советские актеры игравшие фашистов
ГИТЛЕРЫ СОВЕТСКОГО КИНО
Сатирическую традицию показа фюрера заложил Чарли Чаплин в «Великом диктаторе». Пока шла война, наши кинематографисты изображали «фашиста №1» мелкой, пакостной гнидой, способную вызвать смех, омерзение, но не страх.
Это был не лидер нации, а урка, сошедший с карикатур «Крокодила».
Недаром на роль Гитлера назначили Дуремара из «Золотого ключика» Сергея Мартинсона.
Он играл Адольфа в одном из «Боевых киносборников» и в фильме «Новые похождения Швейка».
Не знаю, каким был Гитлер Мартинсона в пафосной послевоенной ленте «Третий удар», возможно там гротесковых красок было поменьше.
Зато у следующего Гитлера – Владимира Савельева – гротеск зашкаливали. В фильмах «Падение Берлина» и «Секретная миссия» Савельев создал образ законченного истерика, шизофреника, жалкого в своих потугах маньяка. При взгляде на него возникали вопросы: как могла пойти нация за таким неадекватом? И почему мы победили его за четыре года, а не пять минут?
У актера Малого театра Савельева, кстати, были все шансы эксплуатировать эту роль и дальше, его трактовка отвечала официальной.
Но, к сожалению, Савельев ушел из жизни в 1956, сделав роль вакатной.
После сталинских лет Гитлер перестал быть частым гостем Советского экрана, пока режиссер Юрий Озеров не приступил к съемкам эпопеи «Освобождение». Здесь уже нельзя было обойтись только сатирической краской. И время требовало анализа фашизма, и эпопея претендовала на документализм.
Начались поиски актера. Скажем сразу, в наших пенатах его не нашли. Новый советский Гитлер жил в ГДР.
По иронии судьбы Фриц Диц (1901-1979) фюрера ненавидел.
Еще в начале творческого пути он сделал на Гитлера пародию. Диц выходил на сцену кабаре с наклеенными усиками и взметенной вверх рукой. Народ откликался дружным: «Хайль, Гитлер!». А Диц реагировал фразой: «Вот на такую высоту прыгает моя собака!»
В 1932 году Диц вступил в Коммунистическую Партию Германии. В 1933 партию, после поджога Рейхстага, запретили нацисты. Квартира же Дица была подвергнута обыску. Будучи вышибленным со всех работ, он покинул страну.
Но проглядывало в герое Дица что-то человеческое, хоть и омерзительное.
Кроме фильмов Озерова Диц сыграл фюрера в «Семнадцати мгновениях весны».
Кроме Дица роль Гитлера приватизировал Станислав Станкевич. Самая значимая его роль четыре фильма эпопеи «Блокада». Также Станкевич играл фюрера в «Дерзости» и «Корпусе генерала Шубникова».
С приходом новых времен пришли в российский кинематограф другие Гитлеры.
Но о них как-нибудь в следующий раз.
Гитлеры мирового кино: Кто из актеров убедительнее всех смотрелся в роли фюрера
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Одним из первых актеров, который воплотил образ Гитлера на экране, был Чарли Чаплин. Его фильм «Великий диктатор» называли единственным удачным покушением на фюрера. Съемки начались в сентябре 1939 г., всего через неделю после начала Второй мировой войны. А к моменту окончания съемок Франция уже была захвачена нацистами. Идея сыграть Гитлера родилась у Чарли Чаплина во многом из-за внешнего сходства его героя Бродяги и фюрера, кроме того, оба они родились в апреле 1889 г., оба росли в бедности и были вынуждены бороться за выживание – правда, разными методами.
Актера ужасали преследования евреев в Европе, и он задумал снять политическую сатиру на нацистов. Гитлер в исполнении Чаплина (в фильме он именовался Аденоид Хинкель) выглядел смешным и жалким – актер был уверен, что диктатора можно победить только с помощью смеха. Правда, позже, узнав о масштабах его преступлений, Чаплин признался: « Конечно, если бы я знал тогда о подлинных ужасах немецких концлагерей, я не смог бы сделать «Диктатора», не смог бы смеяться над нацистами, над их чудовищной манией уничтожения ». Фильм Чаплина был примечателен тем, что стал первой его звуковой картиной и всего одним из двух американских фильмов, осуждавших нацистов до вмешательства США во Вторую мировую войну. Актер снял «Великого диктатора» на свои личные средства, потратив 1,5 млн долларов, так как Голливуд боялся потерять деньги, если поддержит этот проект. После того, как Гитлер увидел этот фильм, он объявил Чарли Чаплина своим личным врагом.
