советские актеры игравшие немцев
ГИТЛЕРЫ СОВЕТСКОГО КИНО
Сатирическую традицию показа фюрера заложил Чарли Чаплин в «Великом диктаторе». Пока шла война, наши кинематографисты изображали «фашиста №1» мелкой, пакостной гнидой, способную вызвать смех, омерзение, но не страх.
Это был не лидер нации, а урка, сошедший с карикатур «Крокодила».
Недаром на роль Гитлера назначили Дуремара из «Золотого ключика» Сергея Мартинсона.
Он играл Адольфа в одном из «Боевых киносборников» и в фильме «Новые похождения Швейка».
Не знаю, каким был Гитлер Мартинсона в пафосной послевоенной ленте «Третий удар», возможно там гротесковых красок было поменьше.
Зато у следующего Гитлера – Владимира Савельева – гротеск зашкаливали. В фильмах «Падение Берлина» и «Секретная миссия» Савельев создал образ законченного истерика, шизофреника, жалкого в своих потугах маньяка. При взгляде на него возникали вопросы: как могла пойти нация за таким неадекватом? И почему мы победили его за четыре года, а не пять минут?
У актера Малого театра Савельева, кстати, были все шансы эксплуатировать эту роль и дальше, его трактовка отвечала официальной.
Но, к сожалению, Савельев ушел из жизни в 1956, сделав роль вакатной.
После сталинских лет Гитлер перестал быть частым гостем Советского экрана, пока режиссер Юрий Озеров не приступил к съемкам эпопеи «Освобождение». Здесь уже нельзя было обойтись только сатирической краской. И время требовало анализа фашизма, и эпопея претендовала на документализм.
Начались поиски актера. Скажем сразу, в наших пенатах его не нашли. Новый советский Гитлер жил в ГДР.
По иронии судьбы Фриц Диц (1901-1979) фюрера ненавидел.
Еще в начале творческого пути он сделал на Гитлера пародию. Диц выходил на сцену кабаре с наклеенными усиками и взметенной вверх рукой. Народ откликался дружным: «Хайль, Гитлер!». А Диц реагировал фразой: «Вот на такую высоту прыгает моя собака!»
В 1932 году Диц вступил в Коммунистическую Партию Германии. В 1933 партию, после поджога Рейхстага, запретили нацисты. Квартира же Дица была подвергнута обыску. Будучи вышибленным со всех работ, он покинул страну.
Но проглядывало в герое Дица что-то человеческое, хоть и омерзительное.
Кроме фильмов Озерова Диц сыграл фюрера в «Семнадцати мгновениях весны».
Кроме Дица роль Гитлера приватизировал Станислав Станкевич. Самая значимая его роль четыре фильма эпопеи «Блокада». Также Станкевич играл фюрера в «Дерзости» и «Корпусе генерала Шубникова».
С приходом новых времен пришли в российский кинематограф другие Гитлеры.
Но о них как-нибудь в следующий раз.
Советские актеры игравшие немцев
Фильмы про войну очень любили в Советском Союзе. Да и сейчас, в постсоветской России они пользуются не меньшей популярностью.
Образы мужественных советских бойцов, храбрых разведчиков, лихих партизан становились культовыми, их фразы цитировались наизусть, их портреты вырезали из журнала «Советский экран» и бережно хранили. Немцев же, напротив, дружно не любили (исключение составляет, пожалуй, только Мюллер из «17 мгновений весны» в блестящем исполнении Броневого). А между тем, играть отрицательных героев иной раз намного сложнее, чем положительных. По какому же принципу отбирали актеров для исполнения ролей фашистов?
Прибалтийские актеры
Разумеется, прежде всего, на роли немцев в советских фильмах приглашали актеров из Прибалтики. Их «арийская», породистая внешность и общий «не советский» облик способствовали тому, что на экране, да в мундирах Третьего Рейха они выглядели совершенно как настоящие немцы.
