спектакль малого театра мнимый больной актеры
Мнимый больной
Государственный академический Малый театр России. Основная сцена
Ф рагмент статьи Марины Зайонц «Лечащий врач» в журнале «Итоги» (2005 г.):
«Вот как хотите, а Малый театр для Сергея Женовача — правильное место. Третий спектакль он здесь ставит, и один другого лучше выходит. Какая-то глубинная, кровная связь тут открывается, от прошлых веков идущая, она, надо полагать, и делает эти спектакли такими радостными, нежными и теплыми. Женовач, всегда тяготевший к психологически подробным сочинениям русской литературы, Мольера ставит впервые, казалось, это не его материал. Простенькая комедия, напичканная всякого рода обманами и превращениями, — ну где тут развернуться режиссеру с запросами, «Мальчиков» Достоевского только что успешно поставившему? Тут ведь свое умение требуется, тут легкость нужна, чувство юмора и чувство меры, импровизационность и стиль особый, простотой и естественностью (а спектакли Женовача этим славятся) здесь не отделаешься. Трудно, конечно, но кто сказал, что ставить спектакли легко? Навалились всем миром, друг друга поддерживая, вот и вышел этот «Мнимый больной» таким славным, глазу и душе приятным, стильным, изящным и очень красивым».
Фрагмент статьи Глеба Ситковского «Обнимитесь, миллионы» в газете «Газета» (2005 г.):
«Если кому-то на ум вдруг придет чудаковатая идея выявить самого радостного в Москве театрального режиссера, то такой конкурс почти наверняка выиграет Сергей Женовач. Не то чтобы он был сильно остроумен, не то чтобы ставил себе целью потешить честной народ, но ощущение необыкновенной полноты бытия и гармоничной упорядоченности мира возникает от самых разных его спектаклей, на каких бы литературных текстах они не основывались. Выразить это тихое благодатное чувство получилось у Женовача даже с таким желчным господином, как Александр Сергеевич Грибоедов, чью комедию «Горе от ума» он поставил несколько лет назад в Малом театре. Ну, а с Мольером все вышло и того проще.
Василий Бочкарев сыграл самого жизнерадостного и обаятельного Аргана, какого только можно вообразить. Симуляция этого «мнимого больного» не более убедительна, чем у мультяшного Карлсона, который, назвавшись самым больным человеком в мире, был готов ровно через полсекунды опрокинуть в себя трехлитровую банку с вареньем. Ни капли нытья, ни на грош занудства — просто Арган давным-давно играет с чадами и домочадцами в увлекательную детскую игру под названием «Папа болен».
Фрагмент статьи Александра Машукова «Здорово живешь» в газете «Ведомости» (2005 г.):
«Постановки Сергея Женовача в осенне-зимний период надо прописывать наравне с витаминами: например, «Мнимый больной» в Малом театре поможет при синдроме хронической усталости, утрате вкуса к жизни и общей тревожности.
«Мнимый больной» Мольера в постановке Женовача, во-первых, очень красив. Глаз ведь понемногу отвыкает от гармоничной картинки в театре: не броской или аттракционной — просто красивой. А здесь смотри и наслаждайся: на сцене обшитый деревом зал дома XVII века, веселые отблески камина, высокие окна, сначала уютно закрытые портьерами, потом щедро пропускающие солнечный свет. Сценограф Александр Боровский и художник по костюмам Оксана Ярмольник не позволили себе ни единой тревожной ноты: только открытое пространство и ясные четкие линии, только теплая гамма — от красного дерева стен до темно-коричневой обивки любимого кресла Аргана, от светло-кремовых платьев дам до рыжих волос служанки.
Во-вторых, этот «Мнимый больной» — бальзам на душу тех, кто тоскует по семейным ценностям. Потому что главное в нем не причуды Аргана (Василий Бочкарев), решившего, что он болен, и даже, наверное, не обаятельная импровизационная игра артистов, главное — это идея дома. Дом Аргана крепок и наполнен любовью, но не лишен проблем, которые, однако же, здесь стараются решать, время от времени без обиняков говоря друг другу правду».
Купить билеты на спектакль «Мнимый больной»
Продолжительность: 2 часа 40 минут (с 1 антрактом)
Организатор: Малый театр [ репертуар театра ]
Режиссер: Сергей Женовач
Актеры: Василий Бочкарёв, Евгения Глушенко, Ольга Молочная, Александр Клюквин, Глеб Подгородинский
Коротко о спектакле: Комедия в двух действиях
Расписание сеансов и продажа билетов
Если у вас возникли вопросы по приобретению билетов на спектакль Мнимый больной в Малый театр, наши менеджеры с радостью проконсультируют вас по телефону +7 (995) 880-75-05
— Заказ билетов через сайт, online — круглосуточно.
— Доставка по Москве в пределах МКАД — от 500 р.
— 100% гарантия подлинности официальных билетов.
— В случае отмены мероприятия — вернем полную стоимость билетов.
У нас вы сможете купить билеты на спектакль Мнимый больной в Малый театр даже в том случае, если билетов уже нет в кассе театра!
Краткое содержание спектакля Мнимый больной
Спектакль «Мнимый больной» в Малом театре
Комедия в 2-х действиях
В 2007 году спектакль был удостоен премии «Золотая Маска» в номинации «Спектакль большой формы».
«Мнимый больной» – последняя и, может быть, самая загадочная пьеса великого Мольера. Можно играть ее как сатиру на врачей или уморительно смешной фарс. А можно посочувствовать одинокому чудаку, который в хлопотах о своем здоровье хочет укрыться от равнодушия окружающего мира.
Понравился спектакль Мнимый больной? Расскажите друзьям!
Спектакль малого театра мнимый больной актеры
Дорогие друзья!
По просьбе Юрия Мефодьевича, делимся с вами видеозаписью его обращения к вам, нашим зрителям, об открытии нового сезона Малого театра.
