спектакль между делом гришковец актеры
В театре имени Пушкина разыграли почти документальную драму «МЕЖДУ ДЕЛОМ»
17 февраля в Театре имени Пушкина состоялся специальный закрытый показ спектакля «Между делом». Дата премьеры была выбрана неслучайно: в этот день автор и режиссер спектакля Евгений Гришковец отмечал день рождения – 54-летие.
«На первый показ спектакля «Между делом» к нам пришла необычная для премьер публика. Но это неудивительно, потому что пьеса, острая, актуальная, стала событием не только театральной, но и общественной жизни», – рассказал режиссер Евгений Писарев.
А сам Гришковец поделился: «Эту пьесу я написал в начале февраля 2020 года. Многие, прочитавшие её, стали говорить, что с ней надо идти в Театр Пушкина – там для неё лучшая труппа. И, действительно, артисты отнеслись к пьесе с большим вниманием, откликнулись на те непростые темы, о которых сегодня важно, но очень трудно говорить. «Между делом» – это почти документальная драма, у героев которой есть реальные прототипы. Это история попытки совершить благородный поступок в современном мире, вести себя достойно. В пьесе нет плохих людей, нет отрицательных персонажей, у всех своя правда – и свои слабости. Мы знаем много случаев, когда хорошему человеку бывает очень трудно выстроить отношения с другим хорошим человеком».
Первые зрители отметили высочайший профессионализм актеров, разыгравших сюжет. Два часа действия прошли для увлеченного зала совершенно незаметно. И поздравили театр им. Пушкина с идеально поставленной и филигранно сыгранной премьерой.
Ближайшие спектакли: 18, 19, 20 февраля, 13, 14 марта, 4, 15, 29 апреля.
Радиопартнер премьеры: Business FM
Информационная поддержка: РИА, OK, КиноРепортер, L’Officiel, TimeOut
«Между делом»: в Театре имени Пушкина прошла премьера спектакля по пьесе Гришковца
Лента новостей
Все новости »
Это история о девушке, которую подставили по статье о хранении наркотиков. Гришковец выступил не только в роли автора пьесы, но и в качестве постановщика спектакля
Евгений Гришковец отметил день рождения новым спектаклем «Между делом». Премьера состоялась в Театре имени Пушкина. В главной роли — новый худрук «Гоголь-центра» Алексей Агранович.
«Между делом» — почти документальная драма. Главный герой — писатель Леонид Весневич, героиня — молодая художница Зинаида. Девушка попадает под следствие по статье 228 УК — «хранение наркотиков». Героиню подставляет ее молодой человек. Писатель пытается выручить девушку и обращается за помощью к генералу МВД, прокурору, директору Центра современного искусства. Но все они считают, что писатель занимается спасением девушки «между делом».
У художницы есть реальный прототип — в действительности она поэтесса и певица. Ее осудили на шесть лет колонии. Гришковец общается с осужденной, привез ей в колонию синтезатор и диктофон, она записывает песни. Я во время просмотра спектакля не раз проводила параллели с делом Ивана Голунова. Вот как это прокомментировал Евгений Гришковец на следующий день после спектакля:
Евгений Гришковец драматург, режиссер, актер, писатель «История с Иваном Голуновым была в начале июня 2019 года. А суд над нашей девушкой — 6 июня. Неожиданно для всех прокурор запросил больший срок. Я ставил художественное произведение, которое должно производить только художественное впечатление. Но мы знаем из истории, как из-за выходов каких-то художественных произведений отменяли смертную казнь, например, и заменяли ее пожизненным. Была чудесная ситуация: мы репетировали, все актеры этого спектакля знают, что этот спектакль — начало этой истории, а ее развитие происходит в жизни в данный момент. Я пришел к ним разбирать репетицию, в это время был звонок из колонии. Я включил громкую связь, и она разговаривала с актерами».
Гришковец изначально предполагал, что главного героя будет играть Агранович. Они дружат около 20 лет. Репетировать начали задолго до того, как стало известно, что артист возглавит «Гоголь-центр». Я местами вспоминала картину «Юморист»: образ Аграновича и отдельные эпизоды в спектакле перекликались с фильмом. На сцену Театра имени Пушкина Алексей Агранович вышел впервые:
— Я знаю целый ряд кейсов, когда талантливый человек оказывается в жестких тисках системы, особенно если он не оказывается «своим» по ряду причин.
