социологическое исследование на тему здоровый образ жизни

Исследовательская работа «Исследование отношения подростков к здоровому образу жизни»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ОДИНЦОВСКАЯ ГИМНАЗИЯ № 13

143000, Московская область, г. Одинцово, ул. Молодежная, д. 3А

Конкурс «Лидер» в рамках Всероссийской акции

«Здоровый образ жизни – путь к успеху»

«СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОТНОШЕНИЯ ПОДРОСТКОВ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ»

учащаяся 8Г класса

Маланина Елена Алексеевна,

г. Одинцово, 2020 год

Здоровье – это одна из наиболее важных потребностей для человека, а здоровье молодого поколения в любом обществе является актуальнейшей проблемой и предметом одной из первоочередных важностей. Именно здоровое, активное поколение определяет будущее страны. В современных условиях каждый человек обязан заботиться о сохранении и укреплении своего здоровья. Считаю важным проводить работу по формированию положительного отношения к здоровому образу жизни.

Здоровый образ жизни – это индивидуальная система поведения человека, обеспечивающая ему физическое, духовное и социальное благополучие в реальной окружающей среде и активное долголетие. Это целый комплекс независимых факторов, благоприятно отражающихся на нашем здоровье и на качестве нашей жизни в целом. Здоровый образ жизни – это образ жизни, который позволяет нам сохранять физическое и психическое здоровье глубокой старости.

В рамках акции «Здоровый образ жизни – путь к успеху» я провела ряд уроков и мероприятий в очной и дистанционной форме, где вместе с ребятами обсуждали важнейшие составляющие здорового образа жизни. Изучив ряд источников, я задумалась об исследовании отношения своих одноклассников к здоровому образу жизни.

Определение отношения подростков 14-15 лет на отношение и введение здорового образа жизни.

Изучение литературы и теме «Здоровый образ в жизни подростка», в том числе сети интернет.

Разработка социологических опросов по теме «Здоровый образ жизни».

Систематизировать полученную информацию и сделать выводы

Составляющие здорового образа жизни подростка

По данным статистики, за время обучения в школе около половины детей приобретают то или иное хроническое заболевание и только 10% выпускников полностью здоровы. Такое состояние здоровья подрастающего поколения должно вызывать не только беспокойство, но и тревогу.

На состояние здоровья влияют различные факторы:

Окружающая среда и ее состояние

Собственное отношение человека к своему здоровью

Образ жизни человека является главной составляющей среди причин его хорошего или плохого здоровья. Поэтому очень важно изучить отношение подростков к вопросам здоровья. Полученные в результате исследования данные помогут более эффективно планировать и проводить работу по воспитанию отношения подростков по сохранению и укреплению своего здоровья и к здоровому образу жизни.

Компоненты здорового образа жизни:

достаточная двигательная активность;

соблюдение режима дня;

отказ от вредных привычек.

Двигательная активность должна быть оптимального уровня для каждого человека, который стремиться к здоровому образу жизни. В наше современное время благодаря техническому процессу труд человека облегчен, и можно отметить, что двигательная активность человека снизилась. По данным исследований двигательная активность человека за последние 100 лет снизилась в 100 раз. Одной из проблем снижения двигательной активности стала – гиподинамия.

Гиподинамию называют болезнью современного человека. Она приводит не только к снижению физической, но и умственной работоспособности. Современные подростки по сравнению с родителями их возраста менее подвижны, больше проводят время у компьютера, телевизора или просто проводят время в руках с гаджетами. Недостаточная физическая активность может отразиться на сердечнососудистой и дыхательной системе, также снижается сопротивляемость молодого организма простудным и инфекционным заболеваниям. Гиподинамия на фоне чрезмерного питания может привести к ожирению. Длительные периоды физической неактивности несвойственны школьникам любого возраста и вредны для их здоровья. Специалисты рекомендуют подростам ежедневно заниматься физкультурой от 60 минут в день. Занятия физическими упражнениями помогают укреплять и поддерживать силу и выносливость, способствуют хорошей работе органов пищеварения, активизируют деятельность печени, почек. Регулярная физическая активность способствует психологическому благополучию: снижает стресс, ощущение тревоги, вызывает положительные эмоции, бодрость, создает хорошее настроение. Основные источники оздоровительной физической активности – это езда на велосипеде, физический труд, плавание, работа по дому и на даче, туристические походы, занятие спортом с целью отдыха и танцы. Лучший оздоровительный эффект дадут быстрая ходьба по 30 минут в день, регулярный бег в медленном темпе не менее 20 минут.