Замечательный актер, народный артист Литовской ССР Альгимантас Масюлис сыграл бесчисленное количество разнообразных немцев. Достаточно вспомнить такие фильмы, как «Человек в штатском», «Судьба», «Крепость», «Если враг не сдается» и другие. В этих фильмах Масюлис создавал образ не просто беспощадного, но очень умного, можно сказать, интеллектуального врага. Очень востребованным был и латвийский актер У́лдис Ли́елдиджс. Многие его роли даже не имеют имен. Просто «немецкий офицер», «немецкий снайпер». Это такие фильмы, как «Зимородок», «Петр Рябинкин», «Пятнадцатая весна» и другие. Он вспоминал в одном из интервью такой эпизод. Будучи в Москве, зашел в пельменную перекусить. И вдруг один мальчик, пристально наблюдавший за ним, закричал: «Товарищи, этот фашист ест наши советские пельмени!».
Не прибалтийские актеры
Но, разумеется, решение о том, какого актера пригласить на роль немца, принималось отнюдь не на основании национальности исполнителя. Играли врагов в фильмах и актеры вполне славянского (и не только славянского) происхождения. Все зависело от точности попадания в образ на пробах.
Например, в фильме «Подвиг разведчика» режиссер Барнет долго не мог найти исполнителя роли генерала Кюна. И в конце концов … исполнил эту сложнейшую роль сам.
В культовом фильме «Семнадцать мгновений весны» в ролях немцев снялась целая плеяда великолепных актеров. Немцы в этом фильме были поданы «крупным планом», не так, как было до сих пор, когда персонажи врагов были фигурами, призванными лишь оттенить образы главных положительных героев. При их подборе режиссер Т. Лиознова ориентировалась, во многом, на внешнее сходство, но не только. Важна была способность актера понять и убедительно сыграть характер героя. Именно так были отобраны Л. Броневой на роль Мюллера, О. Табаков на роль Шелленберга, Ю. Визбор на роль Бормана.
В фильме «Вариант «Омега»» роли немцев играли тоже не только актеры из стран Прибалтики. Например, роль Георга фон Шлоссера исполнил Игорь Васильев, а начальника гестапо Франца Маггиля – Александр Калягин.
И, наконец, редкий для советского кино случай, когда немецкий офицер является положительным персонажем. Речь о Генрихе Шварцкопфе, которого замечательно сыграл в фильме «Щит и меч» Олег Янковский. Рассказывают, что однажды режиссер картины Владимир Басов сидел со своей женой и друзьями в ресторане, и обсуждал, где найти исполнителя роли Шварцкопфа. Жена Басова увидела Янковского, который обедал за соседним столиком, и сказала мужу: «Вот сидит юноша с типично арийской внешностью. Он мог бы идеально подойти». В ответ на это Басов сказал: «Это верно, но где ты видела актера с таким умным лицом? Наверняка это физик или филолог». Впоследствии оказалось, что Янковский – актер из Саратова. С фильма Щит и меч» началась его всесоюзная известность.
Актеры на роль Гитлера
Найти исполнителя на роль Адольфа Гитлера было особенно непросто. В киноэпопее Озерова «Освобождение» (1968-1972) Гитлера играл прекрасный немецкий актер Фриц Диц. Перед тем, как сняться в этой эпической ленте, Диц исполнил роль фюрера в двух фильмах у себя на родине, в ГДР. Попадание в образ было превосходным. Антифашист Диц играл Гитлера, вкладывая в эту роль всю свою ненависть к тому, кто развязал Вторую мировую войну.
В фильме «Семнадцать мгновений весны» Лиознова пробовала на роль Гитлера разных актеров, и даже … Леонида Куравлева. Пробы оказались неудачными. Как говорил сам Куравлев: «Я этого антихриста не осилил. Моя природа взыграла и была против». В итоге Куравлев сыграл в фильме роль Айсмана, а на Гитлера пригласили из ГДР неизменного Дица.
6 опасных нацистов в исполнении советских актёров
№6 Фриц Диц в роли Адольфа Гитлера
«Главного Гитлера» для большинства этих картин нашли в ГДР – им стал член Компартии Германии с 1932 года Фриц Диц. А вот нацистов рангом пониже часто играли советские актёры, в том числе и весьма популярные.
Но в начале несколько слов всё-таки хотелось бы сказать о Дице. Из него получился великолепный Гитлер – не истерический шизофреник и маньяк, а более сложный и достоверный образ. Сцена из пятого фильма эпопеи «Освобождение» («Последний штурм»), в которой показан конец диктатора – это бесспорный шедевр. Впечатляет не хуже ужасающего триллера.