— Как вы думаете, тот факт, что тема уголовного преследования по таким вопросам поднимается на сцене театра, конкретно в истории этой девушки и в целом в системе может что-то изменить?
— Она сама изменится, но как и в какую сторону, предположить очень трудно. Даже если в поезде заведется половина пассажиров, которые вдруг поймут, что им нужно в другую сторону, поезд не развернется, потому что локомотив несется именно туда, время несется так же. Оцепить вагон — это, конечно, прекрасно, но это утопия. Есть великая цитата, смысл ее заключается в том, что нужно иметь силу и мудрость отличить то, что ты можешь изменить, от того, что ты не можешь изменить, и не пытаться менять то, что ты не можешь менять. Тут же очень важно, что речь идет именно об искусстве, о художественном таланте, в нашем спектакле, мне кажется, речь идет именно о том, что гибнет не просто несправедливо осужденный человек, что, безусловно, ужасно, а гибнет талант, что в некотором смысле умножает ужас этой ситуации.
На светской премьере, которая состоялась 17 февраля, были Роман Абрамович, Сергей Капков, Александр Кибовский. Много актеров и музыкантов — друзей Гришковца. В фойе я встретила Игоря Золотовицкого и Леонида Ярмольника:
Золотовицкий: День рождения и премьера в один день — Гришковец, конечно, фантастически счастливый человек. И спектакль хороший, а будет еще лучше. Подвинутся ритмы, поправятся интонации. Это неравнодушная история.
Ярмольник: Нам с Игорем повезло, мы были на премьере спектакля нашего большого друга.
Золотовицкий: И на сцене тоже друзья у нас были и ученики.
Ярмольник: Это у тебя ученики, а для меня Женя — особый человек. Все, про что он пишет, — это то, что меня каждый день беспокоит, и то, о чем мы думаем. Пишет он невероятно изысканно.
Спектакль «Между делом» играют в двух составах. Во втором исполнитель главной роли — Александр Арсентьев. На февральские показы «Между делом» билетов уже нет. На март еще есть места в партере.
Между делом
Театр имени Пушкина
Продолжительность: 2 часа 20 минут без антракта
Возрастное ограничение: 16+
Создатели спектакля
Автор и режиссёр | Евгений Гришковец |
Сценография | Николай Симонов |
Костюмы | Мария Данилова |
Действующие лица и исполнители
Весневич | АГРАНОВИЧ А.М. |
Зинаида | ВИЛКОВА Т.А. |
Конь | МАЙЗИНГЕР В.А. |
Глафира | БЯКОВА И.А. |
Ольга | КЛОЧКОВА Е.А. |
Лугин (ассистент спектакля) | ЛАНБАМИН С.В. |
Дарья | БЕЛОВА А.А. |
Лариса | КОРОГОДОВА Н.С. |
Бунько | МИЛЛЕР С.А. |
О спектакле
Организатор мероприятия: ИП Баранов Олег Викторович
По всем возникшим вопросам обращаться к организатору мероприятия, e-mail: Stereodramaspb@gmail.com
БЛИЖАЙШИЕ СПЕКТАКЛИ:
22 СЕНТЯБРЯ СР 19:00
23 СЕНТЯБРЯ ЧТ 19:00
Евгений Гришковец: «Между делом» – почти документальная драма, у героев которой есть реальные прототипы. Это история попытки совершить благородный поступок в современном мире, вести себя достойно. В пьесе нет плохих людей, нет отрицательных персонажей, у всех своя правда – и свои слабости. Мы знаем много случаев, когда хорошему человеку бывает очень трудно выстроить отношения с другим хорошим человеком.
Эту пьесу я написал в начале февраля 2020 года. Многие, прочитавшие её, стали говорить, что с ней надо идти в Театр Пушкина – там для неё лучшая труппа. И, действительно, артисты отнеслись к пьесе с большим вниманием, откликнулись на те непростые темы, о которых сегодня важно, но очень трудно говорить.
Органы с человеческим лицом
«Между делом» Евгения Гришковца в Театре им. А. С. Пушкина
Евгений Гришковец, известный в основном своими авторскими спектаклями-монологами, которые стали своего рода синонимом постперестроечной «новой искренности», поставил в Театре им. А. С. Пушкина вполне традиционный спектакль. Правда, Гришковец в нем и драматург, и режиссер, то есть подразумевается все же единство авторства. Получилось у этого «монодуэта» довольно противоречивое зрелище, считает Ольга Федянина.
