спектакль сказки старого арбата актеры и роли фото

«Сказки старого Арбата» ожили на сцене театра имени Е. Вахтангова

спектакль сказки старого арбата актеры и роли фото

спектакль сказки старого арбата актеры и роли фото

спектакль сказки старого арбата актеры и роли фото

В канун 8 Марта в театре имени Вахтангова прошла премьера спектакля «Сказки старого Арбата» –романтическая комедийная пьеса, написанная Алексеем Арбузовым полвека назад (1970 год) – и очень тепло принятая современной публикой.

За прошедшее время эта история была тысячи раз поставлена в театрах, снята в кино (с Игорем Владимировым и Зиновием Гердтом в главных ролях) – а в новом веке, если честно, оказалась подзабыта. Казалось, новое время потребовало новых сюжетов, героев и ритмов, даже мировую классику модно нынче ставить в новых форматах и интерпретациях. Однако именно сейчас старые «Сказки старого Арбата» неожиданно появились в репертуаре одного из самых продвинутых театров страны, причем, как ни удивительно, впервые.

спектакль сказки старого арбата актеры и роли фото

«Мне часто сейчас задавали вопросы, мол, а может, это не современно, старомодно? Но мне кажется, что в этой истории есть хороший такой винтаж, есть какая-то доброта, человечность. Любовь, дружба, отношения отца и сына», – говорила режиссер спектакля Екатерина Симонова.

спектакль сказки старого арбата актеры и роли фото

Подойдя к своему 100-летию, театр имени Вахтангова еще более скрупулезно рассматривает собственную историю, открывая поклонникам то одну, то другую тайну, приводя в порядок архивы и организуя то открытие памятника основателю, то в перспективе музей имени Вахтангова на родине режиссера… «Сказки старого Арбата» тоже крепко вплетены в историю театра. Как рассказала Екатерина Симонова, эта пьеса, как и многие другие, «была написана Алексеем Николаевичем Арбузовым (который был близким другом нашей семьи) специально для нашего театра, а роль Балясникова была предназначена Рубену Николаевичу Симонову, моему прадеду. После смерти Рубена Николаевича Арбузов отдал эту пьесу Анатолию Васильевичу Эфросу в Театр на Малой Бронной, где она игралась долгие годы. Пьеса с успехом шла во многих городах и странах, но только не в нашем театре. В год 100-летия Театра Вахтангова Римас Владимирович Туминас поддержал наше предложение и позволил воплотить эту пьесу на вахтанговских подмостках. Арбузов этого достоин…» Так что Екатерина Симонова, поставив, наконец, на сцене своего театра, эту знаменитую историю, можно сказать, устранила историческую несправедливость.

спектакль сказки старого арбата актеры и роли фото

Накануне премьеры на Симоновской сцене (Камерный зал в Калошином переулке) прошел пресс-показ «Сказок старого Арбата», причем с участием актеров из разных составов. Главную роль кукольных дел мастера Федора Кузьмича Балясникова играет Рубен Симонов, его сына Кузьму – Федор Воронцов, Александр Галочкин и Константин Белошапка (в разных составах), друга семьи Христофора Блохина – Олег Форостенко, приезжую из Ленинграда Виктошу, в которую влюбляется Балясников-старший, – Ася Домская и Мария Риваль, Левушку, жениха, от которого сбежала Викуша, – Дмитрий Соломыкин и Александр Галочкин.

спектакль сказки старого арбата актеры и роли фото

А вот ощущения Федора Воронцова по поводу роли Кузьмы и сути самого сюжета оказались такие: «Ко мне приехал товарищ из села, на три дня пожить. У нас нет утюга. Он говорит: «Как нет утюга?! Щас я сбегаю!» Открывает входную дверь, я ему: «Денис, куда ты?» Он убегает. И возвращается со слезами на глазах. И говорит: «Даже никто не открыл». Вот, наверное, этот спектакль про то, что любой человек откроет тебе дверь. Ощущение того времени для меня заключается в этом, когда не закрывались двери в наших квартирах», – заметил актер Федор Воронцов.