Фриц Диц в роли Адольфа Гитлера. Кадр из фильма.
№5 Олег Янковский – Генрих Шварцкопф (фильм «Щит и меч», 1968)
Фильм был снят по одноимённому культовому советскому роману о работе разведчика в глубоком тылу врага. «Щит и меч» не имеет ничего общего с развлекательными фильмами о суперагентах – потому что он реалистичен.
Роль эсэсовского офицера Генриха Шварцкопфа стала дебютом и «пропуском» в мир большого кино для никому не известного саратовского актёра Олега Янковского. Помог случай. Саратовский театр драмы гастролировал во Львове. В ресторане гостиницы его увидела Валентина Титова, жена режиссёра будущего киноромана «Щит и меч» Владимира Басова. Тот как раз подбирал актёрский состав на свой проект, и супруга обратила его внимание на Янковского:
«смотри, у этого юноши типично арийская внешность»
Юношу пригласили на пробы, и он, несмотря на невероятное волнение, о котором спустя годы вспоминал с улыбкой, не подкачал. А роль нациста стала «звёздным стартом» его блестящей кинокарьеры. Кстати, Янковский, как и Броневой, создал неоднозначный, психологически сложный образ. Вроде бы он нацист, эсэсовец, но в то же время – друг главного героя, советского разведчика, симпатичный и внешне, и где-то даже по характеру.
Олег Янковский в роли Генриха Шварцкопфа. Кадр из фильма.
№4 Леонид Броневой – Генрих Мюллер
В культовом сериале «Семнадцать мгновений весны» (1971-1973) в ролях высших чинов Третьего рейха снялась целая команда советских кинозвёзд первой величины. Нацисты в этой картине были показаны, так сказать, «крупным планом». Не так, как обычно – когда персонажи врагов становились лишь второстепенными фигурами на фоне главных героев. А «вблизи» – как в прямом, так и в переносном смысле.
«Штирлиц, а Вас я попрошу остаться». Эта фраза из «Семнадцати мгновений весны» ушла в народ и стала крылатым выражением, которое много лет в шутку используется многими к месту и не к месту. Всё дело в неповторимом природном обаянии Леонида Сергеевича Броневого, который любой фразе мог придать множество скрытых смыслов.
«Верить в наше время нельзя никому, порой даже самому себе. Мне – можно».«А я хоть раз в жизни кому-нибудь давал взбучку, а? Я старый, добрый человек, про которого распускают слухи».«Я люблю молчунов. Если друг — молчун, так это друг, а если враг, так это враг. Я уважаю их».
В этом, главным образом, и обвиняли Броневого впоследствии: что он наделил своего персонажа излишним обаянием, неуместным для шефа гестапо. Дескать, Мюллер получился в его исполнении недостаточно хищным, опасным. Но, с другой стороны, – реалистичным, психологически тонким.
Броневой в итоге и получил за эту роль как всенародное признание, так и государственные награды. И всю оставшуюся жизнь, вплоть до своей кончины в декабре 2017-го, ему пришлось отвечать на вопросы о роли Мюллера буквально в каждом интервью. Вот что говорил Леонид Сергеевич в одном из последних своих интервью «Комсомолке».
Леонид Броневой в роли Генриха Мюллера. Кадр из знаменитого сериала.
№3 Олег Табаков – Вальтер Шелленберг
В отличие от Броневого, который внешне не имел ничего общего со своим персонажем, Олег Табаков был очень похож внешне на начальника внешней разведки службы безопасности (Службы безопасности (СД) Вальтера Шелленберга. Это подтвердили после просмотра фильма даже его (Шелленберга) родственники, живущие в Германии.
Сам Табаков считал, что «Семнадцать мгновений весны» стал одним из первых фильмов, сломавших пагубную традицию изображать нацистов на экране только в карикатурном стиле.