С целью достижения оптимальной повседневной физической активности рекомендуется отказаться по возможности от общественного наземного транспорта и от лифта; заниматься утренней гигиенической гимнастикой. Чтобы эффект от занятий физической культурой был стойким, необходимо их сделать своим образом жизни! Физические упражнения нужно начинать с детства и продолжать ежедневно ВСЮ ЖИЗНЬ.

Лучшим дополнением к физическим упражнениям будет закаливание.

Закаливанием могут быть водные процедуры или спортивные занятия на свежем воздухе. Все это будет способствовать укреплению иммунитета. Регулярное закаливание позволит организму быть практически неуязвимым перед простудой и инфекциями.

Пища необходима человеку, так как она обеспечивает организм человека энергией, необходимой для жизнедеятельности. Человеку необходимо знать, что ежедневный рацион должен содержать оптимальное количество витаминов и минеральных веществ.

Необходимо правильно сочетать количество животных и растительных жиров в пище. Потребность в углеводах у детей подросткового возраста выше, чем в другие возрастные периоды. Углеводы являются важными энергетическими компонентами пищи, но перегрузка организма избыточным количеством сахара, конфет, тортов, сладких напитков, варенья, повидла, джема, мёда и других очень сладких продуктов недопустима, так как чревата опасностью возникновения кариеса, сахарного диабета, ожирения, аллергических и других заболеваний.

Режим дня в жизни человека и тем более подростка играет немаловажную роль в сохранении здоровья. Ритм жизни человека обязательно должен предусматривать время для труда, отдыха, сна, и еды.

Правильный распорядок дня поможет не только сохранить здоровье, но и лучше организует время. Наше здоровье зависит от хорошего сна. Подростки большое внимание уделяют учебе и увлечениям, при этом мало заботятся о сне. Средняя продолжительность ночного сна у подростков колеблется от 7 до 8 часов. Хотя потребность организма во сне в подростковом возрасте составляет от 9 до 10 часов. Очень важно: спать ложиться нужно до 22 часов, поскольку до 24 часов отдыхает именно мозг. Если из месяца в месяц, из года в год нарушать это правило, то постепенно произойдет снижение концентрации внимания, снижение памяти. Дальнейшие последствия – хроническая психическая усталость и напряженность. Дефицит сна также может способствовать ожирению.

Ежегодно в современных условиях человек сталкивается с различными ситуациями. Реакция человека на ситуации разнообразна. Мир эмоциональных переживаний – это отношения с окружающими людьми, деятельность, общение и познание. Говоря о переживаниях человека, как правило, применяют термины— «чувства» и «эмоции». Состояние напряжения, возникающее у человека под влиянием сильных воздействий, получило название «стресс». Стрессовые ситуации надо по возможности избегать.

Не огорчайтесь и не «взрывайтесь» по пустякам, постарайтесь относиться к проблемам «по-философски» и быть доброжелательными к окружающим. Ваше позитивное отношение к жизни в сочетании со всеми факторами здорового образа жизни подарит великолепное физическое самочувствие.

Все составляющие здорового образа жизни блекнут, если отношение к собственному здоровью легкомысленно. Выполняя важнейшие составляющие здорового образа жизни необходимо помнить о своевременном профилактическом обращении к врачу и соблюдению медицинских осмотром и выполнению необходимых вакцинаций.

Отказ от вредных привычек

Специалисты рассматривают подростковый возраст сложным периодом жизни человека с эмоциональной и психологической точки зрения. Каждый человек имеет различные повседневные привычки, которые играют важную роль. Они влияют на самочувствие, здоровье и настроение. Учащимся был задан вопрос, какие привычки они считают вредными? Все учащиеся класса назвали: курение, употребление алкоголя и наркотиков.

Употребление алкоголя уже само по себе губительно действует на организм не только подростка, но и взрослого. При его употреблении нарушаются обменные процессы в тканях сердца и мозга, развиваются гепатит и цирроз печени.

Дети подросткового возраста особенно восприимчивы к негативному влиянию. Сигареты, алкоголь и, уж тем более, наркотики не имеют ничего общего с понятием «здоровый образ жизни». Важным является отказ от всех вредных привычек сейчас, в любой обстановке и в любых жизненных ситуациях умейте сказать: «Нет».

Результаты социологических опросов

В социологическом исследовании прияли участие мои одноклассники – учащиеся 8Г класса. Состав класса: 34 человека, их них 16 девушек и 18 юношей. Возрастной состав класса: 14 лет – 15 учащихся, 15 лет – 19 учащихся. Учащимся на разных этапах общения было предложено пройти 6 социологических опросов, которые затрагивают важнейшие составляющие здорового образа жизни.