спектакль сказки старого арбата актеры и роли фото

Актриса Екатерина Симонова – представитель четвёртого поколения вахтанговцев Симоновых. Алексей Арбузов для нее – не просто драматург. Он был мужем её бабушки, актрисы Маргариты Лифановой. И хотя Алексей Николаевич умер за год до рождения Екатерины (как она сказала «немного разминулись»), она всё ж росла в семье, где все было наполнено памятью об этом человеке. Кстати, она знала, что драматург обожал американский джаз 1950-60- годов, у него была целая коллекция виниловых пластинок. Эти мелодии она ииспользовала в своих «Сказках Старого Арбата», создавая неповторимую атмосферу…

А дебютировала Екатерина как режиссер в 2017 году, поставив спектакль «Вечер шутов», которому выпала честь открытия Симоновской сцены, появившейся в вахтанговском пространстве в честь ее прадеда Р. Н. Симонова, возглавлявшего театр в 1939-1968 годах, и деда Е. Р. Симонова, который стоял во главе театра в 1969-1987 годах.

А ее отец Р. Е. Симонов, вахтанговец настоящего времени, вышел на сцену в «Сказках старого Арбата» в главной роли. И есть стойкое ощущение, что это очень близко к тому, каким Балясникова замыслил сам Арбузов.

Следующие спектакли: 29 марта, 1 и 27 апреля.

Источник

Сказки старого Арбата

Крупнейший советский драматург А.Н. Арбузов реабилитировал жанр мелодрамы. Одна из его лучших мелодрам «Сказки старого Арбата» была поставлена в 1972 году в Ленинградском государственном академическом театре драмы имени Пушкина режиссером А.А. Музилем, человеком большой культуры и в этом спектакле слегка ностальгирующим по эпохе крупных личностей. Впрочем, эта ностальгирующая нотка есть и в пьесе, в которой ее герой, кукольных дел мастер Балясников в молодости «был актером у Мейерхольда, дружил с молодыми Кукрыниксами, его чуть не избил Всеволод Вишневский, а Володя Маяковский сломал кий, играя со мной в бильярд».

Балясникова, «превосходного человека лет 60» играет Бруно Фрейндлих, — первый исполнитель Гамлета в переводе Пастернака и множества классических серьезных ролей. И вот неожиданная встреча с мелодрамой, в которой раскрылись новые грани его таланта.

Спектакль поэтично рассказывает о важнейшем моменте жизни Балясникова, к которому почти на склоне лет явились и «божество, и вдохновенье, и жизнь, и слезы, и любовь». Фрейндлих заостряет эту ситуацию: впервые пришедшая к нему истинная любовь дает ему огромный творческий импульс. Актер показал талантливого художника, который, при всех жизненных ошибках, строг и честен к своему труду. Он, относится к своим куклам, как к детям. В сущности, куклы и есть его дети — плод его фантазии, труда, мастерства. Фрейндлих разговаривает с ними, как с живыми: хвалит одних, урезонивает других. Этого он недодал своему сыну Кузьме, который, став взрослым, показывает свою независимость от отца, хотя в профессии пошел по его стезе.

Герой Фрейндлиха эксцентричен и раним. Когда он переживает минуты истинного счастья, вспоминается другая пушкинская строка «и может быть на мой закат печальный блеснет любовь улыбкою прощальной». Фрейндлих играет художника, натуру творческую. Не сложившаяся личная жизнь этого элегантного красивого человека, перед которым, казалось бы, трудно устоять, — приношение искусству. Балясников — протагонист, но его характер не раскрылся бы столь полно, если бы не его партнеры Ю.В. Толубеев и А.Ф. Борисов. Толубеев играет, «подручного Балясникова, а также его тихого преданного друга». Как большой артист Толубеев подчеркивает в своем герое творческое начало. Иначе разве мог быть он другом Балясникова! Подручный дает жизнь куклам, в нем чувствуется рукастый мастеровой, который может сделать все. Теперь, потеряв жену, он неразлучен с Балясниковым. Этих одиноких мужчин связывает трогательная дружба. А у сына Балясникова Кузьмы, росшего без отца, теперь два отца. Отец и сын постоянно находятся в конфликте, но конфликте творческом. За обидными тирадами, которыми они обмениваются, чувствуется любовь и восхищение друг другом.