СПЕКТАКЛИ ДЛЯ МАЛЕНЬКИХ И БОЛЬШИХ
Малый театр, Основная сцена
Спектакли Малого театра — одни из немногих, на которые можно брать билеты «не глядя». Худрук Юрий Соломин пристально следит за соблюдением классических театральных традиций, понятных и приятных большинству зрителей. А потому свежей премьере — «Буратино» — уже пророчат долгое и счастливое существование на сцене. В основе спектакля сказка Алексея Толстого, которую сам автор таковой не считал, называя «новым романом для детей и взрослых». Из нововведений — песни народного артиста России Александра Клюквина.
Со старшими школьниками можно пойти на бережно поставленную классику: «Горе от ума», «Метель», «Недоросль», «Ревизор». Недавняя премьера — «Мертвые души» в инсценировке Михаила Булгакова.
Влада Литвинова, «Коммерсант», 26 августа 2021 года
СБОР ТРУППЫ МАЛОГО ТЕАТРА
Предлагаем вашему вниманию фоторепортаж Александра Россоловского с нашего сбора труппы, который состоялся вчера, 26 августа.
ТРУППА МАЛОГО ТЕАТРА СОБРАЛАСЬ ПЕРЕД НАЧАЛОМ 266-го СЕЗОНА
26 августа в Государственном академическом Малом театре состоялся традиционный сбор труппы. Перед началом мероприятия собравшимся в зале актерам показали небольшой фильм об итогах прошедшего юбилейного 265-го сезона. Сразу после этого на сцену вышли художественный руководитель Малого театра Юрий Соломин, директор Тамара Михайлова, заведующий труппой Владимир Бейлис и заместитель директора Департамента культуры Министерства культуры РФ Эдита Исаакян.
Юрий Соломин рассказал, что уже 2 сентября Малый театр откроет свой 266-й сезон и назвал готовящиеся к премьере спектакли:
• «Идиот» Ф.М. Достоевского, режиссер Андрей Житинкин;
• «Петр I» Д.С. Мережковского, режиссер Владимир Драгунов;
• «Ретро» А.М. Галина, режиссер Василий Федоров;
• «Горячее сердце» А.Н. Островского, режиссер Владимир Бейлис.
Тамара Михайлова представила Эдиту Исаакян, которая пожелала Малому театру хорошего сезона, передала поздравления от Министра культуры РФ Ольги Любимовой, пожелала полных залов, аншлагов и скорейшего снятия ограничений.
Тамара Михайлова рассказала о том, что Малый театр готовится к празднованию 200-летия А.Н.Островского в 2023 году. И уже открыт прием заявок на участие в Фестивале «Островский в доме Островского». Далее директор отметила, что, несмотря на ограничения, установленные в театре, за прошедший сезон Малому удалось сыграть 826 спектаклей на всех сценах. Тамара Анатольевна похвалила работу Музейно-информационного центра и рассказала о двух ближайших выставках:
• 3 сентября перед началом спектакля «Большая тройка (Ялта-45)» откроется выставка «Ключевой кадр» к 110-летию со дня рождения Бориса Косарева (1911 – 1989), фотографа, сделавшего знаменитую фотографию лидеров трех государств в Ялте 1945 года;
• 7 сентября в «Музейно-выставочном центре» Русского музея в Когалыме откроется выставка «Стая славных», на которой будут представлены костюмы, эскизы, фотографии, рассказывающие о творчестве ведущих артистов Императорского Малого театра 2-й половины XIX века.
Далее директор отметила, что продолжает свою работу Детская студия при Малом театре, которая в этом году планирует программу абонементов для детей от 7 до 17 лет, включающую посещение тематических лекций и спектаклей Малого театра. Также Министерство культуры РФ предложило Малому театру на базе Детской студии разработать программу для детей с инвалидностью по слуху.
Директор подчеркнула, что в этом сезоне с гастролями будет непросто, но, несмотря на все сложности, уже в ближайшие месяцы театр ждут несколько городов:
• сентябрь: Малый театр откроет фестиваль «Старейшие театры России» в Калуге спектаклем «Женитьба»;
• октябрь: Махачкала, Грозный, Нальчик (РОСКОНЦЕРТ)
• декабрь: Санкт-Петербург, показ одного спектакля на сцене театра «Балтийский Дом».
В финале Юрий Мефодьевич рассказал о неизменной традиции награждать людей, преданных театру. В этом сезоне медаль «Ветеран малого театра» (35 лет работы в театре) получили концертмейстер оркестра Инна Левченко и начальник радиозвукотехнической службы Александр Казарин.
Сбор труппы завершился приветствием со сцены молодых артистов, выпускников Высшего театрального училища (института) им. М.С. Щепкина, принятых в труппу в этом году, – Анны Шишкиной и Дениса Корнуха.
В МАЛОМ ТЕАТРЕ ПРОШЕЛ СБОР ТРУППЫ
Один из старейших театров столицы, Государственный Малый Театр открывает 266-й сезон. В четверг на Исторической сцене состоялся ежегодный сбор труппы. По традиции встреча прошла в формате небольшого домашнего праздника.
А сезон в театре будет разнообразным! Его откроют 2 сентября спектаклями «Ревизор» в главном здании, а в филиале на Большой Ордынке в этот день покажут «Волки и овцы» по пьесе Островского.
ТВЦ, 26 августа 2021 года.
Директор Малого театра Тамара Михайлова рассказала о планах отрыть студию для детей с нарушениями слуха
Малый театр откроет студию для детей с нарушениями слуха, также в нем продолжает работать студия для детей с 4 лет, сообщила директор театра Тамара Михайлова.
Она отметила, что детская студия постоянно расширяется.