Опрос 1 «Отношение учащихся к формированию здорового образа жизни»

Что такое на твой взгляд, здоровый образ жизни?

а) это образ жизни, направленный на сохранение здоровья; б) это соблюдение режима дня и правильного питания; в) это занятия спортом и закаливание; г) не знаю.

Для чего бы ты стал вести здоровый образ жизни?

а) чтобы не беспокоили болезни; б) чтобы жить долго; в) чтобы выглядеть красиво; г) чтобы всего добиться в жизни.

Ваше личное отношение к здоровому образу жизни

а) это здорово; б) можно обойтись и без него; в) иногда следует соблюдать; г) не могу ответить;

Является ли твой образ жизни здоровым?

а) да; б) нет; в) частично; г) не знаю.

Насколько успех в жизни человека зависит от его образа жизни?

а) на 80-100% б) на 50-70% в) на 10-40% г) не зависит.

Как вы считаете, способствует ли здоровый образ жизни успеху в других сферах человеческой деятельности: учеба, работа, общение и т.д.

а) да в) затрудняюсь ответить б) нет

Часто ли вы задумываетесь о правильности своего образа жизни?

а) часто в) вообще об этом не думаю б) очень редко

Как вы оцениваете состояние своего здоровья?

а) хорошее; б) скорее хорошее в) удовлетворительное г) плохое д) затрудняюсь ответить

Опрос 2 «Оценка уровня двигательной активности учащихся»

Как часто вы делаете утреннюю зарядку?

а) каждый день в) часто, но не каждый день б) редко г) не выполняю

Когда вы в последний раз занимались серьезной физической нагрузкой?

а) вчера в) месяц назад б) неделю назад г) не помню

Посещаете ли вы спортивную секцию.

а) да, регулярно посещаю б) да, но не регулярно в) нет, т.к. нет времени г) нет, нет желания

Участвовали ли вы в сдаче нормативов ГТО?

Как вы проводите свое свободное время?

а) сижу, дома смотрю телевизор или играю в компьютерные игры б) иду гулять с друзьями в) занимаюсь спортом; г) у меня нет свободного времени.

Выполняете ли вы физическую работу по дому?

а) да, ежедневно; б) да, не всегда в) нет, меня не просят родители; г) нет желания

Как часто вы поднимаетесь по лестнице, отказываясь от лифта?

а) всегда б) часто в) иногда г) никогда

Достаточно ли тебе двигательной активности на уроках физкультуры?

а) да, в самый раз б) Иногда ее даже слишком много в) Нет

Как часто ты пропускаешь уроки физкультуры?

а) не пропускаю совсем б) пропускаю несколько уроков в год в) пропускаю несколько уроков в триместр г) пропускаю большую часть уроков

Опрос 3. «Отношение к закаливанию»

Ваше отношение к закаливанию?

а) за б) против в) затрудняюсь ответить

Часто ли вы болеете простудными заболеваниями?

а) да; б) редко; в) нет

Какие мероприятия, по вашему мнению, несут закаливающий характер?

а) регулирование температуры помещения; б) проветривание комнаты; в) ежедневное пребывание на открытом воздухе; г) солнечные ванны; д) водные процедуры; е) баня

Какие процедуры закаливания вы могли применить к себе?

а) воздушные ванны; б) контрастный душ; в) босохождение; г) моржевание;

д) закаливание холодной водой; е) закаливание солнцем.

Опрос 4 «Правильно ли вы питаетесь?»

Сколько раз в день вы едите?

а) 4-5 раз; б) 1-3 раза; в) сколько захочу.

а) каждое утро; б) один-два раза в неделю; в) очень редко, почти никогда.

Часто ли вы в течение дня перекусываете?

а) никогда; б) один-два раза; в) три раза и больше

Часто ли вы едите свежие фрукты, овощи?

а) ежедневно; б) три-четыре раза в неделю; в) один раз в неделю.

Как часто вы едите торты, шоколад, сладкую выпечку?

а) раз в неделю; б) от 1 до 4-х раз в неделю; в) почти каждый день.

Как часто вы едите хлеб и хлебобулочные изделия?

а) раз в день; б) два раза в день; в) три раза и более.

Сколько чашек чая или кофе вы выпиваете в течение одного дня?

а) одну-две; б) от трех до пяти; в) шесть и больше.

Как часто вы употребляете в пищу фастфуд?

а) крайне редко; б) практически каждый день; в) несколько раз в месяц; г) не ем фастфуд вообще.