Первым в советском кино Гитлера сыграл актер Сергей Мартинсон, известный своими комедийными ролями (например, Дуремар из «Золотого ключика» 1939 г.). Он сыграл фюрера несколько раз и создал гротескный образ, вызывавший смех и омерзение одновременно. Режиссер Григорий Александров о Гитлере Мартинсона говорил: « Он смешон, этот ничтожный прусский ефрейтор, возомнивший себя завоевателем вселенной, он смешон со своим глупым, лопнувшим, как мыльный пузырь, мифом о непобедимости немецкой военной машины… В своем облике фокусника-маньяка Гитлер Мартинсона дан остро и выразительно, напоминая карикатуры художников Кукрыниксов ». Актер создал образ сумасшедшего, одержимого манией величия и манией преследования одновременно.
Эта традиция высмеивания диктатора сохранилась и в послевоенное время. Гротескную линию продолжил актер Владимир Савельев, который в фильмах «Падение Берлина» и «Секретная миссия» изобразил Гитлера законченным истериком, шизофреником и маньяком. Актер словно заострял все его негативные качества и доводил их до абсурда.
Самым знаменитым Гитлером советского кино и «главным киноГитлером ХХ века» стал не советский, а… немецкий актер! Фриц Диц жил в Германии и ненавидел фюрера. Еще в начале своего творческого пути он сделал пародию на него: он выходил на сцену кабаре с наклеенными усиками и вскидывал руку привычным жестом, народ кричал ему: « Хайль, Гитлер! » А Диц отвечал: « Вот на такую высоту прыгает моя собака ». В 1932 г. актер вступил в коммунистическую партию Германии, из-за чего его вскоре уволили с работы, а потом вынудили уехать из страны.
После войны он вернулся в ГДР и сыграл Гитлера в нескольких фильмах 1950-1960-х гг. Тогда на него обратил внимание советский режиссер Юрий Озеров, предложивший ему снова предстать в этом образе в фильме «Освобождение». Поначалу актер отказался – боялся стать заложником одной роли, но по настоятельной рекомендации Хонеккера ему пришлось дать согласие. В 1970-х гг. он сыграл Гитлера в фильмах «Солдаты свободы» и «Семнадцать мгновений весны». Режиссер Татьяна Лиознова приглашала на пробы разных актеров, на роль Гитлера пробовался даже Леонид Куравлев, но он призавался: « Я этого антихриста не осилил. Моя природа взыграла и была против ».
Юрий Визбор, сыгравший Бормана, вспоминал, что в финальной сцене «Семнадцати мгновений весны» всем было не по себе от того, насколько чудовищным и страшным был Гитлер в исполнении Дица. В результате его назвали лучшим исполнителем роли фюрера в кино ХХ в., который изобразил его злым гением войны и параноиком. Кроме Дица, в советском кино роль Гитлера несколько раз исполнил Станислав Станкевич («Блокада», «Дерзость», «Корпус генерала Шубникова»).
В зарубежном кино также были актеры, исполнившие роль Гитлера несколько раз. Еще до Фрица Дица фюрера 5 раз сыграл американский актер Бобби Уотсон. После окончания войны он изобразил его еще 4 раза, правда, ни один из этих фильмов не стал классикой голливудского кино.
Британский актер Алек Гиннес сыграл фюрера в фильме «Гитлер: последние десять дней» (1973). Он так хотел получить эту роль, что даже устроил фотосессию в этом образе прямо на улицах Лондона, и так тщательно готовился к съемкам, что даже перенял бытовые привычки Гитлера: начал пить мятный чай и бросил курить.
В 1981 г. Гитлера сыграл Энтони Хопкинс. Традиционно считается, что самым главным злодеем в его исполнении был Ганнибал Лектер, но сам актер с этим утверждением не соглашался: « Как по мне, величайшим из злодеев, что мне довелось воплотить на экране, был Гитлер. В сравнении с ним Лектер – щенок сопливый ». У многих зрителей возмущение вызвало то, что актер как бы пытался «очеловечить» фюрера, на что Хопкинс возражал: мол, прежде всего, он был обычным человеком, что больше всего и ужасает. Партнеры Хопкинса по фильму утверждали, что актеры, игравшие немецких солдат, моментально вставали по стойке смирно, как только тот к ним приближался – настолько убедительным было его перевоплощение!
В начале нового столетия о Гитлере было снято немало новых фильмов: в 2003 г. в фильме «Гитлер: восхождение дьявола» главную роль исполнил шотландский актер Роберт Карлайл, который после окончания съемок несколько месяцев не мог освободиться от этого образа: « Если вы изрыгаете желчь, как Адольф Гитлер, это так просто не остановить, когда режиссер говорит «стоп». Это все крутится в твоей гребаной голове, гремит там, вся эта ненависть и отвращение, и нужно сидеть и ждать, когда это пройдет. В данном случае мне понадобилось несколько месяцев, я чувствовал себя ужасно ».