В старой арбатской квартире неожиданно появляется новый персонаж — Толстячок, которого играет А.Ф. Борисов. Прозаического вида, с авоськой и в старомодной шляпе он вдруг рассказывает совершенно незнакомым людям свою драматическую историю, замечательно, с большим юмором написанную Арбузовым и блистательно сыгранными тремя мастерами. Борисов, играя приезжего из Гдова, поверяет свою печаль, нутром чувствуя, что эти двое его поймут. У жены родился сын, и он рад этому, хотя жена его бросила пять лет назад и ушла к другому. Печаль повисает после этого признания в огромном кабинете, когда с такой неизбывной грустью Толстячок произносит: «Очень хочется, чтобы тебя сопровождали. Невесело одному». Невесело и его собеседникам по этой же причине. Состояние Толстячка — одна из вариаций состояния души и Балясникова — Фрейндлиха и Блохина — Толубеева. Балясников увидел в неказистом Толстячке возвышенный характер. Когда он несколько раз называет Толстячка романтиком, то в это нельзя не поверить.

Фрейндлих удивительно тонко проводит сцену с Виктошей, показавшейся ему той, кого он ждал всю жизнь. Это их духовное сближение, и в этот миг Балясников верит, что поймал синюю птицу счастья. Актриса Н. Максимова оказывается достойной партнершей Фрейндлиха, потому что общение с таким человеком для нее, молоденькой девушки, актрисы и ее героини, оказывается счастьем. Он читает стихи Тютчева так, что понятно — это не только любимые им строки, они всегда с ним. Они — источник душевных сил, а в эти минуты — залог будущего счастья, наконец, им обретенного. Все богатство его натуры проявляется в финальных сценах, когда он поймет, что любовь его безответна, и единственное, что никогда ему не изменит — его призвание. Его куклы к новому спектаклю признаны лучшими. В этот момент в нем перемешиваются боль, мука, горечь с гордостью за свое искусство, и вся эта сложнейшая гамма чувств выливается в единственной фразе, обращенной к старому другу Блохину — Толубееву: «Мне грустно и легко, Блохин, печаль моя удивительно светла». Нарушенная пушкинская строка, в глубокой задумчивости произносимая артистом, знаменует мудрость, которая, наконец, к нему пришла, но не превратила в старика.

Неумный фантазер, сочинитель сказок для себя, кукольных дел мастер предстал в трактовке Фрейндлиха крупной человеческой личностью. Создавая портрет художника, Фрейндлих вложил в него свое личное, сокровенное, отчего образ получился живым и запоминающимся. Фрейндлих прочел страницу жизни своего героя как философско-поэтическое обобщение человеческой жизни.

Участие в спектакле с такими мастерами молодых актеров В. Семеновского (Кузьма) и Н. Максимовой (Виктоша) помогло им сделать дальнейший шаг в профессии.

Режиссура А.А. Музиля, всегда отличающаяся тщательной психологической проработкой характеров, в этом спектакле особенно точна, и молодые актеры смогли соответствовать мастерам.

Источник

МосКультУРА

Автор отзыва:

спектакль сказки старого арбата актеры и роли фото

Почти треть всех пьес, написанных знаменитым советским драматургом Алексеем Николаевичем Арбузовым, в разное время шла на сцене Театра им. Евгения Вахтангова.