Писатель (Александр Арсентьев) ведет череду диалогов без результата, которая начинается с неудачного интервью (журналистка — Валерия Елкина)
Фото: Александр Иванишин / театр им. А.С. Пушкина
Писатель (Александр Арсентьев) ведет череду диалогов без результата, которая начинается с неудачного интервью (журналистка — Валерия Елкина)
Фото: Александр Иванишин / театр им. А.С. Пушкина
Известный писатель Весневич пытается помочь талантливой художнице Зине Серебровой, живущей в глухой провинции. Девушка — самородок с трудной судьбой — сидит в следственном изоляторе, и скоро ее отправят в колонию за торговлю наркотиками. Сама-то она не торговала: это друг сердечный, наркоман и мерзавец, на нее все валит. Писатель обходит по кругу влиятельных людей, но они оказываются бесполезны: весь спектакль — вереница просьб и отказов. Весневичу остается только приехать в провинциальный СИЗО и сказать Зине напутственные слова о ее ответственности перед своим талантом.
На сцене детально сыгранные современные люди в современных обстоятельствах. Вредит им разве что велеречивая многословность, которой Гришковец наделил всех персонажей. Вот безграмотная очаровательная журналистка (Валерия Елкина), вот хозяйка художественной галереи (Ирина Бякова), которая холодеющим за секунды голосом отказывается подписать защитное письмо. Вот друг детства, большой полицейский чин (Алексей Рахманов): помочь он не в силах — только переправить писателя к высокопоставленным друзьям. Вот «прокурорские» (Владимир Майзингер и Александр Анисимов), жизнелюбы, с удовольствием берущие у писателя автограф, но объясняющие ему, что звонок из Москвы только навредит. Вот охранница в сибирском СИЗО (Екатерина Сибирякова), ошеломленная приездом именитого гостя. Вот неуправляемая девочка-самородок (Елизавета Кононова). И вот, наконец, сам писатель (Александр Арсентьев), воплощенный симбиоз совестливости и конформизма.
Несмотря на предупреждение автора, что «у героев есть реальные прототипы», есть ощущение, что мы находимся в мире литературной условности.
Писатель Весневич такой известный, что с ним мечтают познакомиться генералы МВД и по его романам снимают фильмы. Евгений Водолазкин? Алексей Иванов? В любом случае лауреат «Большой книги», никак не меньше. И вот этот писатель скитается по баням и галереям, сникая в безнадежности, когда ему отказывают. Про общественную поддержку писатель ничего не знает. Да и какая тут поддержка: Зина Сереброва «в принципе» невиновна, но по закону-то виновна, а вопросом «Может, с законом что-то не совсем так?» спектакль не задается. Да и озабочен герой не законом, а тем, что большой талант может пропасть. Проникновенные слова, с которыми он обращается к Серебровой в финале, как будто бы взяты из позднесоветских пьес о «трудных подростках» — в дне сегодняшнем они заставляют заподозрить, что писатель в живых людях понимает мало. Ну да, он же не человека спасает, а дар. Кстати, насколько автор и театр отдают себе отчет в том, что эта романтическая упертость в «талант» превращает Весневича в фигуру буквально отталкивающую? Ни одна минута спектакля такого неприятного зеркала герою не подставляет.
Яркая деталь: среди людей, к которым Весневич обращается, нет одного — адвоката. Между тем хочется сказать герою-писателю по секрету: на деньги, которые ты потратил на перелеты в Сибирь и обратно, можно было нанять вполне приличного, глядишь, чего-нибудь придумал бы.
Нет занятия более безнадежного, чем предъявлять искусству претензии от имени реальности. Но Гришковец отправился в ту сферу жизни — правоохранительную, в которой московская публика в настоящий момент не просто информирована, а, если можно так сказать, гиперинформирована. Средний отечественный интеллигент, да и вообще обыватель, независимо от степени своего участия в общественной жизни, обитает сегодня в новостном пространстве, в котором ежедневно собирают передачи, подписывают письма и петиции, пишут памятки, как себя вести, если к вам пришли с обыском, торгуются о замене условных сроков на реальные и наоборот.