В 2004 г. в фильме «Бункер» роль Гитлера сыграл Бруно Ганц, в 2009 г. в «Бесславных ублюдках» Квентина Тарантино в этом образе предстал Мартин Вуттке, в 2015 г. в фильме «Он снова здесь» зрители увидели Оливера Мазуччи. В фильмах о юности Гитлера «Макс» и «Моя борьба» главные роли сыграли Ноа Тейлор и Том Шиллинг.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Советские актеры игравшие фашистов
Фильмы про войну очень любили в Советском Союзе. Да и сейчас, в постсоветской России они пользуются не меньшей популярностью.
Образы мужественных советских бойцов, храбрых разведчиков, лихих партизан становились культовыми, их фразы цитировались наизусть, их портреты вырезали из журнала «Советский экран» и бережно хранили. Немцев же, напротив, дружно не любили (исключение составляет, пожалуй, только Мюллер из «17 мгновений весны» в блестящем исполнении Броневого). А между тем, играть отрицательных героев иной раз намного сложнее, чем положительных. По какому же принципу отбирали актеров для исполнения ролей фашистов?
Прибалтийские актеры
Разумеется, прежде всего, на роли немцев в советских фильмах приглашали актеров из Прибалтики. Их «арийская», породистая внешность и общий «не советский» облик способствовали тому, что на экране, да в мундирах Третьего Рейха они выглядели совершенно как настоящие немцы.
Замечательный актер, народный артист Литовской ССР Альгимантас Масюлис сыграл бесчисленное количество разнообразных немцев. Достаточно вспомнить такие фильмы, как «Человек в штатском», «Судьба», «Крепость», «Если враг не сдается» и другие. В этих фильмах Масюлис создавал образ не просто беспощадного, но очень умного, можно сказать, интеллектуального врага. Очень востребованным был и латвийский актер У́лдис Ли́елдиджс. Многие его роли даже не имеют имен. Просто «немецкий офицер», «немецкий снайпер». Это такие фильмы, как «Зимородок», «Петр Рябинкин», «Пятнадцатая весна» и другие. Он вспоминал в одном из интервью такой эпизод. Будучи в Москве, зашел в пельменную перекусить. И вдруг один мальчик, пристально наблюдавший за ним, закричал: «Товарищи, этот фашист ест наши советские пельмени!».
Не прибалтийские актеры
Но, разумеется, решение о том, какого актера пригласить на роль немца, принималось отнюдь не на основании национальности исполнителя. Играли врагов в фильмах и актеры вполне славянского (и не только славянского) происхождения. Все зависело от точности попадания в образ на пробах.
Например, в фильме «Подвиг разведчика» режиссер Барнет долго не мог найти исполнителя роли генерала Кюна. И в конце концов … исполнил эту сложнейшую роль сам.
В культовом фильме «Семнадцать мгновений весны» в ролях немцев снялась целая плеяда великолепных актеров. Немцы в этом фильме были поданы «крупным планом», не так, как было до сих пор, когда персонажи врагов были фигурами, призванными лишь оттенить образы главных положительных героев. При их подборе режиссер Т. Лиознова ориентировалась, во многом, на внешнее сходство, но не только. Важна была способность актера понять и убедительно сыграть характер героя. Именно так были отобраны Л. Броневой на роль Мюллера, О. Табаков на роль Шелленберга, Ю. Визбор на роль Бормана.
В фильме «Вариант «Омега»» роли немцев играли тоже не только актеры из стран Прибалтики. Например, роль Георга фон Шлоссера исполнил Игорь Васильев, а начальника гестапо Франца Маггиля – Александр Калягин.
И, наконец, редкий для советского кино случай, когда немецкий офицер является положительным персонажем. Речь о Генрихе Шварцкопфе, которого замечательно сыграл в фильме «Щит и меч» Олег Янковский. Рассказывают, что однажды режиссер картины Владимир Басов сидел со своей женой и друзьями в ресторане, и обсуждал, где найти исполнителя роли Шварцкопфа. Жена Басова увидела Янковского, который обедал за соседним столиком, и сказала мужу: «Вот сидит юноша с типично арийской внешностью. Он мог бы идеально подойти». В ответ на это Басов сказал: «Это верно, но где ты видела актера с таким умным лицом? Наверняка это физик или филолог». Впоследствии оказалось, что Янковский – актер из Саратова. С фильма Щит и меч» началась его всесоюзная известность.