По ее словам, 3 сентября в театре состоится открытие выставки «Ключевой кадр», на которой будут представлены работы советского фотографа Бориса Косарева. Открытие выставки приурочено к выпуску в прошлом сезоне спектакля «Большая тройка (Ялта-45)», посвященного Ялтинской конференции.
С гастролями у Малого театра возникли трудности, призналась директор. Тула и Курск попросили отказаться от показов из-за коронавируса.
Она также сообщила, что в 2022 году планируется восемь показов в Казани.
РИА Новости, 26 августа 2021 года
В Малом театре подготовили премьеры по Достоевскому и Мережковскому
Зрители увидят «Идиота» и «Петра I»
26 августа в Малом театре прошел традиционный сбор труппы. Это событие стало символическим мостом между завершившимся сезоном и сезоном будущим, в котором нас ждут несколько ярких премьер.
— Прошел сезон сложный, но очень хороший. В новом, 266-м, сезоне мы покажем премьеры по «Идиоту» Достоевского, романам Дмитрия Мережковского о Петре Первом, пьесу «Ретро», которая шла у нас лет сорок назад, — сказал на встрече с артистами худрук театра Юрий Соломин.
К тому же 200-летие главного русского драматурга Александра Николаевича Островского в Малом театре планируют встретить показом комедии «Горячее сердце».
— Хорошо бы государственную медаль Островского учредить, — предложил Соломин, поглядывая в сторону представителя Минкульта Эдиты Исаакян, которая оказалась на сцене рядом с руководством театра. Та в ответ пожелала полных залов в новом сезоне и отмену ограничений. И это — не дежурные слова. Коронавирус сильно сказался на сборах всех театров. Сейчас заполняемость зрительных залов допустима лишь на 50%, но раньше было и того меньше — 25%.
— Показ более восьмисот спектаклей на трех площадках позволил нам почти не ощутить финансовых проблем, — подчеркнула директор Малого театра Тамара Михайлова. — Хотя объемы выручки, если сравнивать с 2019 годом, уменьшились вдвое.
Несмотря на это, вознаграждение труда артистов удалось гарантировать. Что, к слову, очень важно, если вспомнить, как часто «трясет» столичные театры, где вопросы «хлеба» для коллектива отодвигают на второй план и отдается приоритет «зрелищам» для зрителей.
Важно упомянуть, что состоявшийся сбор труппы показал боевую готовность Малого театра к дальнейшему служению Мельпомене. Главное, что меньше всего эта в общем-то рабочая встреча напоминала казенное мероприятие. Хотя бы потому, что в зрительном зале собрались такие яркие звезды, как всенародные любимицы Ирина Муравьева и Людмила Полякова, выдающиеся актеры Валерий Афанасьев, Александр Клюквин и многие, многие другие.
ОТКРОЕМ ТЕАТРАЛЬНЫЙ СЕЗОН БЕЗ КОВИДА
Об опасности коронавируса и эффективности вакцин известно давно, но некоторых людей вводят в замешательство мифы и страшилки про прививки, придуманные далекими от медицины людьми. Те же, кто столкнулся с ковидом, понимают — вакцинация — единственное решение проблемы. Владимиру Бейлису, жителю Тверского района, 84 года, но при встрече с этим уникальным человеком — известным советским и российским театральным режиссером, педагогом, народным артистом России, — о цифрах и датах не думаешь. А только улыбаешься и слушаешь.
У Владимира Михайловича много наград, в том числе Орден Дружбы и премии правительства России в области культуры, но Заслуженный деятель искусств РСФСР и худрук курса в Высшем театральном училище имени М. С. Щепкина хвалиться заслугами не любит. Главное для него не регалии, не слава, а люди вокруг.
— Я считаю, что любая беда сплачивает людей, а COVID-19 — всемирная беда, —говорит Владимир Михайлович. — И она заставила всех объединиться. Признаться, мы, артисты, люди беспечные, творческие, иногда не отвлекаемся на повседневные вещи. Так, и о прививках мы не думали, пока это нас не коснулось. Коронавирус унес двух талантливых людей нашего театра, и восполнить потерю уже невозможно.
Владимир Михайлович тоже переболел COVID-19 еще в октябре прошлого года. От стационара известный деятель искусств отказался, решил лечиться дома.
— Тогда мы еще не совсем понимали всю серьезность ситуации. И я подумал, дома будет проще. Сейчас я бы, наверное, принял другое решение. У меня заболевание протекало в средней тяжести, и мне повезло, что осложнений не было. Но и находясь дома, я ежедневно чувствовал заботу, причем не только от родных и близких. Меня не оставляли без внимание ни на день, постоянно звонили и приходили медики из нашей поликлиники № 3, врачи из Малого театра. А когда я вылечился, сразу захотел сделать прививку, чтобы не заболеть вновь. Ведь коронавирус коварен и может навредить окружающим. А я каждый день общаюсь с большим количеством людей, это и сотрудники Малого театра, и студенты.
По словам театрального режиссера, пандемия внесла свои изменения и в учебный процесс.
— В этом году набор был крайне тяжелым. Мы консультировали и видели абитуриентов на первых турах только онлайн. Поэтому, думаю, некоторые талантливые ребята, возможно, не смогли полностью раскрыться перед камерой, — пояснил Владимир Михайлович. — Теперь они приедут, и я должен быть в ответе за них, в том числе и за их здоровье. Поэтому всем рекомендую вакцинироваться.
Владимир Михайлович тоже уже сделал прививку от COVID19.каж тол ько подучил заключение лечащего врача.