На этой нервной почве пьеса Евгения Гришковца выглядит парадоксально безобидным вымыслом. Конформист здесь не опасен никому, кроме самого себя, а правоохранители неидеальны, но в целом дружелюбны и склонны действовать «по-человечески». Да и антураж в СИЗО такой, что понятно: если девушка Зина сама себе не навредит в колонии, то все с ней будет в порядке.
Сам Гришковец говорит: «В пьесе нет плохих людей, нет отрицательных персонажей, у всех своя правда — и свои слабости. Мы знаем много случаев, когда хорошему человеку бывает очень трудно выстроить отношения с другим хорошим человеком». Конфликт хорошего с хорошим в контексте 228-й статьи УК — эта задушевная человечность, кстати, очень нравится зрительному залу, измученному реальностью. Вроде и пьесу на актуальную тему посмотрели, и не страшно.
«Между делом»: Гришковец показал, как проверить людей «на слабо»
Драматург и режиссер Евгений Гришковец поставил в театре имени Пушкина свою новую пьесу «Между делом». Это почти документальная история о том, как одному хорошему человеку – таланту, попавшему в безвыходное положение – потребовалась помощь. А дальше мы видим, кто, как и в чем пытается содействовать, а кто категорически отстраняется. Нечасто сегодня удается увидеть в театре настолько современную, рассказанную с юмором историю, в которой, к тому же, по словам Гришковца, есть реальные прототипы с правдой на своем уровне и своими слабостями.
«Пьесу я написал в начале февраля 2020 года, – рассказывает Гришковец. – Многие, прочитав её, стали говорить, что с ней надо идти в театр Пушкина – там для неё лучшая труппа. И, действительно, артисты отнеслись к пьесе с большим вниманием, откликнулись на те непростые темы, о которых сегодня важно, но очень трудно говорить».
По словам писателя-драматурга, в его пьесе (и спектакле) нет плохих людей, все хорошие. Но в создавшейся ситуации у хороших большие проблемы с поиском общего языка. Так, на частном вроде бы примере, становятся видны болевые точки человеческого общения вообще. Что хорошо в спектакле – герои свою позицию совершенно естественно объясняют, что не всегда происходит в реальной жизни. Но как раз в этом особая ценность – и участие писателя, врачующего наши души.
Оба состава блистательны: многие зрители, увидев постановку один раз, с одним составом, решали непременно посмотреть и другой. И актеры, и весь спектакль того стоят!
Сюжет «Между делом» подается с юмором, можно от души посмеяться над знакомыми по жизни ситуациями и поведением действующих лиц. А в глубине души подумать, как, припертый к стенке вопросом – а можешь ли помочь, – поступил бы сам. Тут-то и возникает ситуация: а не слабо ли? Само собой размышляешь о том, что вообще мешает или помогает принять в ком-то участие. Неужели вопрос: кто она/он тебе? То есть помочь знакомому – это одно, можно и подумать? И совсем другое, если это совершенно посторонний человек, за которого заступиться толком некому? А если именно от тебя каким-то образом зависит, как сложится его судьба.
Главный герой, который пытается разрулить сложнейшую ситуацию, – писатель, он обращается к влиятельным друзьям и чиновникам в самых разных инстанциях. Он и сам не идеален. Слыша отказ за отказом, начинает беситься, высмеивать не желающих его понять. Но, похоже, «знаток человеческих душ», как принято называть писателей, не ожидал неудач, не знает, как реагировать на то, что его популярность не гарантия изменить создавшееся положение к лучшему, будь в беде хоть гений.
У писателя, кстати, неожиданно возникают проблемы в собственной семье. Увлекшись своим благотворительным участием к таланту из провинции, он постоянно ездит туда, стараясь поддержать хотя бы морально. И тем самым отнимает себя у собственной семьи. Жена с удивлением упрекает: ты тратишь свое время, наши деньги, много денег, и не замечаешь, что у твоего собственного сына возникли проблемы. Он бросил институт, ему грозит армия… И здесь тоже ему предстоит что-то решать и выбирать.
Ну, а что удастся писателю и что нет – это, конечно, нужно самим смотреть в театре.
Очередные показы спектакля «Между делом» – 13-14 марта, 4, 15 и 29 апреля.