Как часто вы употребляете газированные напитки?

а) часто б) редко в) как получится г) не употребляю

Вы соблюдаете ежедневный режим питания?

а) да в) как получается б) нет

Опрос 5 «Личная гигиена»

Всегда ли вы моете руки: перед едой, после занятий спортом, прогулки на улице, туалета, после игры с животными?

а) да; б) иногда в) нет

Всегда ли при мытье рук вы пользуетесь мылом.

а) да; б) иногда в) нет

Моете ли фрукты и овощи перед тем как съесть их?

а) да; б) иногда в) нет

Можете ли вы выпить напиток из чужого стакана?

а) да; б) иногда в) нет

Как часто вы принимаете душ/ванную?

а) ежедневно; б) 1-2 раза в неделю в) 1 раз в неделю

Опрос 6. «Мое отношение к вредным привычкам»

Как вы относитесь к курению?

а) пробовал; б) курю и сейчас; в) категорически против; г) я не курю, но не против, если курят другие

Как вы относитесь к спиртному?

а) пробовал; б) положительно, могу выпить с друзьями и дома в) против употребления

Как вы относитесь к наркотикам и токсическим веществам?

а) никогда не пробовал и не буду; б) считаю, что все надо в жизни попробовать; в) их употребление нормально в наше время.

а) любопытство; б) стремятся так доказать свою взрослость; в) не хотят выделяться; г) уходят от решения проблем; д) способ расслабиться

Необходимо ли проводить для подростков мероприятия по разъяснению о вредном воздействии курения, алкоголя и наркотических веществ?

С помощью, каких мероприятий можно защитить подростков от табакокурения, алкоголизма, употребления наркотиков?

а) беседы с учителями в школе; б) разработка и демонстрация наглядных материалов; в) обращение к специалистам; г) демонстрация познавательных, научно-популярных и художественных фильмов.

Формирование здорового образа жизни среди подростков – это сложный процесс, он охватывает различные компоненты образа жизни современного человека и включает основные направления жизнедеятельности. Работа по развитию самоопределения школьников, является одним из важнейших составляющих её является сохранение и укрепление физического, психического, нравственного и социального здоровья.

Исследование показало, что учащиеся класса ведут здоровый образ жизни. Большинство соблюдают режим дня, правильное питание; заботятся о личной гигиене и отрицательно относятся к вредным привычкам.

Мои одноклассники – это мотивированные к учебе ребята. В нашем классе по итогам учебного года – два отличника 28 хорошистов. Все ребята доброжелательные, активные и осознают, что важным для человека является – здоровье.

Источник

Реферат: Отношение студентов к здоровому образу жизни

Казанский (Приволжский ) федеральный университет

Отношение студентов к здоровому образу жизни.

Студенты группы 1476-2

к.э.н. доцент кафедры

Актуальность выбранной темы исследования.

Каждый должен сделать выводы из прочитанного материала. Если хочешь быть здоровым, целеустремленным, успевающим человеком, то ЗОЖ это действительно твое!

Объект исследования: здоровый образ жизни.

Предмет исследования: отношение студентов к физической культуре и спорту как способу формирования здорового образа жизни.

Цель :исследовать отношение и готовность вести ЗОЖ студентами экономического факультета КФУ.

Поставим ряд задач:

— определить, что является здоровым образом жизни;

— формирование здорового образа жизни средствами физической культуры;

— изучить оздоровительные программы РФ и РТ;

— выявить критерии ЗОЖ;

— дать рекомендации по ведению здорового образа жизни.

— анкетирование студентов экономического факультете КФУ;

— контент-анализ интернета по сайтам.

Несмотря на то, что проводится множество оздоровительных программ и строятся спортивные комплексы, здоровье населения не улучшается.

— студенты ведут здоровый образ жизни;

— родители студентов относятся положительно к ЗОЖ;

— у большинства студентов – хорошее состояние здоровья ;

— для поддержания своего здоровья студенты: занимаются спортом, посещают спортивные секции, делают утреннюю зарядку.

— рациональное питание – является составной частью ЗОЖ

Разработанность темы в научной литературе.

Понятие «здоровый образ жизни» однозначно пока ещё не определено. Представители философско-социологического направления (П. А. Виноградов, Б. С. Ерасов, О. А. Мильштейн, В. А. Пономарчук, В. И. Столяров и др.) рассматривают здоровый образ жизни как глобальную социальную проблему, составную часть жизни общества в целом. В психолого-педагогическом направлении (Г. П. Аксёнов, В. К. Бальсевич, М. Я. Виленский, Р. Дитлс, И. О. Мартынюк, Л. С. Кобелянская и др.) ЗОЖ рассматривается с точки зрения сознания, психологии человека, мотивации. Имеются и другие точки зрения (например, медико-биологическая), однако резкой грани между ними нет, так как они нацелены на решение одной проблемы — укрепление здоровья индивидуума.