— Перенес вакцинацию так, словно ее и не было — ни слабости, ни боли, ни температуры, — рассказывает Владимир Михайлович. — Мне даже не пришлось ехать куда-то: наше руководство организовало пункт вакцинации в Малом театре. Вакцинироваться предложили всем, но я не думал, что артисты так серьезно подойдут к этому вопросу. Какое же было мое удивление, когда я увидел, что пришел коллектив полным составом! И это правильно, ведь к нам приходят зрители, и мы не должны подвергать их опасности. Скоро у нас премьера постановки «Горячее сердце», посвященной 200-летию со дня рождения Александра Островского, и я рад, что наш театр свободен от ковида. А значит, праздник ничем не омрачится! После вакцинации Владимира Бейлис ждал подарок.
— Забота о пожилых людях проявляется во всем, я это чувствую. Например, после второй прививки я получил неожиданный, но полезный подарок — тщательно продуманный набор, необходимый представителям старшего поколения, — добавил Владимир Михайлович.
Альфия Камилова, «Москва Центр», 20 августа 2021 года
ПАМЯТИ ПОЭТОВ
Август 2021 года отмечен трагическими для нашей культуры датами. Ровно сто лет назад ушли из жизни два великих русских поэта — 7-го числа умер Александр Блок, 25-го был расстрелян Николай Гумилёв. Новую серию проекта «Живой контакт» мы посвящаем их памяти. Стихи читают народные артисты России Людмила Титова, Владимир Носик, Валерий Афанасьев, артисты Сергей Потапов и Александр Дривень.
ТРУППА МАЛОГО ТЕАТРА СОБЕРЕТСЯ ПОСЛЕ КАНИКУЛ
26 августа в Малом театре состоится традиционный сбор труппы, который проведут художественный руководитель театра народный артист СССР Юрий Соломин и директор театра Тамара Михайлова. Будут подведены итоги минувшего сезона, обозначены планы на будущее, представлено артистическое пополнение. Начало в 12:00.
«ПРЯМОЙ КУРС» МАЛОГО ТЕАТРА
В. Андреев за годы (1985-1988), которые он проработал в Малом главным режиссером, поставил несколько спектаклей, правда, не слишком удачных. В историю театра он вошел драматической дилогией по романам Юрия Бондарева и премьерой по одной из частей мемуаров тогдашнего генерального секретаря ЦК КПСС Л.И. Брежнева «Целина».
Жизнь Б. Львова-Анохина в Малом в самом начале была омрачена уже упомянутой постановкой «Целины» (ему было поручено завершить работу В. Андреева), но ему же принадлежат два самых главных спектакля 1980-х: «Мамуре» Ж. Сармана, поставленные на Е. Гоголеву, и «Холопы» П. Гнедича, прозвучавшие режиссерским гимном культуре академических подмостков и богатству актёрских сил Малого театра.
Можно сказать, что Малый стал в этот момент «актероруководимым в квадрате», поскольку кабинет директора театра с 1985 г. занимал народный артист РСФСР В. Коршунов, вероятно, сыгравший не последнюю роль в организации и проведении выборов нового худрука (Ю. Соломина отличает умение быть верным в дружбе и, возглавив Малый театр, он удерживает Коршунова на посту директора, а потом генерального директора до 2009 г., хотя известно, что тот не раз просился в отставку).
Малый не держится в стороне ни от новых тем, ни от значительнейших имен, только теперь ставших доступными для театра.
Они появляются после 1988 г., когда почти одновременно Юрия Соломина избирают художественным руководителем, в качестве приглашенного режиссера начинает работать Борис Морозов, а заведующим литературной частью театра становится Борис Любимов. Они отвечают за стратегические решения, в том числе и репертуарные.
Восстанавливая в репертуаре важнейшие для афиши Малого театра названия, Ю. Соломин выпустил гоголевского «Ревизора» (2006) и «Власть тьмы» Л. Толстого (2007). Выпустили «Иванова», который, к сожалению, быстро сошел с афиши. Премьеру сыграли 18 апреля 2001, а 27 мая 2002 Виталий Соломин, не только поставивший спектакль, но и сыгравший в нем заглавную роль, умер.
(2) Г. Заславский. Чистая работа. Независимая газета, 27. 01. 1995. С. 4.
Григорий Заславский, «Вопросы театра», №1-2 2021
Мнимый больной
О спектакле
Главной в спектакле Сергея Женовача по комедии Мольера становится грациозная игра актеров.
Декорация «Мнимого больного» в Малом театре — это настоящий дубовый зал в доме Аргана. В нем можно и хочется жить. И это уже третий «дом», который Сергей Женовач и художник Александр Боровский строят в «доме Островского». Были хоромы Фамусова («Горе уму»), была усадьба помещицы Барабошевой («Правда — хорошо, а счастье лучше»), теперь — апартаменты «мнимого больного» из, кстати сказать, не самой удачной мольеровской комедии.
Каждый день нам рассказывают о новых лекарствах и методах исцеления: «Наши ученые разработали! Звоните и заказывайте прямо сейчас!» Как говорил когда-то Жванецкий, «мы — люди, мы лечимся». Но комические аналогии снынешним фармакологическим бизнесом — это лишь побочные, скользящие мотивы спектакля, который кудрявится париками, звенит колокольчиками напомаженных слуг на ярусах (третий звонок!), а красотой декорации напоминает разве что знаменитого «Мизантропа» Ингмара Бергмана. Но тот был не у нас — в Стокгольме.
Арган (Василий Бочкарев) болен «мнимо», потому что болен лицедейством, игрой, театром. И какую роль он может на досуге придумать себе? Только роль больного. Вот при свече он разговаривает с воображаемым аптекаре — и это уже театр одного актера. А постепенно собирается целая труппа, где жена Белина (Евгения Глушенко) играет роль притворной добродетели, а служанка Туанетта (Людмила Титова) выступает режиссером. Грациозная игра — с переодеваниями, перевоплощениями, изящными ролями, которые принимают на себя персонажи галантного века, — становится для них главной. И когда брат Беральд (Александр Клюквин) подсказывает Аргану переменить роль и стать доктором — это и счастливый финал, и выход!