И вот представитель уже четвертого поколения этой славой династии – Екатерина Рубеновна Симонова вновь обратилась к творчеству Алексея Николаевича Арбузова и 6 марта выносит на суд зрителей спектакль, поставленный по одной из самых известных и романтичных его пьес – «Сказки старого Арбата».

спектакль сказки старого арбата актеры и роли фото

« Пьеса «Сказки старого Арбата» написана Алексеем Николаевичем Арбузовым специально для нашего театра, а роль Балясникова была предназначена Рубену Николаевичу Симонова… После смерти Рубена Николаевича Арбузов отдал эту пьесу Анатолию Васильевичу Эфросу в Театр на Малой Бронной, где она игралась долгие годы. Пьеса с успехом шла во многих городах и странах, но только не в нашем театре, для которого была написана. В год 100-летия Театра Вахтангова Римас Владимирович поддержал наше предложение и позволил воплотить эту пьесу на Вахтанговских подмостках. Арбузов этого достоин. Само название «Сказки старого Арбата» говорит о сказочных успехах нашего театра на Арбате » (из интервью Екатерины Симоновой).

спектакль сказки старого арбата актеры и роли фото

4 марта состоялся пресс-показ, на котором, к сожалению, показали только второе действие, зато в двух составах.

спектакль сказки старого арбата актеры и роли фото
спектакль сказки старого арбата актеры и роли фото

Мы увидели на сцене всех действующих лиц. Так они указаны в самой пьесе:

Шестидесятые годы прошлого века. В тихом арбатском переулке живет кукольных дел мастер Федор Кузьмич Балясников. Его сын Кузьма наследует профессию отца, и между ними возникает соперничество. Однажды в доме Балясникова-старшего появляется очаровательная девушка Виктоша, сбежавшая в Москву из Ленинграда из-под венца с Левушкой, в которую влюбляются и отец и сын…
Чем закончится история творческого и любовного соперничества Балясниковых и предстоит узнать зрителям, ранее не знакомым с этой пьесой.

Сценография Владимира Круглова создает теплую атмосферу спектакля – кабинет мастера кукол Федора Кузьмича Балясникова оформлен в ретро-стиле – люстры с абажурами из ткани с бахромой, такого же типа торшер, уютные кресло и диван, по краям сцены и под потолком развешаны куклы.

спектакль сказки старого арбата актеры и роли фото

Да и сам Рубен Евгеньевич Симонов выглядит совсем не по – современному, его Балясников явно из тех уже далеких от нас времен!

спектакль сказки старого арбата актеры и роли фото

Также не по-современному выглядит и молодое поколение – Виктоша, Кузьма и Левушка. И дело даже не в их костюмах (созданных Екатериной Симоновой) – актеры смогли уловить и передать дух той эпохи. При этом оба представленных нам дуэта выбрали для этого свои, особые краски и были совершенно не похожи друг на друга (несмотря на идентичный внешний вид обеих Виктош).

спектакль сказки старого арбата актеры и роли фото

Очень интересно было увидеть в спектакле Дмитрия Соломыкина, блестяще здесь перевоплотившегося из Алексея Вронского, ради которого Анна Каренина бросает мужа (в одноименном спектакле А. Холиной), в незадачливого Левушку, от которого и сбежала Виктоша…

спектакль сказки старого арбата актеры и роли фото
спектакль сказки старого арбата актеры и роли фото

Особый настрой создает музыкальное оформление спектакля. Музыку для него Екатерина Симонова выбрала ту, которую любил сам Арбузов (ей ли не знать, ведь Алексей Николаевич был женат на ее бабушке, Маргарите Лифановой). У драматурга была большая коллекция виниловых пластинок американского джаза 50-60-х годов. Эти мелодии и задают атмосферу «Сказок старого Арбата».

спектакль сказки старого арбата актеры и роли фото

Желаю «Сказкам» удачной премьеры и доброго зрителя!

Текст и фото: Елена Смирнова

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *