спектакль спешите делать добро актеры
Спектакль спешите делать добро актеры
Фильм-спектакль Московского театра «Современник». Пьеса М. Рощина
Долгие годы сотрудничает театр «Современник» с драматургом Михаилом Рощиным. Театру близка его писательская манера, его понимание насущных проблем современного общества. В его пьесах театр видит подлинную жизнь, достоверные характеры, точное знание быта.
Основную проблему своей пьесы «Спешите делать добро» драматург вынес в заголовок.
— Спешите делать добро, спешите, пока не поздно, а взявшись за доброе дело, доводите его до конца, не уступая чужому недоверию, собственному малодушию и эгоизму, — говорит нам автор.
Вместе с ним театр «Современник» исследует в спектакле важную нравственную проблему, которую можно определить словами: ответственность доброты.
Г. ВОЛЧЕК: «Вопросы эти показались театру настолько значительными, что он решил не замыкать события в рамки частного случая, описанного в пьесе, а представить спектакль как диспут о добре. Участниками этого диспута об ответственности, которая ложится на человека, совершившего добрый поступок, становятся зрители.
Такое решение определило и форму спектакля.
Спешите делать добро театр играет открытым приемом: актеры перевоплощаются в своих героев на глазах у зрителей, а в самые драматические моменты действия исполнители садятся на скамью, что стоит в центре сцены, чтобы со стороны, сурово оценить поступки своих героев».
Что же происходит в пьесе М. Рощина?
Инженер Мякишев (И. Кваша), мужчина лет под сорок, возвращается из служебной командировки с девочкой из неблагополучной семьи, которую спас от самоубийства. На этот шаг Оля (так зовут девочку) решается от одиночества, от горького сознания, что она помеха для своих близких.
Итак, Оля (М. Неелова) — в Москве. Жена Мякишева — Зоя (А. Покровская), женщина деловая и не очень добрая, удивлена поступком мужа. Ее сестра Аня (Л. Крылова) занята этим событием чисто внешне, друг Мякишева Горелов (В. Гафт) предрекает ему, что эта затея ничем хорошим не кончится. Обсуждают на все лады поступок Мякишева соседи и сослуживцы. А на фоне этого раскрывается перед зрителями полная драматизма судьба Оли.
Сначала в доме Мякишевых Оля преображается. Из запуганного зверька она превращается в веселую щебетунью с огромным запасом добра в сердце. Но вот, уловив настроение в семье, увидев, что в ней кончается мир, Оля принимает решение, которое под силу только взрослому человеку…
Всякий поступок, говорит драматург, не только первый импульсивный шаг. Это длительное действие, в которое включены и способность отвечать за него, и способность не предать себя н других.
Вот этого-то и не сделали Мякишевы. Капитуляция перед теми, кто начал вмешиваться в их жизнь, их человеческая несостоятельность сделали свое дело.
Театр изменил финал пьесы. У М. Рощина Оля возвращается к родным. Театр усилил драму, он оставил зрителя в неведении о ее дальнейшей судьбе…
Спешите делать добро — сказал театр и добавил: но делайте это до конца.
Ничего нельзя поправить — сурово говорит фильм-спектакль «Спешите делать добро». Не могут Мякишевы вернуть в свой дом девочку, наделенную нравственным чутьем, которое не приобретается образованием и жизненным опытом…
После просмотра нашего фильма-спектакля, который, сохранив прием театра, усилил его публицистическое звучание, мы просим вас, товарищи зрители, как бы подвести итог этого диспута о добре. Ведь наш фильм-спектакль не кончается точкой, а скорее многоточием. И здесь есть над чем подумать каждому.
Фильм-спектакль «Спешите делать добро» снимали режиссер-постановщик Галина Волчек, оператор-постановщик Александр Шапорин, кинорежиссер Майя Маркова, звукорежиссер Инна Истягина.
И. Лебедева
6-08-1986
«Говорит и показывает Москва»
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Музыка
—Интересы
—Друзья
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
Спешите делать добро. Телеспектакль. Реж. Г.Волчек
Телеспектакль «Спешите делать добро» 1982 г. По пьесе Михаила Рощина. Спектакль Московского театра «Современник».
О девочке-подростке с трудной судьбой, волею случая попавшей в чужую семью, и сложных отношениях с приютившими ее людьми.
В ролях: Игорь Кваша, Лия Ахеджакова, Валентин Гафт, Алла Покровская, Нина Дорошина, Марина Неелова, Людмила Крылова, Валерий Хлевинский, О. Уразбахтин, Н. Каташева, Галина Коваленко, Е. Суворов, Борис Сморчков.
Режиссер: Галина Волчек.
Роль подростка Оли играет Марина Неелова. Для меня она была лучшей в спектакле (может потому что я люблю эту актрису. )
Про увиденное хочу сказать: «Сюжет несовременен, но истина стара и актуальна на сегодняшний день»
Для тех, кто хотел бы послушать радиоверсию этого спектакля.
Рубрики: | ***КИНОЗАЛ***/Спектакли |
Метки: волчек неелова кваша театр современник телеспектакль ахеждакова
Процитировано 2 раз
Понравилось: 1 пользователю
Спектакль спешите делать добро актеры
Заметки о новых спектаклях театра «Современник»
Пафос пьесы «Спешите делать добро» — тоже в активном утверждении доброты, способной противостоять не только войне и ненависти, но и просто размагничивающей обыденности. Драматическую историю о том, как московский инженер Мякишев привез домой из командировки девочку из трудной семьи, пятнадцатилетнюю Олю Соленцову, пытавшуюся броситься под поезд в северном поселке, и о цепи семейных неурядиц, сплетен и неприятностей, которые Мякишеву пришлось претерпеть из-за своего благородного поступка, драматург Михаил Рощин рассказал неторопливо, со множеством житейских деталей и подробностей. Но сквозь них проглядывает и некая четкая «школьная» назидательность.
Режиссер Галина Волчек сознательно пошла на её театральное выявление, на синтез достоверности и публицистичности. На сцене — длинная скамья, на которую в наиболее драматические моменты действия садятся артисты, чтобы со стороны — сурово и требовательно — оценить поступки своих героев, вглядеться в зрительный зал, желая найти в нем единомышленников. Спектакль и начинается с этой мизансцены: М. Неелова, А. Покровская, Л. Ахеджакова, Е. Маркова. Н. Дорошина, И. Кваша, В. Гафт, В. Хлевинский собираются здесь, на скамье, чтобы затем разыграть зрителям некую житейскую притчу, должную вызвать сопереживание и размышление. Начав рассказывать, они как бы втянутся в сочиненный драматургом сюжет, перевоплотятся в персонажей настолько, что им не просто будет возвращаться к условной манере повествования. И вовсе не обязательной, скорее запоздалой данью моде покажется демонстрация театральной кухни, когда на глазах у зрителей актеры театра будут «творить» шумовое оформление спектакля.
Притча будет притягивать к себе напряженным спором Мякишева (И. Кваша) и Горелова (В. Гафт), альтруиста и эгоиста, идеалиста и практика, в котором для нас, зрителей, утвердит свою правоту идеалист, чьи идеалы все-таки обладают способностью преображать окружающих его людей. И Оля М. Нееловой с сибирским говорком, по-деревенски суетливая, угловатая девушка-подросток не будет лишь аргументом в их споре. Актриса «на городские роли», бесстрашно открывающая внутренний мир юных интеллигенток, обнаженными нервами воспринимающих мир, вместе с Г. Волчек познает иной, деревенский характер, по-особому чувствительный, со своей психологией и динамикой поведения.
В тепле мякишевского дома, этот напряженный, как струнка, «гадкий утенок» расслабится и преобразится. Для Неёловой, для всего спектакля в целом очень важно преображение её героини, вызванной великой силой добра и понимания. И другие персонажи спектакля войдут в спор как живые люди со своими достоинствами и недостатками, заботами, мечтами. Актеры будут играть по-разному: сосредоточенно и лаконично, как А. Покровская, Л. Иванова, Е. Маркова, В. Хлевинский, острохарактерно, как Л. Ахеджакова, с комедийным перебором, к сожалению, повторяющимся у Н. Дорошиной в последних работах, но для всех будет важно, чтобы урок доброты не превратился в рациональное поучение, в театральную дидактику.
Спешите делать добро — важнейший принцип человеческой жизни, непреложность которого не раз доказывалась историей. О его торжестве, о социальной значимости подлинного гуманизма — два последних спектакля московского театра «Современник».
«Спешите делать добро»
«Спешите делать добро»
Спектакль по пьесе Михаила Рощина «Спешите делать добро» был, как мне кажется, на главной линии театра. О чем этот спектакль – говорит его название. Я уже рассказывала о великолепной работе Марины Неёловой, которая к этому времени стала ведущей актрисой театра. Ее обожали зрители, всегда болели за ее героинь, и за эту в особенности, поскольку она играла девочку, которая из-за беспросветных неурядиц жизни решила броситься под поезд. В этом спектакле играли лучшие актеры нашего театра: Гафт, Покровская, Дорошина, Крылова, Кваша – это его герой спас девочку, выхватив ее из-под поезда, и привел в свою семью. Но тут-то и начинались все неприятности, от которых в конце концов убежала спасенная. Вмешались общественные организации и даже детская комната милиции. Единственная абсолютно отрицательная роль Филаретовой, работника детской комнаты, досталась мне, в очередь с Наташей Каташевой.