В спектаклях Женовача есть правда. Веришь, что печка у Фамусова горячая, а вечер в Замоскворечье теплый. Правда в театре — это хорошо. А счастье — лучше. Счастье от того, что «Мнимого больного» не сыграли как историю из жизни даунов и не оформили унитазами и горшками, которыми главный герой вообще-то часто пользуется, так что были все основания увлечься больнично-коечной темой, как нынче принято. А тут — счастье театральной легкости, ясных режиссерских мыслей, ощущение жизни как движения воздуха и света, идущего из домов Фамусова, Барабошевой, Аргана. В каждом из них живут люди. Даже после того, как покидаешь зал. Такое ощущение.
Новости
«К премьере комедии Ж.Б. Мольера «Мнимый больной» Н.Г. Зограф КОМЕДИИ МОЛЬЕРА НА СЦЕНЕ МАЛОГО ТЕАТРА В 60-е ГГ. XIX ВЕКА
К премьере комедии Ж.Б. Мольера «Мнимый больной»
Н.Г. Зограф из книги «Малый театр второй половины XIX века»
КОМЕДИИ МОЛЬЕРА НА СЦЕНЕ МАЛОГО ТЕАТРА В 60-е ГГ. XIX ВЕКА
Огромное число постановок мольеровских комедий в 60-е годы (14 постановок за пять сезонов) нельзя объяснить только интересом к классической пьесе, в которой в эти годы видели одно из важнейших условий творческого подъема театра, художественно ослабленного современной дидактической пьесой и увлечением мелодрамами. Комедии Мольера привлекали актеров своим народным юмором, интересом к проблемам любви, брака, семейной жизни, своим типом комедии нравов. Демократизм и гуманизм комедий Мольера выражался в его борьбе с сословными предрассудками, в обличении недостатков во всех слоях современного общества, в противопоставлении буржуа и дворянам народных персонажей с их здравым и простым взглядом наг вещи. В условиях русской действительности 60-х годов, когда формировалась новая общественная жизнь буржуазно-дворянской России, новая семейная мораль, когда в центре внимания были вопросы взаимоотношений буржуазии и дворянства, буржуазного стяжательства и накопления, ханжества и лицемерия, комедии Мольера приобретали в известной мере актуальный характер.
Классицистская комедия Мольера, основанная на принципах рационалистической эстетики, требовала от актеров Малого театра и особых творческих приемов для своего сценического раскрытия, своеобразия типизации характеров. Театр, обращаясь к комедиям Мольера, естественно подходил к ним иначе, чем к драматургии Островского. Актеры обычно играли не жизненно-полнокровных героев, а скорее персонажей определенного амплуа, преобладающую страсть, резко разграничивая добродетель и порок, давали типы бойких служанок, резонеров, обманутых мужей, ловких пройдох и т. п. Для этих спектаклей был характерен внешний комизм; внимание ряда актеров сосредоточивалось на комических эффектах, основанных на странностях и несообразностях походки и жестов, на подчеркнутом гриме и усиленной мимике, на интонациях, рассчитанных на непритязательного зрителя. При отсутствии подлинного творческого взаимодействия исполнителей игра часто сводилась к резонерским рассуждениям, переброске комическими фразами без внутреннего общения партнеров и к общению их как бы через зрительный зал. В центре внимания актеров оказывались комические трюки. В актерской игре очень сильны были традиции фарса и балагана, буффонные приемы, преувеличения. Впрочем, многие второстепенные актеры не учитывали стиль мольеровских произведений и неоднократно в критике звучали упреки, что на сцене действуют русские бытовые фигуры, чуждые и эпохе, и национальному колориту мольеровских произведений. Однако наряду с внешним комизмом, балаганной буффонностью или же резонерством в исполнении лучших актеров проявлялся и подлинный внутренний комизм, глубокая способность быть смешным. Мольеровская комедийность нашла интересное раскрытие в образах, созданных П. Садовским, Шумским, Колосовой, Васильевой и некоторыми другими.
Театр ставит комедии Мольера разнообразных типов и жанров. Прежде всего целый цикл его комедий-балетов на фарсово-бытовые сюжеты: «Замужество — лучший доктор», «Хоть тресни, а женись», «Пурсоньяк», «Графиня д\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\’Эскарбанья». Но театр лишает их специфических жанровых особенностей. приближая к традиционной фарсовой комедии. Дело в том, что из спектаклей полностью убираются балетные интермедии, маски, всевозможные прологи, поющие и играющие музыканты и т. п. Например, в «Пурсоньяке» в первом действии \\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\’вместо музыкантов-итальянцев, изображающих докторов, появлялись с клистирами сами доктора, они же пели итальянский куплет и преследовали убегающего Пурсоньяка. Тексты монологов сильно сокращались, и, например, длинные разглагольствования докторов были сведены всего к нескольким фразам. Все это приводило к тому, что в спектакле весь интерес сосредоточивался на интриге, на действенной стороне ролей, на комических положениях, фарсовых мотивах и приемах. Недостатки переводов также зачастую приводили к тому, что комизм языка пропадал и оставался лишь комизм положений. Необходимо также учесть, что, отказываясь от вокально-танцевального элемента, изымая всевозможные интермедии, балеты, уменьшая пантомимические танцы, тесно связанные у Мольера с комедийным действием, театр менял ритм и стиль этих спектаклей, характер актерского исполнения. Наибольшее значение получает обыгрывание комической детали, мимическая игра, для которой пьесы Мольера предоставляли большой простор. Несомненно важное значение для комедий-балетов должна была иметь внимательная постановка, но спектакли готовились спешно и режиссерски не были продуманы. Шли они в традиционных павильонах, в них отсутствовал ансамбль актеров, в значительном большинстве своем не владевших формой мольеровских произведений, пренебрегавших изучением эпохи и исторических материалов. Из-за отсутствия настоящей режиссуры пропадала, например, сцена комических невежд-докторов (говорящие и молчащие доктора сидели по разным сторонам сцены, и между ними не было какого-либо общения жестами или взглядами), или же заключительный момент в «Замужество—лучший доктор», где плохо была слажена сцена, когда Сганарель, узнав, что его одурачили, кидается за новобрачными и не может протолкнуться сквозь толпу. Все это несомненно отражалось на художественных достоинствах и цельности спектаклей, успех которых целиком зависел лишь от дарования и мастерства отдельных крупных исполнителей.