Актеры на роль Гитлера
Найти исполнителя на роль Адольфа Гитлера было особенно непросто. В киноэпопее Озерова «Освобождение» (1968-1972) Гитлера играл прекрасный немецкий актер Фриц Диц. Перед тем, как сняться в этой эпической ленте, Диц исполнил роль фюрера в двух фильмах у себя на родине, в ГДР. Попадание в образ было превосходным. Антифашист Диц играл Гитлера, вкладывая в эту роль всю свою ненависть к тому, кто развязал Вторую мировую войну.
В фильме «Семнадцать мгновений весны» Лиознова пробовала на роль Гитлера разных актеров, и даже … Леонида Куравлева. Пробы оказались неудачными. Как говорил сам Куравлев: «Я этого антихриста не осилил. Моя природа взыграла и была против». В итоге Куравлев сыграл в фильме роль Айсмана, а на Гитлера пригласили из ГДР неизменного Дица.
Товарищи фашисты
На фестивале «Киношок» показали документальный фильм «Фрицы и блондинки» — о прибалтийских актерах, воплощавших в советском кинематографе образы нацистов.
На съемки этого фильма в чистом виде ушел один день: минимализм прибалтийского искусства органично сочетается с его малобюджетностью. Год назад в Латвии, в поместье Эволе, собрали прибалтийских актеров, игравших нацистов в советских фильмах. Все было обставлено в шутливой манере — на фасаде было написано по-немецки «Привет бойцам идеологического фронта», но само дело было, конечно, нешуточное. Дело в том, что в сегодняшней Прибалтике участие актеров в советских пропагандистских фильмах приравнивается к пособничеству советскому режиму. И если этот фильм в России смотрится как в общем-то ностальгическая штука — вот сидят актеры и вспоминают молодость,— то в Прибалтике к нему отнеслись примерно как к фильму «Покаяние» Абуладзе.
Режиссер Арбо Таммиксаар пригласил троих самых известных «фашистов» советского кино — литовца Альгимантаса Масюлиса (который, к сожалению, не дожил до премьеры фильма), латыша Улдиса Лиелдиджа и эстонца Тыну Аава — и устроил что-то вроде шуточного Нюрнбергского процесса. Режиссер спрашивал, не раскаиваются ли актеры за свое участие в идеологическом кино, актеры отвечали, что нет, не раскаиваются, и приводили аргументы в свою защиту,— вот, собственно, и все содержание фильма «Фрицы и блондинки». При этом атмосфера была очень теплая: актеры радовались встрече, вспоминали смешные случаи, так сказать, из общего «фашистского» прошлого. Потрясает при этом количество фильмов, в которых они снялись: у каждого примерно по три-четыре десятка ролей такого плана. В Прибалтике всерьез считают, что именно из-за этих ролей у сегодняшних Эстонии, Латвии и Литвы имидж «пособников фашистов»: то есть что виноваты в этом именно актеры Масюлис, Лиелдидж и Аав и прочие. А режиссер Арбо Таммиксаар, поставив вопрос об ответственности художника, тем самым снял ужасное напряжение в обществе и косвенным образом защитил актеров.
Нам, конечно, эти страсти кажутся преувеличенными, если даже к фильмам Лени Рифеншталь у нас отношение неоднозначное, хотя, казалось бы, вот где пропаганда нацизма, то что уж там говорить об актерах, которые играли «фашистов», по сути, в развлекательном кино. Здесь гораздо интереснее эстетическая сторона вопроса: прибалтийских актеров в советском кино действительно чаще других приглашали играть злодеев, можно даже говорить о своеобразной актерской школе, о «фабрике зла». Фактически это разговор об образе врага в советском кино — о том, как он создавался и как в конечном итоге стал сам управлять своими создателями.
Главный комментатор фильма «Фрицы и блондинки» — Александр Шпагин, специалист по истории советского кино — говорит, что прибалтов стали приглашать в советское кино не только потому, что они были «похожи» на немцев. Это лишь формальная причина: на самом деле задачи у советского киноискусства были глубже. «Главное качество этих персонажей была тотальная холодность,— говорит Шпагин.— Они были все как аршин проглотившие и совершенно ледяные. Прибалтийский актер нужен был именно для того, чтобы подчеркнуть чужеродность «фашистов», еще больше их отчуждить, отстранить. Но дело в том, что и сами прибалты в нашем кино были изначально символом чего-то чужого, иного, это началось еще с «Дела Румянцева» (1955), где главного гада играет Антс Эскола,— это одно из первых появлений прибалтийских актеров на экране. Прибалтов звали в кино, чтобы подчеркнуть несоветское происхождение героя».