Галина Волчек просила меня сыграть «в государственном масштабе». Филаретова все время повторяла: «Мы так не построим!», имея в виду коммунизм. Когда мы играли спектакль, это утверждение хотя и не воспринималось как бесспорное, но имело право на существование. Построение коммунизма было государственной установкой, многие действительно верили, что это возможно. А теперь я с ужасом думаю, что та женщина, оказывается, была права, – все разговоры о коммунизме канули в прошлое.
Роль давалась мне нелегко, и только случай из жизни помог мне ее осилить. Этот случай описан в моей книге «Я люблю вас».
Случилось так, что в это время я как председатель месткома ходила и хлопотала за одну женщину, которую выселяли из квартиры за самовольный захват. До этого она, одинокая мать с двумя детьми, жила в комнате, признанной эпидемстанцией непригодной для жилья. Ее старшая дочь, будучи студенткой ГИТИСа, играла у нас в театре.
Прошли все инстанции, суды. Наконец попали к какой-то большой начальнице с простой русской фамилией. Нам сказали: она разрешит – все будет в порядке. Входим: я, истица и ее старшая дочь.
Сидит элегантная женщина, в сером английском костюме с красным платочком в кармашке, хорошо причесанная, глаза серо-голубые, стальные. Смотрит на нас эдак сверху, спокойно, терпеливо.
– Садитесь, пожалуйста, – ледяным тоном. – Вы кто?
– Я председатель месткома, я прошу, у нас так принято…
– Напрасно пришли, – перебивая холодно, железно.
– Мне уйти? – вдруг я тоже «железно».
– Нет, почему же, раз пришли, сидите. Я вас слушаю (к истице), говорите. Теперь вы говорите (к дочке). Ну, теперь я вам скажу (это уже выслушав их сбивчивые объяснения и просьбы). Никаких прав вы не имеете. Еще хотите сказать? Говорите. Мы должны выслушать. Так, так, ну а теперь я скажу: никаких прав.
Мы вышли раздавленные, униженные. Я все время ждала, что она скажет: «Мы так не построим. »
Назавтра спектакль «Спешите делать добро». Я спокойно и уверенно вышла на сцену. Оглядев всех партнеров сверху, тихо так сказала: «Садитесь… Вы не знаете, а мы знаем… что люди-то творят! На иного и не подумаешь вовсе, а он… только что звучит гордо, а колупни – козел!» Зал замер. Гафт после этой сцены сразу подошел ко мне:
– Старуха, как ты это сделала? Вот это то что надо, слушай. Гениально! Я теперь должен тоже играть по-другому.
Волчек, увидев меня позже, тоже сказала, что это наконец то, что она хотела. «Молодец!» – похвалила она.
Я заплатила за это знание собственным унижением, ощущением беспомощности, бесправности. И у нас так всегда: за все надо платить.
Одну из своих первых ролей в «Современнике», тетю Соню, сыграла в этом спектакле Лия Ахеджакова.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Глава тридцать первая. «Мальчики, не спешите. »
Глава тридцать первая. «Мальчики, не спешите. » Зацепило Признаться, поначалу я думал, что на описание всей армейской службы мне хватит двух-трех глав за глаза. А как взялся, так зацепило, и одно тянет за собой другое, как будто опять влез в то время и не могу выбраться, как
Глава тридцать первая. «Мальчики, не спешите. »
Глава тридцать первая. «Мальчики, не спешите. » Зацепило Признаться, поначалу я думал, что на описание всей армейской службы мне хватит двух-трех глав за глаза. А как взялся, так зацепило, и одно тянет за собой другое, как будто опять влез в то время и не могу выбраться, как
13. Добро и зло
13. Добро и зло Поэт не бывает счастливым в традиционном понимании смысла слова «счастье». Его душа претерпевает «вознесение» в иные сферы, и от этого он видит и чувствует больше. Ему даётся этот дар. В нём одновременно присутствует и божественное и демоническое. Никогда
ДОБРО И ЗЛО
ДОБРО И ЗЛО Диалог ведут писатель Виктор Розов и редактор «Правды» по отделу прессы и публицистики Виктор КожемякоВиктор Кожемяко. Предлагаемая тема беседы, Виктор Сергеевич, может показаться несколько абстрактной. Но попробую как-то обосновать, почему остановился
Спешите жить
«Не спешите нас хоронить»
«Не спешите нас хоронить» 6 часов 10 минут 16 августа 2000 года. Стало светло, но солнце еще не взошло. Внезапно на группу спецназа отряда «Русь» обрушился шквал огня…Стрелки часов дотянулись только до пяти утра 15 августа, когда группа специального назначения выдвинулась в
18 август 2011 г. Новые приключения Шерлока Холмса. Спешите видеть! Только одно представление!
