразности приобретения именно этого медикамента и т.д. Такие действия позволяют избежать брендовой и дженериковой дефектур и минимизируют потенциальное снижение объема продаж. Ведение журналов учета дефектур позволяет не только получить информацию о выявленных «дырах» в ассортименте, что дает возможность повысить конкурентоспособность аптеки, но и является одним из параметров оценки работы первостольников — насколько они серьезно относятся к запросам посетителей аптеки и к своим обязанностям.
Понятно, как АВС
Причины возникновения дефектуры в аптеке могут носить как внешний, так и внутренний характер. В качестве внешних причин может выступать перерегистрация препарата, ограничения на ввоз в Россию препарата иностранного производства, брак серий и т.д. Внутренние причины, как правило, состоят либо в недостаточном знании потребностей посетителей, либо в несовершенстве системы управления ассортиментом, в частности, это ошибки в системе заказа товара, поддержании достаточного запаса и т.д. Учитывая, что современный аптечный ассортимент включает сотни тысяч наименований и далеко не все препараты, которые может спросить в аптеке покупатель, в принципе представлены в российской аптечной рознице, необходимо изначально предполагать, что нулевая дефектура в природе не существует. Поэтому, говоря о борьбе с дефектурой, мы должны исходить из задачи уменьшения дефектуры до минимально допустимых и экономически обоснованных норм, а вовсе не об удовлетворении спроса на 100%. Большинство аптек сегодня уже проводит регулярный АВС-анализ товарных запасов, и именно он является отправной точкой в определении приоритетов в борьбе с дефектурой. Суть анализа такова: дефектура является недопустимой для товаров, относящихся к группе А, нежелательной в отношении товаров, попадающих в группу В, и возможной для товаров группы С.
Их больше нет с нами
Отвечаем на самые распространённые вопросы о дефектуре лекарственных препаратов в аптеке
Отсутствие необходимого лекарственного препарата в ассортименте аптеки ведёт к потере клиента, а значит и к потере выручки. Чтобы грамотно оценивать потребности покупателей и ситуацию на рынке, сотрудникам аптек необходимо тщательно следить за дефектурой лекарственных средств. Сегодня мы расскажем о причинах дефектуры, а также о методике её учёта в аптеке — это поможет первостольникам верно отвечать на вопросы потребителей, а также соблюдать фармпорядок.
Что такое дефектура?
Под дефектурой понимают отсутствие каких‑либо определённых лекарственных препаратов в аптеке. При этом препарат может отсутствовать только в аптеке (в таком случае это «локальная дефектура») или может отсутствовать в ассортименте региональных оптовых поставщиков («региональная дефектура»). Если же ЛС полностью отсутствует в обороте, например, по причине снятия с производства, то это называется «глобальной дефектурой».
Почему возникает дефектура?
Причин для отсутствия лекарственных средств в ассортименте может быть очень много. Начиная от простого решения не заказывать определённые ЛС у поставщика и заканчивая отменой регистрации препарата из‑за его нерентабельности. Можно выделить следующие основные причины дефектуры:
Например, такая ситуация сложилась с антибиотиками в прошлом году в самом начале пандемии коронавирусной инфекции. Антибактериальные препараты практически исчезли из ассортимента, поскольку в аптеках их раскупили для «борьбы с вирусом» и самолечения, а новые поставки от производителей шли напрямую в медицинские учреждения, которые принимали всё новых заболевших. В итоге дефицит антибиотиков сформировался и в рознице, и у оптовиков.
Иногда производство или импорт каких‑либо препаратов приостанавливается по техническим причинам. В частности, нередко производители переоснащают завод новым оборудованием, чтобы в будущем увеличить его мощности. Например, такая ситуация произошла несколько лет назад с антигельминтным средством «Бильтрицид» и препаратом «Сермион».
Ещё одна причина для временной остановки производства может заключаться в дефиците фармацевтической субстанции для изготовления конкретного ЛС. Так, в 2019 году из‑за этого были временно прекращены поставки в Россию антикоагулянта «Вессел Дуэ Ф».
Также в некоторых случаях производители просто прекращают производство определённых ЛС по собственным экономическим соображениям. Компания ООО «Бристол-Майерс Сквибб» два года назад прекратила производство антиретровирусных препаратов «Видекс» и «Зерит», поскольку эти ЛС перестали считаться первой линией лечения ВИЧ из‑за появления на рынке новых, более эффективных и лучше переносимых аналогов. Кроме этого, ранее компания «МСД Фармасьютикалс» прекратила выпуск лютеинизирующего лекарственного средства «Прегнил» в связи с наличием большого количество аналогов для терапии его показаний к применению.