Наибольший интерес представляли для театра бытовые сатирические комедии и фарсы Мольера. В 1866—1869 гг. актеры исполняют «Жоржа Дандела», «Мещанина-дворянина», «Мнимого больного», «Проделки Скапена», «Лекаря поневоле», «Сганареля». Все эти пьесы обличали сословные предрассудки, пороки буржуазной среды. В них изображались деревенский буржуа, женившийся из спеси на дочери разорившегося аристократа, обманутый ею и, в сущности, заслуживший это, ибо, купив жену, он как бы лишился моральных прав на ее верность; глупый и легковерный буржуа, осмеянный за свое тщеславное желание подражать аристократам; высмеивались лженаука, шарлатанство и одновременно мещанское лицемерие, эгоизм и корысть буржуа, которому противопоставлялся здравый смысл человека из народа; изображались проделки ловкого, умного и активного героя из народных низов, стоящего на голову выше своих хозяев; разрабатывался фарсовый мотив о находчивом бедном дровосеке, прикинувшемся врачом. Эта группа бытовых, фарсовых комедий Мольера представляла несомненный интерес для широкого демократического зрителя и более всего подходила к актерским традициям театра; в сущности, в этом плане им решалось большинство комедий Мольера.
Очень верные, глубоко продуманные и тщательно отделанные мольеровские образы были созданы Шумским, который поражал удивительным богатством мимической игры и совершенным отсутствием утрировки в комизме. Он был превосходен в Сганареле («Замужество—лучший доктор»), роли, трудность которой состоит в том, что, занимая видное место в пьесе, она немногословна и в основном построена на немых сценах. Шумский создал тип эгоиста-отца, который напуган вымышленной болезнью дочери, заискивает перед доктором и нетерпелив с ним; особенно выразительно комичен он был в сцене, когда его дурачат служанка, дочь и ее переодетый любовник. «Надобно было видеть, — писал Баженов, — в этой сцене г. Шумского, чтобы удивляться его замечательному искусству играть выражением лица. Мы, например, никогда не забудем того места, когда Сганарель, сам поддавшийся совершенно обману и думающий, что он, вместе с Клитандром, удачно обманывает дочь, стоит между Клитандром и Люсендой и, обращаясь к первому, выражает лицом радость и полное довольство, а на вторую смотрит с притворной грустью, в которой так и сквозит старческое лукавство». Простоватый, тупой, уверенный в своем уме и своей непогрешимости и вследствие этого не видящий, что происходит у него под носом, Сганарель был прекрасно передан Шумским. В роли Скапе-на, одной из наиболее ярких у Шумского, он хорошо выразил черты плутоватого и умного слуги. Очень эффектна была его мимическая игра, когда Скапен под угрозами каялся в своих старых проказах и с комическим ужасом всякий раз узнавал, что его спрашивали не о том. С большим искусством передавал он изменения внешнего поведения героя в связи с изменением обстоятельств, например, сцену, когда «Скален, покаявшись на коленях перед Леандром в разных проделках, вдруг встает, выпрямляется и принимает нахальный вид как скоро узнает, что молодой барин нуждается в его услугах». Весьма эффектна была сцена, когда говоря тремя разными голосами, он бил Жеронта, сидевшего а мешке, или в высшей степени натурально изображал «умирающего» Скапена. Шумский, как всегда, большое внимание обращал на все мелкие комические положения. Критика писала, что «ни малейший комический оттенок не был упущен им; все было выполнено с тем умом и тою изящною тонкостью, которые составляют отличительную черту его таланта» и что Шумский «передал характер Скапена — не только плутоватость, но и любовь к плутням, наслаждение ими».
Иначе подходил к мольеровским образам Живокини. Широкое применение получали у него присущие его исполнению фарсовые приемы, черты внешнего комизма. Баженов отмечал, что в «Мнимом больном» где действуют реалистические герои, а интрига вытекает из характеров, господствующих в пьесе, Живокини, играя Арглна, не сумел изобразить человека, поглощенного воображаемой болезнью. «Вместо этого мы видели, что исполнителя ни на минуту не оставляло желание смешить каждой фразой, каждым словом его роли, так, что даже в тех немногих местах, где он как бы спохватывался, начинал охать и говорить ослабевающим голосом, в тоне голоса и в самых оханьях слышалась насмешка и желание не столько оправдать то или другое положение, ту или другую выходку Аргана, сколько подтрунить над этим положением, над этой выходкою». Притворство, желание смешить шли от намерения сыграть комический персонаж, а не овладеть характером человека, пускай оказавшегося в необычайных комических обстоятельствах.
Так у трех крупнейших актеров намечались три своеобразных подхода к созданию образов комедий Мольера, вытекавшие в значительной степени из индивидуального творческого своеобразия их актерских дарований. Садовский прежде всего стремился создать характер, раскрыть психологию героя. Шумский в поисках выразительной формы образа делал акцент на мимической игре, отводил огромную роль внешней характерности. Живокини играл фарсовые мотивы, используя прежде всего технику и приемы внешнего комизма. Полнокровная, творчески богатая драматургия Мольера позволяла актерам пользоваться разнообразными художественными подходами в работе над образом.