18 август 2011 г. Новые приключения Шерлока Холмса. Спешите видеть! Только одно представление! Когда гранадовский сериал с Джереми Бреттом закончился, а параллельно ему закончились и немецкие переводы «Шерлока Холмса» (Лейпцигского издания начала двадцатого века), я
Спешите делать добро!
Спешите делать добро! Почти в центре Москвы, возле Курского вокзала, в тихом Малом Казенном переулке стоит памятник одному из самых замечательных людей XIX века — доктору тюремных больниц Федору Петровичу Гаазу. На гранитном постаменте высечены слова из книжки «Призыв к
Учитесь делать добро… из зла
Учитесь делать добро… из зла Теоретический спор о правах человека в стране практического беззаконияС писателем Борисом Натановичем СТРУГАЦКИМ беседует Борис ВИШНЕВСКИЙ.«Невское время», 13 июля 1994 годаКомментарий: эта беседа состоялась в начале июля 1994 года, сразу после
Спешите видеть!
Спешите видеть! Зрелищная природа театра очевидна. В сущности, театр, как мы уже отмечали, есть не что иное, как организованный в некую двигающуюся картину «второй мир», на который мы смотрим из нашего земного «первого мира», волнуемся и получаем наслаждение всякий раз,
Марина Неелова: Спешите делать добро
Марина Неелова: Спешите делать добро Я открыла свою старую тетрадку и переписала оттуда почти все, что записано мной сразу после встреч с Фаиной Георгиевной Раневской. Это память, а память, как мне кажется, не нуждается в шлифовке.Сегодня разговаривала с Фаиной
«Чао-какао»! Не спешите прощаться
«Чао-какао»! Не спешите прощаться Мы с Джеком летели в Италию всего на неделю. Только приземлились в аэропорту Милана, как нам сразу сказали «чао». «Ну, вот, — подумала я, — совсем как в старом анекдоте, когда мама из деревни приехала дочь навестить». Помните, что было
Добро
Добро Четырнадцать лет тому назад мы знакомились с условиями природы Новой Мексики, Аризоны и Калифорнии. Тогда эти наблюдения имели для нас общепоучительное значение, но сейчас они оказались для нас насущно потребными. Если бы мы не знали точных условий природы этих
Спешите делать добро
радиоспектакль
Московский театр «Современник».
Пояснительный текст — Рогволд Суховерко;
Володя Мякишев — Игорь Кваша;
Зоя, его жена — Алла Покровская;
Аня, сестра Зои — Людмила Крылова;
Серёжа, сын Мякишевых, около 12 лет — Аким Носков;
Виктор Горелов, друг Мякишевых — Валентин Гафт;
Борис, брат Мякишева — Николай Попков;
тётя Соня, соседка — Лия Ахеджакова;
Сима, соседка — Нина Дорошина;
Оля Соленцова, девушка 15 лет — Марина Неёлова (на фото);
Филаретова — Людмила Иванова;
Усачёв, товарищ Мякишева по работе — Герман Коваленко;
официант — Антон Табаков;
милиционер — Борис Сморчков.
Режиссёр (радио) — Владимир Хлёстов.
Постановка — Галина Волчек.
Запись по трансляции
Год записи: 1988
С е р е ж а. Ну, а где же она. Где? Где Оля?
Г о р е л о в. Вот так все время.
З о я. Сережа, перестань, Оля уехала. Домой. Она же тебе говорила.
С е р е ж а. Уехала? Почему? Папа, разве она уехала? Пап.
З о я. Уехала. Я знаю.
М я к и ш е в. Что ты знаешь?
З о я (Сереже). Одевайся. (Мякишеву.) Что она доброе дело сделала.
С е р е ж а. Па! Ну пап!
М я к и ш е в. Видишь, мама говорит. Значит, уехала.
С е р е ж а. Ну как же она так уехала? Разве так уезжают?
Пауза.
А н я. Интересно.
Г о р е л о в. Очень. Просто если бы я был писателем. (Кладет Ане руку на плечо, она ее спокойно снимает.)
С е р е ж а. Ну почему. Аня, почему?
Ему не отвечают. Входит Милиционер в тулупе.
М и л и ц и о н е р (читает). «На ваш запрос, исходящий номер 703 тире 76 от пятого ноября сего года, сообщаем, что Соленцова Ольга, проживающая поселок Буденновский, 19, в настоящее время находится по своему месту жительства. Участковый первого отделения милиции четвертого райуправления капитан Буянов. «
Возникает шум быстро идущего поезда.
Мякишев рванулся было к двери, но удержался.