«Здоровый образ жизни», по формулировке авторов программною документа «К здоровой России. Политика укрепления здоровья и профилактики заболеваний» (Р.Г.Оганов, Р.А.Халатов, Г’.С.Жуковский и др., 1994) — «поведение, базирующееся на научно обоснованных санитарно-гигиенических нормативах, направленных на сохранение и укрепление здоровья». Укрепление же здоровья — «мероприятия по сохранению и увеличению уровня здоровья населения для обеспечения его полного физического, духовного и социального благополучия».

Отечественными учеными отмечалось, что ЗОЖ выражает ориентированность личности на укрепление и развитие личного и общественного здоровья, реализует наиболее ценный вид профилактики заболеваний — первичную профилактику, предотвращающую их возникновение, способствует удовлетворению жизненно важной потребности в активных телесно-двигательных действиях, физических упражнениях (В.К. Бальссвич, П.А. Виноградов, Н.Д. Граевская, А.В. Сахно, Т.Н. Сулпмцев, В.Д. Чепик, А.С. Чубуков и др.). ЗОЖ зависит от:

— объективных общественных условий, социально-экономических факторов;

— конкретных форм жизнедеятельности, социально-экономических факторов, позволяющих вести, осуществлять ЗОЖ в основных сферах жизнедеятельности: учебной, трудовой, семейно-бытовой, досуга;

— системы ценностных отношении, направляющих сознательную активность людей в русло ЗОЖ.

Разработанность темы в научной литературе

Здоровый образ жизни, по мнению ведущих медицинских специалистов в сфере физической культуры, — это реализация комплекса единой научно обоснованной медико-биологической и социально-психологической системы профилактических мероприятий, в которой важное значение имеет правильное физическое воспитание, должное сочетание труда и отдыха, развитие устойчивости к психоэмоциональным перегрузкам, преодоление трудностей, связанных со сложными экологическими условиями обитания, и устранение гипо-кинезии (Р.Е.Мотылянская, В.К.Велитчснко, Э.Я.Каплан, В.Н.Артамонов)

Авторы монографии выделили три основных компонента здорового образа жизни: 1) объективные общественные условия; 2) конкретные формы жизнедеятельности, позволяющие реализовывать здоровый образ жизни; 3) система ценностных ориентации, направляющих сознательную активность (Ю.В.Валентик, А.В.Мартыненко, В.А.Полесский и др.).

Ю.П.Лисицин и Г.И.Царегородцев дают следующее определение: «Здоровый образ жизни — это способ жизнедеятельности, направленный на сохранение и улучшение здоровья людей как условия и предпосылки существования и развития других сторон образа жизни ». Здоровый образ жизни воплощает грань образа жизни, органически присущую обществу и направленную на заботу о людях.

Здоровый образ жизни — основа профилактики заболеваний (Изуткин Д.А., 1982). Следует подчеркнуть, что в нем реализуется самый ценный вид профилактики — первичная профилактика заболеваний, предотвращающая их возникновение, расширяющая диапазон адаптационных возможностей человека. Однако функция ЗОЖ значительно шире, она выходит за рамки чисто медицинской проблемы.

Сотрудник сектора социологии ВНИИФК Г.В.Дивина справедливо отмечала, что понятие «здоровый образ жизни» пока еще не определено, пользующиеся им вынуждены оговаривать, что конкретно они имеют в виду, для того, чтобы быть правильно понятыми Возможно, в скором будущем необходимость в этом отпадет, так как понятие обретет методологическую и концептуальную «униформу» Пока же хотелось бы употребить вместо «здоровый образ жизни» понятие «культурный образ жизни» (цивилизованный, гуманистический), подразумевая, что здоровье неотъемлемо от культурного образа жизни и является не самоцелью, а органичным компонентом развития и совершенствования как общества, так и отдельного индивида Древние говорили: «Здоровый дух в здоровом теле», подчеркивая таким порядком слов приоритетность здоровья духовного, которому сопутствует и здоровье физическое; другими словами — если человек культурен в широком смысле этого понятия, духовен, то и за своим физическим здоровьем он не сможет не следить. Но в практику нашего физкультурного движения эта древняя мудрость пришла в искаженном, перевернутом виде, что и сказалось на некоторых концептуальных просчетах. У нас она звучит, как «в здоровом теле — здоровый дух», а значит, телесное как бы ставится, выпячивается на первый план, являясь гарантом того, что телесное здоровье может служить залогом духовного здоровья, что, как мы тому имеем множество свидетельств совсем не так.