Однако массовое пришествие прибалтийских актеров случилось в 1970-е: именно в это время в нашем кино в очередной раз поменялись задачи — и идеологические, и коммерческие, и эстетические. Ставка была сделана на «советский Голливуд», и отныне в стране идет борьба за количество зрителя, а не только за идеологическую лояльность фильма (таким образом в советском кино начинают стихийно складываться рыночные отношения). Именно в эти годы было снято огромное количество фильмов с абсолютно одинаковым сюжетом: «разведчики пошли на задание, вернулись не все» или «наш разведчик уделывает немецкого генерала»: «В двух шагах от «Рая»», «Шел четвертый год войны», «Без права на провал», «Постарайся остаться живым» и т. д.
Именно в этих фильмах снималась целая плеяда прибалтийских актеров, естественно, в роли «фрицев»: Антс Эскола, Юозас Будрайтис, Альгимантас Масюлис, Улдис Лиелдидж, Хейно Мандри, Тыну Аав, Арнис Лицитис, Улдис Думпис, Сулев Луйк, Валентин Скулме. Соответственно в ролях фашисток — Вия Артмане, Ада Лундвер, Эве Киви. Что касается жанра, то это были полуприключенческие фильмы: для приключенческих они были довольно вялы, а на серьезность не претендовали. Не было там и подлинного драматизма. «Почти весь военный кинематограф 1970-х годов,— говорит Шпагин,— вяло-развлекательный: война в кино превращается в пионерлагерь, в игру «Зарница»».
Как воспринимал «фашистов» массовый советский зритель? Как ни парадоксально — именно как прибалтов, которые играют фашистов. Что до самого образа «фашиста», то он был с художественной точки зрения настолько неубедительным, что говорить о каком-либо воздействии на зрителя глупо. Это была чистая функция, условность, с чем (что тоже довольно забавно), советский зритель сознательно примирялся. То есть зрителю и не нужно было «сложнее»: когда на экране появлялся очередной на редкость схематичный «фашист», в голове, вероятно, срабатывала защитная реакция — «а что же, их людьми, что ли, показывать?» Единственной попыткой усложнить образ врага были «Семнадцать мгновений весны», однако посыл Лиозновой не был подхвачен: в советском кино все равно победил миф о фашисте как о примитивном, холодном истукане. Даже если играл его крупный актер, например Будрайтис, все равно его игру было не отличить от игры других актеров.
Между тем клишированность и стереотипность фашистов в кино 1970-1980-х годов, а также само количество этих картин (примерно 400-500) породили непредсказуемый эффект: это стало вызывать у зрителя смех, причем в самых «кровожадных сценах». В первую очередь смех вызывал утрированный немецкий акцент: «Ти бутешь отвешайт мне, сволотш, или ми тебя бутем немношко вешайт». «Конечно, можно было бы приглашать немецких актеров из ГДР,— говорит Шпагин.— Но в 1970-е всем уже было по фигу: все эти картины сняты левой ногой. У прибалтов есть какой-то акцент, ну и слава богу».
Вряд ли это было сознательной диверсией, прибалтийские актеры, по их признанию, напротив, старались по возможности «усложнить, углубить» образ врага. Просто так все совпало: в кино стало много похожих фашистов, однообразно-пустых, и это кино перестали воспринимать всерьез, это называли «киношко про войнушку», а самих героев «фашиками». В результате война-трагедия, война как святое, бывшая в СССР своего рода заменой религии, перестала играть в обществе объединительную роль, потеряла сакральный статус. Больше объединять, как выяснилось, было нечему.
На месте прибалтов — без шуток! — я бы рассматривал работу актеров не как «пособничество» советскому режиму, а, напротив, как тайную борьбу с ним, как подрыв советской идеологии. Патриотизм не выдерживает поточного производства: как только его начинают штамповать, он сам себя разоблачает, опровергает. Оскомина от лжепатриотизма была порождена именно формальным и массовым производством таких фильмов. Зло перестало ужасать, и настало новое время.
Альгимантас Масюлис / Литва
Мягкая фактура диктовала «нестандартность» его «фрицев». Одна из характерных ролей — офицер СС в Заксенхаузене («Освобождение»). На родине он был любим за роли в спектаклях для детей: его знали в первую очередь как дядюшку Римуса и бравого солдата Швейка.
Улдис Лиелдидж / Латвия
Считается рекордсменом по участию в фильмах «про фашистов» — около 50 фильмов. Лиелдидж вспоминает, как однажды в Москве он зашел перекусить в кафе: мальчик лет десяти, узнав его, закричал: «Товарищи! Этот фашист ест наши советские пельмени!»
Паул Буткевич / Латвия
Его «специализацией» были «плохие западные парни»: шпионы, капитаны вражеских судов, сотрудники спецслужб. На этой фотографии — кинопробы для «Семнадцати мгновений весны» на роль. Штирлица. В результате он все-таки сыграл роль «связного из центра» в 12-й серии фильма.