«Татьяна Лиознова выставила врагов не в привычном водевильном духе, а показала их достойными противниками, – отмечал Табаков в интервью, – прежде немцы изображались в советском кино карикатурно – бегали в кальсонах по украинским дворам и требовали у хозяек «яйки» и «млеко». Поэтому в детстве и юности я не мог понять: почему таких болванов мы так долго не могли одолеть. А Лиознова увидела и отразила на экране умных, коварных и сильных завоевателей, замахнувшихся на мировое господство»
В прессе популярна актёрская байка о том, что однажды Олег Табаков получил открытку из ФРГ, от племянницы Шелленберга, в которой та благодарила актёра за достоверное изображение характера её дяди. Табаков испугался и даже не знал, куда деть эту открытку. Спустя много лет актёр подтвердил в интервью: это не анекдот, а реальный случай:
«Да, была открытка, с Санта-Клаусом и оленями. Она её на адрес киностудии отправила, и на моё имя».
Олег Табаков в роли Вальтера Шелленберга. Кадр из фильма.
№2 Альгимантас Масюлис – Эрих фон Манштейн и ещё десятки ролей нацистов
«Арийская внешность» предопределила и актёрскую судьбу Альгимантаса Масюлиса. Наряду с множеством других ролей (среди которых была даже роль Шерлока Холмса в фильме 1979 года «Голубой карбункул»), Масюлис постоянно «кочевал» из одного фильма в другой в образе немецкого офицера.
Он сыграл десятки ролей офицеров вермахта и СС. И ему зачастую, даже не надо было каждый раз шить форму: она, как переходящее знамя, бралась из других кинокартин, с минимальными корректировками.
Несмотря на такой «конвейер», Масюлис халтуры в своей работе не допускал. Он был очень талантливым характерным актёром. Играл просто и ярко, раскрывая характеры персонажей, умея вложить в роль реальный жизненный материал.
В 1982 году Альгимантас Ионович «дослужился до звания генерал-фельдмаршала»: в фильме «Если враг не сдаётся» ему довелось сыграть Эриха фон Манштейна. Картина рассказывала о знаменитой Корсунь-Шевченковской операции – одной из самых важных и успешных операций советского командования. Главным оппонентом Масюлиса на экране выступил знаменитый актёр Михаил Ульянов – «Маршал Жуков №1 в советском кинематографе». Об их противостоянии во время Великой Отечественной Войны, можно читать здесь.
Альгимантас Масюлис в роли Манштейна. Фото в свободном доступе.
№1 Виктор Лоренц (штурмбаннфюрер СС, командир отряда карателей, «Иди и смотри, 1985)
Фильм Элема Климова «Иди и смотри», достоверный и страшный в своей реалистичности и натуралистичности, получил признание во всём мире. Несмотря на то, что фильм полон всяких безумных художественных аллегорий, его называют одним из самых правдивых фильмов о Великой Отечественной. Кинокритики разных стран ставят «Иди и смотри» в один ряд с такими фильмами, как «Апокалипсис сегодня» и «Взвод» (хоть они и совсем о другой войне).
Роль жестокого командира карательного отряда сыграл латышский актёр и сценарист Виктор Лоренц. Интересно, что в годы Великой Отечественной он был в 16-летнем возрасте мобилизован в Латышский легион СС. Но участия в карательных операциях не принимал. Поэтому после войны Лоренц всего несколько месяцев провёл в фильтрационном лагере и был отпущен на свободу.
Виктор Лоренц в роли штурмбаннфюрера СС. Фото в свободном доступе.
В заключение я хочу сказать, что порядок актёров и их героев абсолютно случайный. Каждый роль интересна по-своему, да и актёрский талант у всех представителей списка на высоте!
А теперь вопрос читателям:
Как Вы считаете, кого не хватает в этом списке?
Гитлеры мирового кино: Кто из актеров убедительнее всех смотрелся в роли фюрера
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Одним из первых актеров, который воплотил образ Гитлера на экране, был Чарли Чаплин. Его фильм «Великий диктатор» называли единственным удачным покушением на фюрера. Съемки начались в сентябре 1939 г., всего через неделю после начала Второй мировой войны. А к моменту окончания съемок Франция уже была захвачена нацистами. Идея сыграть Гитлера родилась у Чарли Чаплина во многом из-за внешнего сходства его героя Бродяги и фюрера, кроме того, оба они родились в апреле 1889 г., оба росли в бедности и были вынуждены бороться за выживание – правда, разными методами.
Актера ужасали преследования евреев в Европе, и он задумал снять политическую сатиру на нацистов. Гитлер в исполнении Чаплина (в фильме он именовался Аденоид Хинкель) выглядел смешным и жалким – актер был уверен, что диктатора можно победить только с помощью смеха. Правда, позже, узнав о масштабах его преступлений, Чаплин признался: « Конечно, если бы я знал тогда о подлинных ужасах немецких концлагерей, я не смог бы сделать «Диктатора», не смог бы смеяться над нацистами, над их чудовищной манией уничтожения ». Фильм Чаплина был примечателен тем, что стал первой его звуковой картиной и всего одним из двух американских фильмов, осуждавших нацистов до вмешательства США во Вторую мировую войну. Актер снял «Великого диктатора» на свои личные средства, потратив 1,5 млн долларов, так как Голливуд боялся потерять деньги, если поддержит этот проект. После того, как Гитлер увидел этот фильм, он объявил Чарли Чаплина своим личным врагом.
Первым в советском кино Гитлера сыграл актер Сергей Мартинсон, известный своими комедийными ролями (например, Дуремар из «Золотого ключика» 1939 г.). Он сыграл фюрера несколько раз и создал гротескный образ, вызывавший смех и омерзение одновременно. Режиссер Григорий Александров о Гитлере Мартинсона говорил: « Он смешон, этот ничтожный прусский ефрейтор, возомнивший себя завоевателем вселенной, он смешон со своим глупым, лопнувшим, как мыльный пузырь, мифом о непобедимости немецкой военной машины… В своем облике фокусника-маньяка Гитлер Мартинсона дан остро и выразительно, напоминая карикатуры художников Кукрыниксов ». Актер создал образ сумасшедшего, одержимого манией величия и манией преследования одновременно.
Эта традиция высмеивания диктатора сохранилась и в послевоенное время. Гротескную линию продолжил актер Владимир Савельев, который в фильмах «Падение Берлина» и «Секретная миссия» изобразил Гитлера законченным истериком, шизофреником и маньяком. Актер словно заострял все его негативные качества и доводил их до абсурда.
Самым знаменитым Гитлером советского кино и «главным киноГитлером ХХ века» стал не советский, а… немецкий актер! Фриц Диц жил в Германии и ненавидел фюрера. Еще в начале своего творческого пути он сделал пародию на него: он выходил на сцену кабаре с наклеенными усиками и вскидывал руку привычным жестом, народ кричал ему: « Хайль, Гитлер! » А Диц отвечал: « Вот на такую высоту прыгает моя собака ». В 1932 г. актер вступил в коммунистическую партию Германии, из-за чего его вскоре уволили с работы, а потом вынудили уехать из страны.
После войны он вернулся в ГДР и сыграл Гитлера в нескольких фильмах 1950-1960-х гг. Тогда на него обратил внимание советский режиссер Юрий Озеров, предложивший ему снова предстать в этом образе в фильме «Освобождение». Поначалу актер отказался – боялся стать заложником одной роли, но по настоятельной рекомендации Хонеккера ему пришлось дать согласие. В 1970-х гг. он сыграл Гитлера в фильмах «Солдаты свободы» и «Семнадцать мгновений весны». Режиссер Татьяна Лиознова приглашала на пробы разных актеров, на роль Гитлера пробовался даже Леонид Куравлев, но он призавался: « Я этого антихриста не осилил. Моя природа взыграла и была против ».
Юрий Визбор, сыгравший Бормана, вспоминал, что в финальной сцене «Семнадцати мгновений весны» всем было не по себе от того, насколько чудовищным и страшным был Гитлер в исполнении Дица. В результате его назвали лучшим исполнителем роли фюрера в кино ХХ в., который изобразил его злым гением войны и параноиком. Кроме Дица, в советском кино роль Гитлера несколько раз исполнил Станислав Станкевич («Блокада», «Дерзость», «Корпус генерала Шубникова»).
В зарубежном кино также были актеры, исполнившие роль Гитлера несколько раз. Еще до Фрица Дица фюрера 5 раз сыграл американский актер Бобби Уотсон. После окончания войны он изобразил его еще 4 раза, правда, ни один из этих фильмов не стал классикой голливудского кино.