Среди актрис в мольеровском репертуаре надо прежде всего назвать Колосову, превосходно воспроизводившую тип мольеровской служанки — плутоватой Клодины в «Жорже Дандене», умной, бойкой, живой и веселой Туанетты в «Мнимом больном» и другие. «Вот настоящая мольеровская служанка! — писал критик.— Сколько веселости, сколько женского лукавства, сколько бойкости, какое живое участие в общем действии, какая естественность в жестах, в мимике, в интонации голоса! Истинным наслаждением, наслаждением совершенно эстетическим, было любоваться игрою г-жи Колосовой».
К премьере комедии Ж.Б. Мольера «Мнимый больной»
Н.Г. Зограф из книги «Малый театр второй половины XIX века»
КОМЕДИИ МОЛЬЕРА НА СЦЕНЕ МАЛОГО ТЕАТРА В 60-е ГГ. XIX ВЕКА
Огромное число постановок мольеровских комедий в 60-е годы (14 постановок за пять сезонов) нельзя объяснить только интересом к классической пьесе, в которой в эти годы видели одно из важнейших условий творческого подъема театра, художественно ослабленного современной дидактической пьесой и увлечением мелодрамами. Комедии Мольера привлекали актеров своим народным юмором, интересом к проблемам любви, брака, семейной жизни, своим типом комедии нравов. Демократизм и гуманизм комедий Мольера выражался в его борьбе с сословными предрассудками, в обличении недостатков во всех слоях современного общества, в противопоставлении буржуа и дворянам народных персонажей с их здравым и простым взглядом наг вещи. В условиях русской действительности 60-х годов, когда формировалась новая общественная жизнь буржуазно-дворянской России, новая семейная мораль, когда в центре внимания были вопросы взаимоотношений буржуазии и дворянства, буржуазного стяжательства и накопления, ханжества и лицемерия, комедии Мольера приобретали в известной мере актуальный характер.
Классицистская комедия Мольера, основанная на принципах рационалистической эстетики, требовала от актеров Малого театра и особых творческих приемов для своего сценического раскрытия, своеобразия типизации характеров. Театр, обращаясь к комедиям Мольера, естественно подходил к ним иначе, чем к драматургии Островского. Актеры обычно играли не жизненно-полнокровных героев, а скорее персонажей определенного амплуа, преобладающую страсть, резко разграничивая добродетель и порок, давали типы бойких служанок, резонеров, обманутых мужей, ловких пройдох и т. п. Для этих спектаклей был характерен внешний комизм; внимание ряда актеров сосредоточивалось на комических эффектах, основанных на странностях и несообразностях походки и жестов, на подчеркнутом гриме и усиленной мимике, на интонациях, рассчитанных на непритязательного зрителя. При отсутствии подлинного творческого взаимодействия исполнителей игра часто сводилась к резонерским рассуждениям, переброске комическими фразами без внутреннего общения партнеров и к общению их как бы через зрительный зал. В центре внимания актеров оказывались комические трюки. В актерской игре очень сильны были традиции фарса и балагана, буффонные приемы, преувеличения. Впрочем, многие второстепенные актеры не учитывали стиль мольеровских произведений и неоднократно в критике звучали упреки, что на сцене действуют русские бытовые фигуры, чуждые и эпохе, и национальному колориту мольеровских произведений. Однако наряду с внешним комизмом, балаганной буффонностью или же резонерством в исполнении лучших актеров проявлялся и подлинный внутренний комизм, глубокая способность быть смешным. Мольеровская комедийность нашла интересное раскрытие в образах, созданных П. Садовским, Шумским, Колосовой, Васильевой и некоторыми другими.
Театр ставит комедии Мольера разнообразных типов и жанров. Прежде всего целый цикл его комедий-балетов на фарсово-бытовые сюжеты: «Замужество — лучший доктор», «Хоть тресни, а женись», «Пурсоньяк», «Графиня д\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\’Эскарбанья». Но театр лишает их специфических жанровых особенностей. приближая к традиционной фарсовой комедии. Дело в том, что из спектаклей полностью убираются балетные интермедии, маски, всевозможные прологи, поющие и играющие музыканты и т. п. Например, в «Пурсоньяке» в первом действии \\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\’вместо музыкантов-итальянцев, изображающих докторов, появлялись с клистирами сами доктора, они же пели итальянский куплет и преследовали убегающего Пурсоньяка. Тексты монологов сильно сокращались, и, например, длинные разглагольствования докторов были сведены всего к нескольким фразам. Все это приводило к тому, что в спектакле весь интерес сосредоточивался на интриге, на действенной стороне ролей, на комических положениях, фарсовых мотивах и приемах. Недостатки переводов также зачастую приводили к тому, что комизм языка пропадал и оставался лишь комизм положений. Необходимо также учесть, что, отказываясь от вокально-танцевального элемента, изымая всевозможные интермедии, балеты, уменьшая пантомимические танцы, тесно связанные у Мольера с комедийным действием, театр менял ритм и стиль этих спектаклей, характер актерского исполнения. Наибольшее значение получает обыгрывание комической детали, мимическая игра, для которой пьесы Мольера предоставляли большой простор. Несомненно важное значение для комедий-балетов должна была иметь внимательная постановка, но спектакли готовились спешно и режиссерски не были продуманы. Шли они в традиционных павильонах, в них отсутствовал ансамбль актеров, в значительном большинстве своем не владевших формой мольеровских произведений, пренебрегавших изучением эпохи и исторических материалов. Из-за отсутствия настоящей режиссуры пропадала, например, сцена комических невежд-докторов (говорящие и молчащие доктора сидели по разным сторонам сцены, и между ними не было какого-либо общения жестами или взглядами), или же заключительный момент в «Замужество—лучший доктор», где плохо была слажена сцена, когда Сганарель, узнав, что его одурачили, кидается за новобрачными и не может протолкнуться сквозь толпу. Все это несомненно отражалось на художественных достоинствах и цельности спектаклей, успех которых целиком зависел лишь от дарования и мастерства отдельных крупных исполнителей.