В основу ЗОЖ, по мнению Д.А.Изуткина, следовало бы положить ряд основных принципов:

1) здоровый образ жизни — его носителем является человек как существо деятельное и в биологическом, и в социальном отношении;

2) человек выступает как единое целое, в единстве биологических и социальных характеристик;

3) здоровый образ жизни способствует полноценному выполнению социальных функций;

4) здоровый образ жизни включает в себя возможность предупреждения заболевании.

1) Формирование духовной сферы личности.

2) Укрепление здоровья, усвоение правил и норм ЗОЖ, повышение сопротивляемости организма неблагоприятным факторам внешней и внутренней среды за счет полной сохранности механизмов гомеостаза.

3) Физическое (точнее физкультурное) образование учащихся, включающее формирование специальных знаний в области ФК; совершенствование координационных способностей и расширение двигательного опыта в трех плоскостях пространства и в различных условиях опоры.

4) Совершенствование тех функциональных свойств или кондиционных возможностей, которые определяют успех двигательной деятельности.

5) Физическое развитие, формирование основных тотальных размеров, массы, пропорций, конституции тела, правильной осанки, предупреждение плоскостопия и т.п.

Касаясь проблем ЗОЖ, Ю.Н.Теппер отмечал, что принцип здравостроительства был выдвинут еще в 20-х годах и что в наше время теория здоровья должна получить новое содержание и обеспечить деятельность в небывалой по остроте эколого-технологической ситуации, где речь идет не столько об укреплении здоровья, сколько о проблеме выживания. Президент ассоциации «Спорт для всех» А.В. Царик подчеркивал, что физическая культура — стержневое, главное условие здорового образа жизни и в значительной степени охватывает собой понятие и явление ЗОЖ. Этот же автор признавал, что процесс формирования физической культуры тесно связан с такими объективными факторами образа жизни, как экономика и наличие свободного времени, экология и условия труда, жилищно-бытовые и другие условия, а также условия физкультурно-спортивных занятий.

ФКС имеют в современных условиях весьма высокую социально-экономическую значимость для общества в целом и для отдельного человека (В.У. Агеевец, А.М. Алексеев и др.), поскольку занятия ими развивают, совершенствуют многие важные социальные и биологические качества людей, оказывают прогрессивное влияние на формирование и гармоническое развитие и воспитание человека (П.А. Виноградов, В.М. Ныдрин, А.П. Душанин, К.А. Кулинкович, Л.П. Матвее». О.А. Милыптейн,. Н.И. Пономарев, В.А. Пономарчук, В.И. Столяров, 13.И. Старшинов, П.С. Стеновой и др.). Это учитывается обществом при планировании и осуществлении затрат свободного времени общества в целом и отдельными людьми, поскольку свободное время должно использоваться рационально и эффективно с точки зрения интересов общества в целом. В свою очередь, каждый человек должен получить в сфере свободного времени максимум реально возможного в конкретных условиях и обстоятельствах для своего всестороннего и гармоничного развития, постоянного совершенствования личности.

Таким образом, в общественном сознании прочно утверждается мнение, что физическая культура общества в целом и каждого человека в отдельности представляет собою базовое условие формирования и осуществления здорового образа жизни (ЗОЖ), который, в свою очередь, — не только основа хорошего самочувствия и бодрого настроения, но и путь к оздоровлению нации, к решению многих социальных проблем современной России.

Интерпретация основных понятий.

Здоровый образ жизни – образ жизни отдельного человека с целью профилактики болезней и укрепления здоровья.

Здоровый образ жизни — это способ жизнедеятельности, направленный на сохранение и улучшение здоровья людей как условия и предпосылки существования и развития других сторон образа жизни ». Здоровый образ жизни воплощает грань образа жизни, органически присущую обществу и направленную на заботу о людях.

Наркома́ния (от греч. νάρκη /narkē/ — оцепенение, сон, и μᾰνία /mania/ — безумие, страсть, влечение.) — хроническое прогредиентное заболевание, вызванное употреблением веществ-наркотиков.