Британский актер Алек Гиннес сыграл фюрера в фильме «Гитлер: последние десять дней» (1973). Он так хотел получить эту роль, что даже устроил фотосессию в этом образе прямо на улицах Лондона, и так тщательно готовился к съемкам, что даже перенял бытовые привычки Гитлера: начал пить мятный чай и бросил курить.
В 1981 г. Гитлера сыграл Энтони Хопкинс. Традиционно считается, что самым главным злодеем в его исполнении был Ганнибал Лектер, но сам актер с этим утверждением не соглашался: « Как по мне, величайшим из злодеев, что мне довелось воплотить на экране, был Гитлер. В сравнении с ним Лектер – щенок сопливый ». У многих зрителей возмущение вызвало то, что актер как бы пытался «очеловечить» фюрера, на что Хопкинс возражал: мол, прежде всего, он был обычным человеком, что больше всего и ужасает. Партнеры Хопкинса по фильму утверждали, что актеры, игравшие немецких солдат, моментально вставали по стойке смирно, как только тот к ним приближался – настолько убедительным было его перевоплощение!
В начале нового столетия о Гитлере было снято немало новых фильмов: в 2003 г. в фильме «Гитлер: восхождение дьявола» главную роль исполнил шотландский актер Роберт Карлайл, который после окончания съемок несколько месяцев не мог освободиться от этого образа: « Если вы изрыгаете желчь, как Адольф Гитлер, это так просто не остановить, когда режиссер говорит «стоп». Это все крутится в твоей гребаной голове, гремит там, вся эта ненависть и отвращение, и нужно сидеть и ждать, когда это пройдет. В данном случае мне понадобилось несколько месяцев, я чувствовал себя ужасно ».
В 2004 г. в фильме «Бункер» роль Гитлера сыграл Бруно Ганц, в 2009 г. в «Бесславных ублюдках» Квентина Тарантино в этом образе предстал Мартин Вуттке, в 2015 г. в фильме «Он снова здесь» зрители увидели Оливера Мазуччи. В фильмах о юности Гитлера «Макс» и «Моя борьба» главные роли сыграли Ноа Тейлор и Том Шиллинг.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Как солдаты вермахта и СС стали знаменитыми советскими актерами
Виктор Лоренц в фильме «Иди и смотри».
Народный артист Эстонской ССР
Калье Кийск в фильме «Смерть под парусом».
Ада Неретниеце/Рижская киностудия,1976
В 1944 году девятнадцатилетний эстонец Калье Кийск был мобилизован в 20-ю гренадерскую дивизию СС (1-ю эстонскую). После прохождения трехмесячной подготовки на учебном полигоне СС Хайделагерь в Польше его направили на оборонительный рубеж «Танненберг» в восточную Эстонию, где летом того же года развернулись кровопролитные бои против наступавших частей Красной Армии.
Позиции немецких войск подверглись массированным ударам бомбардировщиков и постоянному обстрелу советской артиллерии. Служивший в расчете противовоздушной обороны Кийск вспоминал, что из-за страха повредить барабанные перепонки в том невыносимом шуме он не мог закрыть рот и тот всегда был полон песка.
В сентябре 1944 года линия «Танненберг» была прорвана, и немецкие войска отступили со своих позиций. Калье Кийск решив, что достаточно повоевал, не ушел вместе с ними и вернулся домой в уезд Ида-Вирумаа.
После освобождения территории Эстонии Красной Армией у местной службы госбезопасности появились к Кийску вопросы: чем он занимался во время войны и почему его, вполне подходящего по возрасту, не забрали в немецкую армию? Калье выручил отец: он показал, что они вместе работали в сланцевой промышленности в городе Силламяэ и таким образом не подлежали мобилизации.
Всю свою дальнейшую жизнь Кийск посвятил кинематографу. При этом он проявил себя и как актер, и как режиссер. На его счету — 17 фильмов, что было выдающимся достижением в рамках не только маленькой Эстонии, но и всей огромной страны. В 1980 году ему присвоили звание Народного артиста Эстонской ССР, важнее которого было только звание Народного артиста СССР.
Калье Кийск тщательно хранил тайну своего военного прошлого. О его службе в СС знали лишь самые близкие друзья. Только после распада СССР и обретения Эстонией независимости о ней стало известно широкой общественности.
Народный артист СССР
Харий Лиепиньш в фильме «Контрудар».
Владимир Шевченко/Киностудия имени А. Довженко,1985
За 50 лет своей карьеры один из самых прославленных латвийских актеров Харий Лиепиньш сыграл более 250 ролей на сцене театра и в кино. Однако до того, как к нему пришла популярность, Лиепиньшу довелось пройти через войну и ГУЛАГ.
В 1944 году, когда будущему актеру было 17 лет, его мобилизовали в качестве «хиви» («добровольного помощника») в немецкую армию. Набранные немцами (далеко не всегда добровольно) среди советского населения эти люди служили грузчиками, санитарами, механиками, подносчиками снарядов и на других должностях. Харий попал в расчет ПВО.
В скором времени Лиепиньш вместе с остатками группы армий «Север» оказался блокирован в западной Латвии в так называемом Курляндском котле. Те из войск, которые не были эвакуированы в рейх по морю, держались здесь вплоть до самой капитуляции нацистов.
Харий не собирался бежать в Германию. После окончания войны он вернулся в Ригу, где вскоре был арестован как коллаборационист и отправлен на север СССР в угольные шахты Воркуты.
13 апреля 1946 года вышло постановление Совета министров СССР «О возвращении на родину репатриантов — латышей, эстонцев и литовцев», согласно которому были амнистированы представители прибалтийских народов, так или иначе сотрудничавшие с немцами во время войны. В их числе был и Лиепиньш. Вскоре после возвращения в Ригу он всецело посвятил себя театру и кино и получил в награду в 1988 году звание Народного артиста СССР.
Благодаря своей характерной неславянской внешности, прибалтийских актеров в советском кинематографе часто приглашали на роли иностранцев: англичан, американцев и, конечно, немцев в фильмах про Вторую мировую войну.
Не был исключением и Харий Лиепиньш. Среди прочих, на его счету роль фельдмаршала Эриха фон Манштейна в фильме «Контрудар», офицеров СС в культовом советском сериале «Долгая дорога в дюнах» и в фильме того самого Калье Кийска «Безумие».
Заслуженный артист Латвийской ССР
Виктор Лоренц в фильме «Красная скрипка».
В 1944 году семнадцатилетний рижанин Виктор Лоренц был мобилизован в Латышский добровольческий легион СС. Несмотря на название, набор в него происходил в том числе и на принудительной основе.
После войны Лоренц оказался в одном из проверочно-фильтрационных лагерей НКВД на Дальнем Востоке, через который проходили некоторые граждане СССР, служившие в германской армии, побывавшие в плену, а также жившие на оккупированных немцами территориях. Однако после амнистии прибалтийских коллаборационистов 1946 года он вернулся в Латвию.
Закончив в 1961 году Всесоюзный государственный институт кинематографии (сегодня — Всероссийский), Виктор Лоренц стал первым профессиональным латвийским киносценаристом.
Еще во время учебы Лоренц написал свой первый сценарий, основанный на его военном прошлом в СС. Озаглавленный «Родина, прости!», он рассказывал историю трех друзей, мобилизованных в Латышский легион в ходе Второй мировой войны.
Сценарий был опубликован в московском альманахе, но оказался слишком смелым для кинематографа в то время. На экранизацию решились лишь в 1964 году.
Вышедший спустя два года фильм «Я все помню, Ричард» с Харием Лиепиньшем в главной роли подвергли сильной цензуре, однако все-таки допустили до всесоюзного проката. Лишь в Латвии он прошел ограничено в нескольких небольших кинотеатрах, без рецензий и упоминаний в местной прессе. В 1992 году была выпущена полная версия фильма под названием «Камень и осколки».
Заслуженный артист Латвийской ССР, Лоренц не ограничивал себя лишь деятельностью сценариста, но и активно снимался сам. По иронии судьбы в 1985 году ему вновь пришлось примерить эсэсовскую форму. В одном из самых страшных фильмов о Второй мировой войне «Иди и смотри» он сыграл роль штурмбанфюрера, отдавшего карательному отряду приказ об уничтожении жителей белорусской деревни.