Советские актеры-фронтовики (55 фото)
Актер Смирнов Алексей Макарович.
Актер на фронте стал кавалером ордена Славы 2-й и 3-й степени, кавалером Ордена Красной Звезды, был награжден медалями «За отвагу» и «За боевые заслуги».
9 апреля 1944 года в районе деревни Пилява после мощных артналётов два батальона противника при поддержке 13 танков перешли в атаку. Тов. Смирнов со взводом открыл мощный миномётный огонь по немецкой пехоте. В этом бою огнём взвода было уничтожено: 4 станковых и 2 ручных пулемёта, 110 фашистских солдат и офицеров. Контратака немцев была отбита.
22 января 1945 года, несмотря на интенсивный огонь противника, со своим расчётом на себе переправил миномёт на левый берег реки Одер. Откуда огнём из миномёта уничтожил 2 пулемётные точки в деревне Эйхенрид и до 20 гитлеровцев. 36-й артполк овладел деревней и плацдармом на левом берегу реки Одер.
Борис Владимирович Иванов:
Никулин Юрий Владимирович, участник Финской и Великой Отечественной войн :
Уже с первых дней войны батарея Никулина открыла огонь по фашистским самолетам, которые прорывались к Ленинграду, закидывали Финский залив глубинными минами. В составе зенитной батареи Никулин воевал до весны 1943 года, дослужился до звания старшего сержанта. Затем он дважды побывал в госпитале – после воспаления легких и после контузии. После выздоровления его направили в 72-й отдельный зенитный дивизион под Колпином.
О годах войны Юрий Владимирович вспоминал: «Не могу сказать, что я отношусь к храбрым людям. Нет, мне бывало страшно. Все дело в том, как тот страх проявляется. С одними случались истерики — они плакали, кричали, убегали. Другие переносили внешне спокойно. Но первого убитого при мне человека невозможно забыть.
Владимир Павлович Басов:
. капитан, заместитель начальника оперативного отдела 28-й отдельной артиллерийской дивизии прорыва резерва Главного командования.
Гердт Зиновий Ефимович :
. ушел добровольцем на фронт. Старший лейтенант саперной роты Гердт не вспоминал, что он артист, и даже не учавствовал в самодеятельности. В феврале 1943 года под Белгородом он был тяжело ранен в ногу. Хромота осталась с ним на всю жизнь.
Сергей Сафонович Гурзо:
В Польше в 44-м получил тяжелое ранение. Год провалялся в госпиталях.
Гуляев Владимир Леонидович :
В 1942 году был принят в Пермскую авиашколу, которую закончил в звании младшего лейтенанта.
Весник Евгений Яковлевич :
. воевал три года. Награжден двумя медалями «За отвагу», орденом Отечественной войны, орденом Красной Звезды.
Глузский Михаил Андреевич :
В 1940 г. призывается в армию, ему, как актеру, выпала служба в команде при Центральном Театре Советской армии. В годы войны участвовал во фронтовых бригадах.
Смоктуновский Иннокентий Михайлович:
«Я ни разу не был ранен. Честное слово, самому странно — два года настоящей страшной фронтовой жизни: стоял под дулами немецких автоматов, дрался в окружении, бежал из плена. А вот ранен не был. Землей при бомбежке меня, правда, как-то засыпало — да так, что из торфа одни ботинки с обмотками торчали. Мне посчастливилось бежать, когда нас гнали в лагерь. Был и другой выход — желающим предлагали службу в РОА. Но меня он не устроил. Меня, восемнадцатилетнего, измученного мальчишку, вел инстинкт самосохранения. Я выведывал у крестьян, где побольше лесов и болот, где меньше шоссейных дорог, и шел туда. Фашистам там нечего было делать в отличие от партизан. Так добрел до поселка Дмитровка. Постучался в ближайшую дверь, и мне открыли. Я сделал шаг, попытался что-то сказать и впал в полузабытье. Меня подняли, отнесли на кровать, накормили, вымыли в бане. Меня мыли несколько девушек — и уж как они хохотали! А я живой скелет, с присохшим к позвоночнику животом, торчащими ребрами». В этом поселке он прожил около месяца, потом случай помог добраться к партизанам, воевал в отряде, войну закончил юго-западнее Берлина.
Вторую медаль «За отвагу» он получил в 1945 году, а первую, 1943 года, ему вручили сорок девять лет спустя, после войны, на мхатовском спектакле «Кабала святош» прямо в театре.