Законами РФ наркомания определяется как «заболевание, обусловленное зависимостью от наркотических средств или психотропных веществ, включенных в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации». Соответственно, патологическую зависимость от алкоголя, табака, или кофеина юридически не причисляют к наркомании, хотя и они, по ряду критериев, относятся к наркотическим веществам. Медицина рассматривает зависимость от этих веществ как наркотическую. В связи с этим, патологическую зависимость от данных веществ выделяют в отдельные группы, для алкоголя это — алкоголизм, для табака — никотиновая зависимость, только злоупотребление кофеином относится в наркологии к той же группе, что и злоупотребление прочими стимуляторами, и не выделяется отдельно.

Токсикомания — один из самых злокачественных видов наркомании. Вызывая серьезное рушение организма и сильную зависимость, токсикомания отличается от наркомании только в юридическом аспекте: она вызывается употреблением веществ, не отнесенных Минздравом к группе наркотиков, и на нее не распространяются правовые и уголовные акты, действующие в отношении наркоманов.

Алкоголи́зм — заболевание, частный случай проявления токсикомании, характеризующееся болезненным пристрастием к употреблению алкогольных напитков (психическая и физическая зависимость) и алкогольным поражением внутренних органов. При алкоголизме происходит деградация человека как личности.

В повседневной жизни и исторически алкоголизмом называют состояние, которое приводит к постоянному употреблению алкогольных напитков, несмотря на проблемы со здоровьем и негативные социальные последствия.

Табакокуре́ние (или просто куре́ние) — вдыхание дыма тлеющих высушенных или обработанных листьев табака, наиболее часто в виде курения сигарет, сигар, сигарилл или трубок. Люди курят из-за сформировавшейся наркотической зависимости (т. н. «вредной привычки»), для получения удовольствия[источник не указан 71 день], или по социальным причинам (для общения, за «компанию», «потому что все курят», и т. д.). В некоторых социумах курение табака является ритуалом.

Согласно данным ВОЗ (Всемирной Организации Здравоохранения), около одной трети взрослого мужского населения мира курят табак. Табакокурение было привезено в Испанию Колумбом после открытия Америки и затем распространилось в Европу и остальной мир через торговлю. Табак — соответственно, самое используемое наркотическое вещество на Земле.

Табачный дым содержит психоактивные вещества — алкалоиды, никотин и гармин, которые в комбинации являются аддиктивным стимулятором ЦНС, а также вызывают слабую эйфорию. Эффекты воздействия никотина включают временное снятие усталости, сонливости, вялости, повышение работоспособности и памяти.

Медицинские исследования указывают на явную связь табакокурения с такими заболеваниями как рак и эмфизема лёгких, заболеваний сердечной системы, а также других проблем со здоровьем.[3][4] По данным ВОЗ, за весь XX-й век табакокурение явилось причиной смерти 100 миллионов человек по всему миру и в XXI веке эта цифра возрастёт до миллиарда.

Лудомания (игровая зависимость, игромания, гэмблинг) — патологическая склонность к азартным играм заключается в частых повторных эпизодах участия в азартных играх, которые доминируют в жизни человека и ведут к снижению социальных, профессиональных, материальных и семейных ценностей, такой человек не уделяет должного внимания своим обязанностям в этих сферах.

Синдром приобретённого иммунного дефицита (СПИД, синдром приобретенного иммунодефицита, англ. AIDS)— состояние, развивающееся на фоне ВИЧ-инфекции (англ. Human immunodeficiency virus, HIV) и характеризующееся падением числа CD4+ лимфоцитов, множественными оппортунистическими инфекциями, неинфекционными и опухолевыми заболеваниями. ВИЧ передается при прямом контакте слизистых оболочек или крови с биологическими жидкостями, содержащими вирус, например, с кровью, спермой, секретом влагалища или с грудным молоком. ВИЧ-инфекция не передается через слюну и слезы, а также бытовым путем. Передача ВИЧ может происходить при анальном, вагинальном или оральном сексе, переливании крови, использовании зараженных игл и шприцев; между матерью и ребенком во время беременности, родов или при грудном вскармливании через указанные выше биологические жидкости. СПИД является терминальной стадией ВИЧ-инфекции.

Физи́ческая культу́ра — сфера социальной деятельности, направленная на сохранение и укрепление здоровья, развитие психофизических способностей человека в процессе осознанной двигательной активности. Физи́ческая культу́ра — часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития (в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»).

Основными показателями состояния физической культуры в обществе являются:

уровень здоровья и физического развития людей;

степень использования физической культуры в сфере воспитания и образования, в производстве и быту.