Несмотря на то, что зачастую производители прекращают производство устаревших или потерявших актуальность лекарственных препаратов, это не означает, что новейшие методы лечения и современные аналоги известны всем лечащим врачам. Из-за этого в аптеку может прийти человек с рецептом на препарат, который уже давно снят с производства. Медицинский работник об этом может попросту не знать.
В качестве примера можно привести препараты с фуросемидом, которые оказались на грани дефицита в прошлом году. Поскольку препарат включён в ЖНВЛП, то цена на него регулируется государством. При этом стоимость одной упаковки раствора ЛС с 10 ампулами колеблется от 15 до 50 рублей в зависимости от наличия в упаковке ножа для вскрытия ампул. Таким образом, учитывая инфляцию и изменения курса валют при импорте фармацевтических субстанций и других компонентов, затраты на производство препарата значительно превышают возможную прибыль.
В случае нерентабельности производства Минздрав может предложить производителю перерегистрировать отпускную цену на препарат, чтобы не допустить его исчезновения. Новая стоимость ЛС должна получить согласование в Федеральной антимонопольной службе, поэтому на время этого процесса препарат может пропасть с рынка.
Кто должен следить за дефектурой?
Согласно Постановлению Правительства от 31 октября 2020 г. № 1771, отслеживанием дефектуры на рынке занимается Росздравнадзор. Ведомство на основе данных из автоматизированной информационной системы о введении лекарственных средств в оборот, а также информации из Минздрава и других субъектов обращения ЛС, проводит мониторинг наличия лекарственных препаратов в обороте. Если в течение полугода количество поступивших в оборот упаковок какого‑либо ЛС снизится на 30 % или более, то ведомство направит производителю запрос о планируемых объёмах выпуска этого препарата, а также подготовит для Минздрава сведения о причинах и последствиях его дефицита и возможной замене препарата на аналог. Министерство в свою очередь, после обращения Росздравнадзора может предложить производителю регистрацию цены в сторону увеличения, если, например, снижение поставок связано с нерентабельностью производства.
Зачем аптеке вести учёт дефектуры?
В первую очередь, отслеживание локальной дефектуры в аптечной организации поможет удовлетворить все потребности покупателей, а значит — увеличить прибыль. Если аптека своевременно будет заказывать отсутствующие ЛС, пользующиеся спросом, то не только не потеряет своих клиентов, которые пойдут искать нужный препарат в другом месте, но и приобретёт новых.
Во-вторых, согласно Правилам надлежащей аптечной практики (приказ Минздрава от 31 августа 2016 г. № 647н), в аптечных организациях обязательно наличие журнала учёта дефектуры. Его отсутствие может быть расценено проверяющими как грубое нарушение лицензионных требований.
Как вести журнал учёта дефектуры?
К сожалению, правила и форма ведения журнала учёта дефектуры в настоящий момент не регламентированы ни одним нормативным документом. И разработка такого документа не предвидится. Наоборот, Минздрав каждый раз представляя проект поправок в приказ № 647н, предлагает исключить требование о ведении этого журнала. Однако, пока эти поправки не будут утверждены официально, аптекам всё‑таки нужно вести журнал учёта дефектуры.
Форму журнала аптека должна выбрать самостоятельно и утвердить в соответствующем СОПе. Напомним, что согласно Надлежащей аптечной практике, этот журнал можно вести в электронном виде.
Предполагается, что в журнале должны быть графы с датой, наименованием отсутствующего ЛС, а также с датой ожидаемого поступления и указанием поставщика. Кроме этого, туда можно добавить графу с датой фактического поступления препарата в аптеку.
Помните, что отслеживание дефектуры поможет аптеке точно понимать потребности, возникающие у покупателей, и своевременно адаптировать собственный ассортимент для соответствия запросам рынка? При этом дефектура в аптеке требует анализа. Например, если покупатели спрашивают какой‑либо специфический препарат, то это не означает, что надо торопиться заказывать его у поставщика. А вот если растёт спрос на популярные позиции, тем более на безрецептурные ЛС, закончившиеся в ассортименте, то в этом случае следует проявить активность — пока запасы этого препарата ещё есть на складах производителей и оптовиков. Также будет полезно отслеживать раздел информационных писем на сайте Росздравнадзора. В редких случаях, когда какое‑либо ЛС находится на грани дефицита, ведомство публикует об этом информацию от производителя с описанием возможной даты возвращения препарата в оборот.
Нашли ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.