Михаил Иванович Пуговкин :
Попал в стрелковый полк разведчиком. На Смоленщине прошел через кромешный ад без единой царапины, а в августе 1942 года под Ворошиловградом получил ранение в ногу. В госпитале началась гангрена, Михаила готовили к ампутации. Он попросил главного хирурга полевого госпиталя: «Доктор, нельзя мне без ноги, я же артист!». Хирург пошел навстречу.
Георгий Александрович Юматов :
В 1941—1942 учился в Военно-морской школе. В 17 лет ушел на фронт, несколько раз был ранен, контужен. Воевал в частях морской пехоты.
Анатолий Дмитриевич Папанов :
С первых дней войны — на фронте. Был старшим сержантом, командовал взводом зенитной артиллерии. В 1942-м тяжело ранен в ногу под Харьковом и в 21 год стал инвалидом третьей группы.
Первые дни войны были для нашей армии тяжелыми и трагическими. Юные, необстрелянные призывники попали в ад. ‘Разве забыть, как после двух с половиной часов боя из сорока двух человек осталось тринадцать?’ — вспоминал Папанов впоследствии. Об этом времени он сыграет через много-много лет одну из самых ярких и значительных своих ролей — генерала Серпилина в экранизации романа Симонова ‘Живые и мертвые’.
Владимир Абрамович Этуш :
Владимира Этуша направили на курсы военных переводчиков в Ставрополь. Но на фронте он попал в стрелковый полк. Этуш сражался в горах Кабарды и Осетии, принимал участие в освобождении Ростова-на-Дону, Украины. Воевал героически, за что был награжден орденом Красной Звезды, медалями. Тогда же ему было присвоено звание лейтенанта. В 1944 г. Этуш был тяжело ранен и после госпиталя, получив вторую группу инвалидности, демобилизовался.
Николай Боярский :
Участник Великой Отечественной войны.
Участник Великой Отечественной войны.
Призван Дзержинский РВК г. Ленинграда Ленинградская области 25 июля 1941 года. Ранен 3 декабря 1941 года.
Награжден: Медалью «За боевые заслуги», Орденом Славы 3-й степени, Медалью «За отвагу»,Орденом Красной Звезды,Медалью «За взятие Кенигсберга», Орденом Славы 2-й степени
Федор Михайлович Валиков :
. прошёл через всю войну. Кавалер двух орденов Славы
Алексей Захарович Ванин
Леонид Иович Гайдай
Когда приехал военком отбирать пополнение в действующую армию, на каждый вопрос офицера, Гайдай отвечал «Я». «Кто в артиллерию?» «Я», «В кавалерию?» «Я», «Во флот?» «Я», «В разведку?» «Я» — чем вызвал недовольство начальника. «Да подождите вы, Гайдай, — сказал военком, — Дайте огласить весь список». Из этого случая, через много лет родился эпизод фильма «Операция «Ы»».
Гайдая направили на Калининский фронт. «Когда я услышал о Калининском фронте, я подумал, что нас обязательно провезут через Москву. Я думал, что в Москве живут только красивые люди, и очень хотел ее увидеть. Нас действительно провезли через Москву, но пересекли ее ночью под землей, в метро. Поезд с солдатами шел, не останавливаясь, ни на одной станции, и я Москвы так и не увидел».
Гайдай служил во взводе пешей разведки, неоднократно ходил во вражеский тыл брать языка, был награжден несколькими медалями.
В 1943 году, возвращаясь с задания, Леонид Гайдай подорвался на противопехотной мине, получив тяжелейшее ранение ноги. Около года провел в госпиталях, перенес 5 операций. Ему угрожала ампутация, но он от нее категорически отказался. «Одноногих актеров не бывает» — сказал он. Последствия этого ранения преследовали его всю жизнь. Время от времени рана открывалась, выходили осколки, воспалялась кость и эти мучения длились годами. Он был инвалидом, хотя никогда никому не говорил об этом. Посторонние об этом не только не знали, но и не догадывались, потому что Леонид Иович терпеть не мог показывать свои болезни или недомогания. У него был настоящий мужской характер.
Петр Петрович Глебов
За войну у меня персональных наград не было – так, юбилейные: «За победу над Германией», «За оборону Москвы». Да и особых заслуг нет. Кадровым военным быть не хотел, так что войну закончил гвардии сержантом и выше командира зенитного орудия не выслужился. Театр уехал в эвакуацию в Среднюю Азию, а мы, молодые артисты Юрочка Леонидов, Лёвочка Елагин, нас целый орудийный расчёт набрался, – добровольцами на фронт пошли. И служили в зенитно-артиллерийском полку, который охранял от гитлеровских самолётов западный сектор Подмосковья: Очаково, Переделкино, аэропорт Внуково. Я четыре с половиной года фронтовой жизнью жил, к счастью, ранен не был. Живых немцев не видел, но поначалу жутко становилось от массированных налётов их бомбардировщиков. Они Москву с лица земли стереть пытались. «Боже мой, – думали, – как же мы плохо стреляем, если Москва горит!» Но как мы ликовали, когда на тёмном ночном небе, освещённом нашими прожекторами, мы перед носом бомбардировщика видели разрывы наших снарядов! А если он ещё и дымиться начинал.