Заря́дка — комплекс физических упражнений, выполняемых, как правило, утром, с целью разминки мышц и суставов. Зарядка является обязательной процедурой в армии и спортивных лагерях. В комплекс обычно входят упражнения для мышц шеи, спины, живота, ног и рук. Типичные упражнения: потягивания, наклоны, приседания, отжимания. Зарядку обычно проводит квалифицированный тренер, показывающий упражнения группе, которая затем их повторяет, иногда под музыку. Зарядка может сочетаться с бегом, закаливанием или моржеванием.

Закаливание — это система специальной тренировки терморегуляторных процессов организма, включающая в себя процедуры, действие которых направлено на повышение устойчивости организма к переохлаждению или перегреванию. При действии этих факторов внешней среды в организме возникает сложный физиологический комплекс ответных реакций, в котором участвуют не отдельные органы, а определённым образом организованные и соподчинённые между собой функциональные системы, направленные на поддержание температуры тела на постоянном уровне.

Моржева́ние — кратковременное погружение в ледяную воду или плавание в ней на небольшие расстояния (обычно 25 метров и менее); является разновидностью зимнего плавания.

Плавание — вид спорта, заключающийся в преодолении вплавь за наименьшее время различных дистанций. При этом в подводном положении по действующим ныне правилам разрешается проплыть не более 15 м после старта или поворота (в плавании брассом подобное ограничение сформулировано по-другому); скоростные виды подводного плавания относятся не к плаванию, а к подводному спорту.

Бег — один из способов передвижения (локомоции) человека и животных; отличается наличием т. н. «фазы полёта» и осуществляется в результате сложной координированной деятельности скелетных мышц и конечностей.

Биологически активные добавки (БАД) к пище — композиции натуральных или идентичных натуральным биологически активных веществ, предназначенных для непосредственного приёма с пищей или введения в состав пищевых продуктов.

Английские эквиваленты термина: en:food supplements, en:nutraceuticals, en:parapharmaceuticals.

Биологически активные пищевые добавки к пище, наряду со специализированными продуктами питания, являются наиболее эффективным способом устранения дефицита витаминов, но при условии содержания биологических веществ в дозах, соответствующих физиологическим потребностям человека.

Дие́та (греч. δίαιτα — образ жизни, режим питания) — совокупность правил употребления пищи человеком или другим живым организмом. Диета может характеризоваться такими факторами, как химический состав, физические свойства, кулинарная обработка еды, а также время и интервалы приёма пищи. Диеты различных культур могут иметь существенные различия и включать или исключать конкретные продукты питания. Предпочтения в питании и выбор диеты влияют на здоровье человека.

Витами́ны — группа низкомолекулярных органических соединений относительно простого строения и разнообразной химической природы. Это сборная, в химическом отношении, группа органических веществ, объединённая по признаку абсолютной необходимости их для гетеротрофного организма в качестве составной части пищи. Витамины содержатся в пище в очень малых количествах, и поэтому относятся к микронутриентам.

Вре́дные привы́чки — распространённые действия, которые люди повторяют вновь и вновь, несмотря на то, что они не полезны или даже вредны. Вредные привычки могут иметь в себе элементы невроза.

Привычка — это характерная форма поведения человека, которая в определённых условиях приобретает характер потребности. Если привычка оказывает негативное воздействие на организм человека, на его здоровье, разрушает его жизнь — это вредная привычка.

Гигие́на (от др.-греч. ὑγιεινόν — «здоровье»[1]) — это область науки, в частности медицины, изучающая влияние условий жизни, труда на человека и разрабатывающая профилактики различных заболеваний; обеспечивающая оптимальные условия для существования; сохраняющая здоровье и продлевающая жизнь.

Фитнес — это оздоровительная методика, позволяющая изменить формы тела и его вес и надолго закрепить достигнутый результат. Она включает в себя физические тренировки в сочетании с правильно подобранной диетой. И упражнения, и диета в фитнесе подбираются индивидуально — в зависимости от противопоказаний, возраста, состояния здоровья, строения и особенностей фигуры.

Спорт (англ. sport, сокращение от первоначального англ. disport — «игра», «развлечение») — организованная по определенным правилам деятельность людей, состоящая в сопоставлении их физических и интеллектуальных способностей, а также подготовка к этой деятельности и межличностные отношения, возникающие в её процессе.

Таблица 2. Рабочий план и смета исследования

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Название: Отношение студентов к здоровому образу жизни
Раздел: Рефераты по медицине
Тип: реферат Добавлен 10:05:01 19 июля 2011 Похожие работы
Просмотров: 1823 Комментариев: 12 Оценило: 1 человек Средний балл: 5 Оценка: неизвестно Скачать