Наибольший интерес представляли для театра бытовые сатирические комедии и фарсы Мольера. В 1866—1869 гг. актеры исполняют «Жоржа Дандела», «Мещанина-дворянина», «Мнимого больного», «Проделки Скапена», «Лекаря поневоле», «Сганареля». Все эти пьесы обличали сословные предрассудки, пороки буржуазной среды. В них изображались деревенский буржуа, женившийся из спеси на дочери разорившегося аристократа, обманутый ею и, в сущности, заслуживший это, ибо, купив жену, он как бы лишился моральных прав на ее верность; глупый и легковерный буржуа, осмеянный за свое тщеславное желание подражать аристократам; высмеивались лженаука, шарлатанство и одновременно мещанское лицемерие, эгоизм и корысть буржуа, которому противопоставлялся здравый смысл человека из народа; изображались проделки ловкого, умного и активного героя из народных низов, стоящего на голову выше своих хозяев; разрабатывался фарсовый мотив о находчивом бедном дровосеке, прикинувшемся врачом. Эта группа бытовых, фарсовых комедий Мольера представляла несомненный интерес для широкого демократического зрителя и более всего подходила к актерским традициям театра; в сущности, в этом плане им решалось большинство комедий Мольера.
Очень верные, глубоко продуманные и тщательно отделанные мольеровские образы были созданы Шумским, который поражал удивительным богатством мимической игры и совершенным отсутствием утрировки в комизме. Он был превосходен в Сганареле («Замужество—лучший доктор»), роли, трудность которой состоит в том, что, занимая видное место в пьесе, она немногословна и в основном построена на немых сценах. Шумский создал тип эгоиста-отца, который напуган вымышленной болезнью дочери, заискивает перед доктором и нетерпелив с ним; особенно выразительно комичен он был в сцене, когда его дурачат служанка, дочь и ее переодетый любовник. «Надобно было видеть, — писал Баженов, — в этой сцене г. Шумского, чтобы удивляться его замечательному искусству играть выражением лица. Мы, например, никогда не забудем того места, когда Сганарель, сам поддавшийся совершенно обману и думающий, что он, вместе с Клитандром, удачно обманывает дочь, стоит между Клитандром и Люсендой и, обращаясь к первому, выражает лицом радость и полное довольство, а на вторую смотрит с притворной грустью, в которой так и сквозит старческое лукавство». Простоватый, тупой, уверенный в своем уме и своей непогрешимости и вследствие этого не видящий, что происходит у него под носом, Сганарель был прекрасно передан Шумским. В роли Скапе-на, одной из наиболее ярких у Шумского, он хорошо выразил черты плутоватого и умного слуги. Очень эффектна была его мимическая игра, когда Скапен под угрозами каялся в своих старых проказах и с комическим ужасом всякий раз узнавал, что его спрашивали не о том. С большим искусством передавал он изменения внешнего поведения героя в связи с изменением обстоятельств, например, сцену, когда «Скален, покаявшись на коленях перед Леандром в разных проделках, вдруг встает, выпрямляется и принимает нахальный вид как скоро узнает, что молодой барин нуждается в его услугах». Весьма эффектна была сцена, когда говоря тремя разными голосами, он бил Жеронта, сидевшего а мешке, или в высшей степени натурально изображал «умирающего» Скапена. Шумский, как всегда, большое внимание обращал на все мелкие комические положения. Критика писала, что «ни малейший комический оттенок не был упущен им; все было выполнено с тем умом и тою изящною тонкостью, которые составляют отличительную черту его таланта» и что Шумский «передал характер Скапена — не только плутоватость, но и любовь к плутням, наслаждение ими».
Иначе подходил к мольеровским образам Живокини. Широкое применение получали у него присущие его исполнению фарсовые приемы, черты внешнего комизма. Баженов отмечал, что в «Мнимом больном» где действуют реалистические герои, а интрига вытекает из характеров, господствующих в пьесе, Живокини, играя Арглна, не сумел изобразить человека, поглощенного воображаемой болезнью. «Вместо этого мы видели, что исполнителя ни на минуту не оставляло желание смешить каждой фразой, каждым словом его роли, так, что даже в тех немногих местах, где он как бы спохватывался, начинал охать и говорить ослабевающим голосом, в тоне голоса и в самых оханьях слышалась насмешка и желание не столько оправдать то или другое положение, ту или другую выходку Аргана, сколько подтрунить над этим положением, над этой выходкою». Притворство, желание смешить шли от намерения сыграть комический персонаж, а не овладеть характером человека, пускай оказавшегося в необычайных комических обстоятельствах.
Так у трех крупнейших актеров намечались три своеобразных подхода к созданию образов комедий Мольера, вытекавшие в значительной степени из индивидуального творческого своеобразия их актерских дарований. Садовский прежде всего стремился создать характер, раскрыть психологию героя. Шумский в поисках выразительной формы образа делал акцент на мимической игре, отводил огромную роль внешней характерности. Живокини играл фарсовые мотивы, используя прежде всего технику и приемы внешнего комизма. Полнокровная, творчески богатая драматургия Мольера позволяла актерам пользоваться разнообразными художественными подходами в работе над образом.
Среди актрис в мольеровском репертуаре надо прежде всего назвать Колосову, превосходно воспроизводившую тип мольеровской служанки — плутоватой Клодины в «Жорже Дандене», умной, бойкой, живой и веселой Туанетты в «Мнимом больном» и другие. «Вот настоящая мольеровская служанка! — писал критик.— Сколько веселости, сколько женского лукавства, сколько бойкости, какое живое участие в общем действии, какая естественность в жестах, в мимике, в интонации голоса! Истинным наслаждением, наслаждением совершенно эстетическим, было любоваться игрою г-жи Колосовой».