Николай Григорьевич Гринько
. служил стрелком-радистом на бомбардировщиках дальнего действия и был комсоргом полка.
Николай Николаевич Еременко
В 15 лет пошел на фронт, раненый попал в окружение, оказался в плену. Сумел выжить в фашистском концлагере, из которого несколько раз пытался бежать. После возвращения домой его направили в фильтрационный лагерь в Вышнем Волочке; в результате проверки он был освобождён и восстановлен в звании. Затем воевал в составе подпольной группы Сопротивления. Окончил курсы младших лейтенантов в Новосибирске (1942).
Юрий Васильевич Катин-Ярцев
В 1939 году был призван в Красную Армию. А спустя два года началась война… Демобилизовался в 1946 году.
Владимир Терентьевич Кашпур
В 1943 году семнадцатилетний юноша был зачислен в Харьковское военно-авиационное училище штурманов, базирующееся в Красноярске. Принимал участие в боевых действиях.
После войны Владимир Кашпур продолжил служить штурманом авиации плоть до 1949 года. Затем он был назначен диспетчером авиакорпуса.
Евгений Семенович Матвеев
Под беспрерывными бомбежками Евгений копал окопы, участвовал в создании укреплений вокруг города. Навсегда в его памяти остались жуткий звук моторов немецких самолетов, свист авиабомб, панический ужас беззащитных людей. Матвеев рвался добровольцем на фронт. Но судьба распорядилась иначе. Его направили на учебу в Тюменское пехотное училище. С детства не приученный делать что-либо спустя рукава, Матвеев и в училище был отличником. И. как отличника его оставили в качестве преподавателя. Многочисленные просьбы и рапорты об отправке на фронт оставались без внимания.
Алексей Иванович Миронов
Он ушел на войну в 17-летнем возрасте, приписав себе лишний год. Дошел до Берлина, дослужился до офицера. После Победы преподавал в Школе сержантского состава в Вене.
Владимир Яковлевич Самойлов
Окончил среднюю школу в 1941 году. Участвовал в Великой Отечественной войне, где получил тяжёлое ранение, после которого всю жизнь хромал.
Владислав Игнатьевич Стржельчик
Петр Ефимович Тодоровский
Летом 1943 года, когда война была в самом разгаре, Петр Тодоровский стал курсантом Саратовского военно-пехотного училища. В 1944 году командиром взвода он был направлен на фронт и в составе 93-го стрелкового полка 76-й стрелковой дивизии 47-й армии 1-го Белорусского фронта дошел фронтовыми дорогами до Эльбы.
. долго добирался на фронт — эшелон сутками простаивал на запасных путях, сухой паек был съеден, и ему пришлось продать шинель, запасное белье. А когда он наконец попал на передовую, ему, молодому, еще не обстрелянному офицеру, сразу дали задание: вместе со связистом найти штаб (к концу дня наступление захлебнулось, связь с ротами нарушилась), восстановить связь, собрать всех, кто остался в живых, и начать рыть линию обороны.
«Вы, лейтенант, так не уснете, — сказал оказавшийся рядом сержант-связист. — Пошли!» И они поползли в другой окоп. «В окопе стоял усатый мужчина, — вспоминает Петр Ефимович, — его голова склонилась на сложенные кулаки. Он был мертв. Так я впервые оказался рядом с убитым. Мы его с трудом вытащили — оказался двухметрового роста мужик. Еле-еле стянули с него шинель — она была совсем новая, английская. Сержант встряхнул ее, ножом соскоблил запекшуюся на спине кровь и, протянув мне, сказал: «Носите на здоровье!» Я надел шинель. Полы — почти до земли, длиннющие рукава. Но и это неудобство было убрано с помощью ножа сержанта. В этой шинели я дошел до Вислы, пока однажды меня не увидел командир полка: «Это что за чучело?!» И мне выдали новую, русскую шинель. Хотя и было такое поверье, что если носишь вещи с убитого, то обязательно погибнешь, в этом случае мне просто повезло. А ранило и потом контузило уже в той, новенькой шинели. «
На фронте Тодоровского покорила работа военных операторов, и он загадал, что если останется жив, обязательно освоит эту профессию.
Владимир Яковлевич Шаинский
. в 1943 году его призвали в армию. Служил в полку связи в Средней Азии, там же стал писать музыку.